Что такое социально ориентированная рыночная экономика что
Социально-ориентированная рыночная экономика
Социа́льно-ры́ночная эконо́мика (нем. Soziale Marktwirtschaft ) — экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму.
Автором концепции был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюлльер-Армак. Важный вклад в развитие также внесли Франц Бём, Вальтер Ойкен, Франц Оппенгеймер, Вильгельм Рёпке. Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социал-демократов.
Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Лекция 10. Социально ориентированная рыночная экономика.
Тема 9. СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНоМИКА
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:
социально ориентированная рыночная экономика (СОРЭ); основные модели СОРЭ; принципы формирования СОРЭ; проблемы ее формирования в Республике Беларусь.
Вопросы «Куда идем?» «К чему переходим?» воспринимаются теперь уже не так болезненно, как раньше, поскольку главный ответ известен: «к социально ориентированной рыночной экономике». Однако вслед за этим ответом возникают новые вопросы: где истоки новой экономики? Кто, где и когда выдвинул такие идеи? В чем их суть? Как и насколько они обоснованны? Проверены ли практикой?
Любая экономика, по определению, социальна. Но при этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший и укрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, главным образом в Западной Европе, и отличающийся исключительно высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан. Западноевропейские страны называют себя социальными государствами и реализуют социальную политику не только на национальном уровне, но и на наднациональном – в рамках Европейского союза.
Социальная рыночная экономика как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения.Ее отличает система социально-экономических институтов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.
Еще в начале XX века в США и Германии на волне антитрестовской, антимонопольной политики возникает новое научное направление, которое теперь называют социально-институциональным. Его яркими представителями были ученые–экономисты Торстейн Веблен и Уэсли Митчелл. К этому времени США стали наиболее богатой страной в мире с монополизированной экономикой. Поэтому здесь появились первые антимонопольные законы и меры.
Новое направление упорно доказывало несовершенство господствовавшей рыночной монополизированной экономики. Оно требовало более широкого, всеобъемлющего подхода к экономическим проблемам с непременным учетом сильного влияния на экономику социальных институтов и процессов. К ним относились государство, право, профсоюзы, нравы, религия и т.п. Сторонники нового направления требовали социального контроля над несовершенным монопольным рынком.
Уже в этом научном направлении можно усмотреть истоки новой, социальной модели экономики. Ведь именно экономисты – «институционалисты» обратили внимание и подчеркнули то, что нет уже «чистой экономики», что вместе с материальными на экономику влияют такие факторы как правовые, социальные, моральные. И все они воздействуют на экономический рост и благосостояние страны. Такой, более широкий подход к экономике, учитывающий ее прямую связь и зависимость от социальной сферы и ее проблем, признан в истории достижением методологии и теории экономики.
Однако само новое понятие «социальная рыночная экономика» вызрело позже, на ниве истории Германии. Еще перед самой войной, развязанной фашистской Германией, под большим впечатлением от мирового экономического кризиса, разразившегося в 30-е годы, ряд немецких ученых–экономистов были едины в том, что в будущем их страна должна дистанцироваться от устаревших принципов свободной рыночной экономики, ответственной за возникшие мировой кризис и беспорядки. Их имена – Вальтер Ойкен, Вильгельм Рёпке, Леопольд Микш.
Теоретические основы социальной рыночной экономики восходят к предвоенным работам ученых фрайбургской школы – В.Ойкена, Ф.Бёма и др., разработавших концепцию «порядков». Это научное направление называют ордолиберализмом. Главное понятие данной теории – «порядок» – определяется как совокупность институтов и норм, связанных с экономическими организациями и типами экономического поведения (не все из которых имеют экономическую природу) и регулирующих отношения между элементами народного хозяйства. Несложно увидеть, что понятие «порядок» близко распространенному в современной англосаксонской литературе понятию «правила игры», которых придерживаются в своем функционировании и взаимодействии экономические субъекты. Огромной заслугой ордолиберальной школы явилось изучение взаимосвязи между собственно экономическими порядками и политическими, государственными и правовыми порядками.
Ордолиберализм, таким образом, попытался создать цельную картину экономической системы, функционирующей в неразрывном единстве экономических и неэкономических институтов. Подобный подход является принципиально иным по сравнению с неоклассической традицией, которая, как известно, видит предмет экономической науки в изучении взаимодействия максимизирующих субъектов в процессе производства и распределения ограниченных (экономических) благ. Политико-правовой анализ экономических процессов позволил В.Ойкену и его последователям разработать классификацию «экономических порядков» от чисто рыночной до централизованно управляемой модели и изучить характер и способы координации между субъектами.
В послевоенной разрушенной Германии с новой силой возникает вопрос: по какому пути идти? Дистанцируясь теперь и от авторитарно-регулируемой экономики, немцы ищут 3-й путь. Формула этого пути была выдвинута немецким экономистом Альфредом Мюллер-Армаком (1901-1978 гг.). Она состояла из 3-х слов: социальное рыночное хозяйство. В этой формуле будущего Германии была заложена идея сочетания принципов рынка и социального выравнивания. Основная философия социального рыночного хозяйства состоит во взаимодействии рыночного механизма и «социально озабоченного» или «ходатайствующего государства».
Сторонники теории социальной рыночной экономики достаточно плодотворно использовали идеи ордолиберализма в части понимания комплексного подхода к функционированию хозяйства как части более широкой социально-экономической и государственно-политической системы. Вместе с тем между сторонниками этих теорий есть существенные разногласия. Они касаются понимания роли государства, особенно на этапе послевоенного восстановления германской экономики: концепция социальной рыночной экономики настаивала на более активном и непосредственном участии государства в хозяйственной жизни. Начиная с 1948 г., эти идеи приобрели статус государственной доктрины, осуществление которой возглавил профессор, федеральный канцлер ФРГ Людвиг Эрхард. Реализация такой доктрины получила впоследствии название «экономического чуда».
Таким образом идея социального рыночного хозяйства основывается, по Мюллеру-Армаку, на сочетании двух составляющих: рыночное хозяйство и социальная справедливость. Его аргументация по поводу нового пути – социального рыночного хозяйства – охватывала пять основных направлений.
Во-первых, аргументом служила острая критика централизованно управляемых экономик, в том числе тотальной в Германии.
Во-вторых, тщательно сформулированная критика капитализма (рынка) свободной конкуренции.
В-третьих, выделение рыночного механизма как особого управляющего средства.
В-четвертых, обоснование важности социального компонента в экономике и необходимости «социально-мотивированных вмешательств» в нее.
В-пятых, выявление отдельных сфер, где автоматизм рынка не обеспечивает необходимых обществу результатов. Такими сферами названы ценовая, структурная (включая производственный и региональный аспект), жилищная, социальная, денежно-кредитная.
Теоретические идеи экономического устройства претворяются в реальность по мере того, насколько они соответствуют объективным условиям и интересам. Нельзя не отметить при этом важную роль политических сил и власти.
Поворот к новой экономике начался в Германии в условиях жестокого 3-летнего кризиса с денежной реформы 1948 года. Важно, что массе новых денег соответствовала предварительно накопленная масса товаров. Это и послужило (по Л.Эрхарду) необходимой предпосылкой освобождения цен.
Стратегия экономической политики по созданию новой экономики заключалась в это время в возрождении рыночного ценообразования, роста прибыли (за исключением спекулятивной) и способности предприятий к инвестициям. При этом контроль сохранился (по Л.Эрхарду) за ценами на жизненно первостепенные продовольственные товары, а также на нефть, бензин, транспорт и минеральные удобрения.
ФРГ, как известно, получила до 1952 года выделенные по плану Маршалла 1,56 млрд. долларов США, которые, подчеркнем это, пошли в ведущие отрасли промышленности. К 1960 году экономические успехи Германии были уже так велики, что стали говорить об экономическом чуде.
Тем не менее рассмотрение теории ордолиберализма как концептуальной основы экономической системы ФРГ и германской хозяйственной практики позволяет провести различие между концепцией социальной рыночной экономики и другой западноевропейской экономической моделью, которая вплоть до недавнего времени претендовала на роль «теории третьего пути» – скандинавской, или шведской. В самом общем виде оно сводится к следующему. Германская модель – это в основе своей рыночная модель. Она опирается на идеи всеобъемлющей конкуренции и договорного характера установления заработной платы и других ведущих социально-экономических параметров. Шведская модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. Все современные западноевропейские «социальные экономики» основываются на взаимопроникновении рыночных и государственных начал, а также на социальной солидарности (социальном партнерстве).
В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, – а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды – с другой. Важнейшая задача государства – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.
Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:
·индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
·социальное равенство. Рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
·стимулирование технологических и организационных инноваций;
·проведение структурной политики.
Перечисленные особенности германской модели есть производные от ее основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. Такое сочетание двух начал, которые на протяжении большей части экономической истории были взаимно антагонистичны, впервые сложилось только в последние десятилетия в Западной Европе.
Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это, прежде всего, укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших факторов экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность. В экономической теории, как известно, рассматриваются возможности проявления социальных эффектов в условиях совершенной конкуренции, но реальная жизнь вносит слишком много «помех» и не позволяет проявиться этим эффектам.
Особым фактором объективного повышения роли государства выступает характерная для современных обществ «институциональная ригидность» – наличие социальных и экономических механизмов, которые допускают изменение фундаментальных рыночных переменных только в одном направлении и препятствуют изменениям в обратном направлении. Например, абсолютный уровень цен и зарплаты обычно увеличивается, а когда наступает спад деловой конъюнктуры, то снизить цены и зарплату, уволить часть работников для любого предпринимателя крайне затруднительно. Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.
Но, естественно, ошибочно было бы видеть в государственном регулировании панацею от всех социально-экономических проблем. Подобно тому как есть «провалы рынка», есть и «провалы государства». Экономическая эффективность – это прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы, которые постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику.
Прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве. В модели социальной рыночной экономики, по-видимому, найдено удачное сочетание государства и рынка в форме активного вмешательства государства в экономику, прежде всего в социальную сферу, при безусловном соблюдении фундаментальных принципов рыночной экономики.
В модели социального рыночного хозяйства огромное значение придается поддержанию конкурентной среды. Защита конкуренции может рассматриваться как второй основополагающий принцип концепции социального рыночного хозяйства. С целью поддержания конкурентной среды в ФРГ разработаны многочисленные и чрезвычайно подробные законы, что вообще характерно для германской системы государственного экономического управления. Защита конкуренции – одна из центральных функций государства в германской модели, во многом определяющая пути вмешательства государства в экономическую жизнь: рыночная система может легко потерять конкурентный характер, если его не будет поддерживать экзогенная нерыночная сила.
На практике конкурентный механизм действует далеко не всегда гладко. Существует множество монополистических объединений, особенно типичного для германской экономики картельного типа, причем многие из них на деле находятся под покровительством государства. В концептуальном плане, однако, заслуживает внимания сама постановка вопроса о связи между конкуренцией и социальным благосостоянием, которая проявляется в следующем:
·конкуренция обеспечивает наиболее эффективное функционирование рыночного механизма и тем самым способствует максимизации общественного богатства;
·конкуренция устанавливает соответствие между доходами и вложениями факторов производства, в том числе между заработной платой и затратами труда, и таким образом поддерживает социальную справедливость;
·конкуренция ограничивает рост цен и обеспечивает доступность товаров и услуг для основной массы населения.
Две черты наиболее ярко характеризуют систему социального партнерства в ФРГ. Во-первых, это «принцип соучастия», предусматривающий участие представителей работников в работе наблюдательных советов с правом решающего голоса при обсуждении вопросов заработной платы, условий труда и кадровой политики. Он дает представителям работников реальное право участвовать в управлении предприятием и тем самым превращает их в партнеров работодателей. Работники пользуются очень высокой степенью социальной защиты, например, защиты от увольнений. Примечательно, что в наблюдательные советы включают представителей конкретного трудового коллектива, а не профсоюза. Суть этого правила в том, чтобы оградить наблюдательные советы от социально-политических конфликтов, нередко привносимых на предприятия профсоюзами.
Во-вторых, это существенное ограничение права на забастовку. Согласно закону спорные вопросы обычно должны передаваться на рассмотрение согласительного органа, состоящего из представителей работников, работодателей и независимого председателя.
Инструментарий германской и других западноевропейских экономик далеко не ограничивается описанными принципами и механизмами. Они образуют ядро модели социального рыночного хозяйства и представляют интерес с точки зрения развития реформ в постсоциалистических странах. Наряду с этим необходимо отметить, что, например, сами немецкие специалисты еще не вполне уверены в том, что сформированная экономика и есть социальное рыночное хозяйство. Поэтому повторять, копировать экономическую модель – вряд ли добрый совет. Другое дело – использование здоровых идей и принципов. Однако они требуют специальной адаптации в разных регионах и странах.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Социально-ориентированная рыночная экономика
Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики, ее модели. Источники финансирования социальной сферы в России. Основные принципы, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное социальное государство.
Глава 1. Теоретические основы социально-рыночной экономики
1.1 Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики
1.2 Модели социально-ориентированной экономики
Глава 2. Россия на пути к социально-ориентированной рыночной экономике
2.1 Принципы и функции социальной политики государства
2.2 Финансирование социальной сферы в России
Список использованной литературы
рыночный экономика финансирование социальный
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни.
Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.
По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.
Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Глава 1. Теоретические основы социально-рыночной экономики
1.1 Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики
Вторая половина ХХ столетия ознаменовалась появлением концепций социального государства, суть которых сводится в общем виде к пониманию государства как надклассовой структуры, выражающей интересы всех слоев населения. Концепция социального государства принципиально отличается как от марксистской концепции формирования коммунистического общества, предполагающей принудительные конфискационные меры для установления социального равенства и построения бесклассового общества, так и от классического либерализма, предусматривавшего минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы общества.
Гуманизация производства, технократическая революция второй половины ХХ века, социальные реформы привели в итоге к утверждению новой концепции, в соответствии с которой стратегической целью государства является обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех граждан.
Теоретические основы социального рыночного хозяйства были заложены в рамках концепции ордолиберализма В. Ойкеном, Ф. Бемом, Л. Эрхардом. Принципиально отличие теории социального рыночного хозяйства от иных направлений экономической мысли заключается в том, что предмет деятельности экономических субъектов, в том числе и государства целостная система, функционирующая в неразрывном единстве экономических и социальных институтов. Модель социального рыночного хозяйства, созданная в рамках ордолиберализма, основывается, прежде всего, на признании рынка в качестве ведущего социально-экономического института. В основе развития общества всеобъемлющая конкуренция и система договорных отношений. Бродский Г.М., Бродский М.Н. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПб., 2014. С.78.
Позднейшая модификация ордолиберальной модели социального рыночного хозяйства А. Мюллером Армаком ориентирована на более активную роль государства в экономической жизни общества.
Опыт зарубежных стран (Германии, Канады, Швеции, Японии и др.) доказывает, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования в общественном производстве достижений научно-технического прогресса, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором этого является и регулирующая роль государства, опирающегося в своей политике на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, блюстителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Оно призвано действовать посредством совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы оказания социальных услуг, услуг утверждения подлинного социального партнерства. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки. М., 2014. С.215.
В целом для социально-ориентированной экономики характерно:
а) достаточно большой объем перераспределения ВВП через бюджет (около 50 %);
б) формирование значительных страховых фондов за счет работодателей;
в) стремление к развитию социального партнерства;
г) направленность на поддержание высокого уровня занятости трудоспособного населения.
К общим чертам социального рыночного хозяйства и, соответственно, направлениям деятельности государства по его формированию следует отнести следующие:
социальное государство обязано создавать условия для развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству;
и государство, и гражданин на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие;
государство обеспечивает социализацию отношений посредством свойственных ему форм и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы: рационального налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ;
концепция социального государства, социального рыночного хозяйства предполагает, что с помощью государственного устройства можно достичь справедливого и экономически рационального сочетания интересов отдельных лиц и общества в целом. При этом не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода. Люди сами должны определять свои социальные потребности;
создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость;
социальный мир и экономический рост зависят от реального участия граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся.
К основным принципам, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное социальное государство относятся:
экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального партнерства;
доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции;
ответственность государства за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий для честной конкуренции;
обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного населения;
государственная и общественная помощь менее трудоспособным;
участие рабочих в управлении производством, общественной и государственной жизнью;
осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным участием и участием государства;
социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан;
проведение государственной политики справедливого распределения доходов;
утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки. М., 2014. С.218.
Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.
Для социального рыночного хозяйства характерно использование рыночных методов хозяйствования, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытая модель экономики, наличие современной рыночной и социальной инфраструктуры, системы социальной защиты населения и др.
1.2 Модели социально-ориентированной экономики
Выделяют ряд моделей социально-ориентированной рыночной экономики. Прежде всего, это континентальная или германская (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция). Для нее характерны высокие объемы перераспределения ВВП через госбюджет (около 50 процентов), развитая система социального партнерства, высокая занятость. Англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Канада) отличается 40 процентным уровнем перераспределения ВВП и проведением пассивной политики занятости. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40 процентов в Испании до 60 процентов в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально уязвленные слои населения и не носит всеобъемлющего характера. Скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) можно считать наиболее продвинутой. Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашено целью экономической деятельности государства. Доля перераспределяемого ВВП достигает 50-60 процентов.
Наиболее интересными являются германская и шведская модели.
Цели социального рыночного хозяйства Германии, преследуемые еще с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:
1. Достижение максимально высокого благосостояния
а) благодаря установлению порядка конкуренции;
б) благодаря целенаправленному проведению политики, ориентированной на рост и обеспечивающей его постоянство на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;
в) благодаря обеспечению полной занятости, стремление к которой объясняется социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать доход каждому лицу, способному и желающему работать;
2. Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечение стабильности цен
а) благодаря существованию независимого центрального эмиссионного банка;
б) благодаря стабильности государственного бюджета;
в) благодаря обеспечению выравнивания платежного баланса и равновесию во внешней торговле.
3 Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества
а) за счет достижения максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности;
б) благодаря созданию порядка осуществления конкуренции, так как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;
в) за счет государственной корректировки первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье и т.п.
Достижение этих целей и определяет степень развития социальной рыночной экономики.
Обязательной правовой основой жизни любой страны является ее конституция. Этой конституцией для Германии является Основной закон, который содержит ряд норм, которым экономический порядок должен соответствовать. Этот закон определяет следующие основные рамки для формирования экономики:
а) Гарантирует право на свободное развитие личности и обеспечивает свободу потребления, свободу предпринимательства, свободу производства и торговли, свободу конкуренции;
б) Защищает от дискриминации по половым, расовым, религиозным и другим признакам;
в) Гарантирует свободу образования профсоюзов и объединений работодателей;
г) Гарантирует свободу перемещения личности, и не только на территории своей страны, но и гарантирует право на свободную эмиграцию;
д) Гарантирует свободу выбора профессии и рабочего места, а так же личную свободу передвижения;
е) Гарантирует частную собственность, в том числе и на средства производства, но так же и обязывает собственника к социальному пользованию собственностью;
ж) Делает возможной в определенных условиях передачу земельной собственности, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность;
з) Распределяет финансово-политические полномочия между федерациями, землями и общинами;
Кредитное дело Германии можно представить следующим образом: доминирующее положение занимают сберегательные кассы и кредитные банки. Лишь на шесть ведущих крупных банков приходится 9% суммы активов. Большинство банков являются универсальными, т.е. они осуществляют все виды банковских сделок и конкурируют с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так и в плане достижения своих общих целей.
До конца 1990-х годов в Швеции действовали две взаимосвязанные схемы пенсионного обслуживания. Первая, вступившая в силу еще в 1913 году, гарантирует каждому жителю так называемую базовую (народную или основную) пенсию.
В рамках социальной политики, кроме пенсионного и медицинского (здравоохранение), существует и ряд других видов страхования, менее масштабных, но не менее значимых. В их числе, в частности: страхование от несчастных случаев на производстве. Оно появилось вначале XX в. и долгое время было наиболее развитой областью социального страхования. Его финансирование шло за счет взносов предпринимателей. В 1976 году этот вид страхования был усовершенствован: потерянные людьми доходы стали компенсироваться полностью. В 1977 году это положение было распространено и на самостоятельных работников.
Глава 2. Россия на пути к социально-ориентированной рыночной экономике
2.1 Принципы и функции социальной политики государства
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Что же понимается под политикой вообще и под социальной политикой в частности?
отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;
система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;
практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;
участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;
искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, и профессиональные, и иные качества.
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.
Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически.
В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей.
В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
гуманизм, социальная справедливость;
системность, непрерывность, преемственность;
сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
адресность мер по социальной защите населения, усиление
социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным
Важнейшими из них являются:
выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление “диалога” между гражданами и государством;
интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
социальная защита населения;
управление социальными процессами и др. Социальная работа: теория и практика. С. 80.
В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:
— социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
— собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов). Социальная политика государства особенно осязаема в изменениях, которые происходят в характере и условиях трудовой деятельности человека, ибо именно здесь проявляется ее гуманистическое содержание.
Какие же проблемы на федеральном и региональном уровне в социальной политике являются первоочередными в настоящее время?
В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.
К сожалению, со стороны государства пока далеко не достаточно внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса из года в год обостряются.
В Российской Федерации насчитывается более 72 млн. семей, ежегодно заключается около 3 млн. браков. Однако каждая третья семья распадается, а каждая девятая семья является неполной. Катастрофически падает рождаемость. Около 60% семей имеют лишь одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждая вторая беременность завершается абортом. Растет количество отказных детей. Бункина М.К. Национальная экономика. М., 2012. С. 252.
Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности.
Не случайно в Указе Президента Российской Федерации “О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)”, в президентской программе “Россия: человек, семья, общество, государство”, других программных документах реформирования страны на период 1996-2000 гг., в прогнозах до 2005 г. в числе основных угроз безопасности страны называется рост имущественной дифференциации населения, неравномерности социально-экономического развития регионов и рост уровня бедности.
Предметом особого внимания органов управления федерального и регионального уровня, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкладу, должен утвердиться принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.
Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспособных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении.
Главенствующее значение при этом должны приобрести принципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки.
Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.
Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реальности социальной политики, непосредственно задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал.
2.2 Финансирование социальной сферы в России
Трудности переходного периода негативно воздействуют на попытки государства осуществить быстрый переход к рынку и рыночным отношениям. Разрабатывая и осуществляя экономическую политику, государство должно вести ее настолько умно, чтобы, не допуская бесконтрольного роста инфляции, не нарушать связи внутри развивающегося рыночного механизма директивным планированием, натуральным распределением производственных ресурсов, административным контролем за ценами и т. д.
Не допуская административного вмешательства в конкурентную систему рынка, государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами. При этом самими экономическими регуляторами следует пользоваться очень аккуратно, не подменяя и не ослабляя рыночные стимулы (например, методами налоговой политики, системы льготного кредитования и т.п.). Иначе говоря, не политизировать экономику, а осуществлять постоянный гибкий контроль методами экономического регулирования.
Социальная ориентация экономики выражается, в первую очередь, в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.
Влияние экономических факторов на социальное благополучие, удовлетворение потребностей членов общества в условиях перехода к рыночным отношениям чрезвычайно возрастает. Степень удовлетворения потребностей человека различных слоев общества, как известно, является основным критерием экономической эффективности социальной работы. Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для их удовлетворения.
На общественные потребности влияют объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения; его социальная структура и культурный уровень; климатические, географические и национально-исторические условия жизни; изменения физиологических особенностей человека.
Платежеспособный спрос населения зависит от величины и распределения национального дохода, денежных доходов населения и их распределения между социальными группами, цен на товары и услуги, товарных фондов, размеров общественных фондов потребления.
Анализ изменения этих факторов в переходный период выявляет причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные изменения в экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д. Пантелеева Т.С., Червякова Т.А. Экономические основы социальной работы. М., 2013. С. 35.
Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики.
К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования.
Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.
Понятие “финансы” означает “денежные средства”, охватывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие “финансы” можно определить как денежные средства и фонды в разнообразных видах и формах их существования и движения (деньги, ценные бумаги, валюта и пр.).
Денежные средства могут принадлежать государству и его органам, территориям и местным органам, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.
Выделяются три категории экономических субъектов: государство, предприятия и работодатели, население.
Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние.
Таким образом, под финансами наряду со средствами денежного обращения понимаются системы образования, формирования, распределения, движения, использования денег. В экономике под финансами подразумевается денежная система, включающая как все виды денежных средств, так и те трансформации, которые с ними происходят в процессе применения.
Финансы призваны способствовать регулированию экономических и социальных процессов.
Финансы предприятий используются ими для производственно-предпринимательской хозяйственной деятельности.
Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:
Основные функции финансирования следующие: распределительная; стимулирующая; контролирующая. Бурджилов Ф.Э. Указ. соч. С. 64.
Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.
Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.). Пантелеева Т.С. Указ. соч. С. 88.
Концепция социального рыночного хозяйства разработана в Германии такими учеными, как Альфред Мюллер-Армак, Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. В практику концепцию социального рыночного хозяйства внедрил Л. Эрхард. Авторы социального рыночного хозяйства предполагают, что данная модель— это так называемый «третий путь». Он проходит между диким, лишенным экономического порядка, рынком и командно-административной экономикой. Такая форма организации экономики должна обеспечить свободное, эффективное, стабильное положение в обществе и экономике.
Социальную ориентацию экономики можно обеспечить лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики возможно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.
Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост. В настоящее время в развитых странах существует социальное рыночное хозяйство, или социально-ориентируемое рыночное хозяйство. В России создаются предпосылки для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству.
Список использованной литературы
Трофимов А.А. О государственных внебюджетных фондах.//Финансы. 2014. № 10. с. 20-24.
Подобные документы
Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики. Модели социально-ориентированной экономики. Предложения для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Анализ концепций Эрхарда и Мюрдаля о социальном рыночном хозяйстве.
курсовая работа [41,7 K], добавлен 21.08.2011
Понятие и элементы социально-ориентированной рыночной экономики, ее принципы и функции. Развитие экономики и социального обеспечения населения в странах Европы. Современное состояние социальной защиты в России, перспективы экономического роста в регионах.
курсовая работа [57,1 K], добавлен 21.03.2014
Социальное рыночное хозяйство и его становление на территории двух высокоразвитых стран: Австрии и Швеции. Особенности социально-ориентированной экономики этих государств, их положение на мировом рынке. Экономические отношения России с Австрией и Швецией.
курсовая работа [327,5 K], добавлен 30.10.2011
Понятие и сущность современных экономических систем. Типы экономических систем. Модели рыночной экономики: социальное рыночное хозяйство, либеральная экономика, корпоративная экономика. Принципы регулирования экономики. Доля государственного сектора.
курсовая работа [39,8 K], добавлен 12.11.2007
Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики, основные направления ее формирования. Реализация программы социально-экономического развития Беларуси, анализ наиболее важных показателей, направления оптимизации.
курсовая работа [52,9 K], добавлен 01.12.2014
Социальная рыночная экономика как система хозяйствования, история ее развития и основные положения теории. Анализ становления и оценка результатов реализации российской социально-рыночной модели экономики, а также рекомендации по ее дальнейшему развитию.
курсовая работа [46,7 K], добавлен 30.06.2010
Понятие, признаки и условия формирования социально ориентированной рыночной экономики. Функции государства по обеспечению социальной защиты населения, перераспределению накопленного общественного богатства. Модели социально-экономического развития России.
статья [18,2 K], добавлен 03.02.2014
Отличия социально-ориентированной от других моделей экономического развития. Роль государства в трансформационной экономике. Основные направления рыночных преобразований в Республике Беларусь. Модернизация производства. Оптимизация социальной политики.
курсовая работа [1,0 M], добавлен 09.02.2013
Изучение сущности, целей и основных направлений социальной политики в рыночной экономике. Специфика и проблемы развития социально ориентированной модели национальной экономики Республики Беларусь. Численность занятых и уровень безработицы в государстве.
курсовая работа [58,3 K], добавлен 19.07.2014
презентация [1,2 M], добавлен 21.05.2016