Что такое социальная среда обж

Презентация по ОБЖ «Социальная среда и здоровье человека»

Что такое социальная среда обж. Смотреть фото Что такое социальная среда обж. Смотреть картинку Что такое социальная среда обж. Картинка про Что такое социальная среда обж. Фото Что такое социальная среда обж

Что такое социальная среда обж. Смотреть фото Что такое социальная среда обж. Смотреть картинку Что такое социальная среда обж. Картинка про Что такое социальная среда обж. Фото Что такое социальная среда обж

Описание разработки

Что такое социальная среда обж. Смотреть фото Что такое социальная среда обж. Смотреть картинку Что такое социальная среда обж. Картинка про Что такое социальная среда обж. Фото Что такое социальная среда обж

Человек в группе.

Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от бытовых и профессиональных отличий (городская среда, деревенская среда, производственная среда, артистическая и т.д.)Определите по каким признакам образованы данные группы?

Содержимое разработки

Что такое социальная среда обж. Смотреть фото Что такое социальная среда обж. Смотреть картинку Что такое социальная среда обж. Картинка про Что такое социальная среда обж. Фото Что такое социальная среда обж

Социальная среда и здоровье человека.

Что такое социальная среда обж. Смотреть фото Что такое социальная среда обж. Смотреть картинку Что такое социальная среда обж. Картинка про Что такое социальная среда обж. Фото Что такое социальная среда обж

Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от бытовых и профессиональных отличий (городская среда, деревенская среда, производственная среда, артистическая и т.д.)

Что такое социальная среда обж. Смотреть фото Что такое социальная среда обж. Смотреть картинку Что такое социальная среда обж. Картинка про Что такое социальная среда обж. Фото Что такое социальная среда обж

Различают макросреду – общественные институты, общественное сознание, культура, и микросреду семья, учебная или трудовая группы и т.п.

Что такое социальная среда обж. Смотреть фото Что такое социальная среда обж. Смотреть картинку Что такое социальная среда обж. Картинка про Что такое социальная среда обж. Фото Что такое социальная среда обж

В сфере социальных отношений и общения личности огромную роль играют традиции и обычаи.

Что такое социальная среда обж. Смотреть фото Что такое социальная среда обж. Смотреть картинку Что такое социальная среда обж. Картинка про Что такое социальная среда обж. Фото Что такое социальная среда обж

Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация).

С медико-биологических позиций наибольшее влияние социально-экологические факторы оказывают на следующие тенденции:

Акселерация – это ускорение развития отдельных органов или частей организма по сравнению с некой биологической нормой (увеличение размеров тела и более раннее половое созревание)

Нарушение биологических ритмов – важнейшего механизма регуляции функций биологических систем

Аллергия – извращенная чувствительность или реактивность организма к тому или иному веществу, так называемому аллергену

Что такое социальная среда обж. Смотреть фото Что такое социальная среда обж. Смотреть картинку Что такое социальная среда обж. Картинка про Что такое социальная среда обж. Фото Что такое социальная среда обж

Источник

Характеристика системы «человек – социальная среда в общем контексте безопасности жизнедеятельности.

Безопасность как явление, которое никому ничем не угрожает, самым непосредственным образом связана с человеком, его жизнедеятельностью. Человек одновременно является объектом и субъектом безопасности. При этом его деятельность осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек – среда».

Под системой понимается такая совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно целям, стоящим перед системой. Бинарная система «человек – среда» многоцелевая. Одна из целей, стоящих перед данной системой – обеспечение безопасности человека. Естественно, что каждая система имеет и некоторую чисто технологическую цель, связанную с достижениям определенного результата. Перед создателями систем стоит сложная задача согласования целей и устранения возможных противоречий между ними.

В рамках данного изложения рассматриваются условия обеспечения цели – безопасности. Достижение безопасности системы «человек-среда» возможно только в том случае, если будет системно учтены особенности каждого элемента, входящего в эту систему.

Для того чтобы исключить отрицательные последствия взаимодействия внешней среды и человека, необходимо обеспечить определенные условия функционирования системы «человек – среда». Характеристики человека относительно постоянны. Элементы внешней среды поддаются регулированию в более широких пределах. Следовательно, решая вопросы безопасности системы «человек – среда», необходимо учитывать прежде всего особенности человека.

Человек в системе безопасности выполняет троякую роль:

— является объектом защиты;

— выступает средством обеспечения безопасности;

— сам может быть источником опасностей.

Таким образом, звенья системы «человек – среда» органически

взаимосвязаны. Однако понятие окружающей среды весьма многогранно и широко, В него наряду с природными факторами входят и социальные, а поскольку в данной теме речь идет о социальных аспектах безопасности жизнедеятельности, то остановимся на анализе более узкой системы «человек – социальная среда».

Исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей, характеризующиеся определенным типом отношений, образуют общество, или социум, т.е. особую систему, своеобразный социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам, характеризующимся чрезвычайной сложностью. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. Результатом этих связей является особая обстановка, создающаяся в отдельных социальных группах, которая может влиять на других людей, не входящих в данные группы.

В обеспечении безопасности тех или иных систем участвуют многие специалисты различных направлений: политики, военные, представители органов безопасности, служб спасения, ученые, конструкторы, эксплуатационники и др. Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек – социальная среда» функционировала эффективно и не приносила безопасности человека, необходимо обеспечить совместимость различных характеристик этой системы, таких как, например, энергетическая, информационная, собственно социальная, нравственная, психологическая и пр.

Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления социальной системой с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, скорости реакции и точности действий. Энергетические параметры человека имеют определенные границы. Для приведения в действие тех или иных элементов социальной системы могут потребоваться очень большие или чрезвычайно малые усилия. И то и другое плохо. В первом случае человек может уставать, что может привести к нежелательным последствиям в управляемой системе. Во втором случае возможно снижение точности работы системы, т.к. человек не почувствует ее сопротивления.

Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами. Нередко он удален от них на значительные расстояния. Объекты управления могут быть вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения, свидетельствующую о ходе процесса, и таким образом управляет самыми сложными общественными процессами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать особенности восприятия информационных потоков человеком и социумом в целом.

Социальная совместимость органически связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах. Выдающийся ученый-физиолог академик И.П. Павлов, анализируя свои наблюдения, подметил, что “… самые сильные раздражения – это идущие от людей. Вся жизнь наша состоит из труднейших отношений с другими, и это особенно болезненно чувствуется”.

Нравственная совместимость, которая заключается в удовлетворении человека от общения с другими людьми, нравственным климатом в коллективе, от процесса трудовой деятельности и т.д.

Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности, которая является одним из разделов безопасности жизнедеятельности. Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами. Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение мер безопасности, допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности, агрессивность и т.д. Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и особенно подробно анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе различных видов деятельности людей.

Иначе говоря, система «человек – социальная среда» вызывает к жизни в свою очередь не менее сложную и противоречивую систему «опасность – безопасность», где роль человека приобретает вполне определенную специфику и сводится к следующему.

Во-первых, в гносеологическом аспекте человек придает смыслосодержание, целеполагание умопостигаемому миру, интерпретируя его в соответствии со своими потребностями и представлениями.

Во вторых, он вносит причинность в процесс, на который в состоянии оказать влияние, вызывая изменения хода событий или порядка вещей, их естественных свойств. Негативным проявлением этого выступает сужение оценки и значения масштаба в понимании планетарных явлений до потребительского, когда человеком признается только социально полезную значимость окружающей среды, отказывая ей в праве на самоорганизацию и независимое существование, нетерпеливо подправляя ее не всегда разумными действиями.

В-третьих, человек организует, рационализирует, программирует окружающую среду, образует ее формы и качественно преобразует разнообразные и разобщенные фрагменты социальной и природной действительно без учета опасности последствий.

В-четвертых, обладая эвристическими способностями, он открывает новое в познании мира, определяет перспективы общественного развития и своего будущего, является главным связующим звеном социальной, природной и технической сфер окружающей действительности.

В-пятых, в рамках социума, человек создает мифологемы и идеологемы, вокруг которых разворачиваются исторические события и процессы, возникают поворотные цивилизационные изменения, придает общественной жизни аксеологическое, нормативно-ценностное содержание, формирует нравственные императивы.

В-шестых, создает социальные структуры и институты, обеспечивающие коллективное выживание, совместную защиту, урегулирование конфликтов и согласование интересов.

Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль. Баланс позитивных и негативных качеств человека, их слияние, их слияние определяет общий вектор развития человечества в окружающей среде.

Объекты социальной сферы, в рамках которых действует человек, включают в себя такие компоненты масштабно-иерархической структуры, как человечество, населяющее нашу планету, общество, т.е. социализированное человечество, общественные объединения, коллектив, товарищество, семья, отдельный человек (индивид). Помимо них объектами практической деятельности и познавательной активности человека выступают объекты природной среды, связанные с его жизнедеятельностью, а также различные сферы ее обеспечения, включая экономическую, социальную, политическую, военную, демографическую, психологическую, информационную, экологическую и др.

Каждая из указанных сфер по-своему проявляется в деятельности человека в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Вместе с тем и деятельность человека по-разному может влиять на ту или иную сферу общественной жизни.

Его деятельностью обусловлены прежде всего глобальные проблемы. Одной из основных опасностей здесь является перенаселение Земли, связанное с демографическим взрывом в слаборазвитых и увеличением продолжительности жизни в развитых за все предыдущие века к концу XIX в численность жителей Земли достигла примерно 1 млрд. человек, то только за один ХХ век она возросла в шесть раз и к 2000 г. составила около 6 млрд. человек, а к 2050 г. может достичь 12 млрд. человек. Годовой прирост населения в мире за этот период составлял: в 50-х годах – 50 млн., в 80-х – 84 млн., а в 90-х – 96 млн. человек[3].

Еще одна серьезная опасность для человечества обусловлена энергетической проблемой. Недостаток энергии ощущается уже сегодня, а ее увеличение, чревато тем, что, во-первых, управление мощными энергетическими потоками становится опасным, а, во-вторых, все возрастающее использование невозобновляемых природных ресурсов ведет к их истощению. По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при существующих темпах их потребления хватит лишь на 50-70 лет, а каменного угля – примерно на 300 лет.

Серьезную угрозу глобального характера представляют сегодня и опасности в информационной сфере, которые проявляются в стремлении ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, разработке концепции информационных войн. Так, в целях овладения умами и управления действиями всего человечества и населения отдельных регионов нашей планеты путем информационно-психологического и энергоинформационного (психофизиологического) воздействия, США разрабатывают глобальную космическую систему «TELEDESIK», состоящую из 840 спутников, которая передавая на всю планету и отдельные ее регионы целенаправленную информацию и модулированные излучения смогут реализовать информационную агрессию: внедрение вирусов в компьютерные программы, выведение из строя различных систем управления, компьютерных сетей и т.д., а также воздействовать на психофизиологическое и эмоциональное состояние людей Для этой же цели может использоваться мировая информационная система Интернет.

Следует также отметить нарастание глобальных социальных опасностей, способных погубить мировое сообщество и отдельные страны (группы стран). Источниками этих опасностей являются несовершенство глобальной социальной структуры (различные цивилизации, социально-политические системы, социальное положение, темпы развития, географическое положение, уровни военной мощи, развития, жизни, расовый и национальный состав и т.д.), соответствующие ей отношения, политика отдельных стран и влиятельных международных организаций.

Высшие интересы мирового сообщества, т.е. интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость не только определенного взаимодействия, но и исследования угроз регионального масштаба и противодействия им. Влияние региональных опасностей проявляется в самых различных сферах, но главным образом это политические, экономические, нередко и военные сферы. Основными субъектами здесь выступают великие державы.

Все указанные проблемы взаимосвязаны между собой и представляют серьезную опасность для человечества, поэтому решать их необходимо комплексно и в рамках всего мирового сообщества.

Огромную роль в обеспечении безопасности человека играет государство, в деятельности которого имеет место воздействие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека и общества. В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается, что объектом безопасности государства выступает его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Следовательно, угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости. Иначе говоря, государство и его субъекты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации, граждане) обязано защищать свой конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, население, свои национальные интересы (политические, экономические, военные, экономические, культурологические, информационные, экологические, геополитические и пр.) от внешних и внутренних угроз.

Каждое государство заинтересовано прежде всего в наличии стабильной внутриполитической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Важное значение имеет и военная безопасность государства (вооруженные силы, их состояние и подготовка, оборонный потенциал, защита государственных границ, сдерживание потенциальных агрессоров и т.п.). Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества и государства, наличием энергоресурсов, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, также характером интеграции в международную систему экономических связей. Культурологическая безопасность заключается в обеспечении защиты культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния и самобытности общества. Информационная безопасность представляет собой состояние защищенности информационной среды, обеспечение ее формирование и развитие в интересах личности, общества и государства. Под экологической безопасностью понимается такое состояние взаимоотношений общества и природы, которое обеспечивает сохранение окружающей среды. Огромную роль в современных условиях имеет обеспечение геополитической безопасности, которая рассматривается как состояние защищенности геополитических интересов государства. Существую и другие виды безопасности государства (демографическая, культурная, региональная внутригосударственная и т.д.), обеспечение которых является важнейшими задачами субъектами обеспечения безопасности государства.

Высшей ступенью развития всего живого на Земле, субъектом общественно-исторической деятельности является человек. Именно он, используя созданные им орудия труда, воздействует на окружающий мир, который также в не меньшей мере влияет на него. В связи с этим возникает необходимость защиты человека, обеспечения его безопасности. Если подходить к этому вопросу в широком смысле, то безопасность человека – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда).

Субъектами безопасности личности являются государство и его институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные учреждения, ведомства и т.д.), общественные структуры (политические партии и объединения, общественные организации и т. п.), семья, граждане. При этом необходимо помнить, что все действия указанных субъектов по обеспечению безопасности должны обеспечиваться в строгом соответствии с законами, при соблюдении баланса интересов личности, общества и государства и на основе их взаимной ответственности по обеспечению безопасности.

Одним из важнейших аспектов безопасности человека является обеспечение его безопасности от преступных посягательств, которые проявляются в преднамеренных убийствах, насилиях, посягательствах на здоровье и достоинство личности, в грабежах и кражах личного имущества, материальных ценностей и документов, в физическом и психологическом терроре, связанных с угрозами, запугиванием, шантажем, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологическими (гипноз, использование психотропных и психотронных средств).

В связи с этим определенный интерес представляет концепция безопасности личности, предложенная в книге В.И.Ярочкина (см. рис.3)[5].

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1988 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

1.2 Характеристика системы «человек – социальная среда» в общем контексте безопасности жизнедеятельности

Деятельность человека как объекта и субъекта безопасности осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек – среда». Одна из целей, стоящих перед ней, – обеспечение безопасности человека.

В данном параграфе мы рассмотрим более узкую систему «человек – социальная среда». Чтобы обеспечить ее безопасность, необходимо учитывать особенности каждого элемента системы.

Первый элемент – человек, который играет троякую роль:

1) является объектом защиты;

2) выступает средством обеспечения безопасности;

3) сам может быть источником опасности.

Второй элемент системы – это общество, или социум, – социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в них. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники служб спасения, ученые, конструкторы и др. Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек – социальная среда» функционировала эффективно и не угрожала безопасности человека, необходимо обеспечить совместимость каждой ее характеристики: энергетической, информационной, собственно социальной, нравственной, психологической и др.

Энергетическая совместимость предусматривает согласование деятельности органов управления обществом как социальной системой с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, скорости реакции и точности действий. Энергетические параметры человека имеют определенные границы. Для приведения в действие тех или иных элементов социальной системы иногда требуются очень большие или, напротив, чрезвычайно малые усилия. И то и другое плохо. В первом случае человек может уставать, в результате чего возможны сбои в управляемой системе. Во втором – может снизиться точность работы системы, так как человек не почувствует ее сопротивления.

Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами. Нередко из-за удаленности на значительные расстояния объекты управления могут находиться вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения, помогающие ему управлять самыми сложными общественными процессами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать особенности восприятия информационных потоков человеком и социумом в целом.

Социальная совместимость самым непосредственным образом связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах.

Нравственная совместимость означает, что человек испытывает удовлетворение от общения с другими людьми, нравственного климата в коллективе, процесса трудовой деятельности и т. д.

Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами. Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся обеспечением безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение мер безопасности, допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности, агрессивность и т. д. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности, которая является одним из разделов безопасности жизнедеятельности. Изучаются психические процессы, свойства личности и особенно подробно – различные формы психических состояний, которые наблюдаются у людей в процессе выполнения ими различных видов деятельности.

Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль. Его жизнедеятельность связана с различными сферами общественной жизни – экономической, социальной, политической, военной, культурной, информационной и др. Каждая из них по-своему проявляется в деятельности людей в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Деятельность человека, в свою очередь, также влияет определенным образом на ту или иную сферу общественной жизни. Именно ею обусловлено возникновение глобальных проблем.

Одну из основных опасностей для человека представляет перенаселение, связанное с демографическим взрывом в слаборазвитых и увеличением продолжительности жизни в развитых странах. Если в конце XIX в. численность жителей Земли составляла примерно 1 млрд человек, то только за один XX в. она возросла в б раз и к 2000 г. достигла около б млрд человек, к 2050 г. это число может увеличиться до 12 млрд. Годовой прирост населения в мире за этот период составлял: в 1950-х годах – 50 млн, в 1980-х – 84 млн, а в 1990-х – 96 млн человек. [2]

Еще одна серьезная опасность для человечества обусловлена энергетической проблемой. Недостаток энергии ощущается уже сегодня, а удовлетворение все возрастающей потребности в ней чревато тем, что, во-первых, управление мощными энергетическими потоками становится опасным, а во-вторых, истощаются невозобновляемые природные ресурсы. По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при существующих темпах их потребления хватит лишь на 50–70 лет, а каменного угля – примерно на 300 лет.

Все указанные проблемы обостряют межгосударственные отношения и отношения между различными регионами мира, способствуют росту международного терроризма, возникновению военных конфликтов, создают угрозу ракетно-ядерной войны.

Глобальный масштаб приобретают сегодня и опасности в информационной сфере, которые проявляются в стремлении ряда стран доминировать в мировом информационном пространстве, а также в разработке концепции информационных войн. Так, США разрабатывают космическую систему TeLe-desik, состоящую из 840 спутников, которые, передавая на всю планету и отдельные ее регионы целенаправленную информацию и модулированные излучения, способны осуществлять информационную агрессию: внедрение вирусов в компьютерные программы, выведение из строя различных систем управления, компьютерных сетей и т. д., а также воздействовать на психофизиологическое и эмоциональное состояние людей. Для этой же цели может использоваться мировая информационная система Интернет.

Следует также отметить нарастание глобальных социальных опасностей, способных погубить отдельные страны и мировое сообщество в целом. Источниками этих опасностей являются несовершенство глобальной социальной структуры (различные цивилизации, социально-политические системы, социальное положение, темпы развития, географическое положение, уровни военной мощи, развития, жизни, расовый и национальный состав населения и т. д.), соответствующие ей отношения, политика отдельных стран и влиятельных международных организаций.

Высшие интересы мирового сообщества, т. е. интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость исследования угроз регионального масштаба и противодействия им. Влияние региональных опасностей проявляется в самых различных сферах, но главным образом политических, экономических и военных.

Все указанные проблемы тесно взаимосвязаны и представляют серьезную опасность для человечества, поэтому решать их необходимо комплексно и в рамках всего мирового сообщества.

Огромную роль в обеспечении безопасности человека играет государство, деятельность которого сопряжена с возникновением опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека и общества. В Законе РФ «0 безопасности» подчеркивается, что объектом безопасности государства выступают его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Следовательно, угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости. Иначе говоря, государство и его субъекты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации, граждане) обязаны защищать от внешних и внутренних угроз конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность страны, население, национальные интересы (политические, экономические, военные, культурные, информационные, экологические, геополитические и пр.).

Рассмотрим основные виды безопасности государства. Каждое государство заинтересовано прежде всего в наличии стабильной внутриполитической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Важное значение имеет и военная безопасность государства (вооруженные силы, их состояние и подготовка, оборонный потенциал, защита государственных границ, сдерживание потенциальных агрессоров и т. п.). Экономическая безопасность зависит от уровня развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества и государства, наличия энергоресурсов, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, степени интеграции в международную систему экономических связей. Культурологическая безопасность заключается в обеспечении защиты культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранении культурного достояния и самобытности общества. Информационная безопасность – это защищенность информационной среды, ее формирование и развитие в интересах личности, общества и государства. Под экологической безопасностью понимается такое состояние взаимоотношений общества и природы, которое обеспечивает сохранение окружающей среды. Огромную роль в современных условиях играет геополитичесгая безопасность, т. е. защищенность геополитических интересов государства. Существуют и другие виды безопасности государства (демографическая, культурная, региональная, внутригосударственная и т. д.), обеспечение которых является важнейшей задачей ее субъектов.

Субъекты безопасности личности – государство и его институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные учреждения, ведомства и т. д.), общественные структуры (политические партии и объединения, общественные организации и т. п.), семья, граждане. Все их действия должны соответствовать существующим законам и основываться на балансе интересов личности, общества и государства, а также их взаимной ответственности за обеспечение безопасности.

Одним из важнейших аспектов рассматриваемой проблемы является обеспечение безопасности человека от преступных посягательств (преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора), связанных с угрозами, запугиванием, шантажом, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологическими (гипноз, психотропные и психотронные средства).

В связи с этим определенный интерес представляет концептуальная модель безопасности личности, предложенная В. И. Ярочкиным (рис. 2). [3] Она помогает разобраться в совокупности опасностей, которые противостоят личности в системе «человек – социальная среда». Однако необходимо помнить, что помимо опасностей, угрожающих человеку со стороны социальной среды, он и сам нередко способствует созданию неблагоприятных факторов для своего и без того непростого существования. Эти факторы носят прежде всего психологический характер и проявляются в поведении человека. Они могут быть относительно устойчивыми и длительными по времени и обусловливаться неудовлетворенностью социальным положением и результатами трудовой деятельности, безразличием к окружению. Временные ситуативные факторы возникают из-за личных несообразностей во взаимоотношениях между людьми, неблагоприятных ситуаций в трудовой деятельности и пр. Часто их причины кроются в неготовности к практической деятельности, низком уровне социальной зрелости, пониженной работоспособности, утомлении и пр. Действие таких факторов ведет к конфликтам, поведенческим срывам, возникновению состояния тревоги, страха, испуга, паники и т. д.

Рис. 2. Развернутая концептуальная модель безопасности личности

Социальная практика показывает, что человек нарушает правила безопасного поведения по целому ряду причин:

• из-за нежелания выполнять определенные действия. Подобное поведение может быть относительно постоянным, связанным с недооценкой человеком опасности, склонностью к риску, отрицательным отношением к социальным регламентациям, отсутствием стимулов к безопасному поведению и т. д., и временным, когда человек находится в состоянии депрессии, стресса, наркотического или алкогольного опьянения;

• вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения;

• в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие также может быть постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и пр.) и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т. д.).

Эти причины влекут за собой возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности и воспитание на их основе людей; во втором – обучение и отработку навыков безопасного поведения; в третьем – социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование.

Итак, анализ системы «человек – социальная среда» показывает, что она представляет собой сложное взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях.

Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей – важнейшая функция государственных и общественных структур. Она заключается прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. д. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.

Выводы

Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина изучает основные закономерности проявления опасностей и способы защиты от них человека и его сообществ в различных условиях обитания. Включая в себя все компоненты общей науки о безопасности, эта дисциплина является научной и методологической основой для специальных дисциплин, изучающих различные аспекты безопасности. Безопасность жизнедеятельности имеет социальную направленность, так как связана с обеспечением защиты социума от различных опасностей, в том числе и исходящих от него самого. Вместе с тем она имеет и собственно социальный аспект, связанный с опасностями, получившими широкое распространение в обществе и угрожающими жизни и здоровью людей. Эти опасности требуют глубокого и всестороннего изучения на основе методологических принципов научного познания проблем безопасности.

Научный анализ системы «человек – социальная среда» свидетельствует о высокой степени сложности взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения. Их взаимная безопасность невозможна без профилактики опасностей и угроз, а также готовности всех составляющих этой системы к действиям в опасных ситуациях. Наиболее значительную роль играет подготовка человека как объекта и субъекта обеспечения безопасности, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях. Эта подготовка должна иметь различную направленность – информационную, юридическую, психологическую и силовую, а также включать моделирование поведения людей в конкретной опасной ситуации.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение безопасности жизнедеятельности как научной и учебной дисциплины.

2. Чем обусловлено введение в вузах данной дисциплины?

3. Каковы социальные аспекты безопасности жизнедеятельности?

4. Чем является безопасность жизнедеятельности для других дисциплин, изучающих проблемы безопасности в различных сферах?

5. Что необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности?

6. Что определяется понятием «опасность»?

7. Приведите примеры опасных ситуаций в социальной сфере.

8. Назовите основные положения, изучаемые дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности».

9. Охарактеризуйте объекты и субъекты социальной безопасности.

10. Раскройте методологические принципы исследования проблем безопасности жизнедеятельности.

11. Какую роль играет человек в системе безопасности?

12. Что такое социум и каково его место в системе безопасности?

13. Какие опасности угрожают человечеству?

14. Что является объектами и субъектами обеспечения безопасности личности, общества и государства?

15. Перечислите основные составляющие концептуальной модели безопасности личности.

Рекомендуемая литература

О безопасности: Закон Российской Федерации (в ред. указа Президента РФ от 24 декабря1993 г. № 2288). М., 1994.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000.18 янв.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: Учеб. пособие/ Ю. Л. Варшамов, Л. А. Михайлов и др. СПб., 1999.

Носков Ю. Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода // Безопасность. 1999. № 1.

Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учеб. пособие/ Под ред. В. Ф. Нишевича. Екатеринбург, 2003.

Русак 0. Н., Малаян К. Р., Занько И. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Под ред. 0. Н. Русака. СПб., 2000.

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие. М., 2002.

ЯрочкинВ.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. М., 2000.

Ярочкин В. И., БузановаЯ. В. Теория безопасности. М., 2005.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *