Что такое социальная реформа в истории 9 класс
Социальные реформы
Социальные реформы — это :
1. изменение какой-либо существенной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;
2. одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризующаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленностью таких изменений;
3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легальных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.
Формально под социальными реформами понимается нововведение любого содержания; это изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующего общественно-политического строя.
Необходимость осуществления социальных реформ встает на повестку политической жизни в условиях роста социальной напряженности в обществе. Социальные реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. Социальные реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части.
Ход политики социальных реформ определяется сложным переплетением объективных и субъективных факторов. Успех или неуспех реформ в значительной мере зависит от степени готовности правящей верхушки пойти на такие нововведения, которые действительно устраняют препятствия для нормального развития общества.
Многое зависит также и от своевременности проведения необходимых преобразований. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, т. к. в противном случае они не только не могут не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая элита. По мнению П. Сорокина,реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам; социальным реформам должно предшествовать тщательное научное изучение конкретных социальных условий; каждую реформу вначале следует тестировать на малом социальном масштабе; реформы должны проводится в жизнь правовыми, конституционными средствами.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА» в других словарях:
Реформа — (лат. reformo) преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы укрепление и обновление государственных основ, что,… … Википедия
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — (social policy) сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, какими центральная и местная правительственная политика затрагивают жизнь индивидуумов и общин. Социальную политику, как… … Большой толковый социологический словарь
РЕФОРМА — (франц. reforme, от лат. reformo преобразовываю) преобразование, изменение, переустройство какой либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений, образования) при сохранении основ существующего социального строя; социальная реформа … Профессиональное образование. Словарь
РЕФОРМА СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. reformo преобразовываю) англ. reform, social; нем. Sozialreform, фр. reforme sociale; 1. Преобразование, изменение, переустройство к. л. стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей… … Энциклопедия социологии
Социальная психология и общество (журнал) — Социальная психология и общество Специализация: взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество» Периодичность: 4 раза в год Язык: русский … Википедия
Реформа социальная — фран. reforme, от лат. reformo преобразовываю) преобразование, изменение, нововведение, переустройство какой либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не устраняющее основ существующей социально политической структуры и… … Социологический справочник
Социальная история — Общее определение С. истории. В общем понятии истории как в смысле науки, так и в смысле предмета, этой наукой изучаемого (см.), С. история противополагается истории культурной (см.) и политической. Под С. историей в узком смысле разумеют историю … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
РЕФОРМА СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. reformo преобразовываю) англ. reform, social; нем. Sozialreform, фр. reforme sociale; 1. Преобразование, изменение, переустройство к. л. стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей… … Толковый словарь по социологии
Реформа социальная — (лат. reformare исправлять, преобразовывать) форма общественных преобразований, осуществляемых сверху, правящими силами, с целью разрешить определенные противоречия социально экономической и политической жизни (или же создать видимость их… … Научный коммунизм: Словарь
Социальный вопрос и социальная политика — С. вопрос в узком смысле есть то же самое, что и рабочий вопрос в более широком смысле. С. вопрос может быть определен, как вопрос преобразования общественного строя в интересах тех классов, которые принимают главное участие в создании… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Реформа социальная
(лат. reformare — исправлять, преобразовывать) — форма общественных преобразований, осуществляемых сверху, правящими силами, с целью разрешить определенные противоречия социально-экономической и политической жизни (или же создать видимость их разрешения).
Условно можно говорить о нескольких типах Р. с. Это прежде всего реформы, осуществляемые правящим эксплуататорским классом с целью укрепления, усиления своих позиций, приспособления к меняющимся условиям. Они обычно следуют за революцией буржуазной, являясь как бы ее естественным, логическим продолжением. Далее нужно выделить реформы, на которые правящие эксплуататорские классы вынуждены идти под воздействием развивающегося революционного движения трудящихся масс, угрожающего их существованию, или в результате осмысления уроков победоносных революций, в других странах. По своему смыслу эти реформы являются частичной капитуляцией правящих режимов, уже не могущих управлять «по-старому», но идущих на уступки с целью удержания господства в целом. Они могут быть и чрезвычайно поверхностными, как средство обмана масс, отвлечения их от революционной борьбы, и весьма радикальными, открывая определенный простор историческому прогрессу, являясь иногда даже средством решения отдельных задач революции. Для обозначения последнего типа общественных преобразований классики марксизма выдвинули особое понятие — «революция сверху»; при этом они подчеркивали чрезвычайно противоречивый характер их последствий. Так, Ленин, говоря о реформах 60‑х гг. XIX в. в Пруссии и Австрии, писал, что они были осуществлены «вопреки интересам рабочих, в самой невыгодной для рабочих форме, с сохранением и монархии, и привилегий дворянства, и бесправия в деревне, и массы других остатков средневековья» (т. 20, с. 311). Аналогичными были ленинские оценки крестьянской реформы 1861 г. в России.
Считая революцию наиболее эффективным способом разрешения классовых противоречий, подлинные революционеры, однако, далеки от нигилистического отношения к реформам, от категорического отрицания их прогрессивной роли. Неоднократно подчеркивая тот факт, что реформы как тип эволюционного движения являются лишь «побочным продуктом революционной классовой борьбы» (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 147, 228—229), ведя последовательную критику разного рода реформистов, «которые прямо или косвенно ограничивают стремления и деятельность рабочего класса реформами», Ленин указывал: «Марксисты признают, в отличие от анархистов, борьбу за реформы. » (т. 24, с. 1) (см. Анархизм).
После социалистической революции пролетарское государство, народная власть также осуществляют целую серию реформ, продолжающих те преобразования, которые начинаются установлением диктатуры пролетариата. При социализме в силу отсутствия классовых антагонизмов качественные сдвиги в тех или иных областях жизни общества носят характер постепенных изменений, проводимых социалистическим государством при активном участии трудящихся масс.
Полезное
Смотреть что такое «Реформа социальная» в других словарях:
РЕФОРМА СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. reformo преобразовываю) англ. reform, social; нем. Sozialreform, фр. reforme sociale; 1. Преобразование, изменение, переустройство к. л. стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей… … Энциклопедия социологии
Реформа социальная — фран. reforme, от лат. reformo преобразовываю) преобразование, изменение, нововведение, переустройство какой либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не устраняющее основ существующей социально политической структуры и… … Социологический справочник
РЕФОРМА СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. reformo преобразовываю) англ. reform, social; нем. Sozialreform, фр. reforme sociale; 1. Преобразование, изменение, переустройство к. л. стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей… … Толковый словарь по социологии
Реформа — (лат. reformo) преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы укрепление и обновление государственных основ, что,… … Википедия
Социальная психология и общество (журнал) — Социальная психология и общество Специализация: взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество» Периодичность: 4 раза в год Язык: русский … Википедия
Социальная история — Общее определение С. истории. В общем понятии истории как в смысле науки, так и в смысле предмета, этой наукой изучаемого (см.), С. история противополагается истории культурной (см.) и политической. Под С. историей в узком смысле разумеют историю … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — (social policy) сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, какими центральная и местная правительственная политика затрагивают жизнь индивидуумов и общин. Социальную политику, как… … Большой толковый социологический словарь
РЕФОРМА — (франц. reforme, от лат. reformo преобразовываю) преобразование, изменение, переустройство какой либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений, образования) при сохранении основ существующего социального строя; социальная реформа … Профессиональное образование. Словарь
СОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА — (social reform) политические и социальные меры, осуществляемые с целью устранения социальных проблем. Движения за последовательные реформы и административные структуры, учрежденные для их осуществления, рассматривается как главная особенность,… … Большой толковый социологический словарь
Крестьянская реформа в России — Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян ( … Википедия
6.1 Реформы в социальной сфере
Реформы в социальной сфере
Мы не намерены давать здесь исчерпывающую характеристику содержания и подходов к организации конкретных направлений социальной реформы, каждая из них является предметом глубокой профессиональной разработки. Остановимся только на важнейших, имеющихся стратегическое значение вопросах.
Реформа трудовых отношений призвана ликвидировать разрыв между реалиями рынка труда и иллюзиями сохраняющегося поныне трудового законодательства, которое является одним из ярких проявлений виртуальности нашего «социального государства». Ее цель состоит в том, чтобы повысить гибкость рынка труда и мобильности рабочей силы; одновременно обеспечить реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра для работодателей; сократить латентные процессы на рынке труда. Для этого предлагается:
• в законодательстве и на практике существенно повысить роль индивидуальных трудовых договоров, упростить процедуры их расторжения по инициативе работодателя при условии необходимой защиты прав и интересов работника; расширить сферу применения срочных индивидуальных трудовых договоров; расширить круг вопросов, регулируемых непосредственно договорам;
• изменить содержание и роль коллективных трудовых отношений с участием профсоюзов как представителей работников на уровне предприятий и организаций; на более высоких уровнях развития — создать институты социального партнерства, содействуя консолидации представительства работодателей и наемных работников;
• учитывая радикальный характер и многообразие требующихся изменений в трудовом законодательстве, в силу чего реформа трудовых отношений будет поэтапной, считать нецелесообразным принятие в ближайшее время новой редакции Кодекса законов о труде, который остается советским в своей основе. Взамен предлагается принять последовательно ряд федеральных законов, которые затем могли бы быть кодифицированы в свод законов
о труде с учетом опыта их применения. В их числе законы «Об индивидуальных трудовых договорах», «О социальных судах в Российской Федерации», «О коллективных договорах и соглашениях»;
• принять более реалистические процедуры массовых увольнений, внести соответствующие поправки в закон «О занятости населения в Российской Федерации». Сейчас в процессе структурной перестройки предприятия нередко вынуждены идти на массовые увольнения, действуя в обход закона и нарушая права трудящихся,
в том числе не выплачивая заработную плату и отправляя людей в продолжительные неоплачиваемые отпуска. Предусмотреть для таких случаев приемлемые методы компенсаций и реализации социальных программ реструктуризации, в том числе с привлечением бюджетных средств или социальных заимствований. Реформа трудовых отношений — одна из важнейших для завершения рыночных преобразований.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства уже проводится в течение нескольких лет, но в последнее время темпы ее существенно снизились. Цель реформы — создание нормального конкурентного рынка жилья и коммунальных услуг, который позволил бы существенно сократить издержки и цены на них для покупателей. На этой основе должна повышаться доля населения в оплате приобретения жилья и коммунальных услуг до их реальной стоимости и сокращаться дотации на эти цели из региональных и местных бюджетов, а также из средств предприятий. Должно снижаться также перекрестное субсидирование. Малообеспеченным семьям должны выплачиваться жилищные субсидии.
Темпы реформы ограничиваются низкими доходами населения, которые еще больше упали после кризиса 1998 года. Тем более недопустимо принуждать население оплачивать повышенные издержки строительных и коммунальных предприятий, действующих в неконкурентной среде. Эта сфера является одним из заповедников номенклатурного капитализма, где связь бизнеса с властью проявляется всего наглядней.
Поэтому первая задача ускорения жилищно-коммунальной реформы — создание конкурентного рынка.
Пенсионная реформа представляется одной из самых сложных, поскольку предполагает переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно-распределительной, с последовательным увеличением доли накопительных элементов в условиях жестких бюджетных ограничений. Причем такой переход требует создания переходного финансового резерва в более или менее значительных масштабах. Переход этот желательно в основном завершить к 2007 году, когда рост доли населения в пенсионном возрасте может поставить нынешнюю пенсионную систему перед неразрешимыми трудностями. Дополнительные сложности создал кризис 1998 года: вследствие опережающей индексации минимальных пенсий недопустимо сократилась дифференциация пенсий, возникли препятствия для внедрения условно-накопительных персональных пенсионных счетов, который предусматривает программа пенсионной реформы, принятая в мае 1998 года.
В связи с этим предлагается:
• в ближайшее время не стремиться к увеличению дифференциации пенсий, а равномерно повышать размеры всех пенсий, чтобы быстрее довести минимальные пенсии до 80 % прожиточного минимума, что предусмотрено программой пенсионной реформы;
• в дальнейшем увеличение дифференциации пенсий проводить за счет роста накопительного компонента обязательного государственного пенсионного страхования;
• вернуться к вопросу о поэтапном повышении общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет, равно для мужчин и женщин, в течение 10 лет, начиная с 2002 года. Подобные решения уже приняты в Грузии, Казахстане и Молдове. В развитых индустриальных странах такая норма существует давно. Это тем более целесообразно делать, что при нынешнем уровне пенсий все трудоспособные пенсионеры работают и до более высоких возрастов;
• предусмотреть альтернативные подходы к финансированию досрочного выхода на пенсию через систему страхования фактической утраты трудоспособности в льготном пенсионном возрасте;
• создать условия для развития негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного пенсионного страхования с учетом перспектив нормализации ситуации на финансовых рынках.
Реформа системы социальной защиты (предоставления социальных льгот, выплат и услуг), предусматривающая замещение субсидий к ценам, категориальных льгот и выплат на адресные выплаты нуждающимся, строится исходя из того, чтобы критерии отбора нуждающихся соответствовали финансовым возможностям. Критерии, принятые в законодательстве 1999 года, видимо, не позволяют реализовать повсеместный переход на адресные принципы социальной помощи из-за реальных бюджетных ограничений.
В связи с этим предлагается:
• полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной поддержки передать на региональный и муниципальный уровни, где легче оценить возможности и своеобразие условий;
• активно развивать негосударственный сектор оказания социальных услуг, обеспечив ему равный с госучреждениями доступ к «государственному социальному заказу»;
• расширять свободу выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения специальных социальных счетов. С этих счетов на определенную сумму можно получить бесплатные или субсидируемые услуги по оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их предоставление.
• содействовать привлечению частных благотворительных ресурсов в систему механизмов государственного социального заказа и социальных счетов граждан, развивать волонтерство в сфере оказания социальных услуг.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Социальная карта — механизм государственного и муниципального управления в сфере социальной поддержки населения
Социальная карта — механизм государственного и муниципального управления в сфере социальной поддержки населения Потребности рынкаВ настоящее время на всех уровнях власти проводится большая работа, связанная с реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 г.
Налоговые вычеты в социальной сфере
Налоговые вычеты в социальной сфере Следующие вычеты – социальные, они затрагивают такие стороны человеческой жизни, как обучение, лечение и пенсионные накопления (пп. 2–5 п. 1 ст. 219 НК РФ).В совокупности суммы расходов к данным вычетам не могут превышать 120 тысяч рублей,
6. Преобразования в социальной сфере
6. Преобразования в социальной сфере В середине 1950-х гг. был разработан проект мер, предназначенных для улучшения жизни населения. Систематически повышалась зарплата (ежегодно примерно на 6%), особенно у работников с минимальным доходом. Сокращается рабочая неделя с 48 до 40
1. Реформы ни при чем
1. Реформы ни при чем Опираясь на эти тезисы, утверждаю: вопреки распространенному мнению, нынешний финансовый кризис с рыночными реформами практически никак не связан. Ну, если только не считать, что подобные кризисы бывают только в рыночной экономике и что реформы
7.2.3 Реформы
7.2.3 Реформы И с высокой степенью уверенности можно утверждать, что правительство Е. М. Примакова не будет проводить никаких реформ из упомянутых выше, связанных так или иначе с ростом напряжения, с необходимостью преодолевать сопротивление.Парадокс текущего момента. До
7.7. Реформы в социальной сфере
7.7. Реформы в социальной сфере Социальная сфера в целом в силу различных обстоятельств осталась практически не затронутой рыночными преобразованиями. Благоприятные возможности 1992–1994 годов упущены.Между тем необходимость реформ в этой сфере становится все более
4.3.1 Структурные реформы
4.3.1 Структурные реформы В перспективе для серьезного улучшения инвестиционного климата в России, роста производства и производительности исключительно важно выравнивание условий конкуренции и дальнейшая либерализация экономики. Неэффективные предприятия не должны
4.3.3 Социальные реформы
4.3.3 Социальные реформы В целях повышения эффективности работы в отраслях социальной сферы, еще слабо затронутых трансформацией, и обеспечения их развития при снижении финансовой нагрузки на экономику, требуется осуществление реформ:• в области трудовых отношений с
РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ
РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ Как уже отмечалось, И. В. Сталин был выдающимся представителем догматического направления в марксизме. Ему были чужды любые сомнения в правильности выбранного пути, эффективности “социалистического” способа производства и его преимуществе над
4.11. О социальной политике
4.11. О социальной политике В последние 15 лет российское общество сильно поляризовалось. Огромная масса населения оказалась отброшена на обочину жизни. К сожалению, и в последние годы этот процесс поляризации не был повернут вспять — разрыв между бедными и богатыми только
22. Реформы Петра I
22. Реформы Петра I Период правления Петра I знаменателен проведением реформ, коренным образом изменивших облик России. Главной исторической заслугой государя стало выведение страны из экономической стагнации, развитие промышленности, приобщение к знаниям и опыту
71. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
71. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И все же экономическая история Советского Союза была бы неполной без изучения больших изменений, которые происходили на рубеже 1950-1960-х гг. в социальной сфере и коснулись в первую очередь городского населения.Главным среди других был
11 МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
11 МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Социальная сфера – это вид деятельности, предмет которой составляют человек и его потребности. Социальная сфера – сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает условия труда и
49. Понятие социальной защиты, ее основные направления в сфере труда
5.5. Реформы Петра I и их последствия
5.5. Реформы Петра I и их последствия К концу XVII в. Россия уже исчерпала все возможности обособленного, автаркического развития вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, армии, образовании,
Реформы Столыпина Кратко по пунктам
Таблица реформ Столыпина
Реформа | Суть | Дата |
Аграрная | Решение крестьянского вопроса | 1906-1911 |
Военная | Проведение модернизации российской армии | 1906-1907 |
Земская | Распространение земств в западных губерниях | 1911 |
Образования | Введение обязательного начального образования | 1908 |
Аграрная реформа Столыпина
Причина реформы
Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.
Цель реформы
Методы и программа
В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.
Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.
Итоги
Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.
Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.
Военная реформа Столыпина
Причина реформы
Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Цель реформы
В качестве цели были определены следующие направления военной политики:
Методы и программа
В ходе проведения военной реформы был создан новый Воинский устав, который четко определил права и обязанности призывных комиссий, порядок призыва в армию, а также льготы для отбывающих воинскую повинность. Также документом предусматривалась возможность обжаловать решения властей.
Итоги
Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.
С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.
Земская реформа Столыпина
Причина реформы
Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.
Цель реформы
Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.
Методы и программа
Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту,выступил против реформы в западных губерниях.
Итоги
Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.
Образовательная реформа Столыпина
Причина реформы
Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.
Цель реформы
Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.
Методы и программа
Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.
Итоги
Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.
За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.
Итоги реформ Столыпина
Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.
Отношение общества к проведению реформ
Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.
Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.