Что такое социальная сфера в информатике
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
Человечество стремительно вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает и ее доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
В ряде публикаций отмечается, что по данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира (“экологический колониализм”), а также за счет привлечения на работу ученых со всего мира.
Закон экспоненциального роста объема знаний.
Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта) [3].
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана зарубежными исследователями, среди которых: Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Дж. Мартин, И. Масуда, Ф. Полак, О. Тоффлер, Ж. Фурастье и др. Именно Ж. Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М. Глушкова, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, А.В. Соколова, А.Д. Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Г.Т. Артамонов, К.К. Колин и др.
В чем же суть и смысл процесса информатизации? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.
По мнению ряда авторов, процесс информатизации должен включать в себя три диалектически взаимосвязанных процесса:
Специалистами отмечается [5], что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности.
Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование информационной среды.
Что же такое информационное общество? Каков его образ?
Например, по мнению А.И. Ракитова [6] общество считается информационным, если:
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:
Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий “информатизация” и “компьютеризация” носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет “агрессивный” характер. С другой стороны, существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые или политические дивиденды.
Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления:
В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления.
Активно разрабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Под информатикой понимается система знаний о производстве, переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (в естественных и искусственных системах).
Это новое социологическое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, философия, социология, психология. Впервые термин “социальная информатика” был предложен А.В. Соколовым и А.И. Манкевичем в 1971 году.
Один из основоположников социальной информатики академик А.Д. Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества.
Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру:
На блок-схеме изображена структура социальной информатики как научного знания (социальная информатика в широком смысле слова):
Социальная информатика должна играть методологическую роль для так называемых отраслевых информатик: экономической, правовой, психологической, социологической информатики и других.
В любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля (разработки и адаптации специальных информационных технологий), входит второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так, например, правовая информатика неизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов информатизации и социальными аспектами создания и внедрения правовых информационных технологий.
В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной информатики и как целого комплекса учебных дисциплин [8].
Задачами учебного курса “Основы социальной информатики” являются:
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
Статистическая теория информации.
Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи.
Хартли принял «количество информации», передаваемое по каналу связи относительно двух равноправных исходов и снимающее неопределенность путем оказания на один из них, за единицу информации, получившую название «бит».
Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телеграфа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и решать задачи об оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути борьбы с помехами на линиях и т.д.
Количественная мера Хартли-Шеннона не претендует на оценку содержательной (семантической) или ценностной, полезной (прагматической) сторон передаваемого сообщения.
Кибернетическая теория информации.
Развитая в работах Н. Винера концепция предполагает, что процесс управления в упомянутых системах является процессом переработки (преобразования) некоторым центральным устройством информации, получаемой от источников первичной информации (сенсорных рецепторов) и передачи ее в те участки системы, где она воспринимается ее элементами как приказ для выполнения того или иного действия. По совершении самого действия сенсорные рецепторы готовы к передаче информации об изменившейся ситуации для выполнения нового цикла управления. Так организуется циклический алгоритм (последовательность действий) управления и циркуляции информации в системе. При этом важно, что главную роль играет здесь содержание информации, передаваемой рецепторами и центральным устройством.
Таким образом, кибернетическая концепция подводит к необходимости оценить информацию как некоторое знание, имеющее одну ценностную меру по отношению к внешнему миру (семантический аспект) и другую по отношению к получателю, накопленному им знанию, познавательным целям и задачам (прагматический аспект).
Семантическая теория информации.
Понятие тезауруса является фундаментальным в теоретической модели семантической теории информации, предложенной Ю.А Шрейдером и учитывающей в явной форме роль приемника.
В прагматических концепциях информации этот аспект является центральным, что приводит к необходимости учитывать ценность, полезность, эффективность, экономичность информации, т.е. те ее качества, которые определяющим образом влияют на поведение самоорганизующихся, самоуправляющихся, целенаправленных кибернетических систем (биологических, социальных, человеко-машинных).
Прагматическая концепция информации.
Следующим этапом в развитии прагматических теорий информации явились работы американского логика Д. Харраха, построившего логико-прагматическую модель коммуникации. Одной из слабостей бихевиористской модели является ее неподготовленность к оценке ложных сообщений. Модель Харраха предполагает учет общественного характера человеческой коммуникации. В соответствии с ней получаемые сообщения должны быть сначала подвергнуты обработке, после которой выделяются сообщения «годные к употреблению». Именно с совокупности годных к употреблению сообщений должны быть применены критерии прагматической ценности.
Формализация знаний: методы и приемы. Их эффективность, сравнительный анализ.
При поиске наиболее удобных, рациональных средств и форм информационного обмена человек чаще всего сталкивается с проблемой компактного и однозначного представления знаний.
Представление знаний это процесс, конечная цель которого поместить некоторый объем знаний в своеобразную «упаковку» в которой он может начать движение по каналам информационного обмена, дойти до получателя, или задержаться в пунктах хранения знаний. Такой упаковкой может быть фраза устной речи, письмо, книга, справочник, географическая карта, кроссворд, картина и т.п.
Каждый вид упаковки имеет свои особенности, но всем им присуще одно качество, хотя и не в одинаковой степени: упаковка призвана обеспечить сохранность вложенного знания. Причем не только и не столько физическую, сколько смысловую (семантическую). Для этого необходимо, чтобы отправитель и получатель информации упакованных знаний пользовались некоторой общей системой правил для их представления и восприятия. Назовем такую систему правил формализмом представления знаний.
Лингвистические методы формализации знаний.
Самым естественным, подходящим для человека формализмом является язык (устная речь и письменность).
Мысль, которую нельзя выразить в языковой форме, не может быть включена в информационный обмен. Общение людей, таким образом, осуществляется с помощью языка как формы представления знаний. Одному и тому же содержательному знанию можно придать различную словесную или текстовую форму.
В некоторых областях деятельности людей богатство и разнообразие выразительных средств естественного языка становится скорее недостатком, чем достоинством. Например, слова команды должны быть короткими, резкими, иметь однозначный смысл, иначе не получится согласованных и четких совместных действий подчиненных. В специальных отраслях науки формируются специфические языковые системы, 96являющиеся как бы «сужением» естественного языка. Особо выделяется язык математики, как некоторая основа изложения системы знаний в точных, естественных науках. Свой язык имеют химия, физика, философия и т.д.
Так «канцелярит» предназначен для объективизации изложения информации, использует, как правило, переводимые категории и языковые формы, лишен синонимии, оперирует конкретными фактами и понятиями, информативен (в противоположность информационной избыточности), ему присуща логичность, он по характеру алгебраичен (мысль, информация, знание развернуты в последовательность слов и предложений, постепенно формируясь в полном, законченном виде к завершению текста). Все эти свойства не являются обязательными для языка литературы, которому свойственна субъективность форм, возможность применения непереводимых конструкций, бесконечно богатая синонимия, образность высказываний и т.д.
Структурные методы формализации знаний.
Дальнейшее продвижение в сторону формализации знаний приводит к понятиям класс и классификация.
В любой складывающейся науке одним из первых принципов являлся принцип систематизации знаний. Поэтому классификация как метод научной систематики сразу же стала играть важную роль в формировании ядра знаний того или иного научного направления.
Классификация может проявить себя не только как инструмент организации научных знаний, но и как фактор социального порядка. Поэтому существующие системы тарифов и ставок, ученых степеней и званий, структура должностей и служебных постов в гражданской службе и армии играют не только организующую, но и стимулирующую роль. Подобная модель знаний получила в науке и практике название «иерархической». Ее достоинства в том, что она проста в освоении, легко поддерживается в рабочем состоянии (легко пополняется и «чистится»), эффективно решает задачу разнесения новых понятий по иерархическим уровням.
Недостатки иерархической модели знаний:
Систематика, лежащая в основе классификации может применяться как сильное средство направленного исследовательского поиска. Так, иногда оказывается полезным при рассмотрении группы объектов несколько каких-либо характерных для них признаков выделить в качестве определяющих и ввести некоторую меру степени проявления данных признаков. Такой подход называется морфологическим, так как использует идею разложения некоего объекта на его части (признаки). Часто подобная группировка приводит к выявлению закономерностей связывающих объекты каждой группы, которые до этого не были известны.
Упомянутые выше недостатки иерархической модели данных свойственны и морфологическим моделям. Их удается устранить используя так называемые ветвящиеся (древовидные) модели представления знаний. Отдельные понятия, факты, знания, связаны между собой отношениями, выражающими суть имеющихся между ними связей. Как в иерархической модели это могут быть родовидовые отношения, но так же и другие типы отношений: «быть представителем», «иметь», «наследовать» и т.п. Однозначность связей в древовидной структуре и разнообразие охватываемых ею отношений позволяет повысить «динамизм» системы знаний. Действительно, система знаний, представленных иерархической или морфологической моделями статична, или, как говорят, декларативна.
В древовидной структуре можно прослеживать восходящие и нисходящие ветви связей получая формулы дедуктивного (от частного к общему), индуктивного (от общего к частному) и индуктивно-дедуктивного выводов.
Благодаря такой организации представленные знания получают как дополнение к декларативности процедуральность, т.е. способность к выводу общих знаний из структуры отношений и понятий. Древовидная структура знаний, несмотря на простоту и распространенность в обиходе информационного обмена, все-таки довольно специфична. В ней, как и в предыдущей модели знаний, заложена парадигма иерархичности. В тоже время внутреннее «мироустройство» некоторой системы знаний может не соответствовать этой парадигме.
Понятно, что все три списка содержат необходимый объем знаний о трудовом коллективе, если речь идет о начислении заработной платы. Подобные модели представления знаний, состоящие из связанных друг с другом списочных структур, получили название реляционных.
Все описанные приемы формализации знаний направлены на создание некоторой устойчивой «несущей конструкции» на которую может быть одета оболочка системы конкретных знаний. В случае, если между отправителем и получателем знаний достигнуто понимание, взаимная договоренность относительно этой несущей конструкции, то информационный обмен приобретает необходимую регламентирующую основу, что решающим образом повышает его эффективность.
Под традиционной информационной технологией, как правило, понимается информационная технология на базе “жестких алгоритмов”.
Исходной посылкой является утверждение, что информация является семантической сущностью материи.
Соотношение понятий информация, данные, знания.
Проблематика искусственного интеллекта.
Массовая информатизация общества невозможна без ЭВМ с интеллектуальным (дружественным) интересом, базирующемся на достижениях искусственного интеллекта (ИИ).
От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний, занимающееся выявлением, структурированием, формализацией знаний для разработки интеллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, или экспертных систем(ЭС).
Системы, базирующиеся на знаниях различных предметных областей (базы знаний), сегодня пользуются огромным спросом в мире.
Что же осталось в области исследований ИИ, так сказать, в узком смысле слова?
Первой фирмой виртуальной реальности явилась VPL Research (США), основанная в 1984 г. Джероном Леньером, автором самого термина “виртуальная реальность”.
4. Моделирование человеческих рассуждений (прикладные семиотические системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть система.
Таким образом, работы по ИИ ведутся в двух взаимодополняющих областях:
В данной теме были рассмотрены категории и понятия теоретической информатики, без которых невозможен анализ информационных процессов в обществе, в дальнейших темах будут рассмотрены категории и понятия собственно социальной информатики.
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций.
Что такое социальная сфера в информатике
Немногие факторы так влияют на социальную сферу обществ, как информатизация. Развитие новых информационных технологий и их быстрое проникновение во все сферы жизни породило новое направление в современной информатики – социальную информатику.
Социальная информатика является характерным примером нового междисциплинарного научного направления, которое формируется на стыке ряда естественных и гуманитарных наук под воздействием интегративных факторов, обусловленных возникшей в последние годы социальной необходимостью формирования научной базы новой постиндустриальной цивилизации – информационного общества.
Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе – на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации. Социальная информатика – это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.
Социальная информатика рассматривает следующие проблемы:
– закономерности и проблемы становления информационного общества;
– информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;
– развитие личности в информационном обществе;
а также другие, близкие к данным.
Задачами социальной информатики являются:
К ак любое научное знание имеет многоуровневую структуру:
1 уровень | теоретико-методологический | основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе. |
2 уровень | средний | социальный «срез» экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации. |
3 уровень | эмпирический | социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях. |
Могилев А. В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика / А. В. Могилев, Л. В. Листрова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 240 с.
Социальная информатика
Сущность социальной информатики. Закономерности и проблемы становления информационного общества. Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Информационная безопасность личности, общества, государства.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.04.2014 |
Размер файла | 20,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Социальная информатика
2. Информационное общество
3. Проблемы информационной безопасности личности, общества, государства
Список использованной литературы
Актуальность изучения социальной информатики обусловлена тем, что она рассматривает следующие проблемы:
* закономерности и проблемы становления информационного общества;
* информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;
* развитие личности в информационном обществе;
* информационная безопасность а также другие, близкие к данным.
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т. е. секретность) определенных видов информации. В настоящее время в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.
Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для всевозможных фирм и организаций, и для страны в целом.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) раскрыть понятие и сущность социальной информатики;
2) охарактеризовать сущность информационного общества;
3) выявить проблемы информационной безопасности личности, общества, государства.
социальный информатика общество безопасность
1. Социальная информатика
В национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» было дано определение социальной информатики как науки, изучающей комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме и его информатизацией.
К.К. Колин полагает предметом ее исследований процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе на развитие и положение человека в обществе, изменение социальных структур общества под влиянием информатизации[30]. Существует и несколько иной подход, ограничивающий социальную информатику социологическим анализом основных направлений внедрения информатики в общественную и социальную сферу. Эти подходы близки и взаимно дополняют друг друга.
Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру:
2. Информационное общество
В последней трети XX в. все увереннее зазвучали голоса специалистов, в первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние.
Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.
Академик В.А. Извозчиков предложил следующее определение: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т. д.» (под «телематикой» понимается обработка информации) расстоянии) [32]. Существуют и иные подходы к определению понятия «информационное общество». Тем не менее, основные его признаки выделяются достаточно устойчиво. В таком обществе:
* любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях;
* доступны современные информационные технологии и средства связи;
* создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.
Следует, однако, предостеречь от переноса понятия «информационное общество» в плоскость отношений, связанных с формами собственности и общественно-политическим устройством. Понятие «информационная революция» не имеет ничего общего с понятием «социальная революция». Информационное общество не будет обществом всеобщего благоденствия, как это иногда пытаются изображать. Информационное общество не есть очередная утопия, напротив, его проявлениями являются жесткая конкуренция и борьба за существование. Жизнь уже показала, что в процессе продвижения к информационному обществу усиливается разрыв между значительной частью мира и ведущими в плане информатизации странами. Даже в масштабах одной из таких стран, как США или Япония, наиболее далеко продвинувшихся на пути к информационному обществу, социальное расслоение не позволяет значительной части населения пользоваться благами информатизации. Так, в США люди с высшим образованием имеют в среднем в 8 раз больше компьютеров и в 16 раз чаще выходят в Интернет, чем имеющие среднее образование; между богатыми и бедными семьями имеет место аналогичный разрыв в 30 раз (по данным Министерства торговли США). Подобное явление называют «информационное неравенство», для других высокоразвитых стран оно проявляется в не меньшей мере.
Кроме того, на пути к информационному обществу возникают как достаточно уродливые, с точки зрения традиционной культуры, явления, так и явления, опасные в общественно-политическом и социальном плане. Наиболее уродливые проявления массовой культуры тиражируются средствами информации (включая телевидение и Интернет) и вытесняют народную культуру; имеет место агрессивная пропаганда неприемлемых форм поведения и т. д. В сфере общественно-политической возможности массированного информационного воздействия на людей используются в интересах отдельных групп, не отражающих на самом деле реальных интересов людей.
3. Проблемы информационной безопасности личности, общества, государства
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же технологические факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Рассмотрим некоторые из них.
В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием современных технологий.
Перечислим более конкретно некоторые опасности и проблемы, возникшие на пути к информационному обществу:
* реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
* опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
* проблема отбора качественной и достоверной информации
При большом ее объеме;
* проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
* столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные, психологические проблемы;
* переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную напряженность;
Государственную политику России в обсуждаемой сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 г. Рассмотрим основные ее положения.
К объектам информационной безопасности РФ относятся:
* все виды информационных ресурсов;
* права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
* система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т. д.;
* информационная инфраструктура, включающая в себя центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;
* система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают в себя:
А) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;
Б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;
В) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;
Г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем [34].
В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
Особенно актуальной для современной России является проблема обеспечения информационной безопасности в области науки и техники, в частности проблема «утечки мозгов». Дело в том, что многие отечественные, в основном молодые, ученые эмигрируют за границу, имея перспективой хорошо оплачиваемую научную деятельность. Часть этих ученых являются носителями важной научно-технической, экономической, оборонной информации. Ряд государств, в том числе и не дружественных России, прилагают специальные усилия, чтобы привлечь научных работников из стран, входивших ранее в СССР. В связи с этим возникает проблема защиты научного потенциала нашей страны.
Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:
* появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
* велико различие уровней доходов семей учащихся;
* значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности.
В заключение работы были сделаны следующие выводы:
3) несмотря на возникающие по мере продвижения к информационному обществу проблемы реальные и ожидаемые в ближайшем будущем, позитивные перемены велики и касаются всех сторон жизни общества.
Меняется и образ жизни людей в тех странах, которые встали на путь глобальной информатизации, включая трудовую и общественно-политическую деятельность, а также бытовую, социально-культурную, досуговую деятельность и т. п. Эти перемены системны, взаимосвязаны между собой и охватывают значительную часть жизни общества и личности.
Список использованной литературы
1. Доктрина информационной безопасности РФ № ПР-1895 от 9 сентября 2000 г. // Система гарант, 2010.
2. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2. С. 82-92.
3. Жукова Т. Социальная информатика. Основания. Методы. Перспективы. М.: ИНФРА-М, 2009. 254 с.
4. Извозчиков В. А., Богословский В. И. Введение в информологию: программа курса. СПб.: Питер, 2000. 233 с.
5. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М.: Пресс, 2003. 432 с.
6. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. М.: Высшая школа, 2005. 344 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные социальные проблемы российского общества. Социальная структура общества. Пути реализации социальной политики государства. Государственная социальная политика в отношении специфических интересов демографических и социальных групп общества.
реферат [68,7 K], добавлен 19.02.2012
Характеристика социальной структуры общества, изучение ее основных элементов: классы, сословия, жители города и деревни социально-демографические группы, национальные общности. Особенности социальной мобильности и анализ проблемы гражданского общества.
реферат [29,8 K], добавлен 01.02.2010
Проблемы неопределенности и риска и их значение в трансформирующихся обществах. Социальная сущность молодежи. Процесс социального становления молодежи. Сохранение целостности общества. Преобразование общества на основе его инновационного потенциала.
реферат [32,7 K], добавлен 21.06.2012
Основные этапы становления, базовые критерии, перспективы развития информационного общества. Обзор концепций интеллектуальной технологии как его сущности. Прогнозирование перспектив развития информационного общества, роль глобализации в этом процессе.
реферат [17,6 K], добавлен 22.07.2014
Понятие информационной революции, ее роль в формировании информационного общества. Современные международные отношения в условиях развития информационного общества, дальнейшие перспективы данного процесса в современной России. Духовная безопасность.
курсовая работа [46,3 K], добавлен 09.06.2013