Что такое социально психологическое консультирование

Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть фото Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть картинку Что такое социально психологическое консультирование. Картинка про Что такое социально психологическое консультирование. Фото Что такое социально психологическое консультирование Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть фото Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть картинку Что такое социально психологическое консультирование. Картинка про Что такое социально психологическое консультирование. Фото Что такое социально психологическое консультирование Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть фото Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть картинку Что такое социально психологическое консультирование. Картинка про Что такое социально психологическое консультирование. Фото Что такое социально психологическое консультирование Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть фото Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть картинку Что такое социально психологическое консультирование. Картинка про Что такое социально психологическое консультирование. Фото Что такое социально психологическое консультирование

Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть фото Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть картинку Что такое социально психологическое консультирование. Картинка про Что такое социально психологическое консультирование. Фото Что такое социально психологическое консультирование

Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть фото Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть картинку Что такое социально психологическое консультирование. Картинка про Что такое социально психологическое консультирование. Фото Что такое социально психологическое консультирование

В основе психологического консультирования лежит идея о том, что практически любой здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических и социально-психологических проблем. В силу различных причин, объективных и субъективных, учащиеся и педагоги не всегда могут осознавать истинный источник причины проблемы, способы ее разрешения и именно в этом им нужна помощь специалиста-психолога.

Основным методом социально-психологического консультирования является беседа. Основная задача практического психолога в образовании – помочь клиенту, пришедшему на консультацию, выяснить и посмотреть на свою проблему со стороны, т.е. снизить субъективность восприятия (которая, как правило, проявляется в негативных эмоциональных переживаниях) и вместе с клиентом обсудить несколько возможных вариантов поведения с тем, чтобы клиент выбрал два наиболее приемлемых.

С помощью специально организованного общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить понимание и поиск, отыскание возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Составляющие социально-психологического консультирования:

· Наличие готового принять помощь клиента (учащиеся, педагоги, родители, администрация), переживающего психологический дискомфорт, психическую напряженность, которая осознается как проблема, требующая своего решения;

· Наличие готового оказать помощь психолога, который знает, как своими целенаправленными действиями способствовать осознанию учащимся (педагогом, родителем) сути проблемы и способствовать ее разрешению через актуализацию имеющихся ресурсов;

· Наличие конфиденциальности, способствующей установлению и поддержанию конструктивного взаимодействия между учащимся, педагогом и психологом, позитивной обстановки;

· Наличие ситуации взаимодействия между учащимся, педагогом и психологом.

Конечная цель консультирования – научить учащегося, педагога оказывать помощь самому себе.

Источник

социально-психологическое консультирование

2.2.4.1 социально-психологическое консультирование: Социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем.

Смотреть что такое «социально-психологическое консультирование» в других словарях:

Психологическое консультирование — Психологическое консультирование один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону Джоунсу, психологическое консультирование … Википедия

СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — психологическое консультирование, проводимое по вопросам восприятия и понимания людьми друг друга и регуляции человеческих взаимоотношений через коррекцию взаимного их восприятия … Словарь терминов по психологическому консультированию

психологическое консультирование — Социально психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми. [ГОСТ Р 52495 2005] Тематики услуги населению Обобщающие термины виды социальных … Справочник технического переводчика

психологическое консультирование — 2.2.4.2 психологическое консультирование: Социально психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми. Источник: ГОСТ Р 52495 2005:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Психологическое консультирование (counseling psychology) — П. к. претерпело значительные изменения за время, прошедшее с момента его официального признания в 1946 г. отдельной помогающей профессией. Посвященное первоначально оказанию помощи людям в поисках подходящей профессии, П. к. расширилось до сферы … Психологическая энциклопедия

Групповое психологическое консультирование — разновидность психологического консультирования; форма консультативного и терапевтического воздействия,[1] противостоящая индивидуальному психологическому консультированию. Содержание 1 Консультативные группы и групповой процесс … Википедия

Социально-психологическая служба во Внутренних войсках — Начало создания положено Директивой Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 июня 1996 года № 1. Деятельность регламентируется Временным положением о социально психологической службе внутренних войск МВД России, введенным в действие … Энциклопедия современной юридической психологии

Психологическое обеспечение деятельности ОВД — Система организационных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с личным составом и повышение эффективности его профессиональной деятельности на основе мобилизации и повышения психологического потенциала личности,… … Энциклопедия современной юридической психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — 1) отрасль высшего образования, система подготовки специалистов психологов для науч. и практич. деятельности в разл. отраслях (образование, медицина, промышленность, спорт и др.); 2) вид дополнит, спец. образования, психол. подготовка… … Российская педагогическая энциклопедия

КАБИНЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ — Подразделение служб кризисной помощи, предложен А. Г. Амбрумовой в 1974 г. Первый К. с. п. п. был открыт в Москве в 1975 г., в дальнейшем они создавались на базе общесоматических поликлиник и здравпунктов вузов. Основная задача К … Психотерапевтическая энциклопедия

Источник

Что такое социально психологическое консультирование

§ 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования

Бурное внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы социально-психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит социально-психологическому консультированию.

В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, свое поведение. Психологическое консультирование можно представить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Этические нормы работы с клиентом

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента. Психолог в своей работе должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

Запрет давать советы клиентам. Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого.

Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах. Таким исключением, пожалуй, можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.

Разграничение личных и профессиональных отношений. Существует немало опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям или ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, «в своем отечестве пророка нет», и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам.

В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен с других на себя. Без решения этой задачи достижение каких-либо реальных результатов невозможно. Только в том случае, если человек ощущает свою вину и ответственность за происходящее, он будет действительно стараться измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.

Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: 1) знакомство и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы [1].

Взаимосвязь социально-психологического и психолого-акмеологического консультирования

Социально-психологическое консультирование означает консультирование клиента по вопросам, связанным с социально-психологическими характеристиками личности, групп, семьи, социальных организаций и больших социальных групп.

Психолого-акмеологическое консультирование дополняет социально-психологическое. Между ними существует органическая взаимосвязь.

Консультативная работа психолога с кадрами управления, служащими неоднократно выступала объектом изучения с различных предметных исследовательских позиций.

Психолого-акмеологическое консультирование не может не соотноситься с такими своеобразными методами консультативной работы, как управленческие имитационные игры. Первая управленческая игра, названная ее автором М. М. Бирштейном организационно-производственным испытанием, была проведена в 1932 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте и послужила организационной и технической базой проведения имитационных игр для кадров управления на одной из ленинградских ткацких фабрик.

В США первая аналогичного типа игра была разработана фирмой «Ренд корпорейшн» в 1955 г. В игре имитировалось управление военно-воздушными базами США, размещенными по всему миру. Развивая идею данной игры, Американская ассоциация управления в 1956 г. организовала деловую управленческую игру, первый эксперимент с которой проводился в 1957 г. В настоящее время в нашей стране методология и методика подобных средств консультативного воздействия на клиентскую организацию разрабатывалась и развивается такими исследователями, как Н. С. Анисимов, Л. Г. Борисова, Я, С. Гинзбург, Н. П. Коряк, В. С. Дудченко, В. М. Ефимов, В. Ф. Комаров, Ю. Л. Котляревский, А. С. Шанцер, Г. И. Кунцман, А. Л. Лифшиц, В. Ю. Малов, Н. В. Сыскина, А. А. Тюков, Е. А. Хруцкий, Г. П. Щедровицкий и др.

Предметом воздействия, клиентом для управленческого консультанта, работающего в стиле игр (имитационных, организационно-деятельностных, инновационных, деловых), является вся консультируемая организация в целом, а не организация и основная группа ведущих сотрудников (которую мы называем нормозадающей группой). Отсюда, вероятно, часто встречающиеся субъективные оценки игротехнических методов как антипсихологичных, необоснованно жестких, агрессивно интервенционных по отношению к личности. Видимо, по этим причинам инновационная, организационно-деятельностная, имитационная игра как метод консультирования кадров управления встречает некоторые трудности при применении в организациях. С меньшими трудностями эти методы реализуются в группах, собранных из разных учреждений, организаций, предприятий.

В игровых методах не используются в полной мере возможности индивидуального психологического консультирования и психодиагностики. Психодиагностические методы включаются здесь лишь на этапе предварительного контроля психического здоровья участников, а психологи участвуют в инновационной игре, как правило, в качестве ответственных за «психологическую безопасность» участников. Расширить возможности применения игротехнических методов в консультировании можно, например, изменив целевые установки консультанта, который должен стремиться войти в пространство привычных психологических представлений клиента, а не вовлекать его в мир, смоделированный при совместной игровой деятельности. Подобное обогащение консультативных установок может быть отнесено уже к области психолого-акмеологического консультирования.

Важным в инновационной игре как методе работы с кадрами управления, служащими является ее воздействие на корпоративную культуру группы и на индивидуальную психологическую культуру каждого участника процесса. Психолого-акмеологическое консультирование в конечном итоге должно иметь то же направление воздействия.

Вопрос о том, на что в конечном итоге направлены усилия психолога-консультанта, каков «психологический адресат» всех консультативных воздействий, представляется чрезвычайно важным. Решение этого вопроса невозможно без учета взаимосвязи психолого-акмеологического и социально-психологического консультирования.

Главным адресатом консультирования являются психологическая культура клиента, его компетентность, даже если консультант и не задумывается об этом.

Все известные исследования, посвященные выяснению механизмов воздействия, направленных на развитие психологической культуры клиентов, можно объединить в две группы. К первой относятся такие, где авторы исследуют пути повышения психологической культуры через развитие отдельных компонентов этой культуры (коммуникативная и социально-перцептивная компетентность, общительность, наблюдательность, сенситивность, децентрация и т. д.).

Ко второй группе исследований относятся работы, авторы которых ищут пути воздействия на психологическую культуру клиента в целом, а не через развитие отдельных ее компонентов. В этом случае исследователи идут от общего к частному.

Характеристики психолого-акмеологического консультирования

Консультативная психология определяется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Она интегрирует теории социально-психологического характера, направленные на раскрытие, описание, обоснование методов психологической работы с клиентом или группой клиентов.

Консультативная психология складывается из разных школ и направлений, которые можно объединять в три основные группы. Это подходы психоаналитической, психодинамической ориентации, когнитивно-поведенческие концепции и экзистенциально-гуманистические методы.

В основе консультативной психологии лежат представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента (клиентов) могут быть актуализированы дополнительные психологические возможности, способности, силы, которые, в свою очередь, позволят обеспечить отыскание путей выхода из затруднительных, проблемных ситуаций.

Трудности, возникающие перед организацией, воспринимаются разными представителями руководства, административного, управленческого звена по-разному. Ключевым консультативным процессом в работе психолога с группой на втором уровне является процесс дифференциирования, конкретизации, иерархизации, ранжирования, прояснения противоречий в восприятии проблем. Деятельность группы при этом нередко организуется по методам прямой мозговой атаки (А. Осборн), синектики (У. Гордон), модерационных анализов или диагностики предметных позиций, где используется идея «нормализации», разработанная С. Московичи.

Результатом групповой психологической работы консультанта на втором уровне становится непротиворечивая картина общего проблемного поля. Обычно она выглядит как взаимосвязанная система частных проблем, трудностей, препятствий, сгруппированных по значимости, характеру влияния, принадлежности к категориям внешнего и внутреннего действия. Психологическим эффектом продуктивно проведенной консультативной работы психолога на втором уровне являются выявление вскрытых межличностных конфликтов, истинных причин личных управленческих проблем, рефлексия норм, запретов, ритуалов, ценностей, мотивов служебной, административной деятельности, что с полным основанием может быть отнесено к системе категорий, охватываемых понятием «психологическая культура группы», или «групповая корпоративная культура». Очевидно, что в неразрывной взаимосвязи с ней находится индивидуальная психологическая культура каждого члена организационной нормозадающей группы, участвующего в консультативном процессе. Приемы, способы, методы, обеспечивающие возникновение названных психологических эффектов на втором уровне консультирования, сводятся в основном к тем или иным процедурам перцептивно-ориентированного тренинга. Продуктивность групповой деятельности возрастает, если группа периодически переключается с анализа реальных компонентов проблемного поля организации на проективные игровые проблемы, техника решения которых отрабатывается в процессе социально-психологического тренинга.

Запросы, связанные с личными проблемами, участники организационной нормозадающей группы чаще предъявляют в ситуациях индивидуального консультирования. Возможности консультанта в работе с группой заключены, как было показано ранее, в прояснении субъективного восприятия участниками проблем, стоящих перед организацией, в снятии противоречий, имеющихся при восприятии этих проблем, в коллективной выработке оптимальных для корпоративной культуры консультируемой группы способов построения программ решения проблем, определения целей этих программ, выявления действительных критериев продвижения к поставленным целям, а также в конкретизации наиболее подходящих для конкретной организации способов, методов и приемов управления. Под приемами управления подразумеваются общеизвестные компоненты управленческой деятельности, такие, как анализ ситуации, принятие решения, распределение работы, создание условий для ее выполнения, контроль, анализ и оценка результатов, формы стимулирования сотрудника, служащего (как расширительные, так и ограничительные), подведение итогов всей проведенной работы, обратная связь, корректирующая анализ новой управленческой ситуации [38].

Параллельно консультативной работе с организационной нормозадающей группой психолог-консультант, как правило, проводит индивидуальное консультирование ее участников, включая лидера группы, которым в большинстве случаев является руководитель организации.

Характеристики индивидуальных форм работы в общем процессе акмеологического консультирования служащих, руководителей, менеджеров могут быть представлены через прояснения особенностей, отличающих психолого-акмеологическое консультирование интересующей нас категории клиентов от индивидуального консультирования людей по личным проблемам.

Первая особенность касается характера проблем, которые клиент ставит перед консультантом. На уровне первичного запроса эти проблемы крайне редко носят личностный характер.

Вторая особенность консультирования кадров управления и служащих заключается в том, что рассматриваемый консультативный процесс акмеологичен по своей сущности. Имеется в виду, что предметом психологического анализа становятся проблемы достижений, а не глубинные проблемы. Хотя анализ самой природы трудностей клиента тесно связан с поиском путей выхода из затруднений, все же чрезмерная сосредоточенность консультанта на углубленном изучении того, «почему все плохо», на объяснении причин неудовлетворительного состояния служебной, управленческой деятельности клиента оказываются менее предпочтительными в сравнении с поисками оптимального пути движения к желаемому результату.

Третья особенность индивидуального психолого-акмеологического консультирования связана с позицией клиента-руководителя, клиента-служащего по отношению к консультанту-психологу. Если во всех других областях психологического консультирования клиент с одинаковой вероятностью может склоняться к принятию позиций «снизу», «на равных», «сверху», метафорически иллюстрируемых образцами трансакционного анализа, то в области индивидуального психолого-акмеологического консультирования клиент, как правило, будет тяготеть к позиции «сверху» как наиболее привычной для него.

Консультант по названным вопросам нередко самим фактом своего появления может порождать у клиента-руководителя чувство неполноценности, выражающееся в форме неприятия, отторжения, агрессии по отношению к консультанту.

Пятая особенность психолого-акмеологического консультирования связана со специфическими причинами, по которым у клиента может возникать недоверие к консультанту. Такое недоверие порождается соображениями клиента типа: «Если ты такой умный, что же ты сам не стремишься управлять, занимать ответственный служебный пост, а только советуешь?» Этот невысказанный вопрос нередко исподволь влияет на общий процесс консультирования. Его непроясненность может существенно снижать эффективность многих полезных усилий консультантов.

Шестая особенность связана с повышенным в сравнении с другими категориями клиентов вниманием управленцев к возможной утечке информации, использующейся в процессе консультирования. Эта проблема не имеет общего решения. По мнению исследователей, без ангажированности психолога клиентом, без превращения его в личного сотрудника, в доверенное лицо клиента никакая работа вообще невозможна.

В то же время ангажированность психолога не просто делает его полностью зависимым от клиента материально, морально, культурно, но и лишает возможности отстраненно взглянуть на клиента, на корпоративную культуру организационной нормозадающей группы, на индивидуальную психологическую культуру ее участников.

Седьмая особенность психолого-акмеологического консультирования состоит в том, что здесь клиенты принципиально не ориентированы на психотерапию, коммуникативный тренинг в его каноническом, «чистом» виде. «Вера в то, что тренинговая группа, деловая игра или, наконец, индивидуальная терапия являются универсальным средством решения человеческих проблем, здесь только мешает» [12].

Однако границы между психотерапией и психологическим консультированием, а также психологическим коррекционным воздействием весьма условны, что не раз отмечалось [2]. На уровне первичного запроса психотерапия, психокоррекция воспринимаются клиентами как инструменты манипулятивного воздействия, которые можно направить и использовать с целью приведения своего окружения к удовлетворяющему клиента состоянию. Таким образом, клиент ждет от консультанта манипуляции по отношению к другим и диалога по отношению к себе. Следовательно, нам необходимо рассмотреть особенности манипулятивного и диалогического вариантов индивидуального акмеологического консультирования. Нежелание клиента самому против своей воли становиться жертвой манипулятивного воздействия консультанта привносит в его первичный запрос элемент противоречия, нередко принимающий форму конфликта с консультантом. В. В. Столин с сотрудниками исследовали содержание представлений клиентов о предстоящей психологической помощи.

Они обнаружили, что клиент ждет от психолога-консультанта готовности манипулятивно воздействовать непосредственно на обратившегося за помощью клиента и предполагает также, что психолог-консультант воспринимает клиента как человека неполноценного, хотя и утверждает, что работает с психически здоровыми людьми. Такое ожидание является барьером на пути проведения полноценного консультирования. Особенно серьезным этот барьер становится, если в роли клиента выступает ответственный работник сферы управления, руководитель. Вопреки ожиданиям клиента, профессионально действующий психолог-консультант, как показывает в своем исследовании Столин, не готов к формулированию однозначных рекомендаций, к постановке диагнозов и проведению психологического манипулятивного воздействия. Консультант прежде всего стремится к диалогу с клиентом, к прояснению причин его проблем, значения для клиента заявленных им затруднений, смысла, который эти затруднения несут с точки зрения клиента. В результате между клиентом и консультантом возникает напряженное поле конфликта, вызванного несоответствием ожидаемого клиентом и реально происходящего в процессе консультирования. Столин приходит к выводу, что наличие такого несоответствия есть необходимый, но недостаточный показатель качества психологического индивидуального консультационного процесса. Таким образом, через конфликт ожиданий консультант выходит на диалог с клиентом, в ходе которого обеспечиваются возможности для прояснения и переформулирования клиентского запроса.

Индивидуальное психологическое консультирование как диалогическое общение [19] имеет конкретные формы, в которых реализуется диалогическая позиция консультанта. В качестве таковых выделены: 1) постулат ответственности; 2) ориентация на смысл; 3) принципиальная открытость консультативного процесса; 4) допустимость совета.

Знакомство с характеристиками манипулятивного воздействия позволяет обнаружить черты манипуляции буквально во всех признанных психотерапевтических подходах, использующих «расщепление личности на изолированные части» [14]. Здесь и психоанализ с его Эго, Супер-Эго, Ид; трансакционный анализ («Родитель», «Взрослый», «Дитя»); гештальттерапия с ее процедурами расщепления на субличности, не говоря уже о таком вульгарно-утилитарном манипулировании, как «нейролингвистическое программирование», и пр.

Актуальными для специфики консультирования лидеров, руководителей, ответственных служащих являются проблемы защиты от манипулятивного воздействия. К базовым установкам, лежащим в основе всего многообразия психологических защит, относятся уход, изгнание, блокировка, управление (контроль воздействия), замирание, игнорирование.

Сравнивая результаты исследований, можно сделать вывод о том, что в большинстве продуктивных психотехник консультативного воздействия присутствуют и диалогические, и манипулятивные компоненты одновременно.

Попытки построить непротиворечивую систему психологического консультирования, где психотехнические и этические проблемы находили бы свое решение, предпринимались начиная с З. Фрейда. Общим принципам индивидуального консультирования уделяли внимание в своих работах В. В. Столин, Ф. Е. Василюк, И. В. Цзен, Ю. В. Пахомов, Ю. Е. Алешина, Л. А. Петровская и др. В частности, Ю. Е. Алешина относит к общим принципам индивидуального психоконсультирования доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентацию на нормы и ценности клиента; запрет давать советы; анонимность клиента; разграничение личных и профессиональных отношений клиента и консультанта; принятие клиентом ответственности за происходящее с ним; включенность клиента в процесс консультирования. В понимании Ф. Е. Василюка, включенность клиента в процесс консультирования подразумевает прежде всего эмоциональное переживание как особую деятельность человека по преодолению критических жизненных ситуаций. Консультант способен быть катализатором процесса переживания, если будет руководствоваться «принципом молчания» (А.Ф. Копьев). Частной и наиболее распространенной в области управленческого психологического консультирования является техника эмпатического слушания, разработанная К. Роджерсом [9].

В. Сатир рекомендует для ускорения и облегчения контакта с клиентом несколько иную модель. На начальных этапах она предполагает в качестве единиц речевой активности консультанта использовать преимущественно «Я-сообщения» и только после установления контакта переходить к «Ты-сообщениям». Кроме того, В. Сатир предложила серию приемов, способов, правил, повышающих интенсивность, уплотняющих эмоциональную, смысловую, информационную насыщенность консультативной беседы. К ним относятся работа с образом желаемого будущего, правило создания новых переживаний, отказ от попыток избавить клиента от значимых для него переживаний, работа с обобщениями, искажениями, игнорированием реальности, содержащей проблему клиента, эмоциональный возврат в проблему и т. д.

Консультант-психолог будет тем более успешным в своей практической деятельности, чем «больше он будет ориентироваться на клиента и его проблемы, а не на методы, школы, парадигмы, лежащие в основе его ремесла». Этот экспериментально подтвержденный вывод лег в основу построения алгоритма продуктивного психолого-акмеологического консультирования служащих, кадров управления, руководителей.

Вспомогательный характер по отношению к консультативной деятельности психолога-консультанта, акмеолога носит проблема психодиагностики. Трудности психодиагностики в организации связаны, во-первых, с подбором адекватной запросу батареи методик, разработкой схем проведения диагностики; во-вторых, с использованием результатов диагностики в консультативной работе; в-третьих, с предъявлением результатов диагностики руководству и самим обследованным служащим.

Проиллюстрируем обозначенный подход примерами конкретных методик. Так, батарея методик, разработанная О. Ф. Потемкиной [30], позволяет составить психологический портрет обследуемого. Она хорошо защищена от возможных попыток клиента давать социально-желательные ответы.

В целях раннего выявления и прогнозирования эффективности управленческой деятельности нами используется тест менеджерского потенциала А. Г. Шмелева, который позволяет выявить соответствующие возможности, имеющиеся у людей, еще не искушенных в управленческой деятельности.

При решении проблем отбора персонала более адекватными оказываются методы, измеряющие не непосредственные способности соискателя к предстоящей деятельности, а характеризующие его личностные особенности, такие, как направленность личности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, уровень притязаний, структуру «Я-концепции», иерархию мотивов. С этой целью нами используются такие методики, как опросник ценностных ориентации, опросник уровня субъективного контроля, тест смысложизненных ориентации, косвенное измерение системы самооценок, опросник самоотношения.

В практике использования диагностических методов для обеспечения общего процесса консультирования кадров управления психолог-консультант решает проблему норм в корпоративной культуре консультируемой организации отдельно для каждого случая. Общими могут оставаться лишь процедуры. Одна из них сводится к тому, что границы допустимых нормативных значений различных диагностических показателей определяются по итогам обследования первого лица, руководителя организации, являющегося заказчиком консультативных психологических услуг. Его показатели принимаются за ориентиры при определении нормативных критериев. После этого консультант обсуждает с заказчиком, какой предельный диапазон отклонений в результатах обследований его предполагаемых подчиненных от его собственных показателей будет для клиента-руководителя приемлемым и в какую сторону допустимы эти отклонения. Такое обсуждение весьма полезно для консультанта, потому что проясняет особенности индивидуальной психологической культуры руководителя, чем снимаются многие трудности впоследствии.

Для диагностики межличностных отношений в группе широко используются батареи социометрических и референтометрических методик, а также методик определения степени ценностно-ориен-тационного единства группы и различные социально-психологические модификации методики личных конструктов, что позволяет получать почти прямые ответы на вопросы об особенностях корпоративной культуры организационной нормозадающей группы.

Критерии, показатели и уровни эффективности психолого-акмеологического консультирования

Успешность консультативного процесса, соответствующая критериям необходимой и достаточной эффективности, связана с влиянием ряда факторов.

Очевидно, что эффективность консультативного процесса зависит от личных и профессиональных качеств психолога-консультанта, который обязан владеть широким спектром взаимосвязанных психотехник, приемов, способов, методов индивидуального консультирования, социально-психологической работы с группой, психодиагностическим инструментарием. Консультант должен также быть носителем определенной системообразующей идеологии, позволяющей ему не просто уметь отвечать на запрос клиента, анализируя и интерпретируя выявляемые причинно-следственные связи в его проблемном поле, а концептуально и комплексно осмысливать проблемы клиента и его организации.

Не менее актуальным фактором, определяющим успешность консультирования, являются особенности взаимодействия психолога-консультанта и клиента, включая организационную нормозадающую группу, к которой принадлежит клиент. Особенности взаимодействия наиболее показательно, на наш взгляд, проявляются в соотношении диалогичности и манипулятивности, присутствующих в процессе их общения, что было детально обсуждено ранее.

Обнаружено, что в организациях, где количество проблемных формулировок, отнесенных клиентскими группами к категории организационных трудностей (назовем их трудностями типа А) и отнесенных к категории «человеческих факторов» (пусть они называются трудностями типа Б), примерно одинаково, внешний консультант, как правило, действует успешно.

В тех клиентских группах, где проблемные формулировки типа А значительно отличаются по количеству от проблемных формулировок типа Б, причем в любую сторону, действия внешнего консультанта чаще неуспешны. Если клиенты связывают свои трудности только с организационными причинами либо только с проблемами персонала, прогноз на дальнейшее консультирование будет, скорее всего,, неблагоприятным. Если же субъективное представление клиентов о причинах своих проблем связывается ими с «человеческими» и «организационными» трудностями в равной степени, тогда есть условия продуктивности дальнейшей консультативной работы.

Понять своеобразный характер выделенного фактора можно использовав в качестве объяснительной схемы известную «управленческую матрицу», предложенную еще в 60-х годах Р. Блейком и Д. Моутон.

Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть фото Что такое социально психологическое консультирование. Смотреть картинку Что такое социально психологическое консультирование. Картинка про Что такое социально психологическое консультирование. Фото Что такое социально психологическое консультирование

Следуя логике «управленческой матрицы», можно сделать вывод, что внешний консультант будет более эффективен для тех клиентов, организации которых находятся в состояниях 1/1 и 9/9, ведь только в этих состояниях внимание руководителей, ведущих служащих, управленческих кадров равно распределяется между организационными проблемами и проблемами персонала. Иначе говоря, клиенты, управляющие данными организациями, готовы искать пути решения своих проблем только там, где это не связано с «человеческими факторами».

Черты состояния, названного «состоянием самоограничения» (тип 5/5), могут усматриваться во многих корпоративных культурах.

Однако ни одно из состояний, выделенных выше, не является статичным. Так, особенности ситуации, в которой находятся клиент и его нормозадающая группа на момент начала взаимодействия с внешним консультантом, могут влиять на дальнейшую судьбу всего консультативного процесса.

Литература

8. Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры.- М., 1994.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *