Что такое социальная зрелость и эмоциональный интеллект
Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
Эмоциональный интеллект – это совокупная способность распознавать чувства и эмоциональные состояния других людей, управлять собственными чувствами, регулировать и использовать их, мотивировать себя и влиять на других.
Эмоциональный интеллект – эмоциональная зрелость
Функции, которые составляют эмоциональный интеллект, дополняют чисто интеллектуальные способности, выраженные коэффициентом интеллекта. Академического интеллекта и книжных знаний недостаточно для достижения профессионального успеха и эффективного функционирования среди людей. Что такое эмоциональный интеллект и как его измерить? Можно ли быть эмоционально неграмотным?
В разговорной речи такие термины, как эмоциональная зрелость, эмоциональная компетентность и эмоциональный интеллект, часто взаимозаменяемы. И хотя все эти понятия семантически близки, они не могут рассматриваться как синонимы.
Эмоциональная зрелость понимается как способность переносить страдания, усиление позитивных, социально позитивных эмоциональных реакций, эмоциональная независимость от окружающей среды или способность помогать другим (просоциальность).
Однако, другие психологи приравнивают эмоциональную зрелость к отсутствию низкой самооценки, способности адаптироваться к группе, чувству реальности и способности приспосабливаться к обстоятельствам и отсутствию агрессивности.
Эмоциональная зрелость демонстрируется способностью сознательно управлять эмоциями, способностью к саморефлексии, эмоциональным самообразованием, преобладанием гетеропатических чувств (направленных на других) над автопатическими (направленными на себя) и ответственностью за свои эмоциональные состояния.
С другой стороны, эмоциональная компетентность – это определенные навыки, над которыми вы можете работать, изменять, развивать и контролировать.
Набор эмоциональных компетенций состоит из 10 различных способностей:
Эмоциональный интеллект – концепция
Эмоциональный интеллект, как и рациональный интеллект, можно измерять с помощью психометрических инструментов и выражать уровень социальной компетентности в форме, так называемого, коэффициента эмоционального интеллекта (EQ). В Англии наиболее известными тестами для изучения эмоционального интеллекта являются: MEIS – многофакторная шкала эмоционального интеллекта и MSCEIT – тест эмоционального интеллекта Майера-Салови-Карузо.
Термин эмоциональный интеллект появился в психологии сравнительно недавно: в 1990 году благодаря Питеру Саловей и Джону Майеру. Их концепция эмоционального интеллекта была модифицирована и популяризирована в рыночной версии Дэниелом Големаном – автором популярной книги под названием «Эмоциональный интеллект».
Как правило, эмоциональный интеллект можно понимать как набор способностей, обуславливающих использование эмоций при решении проблем, особенно в социальных ситуациях, или как определяющих его как совокупность способностей, обуславливающих эффективность обработки эмоциональной информации.
Как описывали эмоциональный интеллект П. Саловея и Дж. Майера? Авторы выделели четыре группы способностей и наборы навыков, из которых он состоит:
Восприятие, оценка и выражение эмоций:
Облегчение процесса мышления с помощью эмоций:
Понимание и анализ эмоциональной информации, использование знаний об эмоциях:
Эмоциональный интеллект – эмоциональная неграмотность
Оказывается, одного академического интеллекта недостаточно, чтобы быть успешным в жизни и чувствовать себя счастливым. Часто люди с высоким IQ иррациональны и даже безнадежно глупы. Знание книг не обязательно должно соответствовать эмоциональному интеллекту – люди, которые чрезвычайно мудры (в интеллектуальном смысле), могут не иметь возможности контролировать свои собственные побуждения в личной жизни и работе.
К счастью, эмоциональный интеллект можно формировать и развивать. Он обусловлен не только генетически, поэтому мы не должны быть пожизненно эмоционально неграмотными.
Способность общаться с другими людьми приобретает всё большее значение даже в поисках работы.
Работодатели меньше интересуются дипломной степенью, чем способностью справляться со стрессом, умением сотрудничать, смягчать конфликты, самоконтролем, мотивацией, целеустремленностью, добросовестностью, настойчивостью, адаптацией к быстро меняющимся условиям или сочувствием.
Эмоциональный интеллект – не очень точное понятие, даже психологам трудно дать однозначное определение.
Стоит помнить, что культурно поддерживаемый миф о том, что женщины более чутки и интеллектуальны в смысле чувств, чем мужчины, нереален. Некоторые женщины так же «трудны», как и мужчины, и могут эффективно справляться со стрессом, а и мужчины часто бывают более чувствительными, чем женщины.
Что получает эмоционально интеллигентный человек?
Кроме того, эмоционально умный человек может модулировать эмоциональные процессы, о которых алекситимик не знает, то есть человек, которому трудно получить доступ к своим собственным эмоциям, который неспособен к эмоциональному контакту с другими и выражению своих чувств.
Очевидно, что эмоциональный интеллект связан с чувством удовлетворенности жизнью, самосознанием, более высокой самооценкой, оптимизмом и общей радостью от жизни.
Все про социальный и эмоциональный интеллект: взаимосвязь и развитие
Все чаще можно услышать о необходимости развития у человека эмоционального и социального интеллекта.
Способность воспринимать эмоции и разрешать конфликты в социуме гармонизирует нашу жизнь, помогает достичь успеха в профессии и личной жизни.
В данной статье рассматриваются социальный и эмоциональный интеллекты, как они взаимодействуют в нашей жизни, и как могут изменяться в зависимости от гендерной принадлежности или возраста.
Что это за понятия, как влияют на компетентность суждений?
Социальный интеллект – способность понимать поведение других людей и свое собственное, умение действовать сообразно ситуации и поступать адекватно в отношении окружающих.
Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации в обществе.
Эмоциональный интеллект – способность распознавать чувственные отражения значимости внешних воздействий на человека, понимать намерения и желания окружающих, а также умение управлять собственными субъективными отношениями к различным аспектам бытия и эмоциями окружающих в целях решения поставленных задач.
Взаимодействие дошкольников и подростков с обществом
Эмоциональный интеллект тесно связан с просоциальным состоянием человека в обществе. Психологи и педагоги отмечают, что дети и подростки с высоким уровнем EQ легко адаптируются социально и эмоционально.
Способность управлять собственными внутренними ощущениями и действиями связана с окружающим обществом, поскольку:
Люди, обладающие высоким EQ способны быстро устанавливать позитивные, дружеские отношения с окружающими.
Их популярность среди сверстников высока по сравнению с людьми с низкими показателями эмоционального интеллекта и с теми, кто показывает высокий балл по нарцисизму.
Гендерные различия у детей и взрослых
Существуют некоторые гендерные различия в этих двух видах интеллекта.
Возрастные изменения процессов развития личности
В современной психологии акцент в исследованиях все больше смещается в сторону социального интеллекта.
С возрастом в этом типе интеллекта происходят следующие изменения:
Социальный интеллект может ухудшаться у некоторых людей только в позднем возрасте (после 70 лет), до этого, он только увеличивается, базируясь на предыдущем опыте.
Рассмотрим возрастные особенности развития эмоционального интеллекта на примере российских женщин.
В современном обществе им удается совмещать профессиональную деятельность и семейные обязанности, что требует от них активности, целеустремлённости, инициативности, а в быту домом приходится решать различные бытовые вопросы, и проблемы, связанные с детьми. И в этом случае никак не обойтись без таких необходимых качеств, как самоорганизация, стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность.
Необходимость развития
Социальный интеллект является необходимым аспектом развития личности. Взаимодействие с другими людьми не может быть успешным, если партнеры не научатся понимать свое собственное поведение и деятельность других.
Высший уровень развития социального интеллекта характеризуется:
Эмоциональный интеллект характеризуется двумя важными аспектами:
Характерным признаком высоко развитого EQ является доброжелательность человека. Такой человек приятен в общении, умеет избегать конфликтов, никогда сам их не провоцирует. Данная личность самодостаточна и независима, способна реалистично оценивать свои возможности.
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта являются лидерами в коллективе, способны достигать успехов в бизнесе и в карьере, они счастливы и уверены в себе.
Способность контролировать и управлять эмоциями, понимать действия окружающих вас людей и действовать адекватно обстановке чрезвычайно важна в профессиональной деятельности специалистов, которые постоянно взаимодействуют с большим количеством людей. Только обладая высокоразвитым социальным и эмоциональным интеллектом возможно стать эффективным руководителем, способным повести за собой людей, мотивировать их на достижение целей.
Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.
А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
Человек с низким уровнем EQ:
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.