Что такое социально психологический норматив
Социально-психологический норматив
система требований, которые общество предъявляет к психическому развитию каждого из его членов; понятие введено К.М. Гуревичем
В психодиагностике существует и другой подход к оценке результатов диагностических испытаний. В нашей стране под руководством К. М. Гуревича [35] разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив.
Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных.
Для вычисления статистической нормы психологи-диагносты обратились к давно применяемым в биологии приемам математической статистики.
На призывной пункт явилось несколько тысяч молодых людей.
Допустим, что все они примерно одного возраста. Что мы получим при измерении их роста? Обычно оказывается, что большинство почти одного роста, совсем немного будет людей очень маленького и очень высокого роста. Остальные же распределятся симметрично, уменьшаясь по количеству от среднего максимума в ту и другую сторону. Распределение рассматриваемых величин — это нормальное распределение (или распределение по нормальному закону, кривая распределения Гаусса). Математики показали, что для описания такого распределения достаточно знать два показателя — среднюю арифметическую и так называемое стандартное отклонение, которое получается путем несложных вычислений. Назовем среднюю арифметическую х, а стандартное отклонение σ (сигма малая). При нормальном распределении все изучаемые величины практически находятся в пределах х + 5 σ.
Рассмотрим как определялась статистическая норма для тестов Стэн-форд-Бине. В группу испытуемых входили 4498 человек от 2,5 до 18 лет. Усилия стэнфордских психологов были направлены на то, чтобы распределение полученных по каждому возрасту данных о выполнении
Вернемся к результату, полученному ребенком шести лет, о котором упоминалось выше. Его успешность по тесту равна 117. Этот результат выше нормы, но очень незначительно (верхняя граница нормы 116).
Кроме статистической нормы, основой для сравнения, интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать и такие показатели, как процентили.
Процентиль— это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя.
Например, если 28 % людей правильно решат не более 15 задач в арифметическом тесте, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль (Р28). Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Их также можно рассматривать, как ранговые градации, общее число которых равно 100, с той лишь разницей, что при ранжировании принято начинать отсчет сверху, т. е. с лучшего члена группы, получающего ранг 1. В случае же процентилей отсчет ведется снизу, поэтому чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида.
50-й процентиль (Р50) соответствует медиане — одному из показателей центральной тенденции. Процентили свыше 50 представляют показатели выше среднего, а те, которые лежат ниже 50, — сравнительно низкие показатели. 25-й и 75-й процентили известны также под названием 1-го и 3-го квартилей, поскольку они выделяют нижнюю и верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими распределениями [10, т. 1].
Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями. Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль — это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы. Первичный результат, который ниже любого показателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процентильный ранг (Ро). Результат, превышающий любой показатель в выборке стандартизации, получает процентильный ранг 100 (Р100). Эти процентили, однако, не означают нулевого или абсолютного результата выполнения теста.
Процентильные показатели обладают рядом достоинств, в частности:
♦ их легко рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку;
♦ их применение достаточно универсально и подходит к любому типу тестов.
Вопрос 39
Для вычисления статистической нормы психологи-диагносты обратились к давно применяемым в биологии приемам математической статистики.
На призывной пункт явилось несколько тысяч молодых людей.
Допустим, что все они примерно одного возраста. Что мы получим при измерении их роста? Обычно оказывается, что большинство почти одного роста, совсем немного будет людей очень маленького и очень высокого роста. Остальные же распределятся симметрично, уменьшаясь по количеству от среднего максимума в ту и другую сторону. Распределение рассматриваемых величин — это нормальное распределение (или распределение по нормальному закону, кривая распределения Гаусса). Математики показали, что для описания такого распределения достаточно знать два показателя — среднюю арифметическую и так называемое стандартное отклонение, которое получается путем несложных вычислений. Назовем среднюю арифметическую х, а стандартное отклонение σ (сигма малая). При нормальном распределении все изучаемые величины практически находятся в пределах х + 5 σ.
Рассмотрим как определялась статистическая норма для тестов Стэн-форд-Бине. В группу испытуемых входили 4498 человек от 2,5 до 18 лет. Усилия стэнфордских психологов были направлены на то, чтобы распределение полученных по каждому возрасту данных о выполнении
Вернемся к результату, полученному ребенком шести лет, о котором упоминалось выше. Его успешность по тесту равна 117. Этот результат выше нормы, но очень незначительно (верхняя граница нормы 116).
Кроме статистической нормы, основой для сравнения, интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать и такие показатели, как процентили.
Процентиль— это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя.
Например, если 28 % людей правильно решат не более 15 задач в арифметическом тесте, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль (Р28). Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Их также можно рассматривать, как ранговые градации, общее число которых равно 100, с той лишь разницей, что при ранжировании принято начинать отсчет сверху, т. е. с лучшего члена группы, получающего ранг 1. В случае же процентилей отсчет ведется снизу, поэтому чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида.
50-й процентиль (Р50) соответствует медиане — одному из показателей центральной тенденции. Процентили свыше 50 представляют показатели выше среднего, а те, которые лежат ниже 50, — сравнительно низкие показатели. 25-й и 75-й процентили известны также под названием 1-го и 3-го квартилей, поскольку они выделяют нижнюю и верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими распределениями [10, т. 1].
Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями. Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль — это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы. Первичный результат, который ниже любого показателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процентильный ранг (Ро). Результат, превышающий любой показатель в выборке стандартизации, получает процентильный ранг 100 (Р100). Эти процентили, однако, не означают нулевого или абсолютного результата выполнения теста.
Процентильные показатели обладают рядом достоинств, в частности:
♦ их легко рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку;
♦ их применение достаточно универсально и подходит к любому типу тестов.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Понятие социально-психологического норматива
В традиционном тестировании при оценке результатов за точку отсчета принимается статистическая норма, получаемая на основе эмпирических исследований выборок испытуемых, отличающихся по социально-экономическим признакам. На противоречивость такого решения, не раз указывал в своих работах К. М. Гуревич, который отмечал, что критерий сравнения по нормам, полученным путем неправомерного объединения разных выборок, игнорирует влияние различных условий онтогенеза на умственное развитие людей.
Эти условия многообразны и в первую очередь включают условия обучения. Кроме того, само представление тестовых данных в виде баллов, кривых распределения затрудняет качественный анализ теста и влияния разных условий на развитие ребенка.
Критикуя применение нормы в качестве критерия развития, К.М. Гуревич пишет, что норма характеризует выборку или популяцию, но не раскрывает действительных и обычных, т.е. нормальных требований к человеку как сложившемуся или складывающемуся члену общества. Внутренне присущая данной выборке статистическая норма по тем или другим причинам может, не совпадать с нормальными требованиями к нему. Но эти требования совсем, не случайны, они опираются на общественную практику и вытекают из нее.
Поэтому при интерпретации полученных в исследовании данных был опробован новый критерий. В качестве критерия К.М. Гуревич предлагает использовать так называемый социально-психологический норматив (СПН). В сжатом виде СПН можно определить как систему требований, которую общность предъявляет каждому из его членов. Чтобы не быть отторгнутым от существующей, вне его общности, человек должен овладеть теми требованиями, которые к нему предъявляются, причем процесс этот является активным – каждый стремится занять определенное место в своей социальной общности и сознательно осуществляет этот процесс приобщения к своему классу, группе.
Эти требования и могут составлять содержание социально-психологических нормативов, которые являются, в сущности, идеальной моделью требований социальной общности к личности.Следовательно, оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН, который дифференцируется в образовательно-возрастных границах.
Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, требований к человеку и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и др. Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении, мнении учителей и воспитателей. По мнению К.М. Гуревича, тестологи при составлении тестовых заданий стихийно ориентируются на существующий в их общности СПН. При этом задания теста составляются как отдельные логические «микропроблемы». В связи с этим необходима и иная обработка результатов тестирования – установление близости данных каждого испытуемого или группы к СПН. На оперативном уровне проблема установления близости конкретного испытуемого к СПН еще не является решенной,
Использование в качестве критерия развития СПН выдвигает на первый план качественный способ обработки данных, при которой необходимо учитывать: а) какие термины и понятия по степени обобщенности усвоены лучше, а какие хуже; б) какие логические операции освоены более, а какие менее успешно; в) в каком, круге понятий и терминов ученики ориентируются менее, а в каком более уверенно.
В целом, использование СПН представляется более эвристичным, чем применение статистической нормы при интерпретации результатов тестовых испытаний. Следует отметить, что неудовлетворенность нормой как точкой отсчета при оценке данных по тестам нашла свое выражение, в частности, в разработке тестов, ориентированных на критерий. Это, направление в тестологии признается очень перспективным.
Тест «ШТУР».По мнению отечественных психологов, в частности, К.М. Гуревича, исходящих из позиций социально-психологического норматива содержание тестов интеллекта должно основываться на образовательных программах, учебниках, требованиях педагогов.
Под руководством К.М. Гуревича сотрудниками лаборатории психодиагностики Психологического института РАО был разработан «Школьный тест умственного развития»(ШТУР) для диагностики умственного развития учащихся 6 – 8-х классов. Приступая к подбору заданий, авторы, согласно их пониманию нормативности содержания тестов, провели психологический анализ учебных программ и учебников для 6-х и 7-х классов и в течение всей работы опирались на сведения, получаемые в беседах с учителями-предметниками. Понятия подбирались по основным циклам учебных дисциплин, преподаваемых в школе: естественному, гуманитарному и физико-математическому.
Подбор понятий производился на основе следующих принципов:
1 – вводимые в задания теста понятия должны быть достаточно общими, определяющими уровень усвоения предмета, составляющими основу понимания соответствующей школьной дисциплины;
2 – эти понятия должны составлять основной фонд знаний, который необходим любому человеку нашей культуры независимо от получаемого им «специального образования, и профессиональной выучки. Поэтому не следует включать в тест узко профессиональные понятия;
3 – включаемые в тест понятия, должны соответствовать жизненному опыту ребенка данного возраста, должны пониматься детьми.
Тест включает задания пяти типов, составляющие шесть субтестов: «осведомленность» (два субтеста), «аналогии» (один субтест), «классификация» (один субтест), «обобщение«, (один субтест), «числовые ряды» (один субтест).
Включенные в эти субтесты понятия входят в число необходимых для общего развития и важных для формирования миропонимания у детей советской школы, необходимых любому человеку нашей культуры. Выбор определенных логических отношений был продиктован тем, что они в наибольшей степени смыкаются с учебной деятельностью и занимают значительное место в мышлении взрослого человека.
При экспериментальной проверке заданий было анализировано, насколько успешно справляются с ними учащиеся 6, 7, 8-х классов. При этом разработчики исходили из предположения, что неуклонное увеличение процента успешно выполненных заданий от 6-го к 8-му классу в определенной степени свидетельствует о том, что использованные в данном задании понятия не являются узкоспециальными, необходимыми лишь для усвоения ограниченного раздела программ, а являются основополагающими для данной школьной дисциплины. Именно такие задания и были: оставлены в тесте. Далее была проведена проверка самого теста в целом. Эксперимент проводился со школьниками 6 – 8-х классов, выборка составила около 400 человек.
На основе проведенного исследования были подсчитаны коэффициенты надежности теста (методом корреляций четных и нечетных заданий), коэффициенты валидности (путем корреляций данных об успеваемости и успешности выполнения теста, а также между тестом ШТУР и тестом Амтхауэра), определялась степень приближения к СПН данных отдельных испытуемых и выборок в целом и проведены еще ряд статистических процедур по проверке теста.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что тест может быть использован в психологической службе для изучения умственного развития учащихся.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Статистическая норма и социально-психологический норматив: сходство и принципиальные различия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:23, реферат
Краткое описание
В основе одной из новых концепций психодиагностики, разрабатываемой в течение ряда лет коллективом научных сотрудников Психологического института РАО под руководством доктора психологических наук К.М. Гуревича, лежит представление о нормативности психического и личностного развития. Главной исследовательской задачей в связи с этим является разработка теоретических принципов критериально-ориентированной диагностики и их реализация в конкретных методах. В качестве критерия предложено использовать так называемый «социально-психологический норматив»(СПН).
В сжатом виде СПН можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
Содержание
Введение………………………………………………………………………2
Психодиагностические нормы…………………………………..…………. 3
Статистическая норма………………………………………………………. 5
Социально-психологический норматив……………………………………..7
Сходства и различия между статистической нормой и социально-психологическим нормативом……………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………….12
Используемая литература……………………………………………………..13
Вложенные файлы: 1 файл
статистическая норма.docx
Психодиагностические нормы…………………………………..…………. 3
Сходства и различия между статистической нормой и социально-психологическим нормативом………………………………………………. 10
В основе одной из новых концепций психодиагностики, разрабатываемой в течение ряда лет коллективом научных сотрудников Психологического института РАО под руководством доктора психологических наук К.М. Гуревича, лежит представление о нормативности психического и личностного развития. Главной исследовательской задачей в связи с этим является разработка теоретических принципов критериально-ориентированной диагностики и их реализация в конкретных методах. В качестве критерия предложено использовать так называемый «социально-психологический норматив»(СПН).
В сжатом виде СПН можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Чтобы не быть отторгнутым от существующей вне его общности, человек должен овладеть теми требованиями, которые к нему предъявляются, причем этот процесс является активным — каждый стремится занять определенное место в социуме и сознательно осуществляет этот процесс Эти требования, составляющие содержание СПН, в сущности, являются идеальной моделью требований социальной общности к личности.
Психодиагностические (статистические) нормы
Психодиагностические нормы позволяют выносить диагностические заключения (относить испытуемого к определенной диагностической категории), что не возможно сделать просто на основании подсчета сырого тестового балла по ключам. Нормативные границы разделяют весь диапазон тестовых баллов на интервалы, соответствующие определенным уровням выраженности измеряемого признака.
Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Его называют в тестологии «сырым тестовым баллом». Применение тестовых норм в профессионально организованной психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную». Эта процедура называется «стандартизация тестового балла».
В простейшем случае в качестве нормы устанавливаются границы так называемого «центрального интервала» для наиболее часто встречающихся баллов – от «среднее минус стандартное отклонение» до «среднее плюс стандартное отклонение». Но в общем случае психодиагностические статистические нормы – это любые пороговые значения для тестовых баллов, основанные на процентильных баллах, то есть процентах от протестированной выборки испытуемых.
Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения» (так называемая кривая Гаусса). Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение. Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
Статистическая норма определяется как уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно- количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и пр. Главной сложностью использования статистической нормы в нашей стране является то, что это требует поистине гигантских исследований, большого количества соответствующих учреждений, научно-исследовательских институтов. Подобные исследования необходимо проводить систематически (раз в два-пять лет), что в настоящий момент делается только в отдельных регионах и для отдельных групп населения (этнических, социальных, географических).
В Психологическом институте РАО были разработаны четыре теста для диагностики умственного развития школьников разного возраста. Все они опираются на концепцию социально-психологических нормативов, предложенную К. М. Гуревичем [35]. Согласно этой концепции, психическое развитие индивидов происходит под воздействием системы требований, которые общество предъявляет к каждом своему члену. Человек, чтобы не быть отвергнутым той социальной общностью, в которую он включен, чтобы реализовать себя в условиях, созданных этой общностью, должен овладеть этими требованиями.
Эти требования объективны, так как определяются базой достигнутого уровня развития данного общества; они не единичны, а составляют целостную систему, под влиянием которой складывается облик индивида в данной социальной общности. Наиболее общие и фундаментальные из этих требований и названы системой социально-психологических нормативов.
Теоретической основой такого определения нормативов является то понимание развития, которое сложилось в психологии и которое А. Н. Леонтьев характеризовал как специфический процесс присвоения ребенком достижений предшествующих поколений.
Овладение социально-психологическими нормативами — это активный со стороны индивида процесс: стремясь занять определенное место в социуме, он сознательно осуществляет это, прилагая определенные усилия, преодолевая возникающие препятствия и пр.
Требования, составляющие содержание социально-психологических нормативов, вполне реальны, закреплены в форме правил, предписаний и присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении взрослых членов общества, традициях воспитания и образования, обычаях повседневной жизни. Они охватывают разные аспекты психического развития — умственное, нравственное, эстетическое.
Поскольку нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Поэтому быстрота их изменения зависит от темпов развития общества. Наряду с этим время их существования определяется и отнесенностью к той или иной сфере психического. Так, наиболее динамичны нормативы умственного развития, что связано с темпом научно-технического прогресса, выдвигающего все новые требования к человеку, его знаниям, умениям, сформированное мышления, вследствие чего происходит пересмотр учебных программ, квалификационных характеристик. По сравнению с нормативами умственного развития нормативы личностного развития более консервативны, в особенности это относится к нормативам нравственного развития.
Система социально-психологических нормативов не является абсолютной, она дифференцируется внутри каждой социальной общности в образовательно-возрастных границах. Необходимость образовательно-возрастных градации для нормативов объясняется двумя причинами: во-первых, овладение нормативами предполагает известную степень зрелости мозга и нервной системы; во-вторых, усвоение нормативов возможно лишь на основе накопленного опыта, обученности.
Социально-психологический норматив рассматривается как некий обязательный минимум в развитии той или иной психической сферы, его нельзя считать пределом развития.
Так как первые тесты, ориентированные на социально-психологический норматив, направлены на диагностику умственного развития школьников, следует сформулировать то понимание норматива, которое было взято за основу. Учитывая роль обучения в умственном развитии ребенка школьного возраста, рассматривая содержание обучения его главной детерминантой, было принято, что социально-психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения.
Введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик.
Сходства и различия между статистической нормой и социально-психологическим нормативом.
В качестве принципиальных отличий между статистической нормой и социально- психологическим нормативом можно рассмотреть их следующие характерологические особенности:
Первое отличие — особое содержание большинства заданий тестов. Авторы нормативно-ориентированных тестов опираются на анализ продуктов деятельности и контент-анализ. В них содержатся основополагающие понятия, информация об исследуемом явлении.
Второе отличие заключается в иных способах репрезентации и обработки диагностических результатов, основными среди которых является отказ от статистической нормы как критерия оценки индивидуальных и групповых результатов в пользу критерия приближения данных к социально-психологическому нормативу.
Третье отличие— коррекционность.
Отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально- психологического норматива является показателем того, что психологу нет необходимости, определяя, например, меру успешности какой-либо деятельности конкретным человеком, обращаться к континуму всей совокупности или выборки.
Важный признак, отличающий статистическую норму от социально-психологического норматива: задания, ориентированные на второй, разрабатываются таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно.
Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тот или иной тест. Сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. В частности, для групповых количественных данных сотрудниками К. М. Гуревича была разработана следующая схема.
Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100 %-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:
1) наиболее успешные – 10%; 2) близкие к успешным – 20 %; 3) средние по успешности – 40%; 4) малоуспешные – 20%; 5) наименее успешные – 10%.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идет норма подгрупп, по оси ординат – процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности.