Что такое социальное иждивенчество

Кто такие иждивенцы по нормам российского законодательства. Их права и обязанности

Россияне достаточно часто встречаются с понятием иждивенцев. Оно может встретиться при оформлении каких-либо социальных выплат, в процессе оформления наследства, при получении кредита или прохождении процедуры банкротства. Понятие «иждивенец» в российском праве не имеет никакой негативной окраски. Разберемся, кто относится к иждивенцам по законодательству, и какими правами и обязанностями они наделены.

Понятие

Отдельного закона об иждивенцах или закона, где было бы приведено официальное определение иждивенцев, не существует. Нет в российском законодательстве и четкого указания на перечень иждивенцев.

В бытовом понимании термин «иждивенцы» имеет негативную окраску. Под ним понимается человек, который хочет жить за счет другого и ничего не делать. В юридическом понимании иждивенец не имеет отрицательного смысла: иждивенчество не является правонарушением или преступлением.

В ст. 264 Гражданского процессуального кодекса нахождение на иждивении выступает одним из юридических фактов. От него может зависеть изменение, возникновение, прекращением личных или имущественных прав граждан.

На основании Федерального закона от 2001 года №ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для определения факта иждивения должны соблюдаться следующие три условия:

Таким образом, российское законодательство относит к иждивенцам исключительно нетрудоспособных лиц. Такая нетрудоспособность может быть достигнута в результате:

Например, лицо, которое в состоянии работать, но является безработным на текущий момент, к иждивенцам не относится. Термин «трудоспособное население» является прямо противоположным «иждивенцам».

В других нормативно-правовых актах иждивенцы упоминаются только косвенно. Так, например, в Семейном кодексе указывается на обязанности родителей содержать детей. А в ст. 89 указанного нормативного акта подчеркивается, что супруг несет ответственность по содержанию нетрудоспособной супруги.

Кто признается иждивенцами

На основании имеющихся критериев для отнесения к иждивенцам можно выделить следующие категории таких лиц:

Когда необходимо указывать на имеющихся иждивенцев

Факт нахождения на иждивении не подлежит государственной регистрации, но есть ряд ситуаций, когда трудоспособному родственнику предстоит указать на имеющихся иждивенцев.

Указание на находящихся на обеспечении лица иждивенцев может потребоваться:

Также им полагаются выплаты в случае утраты нетрудоспособности: пенсия по инвалидности и пр.

Права иждивенцев

Прохождение должником процедуры банкротства не должно приводить к ущемлению прав иждивенцев и их материального положения. Должник вправе обратиться к финансовому управляющему с заявлением об исключении из конкурсной массы определенной суммы, которая идет на обеспечение иждивенцев. Это право гарантируется ему абз.1 п. 3 ст. 213.25 «Закона о банкротстве», ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, Постановлением Пленума ВС от 2018 года №48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан».

Так, если иждивенец является пенсионером, то из конкурсной массы исключается сумма прожиточного минимума на пенсионера в регионе, если ребенком – детского прожиточного минимума и пр.

При оформлении пенсии

Возможность оформить пособие по нетрудоспособности возникает за выполнение следующих условий:

Пенсионеры с имеющимися на попечении иждивенцами могут рассчитывать на оформление дополнительных выплат через повышение ставки пенсии на 1/3 за каждое недееспособное лицо. Ограничение на количество нетрудоспособных лиц составляет 3 человека. При наличии у пенсионера стажа за работу в условиях Крайнего Севера материальная поддержка за иждивенцев предоставляется в повышенном размере.

При сокращении персонала

При сокращении персонала работодатель должен учитывать интересы работников, которые могут рассчитывать на преимущественное сохранение за ними рабочего места. В связи с этим иждивенцы упоминаются в ст. 179 Трудового кодекса. Здесь прописано, что при наличии двух и более лиц на содержании за сотрудником остается больше шансов сохранить свое рабочее место, чем у граждан, не имеющих на содержании нетрудоспособных лиц.

При оформлении наследства

В Гражданском кодексе иждивенцы упоминаются в нескольких статьях. Большое значение уделено праву таких лиц унаследовать имущество после смерти наследодателя. Особенности наследования имущества иждивенцами приведены в ст. 1148 Гражданского кодекса. Для того чтобы иждивенец обладал определенными преимуществами своего статуса и мог получить часть имущества наследодателя без учета родственных связей, при вступлении в наследство он должен являться нетрудоспособным к моменту смерти кормильца и находиться на попечении у наследодателя как минимум год до смерти кормильца.

Например, наследодатель отписал по завещанию квартиру гражданской жене. У него осталась дочь-инвалид, которая по закону бы стала единственным наследником квартиры. В этом случае дочери полагается ½ квартиры, как обязательная доля в наследстве, независимо от воли наследодателя.

Также иждивенцы, которые не имеют родственных связей с наследодателем, могут быть призваны к наследованию, если других родственников нет. Иждивенцы выступают наследниками последней восьмой очереди. Для того чтобы войти в состав наследников 8 очереди без родственных связей, факт иждивенства должен быть подтвержден:

Если иждивенец является родственником умершего наследодателя, то для получения части наследства должны соблюдаться следующие условия:

Установление факта иждивенства родственника позволяет повысить ему очередность наследования: например, племянник умершего на иждивении будет наследовать имущество вместе с матерью и дочерью из состава первой очереди. Тогда как если бы племенник не был иждивенцем, то право на получение наследство у него бы не возникло при наличии наследников первой очереди.

Есть ли обязанности?

Никаких обязанностей статус иждивенца на этих лиц не накладывает, кроме того, что в некоторых случаях им предстоит официально подтвердить свою позицию в судебном порядке. Это может потребоваться для получения положенных по закону выплат.

Обращение в суд обычно требуется в рамках дел о наследстве для выделения иждивенцам обязательной доли или подтверждения их права на наследство, а также при отказе органов соцзащиты или ПФР в предоставлении положенных по закону выплат.

Таким образом, под иждивенцами понимают лиц, которые находятся на полном или частичном обеспечении других лиц или государства. Наличие статуса иждивенца по умолчанию не накладывает них никаких обязанностей и особых прав. Они не должны проходить регистрацию в государственной инстанции и официально регистрировать свой статус. Иждивенцев отличает от других безработных лиц наличие статуса нетрудоспособного. Они не могут трудиться в силу возраста (дети до 18 лет или до 23 лет – при обучении в вузе), выхода на пенсию, получения инвалидности. В число иждивенцев входят: нетрудоспособные супруги, родители, дети, бабушки и дедушки, братья и сестры.

Обязанность доказывать свою принадлежность к иждивенцам или указывать на наличие иждивенцев у кормильца возникает только в некоторых ситуациях: при оформлении обязательной доли в наследстве по закону (благодаря этому, иждивенцы могут получить долю в наследстве, даже если по нормам закона она им не положена), при обращении за выплатами при потере кормильца, при оформлении кормильцем кредита, при прохождении процедуры банкротства, при проведении на предприятии процедуры сокращения персонала. Для установления факта иждивенства нужно обратиться в суд.

Источник

Социальные иждивенцы как одна из угроз кризиса

Что такое социальное иждивенчество. Смотреть фото Что такое социальное иждивенчество. Смотреть картинку Что такое социальное иждивенчество. Картинка про Что такое социальное иждивенчество. Фото Что такое социальное иждивенчество
**Автор статьи: Марина Вишнякова, управляющий партнер компании PM TEAM.

Также на сайте ZUBRY.RU вы можете ознакомиться со статьей М. Вишняковой «Проектный менеджмент как образ жизни».
Я намеренно назвала этот материал резко и почти обидно для большой прослойки людей, о которых хочу поговорить здесь.
Мне кажется, что наличие иждивенческих ценностных установок в обществе — одна из самых серьезных угроз во время кризиса, которая может существенно замедлить темпы оживления экономики и удорожить весь процесс.

Социальное иждивенчество – это система жизненных установок трудоспособного человека, ориентирующая его на потребительское отношение к жизни и перекладывающая ответственность за материальные, информационные, обучающие, развивающие и прочие жизнеобеспечивающие решения индивида на плечи общества.[i]

Есть несколько групп социальных иждивенцев, каждая из которых имеет свои видовые особенности.

Группа 1. Профессиональные безработные.

Эта группа граждан неоднородна, включает в себя разновозрастных совершенно здоровых физически и психически людей с различным опытом и желаниями. Объединяет данную группу одно: желание получить от государства или других членов общества материальную и социальную поддержку, достаточную для удовлетворения базовых потребностей. То есть, отличие этой группы людей от временно потерявших работу в том, что работу они ищут неактивно. Усилия, которые данные граждане прилагают к получению неких благ от государства, благотворительных организаций и пр., на порядок выше, чем их усилия найти работу. Собственно, работать они не умеют и не любят. У них есть твердое ощущение, что судьба их обделила, поэтому более успешные люди должны за это платить. Априори полагают, что им весь мир что-то задолжал.

Группа 2. Увлеченно не работающие.

Эта часть трудоспособного населения не работает в принципе. Будучи тоже здоровой физически и психически категорией. Предпочитает существовать за счет других членов семьи. При этом данные граждане обычно не несут на себе какие-то домашние обязанности или выполняют их в минимальном объеме. Меня всегда удивляло большое количество людей, готовых кормить другую группу людей просто «за ум и красоту», тем не менее, даже во время кризиса (или именно во время кризиса) количество увлеченно не работающих трудоспособных граждан только увеличилось. Тем более что появилась отличная «отмазка» — кризис.

Группа 3. Скрывающиеся под маской дауншифтеров.

Тут у нас присутствуют люди, квалифицированные, но ленивые специалисты, занимающие полставки или четверть ставки в разных организациях, выполняющие свои обязанности на грани между явной неэффективностью и средней производительностью труда на данной позиции в данной отрасли. По сути, эти люди занимают чье-то чужое место, ибо полагают, что сам факт их прихода на работу — уже праздник для работодателя. Однако при этом не дают формального повода для увольнения, так как какую-то работу все же выполняют.

Работодатель мог бы на данном месте иметь мотивированного, менее квалифицированного специалиста, готового активно выполнять работу на полной ставке за деньги нашего «полуставочника». Но лениво занимающее место «утомленное солнце» защищено Трудовым кодексом в полном объеме и просто не желает трудиться на уровне своих реальных способностей. С моей точки зрения — это эксплуатация работодателя работником. И социальное иждивенчество в том плане, что на каждый рубль, потраченный на данного работника работодателем, работник дает только копеек 30 возврата. Избавиться от этого квалифицированного балласта почти невозможно, поскольку, как любые паразитирующие создания, они — часть системы. «Тормозная» часть.

Группа 4. Добровольные эмигранты.

К этой части социальных иждивенцев относятся люди, которые, казалось бы, «живут на свои». Я имею в виду тех менеджеров и собственников компаний, которые, уволившись с положенными социальными пакетами или вытащив акционерный капитал, решили переждать кризис на песчаных пляжах Гоа и в других милых местах и которые тратят на свое проживание, в общем-то, свои собственные деньги. Однако я все же отношу их к группе иждивенцев в том плане, что они предпочитают перевалить на наши с вами, дорогие друзья, плечи весь сложный процесс оживления экономики, вытягивания страны в целом и каждого предприятия в отдельности буквально за уши из трясины мирового кризиса.

Когда ситуация изменится к лучшему нашими силами — а она обязательно изменится! — тут и появятся наши отдохнувшие, загоревшие граждане, готовые к деятельности, составляющие нам активную конкуренцию, полные сил и боевого задора. То есть, ребята будут готовы въехать в рай на наших с вами плечах! Вы готовы с ними делиться и предоставлять себя как перевозочное средство? Я — нет.

Группа 5. «Нарисованные тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти» ©

Воспользовалась этой фразой из классификации Борхеса, которую привожу в обеих своих книгах[ii].

Данная группа граждан очень любит создавать различные комиссии и подкомиссии вокруг организаций, занимающихся распределением социальных благ — входят в какие-то комитеты поддержки малого бизнеса, в союзы около союзов предпринимателей, в общества любителей обществ охраны певчих птиц и т.д. То есть это не государственные чиновники, которые сидят на распределении госпрограмм, а некие структуры из «близких к телу», которые, с одной стороны, являются сутью отчетов чиновников государству (смысл отчетов в следующем: «деньги, выделенные на поддержку малому бизнесу Москвы, были законно и на основании тендера перечислены в компанию «Пупкин и сын», которая предоставила подробный отчет по их использованию на благо развития предпринимательства в столице»), а с другой — напрочь лишают реальные предприятия возможности получить обещанную в верхах господдержку. Тут социальное иждивенчество прочно смыкается с коррумпированностью чиновников. Кстати, на мой взгляд, коррумпированность чиновников — это крайнее проявление социального иждивенчества как основной идеологии постсоветского общества.

Список можно продолжить. И это пугает, потому что к тому или иному виду социальных иждивенцев относится довольно большая группа трудоспособного населения РФ. Причем, чем больше государство и мы с вами будем стараться помочь населению выйти из кризиса, тем больше будет пласт социальных иждивенцев: средства-то надо осваивать….

Замкнутый круг: государство собирает в виде налогов дань с наиболее активных членов общества, чтобы затем на эти деньги накормить свой аппарат и наиболее пассивных членов общества. Вопрос: зачем тогда быть активным членом общества?

И вот именно в этом состоит основная «засада» кризиса: созданная система поддержки социальных иждивенцев — прежде всего в наших с вами мозгах! — будет по определению демотивировать наиболее активных работников и предпринимателей, либо превращая их в тех же социальных иждивенцев, либо просто вымывая их из страны. И без того вязкая среда кризиса будет становиться тем более вязкой, чем больше будет попыток центрального регулирования и приемлемого отношения к социальным иждивенцам со стороны общества.

В виде отклика на статью я бы хотела увидеть некие меры, которые вы могли бы предложить по снижению уровня социального иждивенчества в стране.

[i] Не стоит путать социальное иждивенчество и социальные программы для нетрудоспособных членов общества.

[ii] М.В. Вишнякова «Охота на менеджера», М., 2007, М.В. Вишнякова «Охота на менеджера в кризисный период», М., 2009.

Источник

Статьи

Авторские статьи наших специалистов

Что такое социальное иждивенчество. Смотреть фото Что такое социальное иждивенчество. Смотреть картинку Что такое социальное иждивенчество. Картинка про Что такое социальное иждивенчество. Фото Что такое социальное иждивенчество

Социальное иждивенчество: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта!
Мы подготовили для Вас горячий материал по современным тенденциям общественной жизни и решили осветить его во всей полноте различных процессов, в том числе и глубоко личных, психологических.

Ведь в чем заключается работа психолога? Если человек, клиент, ищет ясности в решении какого-либо вопроса, то помочь человеку разобраться в вопросе вместе с ним.

Часть первая: мнения, суждения и выбор.

Тема социального иждивенчества открывает множество вариаций для обсуждения и включает необходимость формирования отношения к разным сторонам жизни. Многие наши клиенты горячо обсуждают современные общественные тенденции, которые вызывают у них глубокий личностный резонанс, что является совершенно здоровой реакцией на окружающую действительность, которая не может нас не затрагивать. Ведь человек живет и развивается в обществе, он вынужден социализироваться, адаптироваться к внешним условиям и принимать ответственные решения. Если все время рассчитывать на помощь со стороны, то собственных знаний, сил, навыков не прибавится. Но что делать, если человек не умеет опираться на собственные ресурсы? Если он чувствует себя зависимым от расположения, возможностей и ресурсов других людей? Тогда под большим вопросом оказывается его собственное благополучие, по сути, кроме как потреблять блага окружающего мира, такой человек не способен эти самые блага добывать самостоятельно. Нет знаний и навыков.

Особенно страшно бывает людям, когда их персональные процессы вступают в резонанс с процессами общественными и то, что раньше оказывалось в тени, потому что было не столь значимым, под воздействием общественных тенденций высвечивается не только ярко, но и пугающе остро. К таким проблемам относятся страх за будущее, социальная успешность, приспособляемость и финансовая стабильность.
Во все времена оказывалось важным обращать внимание на социальные общественные тенденции, не пугаться, а искать свое собственное решение, к чему бы не привела жизнь, социальная политика или общественное мнение.

Сначала давайте разберемся, что подразумевается под термином «социальное иждивенчество», чтобы иметь четкие границы понятия и не кидаться обвинениями, поскольку в данной области мы оказываемся на стыке трех дисциплин, каждая из которых имеет свою собственную направленность: социальная политика, социология и психология. В данной ситуации я уделяю особое внимание терминологии, чтобы не провоцировать социальную тенденцию «клеймить позором» всех подряд. Ведь личная жизнь любого человека, его социальный и психологический выбор имеет границы приватности, но напрямую связан с общественной жизнью, и, если человек в добром уме и здравой памяти выбирает какой-либо путь для себя лично, то, безусловно, этот выбор является только его зоной ответственности. Если этот человек не причиняет умышленно или неумышленно какого-либо вреда здоровью, а также имуществу других людей.

Итак, в социологии, под термином «иждивение» понимается «обеспечение неработающего, как правило, неработоспособного: больного, престарелого, несовершеннолетнего средствами, необходимыми для существования».

При этом в официальной речи тон употребления термина изменился с нейтрального на осуждающий. Если раньше во времена экономической стабильности термин «иждивенчество» применялся синонимично термину «состояние на чем-либо иждивении», что не исключало смысл того, что человек оказался в таком состоянии по вполне законным основаниям: уход за малолетним ребенком (детьми), инвалидность, старость, то сейчас границы термина сильно расширились и смысл изменился. Употребление термина одновременно с прежним значением стало включать знакомый до боли еще с советских времен порицающий оттенок, так, «иждивенчество» в современном значении синонимично «тунеядству». Но стоит ли путать понятия?

У некоторых наших клиентов тут же возник вопрос, а как же быть многодетным матерям? Какие для них будут последствия? Подобная тема вызывает беспокойство, тревогу и много эмоций.

Одна наша клиентка делится своими чувствами: «Раньше кричали на всех углах, что у нас падает рождаемость. Мне всегда хотелось иметь трех детей. Трое есть. Еще одного усыновили. Мы люди совершенно нормальные. Не пьем, не курим. Вреда не приносим. А теперь так получается, что я из матери-героини превратилась в мать-иждивенку, которая «стругает» детей, чтобы выбить из государства какие-то гроши и льготы! Мне нравится заниматься детьми, люблю детей, всегда хотела. А теперь-то что? А теперь мне стыдиться этого? Получается, что я какая-то неадекватная, да еще и тунеядка, потому что, видите ли, работать не хочу»!

Теперь давайте разберем более внимательно значение термина «тунеядство». Если мы откроем старое законодательство, то узнаем, что тунеядство как преступная деятельность, начиная с 1961 года до 1991 года преследовалось по закону и расценивалось как «жизнь на нетрудовые доходы и уклонение от общественно-полезного труда» и считалось социальным паразитизмом, а также, действительно, имело взаимосвязь с преступностью.

Однако и с «нетрудовыми доходами» не все так гладко. Ведь нельзя же уж совсем возвращаться к прежнему советскому прошлому?! Существует большая прослойка людей, работающих, но налоги в государство не платящих и не потому, что не хочет. Тут мы плавно переходим к другой категории наших клиентов, которые также активно откликаются на общественные мнения, тенденции и оказываются сами данными тенденциями затронутыми. Ведь финансовый, материальный мир является одним из тех необходимых ресурсов, который может обеспечивать как основные базовые потребности, так и потребности личности вышестоящих порядков: уважении, самоуважении, принятии, укреплении здоровья, благосостояния и т.п.

Так, один из моих клиентов, выходец из очень неблагополучной семьи, находясь более семи лет в депрессии совершенно не мог работать по состоянию своего психического здоровья и его психотерапию долгое время оплачивала мать. Когда же он вернул себе относительно функциональное состояние, то устроился раздатчиком газет с заработной платой не более девяти тысяч рублей в месяц. Естественно, что такой заработок не мог покрыть его расходов даже на собственное здоровье. Если Вы обратитесь к клинической литературе, то обнаружите определенную взаимосвязь между высокой тревожностью и депрессией. Часто тревожное расстройство «подпитывается» неверными выводами и представлениями о мнимой угрозе, которые в свою очередь оказывают подавляющее воздействие и приводят к депрессивным процессам. Немалую роль в угрожающих картинах будущего играет внешний мир, в том числе государство, нестабильная экономическая ситуация, представления о карательных мероприятиях, нравственности и морали.

Теперь мы можем вернуться к переживаниям наших клиентов о доходах. Так, стало быть, вопрос стоит не о том, что «нетрудовые», а о том, что нелегализованные. И тут опять не все гладко получается. Ведь у кого-то такой мизерный доход, что люди могут едва-едва сводить концы с концами, что и легализовать его никто не будет, сколько не взывай к самосознанию. Как писал известный психолог Маслоу, если у человека не удовлетворены базовые потребности: в еде, безопасности и т.п., то не будет такой человек задумываться о потребностях вышестоящих порядков. Просто такому человеку главное – выжить. Эти люди не идут ни в какое сравнение с теми, кто получает миллионы за свои проекты.

Тогда важно относится к ситуации реалистично:

1. Если Ваш доход ниже прожиточного минимума, а именно 12000 рублей с копейками на одну душу взрослого населения, соответственно, вопрос заработка стоит остро. Нравственные вопросы решать в этот момент смысла не имеет, потому что пока Вы будете заняты решением нравственных вопросов, Ваш желудок Вас же и «съест». Как говорил Мясищев, один из столпов-основателей отечественной психологии, понятие нравственности относится к высшим чувствам, но к ним способны не все, а особенно в ситуации острой нужды. Вот, когда базовые потребности будут насыщены, тогда можно переходить к вопросам высокий категорий.

Однако не будем судить всех слишком строго, ведь многие люди добились своего социального положения упорным трудом, поднимаясь по социальной лестнице шаг за шагом. Их страхи, тревоги за собственную безопасность вполне понятны. А чтобы не пришлось соглашаться на безнравственные вещи, необходимо продумывать свой жизненный план, возможность профессионального развития постоянно.

2. Если Вы понимаете, что оказались в такой тяжелой ситуации, не сидите и не ждите, что придет добрый дядя или тетя, и всем поможет. Да, существуют социальные центры, но ресурсы, в том числе финансовые, таких центров сильно ограничены и для нормального существования выделяемые льготы и ресурсы все равно недостаточны. Важно научиться добывать ресурсы самим. Что можно сделать в такой ситуации? Прежде всего искать возможности для роста навыков и знаний, ведь чем больше у Вас навыков, тем больше возможностей открывается. Соглашайтесь на любую возможность найти заработок. Не бойтесь учиться ради новой работы. Если Вам не хватает душевных сил, ищете возможность обратиться к психологу за помощью.

Тут следует заметить, что основной страх социально незащищенных клиентов сводится к тому, что с них будут спрашивать также, как и с людей высокого достатка. Естественно, что в этом вопросе понятие «социальной справедливости» принимает весьма субъективную окрашенность: что справедливо для одного, то может оказаться совершенно неподъемным для другого. Если человек с высоким достатком не чувствует своей причастности к социальным процессам, а стоит от них особняком, то его поведение следует расценивать как девиантное, а стало быть социально неприемлемое.

Ведь под социальную ответственность и высокие нравственные категории «подпадают»:

Таким образом, в данном случае остается открытым вопрос социальной справедливости в тот момент, когда в стране закрываются заводы и фабрики и целые города остаются без работы.

Вопрос стоит ребром. Нужно ли помогать ближнему, если он оказался в беде? Можно ли пройти мимо? Да и где государству в условиях кризиса найти средства, чтобы обеспечить минимумом всех нуждающихся. Это вопрос, обращенный, прежде всего к тем, кто может и не хочет. Вспомните старую рекламу: «Заплати налоги – спи спокойно». Получается, что вопрос социального участия – вопрос личной ответственности. К сожалению, так уж у нас повелось, что далеко не все принимают на себя «личную ответственность».

Вот, наконец-то, мы и добрались до разделения личной ответственности, социального иждивенчества и тунеядства. Тут следует заметить, что так уж вот устроена работа практического психолога, а особенно психолога в Москве, что слышит специалист мнения людей разных социальных уровней и прослоек и видит, как думают и живут самые разные люди.

Часть третья: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Никому не нравится жить плохо, бедно и вечно искать средства для удовлетворения собственных потребностей. Но если человек по той или иной причине оказывается в подобных условиях, тут-то и проявляется его характер. Будет ли он опираться на себя или «пойдет ко дну»?

Один сдается без боя и ждет у моря погоды – когда изменится жизненная ситуация и подует ветер перемен. Его ожидание наполнено душевными страданиями, напряжением и беспомощностью. Такой человек ищет помощи, ждет ее от «добрых» людей или государства. Но если таковые не находятся, а государство помогает как может, то тяжесть ситуации становится до отвращения обидной и болезненной. Тогда человек замыкается в своей беде и злится на весь мир – они – те другие виноваты в том, что отворачиваются от него в своем безразличии.

Второй тип людей похожи на лягушку из известной притчи. Однажды лягушка оказалась в крынке с молоком и начала быстро перебирать своими маленькими лапками, пока не взбила молоко в масло и не выбралась из крынки. Проблема становится целью и открывает новые возможности. Этот тип людей сталкивается со всеми проявлениями мира – несправедливостью, непредсказуемостью, неизвестностью точно также, как и первый тип, но в отличие от людей первого типа, такие люди ищут способы как справится с проблемой, а не «утонуть» под воздействием неблагоприятных обстоятельств. Они не соглашаются на «легкий» заработок и не ищут «легких» путей, а постоянно обучаются новому. Именно таковы в большинстве своем люди, добивающиеся успеха. Они не успокаиваются на достигнутом.

Так почему же людям второго типа удается справляться с такими же жизненными задачами, а людям первого типа нет?

Все дело в универсальных личностных способностях, которые охватывают функционирование личности в целом: от способности перерабатывать «входящую» и внутреннюю информацию – оценивать реальную ситуацию, персональные реакции (чувства и эмоции), до возможности построения персонального отношения к внешним и внутренним событиям. Таким образом, получается, что способности к адаптации у людей второго типа гораздо выше, чем у людей первого типа.

Как мы можем увидеть результат данных способностей? Люди второго типа, как правило, имеют более гибкое поведение, быстро находят нужные контакты для решения жизненных задач, могут адаптироваться быстрее в любой новой обстановке и среде, контактны и общительны в разумных пределах. Умеют опираться на себя и на окружение. Эти люди не надеются на помощь со стороны, а просчитывают варианты получения помощи и отлично опираются на собственные знания и навыки. Они гораздо лучше имеют располагать собственными персональными и личностными ресурсами, чем люди первого типа. Почему появляется такая огромная разница в персональных возможностях? На условия формирования личности с самого рождения человека оказывают влияние огромное количество факторов – это и среда, и культурно-социально-исторический контекст, отношения с близкими людьми и уровень развития личностей самих близких людей (особенно ранних опекунов и воспитателей, которыми чаще всего становятся родители).

Что делать человеку, если условия развития личности не являлись столь питательными для него? Как помочь себе?

На этот вопрос отлично отвечает гештальт-терапия или психотерапия контакта. Основоположником данного метода являлся Фредерик Перлз, который проработав длительное время в рамках психотерапии, обнаружил, что человек способен сформировать гораздо быстрее новые способности, если будет уделять внимание процессу осознавания. Быть осознанным, значит замечать мельчайшие изменения в своем душевном мире и окружении в каждый момент своей жизни и соответственно им адекватно контактировать как социальным окружением, так и самим собой. Если человек становится внимательным к себе, он способен на более глобальные изменения в своей жизни и, в первую очередь, стать способным принять ответственность за свою жизнь на себя. Так из человека первого типа он превращается в человека второго типа – свободного, решающего, ответственного за свою жизнь. Ему больше не нужны бог и дьявол, люди, которые принимают за него решения, поскольку для себя он может найти лучшее решение сам. Он становится способным совершить ВЫБОР и принять последствия этого выбора без сомнений и колебаний.

Многие наши клиенты, обращаясь за помощью к гештальт-терапевту, обнаруживают, что буквально с первого занятия они чувствуют эмоциональную легкость, изменение, что подтверждают многочисленные исследования эффективности гештальт-терапии. Легкость, изменение происходит именно потому, что за счет развития внутренних возможностей человека, клиента, гештальт-терапевт показывает человеку способ решения его жизненных задач, ничего не навязывая, не интерпретируя, не предсказывая, а всего лишь позволяя развиваться внутренним способностям другого человека.

Психологическая помощь в рамках указанного подхода может быть как краткосрочной, так и долгосрочной и связан выбор длительности психотерапии прежде всего с тем, какие цели и задачи ставит перед собой клиент. Если Вы хотите стабильных личностных изменений, то длительность Вашей психотерапии может составлять от одного года до нескольких лет. Если Ваша задача на данном этапе решить небольшой вопрос, то Вы сможете получить адекватную запросу психологическую помощь за три – пять встреч.

Постарайтесь честно ответить для себя на один вопрос – что в мире есть самого непостоянного? Вы не удивитесь – это люди. Если Вы за свою жизнь не научились рассчитывать на собственные ресурсы, знания и навыки, то помочь Вам будет по истине очень сложно. Сегодня мы видим, что в ситуации социально-экономического кризиса часть финансирования уход на поддержание страны, экономики. Закрываются больницы, заводы, фабрики и важно понимать, что каждый человек нуждается в безопасности и новых возможностях для роста и развития. Если Вы не позаботитесь о себе сами, кто сможет позаботиться о Вас, если ситуация изменится в худшую сторону?

Постоянная работа над собой с психологом обеспечит Вам не только личностный рост, но и возможность эффективного решения многих социальных вопросов и задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *