Что такое социально экономические потребности
Социальные потребности: что это такое, примеры, классификация
Каждый человек является социальным существом, в связи с чем ему присущи определенные социальные потребности, которые являются не менее важными, чем биологические. В этой статье мы разберемся с тем, что такое социальные потребности, рассмотрим примеры социальных потребностей, их значение и разновидности.
Что такое социальные потребности?
Социальные потребности — потребности в принадлежности к обществу, социальном взаимодействии, привязанности и поддержки. В эту категорию входят труд, духовная культура, отдых, политическая, социальная и экономическая активность. Не менее важными факторами становятся семейная жизнь, взаимодействие в коллективах и группах.
Разумеется, социальные потребности являются второстепенными по отношению к биологическим, и наиболее острая необходимость в них возникает только в том случае, если человек полностью удовлетворяет свою нужду в отдыхе, питание и сне, поскольку нарушение данных факторов приводит к летальному исходу. Отсутствие реализации социальных потребностей также может вести к определенным негативным факторам для человека, но здесь речь не идет о летальном исходе, а только об определенных негативных последствиях для психологического здоровья.
В случае, если степень удовлетворения социальных потребностей находится на низком уровне, то это может приводить к понижению уровня жизни, а как следствие — к затруднению реализации биологических потребностей, поскольку зачастую социальные навыки позволяют нам более полно удовлетворять свои биологические потребности. Например, хорошие знакомства и связи помогают получать более высокие должности, как следствие — получать более высокий доход, что позволяет питаться более качественно, полноценно отдыхать. Таким образом, между социальными и биологическими потребностями прослеживается взаимосвязь.
Примеры социальных потребностей
Наиболее распространенными видами социальных потребностей можно выделить следующие:
Существует достаточно большая категория людей, которые сознательно определяют социальные потребности более приоритетными по сравнению с биологическими. Например, они жертвуют собственным сном или приёмом пищи, чтобы иметь возможность реализовать определенные социальные обязательства, проводить время с близкими и важными для них людьми.
Социальные потребности можно классифицировать на следующие основные группы:
Виды социальных потребностей
В психологии выделяют классификацию в зависимости от направленности действия:
Однако Эрих Фромм выделил совершенно другой список социальных потребностей. Психолог представил собственный набор факторов:
Значение социальных потребностей
Социальные потребности обладают меньшим приоритетом важности, чем физические потребности, однако для человека они все равно сохраняют огромное значение.
Важность социальных потребностей проявляется в следующем:
Социально-экономические потребности
Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей.
Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:
— физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);
— потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
— необходимость в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
— потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
— потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Все потребности можно представить в виде определенной иерархической пирамиды, в которой они располагаются по степени значимости для человека. Американский экономист А. Маслоу считает, что потребности располагаются в порядке от наиболее значимых до наименее необходимых.
По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважение и потребности в самоутверждении. В первую очередь человек стремится удовлетворить самые важные потребности, которые мы называем физиологическими или материальными. Но по мере их насыщения и удовлетворения на первое место начинают выступать духовные потребности. Чем выше уровень развития общества, тем в большей степени оно может удовлетворить духовные потребности своих членов. Эта же зависимость проявляется и в структуре потребления. Чем богаче общество, тем большую долю своего дохода оно тратит на удовлетворение нематериальных потребностей (отдых, социально-культурные мероприятия, здравоохранение, образование и т. д.).
Как только человеку удается удовлетворить какую-то важную потребность, она перестает быть движущим мотивом его деятельности. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности и т. д.
Вид и структура потребностей, которые может удовлетворить каждый член общества в определенный момент, зависит от общего уровня жизни в данном обществе и от отношений распределения, которые в нем господствуют.
Вполне очевидно, что для правильной ориентации в практической хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за определенный период. Зная это, руководители предприятий смогут определить, когда наступает предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно своевременно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов, искать пути их продвижения на внутреннем и международном рынках.
Бесчисленное множество товаров подразделяются на товары, удовлетворяющие производственные потребности, или средства производства: рабочие здания и сооружения, станки, оборудование и т.д., и предметы потребления, удовлетворяющие личные, или индивидуальные, потребности. В свою очередь, предметы потребления делятся на предметы кратковременного пользования (продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и т.д.) и длительного пользования (жилые, дома, мебель, музыкальные центры, автомобили и т.д.), а также на предметы роскоши, удовлетворяющие потребности богатых людей.
Производственные потребности включают как потребности частных предприятий, так и правительственного, или государственного, сектора. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им прибыльно производить и реализовывать производимые товары и услуги. Правительство, способствуя удовлетворению коллективных потребностей граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится производить так называемые общественные блага, или инфраструктуру: автострады, школы, больницы, центры досуга, или накапливать военную технику с целью обеспечения боеготовности страны.
Исходя из структуры общественных отношений, различают экономические, социальные, политические, правовые, культурные, национальные и др. потребности. Определяющими среди них являются экономические потребности. Они становятся предпосылкой материального и духовного производства, экономических связей между людьми, их идеальным внутренне побудительным мотивом. Экономические потребности делятся на производственные и непроизводственные. Производственные потребности входят в процесс производства и включают потребление средств производства и рабочей силы. Непроизводственные потребности выходят за пределы производства и делятся на личные потребности (блага и услуги для индивидуального потребления) и общественные (удовлетворение потребностей общества в науке, образовании, культуре и т.д.).
С точки зрения качественного определения потребностей и степени их удовлетворения различают абсолютные, действительные и фактические экономические потребности.
Абсолютные потребности определяются максимально возможным объемом производства материальных благ и услуг при наиболее благоприятных условиях, которые могли бы быть потреблены обществом.
Самое читаемое за неделю
Введение ковидных паспортов в 2021 году
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Фактические потребности выступают в форме удовлетворенного платежеспособного спроса. Они определяются соотношением цен на предметы потребления и денежных доходов населения.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди в развитых странах мира, исчисляется 11 тыс. потребностей. Тем не менее, круг потребностей постоянно расширяется. Удовлетворение одних порождает другие потребности. Но рост потребностей происходит не только в количественном, но и в качественном отношении.
Постоянное количественное расширение и качественное совершенствование потребностей свидетельствует о действии всеобщего экономического закона возрастания потребностей, который выражает внутренне необходимые, существенные и постоянные связи между производством и потреблением, потребностями и способностями людей. Действие этого закона обусловлено прогрессом технологического способа производства, эволюцией отношений собственности, ростом самосознания и сплоченности работников, развитием чувства человеческого достоинства, культуры и другими факторами. В соответствии с этим законом непрерывное развитие потребностей является движущей силой экономического и духовного прогресса человечества, что, в свою очередь, стимулирует появление все новых и новых потребностей. Удовлетворение возрастающих потребностей является главной целью производства.
Рассмотрим подробнее экономические потребности. Это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям:
• Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.
• Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу DVD-плееров вызывают желание их приобрести.
• В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство:
И с теоретической, и с практической точек зрения несомненный интерес представляет вопрос, каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике.
Первая тенденция возникает в тех странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Тогда происходит попятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Вторая тенденция выражается в том, что выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. В таком случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются.
Первая и вторая тенденции выражают ненормальные соотношения в динамике производства и потребления.
Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух случаях?
Они показывают, что во многих странах возвышению потребностей сильно противодействует ряд факторов, сдерживающих социально-экономический прогресс.
К ним, в частности, относятся такие обстоятельства:
| |
— низкий уровень материальной и духовной культуры общества ограничивает круг человеческих нужд их видами низшего порядка, который изменяется медленнее всего;
— очень слабо развито разделение труда, что не позволяет увеличить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;
— мизерные денежные доходы массы людей и высокий уровень цен препятствуют удовлетворению их даже самых элементарных запросов;
— во многих случаях численность населения стран увеличивается более высокими темпами, чем расширяются материальные условия его существования.
Между тем в успехах самых развитых стран есть свой «секрет». Большинство из них по основным видам минерального сырья на 70% зависит от его поставок из слаборазвитых стран. По оценке специалистов, каждый человек из «золотого миллиарда» потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем в более бедной стране.
Все рассмотренные тенденции в той или иной мере выражают противоречие между потребностями и производством: несоответствие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что в действительности может дать им хозяйственная деятельность. Чтобы понять суть этого противоречия, выясним факторы и возможности, которыми располагает созидательная деятельность общества.
Капитал. Понятие «капитал» охватывает всё произведенные средства производства: инструменты, машины, оборудование, фабрично-заводские помещения, транспортные средства и сбытовая сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю.
Можно отметить два момента. Во-первых, инвестиционные товары, или средства производства, отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, «капитал» не подразумевает деньги.
Предпринимательская способность. В рыночной экономике необходим особый человеческий ресурс, который называется предпринимательской способностью, или предприимчивостью. Люди, обладающие такой способностью, относятся к предпринимателям.
1) движущая сила производства;
2) новатор, так как вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации бизнеса;
3) человек, идущий на риск: или прибыли, или банкротство.
Итак, редкость ресурсов означает ограниченность выпуска или производственных возможностей, т.е. в каждый данный момент можно производить лишь вполне определенное количество того или иного товара или услуги и не более.
Экономические процессы
Экономические ресурсы
Экономический риск
Экономические угрозы
Общественные потребности
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться: |