Что такое социально экономический территориальный комплекс
Формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристика региона как социально-экономического комплекса
Социально-экономический комплекс региона – это система политических и социально-экономических отношений, объединяющих природные, финансовые, производственные, человеческие и иные ресурсы, располагающиеся на региональной территории.
Существуют различные подходы к определению региона как социально-экономического комплекса, где на первый план выводится та или иная характеристика:
Итак, сегодняшнее осмысление категории регион строится на понимании его как системы, комплекса разнообразных общественных отношений, которые определяют обстоятельства его формирования и развития.
Регион как социально-экономический комплекс характеризуется такими признаками, как географическое и природное единство, общность производственной и иной экономической деятельности, территориальная общность и пр.
Формирование социально-экономического комплекса региона
Исходным условием формирования социально-экономического комплекса регионов на территории страны выступают следующие факторы:
Уровень социально-экономического статуса региональных территорий в силу приведенных факторов плохо поддается управленческому воздействию. Кроме того, управленческое воздействие на уровень социально-экономического развития региональной территории осложняется тем, что федеральное управление распространяется на огромную территорию страны и не способно учитывать специфику регионов. Указанное актуализирует формирование органами публичного управления и населения регионов мощного социально-экономического комплекса в рамках регионального пространства для цели его последующего прогрессивного развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Сегодня регионы, следуя за развитием общественных, в том числе экономических отношений, способны аккумулировать все больше ресурсов и функций публичного управления, которые ранее концентрировались в органах центральной власти.
Самостоятельность и прогрессивность региона сегодня достигается объединением территориальных характеристик с функционально-экономической основой. Мощный социально-экономический комплекс региона способен обеспечить его посредническую и функциональную роль в системе публичного управления, которое способно оптимизировать вертикальные и горизонтальные каналы управления.
Итак, социально-экономический комплекс региона – это сложное пространственное объединение социально-экономических структур, обусловленных общностью производства, инфраструктуры, демографии, рынка и других характеристик региональной территории.
Сегодня формирование социально-экономического комплекса региона рассматривается с точки зрения пространственной организации.
Указанное обусловлено тем, что эффективное освоение территории всякого государства во многом определяется характером расселения населения по национальному пространству.
Вопросы рационального расселения населения как важнейшего условия, обеспечивающего устойчивое развитие социально-экономического комплекса региона, должны учитываться для эффективной жилищно-строительной политики, которая разрабатывается и реализуется на уровне регионов и местных сообществ с учетом стратегических государственных целей.
Развитие социально-экономического комплекса региона
Развитие социально-экономического комплекса региона определяется такими обстоятельствами, как:
Социально-экономический комплекс региона включает в себя систему финансовых, экономических, трудовых и управленческих ресурсов, сосредоточенных в пространственных рамках региона, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих в процессах производства, распределения, обмена и потребления продукта. Как всякая система социально-экономический комплекс региона характеризуется системными свойствами:
Социально-экономические территориальные системы и комплексы
Самое жесткое условие для того чтобы именоваться системой, сформулировал Ю. П. Михайлов. По его мнению, не всякие территориальные связи являются системообразующими, а лишь связи управления в административно-территориальном делении (АТД); нельзя считать системой, в частности, экономический район. «Только АТД представляет собой территориальную совокупность,
‘ Гладкий Ю.Н., Чистобаев А. И. Районоведение. — М., 2002. — С. 155. Покшишевский В. В. О самом главном в экономической географии. — Вопросы географии. — 1974. — № 95. — С. 28.
В практике общественно-географических исследований широко используется понятие о территориальных системах отраслевого характера, в том числе транспортных и расселенческих. Представления о единой транспортной и единой энергетической системах в масштабах всей страны в условиях плановой советской экономики были близки к реальности и в свою очередь рассматривались как важные составные части единого народно-хозяйственного комплекса СССР; в теоретическом плане активно обсуждались перспективы формирования единой системы расселения. Территориальные системы подобного уровня очевидно следует расценивать как частные, или парциальные, по отношению к интегральной общественной системе (ТОС) либо, согласно Б.С.Хореву, как субсистемы последней.
Под территориальной системой расселения (TCP) понимается совокупность поселений (населенных пунктов), между которыми существуют устойчивые территориальные связи и распределение функций. Формирование TCP тесно связано с развитием производства и системы обслуживания. TCP формируются на определенном, достаточно высоком уровне социально-экономического развития, как правило, вокруг крупных промышленно-городских центров. Существуют TCP разного территориального масштаба — локальные (типичный пример — городская агломерация) и региональные разных порядков вплоть до общегосударственных.
Б. С.Хорев придает большое значение понятию комплекс как одному из главных в проблематике территориальной организации общества. Он справедливо полагает, что комплекс есть один из
1 Михайлов Ю. П, К вопросу о территориальной организации общества и орга низации территории. — География и природные ресурсы. — 1998. — № 4. — С. 12.
2 Хорее Б. С. Территориальная организация общества (Актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР). — М., 1981. — С. 23.
234 классов систем высшего ранга сложности. При этом он считает возможным говорить об отраслевых и межотраслевых экономических комплексах и их совокупности, составляющей единый народнохозяйственный комплекс страны. Практически какие-либо различия при употреблении терминов система и комплекс в общественной географии не улавливаются. Термин комплекс используется достаточно широко применительно к территориальным системам разного типа и уровня. Существуют, в частности, понятия о научно-производственном территориальном комплексе как взаимосвязанном сочетании научных, опытно-конструкторских учреждений и промышленных предприятий, объединяемых совместными разработками, испытаниями и производством наукоемкой продукции.
Э.Б.Алаев заметил, что понятие комплексность не имеет четкого определения. Он считал, что из всех экономико-географических образований только экономический район и его ядро отвечают этому понятию. Если под ядром экономического района подразумевать территориально-производственный комплекс (ТПК), то соображения Э. Б.Алаева следует в первую очередь отнести именно к этому объекту. Понятие ТПК, введенное Н. Н. Колосовским, стало одним из фундаментальных для советской экономической географии. Под ТПК понимается взаимосвязанное сочетание предприятий, при котором обеспечивается максимальная эффективность производства за счет рационального использования всех видов местных ресурсов, сокращения транспортных затрат, создания единой производственной и социальной инфраструктуры (включая информационные связи) и системы расселения. ТПК различных территориальный рангов от локальных до макрорегиональных рассматриваются многими как системы наиболее высокого уровня организованности и как основа формирования экономических районов. Вопрос о соотношении между ТПК и экономическим районом непосредственно связан с проблемой экономического районирования, которое заслуживает отдельного обсуждения. Но прежде ознакомимся с понятием о территориальной организации общества (ТОО), которое начиная с 70-х гг. стало одним из основополагающих в советской социально-экономической географии.
1 Хорее Б. С. Территориальная организация общества (Актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР). — М., 1981. — С. 3.
ет одновременно понимать как одно из направлений целенаправленной деятельности людей, так и результат предыдущей их деятельности. Для советской социально-экономической географии был характерен акцент на первый аспект; достижение целей ТОО связывалось с государственными планами социально-экономического развития. Возможность ТОО в условиях капитализма не отрицалась, но рассматривалась как стихийный процесс. Однако понятие ТОО не чуждо зарубежной географии. Еще в 1970 г. американский географ Р.Л.Морилл определил пространственную организацию общества как человеческий опыт эффективного использования земного пространства.
Ю.П.Михайлов считает, что определение ТОО у Б.С.Хорева слишком неопределенно, так как включает множество разнородных явлений, не соответствующее логике понятия организация. Последнее предполагает наличие управления: там, где нет управления, нет и организации. Критерию управления отвечает только административно-территориальное деление (АТД), поэтому АТД и ТОО следует считать синонимами. В условиях рынка предприятия и другие объекты, не являющиеся объектами непосредственного управления со стороны администрации АТД, не должны, по Ю.П.Михайлову, попадать в категорию элементов ТОО.
В приведенных высказываниях двух авторов по существу нет противоречий. Согласно представлениям Б.С.Хорева, ТОО осуществляется и исследуется практически в рамках политико-административного территориального деления, т. е. в границах государств и их территориальных подразделений разного порядка, при этом должное значение придается фактору управления.
При изучении столь сложной системы, как ТОО, на передний план выдвигается вопрос о ее структуре. По Б. С. Хореву, главные составляющие ТОО — территориальная система производительных сил и территориальная система расселения. Касаясь территориальной структуры народно-хозяйственного комплекса всей страны, Б.С.Хорев различает два ее аспекта: с одной стороны, это совокупность отраслевых и межотраслевых экономических комплексов, а с другой — единая система крупных районных народнохозяйственных комплексов и экономических районов. Таким образом, в этих суждениях содержится указание на полиструктурность социально-экономических территориальных систем. По аналогии с природными геосистемами здесь множество «слоев» и системообразующих связей группируется в два типа структур — вертикальный, т.е. компонентно-отраслевой, и горизонтальный, территориально-блоковый.
1 Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. — Новосибирск, 1986.
дил из того, что основной таксономической единицей экономико-географического исследования является народное хозяйство страны в целом. По его мнению, целостность хозяйства особенно четко выявляется на государственном уровне, где она усиливается целостностью страны как государственного образования. Отдельные региональные части страны должны изучаться с точки зрения познания этого целого. Следовательно, речь идет о территориальной структуре народного хозяйства государства как целостной системы (и прежде всего применительно к бывшему СССР).
Народное хозяйство, по И. М. Маергойзу, это полиструктурная система, объединяющая четыре относительно автономные структуры: социальную, отраслевую, технологическую и организационную, территориальную. Последняя характеризуется автором как основополагающая экономико-географическая категория, и нас, естественно, будет интересовать она. Территориальная структура слагается из следующих взаимосвязанных частей, которые автор называет подсистемами: а) материальное производство — ведущая и наиболее динамичная подсистема; б) транспорт, энергетика и водное хозяйство (инфраструктура); в) население; г) природные ресурсы. Эти подсистемы можно сопоставить с компонентами природных геосистем, формирующими вертикальную структуру; каждой из них свойственны свои особенности территориальной дифференциации.
Собственно территориальная (горизонтальная) структура народного хозяйства страны рассматривается как триединая, состоящая из трех форм («подструктур»).
1. Интегрально-пространственная подструктура — важнейшая, она характеризует взаимодействие экономических районов и дру гих хозяйственно-целостных территориальных единиц разного ранга (подрайонов, локальных ТПК, промышленно-городских агломераций и др.); ей присущи интегральный характер, конти нуальность, разноуровенность (иерархичность).
2. Множественная территориально-отраслевая подструктура — взаимодействие территориальных структур отдельных отраслей в масштабе страны, образующие сложный пространственный рису нок вследствие несовпадения территориальной дифференциации различных отраслей.
3. Питательно-распределительная подструктура — производ ственная инфраструктура во взаимосвязи с расселением. Ей при сущи дискретность и линейно-сете-узловая морфология, склады вающаяся из линий и узлов. Эта подструктура пронизывает всю территорию страны и играет системообразующую роль как по вер тикали, связывая сферы и отрасли, так и по горизонтали, объе диняя районы всех рангов.
Перечисленные три формы территориальных структур перекрываются. По существу, интегральный характер имеет только первая
из них, тогда как две другие являются парциальными по отношению к ней: будучи едиными и самостоятельными образованиями в рамках всей страны, в границах конкретной интегральной системы регионального уровня они входят в единое целое на правах компонентов. Нельзя не отметить определенную аналогию между структурами хозяйственных и природных территориальных систем — полиструктурность, наличие двух типов системообразующих связей (вертикальных и горизонталынэгх) и соответствующих им структур, интегральных и парциальных систем. Вместе с тем имеются и различия, в частности в территориально-хозяйственных системах значительно резче, чем в природных, выражена дискретность структурных элементов, для природных геосистем не типична линейно-узловая морфология.
Нельзя сказать, что в общественной географии сложилась единая логическая система понятий, относящихся к территориальной дифференциации и интеграции. Не всегда наблюдается последовательность и согласованность в употреблении терминов система, комплекс, структура, организация и т.д. Нет полной ясности в иерархических соотношениях различных территориальных образований. Остается неразработанным понятие об универсальной (интегральной) территориальной общественно-географической системе, которая охватывала бы все основные стороны жизни общества. Идентификация разного рода народно-хозяйственных или производственно-территориальн^гх систем и комплексов не решает этой проблемы, а историко-культурный, или цивили-зационный, подход в качестве интегрального представляется мал оперспективным.
При такой ситуации на переднем плане в роли своего рода квазиуниверсальных общественно-географических территориальных систем оказались страны как государственные образования. Мы уже видели, что некоторые авторы приводят доводы в пользу того, чтобы считать государственные образования единственно «законными» общественно-географическими системами, экономическими районами наивысшего ранга, или основными таксономическими единицами в социально-экономической географии. Многие авторы принимают подобные представления де-факто без какого-либо обоснования. Практически все политические, экономические, цивилизационные и прочие территориальные общности высшего (субглобального, или макрорегионального) ранга конструируются путем группировки государств.
Государственно-политическое деление мира несомненно выделяется наибольшей определенностью и четкостью по сравнению с другими типами и формами общественно-географической территориальной дифференциации. Только государственные границы, несмотря на их условность, могут считаться линейными. Государственное деление абсолютно дискретно, поэтому оно слу-
жит «привязкой» для идентификации различных территориально-общественных систем и основой для выявления специфических наднациональных территориальных общностей. Особое значение имеет то обстоятельство, что вся мировая социально-экономическая статистическая информация организована по политико-административному принципу.
Однако государства не могут служить некими универсальными эталонами общественно-территориального деления в силу их чрезвычайной разномасштабности и несопоставимости по размерам занимаемой территории, численности и плотности населения, экономическому потенциалу, степени внутренней разнородности в социально-экономическом и природном отношениях, по их «весу» в расстановке политических и экономических сил на мировой арене.
К началу XXI в., по данным ООН, в мире насчитывалось 223 территориальных политических образования, включая 23 зависимые территории и владения стран метрополий (например, Гибралтар, заморские департаменты Франции и др.). Их площади разнятся в диапазоне от 0,44 км 2 (Ватикан) до 17075 тыс. км 2 (Россия), т. е. могут различаться на восемь порядков. Если даже исключить из расчетов десять государств-«карликов» (условно площадью менее 100 км 2 ), то различия по занимаемой площади между всеми остальными странами составят пять порядков. На десять крупнейших стран (площадью более 2,5 млн км 2 каждая), составляющих менее 5 % от общего числа стран мира, приходится 54,5 % площади обитаемой суши (без Антарктиды).
Аналогичные контрасты наблюдаются в численности населения. В 2002 г. к самым малонаселенным (с числом жителей менее 50 тыс. чел.) принадлежали 22 территориально-политических образования (из них восемь с числом жителей менее 10 тыс. чел.), тогда как в 11 странах проживало более чем по 100 млн чел. Таким образом, эти две группы стран разнятся по данному показателю на четыре — шесть порядков. В десяти самых населенных странах в 2002 г. проживало 59,7 % всего населения мира, причем лишь на долю Китая и Индии приходится 37,6 %. Пять стран — Китай, Индия, США, Бразилия и Россия — входят в первую десятку государств как по численности населения, так и по размерам территории.
Чисто утилитарные (в частности, фискальные) потребности государства, особенно при его значительных размерах, вызвали необходимость в административно-территориальном делении. Как это ни парадоксально звучит, деление государства на части должно было способствовать поддержанию и укреплению его целостности. В этом состоит диалектика районирования, а административно-территориальное деление есть не что иное, как районирование. В крупных государствах оно приобретало многоступенчатый
иерархический характер (например, губерния—уезд—волость в России), надо однако подчеркнуть, что это районирование искусственное, оно в значительной мере условно, в нем могут присутствовать элементы субъективизма, волюнтаризма и произвола. Поэтому рано или поздно’должна была возникнуть проблема естественного районирования. Под естественным здесь имеется в виду не синоним природного, а противопоставление искусственному. В этом смысле естественным может быть и природное, и социально-экономическое районирование, если оно основано на объективных, научно установленных критериях. Начало научному районированию было положено в России. Еще в 1791 г. А. Н. Радищев противопоставил административному делению, которое он метко назвал продуктом «исправникова искусства», географическое разделение на округи, «естественностью означенные». Но для этого, подчеркивал он, нужно не «исправниково искусство», а головы и глаза географов таких, как Паллас, Георги, Лепехин.
Территориальные социально – экономические комплексы
Территориальные социально – экономические комплексы – совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных образований, составляющих одно целое (ТСЭК). В данном случае имеется в виду связь между предприятиями, выполняющими определенные народно-хозяйственные функции, и территорией, в пределах которой эта связь осуществляется. Можно выделить две главные особенности ТСЭК:
1. Обязательное сочетание взаимосвязанных и взаимообусловленных отраслей производства;
2. Рациональное и гармоничное сочетание элементов производства.
Если эти условия не выполняются, то ТСЭК нет. Примеры ТСЭК: лесопромышленный комплекс. В него входят предприятия, включающие как заготовку и транспортировку древесины, так и ее переработку – производство шпал, досок, фанеры, целлюлозы, древесно-стружечных плит и т.д.
Разновидностью ТСЭК являются агропромышленные комплексы – АПК. Это кооперативные хозяйства, фермы, товарищества организованной ответственности, акционерные общества. Они объединяют предприятия, которые производят, перерабатывают и сбывают сельскохозяйственную продукцию. Это молокозаводы, хлебопекарные, макаронные фабрики, а также заготовляющие, хранящие, торгующие предприятия.
Важными объектами изучения экономической географии являются экономические районы. Под экономическим районом понимается часть народного хозяйства страны, которая характеризуется:
а) территориальной целостностью;
б) специализацией хозяйства;
в) взаимосвязанностью отраслей;
Экономический район, ТСЭК, АПК – это конкретные объекты изучения социально-экономической географии. При этом речь идет об изучении условий для эффективного комплексирования народного хозяйства страны. Необходимо учитывать и особенности природной среды, количество и качество естественных ресурсов, их территориальные сочетания. Например, в разных природных зонах условия для развития сельского хозяйства неодинаковы. Они различаются плодородием почв, увлажненностью, теплообеспеченностью и т.д. Органическая связь имеется и между минеральными ресурсами и горнодобывающей промышленностью, лесными ресурсами и деревообрабатывающими отраслями, и т.д. Чрезвычайное разнообразие природных и хозяйственных особенностей районов не только усложняет работу географа, но и делает ее увлекательной.
Региональные социально-экономические комплексы 1 страница
В национальной экономике наряду с комплексами производственной и социальной сфер выделяются региональные социально-экономические комплексы, формирование которых обусловлено совокупностью природных и социально-экономических условий и факторов для развития производительных сил определенных территорий.
Региональный социально-экономический комплекс — сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу для формирования внутриреспубликанских регионов.
Регион (от лат. regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой.
Как социально-экономическая система регион представляет собой часть территории, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения отдельный регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими регионами в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена.
Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — его специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития.
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминолог. Слов. М.: Мысль, 1983. с. 67.
Экономический район — территориально целостная часть государства, которая объединяет всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеет
соответствующую производственную специализацию, тесные внутренние социально-экономические связи.
Выделение экономических регионов или районов должно осуществляться в результате социально-экономического районирования страны с учетом ее административно-территориального деления, хотя в идеальном случае основой последнего является социально-экономическое районирование.
Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:
• как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей;
• система внутриреспубликанских регионов с их внутренней структурой экономики.
Территориальная организация экономики представляет собой многоуровневую систему взаимодействия элементов производительных сил на территории, основанную на различных формах согласованного функционирования разнообразных производств и сфер приложения труда. Их рациональное сочетание в регионах должно способствовать наиболее эффективному использованию природных, трудовых и финансовых ресурсов.
Элементы производительных сил имеют различную степень сопряженности на территории, а экономические связи и отношения — различную степень локализации. Это позволяет в составе общей структуры экономики страны выделить экономические отношения, непосредственно связанные с региональными аспектами воспроизводства. Совокупность этих отношений и связей и составляет территориальную структуру экономики, которая тесно взаимоувязана с расположением городских поселений и связывающими их коммуникациями, прежде всего транспортными магистралями.
Основой территориальной структуры хозяйства является размещение производства, все элементы которого существуют на конкретной территории, находясь с ней в тесной взаимосвязи; любой элемент производительных сил воздействует на территорию и в свою очередь сам испытывает ее влияние. В конечном итоге территориальная структура экономики является результатом развития и углубления территориального разделения труда.
Территориальная структура хозяйства тесно связана с отраслевой структурой, отражающей деление экономики на отрасли, подотрасли, виды производства, имеющие сложные внутри- и межотраслевые связи. Каждая отрасль, предприятие или производство размещены в конкретной местности, имеют свою территориальную локализацию, а система экономических связей между ними проявляется в виде связей между регионами, где они расположены.
Регион как социально-экономический объект отличается от отрасли существенными особенностями и в первую очередь тем, что в нем соединены различные отрасли хозяйства, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ и услуг.
Таким образом, регион как хозяйственная система — гораздо более сложное образование, нежели отрасль. Именно в его рамках возможен комплексный подход к задачам структурной перестройки экономики, рациональному использованию природных и трудовых ресурсов.
Если отрасли сосредоточены на решении в достаточной степени узких производственных задач, то перед регионом ставятся за-
дачи взаимоувязки развития отраслей, производственной и социальной инфраструктур, согласования экономического и социального развития, комплексного решения накопившихся проблем.
Территориальная структура хозяйства, будучи тесно связанной с другими структурными характеристиками, обладает только ей присущими свойствами, определенной самостоятельностью, требующей специфических методов анализа и управления пространственными аспектами развития экономики.
Территориальная структура более инертна в отношении перестройки из-за особенностей хозяйственного освоения пространства, наличия недвижимых производственных и других фондов, а также социальных факторов, в числе которых немаловажную роль играет привычка людей к постоянному месту жительства. Если перестроить отраслевую структуру экономики, ускорить развитие одних отраслей, сдерживать или вообще свертывать другие весьма сложно, то еще сложнее менять сложившееся размещение производительных сил. Поэтому крупные изменения в территориальной структуре хозяйства происходят медленнее, чем в отраслевой. Это касается и формирования экономических районов страны.
Основой внутриреспубликанских экономических районов являются территориально-хозяйственные комплексы (ТХК), формирующиеся в процессе социально-экономического развития.
Территориально-хозяйственный комплекс — совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, экономически связанных между собой использованием общерегиональных природных и экономических условий и ресурсов. Важнейшим критерием выделения внутриреспубликанских ТХК (экономических районов) является наличие общей системы производственной и социальной инфраструктур.
Комплексы тесно взаимосвязаны между собой и не разделяются четкими рубежами, поэтому границы внутриреспубликанских регионов в определенной мере условны и обретают реальное значение при выделении их в качестве административно-территориальных единиц. ТХК являются составной частью экономики страны. Одновременно каждая такая часть может рассматриваться как самостоятельный территориально обособленный социально-экономический комплекс, отражающий процесс внутриреспубликанского разделения труда.
Каждый ТХК как совокупность взаимосвязанных элементов предствляет собой единое целое, обладает структурой и соответствующими функциями. Составными элементами ТХК являются материальные, финансовые, природные и трудовые ресурсы. Между ними существует определенная связь, которая проявляется в едином процессе производства, распределения, обмена и потребления. Поэтому необходимо осуществить анализ всей совокупности экономических и социальных процессов, влияющих на структуру хозяйства региона и тем самым определяющих его отличительные черты в системе внутриреспубликанских экономических районов.
Формирование территориальной структуры экономики происходит под влиянием множества факторов и тесно взаимосвязано с общим уровнем социально-экономического развития страны и ее местом в мирохозяйственных связях.
Собственно территория каждого внутриреспубликанского региона может рассматриваться как условие и фактор размещения производительных сил, определяющие эффективность создания и функционирования отдельных производств.
К числу важнейших факторов, влияющих на формирование территориальной структуры экономики, относятся минерально-сырьевые, топливно-энергетические, водные, лесные и земельные ресурсы, трудовые ресурсы, экономический и научно-технический потенциалы, производственная и социальная инфраструктуры, система расселения.
Отдельные регионы существенно различаются по естественным и социально-экономическим предпосылкам, ресурсам и условиям для развития различных отраслей и производств.
Комбинация отдельных условий и ресурсов развития производительных сил индивидуальна для каждого региона и практически неповторима. Поэтому каждый регион отличается своеобразной экономической структурой и занимает определенное место во внутриреспубликанском разделении труда.
Эффективная структура экономики региона формируется прежде всего на основе рационального использования всего комплекса местных природных и социально-экономических ресурсов.
Природные, экономические, социальные и другие особенности производственной деятельности на определенной территории оказывают активное влияние на структуру, направления, темпы, масштабы и пропорции развития хозяйства и в конечном итоге формируют территориальную структуру экономики страны в целом.
В Республике Беларусь в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. Сложившееся административно-территориальное деление республики на шесть областей не изменялось с 1961 г. В результате в каждой из них сформировался свой территориально-хозяйственный комплекс, наиболее полно соответствующий местным природным условиям и ресурсам, градостроительным возможностям развития отдельных населенных пунктов, наличию трудовых ресурсов, потребностям населения.
Рассмотрение областей и г. Минска в качестве внутриреспубликанских регионов оправдано как с социально-экономической, так и с политической точек зрения. Область является оптимальной единицей социально-экономического пространства страны, в границах которой на современном этапе развития административно-территориального деления Республики Беларусь органы власти могут наилучшим образом осуществлять эффективное управление своей территорией, оказывая постоянное регулирующее воздействие на ход решения экономических, социальных и иных задач с учетом региональной специфики. Именно на этом уровне происходит значительная часть процессов общественного воспроизводства, кооперации и специализации труда, решаются специальные проблемы.
О роли и месте внутриреспубликанских регионов в экономике страны можно судить по их удельному весу в территории, численности населения, а также по важнейшим показателям социально-экономического развития.
В Минске на 01.01.2004 г. проживало 1741 тыс. человек, или 17,4 % населения страны. Наибольшая численность населения в Гомельской (1505 тыс. чел.) и Минской (1503 тыс. чел.) областях, а наименьшая — в Гродненской (1146 тыс. чел.) и Могилевской (1165 тыс. чел.). Плотность населения в Витебской области почти на 1/3 меньше, чем в Гродненской.
Демографическая ситуация в отдельных регионах является одним из основных факторов, обусловливающих особенности социально-экономического развития территорий. Различия по численности населения и его возрастной структуре, тенденциям естественного движения, интенсивности миграции определяют важнейшие закономерности формирования трудового потенциала регионов, уровень трудовой активности населения, контингент лиц, нуждающихся в социальной поддержке, параметры развития образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы.
Основой экономического потенциала внутриреспубликанских регионов страны является промышленность, уровень развития которой, структура и специализация сложились в результате территориального разделения труда, наличия городских поселений и их транспортного положения, обеспеченности водными и минерально-сырьевыми ресурсами.
Наибольший удельных вес в производстве промышленной продукции в стране имеет Минск (21,3 %), Гомельская (20,5 %) и Витебская (17,2 %) области, тогда как доля Гродненской области составляет 9,1 %, а Могилевской — 8,7 %.
Отраслевая структура промышленности внутриреспубликанских регионов отражает их природно-экономические особенности и имеет существенные различия. Основными отраслями специализации являются:
• в Брестской области — пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленность;
• Витебской — топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая, легкая, химическая и нефтехимическая промышленность;
• Гомельской — топливная промышленность, черная металлургия, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
В промышленной структуре Гродненской и Минской областей ведущую роль играет химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка. На их долю приходится более чем две трети всей продукции этих областей.
Отраслями специализации Могилевской области являются химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Более половины промышленной продукции Минска выпускают предприятия машиностроения, значительный удельный вес в городе занимают пищевая промышленность и электроэнергетика.
Сопоставляя внутриреспубликанские регионы страны по отраслевой структуре промышленности можно выделить следующие особенности:
• во всех регионах одной из отраслей специализации является пищевая промышленность, причем в Брестской и Гродненской областях она занимает первое место;
• во всех областях, исключая Витебскую, видное положение принадлежит машиностроению, а в Минске — это главная отрасль промышленности;
• большинство регионов (кроме Брестской области и Минска) выделяются высоким уровнем развития химической и нефтехимической промышленности, а в Минской и Могилевской областях она значительно преобладает над другими отраслями;
• ведущую роль в экономике Витебской и Гомельской областей играют отрасли топливно-энергетического комплекса.
Территориальные пропорции сельскохозяйственного производства Беларуси обусловлены различиями в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовыми ресурсами и основными фондами сельскохозяйственного назначения, почвенными, климатическими, экологическими и другими особенностями территорий.
Считается, что Республика Беларусь отличается несущественной региональной дифференциацией климатических условий, тем не менее их влияние на развитие отрасли ввиду ее особой подверженности внешним воздействиям может быть весьма ощутимо.
Климатические различия по отдельным элементам в разрезе областей достигают:
• по средней летней температуре между минимальной (Могилевская область) и максимальной (Гомельская область) — более чем на 3 °С;
• по продолжительности вегетационного периода между более длительным (Гомельская, Минская области) и коротким (Витебская область) — около месяца.
Особым фактором сельскохозяйственного производства, имеющим достаточно выраженную региональную дифференциацию, является земля. Региональные различия кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий между минимальным значением (Витебская область) и максимальным (Гродненская область) в настоящее время достигают 7,1 балла, а по пашне — 9,5 балла (между теми же областями). Наибольшая площадь сельскохозяйственных угодий приходится на одного жителя Витебской области, пашни — Витебской и Могилевской областей. Наименьшая нагрузка по обоим категориям земель — в Гомельской области. Наиболее высокая распаханность земель характерна для Могилевской, Гродненской и Минской областей, наименьшая — для Брестской и Гомельской. >
Самая высокая нагрузка пахотных земель на одного занятого в сельскохозяйственном производстве — в Витебской и Могилевской областях. На каждого работающего в сельском хозяйстве в этих регионах приходится в 2 раза больше пашни, чем в Брестской области. Это приводит к трудностям при осуществлении обработки пашни в оптимальные сроки. С учетом того, что и вегетационный период в этих регионах короче, чем в западных областях, то трудностей в осуществлении всего комплекса полевых сельскохозяйственных работ здесь еще больше.
По производству сельскохозяйственной продукции наибольший удельный вес в стране имеет Минская (24,2 %), Гродненская (18,2 %) и Брестская (18,1 %) области, тогда как на долю Могилевской, Гомельской и Витебской областей приходится соответственно 12,3; 13,6; 13,6 %.
О специализации сельского хозяйства областей Беларуси можно судить по их удельному весу в производстве основных видов продукции отрасли.
Наиболее равномерно размещено производство зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей, а также продукции животноводства. По валовым сборам зерна и картофеля наиболее высока доля Минской и Гродненской областей, овощей — Минской и Брестской областей, производству мяса — Минской, Гродненской и Брестской областей, молока — Минской, Брестской и Гродненской областей, яиц — Минской области. Свыше 98 % валовых сборов сахарной свеклы и свыше 72 % плодов и ягод сосредоточено в Гродненской, Минской и Брестской областях, более чем две трети льноволокна — в Витебской, Гродненской и Минской областях.
В целом наибольший удельный вес по большинству основных видов продукции сельского хозяйства в общереспубликанском производстве имеют Минская, Гродненская и Брестская области.
Высокий уровень аграрного потенциала этих областей позволяет им и в дальнейшем оставаться основными производителями сельскохозяйственной продукции. В Могилевской и особенно Витебской областях необходимо проведение дополнительных мероприятий по повышению качества сельскохозяйственных угодий, закреплению кадров на селе, наращиванию материально-технической базы сельскохозяйственных производителей.
Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет железнодорожный и автомобильный транспорт. Наибольшая плотность железных дорог в Брестской, Витебской и Могилевской областях. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 км 2 территории более высокая в Минской и Гродненской областях. Наименьшую плотность железных дорог имеет Минская область, автомобильных — Гомельская.
В Беларуси наблюдается достаточно выраженная региональная дифференциация обеспеченности учреждениями социальной инфраструктуры. Наиболее благоприятная ситуация наблюдается в Минске, где основные показатели развития социальной инфраструктуры существенно выше, чем в среднем по стране. Выше среднереспубликанских значений и большинство показателей развития отраслей социальной инфраструктуры в Витебской, Гродненской и Могилевской областях. В то же время в Брестской, Гомельской и Минской областях параметры обеспеченности объектами социальной сферы ниже, чем в среднем по стране.
В каждом из внутриреспубликанских регионов Беларуси сформировался свой специфический социально-экономический комплекс.
Наиболее крупным по численности населения и социально-экономическому потенциалу регионом является столица Республики Беларусь г. Минск, который выделяется в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы и является единственным в стране городом республиканского подчинения. На его долю приходится 17,5 % населения, 20,2 % трудовых ресурсов, 21,3 % продукции промышленности, 28,8 % розничного товарооборота и 39,2 % платных услуг страны.
Для экономической структуры Минска характерен более высокий удельный вес, чем в областях, занятых в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, науке и научном обслуживании, финансовых, кредитных и страховых учреждениях. В Минске сосредоточено 72 % всех работающих в науке и научном обслуживании и 33,3 % — в финансировании, кредитовании и страховании.
Минск является крупнейшим промышленным центром страны. Здесь функционируют свыше 3400 промышленных предприятий, из которых более 300 состоят на самостоятельном балансе. Характерной чертой развития промышленности столичного региона является преобладание в ее структуре продукции
машиностроения и металлообработки. Предприятия этой отрасли выпускают около 57 % промышленной продукции города. Крупнейшими предприятиями являются РУП «Минский автомобильный завод», РУП «Минский тракторный завод», УП «Минский завод колесных тягачей», НПО «Интеграл», ПО «Горизонт», ПО «Минский моторный завод», МПО «Вычислительная техника», Белорусское оптико-механическое объединение, ЗАО «Атлант» и др.
В общем объеме выпускаемой продукции высокий удельный вес имеют также электроэнергетика (13,4 %) и пищевая промышленность (12,5 %). Значительное развитие получило производство строительных материалов, легкая, медицинская и полиграфическая промышленность.
На долю Минска приходится 100 % производимых в стране мотоциклов, велосипедов, трансформаторов силовых, погрузчиков строительных пневмоколесных, строительного гипса, шампанского; почти все производство тракторов, холодильников и морозильников; около 96 % грузовых автомобилей; 73 % прицепов и полуприцепов автомобильных; около 77 % керамической плитки для внутренней облицовки стен; 85 % корсетных изделий; 81 % шерстяных тканей; 56,5 % подшипников качения; около 55 % телевизоров.
Промышленный комплекс Минска отличается высоким экспортным потенциалом, основу которого составляют машиностроительные предприятия.
Экспортный потенциал легкой промышленности формируют такие предприятия, как ОАО «Камволь», ОАО «Элема», ОАО «Галантея», СП «Ле Гранд», СП «Отика», ПТФ «Алеся», ЗАО «Милавица».
Поставки на экспорт в пищевой промышленности осуществляют ОАО «Коммунарка», кондитерская фабрика «Слодыч» и ОАО «Маргариновый завод».
Важнейшей задачей развития промышленного комплекса Минска является расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности.
Активизации экспортного потенциала города должно способствовать повышение эффективности деятельности СЭЗ «Минск», созданной в 1998 г. с целью привлечения иностранных и отечественных инвестиций, современных технологий для организации экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
На начало 2004 г. в СЭЗ «Минск» зарегистрировано 86 предприятий-резидентов, в том числе 80 действующих с 4,1 тыс. рабочих мест. В создании предприятий на территории зоны принимает участие 21 страна. Всего в Минске зарегистрировано 1731 предприятие с участием иностранного капитала (921 — иностранное и 810 — совместных), что составляет 64,9 % таких предприятий в Беларуси. Наиболее крупными иностранными инвесторами в Минске являются США (17,4 % всех созданных в городе предприятий с иностранным капиталом и 18,8 % общего вклада иностранных инвесторов в уставном фонде таких предприятий), Российская Федерация (14,3 и 10,2 %), Германия (10,6 и 11,2 %) Великобритания (6,1 и 11,4 %), Польша (7,0 и 2,8 %), Кипр (5,6 и 13,5 %), Литва (6,9 и 1,8 % соответственно).
Минск является крупнейшим научно-культурным и торговым центром Беларуси. Здесь сосредоточено более половины всех вузов страны. В городе функционирует 21 государственный и 12 негосударственных вузов, в которых обучается около 60 % всех белорусских студентов. Из 27 театров Беларуси 11 находятся в Минске.
На долю Минска приходится более трети товарооборота страны. В розничной торговле и общественном питании работает 17 % занятого населения города. В структуре платных услуг наибольший удельный вес в 2003 г. занимали услуги связи (26,8 %), жилищно-коммунальные (24,1 %), пассажирского транспорта (21,1 %), бытовые (10,6 %), системы образования (10,2 %).
На Минск приходится 35,3 % общего объема бытовых услуг, оказываемых населению страны. Предприятия негосударственной формы собственности оказывают более 63 % всех бытовых услуг в городе. В структуре бытовых услуг доминируют ремонт и техническое обслуживание транспортных средств (22,5 %), услуги парикмахерских (16,1 %), ремонт и строительство квартир (домов) (9,8 %), ремонт и индивидуальный пошив одежды и обуви (7,8 %), фотоателье (6,8 %), прачечные (6,5 %).
Успешное функционирование хозяйственного комплекса и благоприятные условия жизнедеятельности населения города обеспечивает транспортная система, которая имеет развитую инфраструктуру, включающую все виды пассажирского транспорта: авиационный, железнодорожный, автомобильный, наземный и подземный электротранспорт. На долю Минска приходится 54,1 % всей протяженности троллейбусных (в двухпутном исчислении) и 30,6 % трамвайных путей страны.
В последние годы усилилась роль Минска как финансового и делового центра. В городе расположена Белорусская валютно-фондовая биржа и 32 коммерческих банка (без учета филиалов), в том числе 4 — со 100 %-ным иностранным капиталом. Функционируют 34 страховые компании. Разнообразные финансовые услуги оказывают инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые и трастовые компании, консалтинговые фирмы, информационные агентства и др.
Дальнейшее развитие Минска как столичного города требует совершенствования его экономической структуры за счет приоритетного роста сферы услуг и социальной инфраструктуры, а также наукоемких производств.
Формирование социально-экономического комплекса Минской области тесно взаимосвязано с социально-экономическим потенциалом Минска, однако экономические показатели по городу и области статистикой рассматриваются раздельно, так как они являются самостоятельными административно-территориальными единицами одного уровня. Это необходимо учитывать при сравнительной оценке структур социально-экономических комплексов Минской и других областей. Например, жители Минской области широко используют возможности столицы по предоставлению разнообразных услуг, поэтому удельный вес занятых в сфере услуг здесь меньше, чем в других областях страны.
Минская область, занимая центральную часть страны, единственная из внутриреспубликанских регионов не имеет границ с другими государствами, но имеет общую границу со всеми областями Беларуси.
Область располагает отдельными видами минерально-сырьевых ресурсов, запасы которых позволяют обеспечить потребности в калийной и каменной солях, известковом сырье, тугоплавких и керамических глинах, строительном песке. На базе крупнейшего в Европе Старобинского месторождения калийных солей работают четыре крупных предприятия РУП ПО «Беларуськалий», выпускающих около 17 % мирового производства калийных удобрений.
В индустриальном комплексе области наибольший удельный вес занимают химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, на долю которых в 2003 г. приходилось соответственно 30,3; 20,7 и 18,6 % общего объема производства промышленной продукции.
В Минской области сосредоточено все республиканское производство музыкальных инструментов и фотоаппаратов, более половины объема труб и деталей трубопроводов из термопластов, трикотажных изделий, сахара и макаронных изделий.
Крупнейшими промышленными предприятиями Минской области являются РУП ПО «Беларуськалий» в Солигорске, РУП «Белорусский автомобильный завод» (БелАЗ) в Жодино, РУП «Завод «Автогидроусилитель»», РУП «Завод агрегатов» в Борисове, РУП «Молодечненский «Завод порошковой металлургии»», а также ПО «Молодечномебель», РУП «Борисовский хрустальный завод», ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат», «Борисовское предприятие музыкальных инструментов», Борисовский завод медпрепаратов и др.
Минская область располагает достаточными земельным и трудовым потенциалами для развития сельского хозяйства. На ее долю приходится 22,4 % посевных площадей страны. Средний балл сельскохозяйственных угодий составляет 30,7, а пашни — 32,9. По плодородию земель Минская область превосходит все регионы, кроме Гродненской.
Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном и мясо-молочном животноводстве, свиноводстве, картофелеводстве в сочетании с льноводством, на юго-западе — со свекловодством. Вокруг Минска и других крупных городов сельскохозяйственные предприятия дополнительно специализируются на выращивании овощей и фруктов, здесь также действуют крупные птицеводческие хозяйства и птицефабрики.
Потенциал социальной инфраструктуры обеспечивается устойчивым развитием здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства. В структуре платных услуг наибольший удельный вес в 2003 г. занимали услуги пассажирского транспорта (34 %), жилищно-коммунальные (29,5 %), санаторно-оздоровительные (13 %) и бытовые услуги (9,5 %). Развитие сферы услуг является одним из приоритетных направлений совершенствования социально-экономического комплекса Минской области.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет