Что такое социальная ситуация развития в психологии
социальная ситуация развития
Полезное
Смотреть что такое «социальная ситуация развития» в других словарях:
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Социальная ситуация развития — [лат. socialis общественный] сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С. с. р. это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Социальная ситуация развития — характеристика возрастного периода развития, введённая Л.С. Выготским. С.с.р., во первых, отражает единственное и неповторимое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его социальной средой. С.с.р. определяет объективное… … Педагогический терминологический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — специфическая для каждого возрастного периода система отношений личности в соц.действительности, отраженная в ее переживаниях и реализуемая ею в совместной деятельности с др. людьми … Педагогический словарь
ситуация развития социальная — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л. С. Выготским как единица анализа … Большая психологическая энциклопедия
Межличностная ситуация развития — конкретная система межличностных отношений субъекта с его окружением и, прежде всего, с членами различных референтных групп, в которые входит данная личность одновременно и на чье мнение она ориентируется в процессе как своей актуальной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия
Социальная политика Франции — В основе французской модели социальной политики лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями. Содержание 1 Краткая… … Википедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ — – система знаний о взаимоотношениях общества и окружающей природной (географической) среды. С точки зрения социальной экологии общество рассматривается как целостный организм, анализируются тенденции и закономерности его развития в зависимости от … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
СОЦИАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РЕФОРМИРУЕМОЙ РОССИИ — Исследования Новосибирской экономико социологической школы / Ред. кол.; отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. 736 с. Монография отражает содержательный и методологический вклад Новосибирской… … Социология: Энциклопедия
Социальная ситуация развития — характеристика, периодизация и специфика
Социальная ситуация развития (ССР) — своеобразное, специфическое для данного возраста неповторимое отношение ребёнка к окружающему миру, которое детерминирует формирование психических и личностных новообразований, преодоление возрастных кризисов. Это основной фактор, определяющий состояние психики. Кроме того, он выступает сущностной характеристикой степени психосоциального развития детей.
Социальная среда и психическое развитие
Определение ССР было введено советским психологом, основателем культурно-исторического подхода Львом Семёновичем Выготским. Автор придавал особое значение социально-культурной среде в онтогенезе психики и становлении социальной ситуации развития. В психологии этот подход занял центральное место для характеристики возрастной периодизации детского развития.
В своём подходе Л. Выготский рассматривает становление психики через взаимодействие двух составляющих: естественного созревания и культурной среды. Развитие высших психических функций происходит в процессе саморазвития и обусловлено взаимодействием индивида с социумом. Овладение «психическими орудиями», знаково-символической системой (языком, письмом), культурными ценностями и требованиями общества сначала происходит во внешней деятельности, а затем переходит на внутренний уровень осознания.
ССР — понятие, которое используется для отображения уровня психосоциального развития ребёнка. Оно помогает раскрыть такие особенности социального взаимодействия:
Достижения психического развития провоцируют возникновение новых задач в социальном взаимодействии, решение которых становится содержанием психики ребёнка. Постепенно накапливаются противоречия между старой и новой социальной позицией. Окружающие люди предъявляют более высокие ожидания к возможностям ребёнка. Такие конфликты решаются в опережающем развитии необходимых способностей, мышления, памяти, внимания, самооценки, саморегуляции. В то же время они порождают много задач и внутренних конфликтов, что приводит к возрастным кризисам.
Каждый кризис приводит к возникновению психических новообразований, позволяет перейти к следующему этапу личностного развития и способствует формированию новой социальной позиции. Важно понимать, что ССР реализуется только во взаимодействии с другими людьми.
Периодизация детства
Отношения с окружающим миром складываются по-особенному в разные года жизни ребёнка. Для более структурного понимания и выделения главных признаков социального взаимодействия Л. С. Выготским была создана возрастная периодизация, согласно которой детство делится на пять больших этапов.
Младенчество (от рождения до года)
Младенец кажется совершенно асоциальным существом, но это ошибочное мнение. В этом возрасте возникает совершенно специфическая, глубокая и своеобразная социальность ребёнка, которая определяется двумя моментами:
Эти два противоречия выступают двигателем психического развития в этом возрастном периоде.
Ребёнок остаётся биологически зависим от матери до конца младенчества, пока не научится ходить. Исходным пунктом развития сознания выступает психическая общность матери и младенца, что являет собой новообразование «пра-мы», которое Выготский назвал социальной ситуацией развития в младенческом возрасте.
Показателем состоявшейся ситуации развития «мы» является специфическая реакция на лицо матери — улыбка. Неразрывное единство проявляется в том, что ребёнок ничего не может без взрослого. Его социальное взаимодействие опосредовано ухаживающим за ним человеком: «Мы поели», «Мы погуляли». Такая неразрывность содержит в себе противоречие: ребёнку жизненно необходим взрослый, но в то же время он не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается при разрушении старой ССР.
Общение в раннем возрасте
Первый год жизни подходит к концу, и ребёнок приобретает больше самостоятельности благодаря обучению ходьбе. Ситуация слитности со значимым взрослым под названием «мы» начинает распадаться на «ребенок — взрослый».
По мере развития способности ходить увеличивается автономность ребёнка в плане общения с внешним миром. Основной потребностью на этом возрастном этапе становятся действия с предметами, что развивает пространственное ориентирование.
Стоит отметить, что все способы действия с предметами и орудиями становятся доступны ребёнку благодаря взрослому, который обучает его и поддерживает. Предметная и социальная среда перестает быть одним целым, а специфику новой ССР можно описать формулой: «ребенок — предмет — взрослый».
В процессе обучения предметным действиям ребёнок постоянно обращается к взрослому за помощью, вниманием или требованием поиграть с ним. Складывается ситуативно-деловое общение, сущностный аспект которого — деловое сотрудничество на основе предметных взаимодействий в деятельности или игре. Основными характеристиками социального общения в раннем детстве выступают:
Второй и третий годы жизни характеризуются изучением выработанных человечеством способов манипуляций с предметами. Особенность ССР в этом возрасте заключается в том, что взрослый становится образцом специфично-человеческих предметных действий. Важным становится соучастие, то есть совместная практическая деятельность, а не просто манипуляции с предметами. Взрослый выступает как образец, как основное условие предметных действий для ребёнка раннего возраста.
Дошкольники: выход за пределы семьи
Ситуация совместной деятельности со взрослым распадается до начала дошкольного периода (в 3—7 лет), обогащается новыми формами и содержанием. «Система Я», которая становится центральным новообразованием, совместно с развитием речи способствует расширению круга общения.
Стремление быть как взрослый и несоответствие реальных возможностей вытекает в психическое противоречие. Общение со сверстниками приобретает более значимую роль, нежели на предыдущем возрастном этапе.
Психологический выход за пределы семьи формирует новую ССР, которую можно описать схемой «ребенок — взрослый (общественный)». Дошкольник начинает интересоваться взрослыми как носителями общественных функций: продавец, полицейский, воспитатель.
Подражание и желание быть «как взрослый» при объективной невозможности реализации этого желания порождает противоречие, которое решается в виде сюжетно-ролевой игры. Возможность примерять на себя разные образы, повторять действия, проигрывать воображаемую ситуацию позволяет малышу познавать мир взрослых.
Благодаря наступлению этапа сюжетно-ролевой игры появляется внеситуативно-познавательная форма общения. На первый план выступают не совместные предметные действия со взрослым, а теоретический аспект общения, информационное содержание разговора. Ребёнок видит в значимом человеке источник новых знаний, который может ответить на все вопросы и утолить познавательный интерес. Внеситуативный характер общения проявляется в том, что обсуждаются темы, не связанные напрямую с окружающим миром.
Под конец дошкольного возраста появляется внеситуативно-личностная форма общения, содержание которой сводится к миру людей, а не предметов. Ребёнка интересуют разные аспекты жизни взрослого, которые не видны ему непосредственно в этот момент.
Младший школьник и социум
Особенности школьного обучения в возрасте от 7 до 12 лет способствуют возникновению новой ССР, которая характеризуется возникновением произвольного поведения, формированием внутреннего плана действий и саморефлексии. Обучение становится ведущей деятельностью, в которой развиваются самооценка, дисциплина и контроль своих действий. Однако все эти новообразования формируются не сразу.
В первые дни школьного обучения ребёнок переживает стрессовую ситуацию, которая разрешается в период адаптации. В младшей школе многие межличностные контакты осуществляются через учителя.
Именно он помогает сформировать у ребёнка навыки самостоятельного обучения, контролирует процесс приобретения знаний, умений и навыков, помогает в формировании социальной позиции школьника, организовывает сотрудничество.
Выход ребёнка за рамки семьи, расширение круга значимых взрослых — это всё формирует новую ССР, которую кратко можно описать формулой «ребенок — взрослый — задача». Социальная роль учителя обязует его предъявлять детям важные требования, контролировать их выполнение и оценивать его качество. У ребёнка формируется внутренняя позиция школьника — социально важная роль. Успехи и неудачи в учебной деятельности влияют на систему отношений со взрослыми, родителями и сверстниками.
Статус ученика и ответственного человека требует от ребёнка активизации всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления и речи. Развитие воли, целеустремлённости и саморегуляции сказывается на качестве социального взаимодействия в коллективе сверстников.
Подросток: стремление к взрослости
Особенность ССР в возрасте 12—17 лет заключается в личности подростка. Внешний мир остаётся неизменным: круг общения, семья, посещение школы. Изменения происходят во внутренней структуре личности и приводят к трансформации ССР.
Ведущей деятельностью у подростка становится интимно-личностное общение со сверстниками, которое является основой психосоциальной ситуации. Сильное влияние на межличностные взаимодействия оказывает самооценка подростка, которая в большей степени опирается не на своё «Я», а на мнение окружающих.
Отношения со взрослыми имеют двойственную природу. С одной стороны, подросток хочет быть независимым, с другой — не может полноценно обеспечить свою жизнь и нуждается в личностной и материальной поддержке. Этот внутриличностный конфликт разрешается в подростковом кризисе и переходе на этап юношества.
Таким образом, ССР — уникальный феномен, специфический для любого возраста. Это основной фактор и показатель психического и личностного роста ребёнка на каждом этапе развития.
Социальная ситуация развития как одно из условий формирования психики дошкольника
симонова наталья
Социальная ситуация развития как одно из условий формирования психики дошкольника
Социальная ситуация развития как одно из условий формирования психики дошкольника.
Понятие «Ситуация социального развития»(с. с. р.) ввел Л. С. Выготский. С. с. р. ребенка он определял как уникальное, совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью.
В ситуацию социального развития обязательно входит идеал нормального человека данного общества, конкретные нормы и правила отношений между людьми, в которых осуществляется (создается) этот идеал.
С. с. р. складывается к началу каждого возрастного периода. Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6-7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входи в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг его общения. Ребенок общается не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Воспитатель может перевести с. с. р. ребенка в педагогическую, поскольку педагогическая ситуация – это тоже бытие ребенка, это совокупность условий и обстоятельств, специально создаваемых педагогом или возникающих спонтанно в ходе педагогического процесса. Цель перевода – формирование и развитие ребенка как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности.
Организованная социально-педагогическая ситуацияхарактеризуется следующими свойствами:
Адекватностью педагогическим целям и возможностям педагога;
Незначительным превышением уровня актуального опыта педагога;
Естественностью ее включения в учебно-воспитательный процесс;
Регулируемостью отношений по вертикали и горизонтали;
Включенностью ситуационных условий в модель реального поведения.
Выделяются определенные этапы перевода социальной ситуации развитияребенка в педагогическую:
Предъявление мира. На этом этапе ребенку открывается окружающий мир во всем его многообразии и многоликости. Педагог целенаправленно расширяет видение действительности. Педагогическое предъявление отличается тем, что оно не нейтрально, не бездушно. Сохраняя объективность, оно привносит дополнительный, ценностный смысл. Не полезность мира объектов для ребенка как человека в центре внимания педагога, а общение с другим человеком. Этот другой выступает в качестве высшей ценности и цели существования ребенка, а объекты окружающего мира являются средствами.
Основные идеи данного этапа:
Средством воспитания может быть все, что окружает нас, кроме человека. Человек ни в коем случае не должен быть средством для кого-нибудь или чего-нибудь.
Необходимо учить детей видеть любой объект действительности в его социальной значимости и раскрывать его каждый раз заново.
Интонирование мира. Предъявляя мир ребенку, мы производим выбор определенных объектов и обращаем внимание на определенное их качество. Очень важно, на каких ценностях мы делаем акцент. Наши дети ежедневно сталкиваются с различными ценностями, но среди них есть как ложные, так и истинные. Важно сделать так, чтобы выполняемая деятельность приобретала для человека личностный смысл. Выбор жизненного пути определяется выбором ценности. Человек определяет собственные цели, смыслы. Исходя из этого, он строит свою жизнь.
Успешное воспитание характеризуется построением хорошо отрефлексированного опыта. Именно сопряжение (взаимосвязь) смыслов делает представления человека о мире богаче, тоньше, разнообразнее. В процессе данного сопряжения происходит обращение смыслов каждого другому. Понимание происходит на фоне переживания.
Мобилизация сил. После предъявления и интонирования, воспитанник остается в ситуации выбора. Ему самому предстоит делать выбор и нести тяжесть или радость ответственности.
Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возраста система отношений, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Совместная деятельность может быть реализована в досуговой и деятельности по познанию окружающего мира, осуществляемой через предметную деятельность и экспериментирование.
Использование дидактических игр на занятиях как одно из условий реализации требований ФГОС Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. Игру можно назвать восьмым.
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.
Организация экологической деятельности дошкольников-одно из условий формирования ответственного отношения к жизни и здоровью Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она.
Взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из условий повышения качества образования Партнёрское взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из составляющих условий повышения качества образования.
Развитие мелкой моторики и координации движений у детей раннего возраста — как одно из условий развития речи детей. Значение мелкой моторики очень велико. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитию речи. Это происходит потому, что при выполнении.
Семинар-практикум «Ситуация успеха как одно из условий организации образовательной деятельности дошкольника» «Ситуация успеха как одно из условий организации образовательной деятельности дошкольника» 1 слайд: Добрый день, уважаемые коллеги! Мне.
Социальная ситуация развития ребёнка раннего возраста: стабильный и кризисный периоды Вопрос о роли социальной ситуации развития в психическом развитии ребёнка является ключевым в психологии развития и педагогике. Конструктивное.
Технологии развития словотворчества в процессе формирования речи дошкольника Речь – сложная и специально организованная деятельность, которая является регулятором человеческого поведения. Речь принимает участие в.
Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.
Социальная среда и психическое развитие
Определение ССР было введено советским психологом, основателем культурно-исторического подхода Львом Семёновичем Выготским. Автор придавал особое значение социально-культурной среде в онтогенезе психики и становлении социальной ситуации развития. В психологии этот подход занял центральное место для характеристики возрастной периодизации детского развития.
В своём подходе Л. Выготский рассматривает становление психики через взаимодействие двух составляющих: естественного созревания и культурной среды. Развитие высших психических функций происходит в процессе саморазвития и обусловлено взаимодействием индивида с социумом. Овладение «психическими орудиями», знаково-символической системой (языком, письмом), культурными ценностями и требованиями общества сначала происходит во внешней деятельности, а затем переходит на внутренний уровень осознания.
ССР — понятие, которое используется для отображения уровня психосоциального развития ребёнка. Оно помогает раскрыть такие особенности социального взаимодействия:
Достижения психического развития провоцируют возникновение новых задач в социальном взаимодействии, решение которых становится содержанием психики ребёнка. Постепенно накапливаются противоречия между старой и новой социальной позицией. Окружающие люди предъявляют более высокие ожидания к возможностям ребёнка. Такие конфликты решаются в опережающем развитии необходимых способностей, мышления, памяти, внимания, самооценки, саморегуляции. В то же время они порождают много задач и внутренних конфликтов, что приводит к возрастным кризисам.
Каждый кризис приводит к возникновению психических новообразований, позволяет перейти к следующему этапу личностного развития и способствует формированию новой социальной позиции. Важно понимать, что ССР реализуется только во взаимодействии с другими людьми.
Периодизация детства
Отношения с окружающим миром складываются по-особенному в разные года жизни ребёнка. Для более структурного понимания и выделения главных признаков социального взаимодействия Л. С. Выготским была создана возрастная периодизация, согласно которой детство делится на пять больших этапов.
Младенчество (от рождения до года)
Младенец кажется совершенно асоциальным существом, но это ошибочное мнение. В этом возрасте возникает совершенно специфическая, глубокая и своеобразная социальность ребёнка, которая определяется двумя моментами:
Эти два противоречия выступают двигателем психического развития в этом возрастном периоде.
Ребёнок остаётся биологически зависим от матери до конца младенчества, пока не научится ходить. Исходным пунктом развития сознания выступает психическая общность матери и младенца, что являет собой новообразование «пра-мы», которое Выготский назвал социальной ситуацией развития в младенческом возрасте.
Показателем состоявшейся ситуации развития «мы» является специфическая реакция на лицо матери — улыбка. Неразрывное единство проявляется в том, что ребёнок ничего не может без взрослого. Его социальное взаимодействие опосредовано ухаживающим за ним человеком: «Мы поели», «Мы погуляли». Такая неразрывность содержит в себе противоречие: ребёнку жизненно необходим взрослый, но в то же время он не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается при разрушении старой ССР.
Общение в раннем возрасте
Первый год жизни подходит к концу, и ребёнок приобретает больше самостоятельности благодаря обучению ходьбе. Ситуация слитности со значимым взрослым под названием «мы» начинает распадаться на «ребенок — взрослый».
По мере развития способности ходить увеличивается автономность ребёнка в плане общения с внешним миром. Основной потребностью на этом возрастном этапе становятся действия с предметами, что развивает пространственное ориентирование.
Стоит отметить, что все способы действия с предметами и орудиями становятся доступны ребёнку благодаря взрослому, который обучает его и поддерживает. Предметная и социальная среда перестает быть одним целым, а специфику новой ССР можно описать формулой: «ребенок — предмет — взрослый».
В процессе обучения предметным действиям ребёнок постоянно обращается к взрослому за помощью, вниманием или требованием поиграть с ним. Складывается ситуативно-деловое общение, сущностный аспект которого — деловое сотрудничество на основе предметных взаимодействий в деятельности или игре. Основными характеристиками социального общения в раннем детстве выступают:
Второй и третий годы жизни характеризуются изучением выработанных человечеством способов манипуляций с предметами. Особенность ССР в этом возрасте заключается в том, что взрослый становится образцом специфично-человеческих предметных действий. Важным становится соучастие, то есть совместная практическая деятельность, а не просто манипуляции с предметами. Взрослый выступает как образец, как основное условие предметных действий для ребёнка раннего возраста.
Дошкольники: выход за пределы семьи
Ситуация совместной деятельности со взрослым распадается до начала дошкольного периода (в 3—7 лет), обогащается новыми формами и содержанием. «Система Я», которая становится центральным новообразованием, совместно с развитием речи способствует расширению круга общения.
Стремление быть как взрослый и несоответствие реальных возможностей вытекает в психическое противоречие. Общение со сверстниками приобретает более значимую роль, нежели на предыдущем возрастном этапе.
Психологический выход за пределы семьи формирует новую ССР, которую можно описать схемой «ребенок — взрослый (общественный)». Дошкольник начинает интересоваться взрослыми как носителями общественных функций: продавец, полицейский, воспитатель.
Подражание и желание быть «как взрослый» при объективной невозможности реализации этого желания порождает противоречие, которое решается в виде сюжетно-ролевой игры. Возможность примерять на себя разные образы, повторять действия, проигрывать воображаемую ситуацию позволяет малышу познавать мир взрослых.
Благодаря наступлению этапа сюжетно-ролевой игры появляется внеситуативно-познавательная форма общения. На первый план выступают не совместные предметные действия со взрослым, а теоретический аспект общения, информационное содержание разговора. Ребёнок видит в значимом человеке источник новых знаний, который может ответить на все вопросы и утолить познавательный интерес. Внеситуативный характер общения проявляется в том, что обсуждаются темы, не связанные напрямую с окружающим миром.
Под конец дошкольного возраста появляется внеситуативно-личностная форма общения, содержание которой сводится к миру людей, а не предметов. Ребёнка интересуют разные аспекты жизни взрослого, которые не видны ему непосредственно в этот момент.
Младший школьник и социум
Особенности школьного обучения в возрасте от 7 до 12 лет способствуют возникновению новой ССР, которая характеризуется возникновением произвольного поведения, формированием внутреннего плана действий и саморефлексии. Обучение становится ведущей деятельностью, в которой развиваются самооценка, дисциплина и контроль своих действий. Однако все эти новообразования формируются не сразу.
В первые дни школьного обучения ребёнок переживает стрессовую ситуацию, которая разрешается в период адаптации. В младшей школе многие межличностные контакты осуществляются через учителя.
Именно он помогает сформировать у ребёнка навыки самостоятельного обучения, контролирует процесс приобретения знаний, умений и навыков, помогает в формировании социальной позиции школьника, организовывает сотрудничество.
Выход ребёнка за рамки семьи, расширение круга значимых взрослых — это всё формирует новую ССР, которую кратко можно описать формулой «ребенок — взрослый — задача». Социальная роль учителя обязует его предъявлять детям важные требования, контролировать их выполнение и оценивать его качество. У ребёнка формируется внутренняя позиция школьника — социально важная роль. Успехи и неудачи в учебной деятельности влияют на систему отношений со взрослыми, родителями и сверстниками.
Статус ученика и ответственного человека требует от ребёнка активизации всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления и речи. Развитие воли, целеустремлённости и саморегуляции сказывается на качестве социального взаимодействия в коллективе сверстников.
Подросток: стремление к взрослости
Особенность ССР в возрасте 12—17 лет заключается в личности подростка. Внешний мир остаётся неизменным: круг общения, семья, посещение школы. Изменения происходят во внутренней структуре личности и приводят к трансформации ССР.
Ведущей деятельностью у подростка становится интимно-личностное общение со сверстниками, которое является основой психосоциальной ситуации. Сильное влияние на межличностные взаимодействия оказывает самооценка подростка, которая в большей степени опирается не на своё «Я», а на мнение окружающих.
Отношения со взрослыми имеют двойственную природу. С одной стороны, подросток хочет быть независимым, с другой — не может полноценно обеспечить свою жизнь и нуждается в личностной и материальной поддержке. Этот внутриличностный конфликт разрешается в подростковом кризисе и переходе на этап юношества.
Таким образом, ССР — уникальный феномен, специфический для любого возраста. Это основной фактор и показатель психического и личностного роста ребёнка на каждом этапе развития.