Что такое социальная ситуация

СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Смотреть что такое «СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:

СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. situation, social; нем. Situation, soziale. Совокупность соц. факторов, влияющих на поведение, чувства и представления индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени … Толковый словарь по социологии

развитие: ситуация социальная — (социальная ситуация развития) система социальных условий, определяющих психологическое развитие людей. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Чрезвычайная ситуация социальная — Социальная чрезвычайная ситуация это обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате массовых беспорядков, терроризма, бандитизма, действия организованных преступных групп, межэтнических, межконфессиональных, военных, вооруженных … Официальная терминология

социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. С. с. р. как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе… … Большая психологическая энциклопедия

Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия

ситуация развития социальная — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л. С. Выготским как единица анализа … Большая психологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью… … Новейший философский словарь

ситуация проблемная — возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из… … Большая психологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие «роль» было введено независимо друг от друга… … Новейший философский словарь

Социальная дилемма — Ситуация, когда нам приходится принимать решение о поступке, который может принести личную выгоду в ближайшсм будущем, однако, в силу определенных общественных последствий, может причинит:ь вред в отдаленной перспективе. В романе Джозефа Хеллера… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

социальная ситуация развития

Полезное

Смотреть что такое «социальная ситуация развития» в других словарях:

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Социальная ситуация развития — [лат. socialis общественный] сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С. с. р. это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Социальная ситуация развития — характеристика возрастного периода развития, введённая Л.С. Выготским. С.с.р., во первых, отражает единственное и неповторимое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его социальной средой. С.с.р. определяет объективное… … Педагогический терминологический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — специфическая для каждого возрастного периода система отношений личности в соц.действительности, отраженная в ее переживаниях и реализуемая ею в совместной деятельности с др. людьми … Педагогический словарь

ситуация развития социальная — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л. С. Выготским как единица анализа … Большая психологическая энциклопедия

Межличностная ситуация развития — конкретная система межличностных отношений субъекта с его окружением и, прежде всего, с членами различных референтных групп, в которые входит данная личность одновременно и на чье мнение она ориентируется в процессе как своей актуальной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия

Социальная политика Франции — В основе французской модели социальной политики лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями. Содержание 1 Краткая… … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ — – система знаний о взаимоотношениях общества и окружающей природной (географической) среды. С точки зрения социальной экологии общество рассматривается как целостный организм, анализируются тенденции и закономерности его развития в зависимости от … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РЕФОРМИРУЕМОЙ РОССИИ — Исследования Новосибирской экономико социологической школы / Ред. кол.; отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. 736 с. Монография отражает содержательный и методологический вклад Новосибирской… … Социология: Энциклопедия

Источник

Социальная ситуация и ее структура

Коммуникация всегда ситуативно обусловлена. Переменными, задающими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц и др. Наша интерпретация чьих-то слов или действий будет зависеть от того, в каком контексте мы воспринимаем эти слова или действия.

В самом общем виде социальная ситуация – это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности. Занимаясь изучением социальных ситуаций, группа социальных психологов Оксфордского университета под руководством М. Аргайла[2] предложила выделять следующие универсальные факторы социального взаимодействия, которые придают ситуации определенность:

4. Элементарные действия, т. е. простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии.

5. Последовательность поведенческих актов (например, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего).

6. Концепты-знания, т. е. наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации, как, например, знание при игре в шахматы, что такое ферзь, или значение слова “шах”. В социальной ситуации такими концептами выступают представления о людях, социальной структуре, элементах взаимодействия и объектах, включенных во взаимодействие.

7. Физическая среда, элементами которой являются границы ситуации (закрытое помещение, улица, площадь и т. п.), физические качества среды, воздействующие на органы чувств (цвет, шум, запахи и т. п.), реквизит (например, классная доска, парты в школьном классе), пространственные условия (расстояния между людьми и объектами).

8. Язык и речь, т. е. ситуационно обусловленные словарь, обороты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия.

9. Трудности и навыки, т. е. различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления.

Среди перечисленных факторов указаны как объективные аспекты ситуации, внешние по отношению к действующему субъекту, так и субъективные, локализованные в его сознании и психике. Ключевое положение, по мнению исследователей, занимают цели. Они рассматриваются как независимые переменные, а все остальные параметры как зависимые от них. Следующими за структурой целей по своей значимости для определения типа ситуации идут правила, эмоциональная атмосфера и умение преодолевать трудности. Например, встреча друзей после длительной разлуки или встреча студента и научного руководителя с целью обсудить ход работы над дипломом будут различаться в первую очередь по этим параметрам, хотя, разумеется, отличия будут касаться и используемого стиля речи, и, возможно, выбранного места встречи. Анализируя ситуацию, в которой осуществляется общение, мы, таким образом, разделяем в ней известное и неизвестное, вычленяя цель общения, его задачу и одновременно фиксируя имеющиеся условия достижения цели.

Важными характеристиками ситуации, воздействующими на поведение людей, являются следующие:

* ориентированная на выполнение дела – ориентированная на общение;

* поверхностная – глубокая (интимная) включенность.

В соответствии с этими характеристиками были выделены следующие типы социальных ситуаций:

· личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками;

· случайные эпизодические встречи со знакомыми;

· формальные контакты в магазинах и на работе;

· асимметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями (например обучение, руководство, интервьюирование);

· конфликт и переговоры;

Предложенная типология ситуаций не является единственной.

Одна из наиболее известных классификаций видов ситуаций межличностного взаимодействия связана с именем канадского психолога Эрика Берна[3]. В ее основе лежит то, что он назвал потребностью в структурировании времени. Э. Берн предлагает рассматривать шесть способов структурирования времени – четыре основных и два пограничных случая.

1. Первый пограничный случай – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует: человек физически присутствует, но психологически он вне контакта, погружен в собственные мысли. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызывать проблем, если только оно не превращается в привычку.

2. Ритуалы, или привычные, повторяющиеся действия. Они могут иметь неформальный характер (например, приветствия, прощания, благодарности), но могут быть и официальными (например, дипломатический этикет). Цель этого типа общения — возможность совместного проведения времени, не сближаясь.

3. Времяпрепровождение – это полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, участники которой недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы. Основная цель этого типа общения – структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

4. Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе, целью которого, прежде всего, является эффективное выполнение поставленной задачи.

5. Игры – наиболее сложный тип общения, согласно Э. Берну, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Скажем, если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это взаимодействие с заранее сформулированной целью. Если же он просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, обращает его против утешителя, то это игра. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. Берн полагает, что важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют весьма значительную часть человеческого общения. Основная причина этого, полагает он, в том, что повседневная жизнь предоставляет людям мало возможностей для подлинной близости. Западная культура в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как ее могут использовать с дурным умыслом. В свою очередь повторяющиеся виды времяпрепровождений в конце концов приедаются. Чтобы избавить себя от скуки и одновременно избежать опасностей, сопутствующих близости, большинство людей в качестве компромиссного решения обращаются к играм. В этом состоит социальное значение игр. Люди выбирают себе друзей и партнеров чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Если же кто-то начнет играть в новые игры, он, скорее всего, будет изгнан из привычного общества. В этом состоит личностное значение игр. Наконец, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. Если таких людей лишить возможности играть, они впадут в безысходное отчаяние. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских парах, когда улучшение психического состояния одного из супругов влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого, для которого игры были важнейшим средством поддержания собственного психического равновесия.

6. За игрой следует второй пограничный случай – близость, замыкающий ряд способов структурирования времени. Близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Настоящая близость начинается тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений. Прототипом близости является акт любовных, интимных отношений.

Еще одна классификация социальных ситуаций различает три уровня общения в зависимости от степени личностной вовлеченности участников в преобразование отношений[4]. Это социально-ролевой, деловой и интимно-личностный уровни.

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне – знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия. Коммуникация при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит она между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.

На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, т. е. оцениваются их функциональные качества. Соответственно общение является психологически отстраненным.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью. На этом уровне целью участников коммуникации является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Основной принцип такого общения – эмпатия, доверительность.

Каждый уровень общения предполагает использование соответствующих только ему моделей поведения, глубины взаимопонимания, согласия и сопереживания, способов взаимодействия.

Определение ситуации, выполняя функцию ориентации человека в социальной среде, является важнейшим структурообразующим моментом межличностного взаимодействия. Ситуация межличностного взаимодействия предполагает совместную деятельность двух партнеров по общению, заведомо социально и психологически непохожих друг на друга, но при этом зависимых в осуществлении своих намерений друг от друга. Это не может не приводить к психологическому напряжению между ними разной степени интенсивности. Между коммуникантами постоянно возникают критические моменты выбора целей взаимодействия, на которые следует ориентироваться, что превращает процесс коммуникации в предмет переговоров. Результатом этих “переговоров” является, говоря словами И. Гофмана, “рабочее соглашение”, т. е. участники формируют общее определение ситуации, которое подразумевает не столько реальное согласие относительно существующего положения дел, сколько согласие относительно того, чьи притязания и по каким вопросам временно будут признаваться всеми[5].

Таким образом, приведенные выше типологии исходят из возможности определения и выделения типичных социальных ситуаций, т. е. ситуаций, неоднократно возникающих при взаимодействии между людьми, следовательно, их сценарий известен членам данной культуры (субкультуры). Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделять такие стандартные, типичные социальные ситуации и соответствующими действиями конструировать их. Знать, как вести себя в данной ситуации, будь это свадьба, визит к друзьям, любовное свидание или деловые переговоры, какие действия в ней уместны, а какие нет, является показателем социальной компетентности.

Межличностное пространство

Определив тип социальной ситуации, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах. Условием успешной коммуникации является создание участниками «общей социальной действительности», общего «здесь-и-сейчас», в котором может происходить обмен посланиями и, следовательно, вне которого коммуникация вообще не может состояться. Поведение на этом этапе удобно описывать, используя пространственную терминологию, а именно такие слова, как “положение (расположение)”, “близкий”, “далекий”, “расстояние”, “дистанция”, “граница” и т. д. Обращение к пространственным метафорам становится эффективным способом структурного анализа человеческих отношений. Рассмотренное под этим углом зрения межличностное взаимодействие предстает как формирование межличностного пространства, как упорядочивание всех элементов взаимодействия. Оно предполагает:

* выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позициям друг друга, “проверку их на прочность”;

* четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной;

* оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Пространственное структурирование взаимодействия сопровождается символическим обозначением этой структуры, что проявляется как в символике “языка тела” (мимике, взглядах, жестах и т.д.), так и в способах персонализации пространства.

Как отмечает Е. Л. Доценко[6], принято выделять вертикальные и горизонтальные пространственные характеристики межличностного взаимодействия. Вертикальная составляющая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению: пристройка к партнеру сверху, наравне, снизу, отстраненная позиция.

Пристройка сверху может выглядеть как вербальные поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения на “ты”, высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое.

Позиция подчиненной стороны предполагает свои стереотипы в поведении. В этой позиции человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу обнаруживается в просьбах, извинениях, оправданиях, виноватых или заискивающих интонациях, наклонах корпуса, опускании головы и других формах демонстрации зависимости и подчинения.

Позиция равенства сторон также предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т. д.

Способность к смене способов взаимодействия в зависимости от возникшей ситуации и поставленной задачи, репертуар позиций, которым владеет человек, как уже говорилось выше, одна из существенных характеристик компетентного коммуникатора.

Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании (или в отказе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет ту или иную межличностную дистанцию. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, стул, скрещенные на груди руки, нога на ногу, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы. Преградой может оказаться “закрытость” той или иной сторон личности для другого человека (например, в проявлении эмоций, нравственных или религиозных ценностных ориентаций, эрудиции и т. д.), что также создает определенную дистанцию между людьми. По мнению социальных психологов, полное отсутствие межличностной дистанции (т. е. интимной, личной зоны) ненормально. Вопрос в том, оптимальна ли существующая дистанция для достижения целей конкретного межличностного взаимодействия.

К пространственным характеристикам межличностного взаимодействия можно отнести и способы выделения и обозначения индивидом территории, которую он считает “своей”. Это может быть территория: кабинет, рабочий стол, пятачок под ногами в переполненном автобусе; на эмоциональном уровне – это право на собственное настроение, собственное отношение к чему-либо или к кому-либо; на ролевом уровне – право на выбор профессии, рода занятий, индивидуальный способ выполнения своей работы.

Таким образом, пространство, создаваемое в процессе межличностного взаимодействия с его горизонтальными, вертикальными, территориальными измерениями, становится фактором, воздействующим на успешность/неуспешность конкретного взаимодействия, его характер и перспективы.

Источник

Социальная ситуация развития в психологии по Выготскому

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социальной ситуации развития

Социальная ситуация развития – это условия, специфические для каждого возрастного этапа, в которых происходит поведенческое и психологическое развитие человека.

Это понятие ввел Л.С. Выготский как единицу анализа динамики развития ребенка и выделил две её составляющие:

Кроме внешней активности ребенка, т.е. его деятельности, которая хорошо наблюдается, есть ещё и внутренний план – это план переживаний.

В одной семье, одна и та же ситуация разными детьми переживается по-разному – на одном ребенке она слабо скажется, а у другого может вызвать невроз и другие отклонения. Переходя от одного возраста к другому, один и тот же ребенок будет по-новому переживать ту же ситуацию.

Благодаря проведенным исследованиям Л.С. Выготский и его последователи систематизировали огромный фактический материал в области детской психологии и ввели новую единицу анализа детского развития.

Особыми единицами детской психологии являются возрастные периоды, поэтому её называют возрастной психологией.

Согласно взглядам ученого, для каждого возраста характерна своеобразная и специфическая для него социальная ситуация развития – это есть отношение между ребенком и его средой, где идет развитие новообразований, свойственных данному возрасту. Л.С. Выготский считал, что эти новообразования являются результатом возрастного развития.

Новообразования ведут к слому старой социальной ситуации развития, потому что приходят в противоречие с ней и открывают возможности к построению новой социальной ситуации. По мнению ученого, перестройка социальной ситуации развития и является главным содержанием критических возрастов.

Ребенок, переходя из одного возраста в другой, изменяет ведущий вид деятельности и осваивает новую социальную позицию. В дошкольном возрасте, например, это будут игровые сюжетные формы, в начальной школе – учебные, с акцентом на моделирование, в подростковом возрасте уже деятельность личностного самоопределения, а в старшей школе – профессиональное самоопределение.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако это совсем не значит, что формы деятельности к возрасту жестко привязаны – если в раннем возрасте ребенок вовлекается в деятельность, то, чем старше он становится, он сам осуществляет выбор той деятельности, в которой происходит его развитие. Выбор деятельности будет зависеть от места ребенка в социальных отношениях.

Понятие «социальная ситуация развития» обуславливает образ жизни ребенка, его социальное существование в результате которых приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.

Новообразования, как продукт возрастного развития, появляются к концу возрастного периода. Они перестраивают всю структуру сознания ребенка, изменяют систему его отношений к миру, другим людям, к самому себе.

Адаптация детей в социальной среде

Социальная среда для ребенка является важнейшим фактором и условием его развития. Социальная среда – это, прежде всего, люди, с которыми каждый находится в специфических отношениях.

Рисунок 1. Социальная адаптация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура социальной среды довольно сложная и представляет собой многоуровневое образование, в состав которого входят многочисленные социальные группы, оказывающие воздействие на психическое развитие и поведение индивида.

К тому или иному социальному образованию индивид должен приспособиться, т.е. адаптироваться.

Выделяют несколько видов адаптации:

Социальная адаптация представляет собой постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды и связана с кардинальными изменениями в его жизни.

Самое первое приспособление ребенок получает в семье, где его окружают близкие и родные люди, но социальная жизнь не ограничивается семейными рамками.

Дошкольные учреждения, школа, неформальные и формальные группы, трудовая деятельность, а позже собственная семья, являются важными ступенями вхождения в социальную жизнь.

Все эти объединения требуют от индивида приобретения заново своего социально-психологического статуса.

Насколько ребенок успешно входит в социальную среду, показывают такие факторы, как особенности самого ребенка и особенности той микросоциальной среды, в которую ему предстоит включиться.

Эффективность адаптации зависит от потребностей, целей, мотивов, установок, т.е. от потребностно-мотивационной сферы ребенка, от эмоциональных и интеллектуальных свойств его личности.

К индивидуальным особенностям ребенка относятся и некоторые характерологические и типологические особенности.

Структура потребностно-мотивационной сферы позволяет выделить у ребенка два основных типа адаптации – активный и пассивный.

Для активного типа адаптации характерна целеустремленность ребенка в налаживании контактов со сверстниками, на основе общих интересов идет активный поиск товарищей.

Неудачи детей этого типа не останавливают, а побуждают к большей активности.

Пассивный тип адаптации отличается некритическим принятием ценностных ориентаций группы. В усвоении ребенком социального опыта существенную роль играет тип адаптации.

В отношении личностных особенностей, исходя из типологического подхода к их изучению, выделяют гармоничный, доминирующий, чувствительный, конформный, тревожный, интровертированный и инфантильный типы формирования личности и её взаимодействия с окружающей средой.

Они определяют эффективность адаптации ребенка к окружающей среде и обуславливают избирательную чувствительность к разным патогенным воздействиям.

У детей гармоничного типа сформированы все личностные свойства в равной мере – общительность, уверенность в себе, контроль над своим поведением. Уровень тревожности и напряженности у них низкий. К данной группе могут относиться дети с повышенным уровнем возбуждения и двигательной активности.

Социально-ориентированный тип тоже обладает устойчивой структурой личности. Эта группа детей старательна, добросовестна, но зависит от ситуации. Страдает развитие вербального интеллекта, культурная задержка развития.

Конформный тип детей больше стремится к социальному поощрению действий и поступков, нежели к успешной учебной деятельности. Дети этого типа доброжелательны и отзывчивы.

Отличительной особенностью доминирующего типа формирования личности является стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Это непоседы, часто нарушающие дисциплину.

Тревожный тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью, волнением, тревожностью. Общение для них является ведущей деятельностью.

Особенностью интровертированного типа является высокий уровень интеллекта и направленность на познавательную деятельность. Дети этого типа замкнуты и малообщительны, проявляют повышенную возбудимость, напряженность и тревожность.

Инфантильный тип характеризуется неразвитостью психики, это замедленное взросление ребенка.

Психологический возраст

В рамках изучения возрастной психологии одним из важных вопросов является понятие возраста – периода физического, психологического, поведенческого развития.

О возрасте в психологии есть два представления – физический и психологический возраст.

Время жизни ребенка в годах, месяцах и днях с момента рождения есть физический возраст. Психологический возраст говорит о достигнутом уровне психологического развития.

Пятилетний ребенок по физическому возрасту может быть психологически развит как 7-ми и даже 8-ми летний ребенок, а может быть и наоборот – соотношение физического и психологического возраста у детей с отставанием умственного развития имеет обратное соотношение.

Возраст проявляется в познавательных процессах и является основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Возраст – это период развития, он не водится к сумме отдельных психических процессов и не является календарной датой.

Л.С. Выготский считал, что возраст является замкнутым циклом детского развития, он имеет свою структуру и динамику.

Поскольку хронологические границы возраста могут сдвигаться, то одни дети вступают в новый возрастной период раньше, а другие – позже.

Компонентами структуры психологического возраста являются социальная ситуация развития (ССР), определяющая образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности сознания и возрастные психологические новообразования (ПНО) – тип строения личности, определяющий сознание ребенка и его отношение к среде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *