Что такое социальная среда в биологии 8 класс
§ 58. Социальная и природная среда человека
1. Что представляет собой человек как биологический вид? 2. Как повлияла социальная среда на эволюцию человека? 3. Каким видам животных свойственны некоторые формы социального поведения?
Сходство человека с другими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлеж- иостью к миру живой природы, где действуют биологические законы. А его отличия от них определяются принадлежиостью именно к человеческому обществу, где действуют законы общественные, социальные. При этом существование каждого человека, особенно в городе, всецело зависит от неисчислимого множества не только неродственных, но и совсем незнакомых ему людей, добывающих и поставляющих пищу, тепло, одежду, всё необходимое для жизни. Эта двойственность присуща только человеку, который представляет собой единственный на нашей планете биосоциальный вид.
Связи человека с природной средой
Специфика среды обитания человека заключается в сложнейшем переплетении социальных и природных условий. На заре человеческой истории именно природная среда играла решающую роль в эволюции человека, но и на сегодняшний день его биологическая сущность практически не изменилась.
Как и в глубокой древности, современному человеку для поддержания жизнедеятельности требуется физиологическая норма — примерно 2500 ккал в сутки. Естественно, что древние предки человека на добывание пищи не могли тратить больше энергии, чем получали, поедая добычу. В производство современной пищи человек имеет возможность вкладывать мощные дополнительные энергоресурсы, например топливо для машинной обработки почвы, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции, энергию для производства удобрений и т. д. Эти энергетические вложения многократно превосходят мускульную силу человека. Поэтому мы можем сказать, что воздействие природных условий на современного человека в значительной степени нейтрализуется условиями социальной среды.
Связи человека с социальной средой
Всем без исключения животным свойственны внутривидовые взаимодействия, которые называют индивидуальными или даже социальными связями. При этом они способны обмениваться информацией для согласования своих действий и ответных реакций на проявление факторов среды. Но важно подчеркнуть, что для подавляющего большинства видов такого рода прямые контакты между особями жизненно значимы только в определённые периоды жизни (размножение, миграции, поиск пищи, обнаружение опасности, защита от врагов, строительство убежищ и т. п.). Используемые ими сигналы, как правило, конкретны (предупреждение об опасности, сообщение о пище, обращение к половому партнёру или потомству и т. п.) и передаются на ограниченную дистанцию в течение ограниченного времени. Накопление такой информации, её прямая передача и непосредственное использование вторыми и последующими поколениями невозможны.
Уровень развития информационных связей в человеческом обществе качественно иной. Они насыщены сигналами любой сложности, которые не только способны единовременно охватить всё ныне живущее человечество, но и могут быть адресованы всем будущим поколениям.
Адаптация человека к среде обитания
В новых природных и социальных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жёстких факторов среды, к которым эволюционно он ещё не готов. Но человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной среде.
Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определённые границы. Существуют различные виды адаптаций. Например, под физиологической адаптацией понимают достижение человеком устойчивого уровня функционирования организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность (включая трудовую активность в изменённых условиях существования), а также способность к воспроизведению здорового потомства. Другими словами, физиологическая адаптация направлена на сохранение относительного постоянства внутренней среды организма. Она повышает устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, изменениям барометрического давления и другим факторам.
Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей неодинакова, в связи с этим можно говорить об индивидуальной адаптации. Так, у одних людей при дальних авианерелётах с быстрым пересечением нескольких часовых поясов а также при сменной работе возникают такие неблагоприятные симптомы как нарушение сна, ухудшение самочувствия и настроения, невротические расстройства, обостряются хронические заболевания, падает работоспособность. Другие же адаптируются быстро.
Учитывать адаптивные особенности важно при отборе людей для работы в новых климатогеографических условиях, на конвейере, для обеспечения надёжности и эффективности ночного труда, в частности в сфере критических профессий (лётчики, шофёры, машинисты, шахтёры).
Изучение адаптивных возможностей человека и разработка соответствующих рекомендаций имеют в настоящее время важное практическое значение.
Адаптационные реакции также делят на неспецифические (общие), происходящие под влиянием практически любого достаточно сильного или длительного стимула и сопровождающиеся однотипными изменениями функций организма (систем и органов) в ответ на различные по характеру воздействия, и специфические (частные), проявляющиеся в зависимости от характера и свойств воздействующих условий. Неспецифический ответ организма на любое интенсивное воздействие на него Ганс Селье назвал стрессом, а вызывающий его фактор — стрессором. По Селье, общий адаптационный синдром как ответная реакция на стрессор включает в себя усиление деятельности гипоталамуса, гипофиза с увеличением продукции адренокортикотропного гормона (АКТГ), гипертрофию коры надпочечников, атрофию вилочковой железы, изъязвление слизистой оболочки желудка. В дальнейшем были доказаны участие в стрессорной реакции практически всего организма и ведущая роль центральной нервной системы.
В развитии большинства адаптаций прослеживается два этапа: начальный — срочная адаптация и последующий — долговременная адаптация. Срочная адаптационная реакция развивается сразу с началом действия стрессора на основе готовых физиологических механизмов, например увеличение теплопродукции в ответ на холодовое воздействие или повышение лёгочной вентиляции при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе и т. д. Она мобилизует функциональные резервы и часто в неполной мере обеспечивает адаптационный эффект. Долговременная адаптационная реакция развивается постепенно в результате длительного или многократного действия на организм факторов внешней среды. Эта адаптация происходит на основе многократной срочной адаптации. В итоге накопления структурных и функциональных изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Именно такой переход от срочной адаптации к долговременной делает возможной стабильную жизнь организма в новых условиях.
Адаптивные типы человека
Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа. Первый из них — cпpинтер, характеризующийся высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и плохой переносимостью длительных нагрузок. Второй тип — стайер, отличающийся высокой способностью переносить длительные монотонные нагрузки. Исследования показали, что в северных регионах страны среди населения преобладают люди типа стайер.
Напряжение и утомление
В настоящее время значительная часть болезней человека связана с ухудшением качества нашей среды обитания: загрязнением атмосферы, воды и почвы; недоброкачественностью продуктов питания; возрастанием шума. Находясь в неблагоприятных условиях среды, организм человека испытывает состояние напряжения и последующего утомления.
Напряжение — мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определённую деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.
При утомлении здорового человека происходит перераспределение возможных резервных функций организма, и после отдыха вновь появляются силы. Люди способны переносить самые суровые природные условия в течение относительно продолжительного времени. Однако человек, не привыкший к этим условиям, попадающий в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем её постоянные обитатели.
Биосоциальный вид. Адаптация. Напряжение. Утомление
Ответьте на вопросы
1. В чём заключается биологическая приоода человека? 2. Почему человек считается биосоциальным видом? 3. Что такое адаптация? 3. Какое значение имеет адаптация в жизни человека?
Почему мы можем утверждать, что влияние человека на среду обитания несоизмеримо по своей мощи и скорости её нарастания с влиянием на неё других живых организмов?
Окружающая человека среда и ее компоненты.
Естественная и искусственная среды обитания человека.
Окружающая человека среда и ее компоненты
В среде, которая окружает человека, выделяют четыре компонента.
1. Непосредственно природная среда («первая природа», Н. Ф. Реймерс), или слабо изменённая человеком, или видоизменённая в такой степени, что она ещё не потеряла основных свойств — самовосстановления, саморегулирования). Непосредственно природная среда очень близка с той, которую называют «экологическим пространством». Сейчас такое пространство составляет примерно 1/3 часть от суши. Однако это главным образом мало пригодные для жизни человека территории с суровыми условиями (заболоченные местности севера, высокогорные районы, ледники, и т. д.), которые расположены в Антарктиде, Северной Америке (Канада), России, Австралии и Океании и некоторых других районах.
2. Преобразованная людьми природная среда («вторая природа»), иначе среда квазиприродная (от лат. quasi — «как будто»). Она неспособна к самоподдержанию в течение продолжительного времени. Это различного вида «культурные ландшафты» (пастбища, сады пахотные земли, виноградники, парки и т. д.).
3. Созданная человеком среда («третья природа»), артеприродная среда (от лат. arte — «искусственный»). К ней относят жилые помещения, промышленные комплексы, городские застройки и т. п. Эта среда может существовать только при постоянном поддержании ее человеком. В противном случае она неизбежно обречена на разрушение. В её границах резко нарушены круговороты веществ. Для такой среды характерны накопления отходов и загрязнения.
4. Социальная среда. Она оказывает большое влияние на человека. Эта среда включает в себя взаимоотношения между людьми, степень материальной обеспеченности, психологический климат, здравоохранение, общекультурные ценности и т. п. «Загрязнение» социальной среды, с которой человек находится в непрерывном контакте, также опасно для людей, даже более, чем загрязнение среды природной. Социальная среда может действовать как лимитирующий фактор, не давая проявиться другим. Однако следует учитывать, что социальная среда опосредуется иными средами, и наоборот.
По мере развития цивилизации человек все больше изолирует себя от естественной природной среды. Требуются большие затраты на сохранение непосредственно природной среды, а также на поддержание второй, третьей сред, которые не способны к саморегулированию. Малоотходное производство, замкнутые циклы, очистные сооружения и прочее не смогут решить проблему оптимизации отношений человека и среды обитания, если не будет решаться комплекс вопросов, которые относятся к охране первой природы и усовершенствованию социальной среды.
Естественная и искусственная среды обитания человека
Естественная природа охватывает гео- и биосферу, то есть ее материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть Солнечной системы. Следовательно, она представляет собой развивающуюся систему, и ее нельзя сводиться географической среде. Последняя охватывает лишь поверхности Земли (земная кора, атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), составляя важную, но не единственную подсистему естественной среды обитания человека.
Искусственная среда обитания является результатом деятельности человека. Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда обитания несводится к субстратной, вещественной основе. Она включает в себя и определенную систему общественных отношений, которые также образуют искусственную среду обитания человека.
3. Социальная среда.
— социальная среда, в которой живет человек, его культурно-психологическое окружение, социум и та часть информационной среды, которая по своему происхождению связана с культурой, а не с природой. Социальная среда вырастает из биологической среды (сообщество, этнос, семья и т. п.), но не может быть сведена к ней.
Таким образом, социальная среда жизни человека — это следующий уровень организации живой материи. С позиций самого человека качество жизни и качество среды определяются его базовыми потребностями. Однако с позиций природы качество жизни человечества, включая возможность его выживания, помимо прочего определяется возможностями природы (т. е. биосферы), в том числе саморегуляции под воздействием антропогенных факторов, к которым относятся перенаселение (демографический взрыв), антропогенное загрязнение биосферы, а также исчерпание ее ресурсов.
Среда социальная
Относительный характер среды, специфика ее проявлений определяется не только различием в свойствах и составе образующих ее элементов, но также и особенностями того, что она окружает, с чем взаимодействует. Так, для животного воздействие окружающего мира структурируется в соответствии с его наследственно-биологической организацией и вытекающим из нее инстинктивным, биологическим отношением к природе. Что же касается человека, то здесь структуроформирующим фактором среды выступают не его биологические качества, а осуществляемые им формы предметно-практической и духовной деятельности, а также те общественные отношения, в рамках которых они реализуются. В этом случае к социальной среде, понимаемой как среда человека, должны быть отнесены экономические, политические, социальные и духовные условия и отношения, территориальные и другие социальные общности и объединения в той мере, в какой они стихийно или целенаправленно, прямо или косвенно воздействуют на сознание и поведение личности.
Социальная среда обладает многоплановой структурой и в зависимости от критериев членения представляет собой либо совокупность сфер общественной жизни, либо систему социальных инструментов или социальных групп и т. д. Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления социальной среды определяют как «макросреду»и «микросреду». Под макросредой понимают общую социальную среду. К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Это прежде всего производительные силы, материальные и идеологические отношения, классы и социальные слои, нации, производственные, государственно-политические и другие общественные организации, система общественного просвещения и воспитания, средства массовой информации и т. д. Наряду с перечисленными условиями в структуре социальной среды по признаку «непосредственные контакты»выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как микросреду. Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой или учебный коллектив (бригада, участок, школьный класс, студенческая группа), партийная, профсоюзная, комсомольская и др. общественные организации по месту работы, учебы или жительства, неформальные объединения по интересам и т. д. Характер влияния микросреды на формирование личности определяется не только общими социальными условиями, но и в значительной мере зависит от особенных или региональных условий (город, село, поселок). Как показывают результаты социологических исследований, социально-поселенческие различия существенно сказываются на материальных и духовных условиях жизни людей, на формах их поведения и общения.
Полезное
Смотреть что такое «Среда социальная» в других словарях:
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику (см. ЭКОНОМИКА), общественные институты (см. ИНСТИТУТ), общественное… … Энциклопедический словарь
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком… … Большой Энциклопедический словарь
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — общественные, материальные условия, культурно психологический климат, окружающие человека. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека социальной среды… … Экологический словарь
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле (макросреда) охватывает обществ. экономич. систему в целом производит. силы, совокупность обществ.… … Философская энциклопедия
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. environment social; нем. Milieu, soziales. 1. Совокупность материальных, экон., соц., полит, и духовных условий существования, формирования и дея тельности индивидов и соц. групп. Различают: макросреду социально экон. систему в целом и… … Энциклопедия социологии
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер обществ. разделения труда, вытекающая из него соц. структура об ва система образования, воспитание и т. д.) и микросреду (трудовой… … Российская социологическая энциклопедия
Среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальныеусловия их развития. (1)Классификация проявления социальной среды:по виду общности общественная формация, класс, группа;по… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания. Концепция С. с. получила распространение в… … Современный философский словарь
Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий,… … Социологический справочник
среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Вопрос 2. Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни. Режим дня
Человек – биосоциальное существо. С одной стороны, он является неотъемлемой частью живой природы, а с другой – не может жить вне человеческого общества.
Природная среда дает человеку здоровье и материал для трудовой деятельности. Живя и трудясь, мы изменяем природу, а окружающая среда воздействует на нас. Здоровье природы и человека неразделимы, так как природа – необходимая среда обитания людей. Но для человека окружающей средой является не только природа, но и общество, которое живет по своим законам и правилам. Мы постоянно общаемся с другими людьми. Общение может быть приятным, способствовать развитию личности и неприятным, приводящим к психическим перегрузкам и срывам.
Социальная среда может создавать условия для приобретения вредных привычек, которые перерастают в болезненные пристрастия (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Различают физическое, психическое и социальное здоровье. Физическое здоровье – это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. Психическое здоровье – состояние психики, характеризующее общим душевным равновесием. Социальное здоровье – система мотивов и ценностей, регулирующих поведение. Для того, чтобы прожить долгую полноценную жизнь, недостаточно родиться здоровым. Здоровый человек может потерять свой физическое, психическое и социальное благополучие, если окажется в зоне экологического бедствия. На здоровье влияет и образ жизни человека. Образ жизни – это способ жизнедеятельности людей в общественных условиях. Он складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека, отдыха, отношения к физической культуре, отсутствия пагубных пристрастий – табакокурения, алкоголя, наркомания.
Главным условием, способствующим укреплению здоровья, является режим дня. Это правильное сочетание труда и отдыха, сна и бодрствования, приемов пищи. Здоровый сон в течение 8-9 часов, занятие спортом, утренняя зарядка, водные процедуры, соблюдение гигиены, 3-4 разовое питание (сбалансированное, адекватное, экологически чистое) являются факторами способствующими сохранению здоровья.
Биосоциальная природа человека
Урок 1. Биология 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Биосоциальная природа человека»
Великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Гёте сказал: «Главный предмет изучения человечества – сам человек».
Человек является частью живой природы. Признаки, характерные для всех живых организмов: рождение, питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение и гибель. Все перечисленные признаки характерны и для человека. Значит, человек – живое существо.
В отличие от растений, у нас нет зелёных частей тела, мы можем жить длительное время в темноте, не способны к фотосинтезу, поэтому питаемся органическими веществами, созданными другими живыми организмами. Следовательно, мы, люди, — гетеротрофные организмы. Потребляем пищу с помощью рта и можем активно передвигаться. Из всего сказанного можно сделать вывод: люди сходны с животными.
Эволюция живой природы происходила многие миллионы лет. В результате развития стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей, а затем и в современное человечество.
Становление вида Человек разумный как биосоциального существа происходило тысячелетиями. Старшие поколения передавали накопленный жизненный опыт и знания молодому поколению, обучали детей приёмам изготовления орудий труда, развивали их речь, помогали усваивать правила поведения, принятые в данном человеческом обществе.
Признаки, по которым человек выделяется из мира животных
Человек имеет более развитый мозг, способен к мышлению, прямохождению, членораздельной речи, может преобразовывать окружающий мир сознательным трудом. Благодаря труду человек создал новую жизненную среду.
Животные могут только приспосабливаться к окружающей среде с помощью своих органов и поведения. Человек также может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде.
Но в отличие от животных человек научился создавать для себя искусственную среду. Он может изготавливать одежду, выводить новые породы животных и сорта растений, создавать сады, парки, сельскохозяйственные угодья, современные города, транспорт, средства связи, технологии получения различных продуктов и изделий. Такую искусственно созданную среду называют социальной, так как она создавалась не одним человеком, а социумом, или обществом, многими поколениями на протяжении всей истории человечества.
Условия жизни людей очень сильно отличаются от условий жизни животных, которые могут пользоваться только природной (естественной) средой. Человек с первых дней своей жизни оказывается в окружении вещей, которые созданы самим человеком. С появлением на свет в жизнь ребёнка включается социальная программа его становления как личности: развитие речи, передача опыта поведения, а по достижении определённого возраста — обучение в школе, подготовка к трудовой профессиональной деятельности.
В сказке английского писателя Джозефа Киплинга «Маугли» ребёнок, воспитанный животными, становится сверхчеловеком. Но в реальной жизни люди без человеческого общения и не получившие социальный опыт никогда не становятся полноценными людьми. Подлинные человеческие качества мы приобретаем именно в результате социального общения.
В современном мире постоянно происходит совершенствование техники и технологии. Это позволяет людям производить гораздо больше продуктов питания, чем есть в дикой природе, пользоваться энергией, выделяющейся при сжигании газа, нефти и каменного угля. Открытия в электронике обеспечивают огромную скорость информационных потоков. Например, человек, живущий в Москве, может с помощью радио, телевидения, телефона или интернета очень быстро узнать о событиях, которые произошли за тысячи километров от его дома, например в крупнейшем городе Австралии — Сиднее.
Благодаря научным и техническим достижениям наша жизнь становится комфортнее. Но существует и отрицательная роль научного прогресса – происходит ухудшении экологии. Промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин загрязняют окружающую среду и ухудшают здоровье людей.
Люди все активнее используют транспорт, это приводит к гиподинамии – недостатку движения, что плохо влияет на сердце, мышцы и другие органы. При производстве продуктов питания используются пищевые добавки. Они удешевляют производство или улучшают вкус продуктов питания, но в то же время могут вызывать различные заболевания человека, например аллергию.
Для сохранения урожая на сельскохозяйственных угодьях человек использует ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями растений. А они также не безвредны для человека. Пристрастие к спиртным напиткам, табаку и наркотикам ведёт к разрушению здоровья и психики, ранней смерти наркоманов и алкоголиков.
Поведение человека социально, оно зависит от воспитания. Даже естественные, биологические потребности в пище, воде, комфорте регулируются традициями данного общества, зависят от материальных возможностей семьи, продуктов, поступающих в продажу, и ряда других причин.
Съесть или отказаться от сомнительных продуктов питания решаем мы сами. Но процесс переваривания пищи происходит по наследственной программе, отработанной многовековой эволюцией человека. Если под влиянием микробов или вредных веществ произойдёт нарушение пищеварения, восстановить его только по нашему желанию невозможно. Нам придётся применять лекарственные препараты.
Поэтому каждый человек должен знать, как устроен и действует его организм. Эти знания позволят надолго сохранить здоровье, создать благоприятные условия для работы всех жизненных систем, избежать вредных факторов, которые могут привести к болезни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: природа человека биосоциальна. Человек имеет много общих признаков с млекопитающими.
Но не все его качества и способности могут быть объяснены с биологических позиций. Человек является социальным существом.
Настоящее человеческое формируется в нём в процессе жизни в обществе, которое развивается по законам, отличным от биологических.
На протяжении длительного времени происходило укрепление социальных связей, которые позволили человеку обрести абстрактное мышление, сознание, речь, развивать трудовую деятельность и создавать социальную среду, необходимую для жизни людей.
Создание искусственной, социальной среды принесло человечеству величайшие блага и вместе с тем привело к нарушению природного равновесия, поставив человека перед необходимостью решать многие экологические и медицинские проблемы.