Что такое социальная сущность человека 7 класс

Презентация по обществознанию на тему «Социальная сущность человека»

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Социальная сущность человека

Описание слайда:

Одной из центральных проблем философии является проблема человека. Эта загадка волновала мудрецов, художников, мыслителей всех эпох. Не завершены споры о человеке до сих пор, да и вряд ли могут быть завершены когда-либо. Причём, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы, вопрос о человеке звучит именно так: что такое человек? Немецкий философ И. Фихте (1762—1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

Описание слайда:

Как известно, человеческая природа двойственна. Человек не только результат биологической эволюции, но и продукт развития общества. При этом общество заметно влияет на поведение человека. Одни исследователи считают природное и социальное в человеке противоположностями, которые противостоят друг другу. Другие утверждают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве. Сторонники этой точки зрения полагают, что от рождения в человеке преобладает природное, а становление человека связано с приобретением социальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть своих природных черт, вернее, эти черты ослабевают в своих проявлениях. Однако у социальных правил человеческого поведения есть биологическая основа в виде механизма внутреннего торможения.
Биологическое и социальное в человеке

Описание слайда:

И всё же в современных научных дискуссиях отвергаются крайние точки зрения на соотношение биологического и социального в поведении человека. Так, сегодня не вызывает сомнения, что социальная среда играет важную роль в обретении человеком человеческого. Вместе с тем данные генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии генетических факторов на формирование психики человека, его способностей и наклонностей. Уже выявлены гены «любви», «удовольствия» и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей и даже таланта.

Описание слайда:

Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие — это проявление и развитие социальности. Известно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти неразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.). Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

Описание слайда:

Социальные качества личности
Обычно понятием «личность» определяются общественные свойства человека. Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое определение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. В обоих определениях подчёркиваются связи человека как представителя рода человеческого и общества. Попробуем разобраться в этих связях. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Описание слайда:

Второй подход рассматривает личность через набор функций, или ролей. Человек может одновременно выполнять разные роли — работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях. Так, он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи и др. Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от её членов одних действий (беспрекословное подчинение старшим, жёсткое разделение хозяйственных функций, тесно связанное с обычаями, традициями и пр.), в современном обществе — других (готовность к равноправному сотрудничеству, взаимопонимание, забота, основанная на любви, и т. п.).

Описание слайда:

Самосознание и самореализация
Помимо внешних условий поведения человека в обществе, реализации его многочисленных социальных связей и формирования социальных качеств, важным является самосознание и самореализация личности. Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Описание слайда:

Американский учёный А. Маслоу (1908—1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Социальная сущность потребностей и функций человека

Познание сути вещей гарантирует ее правильное использование и усовершенствование. А что такое социальная сущность, человеческие потребности и функции? Как они влияют на качество и содержание жизни индивида? Поддаются ли изменениям по его желанию? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье.

Природная

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Если обобщить все синонимические значения этого слова, то кратко его значение можно сформулировать так: сущность — это главное внутреннее содержание объекта, которое проявляется в его наружных, видимых формах и способах существования.

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс Вам будет интересно: Чайник – это. История и современность

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Антропология — наука о происхождении человека, способах его существования в экосистеме, где он стоит на высшей ступени развития. Человек — объект биологический, и его природная сущность проявляется в том, что он, как и остальные представители животного мира, обладает телом, потребностями в жилище, сне, пище, различными врожденными инстинктами. Обитает практически во всех уголках земного шара. Изучением этого природного объекта занимаются биология, физиология, генетика.

Социальная

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс Вам будет интересно: Мартин Хайдеггер «Что такое метафизика»

Человек, рождаясь природным существом, испытывает такое не характерное для животного мира воздействие, как воспитание.

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Именно оно постепенно и вводит его в мир человеческих отношений, то есть, — в социум. Общество заинтересовано в том, чтобы его гражданин хорошо понимал сущность социальных функций и неукоснительно выполнял их. К тому же он должен обладать определенными человеческими качествами, отличающими его от животного, например: трудолюбием, добротой, честностью, патриотизмом, ответственностью и прочим.

Следует сказать, что потребность в социализации обоюдная. Как общество нуждается в адаптации человека к его требованиям и правилам, так и человек нуждается в защите и помощи со стороны социума.

Социальные потребности

Согласно определению, это необходимость чего-то, нужда в том, что позволит удовлетворит возникшие желания, запросы. Социальная сущность потребностей человека проявляется в том, что не свойственно животным и объясняется его принадлежностью к человеческому роду:

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Конечно, эти и другие личностные потребности выражены достаточно ярко не у всех людей. Человек может обладать разными негативными качествами: быть эгоистичным, с гипертрофированной самооценкой, в критических ситуациях — трусом, предателем. Его личностные качества и социальные потребности — результат семейного и общественного воспитания, образования, культурного развития.

Воля и труд дивные всходы дают…

Эта народная мудрость дает точный ответ на вопрос о том, как же человеку добиться общественного признания, уважения, любви и пр. Именно целеустремленность, упорство и труд удовлетворяют его природные и личностные потребности, а также нужды в преобразовании среды обитания.

Социальная сущность деятельности человека состоит в том, что она является способом его сознательного переустройства как мира, так и самого себя. Она мотивирована, целенаправленна, осуществляется с помощью средств и определенными действиями, результативна.

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Мотивом, побуждающим человека трудиться, выступает необходимость удовлетворения его материальных и культурно-духовных потребностей. Цели и мотивы могут изменяться, обновляться в процессе деятельности с изменением интересов, взглядов, потребностей работающего.

Социальные функции человека

Человек всегда действует не только во имя собственного благополучия и выгоды. В разных жизненных ситуациях он способствует удовлетворению потребностей других людей: пожарник тушит пожары и спасает погорельцев, врач лечит, парикмахер обслуживает клиентов, учителя и родители воспитывают детей и подготавливают их к достойной жизни в обществе.

Таким образом, каждый выполняет действия, необходимые другим людям, которые называются социальными функциями. Они осуществляются в рамках прав и обязанностей, налагаемых нормами закона и морали.

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Понятие «социальная сущность функций человека» определяется теми ролями, которые человек играет в семье, в профессиональной, общественной деятельности. Так один и тот же человек, будучи отцом, осуществляет функцию воспитателя, а на работе он же выполняет функции руководителя или исполнителя.

Социальные роли могут быть долговременными (отец, работник, домохозяйка, гражданин) и недолгими и определяются его насущными потребностями. Часто человек вступает в краткую роль покупателя, пассажира, зрителя, наблюдателя, пациента и других.

Каждая из этих социальных функций имеет свои правила осуществления, знакомство с которыми и упражнения в их исполнении человек получает в процессе семейного и общественного воспитания и обучения.

Плывя по жизни в одной лодке.

Даже самый одинокий и нелюдимый человек рано или поздно обнаруживает, что у него есть необходимость обратиться за чем-то к другим людям. То есть, удовлетворение его потребностей прямо или косвенно зависит от их действий (или бездействия) и отношения к нему.

Жизнь человека можно сравнить с долгим путешествием по морю в одной лодке с другими ее пассажирами. Несогласованность действий и пренебрежение к потребностям соседей может обернуться катастрофой.

Каждый член социума невольно или преднамеренно может улучшить или значительно ухудшить материальное, физическое, психологическое, социальное положение другого человека. Осознание этого накладывает обязанность отказа от деструктивных желаний и действий, которые могут привнести беду, горе в жизнь другого человека или общества. Социальная сущность личности в том и состоит, что, осознавая нерушимость собственных прав и свобод, она неукоснительно исполняет обязанности по отношению к другим членам социума и живет по правилу «мои права заканчиваются там, где начинаются твои».

Источник

Как проявляется природная и социальная сущность в человеке

Такая сложная и интересная тема, как природное и общественное в человеке, часто является предметом научных исследований и споров. Ведь каждый индивидуум — это совокупность биологического и общественного начал. Важно это понимать. И не только для того, чтобы успешно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию. Без изучения человеческой природы существенно тормозится процесс развития личности. Рассмотрим эту тему кратко.

Природное и общественное в человеке

О сущности человека написано немало научных трудов. Принято считать, что он стоит на наивысшей ступени развития живых организмов на Земле. Все люди состоят из двух начал — биологического и социального. Прежде всего, это живой организм, который имеет определенное устройство. У каждого есть свои генетические особенности, врожденные способности и задатки.

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Но человек не может получить должного развития, если не будет работать его социально-духовная часть. Он непременно должен общаться и взаимодействовать с окружающими, просвещаться культурно, работать и занимать определенное положение в обществе.

Презентация природного и общественного в человеке позволяет сделать определенные выводы. Несмотря на то, что человек — это биологическое существо, он отличается от животных и других организмов по определенным признакам:

Кроме того, только люди могут заниматься творчеством, культурой. Они способны создавать орудия труда и работать. Кроме того, люди имеют возможность развиваться духовно. Они задумываются о своей душе, о высшем разуме. Многие добровольно посвящают свою жизнь служению Богу и помощи ближним.

Важно! В обществознании есть определенные понятия, касаемо человека, — индивид, индивидуальность и личность.

Многие путают их между собой, но различия очень существенны.

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 классИндивид — это просто член общества или рода. Это понятие больше относится к отражающим биологическую природу.

Индивидуальность — особенные свойства и качества, которыми обладает конкретный человек. Они могут появиться у него с рождения или сформироваться в течение жизни.

Личность — человек ею становится в результате своей осознанной деятельности, своего труда. Он живет не просто для себя. Он играет определенную роль в обществе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый является индивидом и имеет индивидуальные качества. Но личностью можно стать лишь в результате работы над собой, развития физических и умственных способностей, взаимодействия с окружающими.

Понятие личности также можно разложить на составляющие. Это положение человека в обществе и определенная социальная роль. А также, поведение человека, обусловленное его ценностями и принципами.

Полезное видео: природное и общественное в человеке

Социальная сущность человека

Рассмотрим понятие социальной сущности более подробно. Еще много лет назад, ведущие представители философской мысли — Огюст Конт, Карл Маркс, Георг Гегель — говорили о том, что каждый — продукт обработки природного биологического существа средствами культуры. Этот процесс, по сути, является движущей силой в обществе. Поэтому, возникает человек как результат биологической и социокультурной эволюции только благодаря собственному развитию.

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Человек воплощает свой внутренний мир в реальность, создавая предметы культуры. В неживом мире предметов и вещей его сущность очень хорошо просматривается.

Что было бы, если б однажды с планеты исчезли все люди, оставив лишь то, что было ими создано? Такую гипотетическую ситуацию уже рассматривали писатели фантасты. Например, Рэй Брэдбери. На Землю в его произведении В конце времен прилетели инопланетяне и обнаружили предметы человеческой цивилизации. Смогли бы они восстановить в своем сознании внешний и внутренний облик людей? Скорее всего, смогли бы.

Ведь и сейчас ученые, делая раскопки и различные археологические находки, могут многое рассказать о том, как жили люди много веков назад:

Вещи и люди способны являться воплощением друг друга. Ведь человек создает вокруг себя мир вещей по своим меркам, взглядам и желаниям. Хотя, конечно же, без людей предметы мертвы. Именно люди дают им жизнь, приводят в движение.

Важное значение в обществе имеют также орудия коммуникации. Это разговорная речь и язык.

Взаимодействие с предметами, с системами знаков, оказывают большое влияние на человеческую психику. У людей формируется способность фиксировать и накапливать информацию, размышлять, делать прогнозы. Так они становятся частицей общественной системы. Индивид становится личностью.

Это интересно! Азы социологии: что это такое – социальная мобильность

Находясь вдали от цивилизации, человек как биосоциальное существо вряд ли сможет жить полноценно. И есть многочисленные примеры этого. Дети, волей случая, воспитанные среди волков, так и остаются волчатами. Ученые утверждают, что если упущены первые месяцы и годы в развитии человека, его психика будет необратимо нарушена.

Биологическое начало

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 классЧеловек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них — австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

Факт! У представителей человечества есть неоспоримое превосходство — кора головного мозга.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация — у каждого она своя.

Полезное видео: основы взаимосвязи биологического и социального

Вывод

В каждом индивиде сочетается биологическое и социальное начало. Не нужно об этом забывать. В нас заложен определенный генетический набор. Мы можем унаследовать от предков особенности здоровья. Можем перенять от них склонность к культурному развитию или физическую силу. Но, только взаимодействуя с обществом, мы становимся личностями. Мы ставим цели, формируем привычки. Мы радуемся нашим достижениям и делимся ими с окружающими.

Природное и общественное в человеке можно отразить в презентации, написать об этом в учебнике или в научном труде. Но также очень интересно исследовать сущность человека на практике, наблюдая за собой и за другими людьми. А прочитав нашу статью, вы легко сдадите тест по обществознанию.

Источник

Конспект урока «Социальная сущность человека»

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Содержимое разработки

Тема урока Социальная сущность человека

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

I. Организационный момент

Однажды великий философ Древне Греции Диоген Синопский (4в. До н.э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. Он внимательно всматривался в лица людей. На вопрос горожан, что он делает. Диоген отвечал «Ищу человека». Что тем самым хотел сказать философ.

— что найти совершенного человека, который бы полностью отвечал этому званию практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь».

Тема урока: «Сущность человека как проблема философии». Мы рассмотрим следующие вопросы:

3. Социальная сущность деятельности.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Приведите примеры, подтверждающие позицию пессимистов.

Приведите примеры, подтверждающие позицию оптимистов.

Беседа с обучающимися:

— Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии?

— К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

(По ходу объяснения учителя на доске и в тетрадях появляется схема.)

Работа с учебником стр.82 Найдите ответы на вопросы и заполните пропуски в схеме.

↓Главное родовое отличие человека – …. (орудийная деятельность)

↓3. Человек способен непрерывно осваивать …. (культуру с каждым новым поколением, т. е. происходит социализация человека)

Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум

1 вариант выясняет взгляды И. Канта на сущность человека, 2-вариант – Л. Фейербаха.

Затем по 1 представителю от группы защищают свою позицию.

Представители философской антропологии

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

Концепция философской антропологии:

Работа с учебником стр.83, найдите 5 основных положений философской антропологии.

• Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

• Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

• Их единство и образует сущность человека.

Итак, человек как явление богаче сущности. Человек – это биопсихосоциальное существо, и поэтому его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с его существованием.

Закрепим, изученное работой с документом. Перед вами отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства», внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли –энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого.

Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.

Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?

В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.

Учитель обобщает, суждение Л.Фейербаха о сущности человека неельзя считать полным исчерпывающим для понимания…

Организована работа с учебником и фронтальная беседа с классом.

— Прочитайте внимательно п. 2 § 8.и ответьте на вопросы?

— Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

— Какие два начала сочетаются в человеке?

— Какие понятия нам необходимы для понимания сущности человека.

понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ,

Учащиеся находят значение, записывают термины.

Задание: составьте предложение с термином по выбору.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

— Что авторы учебника подразумевают под понятием «субъектность»?

— Что такое «человеческая субъективность»?

— Дайте полное определение понятию «человек».

— Таким образом, мы выяснили, что:

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

3. Социальная сущность деятельности

Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.

Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.

Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть фото Что такое социальная сущность человека 7 класс. Смотреть картинку Что такое социальная сущность человека 7 класс. Картинка про Что такое социальная сущность человека 7 класс. Фото Что такое социальная сущность человека 7 класс

— Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.

Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.

Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.

Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык

Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:

— Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом.

— Проанализируем первую цепочку:

Послушайте притчу. Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

— Как вы поняли смысл притчи?

— Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?

— Теперь проанализируем вторую цепочку. Мышление Речь

Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.

Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.

Учащиеся называют известные им пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты.

— Словом: надо думать. (— Дмитрий Писарев)

— Сначала преврати свою жизнь в слово,

а затем уже можешь делать из неё всё что угодно. (— Юрий Ханон).

— Давайте вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Почему так много мнений относительно сущности человека? (Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности.

Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования.

Человеку свойственно меняться.

Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)

— Что вы узнали о философской антропологии?

— Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

— В чем проявляется социальная деятельность человека?

— Как соотносятся между собой мышление и деятельность?

— Раскройте взаимосвязь языка и мышления.

— Выполните задания к параграфу.

Выучите § 8, выполните задания.

Материалы для работы на уроке

Отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства», внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли –энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого.

Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.

Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?

В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

— Как вы поняли смысл притчи?

— Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *