Что такое социальное обеспечение
Социальные пособия являются неотъемлемой частью государственной политики. Заключаются в выплатах материальных средств определенным категориям граждан, которые осуществляются из бюджетных и внебюджетных фондов. Получить положенные выплаты можно через своего работодателя, либо обратившись в органы соцзащиты. Многие виды пособий можно оформлять онлайн.
Какие есть социальные пособия?
Случаи, в которых осуществляются выплаты социальных пособий, а также их суммы, строго регламентированы действующим законодательством. Основными их видами являются:
Также пособия классифицируются по периодичности и продолжительности выплат:
На ребенка до 16 лет
По уходу за теми детьми, которые не достигли трехлетнего возраста
Пособия детям в связи с коронавирусом
Беременным супругам военнослужащих
Детям военнослужащих, которые служат в армии по призыву
Если ребенок оформляется на воспитание в семью
Один раз или ежемесячно
Гражданам из подразделений повышенного риска на продтовары
Компенсация за утрату кормильца, участника ликвидации аварии на ЧАЭС
Инвалидам 1, 2, 3 групп
Оплата оплачиваемого дополнительного отпуска на 14 дней
Субсидии по оплате коммунальных услуг
Назначение социальных пособий на погребение
Получить пособие в размере стоимости услуг погребения могут супруг или близкий родственник, а также законные представители и иные лица, которые занимаются погребением. Выплата осуществляется в день обращения на основании справки, которая может быть выдана:
Как получить детское пособие
Выплаты единовременного пособия при рождении ребёнка осуществляются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. С заявлением необходимо обращаться к работодателю одного из родителей. Если же ни один из родителей не работает, то следует обращаться в органы социальной защиты.
Кто может подавать заявление:
Какие документы будут необходимы:
Подавать заявление и указанный пакет документов необходимо в сроки не позднее шести месяцев с момента рождения ребенка.
В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса, действовал беззаявительный порядок назначения пособий для первого и второго ребенка в возрасте до трех лет, в случае, если размер среднедушевого дохода не достигал суммы в два прожиточных минимума. Если раньше выплаты назначались и продлевались автоматически, то с 1 марта 2021 года данная норма действовать перестала. Родителям необходимо собирать полный пакет документов для оформления и пролонгации льготы. А также существует требование по своевременному информированию органов социальной защиты и Пенсионного фонда при перемене места жительства. Необходимо сообщать и о возникновении таких обстоятельств, которые, согласно действующих правил, влекут за собой прекращение выплат.
Какие нововведения
С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.
Также с 1 июля 2021 года планируется увеличение размера выплат для беременных, которые стали на учет на ранних сроках в связи с трудной жизненной ситуацией. Размер выплат, которые будут начисляться ежемесячно, составит половину прожиточного минимума. Предусмотрены выплаты пособий для неполных семей с детьми до 17 летнего возраста.
Социальное обеспечение: фундаментальное право человека
Понимание социального обеспечения
Социальное обеспечение: фундаментальное право человека
Разработка программ и систем социального обеспечения является одним из наиболее значительных достижений социальной политики 20-го века. Тем не менее, укрепление и расширение социального обеспечения останутся основными проблемами на ближайшие десятилетия.
Что такое социальное обеспечение?
Социальное обеспечение может быть определено как любая программа социальной защиты, установленная законодательством или любым другим обязательным соглашением, которое обеспечивает людям определенную степень уверенности в доходе, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, связанными с преклонным возрастом, потерей кормильца, нетрудоспособностью, инвалидностью, безработицей или воспитанием детей. Он также может предложить доступ к лечебной или профилактической медицинской помощи.
Согласно определению Международной ассоциации социального обеспечения, социальное обеспечение может включать программы социального страхования, программы социальной помощи, универсальные программы, схемы взаимной выгоды, национальные сберегательные фонды и другие механизмы, включая рыночные подходы, которые в соответствии с национальным законодательством или практикой, являются частью системы социального обеспечения страны.
Универсальное право
Первые программы социального обеспечения, основанные на обязательном страховании, были созданы в Европе в конце 19-го века. Однако в 20-м веке национальные программы социального обеспечения получили более широкое распространение во всем мире, не в последнюю очередь в результате деколонизации и создания новых независимых государств после Второй мировой войны. Развитие социального обеспечения также поддерживалось различными международными конвенциями и инструментами, а признание социального обеспечения в качестве основного права человека было закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948. В некоторых странах, например в Германии и Бразилии, социальное обеспечение является правом, гарантированным Конституцией. Сегодня в большинстве стран есть система социального обеспечения. Во всем мире наиболее распространенным типом программ являются пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, за которыми следуют программы по выплате пособий по производственным травмам и профессиональным заболеваниям, по болезни и материнству, по семейным пособиям и по безработице.
Ограниченный доступ
Согласно имеющимся оценкам, около 50 процентов населения мира имеют доступ к той или иной форме социального обеспечения, в то время как только 20 процентов имеют достаточный охват социальным обеспечением.
Поэтому необходимость расширения охвата является ключевой проблемой для организаций социального обеспечения во всех регионах. Однако это может быть сделано только при решении более широких вопросов политики, включая демографическое старение населения, развитие семейных структур, последствия экономической глобализации, рост неформальных рынков труда, а также эпидемиологические и экологические изменения.
Социальное обеспечение является ключом к долгосрочному социально-экономическому развитию
Социальная значимость систем социального обеспечения для общества в настоящее время широко признана. Тем не менее, существует меньшее единодушие в отношении экономической важности систем социального обеспечения. Независимо от того, что системы социального обеспечения следует понимать как производительный фактор экономического развития, эта точка зрения набирает силу.
При обосновании экономической важности обеспечения социального обеспечения европейская история социального обеспечения особенно поучительна. Многие европейские страны внедрили программы социального обеспечения на ранних этапах своего развития; прежде чем они были богатыми обществами. Европейская история также показывает, что эффективная экономика и эффективные системы социального обеспечения могут развиваться рука об руку, и что последняя не является тормозом первой. Очевидно, что все страны должны развивать свои системы социального обеспечения в соответствии со своими социально-экономическими потребностями и обстоятельствами. Тем не менее, исходя из европейского опыта, идея для развивающихся стран ясна: эффективные и действенные системы социального обеспечения являются ключом к долгосрочному социально-экономическому развитию.
Динамическое социальное обеспечение и путь вперед
ISSA поддерживает концепцию динамического социального обеспечения (DSS), которая способствует инновационному использованию комплексных, упреждающих и перспективных политик социального обеспечения с ближайшей целью создания высокопроизводительных организаций социального обеспечения. В основе этой идеи лежит мнение, что эффективные и хорошо управляемые организации жизненно важны для доверия к социальному обеспечению и, в конечном итоге, для его устойчивости. Основываясь на этом первом шаге, долгосрочной целью DSS является содействие обеспечению всеобщего доступа, по крайней мере, к основным денежным пособиям и первичной медико-санитарной помощи во всех странах.
На протяжении всей своей истории социальное обеспечение никогда не переставало адаптироваться. Однако сегодня, после более чем столетнего существования, остается проблема реализации права на «социальное обеспечение для всех».
Что такое государственное социальное страхование
Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ – это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования:
См. также:
В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели ежемесячно производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.
На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.
Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.
Принципы социального страхования
Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:
Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.
Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.
Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.
Обязательное страхование от несчастных случаев
Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.
Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:
Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве
Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем – работодатели, а застрахованными лицами – наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.
Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:
Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:
При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.
Итоги
Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования – предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.
Что такое социальное обеспечение
Прокуратура Усть-Алданского района разъясняет
Кто имеет право на социальное обеспечение?
Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение следует из таких нормативных документов, как Европейская социальная хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) и Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что нормы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В статьях 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. Надзор за соблюдением указанных прав и свобод осуществляют органы прокуратуры.
В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий, как разовая выплата при рождении ребёнка, ежемесячная выплата на каждого ребёнка в семье до 18 лет. В случае если ребёнок не посещает учебное заведения, пособие перестают начислять в 16-летнем возрасте. Выплаты беременным и роженицам, которые не подлежат государственному социальному страхованию. Они же получают право на ежемесячную выплату пособий на период декретного отпуска до достижения ребёнком 1,5 лет.
С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить: бесплатное образование, повышенные стипендии, бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение и медицинское обслуживание; путёвки на базы отдыха; жилую площадь вне очереди; выплаты по безработице сроком на 6 месяцев в сумме средней заработной платы. Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.
Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то, что они не уплачивают налоги.
Право на социальное обеспечение в РФ имеют безработные, малоимущие и нетрудоспособные граждане. Как гласит закон «О занятости населения», пособие по безработице могут получить резиденты страны, обратившиеся в районные центры занятости, которые были официально признаны безработными. Им начисляются выплаты по безработице, стипендии на время переквалификации по направлению службы занятости. Также безработным полагается разовая материальная поддержка после окончания периода выплаты пособия. Рассчитывать на государственную помощь могут семьи, чей суммарный ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. В законодательном акте «О государственной социальной помощи» указано, что эти семьи должны получать денежные пособия, гуманитарную помощь и льготы для поддержания нормальной жизнедеятельности всех членов семьи в обществе.
Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет. После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.
Особым сегментом военного права считается социальное обеспечение военнослужащих. Согласно действующему законодательству, в частности законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», лицами, имеющими право на социальное обеспечение, являются все военнослужащие. Все лица, которые задействованы или были задействованы в военной деятельности, должны получать социальное обеспечение, независимо от того, пребывают они в отставке, увольнении или на службе. Служащие, которые находятся в отставке, имеют право на особый размер пенсионных выплат и другие льготы, предусмотренные законодательством.
Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят: Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ. Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев. Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады. Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны. Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и её объёмы. Наиболее значительная материальная поддержка предусмотрена для инвалидов ВОВ. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.
Сегодня в России поощряется донорство крови и её компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путёвки в санаторий. Тот, кто сдавал кровь безвозмездно около 40 раз за год, получает награду «Почётного Донора России». Это позволяет получать оплачиваемый отпуск в любое время года, льготные путёвки и первоочередную медицинскую помощь, а также ежегодную денежную выплату. В свою очередь, местное самоуправление может поддержать почётных доноров средствами, которые не указаны в законодательстве. Например, предоставить льготы на ЖКХ и т.д.
Помимо основных категорий лиц, нуждающихся в поддержке, существует и категория граждан, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение. Помимо пенсионных льгот, эти люди имеют полное право на дополнительную ежемесячную выплату: ликвидаторы (инвалиды) аварии на ЧАЭС; люди, победившие лучевую болезнь; дети людей, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС; граждане, которые работают в подразделениях особого риска; люди, что подверглись радиоактивному облучению на ПО «Маяк» или Семипалатинском полигоне.
Право на социальное обеспечение имеет каждый. И право это означает, что государство будет принимать непосредственное участие в жизни тех людей, которые не могут сами справиться с условиями жестокой реальности. Социальное обеспечение – самая важная конституционная форма защиты населения. Но сегодня в законодательстве РФ все ещё нет конкретных требований и нормативов по минимальному размеру обеспечения, это снижает ценность права на социальное обеспечение. В стране поощряется добровольное социальное страхование, благотворительные фонды и другие негосударственные формы материального обеспечения людей.
Жизнь у человека всего одна. Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.
Единая государственная система социального обеспечения: сервисы и возможности
Единая государственная система социального обеспечения (ЕГИССО) предоставляет гражданам актуальную информацию о мерах социальной защиты и поддержки, которые можно получить на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как в отношении отдельно взятого человека, так и в выбранном регионе.
Гражданин как получатель мер социальной поддержки имеет доступ в Личный кабинет на сайте egisso.ru. Вход в него осуществляется с помощью логина и пароля от портала госуслуг. В личном кабинете гражданин может:
получить информацию о предоставляемых или предоставленных мерах социальной защиты и поддержки (льготах и социальных услугах) федерального, регионального и муниципального уровней, на которые он имеет право;
получить подробные сведения об установленной мере социальной защиты: дате, с которой установлена мера, сроке ее действия и размере;
ознакомиться с нормативными правовыми актами и документами, на основании которых предоставляется мера социальной защиты;
узнать, в какую организацию обращаться за установлением необходимой меры социальной защиты;
получить электронную справку о назначенных мерах социальной защиты.
На портале ЕГИССО также реализован электронный сервис «Социальный калькулятор», которым может воспользоваться любой человек. С его помощью можно понять, на какие меры социальной защиты и поддержки можно претендовать в определенной жизненной ситуации (рождение ребенка, установление инвалидности, достижение пенсионного возраста). Также, выбрав регион проживания и указав свою льготную категорию (например, инвалид 1 группы), можно получить полную информацию о мерах социальной защиты, положенных по месту жительства.
Оператором и разработчиком ЕГИССО является Пенсионный фонд России.