Что такое социальная задача
Про решение социальных открытых задач
Откуда они берутся?
Вот вы снимаете свое чадо с горшка и торопитесь в детский сад. По дороге объясняете ему, что «вот этот дядя — офицер, он одет в специальную одежду — армейскую форму». Потом садитесь в машину и, соблюдая правила дорожного движения, мчитесь на завод. Кстати, сегодня заседание профсоюзного комитета.
Горшок, одежда, машина — технические изобретения.
Детский сад, армия, правила дорожного движения, завод, профсоюзный комитет — изобретения социальные. Изобретения способов организации взаимодействия людей.
Социальные задачи имеют столь же древнюю историю, что и технические. И опыт их решения в истории также накоплен не малый.
Как спасти людей?
Нетрудно сформулировать ИКР: минимальными усилиями, с полным удовлетворением ревнителей древних обычаев, слуги представителей царского рода остаются живыми.
Нетрудно понять, что за нежелательным эффектом — «потерей трудового ресурса» — стояли еще и противоположные интересы людей.
На правах гипотезы: социальная задача всегда скрывает в себе столкновение интересов социальных групп, и ее решение сводится, в конечном счете, к управлению социальным поведением людей.
Ресурсы и доминаторы
Рассмотрим два примера.
Пекинский метод
Впервые этот метод был опробован в 2003 году в Пекине. Сейчас его успешно применяют в нескольких европейских столицах. Изобретение состоит в том, что телефоны, указанные в незаконно размещенных объявлениях, ставятся на принудительный дозвон с интервалом в несколько минут. Как только абонент на другом конце провода поднимает трубку, он слышит наговоренное автоответчиком требование прекратить размещение нелегальных объявлений. Если нарушители прекратили портить внешний вид города, телефон может быть снят с автодозвона. Однако при отсутствии подобной реакции частота звонков может быть увеличена до такой степени, что телефон нарушителя будет просто заблокирован. 3
Меченый хулиган
Пока ничего необычного — не так ли? Для решения социальных задач найдены технические ресурсы. Но давайте рассмотрим еще два примера.
Пушкин — это не только стихи
Пушкин проездом вынужден был задержаться в Болдино, ибо в округе свирепствовала холера. В любой момент эпидемия могла вспыхнуть в деревне, и тогда сотни смертей.
Потерь можно избежать, если научить крестьян правилам гигиены. Однако вспомним, что общества «Знание» в те времена не было, собрать крестьян на лекцию Пушкин не мог — не было тогда такого обычая, крестьяне бы восприняли это как «придурь барскую». Как быть?
Штраф-рекорд
Финский миллиардер Юсси Салонойя был оштрафован полицией на рекордную сумму — 217 тысяч долларов.
Молодой человек ехал по улице Хельсинки со скоростью 80 км в час, вдвое превысив допустимую норму. Согласно финским законам полиция определяет сумму штрафа, исходя из доходов нарушителя, а задекларированный доход Юсси составил 9 миллионов долларов. Предыдущий рекорд принадлежит магнату Яакко Рыстоле, лишившемуся за превышение скорости 101 тысячи долларов. А президенту компании «Нокиа» Пеке Ала-Пьетиле, проехавшему на красный свет, пришлось расстаться с 44 тысячами долларов. 6
Как видим, здесь использованы ресурсы нетехнические — традиционный способ донесения информации в первом случае и закон во втором.
Ресурсы, регулирующие поведение людей, назовем доминаторами. Мы уже говорили, что за социальной задачей кроется столкновение интересов людей. А интересы определяются доминаторами.
Чудо рукотворное
Советники Ле Лоя смогли противопоставить страху крестьян веру в победу, которую вселило в них «знамение свыше».
Таким образом, решение социальной задачи часто сводится к тому, чтобы найти доминаторы, стимулирующие людей совершать необходимые действия и при этом более сильные, чем те доминаторы, которые препятствуют осуществлению действия.
Решать социальные задачи нам помогает «матрица доминаторов».
Приёмы и стандарты
Когда битье стекол в вагонах поездов, следующих через территорию Узбекистана, стало обычным явлением, пассажиры сами нашли средство защиты. В окнах вагонов стали вывешивать портреты Ислама Каримова. Националистически настроенные местные хулиганы не смели бросать камни в портрет любимого народом президента.
Придумка не новая — достаточно вспомнить, например, как российские дипломаты защищали окна посольства от камней хунвейбинов, вывешивая в них портреты великого вождя Мао.
Идеальный конечный результат: хулиганы (хунвейбины) сами…
Приемы: «посредник», или «замена объекта копией».
Вот несколько известных из истории социальных задач.
Екатерина против лорнетов
Во времена Екатерины II молодые столичные щеголи приняли моду разгуливать по Петербургу в белых перчатках и с лорнетами, что не нравилось царице. Запрещать моду указом, как потом неоднократно делали ее преемники от Павла до большевиков, Екатерина не захотела — она гордилась своим демократизмом. Как быть? 7
Пехлеви против паранджи
Шах Ирана Пехлеви поставил цель — открыть лица женщин в своей стране. Сделать это силовым приемом невозможно. По закону ислама снять паранджу с мусульманской женщины — значит, обесчестить ее, часто после этого происходит самоубийство. Как быть?
Канн Си за косички
В 1641 году маньчжуры установили своё господство в Китае / династия Цин/. В знак верности китайцы должны были брить головы и оставлять на макушке косу. Приведение императорского указа в исполнение было поручено поначалу цирюльникам.
С бритвой в одной руке и мечом — в другой, они обходили свои участки, предлагая каждому китайцу на выбор — поступиться головой или причёской. Большинство шло на операцию, хоть и позорную; не обошлось и без возмущений, даже бунтов.
Однако, второй император маньчжурской династии Кан Си прибег к мере остроумной и действенной, в результате чего китайцы сами, без всякого на то принуждения, стали брить головы и носить на макушке косу. В чём состояла мудрость указа Кан Си?
И вот ненавистная прежде коса сделалась, как бы, знаком отличия каждого честного, уважаемого человека. Сопротивление тотчас прекратилось, и теперь уже нельзя было представить себе бескосого китайца. Напротив, не было отныне для китайца большего позора, чем лишиться косы. 9
Разное историческое время, разное социальное устройство общества, но в этих задачах, а точнее в решениях, легко заметить нечто общее. На языке ТРИЗ мы скажем: все эти задачи решаются по одному стандарту, который очень напоминает «разрушение вредного веполя».
Вывод: социальные задачи также могут решаться типовыми (для социальных задач!) приемами и стандартами.
Цена ошибки
Цена ошибки при решении социальной задачи исключительно велика. При этом последствия ошибки могут сказаться только через годы — что значительно затрудняет оценку решения. А это, в свою очередь, позволяет демагогам из политической среды доказывать и продвигать в жизнь вредные для общества решения.
В 1958 году Хрущев провел реформу высшего образования, изменив условия приема в вузы. В частности, появился так называемый «двухлетний трудовой стаж», дававший преимущества при поступлении. В результате академический уровень студентов стал неуклонно снижаться, особенно если они шли в вуз через армию: этой категории студентов достаточно было сдать экзамены хотя бы на тройки.
Декларировалась красивая цель: установление справедливости, уравнивание шансов детей рабочих и интеллегенции. А в результате — резкое падение уровня образования.
Когда в 1932 году в США обсуждались вопросы денежного и кредитного регулирования, инженер и экономист А. Дуглас, построил диаграмму, которую представил Комиссии Макмиллана. На ней были изображены две кривые — динамика процентных ставок со времени разгрома Наполеона в 1812 году и динамика количества самоубийств за эти же сто двадцать лет.
Однако правомерны и следующие выводы: во-первых, рост процентных ставок сам по себе является следствием нерешенных задач, а во-вторых, не процентные ставки являются причиной человеческого горя и самоубийств, а возникшие в связи со стагнацией экономики и нерешенные обществом социальные проблемы.
Характерно, что и сегодня у нашей «интеллектуальной элиты» нет привычки решать или для начала хотя бы формулировать социальные проблемы в задачной постановке. Известные академики 11 в прямом эфире долго рассуждают о гибельных последствиях для России в случае вливания в экономику денег из стабфонда, и в то же время «как жаль, что их нельзя потратить на благие цели». И это вместо того, чтобы начать с формулирования противоречия: как потратить деньги стабилизационного фонда так, чтобы не вызвать инфляции и принести максимальную пользу сегодня и будущим поколениям.
Не самая сложная проблема. А какова цена ее решения?
Что дальше?
Теория решения социальных задач на основе ТРИЗ делает первые шаги. Впереди — объемные исследования и разработки. Цели: разработка решательного инструмента; построение модели социума, позволяющей решать настоящие и прогнозировать будущие проблемы. Актуальность — очевидна.
Автор благодарит Сергея Алексеевича Фаера — наша совместная работа по футуропрогнозу летом 2004 года закономерно вывела на разработку темы «Социальные задачи», которую мы также продолжаем обсуждать совместно.
Автор благодарит также Виктора Николаевича Батурина, остроумные рассуждения которого стимулируют мышление автора и способствуют решению самых актуальных проблем.
Гин А.А., Мастер ТРИЗ, сотрудник группы ТРИЗ-Профи, Москва.
Практикум
Спасти виноградники
Перепроизводство рыцарей
Смысл?
Анекдот по теме:
Социальное изобретение: дуэль на фоторужьях. Секунданты отмеряют дистанцию, противники сходятся, поднимая фоторужья и наводя резкость, по команде щелкают затворами. Потом смотрят изображения. У кого вышло лучше, тот и победил.
— Нет. Потом победитель получает право врезать побежденному.
1.Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история. М.,
2.Здесь имеется в виду опыт автора и Сергея Фаера.
3.Газета «ТВР-панорама», 25.08.2004, Петрозаводск. — С. 9.
4.ТВ-передача «Итоги», 18 ноября 2003 г.
5.Устойчивый слух.
6.Газета «ТВР-панорама», 5.05.2004, Петрозаводск. — С. 9.
7.Задача из картотеки Мастера ТРИЗ С. Литвина.
8.Из картотеки специалиста по ТРИЗ В. Ильинского.
9.Из картотеки В. Марченко, учителя СШ № 4 г. Краснокаменска.
10.Уилсон Роберт А. «Психология эволюции». — Киев: «София»,1998. — С. 53 — 55
11.Удержусь от перечисления фамилий — они не виноваты, просто не умеют…
12.Из картотеки специалиста по ТРИЗ В. Ильинского.
Гин Анатолий Александрович
Методолог
Сайт посвящен изобретательским задачам и методам их решения.
Социальные задачи
ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ?
Вот вы снимаете свое чадо с горшка и торопитесь в детский сад. По дороге объясняете ему, что «вот этот дядя – офицер, он одет в специальную одежду – армейскую форму». Потом садитесь в машину и, соблюдая правила дорожного движения, мчитесь на завод. Кстати, сегодня заседание профсоюзного комитета.
Горшок, одежда, машина – технические изобретения.
Детский сад, армия, правила дорожного движения, завод, профсоюзный комитет – изобретения социальные. Изобретения способов организации взаимодействия людей.
Социальные задачи имеют столь же древнюю историю, что и технические. И опыт их решения в истории также накоплен не малый.
Как спасти людей?
Японский царь Суйнин, правивший в начале нашей эры, был возмущен жестоким обычаем: вместе с членами царского рода хоронили живых людей. Он сказал своим советникам: «Хоть это и старый обычай, но зачем соблюдать его, если он плохой? Подумайте, как приостановить следование за умершим.»[1]
Нетрудно сформулировать ИКР: минимальными усилиями, с полным удовлетворением ревнителей древних обычаев, слуги представителей царского рода остаются живыми.
Специалисты по ТРИЗ сформулируют «физическое» противоречие и найдут несколько решений, соответствующих исторически заданному контексту. Нашли решение и советники царя: вместо людей стали класть в могилы их глиняные изображения. Это решение оказалось удачным – ведь люди верили, что в изображениях есть часть души изображаемого человека.
На правах гипотезы: социальная задача всегда скрывает в себе столкновение интересов социальных групп, и ее решение сводится, в конечном счете, к управлению социальным поведением людей.
РЕСУРСЫ И ДОМИНАТОРЫ
Наш опыт показывает[2], что решение социальных задач тризовскими инструментами возможно. Во всяком случае, понятия идеальности, противоречия и ресурсов, а также связанный с ними инструментарий выводил нас на сильные решения. Конечно, есть и определенная специфика, о которой мы скажем ниже.
Рассмотрим два примера.
Пекинский метод
Впервые этот метод был опробован в 2003 году в Пекине. Сейчас его успешно применяют в нескольких европейских столицах. Изобретение состоит в том, что телефоны, указанные в незаконно размещенных объявлениях, ставятся на принудительный дозвон с интервалом в несколько минут. Как только абонент на другом конце провода поднимает трубку, он слышит наговоренное автоответчиком требование прекратить размещение нелегальных объявлений. Если нарушители прекратили портить внешний вид города, телефон может быть снят с автодозвона. Однако при отсутствии подобной реакции частота звонков может быть увеличена до такой степени, что телефон нарушителя будет просто заблокирован.[3]
Меченый хулиган
Пока ничего необычного – не так ли? Для решения социальных задач найдены технические ресурсы. Но давайте рассмотрим еще два примера.
Пушкин – это не только стихи
Пушкин проездом вынужден был задержаться в Болдино, ибо в округе свирепствовала холера. В любой момент эпидемия могла вспыхнуть в деревне, и тогда сотни смертей.
Потерь можно избежать, если научить крестьян правилам гигиены. Однако вспомним, что общества «Знание» в те времена не было, собрать крестьян на лекцию Пушкин не мог – не было тогда такого обычая, крестьяне бы восприняли это как «придурь барскую». Как быть?
Пушкин эту задачу решил. Он попросил деревенского попа собрать крестьян.
И когда деревня собралась, Пушкин прочел им проповедь о пользе мытья рук. Чем, похоже, спас немало людей.[5]
Штраф-рекорд
Молодой человек ехал по улице Хельсинки со скоростью 80 км в час, вдвое превысив допустимую норму. Согласно финским законам полиция определяет сумму штрафа, исходя из доходов нарушителя, а задекларированный доход Юсси составил 9 миллионов долларов. Предыдущий рекорд принадлежит магнату Яакко Рыстоле, лишившемуся за превышение скорости 101 тысячи долларов. А президенту компании «Нокиа» Пеке Ала-Пьетиле, проехавшему на красный свет, пришлось расстаться с 44 тысячами долларов.[6]
Как видим, здесь использованы ресурсы нетехнические – традиционный способ донесения информации в первом случае и закон во втором.
Ресурсы, регулирующие поведение людей, назовем доминаторами. Мы уже говорили, что за социальной задачей кроется столкновение интересов людей. А интересы определяются доминаторами.
Чудо рукотворное
Советники Ле Лоя смогли противопоставить страху крестьян веру в победу, которую вселило в них «знамение свыше».
Таким образом, решение социальной задачи часто сводится к тому, чтобы найти доминаторы, стимулирующие людей совершать необходимые действия и при этом более сильные, чем те доминаторы, которые препятствуют осуществлению действия.
Решать социальные задачи нам помогает «матрица доминаторов».
ПРИЕМЫ И СТАНДАРТЫ
Когда битье стекол в вагонах поездов, следующих через территорию Узбекистана, стало обычным явлением, пассажиры сами нашли средство защиты. В окнах вагонов стали вывешивать портреты Ислама Каримова. Националистически настроенные местные хулиганы не смели бросать камни в портрет любимого народом президента.
Придумка не новая – достаточно вспомнить, например, как российские дипломаты защищали окна посольства от камней хунвейбинов, вывешивая в них портреты великого вождя Мао.
Идеальный конечный результат: хулиганы (хунвейбины) сами…
Приемы: «посредник», или «замена объекта копией».
Вот несколько известных из истории социальных задач.
Екатерина против лорнетов
Ответ: царским указом будочников снабдили белыми перчатками и лорнетами.
Пехлеви против паранджи
Канн Си за косички
В 1641 году маньчжуры установили своё господство в Китае / династия Цин/. В знак верности китайцы должны были брить головы и оставлять на макушке косу. Приведение императорского указа в исполнение было поручено поначалу цирюльникам.
Однако, второй император маньчжурской династии Кан Си прибег к мере остроумной и действенной, в результате чего китайцы сами, без всякого на то принуждения, стали брить головы и носить на макушке косу. В чём состояла мудрость указа Кан Си?
Ответ: Кан Си строжайшим образом воспретил носить косы монахам и преступникам, а также тем, кто принадлежал к подлым сословиям.
И вот ненавистная прежде коса сделалась, как бы, знаком отличия каждого честного, уважаемого человека. Сопротивление тотчас прекратилось, и теперь уже нельзя было представить себе бескосого китайца. Напротив, не было отныне для китайца большего позора, чем лишиться косы.[9]
Разное историческое время, разное социальное устройство общества, но в этих задачах, а точнее в решениях, легко заметить нечто общее. На языке ТРИЗ мы скажем: все эти задачи решаются по одному стандарту, который очень напоминает «разрушение вредного веполя».
Вывод: социальные задачи также могут решаться типовыми (для социальных задач!) приемами и стандартами.
Цена ошибки
Цена ошибки при решении социальной задачи исключительно велика. При этом последствия ошибки могут сказаться только через годы – что значительно затрудняет оценку решения. А это, в свою очередь, позволяет демагогам из политической среды доказывать и продвигать в жизнь вредные для общества решения.
В 1958 году Хрущев провел реформу высшего образования, изменив условия приема в вузы. В частности, появился так называемый «двухлетний трудовой стаж», дававший преимущества при поступлении. В результате академический уровень студентов стал неуклонно снижаться, особенно если они шли в вуз через армию: этой категории студентов достаточно было сдать экзамены хотя бы на тройки.
Эти две кривые практически совпадали. Уровень самоубийств рос каждый раз, когда повышался уровень процентных ставок, и наоборот. Это вряд ли можно назвать «совпадением». Когда процентные ставки растут, определенное число бизнесменов становится банкротами, определенное число рабочих оказывается на улице…[10].
Однако правомерны и следующие выводы: во-первых, рост процентных ставок сам по себе является следствием нерешенных задач, а во-вторых, не процентные ставки являются причиной человеческого горя и самоубийств, а возникшие в связи со стагнацией экономики и нерешенные обществом социальные проблемы.
Характерно, что и сегодня у нашей «интеллектуальной элиты» нет привычки решать или для начала хотя бы формулировать социальные проблемы в задачной постановке. Известные академики[11] в прямом эфире долго рассуждают о гибельных последствиях для России в случае вливания в экономику денег из стабфонда, и в то же время «как жаль, что их нельзя потратить на благие цели». И это вместо того, чтобы начать с формулирования противоречия: как потратить деньги стабилизационного фонда так, чтобы не вызвать инфляции и принести максимальную пользу сегодня и будущим поколениям.
Не самая сложная проблема. А какова цена ее решения?
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Теория решения социальных задач на основе ТРИЗ делает первые шаги. Впереди – объемные исследования и разработки. Цели: разработка решательного инструмента; построение модели социума, позволяющей решать настоящие и прогнозировать будущие проблемы. Актуальность – очевидна.
Автор благодарит Сергея Алексеевича Фаера – наша совместная работа по футуропрогнозу летом 2004 года закономерно вывела на разработку темы «Социальные задачи», которую мы также продолжаем обсуждать совместно.
Автор благодарит также Виктора Николаевича Батурина, остроумные рассуждения которого стимулируют мышление автора и способствуют решению самых актуальных проблем.
Гин А.А., Мастер ТРИЗ, сотрудник группы ТРИЗ-Профи, Москва.
ПРАКТИКУМ
Спасти виноградники
Более двух тысячелетий на пологих холмах, окружающих австрийский поселок Гринцинг, выращивают виноградную лозу и делают вино. Однако настало время, когда поселок вошел в черту австрийской столицы. Срок аренды истекает и земля выставлена на продажу. Цены на городскую землю таковы, что виноградари выкупить ее не могут. Землю скупают строительные спекулянты, выкорчевывают лозу и строят виллы. Жаловаться бесполезно, все совершается по закону. Что бы вы посоветовали жителям Гринцинга, чтобы спасти виноградники?[12]
Гитлеровская Германия, концлагерь. Группа заключенных загружает вагоны песком. Вдруг эсэсовец ни с того ни с сего приказывает им бросить лопаты и грузить песок руками. Почему? Или хрестоматийное выкапывание и закапывание канав, перетаскивание камней из одной кучи в другую и назад. Зачем? Экономического смысла – никакого. Конечно, среди эсэсовцев попадались и такие, которым страдание узников доставляло особое наслаждение, но это не объяснение, поскольку в большинстве случаев это были самые обычные немцы…
Анекдот по теме:
Социальное изобретение: дуэль на фоторужьях. Секунданты отмеряют дистанцию, противники сходятся, поднимая фоторужья и наводя резкость, по команде щелкают затворами. Потом смотрят изображения. У кого вышло лучше, тот и победил.
— Нет. Потом победитель получает право врезать побежденному.
[1] Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история. М.,
[2] Здесь имеется в виду опыт автора и Сергея Фаера.
[4] ТВ-передача «Итоги», 18 ноября 2003 г.
[7] Задача из картотеки Мастера ТРИЗ С. Литвина.
[8] Из картотеки специалиста по ТРИЗ В. Ильинского.
[9] Из картотеки В. Марченко, учителя СШ № 4 г. Краснокаменска.
[11] Удержусь от перечисления фамилий – они не виноваты, просто не умеют…
[12] Из картотеки специалиста по ТРИЗ В. Ильинского.
Алфавитный указатель:
Рубрики:
Комментарии
Re: Социальные задачи
Возникает большой вопрос, надо ли в ТРИЗ отдельно выделять методы решения социальных задач. В течение нескольких десятков лет подобные задачи решались традиционными инструментами, входили в многочисленные курсы, и как-то не возникало проблем, и необходимости выделения решения именно социальных задач в отдельную группу. Если строго подходить к этому вопросу, то любоая задача, касающаяся как техники, так и людей, является социальной, поскольку её решение затрагивает прямо или косвенно социум. Ведь техническое усовершенствование так или иначе производится по запросу социума и затрагивает его. Тем более что многие из приведенных в статье «социальных» задач решены техническими средствами.
Интересен один из выводов статьи:
Вывод: социальные задачи также могут решаться типовыми (для социальных задач!) приемами и стандартами
Много вопросов вызывает приведенная «матрица доминаторов». Вообще непонятна необходимость самого введения нового термина:
Ресурсы, регулирующие поведение людей, назовем доминаторами. Мы уже говорили, что за социальной задачей кроется столкновение интересов людей. А интересы определяются доминаторами.
Re: Социальные задачи
Тогда (пять лет назад в своём ответе) Анатолий определил доминаторы, как способы воздействия, доминирующие поведение человека, заметив, что в других контекстах этому слову могут придаваться другие смыслы.
В статье Анатолий определил доминаторы по-другому:
Ресурсы, регулирующие поведение людей, назовем доминаторами. Мы уже говорили, что за социальной задачей кроется столкновение интересов людей. А интересы определяются доминаторами.
Re: Социальные задачи
Re: Социальные задачи
Согласен, что методики решения социальных задач (даже «пунктирной») либо не существует, либо не она представлена.
Re: Социальные задачи
разный тип решений
Как мне кажется в статье описаны разные типы решений социальных задач