Что такое социально психологический тренинг
Социально-психологический тренинг
Социально-психологический тренинг (СПТ) — вид групповой практической психологии, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Автор термина — М. Форверг. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения и т.д.). Но СПТ на сегодня является наиболее часто употребимым и наиболее устоявшимся термином. Нужно подчеркнуть, что это понятие является чрезвычайно широким, соответственно, им обозначают большое количество самых разнообразных методов.
Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позво4 ляющим решать широкий круг задач в области компетентности в общении.
Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением Щ поведением других участников групп. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов. К основным принципам социально-психологического тренинга относят 120 :
качественные изменения процессов общения в группе; активную позицию участника тренинга; ограничение обсуждения событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь»);
персонификацию высказываний; намеренную межличностную обратную связь; высокую степень включенности эмоциональной сферы частников.
Общей целью СПТ является повышение компетентности в сфере общения. К основным задачам СПТ относят следующие.
1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективного общения.
2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков
бщения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение техники и тактики общения.
3. Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — «шшшуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчи-кк-ть — соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.
4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.
5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.
И зависимости от специфики задачи социально-психологический тренинг может приобретать различные формы:
1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.
2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например
риимитие способности адекватно воспринимать себя и других, мобилизировать ситуации группового взаимодействия.
Основные характеристики тренинга 121
1. Высокая степень неопределенности. В самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.
2. Искусственность. Тренинг — это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает интенсивный контакт между участниками.
3. Специальная атмосфера. Ввиду того, что тренинг «сжат»
во времени, тренеру необходимо как можно быстрее создать рабочую обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение особого психологического климата, в котором начинают «раскрываться» участники.
4. Познание через переживание. Отличительной чертой атмосфера на тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг — это познание через переживание.
5. Встречная активность участников. Активность участников и их добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если участники действительно активны, та из самой обычной ситуации они могут извлечь много полезной
информации («психологических открытий»).
6. «Колесо» тренинга. Тренинг, как и любое взаимодействие между людьми, состоит из трех элементов: тренер, участники и программа. В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа тренинга. Все эти элементы должны быть
сбалансированны и соответствовать данной конкретной группе. Ни один из элементов не должен доминировать над другими.
Выделяют 5 основных этапов развития группы СПТ 122 :
1) вступление; цель — создание установок на участие, активность, необычность, доверие к психологу;
2) игровое общение; цель — создание атмосферы психологической безопасности, общего «Мы»;
3) конфронтация; цель — помощь во внутренней перестройке участников и выражении негативных состояний;
4) личностное общение; цель — помощь в создании «открытого» общения участников тренинга;
5) клуб общения (творческое общение) за пределами тренинга; цель — закрепление отношений между участниками тренинга, планирование и осуществление их дальнейшего самостоятельного развития.
Каждое занятие социально-психологического тренинга включает четыре этапа 123 :
1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).
2. Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.
3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия
и’мхологической напряженности и подведение итогов занятия.
Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие этапы:
—определение целей, темы дискуссии, характера проблемы, ориентацию на них участников занятия;
—круговая дискуссия по обсуждаемой проблеме, сбор инфоормации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;
—упорядочение информации и ее обсуждение;
—обоснование альтернатив и совместная их оценка;
—подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;
— сопоставление целей занятия с полученным результатом;
— снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ» в других словарях:
Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Финансовый словарь
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Словарь бизнес-терминов
Социально-психологический тренинг — (от англ. train, training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Социально-психологический тренинг — совокупность объединенных единым замыслом психотехнических средств (игр, упражнений, приемов, дискуссий и др.) и способов их применения в целях формирования, развития, коррекции различных социально психологических характеристик личности и… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Социально-психологический тренинг с осужденными — Форма групповой подготовки (тренировки) осужденных для получения навыков в решении социальных и личных проблем. Основная цель СПТ – подготовка осужденных к законопослушному образу жизни на свободе. Тренинг способствует как развитию личности, так… … Энциклопедия современной юридической психологии
Перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг Л. А. Петровской — Л. А. Петровская стояла у истоков становления практики социально психологического тренинга в нашей стране и ее теоретического осмысления с конца 1970 х гг. В 1982 г. она ввела в научный обиход само понятие «социально психологический тренинг» (С.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — специальные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их коррекции. Множество форм группового тренинга разделяют на два больших класса: ориентированные на развитие социальных умений (напр., умение вести дискуссию,… … Профессиональное образование. Словарь
ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Методы Т.с. п. направлены на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение… … Российская социологическая энциклопедия
тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. социально психологическая компетентность). Базовыми методами Т.с. п. являются… … Большая психологическая энциклопедия
ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — англ. training, social psychological; нем. Training, sozialpsychologisches. Совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия с целью развития личности и совершенствования групповых отношений. Т. с. п. направлен на развитие… … Энциклопедия социологии
Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология
Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве. Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.
Что такое психологический тренинг
Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:
С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.
Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.
Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.
В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:
Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.
Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.
Виды тренингов
По типу групп выделяют следующие тренинги:
В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.
Тренинг жизненных умений
Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с трудными жизненными ситуациями, адекватно реагировать на них и находить выход, повышают самооценку личности, вселяют уверенность. Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам релаксации и саморегуляции.
Тренинг социальных перцепций
На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.
Интерактивный тренинг
В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.
Семейный тренинг
Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения семьи по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются саморегуляции и конструктивным способам решения конфликтов.
Тренинг артпсихологии
Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает способности личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.
Принципы тренинга
Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:
Проведение тренинга
Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.
Дискуссия
Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:
Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.
Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:
Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).
Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:
Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.
Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).
Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.
Пример ролевой игры: участникам нужно представить, что они находятся на пресс-конференции. Выбирается ведущий. Каждый участник пишет три вопроса касаемо ценностей, на которые он хочет и может ответить. Далее ведущий произвольно указывает, кому обменяться листами. В итоге в парах один человек задает вопросы, другой отвечает, но происходит это на глазах группы. Как «журналист», так и группа имеет право задать один вопрос от себя, но опрашиваемый не обязан на него отвечать.
Упражнения
Среди упражнений используется несколько типов:
Пример развлекательного упражнения. Все участники расположены по кругу, ведущий пускает мяч (произвольно бросает). Задача того, кто мяч получит, закончить фразу «Никто из вас не знает, что я…». Мяч можно кидать несколько раз одному и тому же участнику, но каждый член группы должен обязательно оказаться вовлеченным.
Пример разминочного упражнения. «Дефиле». Участники поодиночке или парами (тройками) должны выходить в центр круга и оригинально идти – так, чтобы на них обязательно обратили внимание.
Пример танцевально-песенного упражнения. «Хор». Участники разбиваются на группы, каждой дается лист с заданием. Задача – исполнить написанную песню указанным мотивом и (или) в сопровождении определенных действий. Например, «Маленькой елочке» на мотив «Катюши» и двигаясь влево-вправо.
Упражнение на развитие эмпатии. «Представление о группе». На листе ватмана каждый участник зарисовывает свою ассоциацию с группой. Можно несколько раз подойти к листу, но за один подход нарисовать только один образ (ассоциацию). Все обсуждения проводятся после упражнения и имеют характер обмена чувствами и впечатлениями.
Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.
Хочу добавить еще несколько слов об упражнениях на развитие невербального языка. Несловесное поведение труднее контролировать, потому упражнения «без слов» представляют особую ценность в психогимнастике. Они учат выражать отношение к ситуации, себе, человеку без слов. Невербально мы получаем больше 70 % информации, а что еще важнее – правдивой информации.
Эти упражнения устраняют неуверенность, снимают скованность, но важно учитывать настроение группы и чувства конкретного участника. Не стоит сразу давать «тяжелые» упражнения с большим контактом, чем рукопожатие. Именно этот вид упражнений требует особого мастерства и осторожности ведущего. Например, запланировал ведущий одно из таких упражнений, но на занятии видит, что группа совершенно не готова для него – значит, нужно тут же сориентироваться и подобрать другое. Как и в медицине, действует правило «Не навреди».
Другие методы
Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.
Сценарий
Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:
Результаты
Человек, прошедший социально-психологический тренинг:
Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.
Личность ведущего
Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:
Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.
Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.
Личностный портрет успешного ведущего:
Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.
Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.
Послесловие
Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.
Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Социально-психологический тренинг представляет собой относительно новое научно-практическое направление в психологии, которое в настоящее время получает интенсивное развитие во многих странах мира в качестве важной составной части системы активного социального.
Грамотность в общении сейчас необходима всем. Политик, руководитель, менеджер, предприниматель, учитель, психотерапевт – для них коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством. Компетентность в общении способствует профессиональной эффективности человека и является важным фактором психологической профилактики.
Сегодня развитие компетентности в общении успешно решается в рамках СПТ. Особенность этого метода в том, что он носит групповой характер, причем проводится в малых лабораторных группах.
Уже к пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы с группами. Именно тренинг позволяет среди других психологических методов реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.
Социально-психологический тренинг сегодня все больше проникает в различные области социальной практики. Его диагностические, обучающие и развивающие возможности привлекают внимание специалистов кадровых служб, психологов, педагогов, психотерапевтов, руководителей предприятий и организаций, предпринимателей. Разнообразны методические приемы социально- психологического тренинга: дискуссии, деловые и ролевые игры, психодрама и ее модификации, способы обратной связи-, психогимнастические упражнения и т.д. деловая игра воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Предметом исследования является – социально-психологический тренинг.
— изучить теоретические основы социально-психологического тренинга;
— проанализировать типологию социально-психологического тренинга;
— рассмотреть технику занятий групп тренинга.
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Теоретические основы социально – психологического тренинга
деятельность делает процессы общения и межличностных отношений все более многообразными и напряженными; эти факторы нередко создают условия для развития внешних и внутренних конфликтов, приводящих
повсеместно к серьезным, отрицательным для здоровья личности рецидивам, к невозможности полноценно жить и трудиться. Такая ситуация предъявляет повышенные требования, в частности, к культуре общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнородных межличностных ситуациях. Решению этих проблем и должен прежде всего способствовать социально- психологический тренинг.
Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Ленина в Бетеле (США) и получили название Т-групп.
В основе Т-групп лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.
Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп.
В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность, Некоторые Т—группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 г. и получили название групп сензитивности.
В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений, который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров а целях психологической поддержки и развития.
В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.
Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений:
решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции.
Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на четыре категории: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.
Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.
В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.
Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А. Петровской в 1982 году.
Этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, руководителями предприятий и организаций. Опыт его использования отражен в работах ЮН. Емельянова, ВП. Захарова, ГА. Ковалева, Х. Миккина, ЛА. Петровской, ТС. Яценко и др.
Основная цель социально-психологического тренинга – повышение компетентности в общении – может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитие установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, все его вербальные и невербальные проявления.
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок умений и навыков, либо перцептивных способностей и т.д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразна’,- так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.
Социально-психологический тренинг (СПТ) — активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг — средство развития компетентности в общении.[1]
Метод «социально-психологического тренинга» был разработан в Лейпцигском университете в Германии под руководством М. Форверга.[2] В России практику социально-психологического тренинга начала вести Петровская Л. А., которая в 1982 году ввела это понятие. В 1989 году ею был разработан перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг.
Задачи СПТ:
А также задачи развития перцептивной, коммуникативной и интерактивной аспектов коммуникативной компетентности.
Таким образом, социально-психологический тренинг можно определить, как область практической психологии, которая ориентирована на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении и личностного развитияю
В своих теоретических истоках “групповое движение” испытывает влияние многих основных психологических направлений (бихевиоризма, фрейдизма, гуманистической психологии, когнитивизма, интеракционизма). На уровне практической реализации это движение сегодня представляет собой скорее разноречивый и эклектический конгломерат обусловленных различными теоретическими ориентациями конкретных методических подходов, которые имеют различные наименования: Т-группа, энкаунтер-группа, тренинг сензитивности, “группа личностного роста” и т.п.
Группового движения настолько широко и многообразно, что для правильного и целостного представления о ситуации целесообразно наметить хотя бы самые общие отличия между ними как) по формальным принципам и организационным целям, так и по содержательным аспектам.
Типы групп социально-психологического тренинга.
Б. Лабин и У. Эдди выделяют три основных направления в организации социального обучения в группе, практические экспериментальные лаборатории исследования человеческих отношений и различая с точки зрения фокуса исследовательской ориентации. Это следующие планируемые ориентации: личностная и межличностная, межгрупповая, групповая.
П. Баченен и дж. Рейсел при разработке типологии групп использовали несколько иное центрированное, ведущее представление, акцентом на категорию “Я” С их точки зрения, различные типы группового социального обучения могут быть разделены в зависимости того, из каких источников человек получает информацию о своем “Я” узнает о себе самом при взаимодействии с другими подсистемами.
качеств группового участия.
конкретной деятельности, исследующий его чувства, стремления и
жизненные ценности, которые этот субъект получает и реализует в
условиях своей профессиональной деятельности.
данная типология позволяет выявить преимущества различных комбинаций отношений в каждом типе группового социального обучения.
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
2.1. Техника занятий групп тренинга
Техника тренинга умений многообразна и сложна, так же как многообразны и сложны методы воспитания и обучения. Выбор конкретных методик определяется поставленной целью (коррекция поведения, тренинг уверенности в себе, купирование фобий и т. д.) и теми методами, посредством которых эта цель достигается.
Среди различных видов групп тренинга умений в настоящее время наиболее распространены группы тренинга уверенности в себе. Поэтому ниже мы рассмотрим основные элементы техники тренинга умений на модели этой группы.
• оценка уверенности в себе;
Оценка уверенности в себе. Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе осуществляется с помощью различных опросников. Наиболее распространенным среди них является опросник Рейзаса, состоящий из 30 вопросов.
Быть уверенным в себе — значит уметь определить и выразить свое желание и потребности. Уверенное поведение, например, выражается в умении обратиться с просьбой к другому так, чтобы не обидеть его и не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу. Такой просьбой, к примеру, может быть просьба о свидании или, наоборот, отказ на предложение встретиться. Компонентами уверенной просьбы или отказа могут быть не только слова, но и жесты, мимика, поза.
Уверенность в себе не означает нахальство, агрессивность. Агрессивность является попыткой удовлетворить свои потребности за счет другого и несовместима с чувством самоуважения. Уверенность в себе поощряется обществом, агрессивность порицается. Уверенность в себе ве-
дет к росту самоуважения; неуверенность сопровождается чувством тревоги и собственной вины.
Для того чтобы быть уверенным в себе, нужно знать свои права и быть уверенным, что в борьбе за эти права общество тебя поддержит.
Келли (Kelly, 1979) приводит перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:
• право быть независимым;
• право быть выслушанным и принятым всерьез;
• право получать то, за что платишь (работаешь);
• право иметь права, например право вести себя в манере уверенного в себе человека;
• право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя при этом беспричинно виноватым и эгоистичным;
• право просить то, чего хочешь;
• право делать ошибки и быть ответственным за них;
• право быть напористым.
Выделяют шесть типов утверждений, выражающих уверенность в себе:
1) простое, или базовое;
5) монологическое (от слова «монолог»);
В свою очередь существуют методики и упражнения, обучающие различным типам утверждений, выражающих уверенность в себе. Эти методики лежат в основе работы группы тренинга уверенности в себе (Lange, Jakubowski, 1976).
Репетиция поведения. Методика представляет собой ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Обычно оно начинается с несложных ситуаций, актуальных для большинства участников группы. Например, разговор с грубым продавцом, с механиком станции автосервиса, с официантом, выпивающей компанией «друзей», с бюрократом-чиновником. Постепенно группа переходит к проигрыванию более сложных ситуаций. Ролевые игры чем-то напоминают психодраму, однако отличаются от нее конечной целью. Напомним, что
конечной целью психодрамы, по Морено, являются инсайт и катарсис. Цель ролевой игры в группе тренинга умений — это выработка оптимального, основанного на уверенности в себе поведения в той или иной сложной ситуации.
Ключевыми компонентами методики репетиции поведения являются моделирование, инструктаж и подкрепление.
Моделирование — это формирование лучшего способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.
Инструктаж — это вмешательство руководителя, который помогает участникам группы посредством советов, обратной связи, поддержки найти оптимальный выход из трудной ситуации.
Подкрепление — это поощрение или наказание, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации. Лучшей формой поощрения и наказания является одобрение или неодобрение той или иной формы поведения активного участника всей группой или ее руководителем.
Методика репетиции поведения может быть условно разделена на следующие этапы:
• постановка задачи, т. е. определение поведения, которое нуждается в коррекции и тренаже;
• инструктаж и обучение участников исполнению сцены запланированной ситуации;
• моделирование желательного поведения;
• отработка оптимального поведения в течение всего занятия;
• получение обратной связи: поведение активных участников разыгрываемой сцены после занятий обсуждают остальные участники группы.
Релаксационный тренинг. Участников группы сначала обучают методу прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону. Метод может применяться самостоятельно для снятия эмоционального напряжения и тревоги, возникающих в сложной ситуации, но в группе тренинга уверенности в себе чаще применяется в сочетании с методом систематической десенсибилизации по Вольпе.
Участникам предлагают закрыть глаза и мысленно представить себе ситуацию, вызывающую у них страх и тревогу. Как только эмоциональное напряжение, вызванное представлением, достигает высокого предела, участникам предлагают прекратить мысленное представление и расслабиться. Расслабление обычно приносит успокоение.
Тренировку начинают с представления сцен, вызывающих легкое волнение, и заканчивают сценами, которые сопровождаются выраженным психическим дискомфортом, тревогой и страхом. Упражнение считается отработанным только в том случае, если участник при мысленном представлении всей иерархии психотравмирующих сцен не испытывает тревоги и волнений.
Вместо представления конкретных ситуаций участникам можно предложить набор слайдов, вызывающих у них фобии или другие отрицательные эмоциональные переживания. Чередуя показ слайда, вызывающего фобию или обсессию, с последующей релаксацией, можно добиться исчезновения болезненных явлений.
В настоящее время систематическая десенсибилизация в сочетании с прогрессирующей релаксацией широко используется для тренинга уверенности в себе при самых различных ситуациях, например при волнении перед публичным выступлением или экзаменом, при затруднении межличностных контактов, при сексуальных нарушениях и т. д.
Важным этапом релаксационного тренинга является перенос его из «лабораторных» условий группы в повседневную жизнь. Чувство тревоги, волнения, страха и их уменьшение при тренировке объективизируются такими физиологическими показателями, как частота пульса, дыхания, изменение температуры тела и т. п. Во многих группах применяется «шкала субъективной оценки дискомфорта» (СОД), которая используется с целью количественной оценки глубины эмоциональных переживаний. Цифре 100 этой шкалы соответствует наиболее выраженное состояние тревоги и страха, нулю — полное их отсутствие.
Перестройка убеждений. Начинается с «атак» на ортодоксальные установки и убеждения, которыми пациент
руководствуется в своей жизни, но которые являются для него иррациональными и ведут к психическому дискомфорту или неврозу (см. раздел Рациональная психотерапия).
Многие уверены, что настоящий человек должен быть всегда удачливым, деловым, а потому престижным в глазах близких ему людей.
Альберт Эллис (Ellis, 1962) утверждает, что подобные убеждения нередко могут стать разрушительными для личности, которая терпит неудачи в каком-то деле и в связи с этим не получает эмоциональной поддержки. Придерживаться иррациональной системы убеждений, как утверждает Эллис, — значит гарантировать себе жизнь, полную фрустрации и разочарований, так как у многих людей есть склонность при малейшей неудаче преувеличивать ее исходя из своих иррациональных убеждений.
Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ), по Эллису, заключается в выявлении иррациональных убеждений, мешающих пациенту жить, и в замещении их рациональными, более адекватными убеждениями.
«Домашняя работа». Одной из проблем поведенческой терапии является проблема переноса полученных в группе новых поведенческих навыков в поседневную жизнь.
Участнику предлагают вести дневник, где бы он записывал ситуации, при решении которых испытывает затруднения. В дальнейшем эти ситуации могут проигрываться в группе. Кроме того, участник получает «домашнее задание», выполнить которое он может, только участвуя в какой-то конкретной ситуации, вызывающей у него страх или неуверенность в себе. К примеру, необходимо активно воспрепятствовать кому-то, кто пытается купить в магазине продукты вне очереди, и оставаться самому в этой ситуации спокойным, адекватным, но настойчивым. На следующем занятии этот участник должен рассказать в группе о своем поведении при выполнении «домашнего задания». Если задание, по мнению руководителя, выполнено неправильно, его нужно еще раз «проиграть» в группе, смоделировав перед этим оптимальный вариант ситуации.
отечественной литературе этот опыт хорошо отражен в публикациях Н.Н. Богомоловой, Ю.Н. Емельянова, Г.А. Ковалева, Л.А. Петровской и других.
сокращение защитных форм поведенческих реакций); он дает “прямую”, но не оценочную обратную связь; он открыт дгiя выражения и принятия как своих собственных чувств, так и чувств других. Хотя различные тренеры опираются на собственные теории группового и индивидуального развития, ведущей концептуальной основой является психологическая теория К. Ленина с ее акцентом на взаимозависимость. Следует отметить, что со времени своего появления Т-группы эффективно используются на практике подготовки менеджеров самого различного ранга в целях воспитания демократического лидера и руководителя.
Хотя ситуации, возникающие при обучении в Т-группе, довольно разнообразны, количество общих признаков, стимулирующих потенциал обучения, может быть сведено к четырем основным:
а) акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации “здесь и теперь’;
б) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга, выступающих в качестве материала для анализа;
в) атмосфера раскованности и свободы общения между
участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения относительно друг друга, а также получать “обратную связь” в ответ на это от других членов группы;
г) климат психологической безопасности, при котором обеспечивается индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого процесса изменений.
Однако было бы ошибкой полагать, что Т-группа является единственной моделью группового обучения. Существуют и другие формы группового опыта. Рассмотрим некоторые из них.
2. Группы обучения. Данный вид групп сформировался как прямая альтернатива опыту Т-групп, хотя основные цели этих видов групп общие (изучение и понимание детерминантов и моделей группового и индивидуального поведения в ситуации “здесь и теперь”). Вместе с тем имеются и принципиальные различия.
Группа обучения является британской по своему источнику и отражает иные концептуальные и структурообразующие положения. Так, в отличие от Т-групп в группах обучения (S-группах) одной из центральных является проблема авторитета, власти. Вопросы индивидуального отношения к авторитету здесь оказываются более значимыми и сложными, чем вопросы взаимозависимости.
Писать о “чистой форме” 5-групп намного легче, чем о Т-группах. Стиль и цели тренеров Т-групп подвержены изменениям в зависимости от обстоятельств, их теоретические позиции более разнообразны. Консультанты из Тэвистокского института, где возникли S-группы, придерживаются единой теоретической схемы; цели, стиль и методы их практической работы более консервативны, как и многое другое в культурных традициях Англии.
Вместе с тем нельзя не отметить и некоторых общих моментов в этих двух видах социально-психологического обучения. Люди, обучавшиеся в обоих видах групп, отмечали сходные субъективные последствия после окончания учебы. Кроме того, было бы неправильно утверждать, что влияние S-групп ограничивается только Англией, а Т-группы популярны только в Америке, они представлены широко почти во всех капиталистических странах. Вероятно, оба вида группового обучения оказывают влияние друг на друга.
З. Группы встреч наиболее часто ассоциируются с Т-группами. Е-группы прошли определенный путь развития, что отразилось и в названиях различных “исторически” складывающихся направлений этого вида. В начале 60-х годов Е-группы часто назывались “группы обучения сензитивности
Хотя четкие пограничные линии не были определены и многие исследователи смешивают Т-группы и Е-группы между собой, все-таки некоторые отличия существуют. Так, за Е-группами признается большая “эмоциональность”, они более личностно ориентированы и нацелены на решение вопросов относительно человеческого существования: “как жить более полноценно и испытывать более глубокие чувства?”. Их концепция более экзистенциально ориентирована. Кроме того, часто под Епсо1iпег понимается скорее комплексная технология активного социального обучениях включающая несколько групповых методов работы, в том числе и метод Т-группы.
в) Метод “эзален эклектик” разработан У. Шутцем и основан на использовании невербального поведения и невербальной
коммуникации для обеспечения и группового, и личностного роста. В качестве теоретической основы этой работы выступает концептуальная модель трехкомпонентной структуры человеческих межличностных потребностей, состоящая из потребности во включении, потребности в конкак личностного, так и группового развития. Для облегчения прохождения этих стадий разработан ряд специальных процедур и техник на невербальное взаимодействие воспитывающих свободу от социально регламентированных ограничений, проявляющихся зачастую в организации телесных поз и движений; люди учатся испытывать разнообразные, более полные ощущения своего тела, правильно и всесторонне воспринимать других людей. Лидер группы ориентируется и на индивидуальные проблемы участников, и на межличностные отношения внутри группы. Он активен и часто конструктивно вмешивается в процесс, чтобы помочь освободиться кому-либо из членов группы от сдерживающих его внутренних психических тормозов, выражающихся в его телесной организации. Упор в данном методе делается на действии и экспериментировании, Вопросы о причинах этих ограничений и сопротивляемости изменениям менее важны.
г) Группы личностного роста впервые возникли на базе Национальной лаборатории группового обучения. Руководители групп личностного роста основываются на подходе в русле группового тренинга сенситивности в контексте концептуальных позиций НТЛ, но со смещением акцента от группового анализа к роджеровской концепции личности. Наибольшее внимание лидера группы сконцентрировано на межличностной и внутриличностной динамике, он редко фокусируется на проблемах группы. Он использует модель свободно развивающейся, самоактуализирующейся личности. К. Роджерс не возражает против приложения концепции групповой психотерапии к работе не только в клинике, но и с нормальными людьми. Таким образом, большинство лидеров, придерживающихся взглядов этой школы, видят небольшое различие между методом “личностного роста” и психотерапией.
д) Синанон. Данный вид групп существенно отличается от всех других групп. В синанон-группах акцентируется внимание на выражении отрицательных эмоций, гнева, агрессии. Обучение происходит в игровой форме, где каждого члена поочередно “раскладывают по косточкам” другие члены группы, “ударяя” зачастую по наиболее больным и значимым субъективным проблемам, воспитывают тем самым толерантность к отрицательным психологическим воздействиям, данная техника иногда может создавать большую возможность для индивидуальных и групповых изменений по сравнению с психологической поддержкой.
е) Психодрама, или ролевая игра, широко используется в качестве и самостоятельного метода, и вспомогательной техники во многих других формах энкаунтер-групп. Особенность этого метода состоит в импровизированном разыгрывании участниками процесса заданной проблемной ситуации, в ходе которой они исполняют различные роли персонажей ситуации. Кроме “действенного” осознания личных проблем данный метод дает возможность участникам практически отрабатывать и закреплять новые, более эффективные формы поведения в значимых для них ситуациях и условиях с наименьшей степенью риска получения психологической травмы.
ж) Марафон, или “сконцентрированная во времени” группа, впервые введенная в практику группового обучения Джорджем Бахом, стала обыденным понятием в технологии энкаунтер-групп. Участники марафонских групп непрерывно взаимодействуют в течение довольно длительного промежутка времени: двенадцать, двадцать четыре и даже сорок восемь часов подряд. Отдельные члены групп могут иметь короткий перерыв для сна, но вообще обучение группы будет продолжаться. длительный лицом к лицу” психический контакт в совокупности с полнейшим физическим истощением будет работать на интенсификацию темпов интеракции и спонтанность взаимных реакций друг на друга между участниками группы. Приверженцы этого метода утверждают, что силы, сгенерированные этой гиперболизированной пространственно-временной непрерывностью, обладают способностью в течение единственного “уик-энда” привести к большим личностным и межличностным изменениям, нежели месяцы и даже годы “разбавленных” во времени, менее интенсивных встреч.
и) Энкаунтер-тайпс отличительной особенностью данного вида групп является отсутствие на занятиях официального руководителя, они самоуправляемы; лидеры (неофициальные) выдвигаются из состава самих участников группы. Программа такого обучения представляется в виде структурированных магнитофонных записей, известных под названием “Энкаунтер-тайпс”. Элизабет Берсон, основательница этого метода, специально изучала некоторые приемы увеличения эффективности никем не руководимых групп посредством использования искусственных средств. для этого она вначале попыталась установить точные принципы и характер вкладов лидеров в организацию группы и смоделировать их с помощью записанных на пленку структурированных упражнений. Эти программы предписывают участникам воспроизводить различные ситуации взаимодействия (групповые и парные), а также изредка отдельные троле (власти) и потребности в близости и любви. Эти размышления и толкования одного человека для того, чтобы добиться установления связи между членами групп, атмосферы теплоты и безопасности. Участники групп обучаются посредством выполнения определенных действий, а также через интерпретацию этих действий, направленную на подчеркивание конкретной специфики отношений, обеспечение обратной связи и межличностного взаимопознания.
Многие исследователи группового обучения считают, что более важным является общая и прикладная концепция личности того, кто обеспечивает и руководит групповым процессом, т.е. лидера группы. Именно его имплицитная профессиональная личностная теория и направляет весь процесс работы с группой. Следовательно, если какие-то люди в состоянии принять участие в нескольких различных видах группового опыта, как делают многие, они могут наблюдать и испытать частичное совпадение отдельных элементов обучения в разных видах групп. А участники одного и того же вида тренинга могут приобрести различный опыт, переданный тренерами с различными стилями. С самого начала группового движения поднимался вопрос:
Важным доводом в пользу разграничения и объяснения проблем тренинга и терапии является особенность их исторического развития как активных методов психологического воздействия. Так, исходные основания для первоначального становления технологии сенситивного тренинга лежали в области социальной психологии и проблемы обучения взрослых. Интерес сторонников этого движения вначале сфокусировался на групповой динамике и развитии поведенческих навыков, потенциалов самопроникновения и осознания себя. Однако, вследствие того, что групповой подход к социальному обучению получил
довольно широкое признание, им заинтересовались и профессиональная сфера интересов которых распространялась либо на клинической психологии, либо на область психиатрии.
2.2. Практика социально-психологического тренинга
Трудности и разногласия, которые объективно разъединяют людей, порождают атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенный в учебно-тренинговых группах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Он помогает решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждого человека. Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно одолевать трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.
Не углубляясь в теоретические проблемы социально-психологического тренинга, остановимся на практических целях, задачах и главных принципах работы тренинговых групп.
Общие рекомендации по организации занятий группы социально-психологического тренинга
Цель группы: развитие социально-психологической компетентности личности, то есть способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.
овладение определенными социально-психологическими знаниями;
коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;
осознание целостности социально-психологического бытия людей;
развитие способности адекватно и понимать себя и других;
овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;
обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;
чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.
Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.
Уровень организации работы в значительной мере зависит от того, как практически реализуется принцип психологического взаимодействия. Для достижения положительных личностных изменений, перестройки отношений иногда нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно-тренинговой группе должны использоваться такие приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодрамы и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.
Одним из основных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.
Также необходимо сделать акцент на принципе практической материализации социально-психологических феноменов, которые изучаются. Благодаря его реализации много проявлений человеческой психики не только возникают перед членами группы в виде теоретических понятий, а и становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предложенных межличностных феноменов каждым участником группы.
Существенным является вопрос о комплектовании группы. Желательно проводить предшествующие индивидуальные собеседования с ее потенциальными участниками. Формируя группу, лучшее не включать в неё людей с очень стереотипизованной психологической защитой, так как занятия могут значительно усилить тревожность таких субъектов. Кроме того, это может отрицательно повлиять на групповой процесс. Также нежелательно участие людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личного развития и идут в группу только с целью «познания метода» или ради приятного времяпровождения.
Отправным пунктом для обеспечения успешной работы тренинговой группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта и работа в ней четко структурирована. Продолжительность занятий в принципе должна быть определена заранее. Размещать участников во время тренинга лучшее по кругу в мягких креслах. Важно, чтобы каждый из них был уверен, что их не подслушивают.
На начальной стадии обучения важнейшей задачей, которую решает руководитель, является выработка групповых норм и усвоение участниками главных требований тренинга. Руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормами и принципами тренингового общения:
Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление переключится с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Но главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, которая базируется на доверительном межличностном общении.
Принцип акцентирования на языке чувств. Согласно нему участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, который фиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить», четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.
Принцип активности. Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включая руководителя.
Принцип доверительности. Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того, доверчивость поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить только правду, или хотя бы не врать».
Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказывает содействие установлению доверительных отношений, так как участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт. Конфиденциальность дает возможность группе сохранить свой дискуссионный потенциал; обсуждение же участниками тренинга проблем группы за ее пределами приводит к тому, что готовность и потребность в обсуждении этих проблем в рамках самой группы уменьшается, ведь тема в определенной мере исчерпывает себя.
Одна из закономерностей начального периода общения — противодействие со стороны отдельных участников, которое возникает из-за тревожных ожиданий или очень развитой психологической защиты. Для того, чтобы разрушить начальную скованность, можно использовать подгруппы (2-4 человека), в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы.
Нужная атмосфера для занятий в группе создается путем осознания участниками положительных аспектов своей личности. Этому отводится особое внимание. Ведь открытие в себе новых положительных качеств вырабатывает уверенность в себе и дает силы для дальнейших конструктивных изменений. Руководителю группы также необходимо позаботиться о том, чтобы никто из ее членов не был подвергнут групповому давлению, и чтобы каждому участнику в случае переживания им кризисного состояния была предоставлена соответствующая помощь и поддержка.
Организовывая работу группы, следует помнить: обучение ее участников имеет ценность не только во время интенсивных и совместных эмоциональных переживаний, а главным образом во время осознания, внутреннего переосмысления, раскрытия причин их возникновения, то есть когда обнаруживаются назревшие вопросы и проблемы, которые не поддаются контролю и волевой регуляции со стороны самого субъекта. Искусство тренера и эффективность обучения во многом зависят от того, способен ли он использовать полученный материал, «вытягивать» из него учебный эффект, поскольку даже наиболее эффективные игры и ситуации в конкретной ситуации могут оказаться непродуктивными.
Необходимо упреждать поспешные намерения того или иного члена группы измениться соответственно какому-либо образцу, если они являются результатом групповых эффектов, простого «наполнения» личности эмоциональной энергетикой из-за работы в группе, а не следствием глубокого самоанализа. Руководитель не должен выступать посредником в принятии членом группы решений относительно личных изменений, но его главная обязанность — предупредить, к чему могут привести непродуманные решения (в данном случае — непонимание временности энергетического подъема как результата групповых занятий).
В особенности необходима такая поддержка, если члены группы проявляют готовность к самоисследованию. Руководитель должен продумывать и находить способы привлечения участников тренинга к работе друг с другом, а также исследовать, как можно помочь понять причины поведения в группе. Желательно проводить периодический анализ того, что происходит на занятиях, делать промежуточные итоги, уточнять направления дальнейшего развития группы и ее каждого участника.
На заключительных занятиях необходимо предупредить членов группы, чтобы они не переносили отношения в группе социально-психологического тренинга непосредственно в реальную жизнь, в другие коллективы. Сначала надо выяснить реальный уровень развития коллектива и подходить к организации своих отношений с людьми доброжелательно, но и критически, не отвергая, а используя опыт, которого они приобрели в процессе обучения. Тогда можно надеяться на положительные изменения.
Методические разработки занятий группы социально-психологического тренинга
Предлагается один из вариантов проведения социально-психологического тренинга. Соответственно специфике состава группы, опыта руководителя, особенностей групповой динамики, социально-психологической компетентности участников можно и нужно вносить коррективы, изменения в предложенные упражнения.
Тренинг широко используется в нашей стране и зарубежом и уже оправдал себя в работе с людьми, имеющими трудности в общении, а также с руководителями, учителями и представителями других профессий, которые предполагают интенсивное общее цели и программа тренинга в каждом конкретном участке определяются исходя из концепции человека, принятой в обществе и конкретизированной в философских, социологических психологических теориях личности, индивидуальных потрясении участников, теоретических и методических средств тренинга, также уровня квалификации тренеров или ведущих. Поэтому при выборе цели тренинга мы руководствовались следующими основаниями. Во-первых, проведение подобного рода занятий плавно развивать инициативу и самостоятельность участников в решении своих жизненных проблем, стремление к познанию себя и окружающих.
Во-вторых, специалистам известно, что многие пробы и трудности, возникающие у людей в семейной жизни, обусловлены недостатком компетентности в общении, в частности неумением выслушать и понять другого, неспособностью поставить себя его место, искаженными представлениями друг о друге и о причине своих трудностей в общении с окружающими, в том числе близкими. Устранить подобные недостатки помогает социально-психологический тренинг.
В большинстве случаев участники тренинга видят причины трудностей общения не в себе, а в других людях и обстоятельствах: “Они нас не понимают”, “Во всем навязывают свое мнение” и т.п. Заметим, что явно выраженный негативизм юношей и девушек по отношению ко взрослым, в первую очередь родителям, во многом обусловлен авторитарным подходом к воспитанию со стороны взрослых, их нежеланием и неспособностью учесть их мнения, считаться с ними. Эта же тенденция, но в скрытой форме, проявляется при восприятии причин трудностей в отношениях со сверстниками:
“У нас разные интересы, взгляды”. Такое восприятие причин, как правило, ведет к недостаточно обдуманному поведению, конфликтам, а главное, затрудняет работу человека над собой, необходимую для преодоления собственных трудностей.
Оптимальным представляется такое восприятие причин собственных трудностей общения, когда человек принимает ответственность на себя, не углубляется в самообвинение, а выделяет свои конкретные недостатки, которые в дальнейшем можно исправить. Как правило, участники делают это, если перед ними поставить задачу задуматься над своими поступками. Вот примеры их ответов: “Это от меня зависит, надо быть активнее” или “Я был недостаточно внимателен к своим близким”.
С учетом сказанного была разработана программа социально- психологического тренинга, преследующая две взаимосвязанные цели: сдвиг в восприятии причин собственных трудностей общения от обвинения других и самообвинения к восприятию своих конкретных недостатков и на этой основе преодоление трудностей, овладение новыми навыками общения и коррекция уже имеющихся неудачных форм общения.
Несмотря на такую, казалось бы, узкую направленность тренинга, он способствовал решению ряда важных воспитательных задач:
1) развитию стремления совершенствоваться, повышать свою. компетентность в общении;
2) пробуждению интереса к другому человеку как личности, в частности развитию умений слушать и ставить себя на место другого;
3) усилению личной ответственности за результат общения,
готовности анализировать свои ошибки и исправлять их;
4) развитию представлений о себе и о других людях,
Перечисленные задачи соответствуют воспитанию таких важных человеческих качеств, как заинтересованность, стремление к самосовершенствованию, неравнодушное отношение к окружающим, социальная активность и личная ответственность.
В чем же заключалась сущность проводимого нами тренинга, его преимущества по сравнению с другими средствами воспитания и обучения?
Во-первых, тренинг отвечает потребностям участников, что нашло свое отражение в программе при выборе тем, наиболее волнующих юношей и девушек. Во-вторых, участие в тренинге не сковывает, подобно многим традиционным методам обучения, инициативу, а, наоборот, развивает ее. Это достигается благодаря использованию групповых дискуссий и ролевых игр. В-третьих, в тренинге уравниваются позиции ведущего и участников.
Участники тренинга не просто узнают, как надо себя вести, как поступать в тех или иных случаях; они активно ищут присущие каждому индивидуальные стратегии и тактики общения и взаимодействия с людьми. Помогают в этом поиске и ведущий тренинга, и другие члены группы, которые сообщают о своем восприятии, и поступков и действий каждого участника в группе тренинга.
Сказанное выше позволяет определить социально- психологический тренинг как совокупность активных групповых методов, направленных на развитие знаний и опыта общения. Результат треi4инга во многом зависит от состава участников группы, от их отношения к занятиям, от складывающейся в группе эмоциональной атмосферы, от развития межличностных отношений между участниками.
Для достижения наибольшей эффективности социально- психологического тренинга желательно проводить его с группой не превышающей 15 человек. Практика показала, что наиболее эффективен тренинг в группах, состоящих из юношей и девушек, т.е. гетерогенных по полу, объединяющих при этом людей с различного рода трудностями в общении. Весь цикл тренинга рассчитан на 30 часов занятий, продолжительность каждого из которых не меньше 1,5 часа. Желательно их проведение не реже одного раза в неделю.
Программа социально-психологического тренинга включала следующие основные темы: “Знакомство и первое впечатление”, “Вступление в контакт”, “Ведение беседы умение слушать и излагать свои мысли”, “Групповая дискуссия”, “Выход из контакта”, “Заключительный обмен мнениями”. На занятиях проводился анализ различных ситуаций общения с учетом трудностей, возникающих на различных “фазах контакта”. Выбирались наиболее типичные трудные ситуации, некоторые из них предлагались самими участниками тренинга, некоторые были взяты из опыта их сверстников, из книг, газет, фильмов (например, познакомиться с человеком другого пола, с родителями друга или подруги, освоиться в малознакомой компании, попросить
об услуге, выдержать трудный разговор с родителями, выступить перед собравшимися и др.). Анализировались типичные ошибки — вступления в контакт, ведения беседы, слушания партнеров, выхода из контакта. Участники тренинга имели возможность сравнить свое поведение с поведением других людей в аналогичной ситуации; узнать, как их воспринимают остальные члены группы; встать на непривычные для себя позиции: взрослого, родителя, руководителя. Все это способствовало изменению восприятия самих ситуаций общения и причин трудностей, которые в этих ситуациях возникали.
Занятия начинались с разминки. Она включала психогимнастические упражнения (на развитие внимания, межличностной чувствительности, срабатываемости группы, на использование невербальных средств общения), а также элементы психологической разгрузки. Затем следовало короткое сообщение ведущёго по теме занятия, переходящее в групповое обсуждение. Определялись сюжет и задачи предстоящей ролевой игры и состав ее участников. Ролевые игры проигрывались в парах перед группой или в тройках самостоятельно (два участника, один наблюдатель) в зависимости от содержания игры и желания участников. Основную часть занятия составляла групповая дискуссия по результатам игры. Проводился обмен мнениями между участниками и наблюдателями с целью анализа ситуации, проведения и переживаний действующих лиц. Заканчивалось каждое занятие краткими отзывами участников и ведущего.
Особенностью социально-психологического тренинга является использование разнообразных приемов, направленных на углубление самосознания, на анализ себя и других людей: игра в ассоциации, рисование и коллективное обсуждение проективных рисунков, письма участников друг, к другу, изучение процессов, происходящих в самой. группе тренинга. Некоторые занятия целиком состояли из групповых дискуссий (например, анализ писем сверстников), одновременно участники группы учились вести дискуссию, высказывать свое мнение. Ролевые игры проигрывались не только в парах, но и по 4-5 человек перед группой наблюдателей. Заключительные занятия, посвященные. получению обратной связи каждым участником, проводились вечером при свечах, что настраивало на откровенный разговор. Учитывая высокую интенсивность работы, оказалось целесообразно организовать музыкальные паузы, подвижные разминки’, групповое пение. Послё тренинга с каждым участником проводилась индивидуальная беседа по результатам тренинга, предлагалось также написать свои отзывы о цикле занятий.
Таким образом, в тренинге постепенно происходит сдвиг в восприятии причин собственных трудностей общения в направлении от обвинения других и самообвинения к восприятию своих конкретны недостатков.
В пользу достижения цели социально-психологического тренинг свидетельствуют также изменения самооценки у участников в конце тренинга по сравнению с его началом. Самооценки определялись при помощи варианта методики С.А. Будаси, который заключается в ранжировании качеств личности идеала и самого себя с последующей оценкой корреляции между этими двумя рядами. Коэффициент корреляции и есть показатель самооценки. Он зафиксирован в целом у 67,9% участников, причем у большинства из них самооценка повысилась. Это в основном те участники, которые до тренинга во всех неудачах обвиняли себя, либо те, кто видел свои конкретные недостатки, но не мог с ними справиться и терпел неудачи в значимых ситуациях общения. В тренинге они поверили в свои силы, получили возможность попробовать новые способы поведения в трудных ситуациях. Самооценка понизилась у 31,6% участников, в основном тех, кто раньше мало задумывался над своей ролью в общении, обвинял в собственных неудачах других людей, избегал трудных ситуаций или не встречался с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тренинг является методом активного социально- психологического обучения, осуществляемого в условиях игры конечном итоге он направлен на развитие компетентности учеников в общении, т.е. помогает в преодолении коммуникативных барьеров, неадекватных установок и стереотипов, способствует межличностного взаимодействия, в том числе решению конфликтных ситуаций. Тренинг широко используется в нашей стране и зарубежном и уже оправдал себя в работе с людьми, имеющими трудности в общении, а также с руководителями, учителями и представителями других профессий, которые предполагают интенсивное общее цели и программа тренинга в каждом конкретном участке определяются исходя из концепции человека, принятой в обществе и конкретизированной в философских, социологических
психологических теориях личности, индивидуальных потрясении
участников, теоретических и методических средств тренинга, также уровня квалификации тренеров или ведущих. Поэтому при выборе цели тренинга мы руководствовались следующими основаниями. Во-первых, проведение подобного рода занятий плавно развивать инициативу и самостоятельность участников в решении своих жизненных проблем, стремление к познанию себя и окружающих.
Во-вторых, специалистам известно, что многие пробы и трудности, возникающие у людей в семейной жизни, обусловлены недостатком компетентности в общении, в частности неумением выслушать и понять другого, неспособностью поставить себя его место, искаженными представлениями друг о друге и о причине своих трудностей в общении с окружающими, в том числе близкими. Устранить подобные недостатки помогает социально-психологический тренинг.
ГЛОССАРИЙ
№ Новое понятие Содержание
1. Социально-психологический тренинг Форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие у личности компетентности в общении
2. Психологический механизм тренинга Межличностная обратная связь, позволяющая оптимизировать перцептивный компонент общения
3. Т-группа Группа тренинга, создаваемое для воздействие в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия
4. Деловая игра Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики
5. Ролевая игра Форма воссоздания ситуации межличностного общения, понимаемого в единстве трех сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной
6. Медитация Управляющее самовоздействие на свои психические состояния, на свои мысли и чувства
7. Тренинг делового общения Вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, навыков и умений, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности
8. Мозговой штурм Условно название методов активации группового поиска идей, решения проблемы
9. Метод погружения Активный метод обучения с элементами релаксации, внушения игры
10. Общая методология Совокупность общих принципов, способов организации и стандартов достоверности научного знания
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1998.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие социально-психологические проблемы. М., 1990.
3. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов /1 Социальная психология. Л., 1979.
4. Д. Майерс. Социальная психология. Спб., 1983.
5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение возрастные особенности. Минск, 1976.
6. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984,
7.Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. Оптимизация совместной деятельности.М., 1987.
8. Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М, 1991.
9. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы (пер. с, фр.). М.,1988.
10. Т. Шибутани. Социальная психология (пер. с англ.). Ростов-на-дону, 1998.
11. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фран. М., 1998.
12. Психология толп, М., 1998.
13. Введение в практическую социальную психологию: для вузов / Пед ред. Ю.М.Жукова и др. М., 1997.
14. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. Учебник для высших пед. учебных заведений. М., 1998.
15. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.
16. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
Различные виды тренинговых групп
Тренинг группы Группы обучения Группы встреч
1.Акцент на взаимоотношения между участниками группы генштальттерапия
2.Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга транзактный анализ
3.Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками метод «эзален эклектик»
4.Климат психологической безопасности группы личностного роста
психоаналитически ориентированные группы
№ 114 Теоретические основы социально-психологического тренинга
№ 31 Основные стороны процесса общения и их характеристика
№ 72 Социально-психологические феномены и динамические процессы в малой группе: общая характеристика
№ 90 Феноменология личности в социальной психологии
№ 91 Сущность феномена социализации в психологии
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.