Что такое социальная рыночная экономика
Социально-ориентированная рыночная экономика
Социа́льно-ры́ночная эконо́мика (нем. Soziale Marktwirtschaft ) — экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму.
Автором концепции был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюлльер-Армак. Важный вклад в развитие также внесли Франц Бём, Вальтер Ойкен, Франц Оппенгеймер, Вильгельм Рёпке. Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социал-демократов.
Социальная рыночная экономика
В основе нашего понимания экономики лежат три непреложных факта:
– земля и все, что находится на ней, создано Богом и принадлежит Ему, человеку же дано право пользоваться всеми земными благами.
– из-за грехопадения все отношения между людьми, включая экономические, несут на себе отпечаток греха и порока и не могут быть совершенными.
– достоинство человека является предпосылкой для создания справедливой и эффективной экономики.
Основными принципами в экономической сфере общества, провозглашаемые РОССИЙСКОЙ ПАРТИЕЙ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ, являются:
– свобода предпринимательства и конкуренции;
В соответствии с постулируемыми принципами наша партия в качестве экономической модели развития России провозглашает социальную рыночную экономику, испытанную и показавшую высокую эффективность в ряде стран мира.
Модель социальной рыночной экономики во всех отношениях доказала свое превосходство над либеральной, корпоративной и социалистической экономикой. Она является гарантом личной свободы. Ее фундамент – гражданско-правовой строй, основанный на принципе свободы договоров. Свобода основывать и создавать свое дело, свобода распоряжения частной собственностью относятся к непременным предпосылкам сознательной самореализации личности.
Социальная рыночная экономика мобилизует творческие силы людей, ее материальная доходность является источником не только индивидуального благополучия, но и предпосылкой гражданского мира и более гуманного труда в обществе. Гражданский мир и достойный уровень социальной обеспеченности являются необходимыми общими условиями для успешного развития народного хозяйства.
Социальная рыночная экономика – это экономический строй, основывающийся на ответственности за социальную и экологическую сферы жизни. Такая экономика отвечает идеалам нашего общества. Она предоставляет предпринимателям свободу действий для оптимального применения ими средств производства под личную ответственность и на свой страх и риск, она открывает тем, кто трудится эффективно, перспективу общественного роста и более высоких доходов; в то же время она обеспечивает равные шансы для каждого и снижает социальную напряженность в обществе.
Доля государства в валовом национальном продукте должна удерживаться в определенных границах; это создает благоприятные условия для новаторских начинаний предприятий, для создания рабочих мест и роста частного предпринимательского сектора, а также гарантирует создание экономического строя, ориентированного на конкурентоспособность.
Социальная рыночная экономика – это больше чем экономический строй; в своей этической основе она ориентирована на общее благо. Этой экономической этике соответствуют чувство ответственности за окружающую среду и такие социальные убеждения, в соответствии с которыми каждый гражданин вносит свой посильный вклад в обеспечение и улучшение наших жизненных основ. Социально вредна психология добровольных изгоев и тех, кто хочет жить за счет других людей.
Наша партия выступает за солидарную экономическую и социальную этику, опирающуюся на производительный труд и личную ответственность. Мы обращаемся к принципам и опыту ведения хозяйственных дел дореволюционной России, которые выработали российские предприниматели в начале XX века:
1. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку со стороны предпринимателя – залог ответной любви и благорасположения.
2. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель, пекись о благе своей Отчизны. Береги собственность и имущество других, как свое.
3. Уважай власть. Власть – необходимое условие для ведения дел. Уважай законную власть и ее представителей.
4. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
5. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – основа предпринимательства. Предпосылка честной прибыли и уважительных отношений в делах. Будь добродетелен, честен, правдив и милосерден.
6. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань вседозволенности. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Эффективность социальной рыночной экономики зависит от производительного труда всех участников хозяйственного процесса. Без усердия, без эффективного труда невозможно никакое «русское чудо». Трудовая этика, готовность к ответственным действиям, чувство локтя и высококвалифицированное управление более чем когда-либо раньше необходимы в условиях обострившейся международной конкуренции, если мы хотим значительно повысить благосостояние и социальную обеспеченность людей.
Социальная рыночная экономика представляет собой важнейший принцип построения также и для Евразийского Союза. Процесс интеграции на региональном, национальном и международном уровнях невозможно остановить. Растущее международное разделение труда увеличивает взаимозависимость национальных экономик. Многие проблемы экономической политики уже не могут быть решены в узких рамках какого-либо одного государства. Все чаще место суверенной политико-экономической деятельности занимают международная кооперация или решения на международном уровне. Такие решения должны быть политически прозрачными и понятными для граждан, чего не произошло со вступлением России в ВТО и ряд других международных финансовых и экономических организаций.
С целью экономического прорыва наша партия ставит перед собой задачи всестороннего развития всех секторов отечественной экономики: аграрного, индустриального и нового, информационного.
Основу аграрного сектора нашей экономики составляют сельское и лесное хозяйство, обладающее большим политическим, социальным, экологическим и культурным весом, чем просто место создания материальных ценностей. Культурный ландшафт России издавна формировался крестьянским бытом. В течение жизни многих поколений наша народная культура определялась крестьянскими традициями и ценностями. Сельское и лесное хозяйство не только поддерживает отечественный историко-культурный ландшафт, но и сохраняет естественные основы нашей жизни.
За последние десятилетия сельское и лесное хозяйство подверглось кардинальным изменениям. Ушел в прошлое совхозно-колхозный строй. На его месте образовались сельскохозяйственные предприятия капиталистического типа, ориентирующиеся преимущественно на развитие растениеводства и лесоразработок, в ущерб животноводству и лесоразведению. В результате ошибочной аграрной политики возникла крайне высокая зависимость нашей страны от импорта продовольствия. Многие жители сельскохозяйственных районов вынуждены покинуть свою малую родину и искать заработок или приработок на стороне.
Ответственный подход к природе и ее ресурсам — вот основа аграрной политики нашей партии. Мы выступаем за создание современного экономичного сельского хозяйства, включая также применение техники и химической обработки почв, и экономичного лесного хозяйства.
В сельских районах необходимо расширять дорожную сеть, создавать новые рабочие места, детские, школьные и культурные учреждения, больницы, места отдыха и проведения досуга и, тем самым, увеличивать притягательность жизни в сельской местности.
Спасем село – спасем Россию! Мы хотим сохранить сельские районы как родину людей, его населяющих, сберечь их неповторимый облик. Речь идет о том, чтобы обдуманно формировать самостоятельное развитие этих районов. Они представляют собой жизненное пространство, имеющее собственную ценность и требующее самостоятельного развития. Сельские районы имеют право на равные с городом возможности для жизни и работы. Цель нашей политики заключается в том, чтобы улучшить качество жизни во всей стране и в то же время обеспечить и поддержать архитектурную, структурную и культурную самоидентичность различных ее регионов.
В сельском и лесном хозяйстве наша партия будет отстаивать принцип социальной рыночной экономики, крестьянскую собственность, широкое распространение слоя мелких собственников, предпринимательство и конкуренцию. Будущее сельского и лесного хозяйства в конечном итоге будет решаться на рынке. Но государство и впредь должно заботиться об общих условиях, вытекающих из особого положения сельского хозяйства, должно предотвращать ошибки в его развитии и гарантировать структурные изменения в социальном плане. В лесном хозяйстве государственная помощь должна служить в первую очередь сохранению лесов во всем их разнообразии, в состоянии, близком к природному.
Неэффективное сельское и лесное хозяйство угрожает жизнеспособности и самому существованию аграрных районов. Государственные компенсационные платежи нужно направлять на поддержание индивидуальных хозяйств, проявляющих заботу об окружающей среде, на поощрение агрокультурных достижений. Нужно рационализировать переработку и сбыт сельскохозяйственной и лесной продукции под углом зрения конкуренции и защиты национальных интересов.
Индустриальный сектор, его кризисное состояние вызывает особую тревогу и заботу со стороны РОССИЙСКОЙ ПАРТИИ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ. Реформы в области промышленности за последние десятилетия фактически привели к разрушению обрабатывающих и значительному усилению роли добывающих отраслей народного хозяйства. Экспортная структура сегодня такова, что по ее качественным характеристикам Россия относится к слаборазвитым государствам мира.
Россия должна превратиться из страны-экспортера сырья (сырьевого придатка развитых стран мира), в страну-экспортера готовой продукции. Для этого необходимо поощрять новаторские силы работников предприятий, их обучение, умение и усердие, создавать заново индустриальную инфраструктуру нашей страны, созидать новый сектор экономики – информационный. Для защиты индустриальной и информационной базы народного хозяйства от негативных внешних и внутренних воздействий, проведения научных исследований, опытно-конструкторских работ и рационализации нужно наращивать потенциал качественно новых, наукоемких продуктов и высоких технологий, что предполагает концентрированную государственную поддержку фундаментальной науки.
Наша партия выступает за создание инновационной экономики (экономики знаний, интеллектуальной экономики) – экономики, основанной на инновациях, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. В ее создании необходимы совместные усилия научного сообщества, бизнеса и властных структур. Главной задачей научного сообщества должно быть производство знаний и изобретений, бизнеса – внедрение этих знаний и изобретений в производство, властных структур – правовое регулирование отношений между научным сообществом, бизнесом и государством, направленное на обеспечение выхода страны на инновационный путь развития. Для этого нам следует воссоздать систему «образование – наука – производство», но уже с учетом современных реалий.
Экономические цели станут достижимыми, а производительность отечественной экономики будет гарантированной лишь в том случае, если будет существовать и пользоваться поддержкой честная конкуренция. Необходима также действенная защита потребителя от злоупотреблений при составлении договоров купли-продажи, ему нужна правдивая информации о товарах. Экономическая конкуренция чаще всего подвергается большой опасности, исходящей от чрезмерного вмешательства государства или монополий. Нужно противостоять названной тенденции, ибо она ведет к снижению производительности нашей экономики. Наш принцип гласит: хорошая политика в области конкуренции – это лучшая промышленная политика.
Растущая глобализация конкуренции повлекла за собой интернационализацию конкурентных ограничений. Национальное конкурентное право и антимонопольная политика не в состоянии должным образом контролировать этот процесс. Поэтому наша партия будет поддерживать все инициативы, направленные на достижение в рамках ВТО добросовестной международной конкуренции, являющейся основой международного разделения труда. Честная конкуренция на международном и национальном уровнях должна содействовать экономному потреблению и повторному использованию сырья, борьбе с расточительством в энергетическом хозяйстве, поиску новых и возобновляемых энергоносителей.
Социальная рыночная экономика, за создание которой выступает наша партия, не может функционировать без широкого слоя людей, в той или иной форме занимающихся самостоятельным предпринимательством, будь то промышленники, банкиры, ремесленники или представители свободных профессий.
Предприниматели «средней руки» благодаря своей готовности к риску и подвижности, благодаря таким своим свойствам, как личная инициатива, личная ответственность, творческий подход, гибкость и усердие, с наибольшим успехом обеспечивают экономическую и общественную стабильность. Среднее предпринимательство – это залог творческого и динамичного характера нашей экономики. Оно способствует высокому уровню занятости и профессиональной квалификации.
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ стремится широко открыть «окно самостоятельности», свободы и ответственности для средних и малых предприятий, так как они придают экономике необходимую гибкость и способствуют профессиональному развитию занятых в них людей.
Наша партия приветствует создание широкого слоя самостоятельных предпринимателей, ибо они работают на децентрализацию экономической и политической власти и укореняют в нашем обществе дух предпринимательства и индивидуальной свободы. Задача состоит в том, чтобы их предпринимательская деятельность совершалась в русле правовых и нравственных норм. Мы будем прилагать все усилия, чтобы этот социальный слой стал основой будущей национальной буржуазии – буржуазии, отстаивающей национальные, а не частные, компрадорские интересы.
Содействовать формированию национальной буржуазии должно также разделение власти и собственности, власти и бизнеса. Конвертация власти в собственность и обратно, собственности во власть, недопустимы. Государство должно стоять на страже собственности, заработанной честным трудом. Необходима легализация приватизации. Собственность, приобретенная путем махинаций, должна быть возвращена государству со справедливой компенсацией ее владельцу. Национализация должна быть осуществлена на основе принципа: сколько государство получило в бюджет за денационализацию, столько и должно выплатить при деприватизации. Это будет честно и социально справедливо. Государство должно обеспечить правовое равенство и благоприятный инвестиционный климат как для отечественных, так и иностранных инвесторов. Вывоз капитала должен быть остановлен; по возможности капитал должен быть возвращен в Россию. В обмен владельцы собственности и капиталов должны получить соответствующие правовые гарантии и вести дальнейшую деятельность исключительно в рамках правовых и нравственных законов.
Необходимо также свести к минимуму разрыв между трудом и крупным капиталом. Многие крупные капиталисты, став владельцами значительной доли месторождений полезных ископаемых, жилой и промышленной (торговой) недвижимости и земли, не занимаются созидательной деятельностью и не вкладывают средства в развитие страны, живя на ренту от передачи этих объектов в аренду малому и среднему бизнесу. Экономика рантье гасит инновационные импульсы и позволяет жить тем, кто не работает, вынуждая большинство предпринимателей напрягать свои силы для того, чтобы поддерживать минимальный уровень рентабельности. Государство должно разделять доходы от производственной и торговой деятельности и доходы, полученные от аренды, и облагать собственников объектов недвижимости и арендодателей более высокими налогами. Оно должно стимулировать бизнес к тому, чтобы тот добивался успехов прежде всего в сфере производства, а не в рейдерских захватах, коррупционных схемах, эксплуатации природных ресурсов и офисных зданий. Необходимо привлекать к управлению предприятиями не только менеджеров, но и простых работников посредством приобретения ими акций, представления своих интересов в советах директоров и участия в профсоюзном движении.
Новой, социальной рыночной экономике должна соответствовать прочная финансовая система, функционирующая по примеру финансовых систем исламских стран и тесно связанная с реальной экономикой. Оторванность финансовой системы от экономической системы, ее спекулятивный характер должны быть устранены. «Сердцем» финансовой системы должен быть политически независимый эмиссионный банк, обязующийся проводить денежную политику, последовательно направленную на достижение стабильности нашей национальной валюты. Стабильность национальной валюты не может подвергаться опасности. Инфляция не должна считаться ни удобным выходом из трудного экономического положения, ни основой социальной политики.
Центральный банк должен действовать преимущественно так же, как и другие банки (вести текущие, инвестиционные и кредитные счета), но, кроме того, должен быть наделен рядом дополнительных функций: общим мониторингом и контролем над всеми российскими банками, надзором за соблюдением ими правил и норм регулирования, обеспечением их финансовой безопасности. Главное отличие такого банка должно заключаться в том, что он не будет иметь права привлекать депозиты и выдавать кредиты под проценты. Он должен осуществлять свою деятельность на основании принципа: праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или дар; прибыль же является вознаграждением за риск, сопутствующим любому деловому предприятию.
Банковская система должна базироваться на правовых и нравственных нормах и исключать финансирование проектов, связанных с алкогольной и табачной индустрией, игорным бизнесом, с инвестициями в компании, ссудная задолженность которых является основным источником финансирования, и другими негативными социокультурными явлениями. Основными источниками получения дохода для банков должны быть следующие операции:
– регулярное партнерство между банками и фирмами (мушарака);
– доверительное финансирование (мудараба);
– финансирование коммерческих операций (мурабаха);
– кредитный счет (кард аль хасан);
– Государственное казначейство (байтул мал).
Создание банковской системы, базирующейся на новых принципах, потребует много усилий и времени. Будущая банковская система должна быть избавлена от нынешних недостатков. Ее целью должно быть не приращение денег и рост капиталов ради обогащения, а созидание общего блага, справедливо затем распределяемого между всеми членами общества (акционерами).
Другой составной частью финансовой системы является налогообложение, образующее экономическую основу существования государства. Каждый гражданин в меру своей финансовой обеспеченности должен вносить вклад в решение государственных задач. Государство же должно платить всем своим гражданам благодарностью и уважением. Гражданин ожидает, что его вкладом распорядятся экономно и ответственно. Поэтому государство подотчетно гражданину в том, что касается подлинности данных о бюджете, прозрачности бюджета и его экономичности. Справедливое взимание налогов предпочтительнее любого дальнейшего их общего повышения. Налоговая политика РОССИЙСКОЙ ПАРТИИ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ преследует цель гарантировать справедливое налогообложение как работников, так и предпринимателей согласно их доходам и расходам.
Основы будущего экономического роста следует укреплять посредством налоговой политики, благоприятной для предпринимателей среднего уровня. Упрощение налогового права и максимальное устранение бюрократизма, особенно для мелких и средних предприятий, – таковы приоритетные цели налоговой политики.
Главная задача финансовой политики заключается в том, чтобы привлечь средства для выполнения государственных задач и позаботиться об их экономном и целесообразном применении. Нужно последовательно проводить в жизнь меры экономии, где это возможно, а расходы вообще никогда не должны превышать ожидаемого ежегодного прироста реального валового национального продукта. Наша партия выступает за рациональное хозяйствование, экономию и поддержание на высоком уровне инвестиций; это обязательные принципы экономической политики.
Социально-ориентированная рыночная экономика
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Дипломная работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 06.02.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно оформлять дипломные работы, то на странице оформление дипломной работы я подробно написала.
Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Наиболее амбициозной задачей социально ориентированной государственной экономики в условиях формирующейся рыночной экономики России является работа по социальной защите всех слоев общества и выработка стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации является фактический курс действий государства, воплощенный в социальной политике, охватывающей все сферы экономических отношений в стране. Экономическая деятельность человека в конечном счете направлена на создание материальной базы для улучшения условий жизни.
Поскольку люди тесно связаны друг с другом в своей экономической деятельности, изменения условий жизни одного индивида не могут происходить в отрыве от изменений этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует координации деятельности по обеспечению благоприятных условий проживания. Эта деятельность называется социальной политикой. Фактически социальная политика выражает конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет двойственную роль с точки зрения функционирования экономической системы.
По мере развития экономики создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть цели экономического роста концентрируются в социальной политике. Во-вторых, социальная политика также является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается повышением благосостояния, то люди теряют стимул к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Переход от централизованной системы управления к рыночной приводит к ряду проблем в сфере социально-трудовых отношений и обостряет проблемы занятости населения. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе занятости, может приблизить успех реформ.
Задачей социально ориентированной государственной экономики в условиях формирующейся рыночной экономики России является работа по социальной защите всех слоев общества и выработка стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости, стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличение национального дохода.
Объектом работы является рыночная экономика.
Предметом данной дипломной работы является социальная направленность экономики.
Целью данной дипломной работы является изучение социально ориентированной рыночной экономики.
Теоретические основы социально-рыночной экономики
Вторая половина ХХ века ознаменовалась появлением концепции социального государства, суть которой в целом сводилась к пониманию государства как надклассовой структуры, выражающей интересы всех слоев населения. Концепция социального государства принципиально отличается как от марксистской концепции формирования коммунистического общества, предполагающей принудительные конфискационные меры для установления социального равенства и построения бесклассового общества, так и от классического либерализма, предусматривавшего минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы общества.
Гуманизация производства, технократическая революция второй половины ХХ века и социальные реформы в конечном итоге привели к утверждению новой концепции, согласно которой стратегической целью государства является обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех граждан.
Целями социально ориентированной экономики являются:
Опыт зарубежных стран доказывает, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования достижений научно-технического прогресса в общественном производстве, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором в этом является регулирующая роль государства, которое в своей политике опирается на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной направленности национальной экономики, хранителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Она призвана действовать путем совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов населения, системы предоставления социальных услуг, установления подлинного социального партнерства.
В целом социально-ориентированная экономика характеризуется:
К общим особенностям социальной рыночной экономики и, соответственно, деятельности государства по ее формированию следует отнести следующее:
Основными принципами, на основе которых формируется социальная рыночная экономика и современное социальное государство, являются:
Социальная рыночная экономика, с одной стороны, гарантирует экономическую свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой, обеспечивает социальное обеспечение и социальную справедливость.
Социальная рыночная экономика ориентирована на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения и обеспечить стабильный экономический рост.
Социальная рыночная экономика характеризуется использованием рыночных методов управления, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытой моделью экономики, наличием современной рыночной и социальной инфраструктуры, систем социальной защиты населения.
Модели социально ориентированной экономики
Существует ряд моделей социально ориентированной рыночной экономики. Прежде всего, это континентальный или немецкий (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, частично Франция). Она характеризуется высоким объемом перераспределения ВВП через государственный бюджет (около 50 процентов), развитой системой социального партнерства, высокой занятостью населения. Англосаксы (Великобритания, Ирландия, Канада) имеют 40%-ный уровень перераспределения ВВП и пассивную политику занятости. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40% в Испании до 60% в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально незащищенные слои населения и не носит всеобъемлющего характера. Наиболее совершенной можно считать скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия). Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашается целью экономической деятельности государства. Доля перераспределенного ВВП достигает 50-60 процентов.
Наиболее интересны немецкие и шведские модели.
Цели социальной рыночной экономики в Германии, преследуемые с момента основания Федеративной Республики Германия, и средства, которые должны быть использованы для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:
Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, в частности обеспечение ценовой стабильности:
Социальное обеспечение, социальная справедливость и социальный прогресс, особенно защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества:
Достижение этих целей определяет степень развития социальной рыночной экономики.
Обязательной правовой основой жизни любой страны является ее Конституция. Эта Конституция для Германии является основным законом, который содержит ряд правил, которым должен соответствовать экономический порядок.
Этот закон определяет следующие основные основы формирования экономики:
Немецкий кредитный бизнес можно представить следующим образом, доминирующее положение занимают сберегательные и кредитные банки. Только на шесть крупнейших банков приходится 9% от общего объема активов. Большинство банков универсальны, то есть они осуществляют все виды банковских операций и конкурируют с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так и в плане достижения своих общих целей.
Социальная политика Швеции процветала в течение длительного периода времени. Его происхождение относится к концу XIX, началу XX века. За последние более чем сто лет она претерпела значительные изменения, но при этом приобрела и сохранила главную особенность, универсальность, охватывающую каждого гражданина страны, независимо от рода занятий. Такое положение дел называют в Швеции всеобщей социальной политикой, а мировое сообщество шведским социализмом, понятием, одним из главных смыслов которого является большой спектр и объем социальных благ. Политика Швеции в этой области привлекла внимание многих стран, в том числе и России. Россиян впечатляет тот факт, что социал-демократы Швеции построили систему всеобщего благосостояния, в рамках которой общество несет ответственность за предоставление качественных государственных услуг всем гражданам в наиболее важных сферах жизни. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире.
Основным элементом шведской политики социального обеспечения является социальное страхование, развитие которого происходит довольно давно. Сначала это была система обществ взаимопомощи, получавших государственную финансовую поддержку при соблюдении определенных условий. В случае несоблюдения требований общества должны были полагаться только на членские взносы, а членство было необязательным. К началу тридцатых годов треть населения еще не была застрахована. Только в 1946 году Риксдаг принял закон Об обязательном страховании, который действовал в полном объеме с 1955 года, когда Общества взаимопомощи были преобразованы в государственные учреждения.
Россия на пути к социально ориентированной рыночной экономике
Реформа общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов индивидов, трудовых коллективов, классов, национальностей, социально-профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. Диалектическая взаимосвязь социальной политики и социальной работы легко выявляет их общность и различие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Что подразумевается под политикой вообще и социальной политикой в частности?
Политика есть:
Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемым атрибутом государства является власть, обеспечивающая ему способность и способность оказывать определяющее влияние и влияние на жизнь людей, на их поведение в обществе посредством власти, закона и насилия.
Любая социальная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и предполагает использование государственной власти.
Важнейшей сущностной чертой политики является то, что она выступает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.
Социальная политика является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практиках, и регулирует отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если они не подкреплены финансово или не обеспечены экономически.
В этом смысле социальная политика вторична по отношению к экономике с точки зрения содержания, целей и предпочтений. Но это не значит, что его значение и влияние на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития вторичны.
В социальной сфере показываются и оцениваются результаты хозяйственной и хозяйственной деятельности предприятия, проверяется его эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей.
В социальной сфере отражается и проявляется степень гуманности государственной политики, и чем она сильнее, тем яснее гуманистическая сущность, гуманистический смысл направления общественного развития.
Наконец, без эффективной социальной политики невозможно активизировать инновации и творчество в человеческой деятельности как главный и центральный элемент производительных сил общественного развития и экономического успеха.
Социальная политика базируется на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций, относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой видов политической деятельности.
Наиболее важными из них являются:
Эти функции используются для обеспечения главной задачи социальной политики, гармонизации общественных отношений, а также для управления социальным развитием общества.
В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:
Какие проблемы на федеральном и региональном уровнях в социальной политике сегодня являются приоритетными?
В социальной политике государства проблемы укрепления семьи занимают чрезвычайно важное место. Здоровая морально-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом для формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.
К сожалению, государство не уделяет должного внимания этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в условиях экономического кризиса усугубляются из года в год.
В Российской Федерации насчитывается более 72 миллионов семей, и ежегодно совершается около 3 миллионов браков. Однако каждая третья семья распадается, и каждая девятая семья является неполной. Рождаемость катастрофически падает. Около 60% семей имеют только одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждая вторая беременность заканчивается абортом. Число отвергнутых детей растет.
Одной из наиболее острых проблем современности в социальной политике стала проблема бедности.
Не случайно в Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)».
Одной из актуальных задач субъектов социальной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях является разработка новых, более эффективных механизмов рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Необходимо преодолеть остаточный синдром иждивенчества, переориентировать организацию реализации социальной политики и социальной работы на активизацию факторов, стимулирующих производительный труд, как самостоятельную гарантию гражданам их материального благополучия и свободы.
Проблема реформирования пенсионной системы становится предметом особого внимания федеральных и региональных органов государственной власти и общественных структур. Размер получаемой пенсии должен в большей степени соответствовать трудовому вкладу, а также должен быть установлен принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных для целей пенсионного обеспечения.
Система социального обслуживания, особенно инвалидов и других малоимущих категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении.
Принципы дифференциации и адресности в предоставлении услуг, социальной помощи и поддержки должны стать первостепенными.
Основной целью социальной политики является гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем разработки и реализации организационных, экономических, научно-технических и морально-правовых мер.
Профессионализм сотрудников системы социальной защиты, их умение правильно выявлять текущие проблемы, оценивать и анализировать их, разрабатывать программу позитивных изменений имеют первостепенное значение.
Ориентация социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя по отношению к ней важную методологическую функцию.
Социальную политику можно рассматривать как причинно-следственную, ситуативную, динамичную по форме и направленности деятельность по практической организации социального обеспечения людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных правовых актов, структуры государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменяющимся условиям жизни во времени и пространстве. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход только дискредитирует социальную политику и тормозит поступательное развитие общества. Именно поэтому проблема реальности социальной политики, непосредственно затрагивающей интересы и потребности людей, отражающейся на судьбе и условиях жизни каждого, содержит в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал.
Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, гендерных и возрастных групп населения является сложным и противоречивым процессом. И чем тщательнее изучаются и осмысливаются жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, следовательно, успешнее решаются.
Финансирование социальной сферы в России
Трудности переходного периода негативно сказываются на попытках государства осуществить быстрый переход к рынку и рыночным отношениям. При разработке и осуществлении экономической политики государство должно проводить ее так разумно, чтобы, предотвращая неконтролируемый рост инфляции, не нарушать связей внутри развивающегося рыночного механизма директивным планированием, естественным распределением производственных ресурсов, административным контролем над ценами.
Не допуская административного вмешательства в конкурентную рыночную систему, государство призвано также воздействовать на нее экономическими методами. В то же время сами экономические регуляторы должны использоваться очень осторожно, без замены или ослабления рыночных стимулов (например, методы налоговой политики, системы льготного кредитования и т. д.). Иными словами, они должны не политизировать экономику, а осуществлять постоянный гибкий контроль над методами экономического регулирования.
Социальная направленность экономики выражается, прежде всего, в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Однако она предполагает необходимое перераспределение доходов между более богатыми и бедными слоями населения, увеличение бюджетов разных уровней и различных фондов средств на оказание социальных услуг и обеспечение социальных гарантий.
Влияние экономических факторов на социальное самочувствие и удовлетворение потребностей членов общества в условиях перехода к рыночным отношениям чрезвычайно возрастает. Степень удовлетворения человеческих потребностей различных слоев общества, как известно, является главным критерием экономической эффективности социальной работы. Период становления рыночных отношений, в который Россия вступила в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между растущими потребностями в социальной защите населения и сужением возможностей их удовлетворения.
На социальные потребности влияют объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения; его социальная структура и культурный уровень; климатические, географические и национально-исторические условия жизни; изменения в физиологии человека.
Платежеспособный спрос населения зависит от величины и распределения национального дохода, денежных доходов населения и их распределения между социальными группами, цен на товары и услуги, товарных фондов и размеров фондов общественного потребления.
Анализ изменений этих факторов в переходный период позволяет выявить причины роста социальной напряженности:
Государство, как основной субъект социальной работы и системы социальной защиты населения, осуществляет контролирующее влияние на экономику социальной сферы через финансовую политику.
Финансовые регуляторы включают в себя процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, фондов, регулирования цен.
Финансовая система социальной сферы очень сложна и имеет разветвленную структуру.
Понятие финансы означает деньги, охватывающее совокупность всех видов денег во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие финансы можно определить как деньги и фонды в различных видах и формах их существования и движения.
Деньги могут принадлежать государству и его органам, территориям и органам местного самоуправления, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.
Заключение
Социальная рыночная экономика, с одной стороны, гарантирует экономическую свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой, обеспечивает социальное обеспечение и социальную справедливость.
Социальная ориентация экономики может быть достигнута только на основе высокоэффективной экономики, сочетающей частную инициативу и конкуренцию. Только на основе эффективно функционирующей экономики можно создать мощную систему социальной защиты граждан и обеспечить равные возможности для их доступа к общечеловеческим ценностям.
Социальная рыночная экономика ориентирована на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения и обеспечить стабильный экономический рост. В настоящее время в развитых странах существует социальная рыночная экономика, или социально ориентированная рыночная экономика. В России создаются предпосылки для перехода к социально ориентированной рыночной экономике.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.