Что такое социально бытовая адаптация

Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы

Что такое социально бытовая адаптация. Смотреть фото Что такое социально бытовая адаптация. Смотреть картинку Что такое социально бытовая адаптация. Картинка про Что такое социально бытовая адаптация. Фото Что такое социально бытовая адаптация

Адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В этой статье мы сосредоточимся социальной адаптации, которая очень важна в процессе социализации. Узнаем, что такое социальная адаптация, разбёрем её основные виды, примеры и как проходит процесс.

Что такое социальная адаптация?

Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.

От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.

Пример социальной адаптации

Социальная среда – семья, коллектив на работе, соседи в доме и другие социальные группы. Социальная адаптация нужна для того, чтобы личность могла включиться в процессы в социальной среде. Кроме этого, социальная адаптация – это один из важных инструментов, изменяющий как личность, так и саму среду.

Для лучшего понимания того, что такое социальная адаптация, можно рассмотреть пример, когда на предприятие приходят новые сотрудники. В современной прикладной социологии и социальной психологии такую адаптацию исследуют наиболее широко. Это объясняется тем, что данная проблема имеет практическое значение, потому что от ее эффективного решения зависит экономическая составляющая работы компании.

Две сложные системы (личность и компания) начинают взаимодействовать. Успешная адаптация новых сотрудников компании во многом зависит от таких факторов: материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, особенности отношений внутри коллектива, уровень корпоративной культуры и оплаты труда. Требования компании заключаются в этих характеристиках, одновременно они показывают преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди других участников на рынке труда.

Уровни социальной адаптации

Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.

Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.

Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:

Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

Этапы социальной адаптации

Процесс социальной адаптации характеризуется постоянным течением и высокой динамикой. На протяжении всей жизни человек находится в этом процессе. Исследователями было выделено основные этапы процесса адаптации индивидов детского и подросткового возраста:

Если воспитание будет неправильным, последствия в будущем могут быть негативными. Детский и подростковый возраст – период приобретения индивидом навыков, которые нужны ему, чтобы развивать свою личность, успешно адаптироваться в социуме.

Как проходит социальная адаптация: основные стадии

Польским социологом Я. Щепаньским были определены такие стадии процесса адаптации:

Заключение

Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.

Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности. Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание.

Источник

Социальная реабилитация и абилитация

Описание

Услуги по социальной реабилитации или абилитации инвалидов включают в себя:

Социально-средовая реабилитация

Услуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:

Социально-психологическая реабилитация

Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

Социокультурная реабилитация инвалидов

Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:

Социально-бытовая адаптация инвалидов

Социально-бытовая адаптация — это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

ГОСТ Р 54738-2011. Реабилитация инвалидов.
Услуги по социальной реабилитации инвалидов.

Источник

Программа социально-средовой реабилитации и социально-бытовой адаптации инвалидов

Программа

инвалидов

ст. Старощербиновская

Пояснительная записка.

Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основными категориями жизнедеятельности, определяющими установление соответствующей группы инвалидности, являются:

— способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;

— способность к передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;

— способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;

— способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве;

— способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

Осуществление социально-бытовой адаптации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий.

Осуществление социально-бытовой адаптации инвалида с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривает обучение его приемам восстановления утраченных (искаженных) навыков по социально-бытовому самообслуживанию.

При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение инвалида в общество.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость создания данной программы, которая направленна наподготовкуи быстрейшее восстановлениелюдей с ограниченными возможностями здоровья к бытовой и трудовой деятельности, создание оптимальных условий для его активного участия в жизни общества и к дальнейшей социальной адаптации.

Программа подразумевает комплекс реабилитационных мероприятий,в процессе, которых инвалиды получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

Цель программы:

Формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности, приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе «инвалид», его социальная адаптацияс изменившимися физическими возможностями, развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве, при осуществлении жизнедеятельности, достиженияими материальнойнезависимости и интеграции в общество.

Задачи программы:

1.Восстановление жизненно необходимых навыков.

2.Формирование и совершенствование навыков самообслуживания, функциональной и социальнойнезависимости.

3.Формирование навыков и умений самостоятельного использования бытовой техники.

4. Формированиеумений ухода за собой и своим внешним видом.

5.Формирование у инвалидовнавыковперсональной сохранности, способствующих восстановлению социального опыта, возможности самостоятельного проживания.

6.Обучение инвалидов пользованию новыми специальными адаптивными техническими средствами, отвечающими их потребностям.

7.Обучение инвалидов пользованию переоборудованными приборами, предметами, оснащёнными элементарными насадками, рычагами и др.

8. Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, в пространстве, во времени.

9. Восстановление активного социального статуса.

Реализация поставленных задач осуществляется по двум направлениям:

— обучение технике и методическим приемам самообслуживания;

-обучение навыкам персонального ухода;

-обучение пользованию техническими средствами реабилитации, для самообслуживания, личной гигиены, для захвата и перемещенияпредметов, для одевания и обувания;

— обучение ориентировке в окружающем социуме на бытовом уровне.

— ознакомление с инфраструктурой поселения;

-адаптационное обучение пользованию инфраструктурой поселения;

-обучение пользованию техническими средствами реабилитации, для передвижения;

-обучение передвижению и перемещению;

-обучение ориентировки во времени, пространстве, социуме.

Формы и методы реализации программы:

Участники программы:

Инвалиды в возрасте от 18 лет, состоящие на социальном обслуживании в учреждении и нуждающиеся в социальной реабилитации в соответствии с ИПРА.

Состав исполнителей:

Специалисты по социальной работе, инструктор по труду, учитель –логопед.

Материальное обеспечение программы:

Технические средства реабилитации: для ухода за телом и его частями, самообслуживания, личной гигиены, приспособления для захвата и перемещенияпредметов, одевания и обувания.

Вертикализатор«Активал», многофункциональный стенд для отработки бытовых навыков, стенд для развития мелкой моторики рук.

Кухонно – бытовой блок: кухонная мебель, обеденная группа, адаптированнаядля потребностей инвалидов с ПОДА, электрическая плита с навесным зеркалом, бытовая техника, адаптированные столовые приборы.

Ожидаемые результаты:

Методика и технология реализации программы.

Последовательность формирования социально-бытовой адаптивности определяется следующими этапами:

Первый этап.

Проведение социальной диагностики.

Цель: Выявление социальных умений и навыков инвалида, определение их уровня сформированности, осуществление социальной диагностики проводится с помощью следующих методов:

— обследования жилищно-бытовых условий;

Исследование и анализ уровня развития социальных навыков и умений, имеющегося социального опыта и знаний осуществляется с помощью «Индивидуальной карты социально – бытовой диагностики» (Приложение 1) и «Индивидуальной карты социально-средовой диагностики» (Приложение 2.). Через две недели работы с инвалидом социальная диагностика повторяется, и вновь проводится анализ полученных результатов по вышеперечисленным критериям и показателям.

1.Диагностика социально – бытового статуса.

Цель изучения: Определение социально – бытового статуса.

2.Диагностика социально – средового статуса.

Цель изучения: Определениесоциально – средового статуса.

3.Ролевое положение в семье (супружеское, родительское)

5.Возможность пользоваться транспортом, преодоление препятствий.

6.Возможность пользоваться средствами связи и информации.

7.Навыки проведения досуга, отдыха, занятия спортом.

После заполнения «Индивидуальнойкарты социально – бытовой диагностики» и «Индивидуальной карты социально-средовой диагностики» можно наглядно увидеть, какой уровень социальных умений и навыков преобладает у инвалида, какие формы и методыреабилитационной работы можно использовать для достижения позитивных изменений в социальном статусе инвалида, следует второй этап.

Второй этап.

Проведение мероприятий социальной реабилитации инвалидов.

Цель: создание единого реабилитационного пространства и благоприятной социальной среды, посредством осуществления системного комплексного и индивидуального подхода при проведении реабилитационных мероприятий социально – средовой реабилитации и социально бытовой адаптации, через вовлечение получателей социальных услуг в различные виды деятельности по следующим разделам.

Направление работы:

1.Обучение технике и методическим приемам самообслуживания.

1.1.Обучение навыкам пользоваться одеждой:

— управляться с верхним и нижним бельем;

-обучение навыкам застегивания пуговиц, крючков, молний с использованием специальных приспособлений для снятия и надевания одежды.

1.2.Обучение навыкам соблюдения личной гигиены:

— обучение навыкам использования специальных приспособлений для выполнения личной гигиены;

— умению причесываться, умываться, чистить зубы, бриться, пользоваться ванной, душем, включая мытье всего тела, ухаживать за руками, ногами, ногтями, соблюдать гигиену после физиологических отправлений; осуществлять уход, обусловленный половой принадлежностью;

— ознакомление со специальным оборудованием для туалетных комнат (опорами, поручнями, специальными унитазами с подлокотниками, душами, и воздушными сушилками и т.д).

1.3.Соблюдение правил гигиены и техники безопасности при приготовлении пищи:

1.3.1.Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи(колющие и режущие инструменты и кипяток);

-обучение навыкам использованияспециальных приспособленийдля приготовления и приёма пищи (специальнойадаптированной посудой, наборами адаптированных столовых приборов для инвалидов).

-приготовление пищи в специально отведённом месте; 1.3.2.Санитарно-гигиенические требования перед приготовлением пищи и втечении приготовлении пищи:

1.4. Обращение с кухонной посудой:

— обучение приспособлениями для нарезки продуктов, очистки овощей и картофеля, мытья овощей );

-соблюдение правилбезопасности при обращениис моющими средствами;

— обучение приемам работы с приспособлениями для мытья окон;

1.14. Обучение навыкам пользоваться замками, запорами, выключателями. обучение навыкам пользоваться замками, запорами, выключателями с использованием многофункционального стенда для отработки бытовых навыков.

1.15. Обучение навыкам способностивосстановления двигательной активности рук.

2.1.Уход за вещами. Стирка и сушка белья и одежды

2.1.2. Обучение стирке:

-обучение пользованию специальными приспособлениями для обувания обуви.

3. Обучение пользованию техническими средствами реабилитации, для самообслуживания, личной гигиены; для захвата и перемещенияпредметов; для одевания и обувания.

— ознакомление со специальными приспособлениями по функциональному назначению (для снятия и надевания одежды и обуви, для выполнения личной гигиены и т.д.);

— обучение навыкам использования приспособлениямидля захвата и передвижения предметов, в т.ч. различными держателямидля посуды,приспособлениями для открыванияводопроводных кранов, банок, бутылок, манипуляторами и другими приспособлениями для инвалидов с дефектами конечностей;

— обучение навыкам использования приспособлениямидля приготовления и приёма пищи (специальной адаптированной посудой, наборами столовых приборов для инвалидов ), приспособлениями для нарезки продуктов, очистки овощей и картофеля, мытья овощей и посуды);

— обучениепользованиюспециальнымиприспособлениями для умывания, принятия душа, ванны и т.д.);

— обучение инвалидов пользованию специальными адаптивными техническими средствами, отвечающими их потребностям.

4. Обучение ориентировке в окружающем социуме на бытовом уровне.

-приобретение товаров и получения услуг (посещение магазина, предприятий бытового обслуживания ).

-приобретение предметов первой необходимости;

-обучение умению пользоваться сотовым телефоном;

— обучение оплаты ЖКУ с помощью сети интернет.

2. Раздел. Социально – средовая реабилитация

Направления работы:

1.Ознакомление с инфраструктурой поселения.

2.Адаптационное обучение пользованию инфраструктурой поселения.

3.Обучение пользованию техническими средствами реабилитации дляпередвижения.

4.Обучение передвижению и перемещению.

5.Обучение ориентировки во времени, пространстве, социуме.

1.Ознакомление с инфраструктурой поселения.

-ознакомление с требованиями к техническим средствам обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктурыпо функционально-целевому признаку:

-технические средства, используемые на территории, прилегающей к зданию (участке);

-технические средства, используемые на входе (входах) в здание;

-технические средства, используемые на пути (путях) движения внутри здания (в т. ч. путях эвакуации);

-технические средства, используемые в зоне целевого назначения здания (целевого посещения объекта);

-технические средства, используемые в санитарно-гигиенических помещениях;

-технические средства, используемые для создания системы информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы).

2.Адаптационное обучение пользованию инфраструктурой поселения

-обучение инвалидов с правиламипользованияобщественным транспортом, передвижению по улице, навыкам пересечения проезжей части, правилам дорожного движения;

-обучение правилам безопасного поведения нарегулируемом и не регулируемом пешеходном переходе;

-обучение социальным навыкам, включающим элементы социального поведения (посещение поликлиники, почты, магазинов, аптеки, предприятий коммунально – бытового обслуживания);

-обучение пользованию услугами банка, терминалами оплаты услуг, получение денежных средств;

-обучение самостоятельно оплачивать ЖКУ

3.Обучение пользованию техническими средствами реабилитации для передвижения.

— ознакомление с общими сведениями по обеспечению техническими средствами реабилитации;

— обучение пользованию тростью, костылями, различными креслами колясками;

-ознакомление с техникой безопасности при использовании технических средств реабилитации;

— обучение правильному расчету веса и роста для подбора различных технических средств реабилитации;

-ознакомлениес алгоритмом оказания услуг сервисногоцентра по обслуживанию и ремонту ТСР.

4.Обучение передвижению.

-ознакомление с приспособлениями для восстановления способностик самостоятельному передвижению (ходунки, опоры, манежи, костыли, трости, различные кресла-коляски, пассажирскими лифтами, подъемной платформой);

-обучение правильному дыханию при ходьбе с техническими средствами реабилитации. Обучение навыкам преодоления препятствий: подъем и спуск по лестнице, ходьба по наклонной плоскости(с углом наклонна не более 30 градусов);

-обучение выполнению сложных видов передвижения: опускание на колени и подъем, перемещение на коленях, ползанье, увеличение темпа передвижения;

-обучение ходьбе с использованием различных устройств и специальных тренажеров, аппаратов, технических средств реабилитации.

-ориентация в частях собственного тела, развитие умения располагать объекты по отношению к собственному телу.

— ориентировка в окружающемпространстве: развитие умений двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.), развитие умений определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов, умениепонимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади(за),слева – справа, между, рядом, с, около), ориентировка в пространстве относительно предметов, использование предлогов: за, перед, на, над, под, в, из-за, к, из – под и т.д;

-расширение представлений о частях суток, их последовательности (утро, день, вечер, ночь);

-расширение представлений о временах года, их последовательности (зима, весна, лето, осень);

-расширение представлений о месяцах года, их последовательности (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь);

— расширение представлений о значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».

Третий этап.

Проведение итоговой диагностики. Определение результативности и эффективности проведенных мероприятий.

1.По завершению реабилитационных мероприятий инвалида проводится итоговаядиагностика.

2. По итогам диагностики заполняется «Индивидуальнаякарта социально – средовой диагностики»и «Индивидуальнаякарта социально – бытовой диагностики». В картах отслеживается динамика проведенных мероприятий средовой реабилитации, социально – бытовой адаптации» оценивается уровень овладения необходимыми навыками.

3.Результаты проведенныхреабилитационных мероприятий отражаются в следующих документах:

— в «Плане практических мероприятий социально – бытовой адаптации» в графе «Результативность» (Приложение 3);

-в «Плане практических мероприятий социально – средовой реабилитации» в графе «Результативность» (Приложение 4);

— в «Анкете обратной связи, определение эффективности услуг социально – бытовой адаптации » (Приложение 5);

-в «Анкете обратной связи, определение эффективности услуг социально – средовой реабилитации » (Приложение 6);

-в «Реабилитационной карте инвалида» (Приложение 7) в личных делах получателей социальных услуг: раздел № III «Cоциальная реабилитация»: пункты 41,41.1, 41.2, 42, 43,44,44.2,44.3, 44.4, 45,46.Динамика социально-бытовой активности. Раздел № IX. Итоги реабилитационных мероприятий: пункты 66,66.1,66.2.

-в выписных эпикризах, которые выдаются получателям социальных услуг при завершении курса реабилитации.

4.Результаты проведенных реабилитационных мероприятий ежемесячно заслушиваются на итоговом социально – реабилитационном консилиуме,на котором оценивается эффективность реабилитации.

5.«Анализ результативности проведенных реабилитационных мероприятийполучателей социальных услуг, прошедших курс реабилитации» ежемесячно, ежеквартально заслушиваетсяна заседании комиссии по контролю качества.

Четвертый этап.

Разработка и выдача рекомендаций получателям социальных услугпо итогам проведенной работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *