Что такое социальное образование

Социальное образование

Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин социальное образование. Термин социальное образование появился в России в первой половине 90-х годов в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор остается недостаточно четко определенным. Различают два основных случая употребления этого словосочетания. В первом случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов.

Во втором употреблении под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».

Социальное образование может рассматриваться в нескольких планах:

1) социальное образование понимается как направленность любого образования, когда вся учебно-воспитательная работа служит социализации личности;

2) социальное образование это компонент процесса образования, включающий социальное формирование и социальное научение личности;

3) это часть образования об обществе; освоение наук об обществе;

4) это процесс и результат социализации личности;

5) обучение основам правил жизнедеятельности в обществе, коллективе, освоение знаний о человеке, обществе;

5) это профессиональное образование личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере; подготовка профессиональных кадров для учреждений социальной защиты.

Результатом социального образования как единства социального воспитания и социального обучения должен быть достигнутый каждым индивидом или группой людей определенный уровень социальности, социального ориентирования и социального функционирования.

Мардахаев Л.В. определяет социальное образование как процесс или как результат обучения человека самореализации в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности. В нем выделяются два направления: 1) процесс и результат усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимые ему для самореализации как гражданина, семьянина, специалиста и профессионала; 2) процесс и результат подготовки человека как специалиста социальной сферы.

Социальное образование можно рассматривать и более широко. Это подготовка специалистов в области социальных наук, обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; социальное просвещение и воспитание населения, формирование умений взаимодействовать в социуме; формирование и воспроизводство определенного менталитета, системы социокультурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, образа жизни.

Павленок П.Д. отмечает, что социальное образование в широком плане это общественное образование, т.е. процесс знания общества в целом; в узком плане – это процесс получения знаний и умений в области социальной сферы.

На объектном уровне социальное образование выступает: как процесс, как система, как социальный институт, часть социальной сферы. На субъектном уровне: как субъектный процесс, как субъективный результат, как ценность.

Выделяют основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем, разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. Одной из главных задач социального образования является установление баланса потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека.

На основе выявления особенностей социального образования определяют его базовые принципы: гуманизм, последовательность и целостность социального образования; использование в содержании социального образования мировых образовательных стандартов; единство государственных, общественных, профессиональных и индивидуальных ценностей; воспитание активного отношения к общественной жизни.

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости (В.А. Никитин и Г.Т. Медведева) различаются виды социального образования:

2.Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования, и во многом определяет уровень социализации индивида, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Исследователи В.А. Никитин и Г.Т. Медведева выделяют общенаучный и частнонаучный уровни социального образования.

На общенаучном уровне социального образования специалисты получают знание о законах, принципах развития социальной сферы (социальное взаимодействие людей, групп) и умения анализировать, прогнозировать, создавать проекты для преобразования общества. На частнонаучном уровне осуществляется специализация социального образования, когда специалисты овладевают теоретико-методологическими, общепрофессиональными и частнопрофессиональными основами и методиками профессиональной деятельности, приобретают умения осуществлять экспертно-аналитическую, организационно-управленческую, прогнозно-проектную деятельность по оказанию помощи коллективу, группе, отдельным личностям в социализации в рамках подготовки специалистов по социальной работе, а также в соответствии с потребностями общества.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Социальное образование

Что такое социальное образование. Смотреть фото Что такое социальное образование. Смотреть картинку Что такое социальное образование. Картинка про Что такое социальное образование. Фото Что такое социальное образование Что такое социальное образование. Смотреть фото Что такое социальное образование. Смотреть картинку Что такое социальное образование. Картинка про Что такое социальное образование. Фото Что такое социальное образование Что такое социальное образование. Смотреть фото Что такое социальное образование. Смотреть картинку Что такое социальное образование. Картинка про Что такое социальное образование. Фото Что такое социальное образование Что такое социальное образование. Смотреть фото Что такое социальное образование. Смотреть картинку Что такое социальное образование. Картинка про Что такое социальное образование. Фото Что такое социальное образование

Что такое социальное образование. Смотреть фото Что такое социальное образование. Смотреть картинку Что такое социальное образование. Картинка про Что такое социальное образование. Фото Что такое социальное образование

Профессиональная деятельность в области социальной работы включает в себя педагогическую составляющую, которая реализуется через систему образовательной подготовки.

Образование относится к числу фундаментальных ценностей современного глобального общества, ориентированного на социальное и культурное развитие человека, соответствие его образовательно-профессионального уровня потребностям общественного производства.

В настоящее время образование претерпевает ряд изменений, связанных с тенденцией международной интеграции образовательного процесса. Они обусловлены глобализацией профессий, межкультурным обменом между странами, применением новых технологий, изменением образа и стиля жизни людей.

В постиндустриальных странах воплощается концепция интегрального образования (К. Манхейм). Она строится на идее неделимости личности, новый опыт которой соединяется с уже существующими знаниями в процессе непрерывного образования. Следовательно, образование выступает одним из основных социальных факторов, воздействующих на поведение человека и на формирование его личности.

В рискогенном, изменяющемся мире все большее значение приобретает умение людей обеспечивать для себя в конкретном обществе приемлемый уровень и качество жизни. Это достигается путем овладения социальными знаниями и формирования социальных навыков. Фундаментом социального научения человека выступает освоение им особой образовательной области – социальных наук, объединенных междисциплинарными связями. Это социальная антропология, социология, социальная экология, социальная психология и другие науки, которые ориентируются на изучение социальных отношений как на общий объект. Область социального знания, представленная социальными науками, ретранслируется с помощью системы социального образования.

Существует три основных подхода к пониманию содержания социального образования. Согласно первому из них, социальное образование означает подготовку профессиональных кадров для учреждений социальной защиты. Вторая точка зрения определяет социальное образование как обучение, ориентированное на познание закономерностей развития социальной сферы. Третий подход содержит расширительное толкование социального образования как института общества.

Представление об образовании в области социальной работы как об одной из подсистем социального образования приближает ее исследователей ко второй из перечисленных концепций. Становление социального образования в названном качестве в России связано с осознанием в 90-е гг. XX в. в государственном масштабе необходимости научного анализа социальных реалий эконо-мической и социокультурной ситуации и выработки стратегии дальнейшего социального движения, поэтому социальные науки стали уделять больше внимания изучению социальной сферы как пространства развития социальной жизни и социальной работы.

Цель социального образования состоит в осмыслении человеком своего места в мире и в овладении оптимальными способами взаимодействия с ним. Принципами осуществления образовательного процесса в рамках социального образования должны являться его доступность, непрерывность получения, гуманизация и экологизация содержания, формирование у человека социального интеллекта.

Социальное образование выполняет мировоззренческую, воспитательную, социально-политическую, информационную, коммуникативную, экономическую и экологическую функции, которые осуществляются посредством усвоения социальных знаний личностью и применения их в социальной практике. Оно ориентирует общество на создание интеллектуальных предпосылок для социального развития, а личность – на проявление всех ее возможностей и способностей. Результатом социального образования должно быть формирование социального мышления, основанного на ценностях социальной справедливости и индивидуальной свободы.

Cоциальное образование можно представить в виде системы, состоящей из ряда уровней, на каждом из которых рассматривается свой объект. Ее метатеоретический уровень включает изучение общества в целом, его подсистем и места социальной деятельности в его развитии. Общенаучный уровень социального образования сосредоточен на законах развития социальной сферы и социального взаимодействия коллективов и групп. Частнонаучный уровень высшего социального образования позволяет овладеть теоретико-методологическими, общепрофессиональными и специальными основами конкретной социальной специальности. Так, социальное образование в области социальной работы на этом уровне предусматривает изучение проблем ее теории и практики.

Что такое социальное образование. Смотреть фото Что такое социальное образование. Смотреть картинку Что такое социальное образование. Картинка про Что такое социальное образование. Фото Что такое социальное образование

Образование в области социальной работы в России развивается в русле мировых тенденций развития образовательного процесса. Это проявляется в интернационализации обучения социальной работе, активном взаимодействии ученых и практиков социальной работы, а также международных организаций в направлении совершенствования подготовки специалистов. Одновременно решается традиционная для российского образования задача обеспечения будущих социальных работников высоким уровнем знаний и профессиональных умений.

Обучение социальной работе в странах Западной Европы и США началось в конце XIX – начале XX вв., причем учреждение первых программ образования в этой области происходило одновременно с формированием социальной работы как вида практической и теоретической деятельности. В России обучение социальной работе в вузах страны связано с моментом институционализации социальной работы как профессии. Специальность «Социальная работа» была утверждена 7.08.1991 г., согласно приказу Государственного комитета СССР по народному образованию «Об открытии специальности «Социальная работа». С этого момента началось взаимосвязанное развитие практики социальной работы и образования в данной сфере.

В настоящее время данной специальности обучают в 130 государственных, муниципальных и частных вузах в 75 регионах России, в которых за прошедшие годы подготовлено более 8000 бакалавров, специалистов и магистров социальной работы. Кроме того, развивается система среднего профессионального образования в области социальной работы – дипломиро-ванных социальных работников готовят в десятках колледжей и техникумов. Сложился ряд крупных образовательных и научно-методических центров в области социальной работы – Московский государственный социальный университет (МГСУ), Московский гуманитарный университет, Алтайский государственный университет, Пермский государственный университет и др.

В многоуровневой системе подготовки кадров социальной работы можно выделить допрофессиональный уровень (в профориетационных объединениях и школах); уровень базовой профессиональной подготовки (в вузах и средних специальных учебных заведениях); уровень переподготовки и повышения квалификации кадров (в системе ИПК, ФПК и аспирантуры).

Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе включает в себя разработку и апробацию стандартов высшего, среднего специального образования и допрофессиональной подготовки, научно-методическое оснащение учебных программ, разработку технологий решения образовательных задач, развитие форм повышения квалификации и профессионального совер-шенствования специалистов и т.д.

Обучение социальной работе в высшей школе осуществляется в различных формах: очной, заочной, вечерней, дистанционной, экстерната и др. Оно включает федеральный (обязательный для всех вузов), региональный компоненты и дисциплины по выбору студентов. Студенты при этом получают фундаментальную социально-гуманитарную, естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку.

Социальная работа как учебная дисциплина представляет собой комплексное понятие, включающее в себя многоуровневое систематическое изложение основ теории и практики социальной работы. Ее целью является формирование у обучаемых целостного представления о содержании и направлениях социальной работы, ее инструментарии, технологиях и методах. Интегральный характер социальной работы как профессии обусловливает необходимость мультидисциплинарного характера обучения данной специальности. Для этого основные аспекты социальной работы освещаются в учебном процессе с позиции взаимосвязи идей гуманитарных, естественных и социальных наук как знаний о человеке, его личностном и социальном развитии в гармонии с обществом и природой.

Системообразующим фактором процесса обучения социальной работе является соответствие качеств будущего специалиста целям, задачам и условиям его многофункциональной профессиональной деятельности, поэтому основное значение в обучении социальных работников приобретают их универсальные знания, навыки и принципы. Объем и уровень знаний специалиста определены образовательным стандартом, представляющим собой теоретизированную профессиональную модель социальной работы.

Начиная с 1991 г. Учебно-методическим объединением (УМО) вузов России на базе МГСУ, являющимся научным и методическим центром образования в области социальной работы, были разработаны и утверждены два поколения Государственных стандартов высшей профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Ныне действующий образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, формально определяющий требования к знаниям специалиста, был принят в 2000 г.

Положения Госстандарта определяют характер учебного процесса, набор и содержание преподаваемых дисциплин, выдвигают требования к характеристикам, которые требуются от специалистов по социальной работе.

К последним относят:

— знания, необходимые для организации профессиональной помощи;

— навыки анализа конкретных социальных ситуаций;

— поддержку базовых общечеловеческих и ключевых профессиональных ценностей;

— сформированность и сознательное использование профессиональных и личностных качеств;

— дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях;

— искреннюю заинтересованность в работе с клиентом;

— устойчивую установку на самовоспитание и самообразование;

— готовность и умение решать сложные социальные проблемы.

Основные изменения, внесенные обновленным стандартом в состав общепрофессиональных и специальных дисциплин, касаются углубления профессионализации специалиста и гуманизации его обучения. Соответственно, расширен круг объектов и сфер использования специалистов – кроме системы социального обеспечения, они могут работать в системах образования, здраво-охранения, обороны, правоохранительных органов и т.д. Это повышает требования к подготовке социальных работников, к кадровой, материально-технической и учебно-методической составляющим учебного процесса.

Совершенствование профессии в современном мире включает две разнонаправленные тенденции: специализацию и универсализацию, что требует интеграции академической подготовки и практической работы, поэтому особо важной частью образования в области социальной работы, формирующей качества студента как личности и квалифицированного специалиста, является практика. Четыре вида практики по социальной работе – ознакомительная, учебная, производственная и преддипломная позволяют студенту развить знания в области социологических, психологических, педагогических и иных основ социальной работы и умения внедрять их в жизнь.

Структурно социальная работа представлена ее специализациями, сформулированными УМО РФ по образованию в области социальной работы и в Государственных стандартах и обусловленными практикой. Выделяют специализации, связанные с универсальным, междисциплинарным характером социальной работы – это организация социальной поддержки, а также социально-экономическая, социально-правовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-медицинская помощь. Кроме того, существуют специализации, связанные с частными объектами, подсистемами и видами социальной работы – например, социальная работа с детьми-сиротами, социальная работа в сфере занятости, социальное обслуживание населения.

В настоящее время существуют три ступени высшего образования в области социальной работы со следующими квалификациями – бакалавр социальной работы (4 года обучения), специалист по социальной работе (5 лет обучения), магистр социальной работы (6 лет обучения). Содержание каждого из этих видов профессионального образования построено по принципу до-полнительности, что позволяет студентам переходить от одного из них к другому. На первое место при обучении бакалавра выдвигают его подготовленность к исследовательско-прикладной деятельности, которая может сочетаться с проведением организационно-административной и практической деятельности.

Подготовка специалиста носит интегративный, т.е. теоретический, практически-деятельностный, исследовательско-аналитический, научно-педагогический характер. Магистр социальной работы должен быть подготовлен к выполнению задач исследовательского, прогнозно-проектного и информационно-ресурсного характера, поэтому половина времени, отведенного на его подготовку, посвящена научно-исследовательской работе и научно-педагогической практике.

Качество обучения социальной работе с идеальной точки зрения характеризуется наличием интеллектуальных, коммуникационных, технологических и других знаний, умений и навыков в их органическом единстве. Для обеспечения высокого качества образования в области социальной работы необходимо учитывать качество отбора абитуриентов, профессорско-преподавательского состава, научно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса, научного обеспечения содержания образования, организации образовательного процесса, практической подготовки студентов, контроля уровня знаний, духовно-нравственного, социокультурного и физического развития студентов и т.д. С этими аспектами связаны проблемы в области обучения социальной работе, требующие решения.

Представляется, что рост престижа профессии социального работника в российском обществе напрямую связан с развитием новых образовательных программ по социальной работе государством и субъектами федерации. Сейчас в российском обществе наблюдается тенденция к свертыванию программ подготовки социальных работников как экономически невыгодных, в условиях роста финансовых проблем, возникающих перед образованием. В то же время, уровень развития социальной работы продолжает оставаться индикатором ориентированности общества и региона на социальные нужды и решение проблем граждан.

Специалисты говорят о необходимости разработки Комплексной программы подготовки и переподготовки профессиональных социальных работников, обеспечивающей высокое качество образования на основе современных концепций обучения. Она включает создание в России непрерывной системы образования в области социальной работы, куда входили бы ступени начального профессионального образования в средней школе, среднего профессионального образования в колледжах и техникумах, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования.

Для совершенствования системы образования в области социальной работы требуется реализация следующих подходов:

— дифференцированный подход к подготовке специалистов в зависимости от конкретных условий в обществе и регионах;

— всеохватывающий подход в территориальном и кадровом отношении: включение в систему подготовки специалистов не только Министерства здравоохранения и социального развития РФ, но и других заинтересованных министерств, а также уровней федерации и регионов, взаимодействующих между собой;

— практико-ориентированный подход, предполагающий вовлечение квалифицированных практических специалистов в процесс обучения, в соединении с фундаментальностью обучения;

— превентивный подход, требующий при проектировании образования учета тенденций развития системы социальной защиты населения и др.

Эти подходы усиливают обучающую функцию социальной работы, стимулируя появление новых образовательных программ и расширение диапазона использования специалистов в социальной сфере.

Обучение в области социальной работы предусматривает анализ, проектирование и конструирование ситуаций и процессов социальной работы. На лекциях и практических занятиях в вузе осваиваются конкретные теории, научные методы и технологии будущей деятельности. Соответственно, в процессе обучения данной специальности центральным его субъектом должен быть студент, который несет ответственность за результаты своего труда. В свою очередь, преподаватель, находящийся со студентом в непосредственной взаимосвязи, а также административные структуры вуза, обязаны создать условия, благодаря которым возможно личностное и профессиональное саморазвитие студента в образовательном процессе.

Таким образом, социальное образование в области социальной работы представляет собой профессиональное становление личности специалиста. В современном мире оно связано с возникновением потребности в постоянном самосовершенствовании, в выработке умения побуждать себя к непрерывному обновлению знаний. В образовательный процесс российской социальной работы воплощается принятая в современном мире концептуальная идея о воспитании и развитии личности через профессию, особенно актуальная для профессий системы «человек-человек».

Источник

Основы социального образования

Что такое социальное образование. Смотреть фото Что такое социальное образование. Смотреть картинку Что такое социальное образование. Картинка про Что такое социальное образование. Фото Что такое социальное образование

В учебном пособии представлены современные подходы к анализу образовательной практики в системе высшего образования. Представлен отечественный опыт становления и развития социального образования как инновационной области профессионального образования. Особое внимание уделено рассмотрению теории педагогических систем, специфике подготовки специалистов социального профиля, технологическому и результативному аспекту образовательного процесса, международному опыту обучения социальной работе. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы социального образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Социальное образование как общественный феномен

Социальный вопрос есть неизбежно вопрос духовного просветления масс, без которого не возможна никакая правда.

1.1. Тенденции развития современного профессионального образования

Современная ситуация в области профессионального образования в России характеризуется весьма противоречивыми тенденциями. На фоне нового этапа модернизации в условиях неоднозначного образовательного заказа со стороны государства система отечественного профессионального образования определяет приоритеты для дальнейшего развития.

С одной стороны, происходит разрешение складывавшихся в течение десятилетий педагогических традиций и рождение нового качества, при этом все отчетливее проявляются негативные тенденции, обусловленные не только сложной социально-экономической ситуации в стране, но и кризисными явлениями, связанными с медленной адаптацией образования ко все более возрастающим запросам общества в динамично развивающемся мире.

С другой стороны, новые требования в системе образования обосновываются ускорением темпов социально-экономического развития, интенсификацией политической жизни, увеличением объема информации, ростом свободного времени, что обусловливает поиск новых приоритетов в идеологии профессионального образования. Основными социальными функциями образования становятся социально-экономические, социально-политические, культуротворческие, научно-исследовательские и ряд других. Социальная функция профессионального образования рассматривается в широком аспекте как категория, отражающая содержание деятельности отдельных элементов педагогической системы.

К числу важнейших социально-экономических функций системы профессионального образования относят внедрение механизмов, обеспечивающих соответствие результатов подготовки будущих специалистов требованиям экономики, основанной на знаниях. В современных условиях необходимо готовить кадры с опережением потребностей практики, рынка труда.

Социально-политическая функция профессионального образования связана с кардинальными изменениями как внутри образовательной системы, так и во внешней среде. В данном случае речь идет о национальной безопасности. По мнению ведущих ученых, национальная безопасность определяется уровнем развития человеческих ресурсов. Именно в этом направлении разворачивается соперничество развитых стран и целых регионов за лидерство в уровне собственной безопасности, сохранение суверенитета и самобытного развития в условиях глобализации.

На систему образования как социального института возлагается функция контроля за процессами интеллектуального, нравственного и физического развития молодого поколения. В связи с этим профессиональное образование выполняет функцию социальной мобильности поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь. Образование выступает в качестве канала массовых социальных перемещений из низших слоев населения в более высокие социальные слои.

Реализация культуротворческой функции направлена на развитие ценностного потенциала личности будущего специалиста. Это развитие невозможно без его приобщения к сфере общегуманитарнвх ценностей, которые помогают человеку целостно воспринимать окружающий мир, свободно мыслить и творчески действовать, адекватно реагировать на проблемные ситуации, проявлять чувство социальной ответственности в профессиональной и личной жизни.

Научно-исследовательская функция указывает на особенности системы профессионального обучения, которые связаны с осуществлением регулятивной, интегративной, научно-образовательной, воспитательной, развивающей, мировоззренческой, инновационной деятельности на всех участках образовательного процесса.

Акцент на приоритетность социогуманитарного знания усиливается значением ценностей свободного развития личности как постепенного отказа от парадигмы экономоцентризма («человек для экономики») и социоцентризма («человек для общества») в пользу парадигмы «человекоцентризма». Однако провозглашение новых принципов развития само по себе не может обеспечить нового качества образования, если параллельно не вводятся специальные механизмы, посредством которых возможен переход системы образования к целям инновационного развития.

Исторически сложившаяся система отечественного профессионального образования была ориентирована в основном на запросы общественной системы (социальный заказ) и не предусматривала возможность свободного самоопределения личности в процессе получения образования. Социальный заказ определялся как сложившаяся система требований к содержанию и качеству подготовки будущих специалистов как членам сообщества и включал в себя три компонента: познавательно-интеллектуальный, действенно-практический и оценочный. В современных взглядах на профессиональное образование целесообразность рассмотрения целеполагания исключительно через призму социального заказа ставится под сомнение.

Как следует из теории систем, исходным пунктом устойчивого функционирования любой педагогической системы является процесс целеполагания. Траектория развития образовательной системы зависит от выбора перспективных целей, обеспечивающих интенсивность развития как постоянное уточнение или определение новых целей.

Иерархию целей подготовки специалиста, отражающих глубину изменений личностных запросов, впервые предложил американский исследователь Б. Блум. Он разработал общие способы и правила четкой формулировки и упорядочения педагогических целей. По его мнению, если центральным звеном учебной деятельности выступает передача системы знаний, то в когнитивной области выделяются следующие виды целей: знание, применение, анализ, синтез, оценка. В процессе целеполагания важную роль приобретает индивидуальное планирование своей будущей деятельности каждым учащимся. Это планирование может выступать в качестве фактора, управляющего процессом познания и саморазвития.

Картина планируемого профессионального будущего в ходе обучения может многократно корректироваться в зависимости от личностных возможностей и способностей студентов, уровня притязаний, представления о карьере, изменений требований к уровню квалификации, конкуренции на рынке труда и т. д. Обучение в этом случае должно базироваться на модели целостной, функциональной системы подготовки и выстраивания «дерева» образовательных целей, включающих формирование значимых личностных качеств будущих специалистов.

Систематическое описание целей и задач обучения в соответствии с получаемой будущими специалистами квалификацией наиболее полно дано в работах Н. Ф. Талызиной. Ее идеи о задании целей обучения на языке профессиональных задач широко использовались в 70-х годах прошлого века при определении системы требований, предъявляемых обществом к специалистам с высшим образованием.

Таким образом, выбор модели подготовки специалистов определяется целями, предложенными заказчиками образовательных услуг, их содержательной характеристикой и соответствующими путями достижения, что возможно лишь в гибких, мобильных образовательных системах, способных предлагать новые образовательные программы.

Модернизация отечественного профессионального образования предполагает решение актуальной проблемы обеспечения соответствия потребностей населения дифференцированным образовательным услугам. Система профессионального образования в последние годы последовательно трансформируется в социальную сферу образовательных услуг с гибким реагированием на состояние общества, экономики, рынка труда и актуальные образовательные потребности населения. Формула «образование как услуга» есть отражение культуры рыночного общества, господствующими ценностями которого являются максимизация полезности, эффективность, свобода и плюрализм самоопределения. Развитие средств массовой коммуникации, широкие международные контакты, либерализация социальных отношений способствуют появлению новых образовательных потребностей населения.

Превращение образования в один из сегментов сферы услуг может привести к поглощению его содержания рекламной продукцией, о чем свидетельствуют шумные рекламные кампании негосударственных вузов.

Однако в принятых документах по развитию образования на ближайшую перспективу указывается, что содержание образования должно обеспечить адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения), формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование духовно-нравственной личности.

Какие же возможности предоставляет гражданам России современная система образования (см. рис. 1)?

Что такое социальное образование. Смотреть фото Что такое социальное образование. Смотреть картинку Что такое социальное образование. Картинка про Что такое социальное образование. Фото Что такое социальное образование

Рис. 1. Обобщенная структура системы современного образования

После общеобразовательной подготовки выпускники школ определяют дальнейший путь своего профессионального образования. Этот выбор достаточно широк: от простейших рабочих специальностей, для освоения которых достаточно лишь нескольких месяцев подготовки, до специалиста высшей квалификации в областях, связанных с творческой деятельностью, требующей многих лет кропотливой учебы и постоянного самообразования.

Для основной массы будущих работников достаточен уровень узкоспециальной подготовки на базе средней школы, обусловленный характером выбранной ими будущей трудовой деятельности на конкретном рабочем месте. На эти задачи нацелена система начального средне-профессионального образования, а также подготовка высшего профессионального образования уровня бакалавра. Для контингента студентов этого уровня образования необходима развитая сеть учреждений, обеспечивающих возможность переподготовки в самом широком спектре профессиональной деятельности.

Для работников, связанных с интеллектуальной деятельностью, необходима глубокая фундаментальная общенаучная и специальная подготовка, ориентирующая обучаемых на непрерывное профессиональное развитие знаний и компетенций. Это контингент магистратуры, аспирантуры, выпускники которых становятся научными сотрудниками, преподавателями высшей школы, руководителями среднего звена управления организациями.

В условиях рыночной экономики наблюдается резкий рост общественного спроса на работников, подготовленных по так называемым «коротким» программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка).

Сегодня образовательные учреждения предоставляют возможность получения профессионального специализированного образования в ускоренные сроки с минимальными временными затратами.

Востребованной становится концепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущностными характеристиками данной концепции являются гибкость, доступность, разнообразие, дифференциация и индивидуализация, развивающий характер.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» конкретизируются цели подготовки в различных типах образовательных учреждений в соответствии с получаемой выпускниками квалификацией. Для начального профессионального образования в качестве цели подготовки предусматривается формирование профессиональных знаний и навыков для качественного выполнения предписанных трудовых операций с конкретными объектами деятельности по заданному алгоритму.

Целью среднего профессионального образования выступает достижение более высоких уровней развития на основе формирования мировоззрения, профессиональных качеств, обеспечивающих активную социальную позицию и успешную интеллектуальную, профессиональную деятельность по предписанным алгоритмам.

Высшее профессиональное образование соответствует достижению высокого уровня развития личности в профессии, формированию мировоззрения, профессиональных качеств, знаний и навыков, обеспечивающих активную социальную позицию, успешную интеллектуальную, профессиональную деятельность, творческое развитие личности.

С качеством подготовки специалистов с высшим образованием связываются перспективы инновационного развития современного российского общества. Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным ожиданиям потребителей образовательных услуг (государства, работодателей, населения).

Система оценки качества образования должна опираться не только на традиционную оценку — качество результатов деятельности образовательного учреждения, но и на учет позиции обучаемых. В качестве дополнительных оценочных критериев могут выступать: анализ пакета образовательных программ, органы управления, взаимосвязь с потенциальными потребителями труда подготовленных специалистов и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *