Что такое социальное отчуждение
Проблема социального отчуждения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Отчуждение как социальный феномен
Отчуждение – это философская категория, которая прошла несколько этапов эволюции в работах таких исследователей, как Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель и К. Маркс. Сегодня это понятие широко используется в трудах исследователей, которые занимаются углубленным анализом проблем общества.
Особое внимание философы уделяли изучению категории отчуждения как процесса, который формируется в результате разделения труда. Эта проблема остается актуальной и по сей день. В современном обществе развита частная собственность, наблюдается строгое разделение труда, а труд постепенно перестает выражаться в творческом потенциале человека. Эксплуатация выходит на уровень труд-товар и отдаляется от самого рабочего. Таким образом, труд может присваиваться владельцем средств производства, а предметы, которые становятся продуктами труда, существуют вне зависимости от тех, кто стал их непосредственным производителем.
Общество также претерпевает значительные изменения. Информатизация всех процессов и внедрение технологий поднимает общество на новый уровень. Ему характерны такие черты, как:
Таким образом, отчуждение затрагивает и отношения между индивидами. Отсюда и новое определение этого понятия.
Социальное отчуждение – это состояние социальных отношений между индивидами и социальными группами, которое выражается в низкой степени интеграции индивидов в единые процессы, в размытии социальных общих ценностей.
Дистанция или изоляция лишь усиливаются, а люди, которые существуют в этом состоянии, считают его абсолютно приемлемым и нормальными. Между людьми или группами образуется огромная социальная и ценностная пропасть, которую с каждым годом становится все сложнее преодолеть.
Готовые работы на аналогичную тему
Это выражается в самых элементарных социальных ситуациях. Сотрудники, которые находятся в одном помещении, практически не взаимодействуют друг с другом. Все поручения рассылаются через электронную почту или мессенджеры. Видеться с родственниками лично совсем необязательно, ведь теперь можно созвониться с ними по видеосвязи и обсудить последние новости именно таким образом. К счастью, современная эпидемиологическая ситуация показала, что социальное отчуждение может нести в себе не только вред, но и пользу. Люди, оказавшись в условиях самоизоляции, но при этом владеющие всеми возможностями для общения без непосредственных встреч, смогли поддерживать отношения друг с другом. Это же касается и рабочих моментов, перехода на дистанционный режим работы и дистанционное образование. Благодаря развитым технологиям мир не стоял на месте, хотя в такое непростое время были и свои крупнейшие потери, которые привели к кризисным ситуациям.
Социальное отчуждение как социологическая теория была разработана несколькими классическими и современными теоретиками. Концепция имеет множество применения в конкретных дисциплинах, а также ее относят субъективно к личному психологическому состоянию индивидов. А вот что касается социальных отношений, то в данном случае отчуждение – это скорее объективное описание текущего состояния общества, которое может обостряться или уменьшаться в зависимости от внешних изменений и внутренних факторов.
Проблема отчуждения в социологии
Отчуждение в социологии соотносится с понятием социальной изоляции. Это состояние, которое выражается в чувстве полной или частичной изолированности от своего сообщества. Такие исследователи, как Нил и Коллас подчеркивают центральную роль социальной изоляции и отчуждения в современном мире. Несмотря на то, что изоляция воспринимается как форма личностного стресса, источники этого состояния укоренились в социальной организации современного мира. Большая часть современного повседневного взаимодействия связана с теми, кто оказывается человеку совершенно незнакомым, и постоянных отношений с этим человеком у индивида нет. Поэтому он осторожничает, присматривается, не до конца сближается, понимая, что эти взаимоотношения могут остаться лишь на зарождающемся уровне.
Отечественные исследователи также затрагивают тему социального отчуждения, подчеркивая, что в современном мире оно лишь усиливается. Особое внимание следует уделить положению дел в России. Например, в работе Ф. И Минюшева выявляется ряд уровней отчуждения, которые могут быть характерны именно российскому обществу. Это:
Социально-экономическая форма отчуждения в российском обществе выражается через показатели дифференциации доходов. Есть прослойка богатых, прослойка среднеобеспеченных и огромный пласт бедных. Бедная категория граждан отчуждена от многих благ, которые могли бы улучшить их жизнь. Но что самое главное – бедные очень отчуждены друг от друга, поскольку они по большей части сконцентрированы только на своих проблемах и сложностях.
Политическое отчуждение иногда принимает откровенно враждебные формы. Власть вообще выстраивается на конфликте интересов. В политике всегда есть доминирующие и те, кто им подчиняется. Сложившиеся общественные группы отличаются друг от друга интересами, потребностями и идеологическими ориентациями. Государство выступает в качестве совокупного капиталиста, которые генерирует и совмещает в себе все эти противоречия, принимая одну сторону и выступая от ее имени.
Этническое отчуждение выражается в волнах ксенофобии, агрессивности в отношении отдельных этносов, наций и народностей. Многонациональное российское государство неминуемо столкнулось бы с такой формой отчуждения, поскольку на территории одной страны уживаются десятки, а то и сотни различных наций и народной, у каждой из которых есть свои интересы, потребности и идеологические ориентации.
Духовное отчуждение проявляется в манипулировании сознанием людей, особенно учитывая, что сегодня манипуляция может происходит со стороны средств массовой информации. Распространяются социальные и информационные, религиозные мифы и предрассудки, которые приводят к стереотипизации мышления.
10 причин, из-за которых ты можешь чувствовать отчуждение от общества
У каждого хотя бы раз в жизни возникала мысль, что он находится не там, где должен быть. В эти моменты человек буквально чувствует себя не в своей тарелке, начинается отчуждение от общества, которое приводит к разнообразным психологическим проблемам.
Не ощущать принадлежность к чему-либо — серьёзная ситуация, которая требует тщательного осмысления. Пускать всё на самотёк — значит разрушать свою психику, постоянно испытывать стресс и недовольство жизнью.
Что такое чувство принадлежности и как оно связано с отчуждением от общества
Прежде чем перейти к причинам, из-за которых ты можешь чувствовать отчуждение от общества, нужно сказать пару слов о чувстве принадлежности. Именно его отсутствие и приводит к отчуждению.
Любой человек хочет принадлежать к чему-либо или кому-либо — осознанно или на уровне подсознания. Это ощущение важно для счастья, удовлетворения потребностей и желаний. Принадлежность к чему-либо даёт чувство, что ты небезразличен остальным и не являешься легкозаменяемым винтиком. Для большинства людей это чувство и есть состояние бытия. Отчуждённость же подобна смерти из-за отсутствия видения настоящего и будущего, места в нём.
И действительно, какой смысл каждое утро вставать с кровати, делать что-то, если ты не ассоциируешь себя с окружением и чувствуешь отчуждённость от мира?
Чаще всего свою принадлежность люди находят в семье, увлечениях, работе или карьере, стараниях на общее благо, в достижении определённых целей. В пирамиде Маслоу потребность в принадлежности и любви стоит на третьем по важности месте после физиологических потребностей и безопасности. Без принадлежности, чувствуя отчуждение от общества, ты не сможешь удовлетворять следующие потребности и застрянешь на месте.
А теперь к причинам отчуждения от общества.
1. Ты не был близок со своей семьёй
Детские психологические травмы — это самая частая причина комплексов и фобий человека. И когда психоаналитики пытаются разгадать суть проблем, прежде всего они погружаются в детские воспоминания пациента.
Отчуждение от общества не стало исключением, ведь чувство принадлежности проистекает из семейной жизни, из того, насколько комфортно тебе было в детстве, помогали ли тебе твои родители и другие родственники почувствовать себя привязанным к чему-то, дарили ли ощущение любви и уюта.
Причём для отчуждённости необязательно испытывать серьёзную детскую травму — достаточно эпизодического давления, которое будет накапливаться и к сознательному возрасту вызовет отторжение.
2. Ты умнее окружающих
Ощущать принадлежность — это в том числе и ассоциировать себя с другими людьми, похожими на тебя. Но это практически невыполнимая задача, если ты намного умнее большинства представителей общества.
Не думай, что это ощущение плохое, из разряда нарциссизма и завышенной самооценки. Дело в том, что из-за высокого интеллекта тебе намного сложнее общаться с людьми: приходится опускаться до их уровня, чтобы просто поговорить на обычные темы.
Умному человеку часто хочется принадлежать к таким же, как он, или даже более интеллектуально развитым, тем, кто может научить его чему-либо новому, удивить, стать примером для подражания. Присутствие же в обществе, где каждый на ступень ниже по интеллекту, может вызывать отчуждение и депрессию. Здесь уместно выражение «горе от ума».
3. Твои убеждения расходятся с мнением большинства
Неважно, разные ли у тебя с обществом взгляды на политику, религию или культуру, — все эти аспекты важны для чувства принадлежности. Наши личные ценности формируют то, кем мы являемся. И если наблюдается рассинхронизация с мыслями и действиями общества, ты почти всегда будешь ощущать отчуждённость.
Определить отчуждение по этому признаку очень просто: спроси себя, что ты ценишь, и сравни свои убеждения с окружающими тебя людьми.
4. Ты непохож на остальных
Как бы ни пыталось общество стричь всех под одну гребёнку, каждый из нас по-своему уникален. И когда у тебя есть какие-либо отличительные черты внешности, будь то рост, вес, цвет кожи, визуальные дефекты, ты становишься белой вороной.
Внешние факторы сильно влияют на наше эго и определяют то, какими людьми мы будем. Схожие параметры помогают ассоциировать себя с другими членами общества. Но при значительных отличиях эта ассоциация просто невозможна, из-за чего такие люди отдаляются от остальных.
5. У тебя далекоидущие амбиции
Отчуждение может возникать из-за сильного контраста между тем, каким видишь будущее ты, и тем, каким его видят другие. Твоя личность формируется не только из того, кем ты был вчера и сегодня, но и из твоего будущего, того, кем ты хочешь стать через месяц, год, десятилетия.
В этом и проблема, ведь ты начинаешь видеть картину более масштабно. В ней большинству окружающих тебя людей нет места, как и нынешнему твоему образу жизни, и ты подсознательно (а иногда и вполне осознанно) начинаешь отдаляться от сложившегося настоящего, мыслями уже находясь в будущем. Твоя жизнь принадлежит уже тому далёкому завтра.
6. Тебе трудно открыться другим людям
Если ты интроверт или просто спокойный человек, то тебе может быть сложно адаптироваться к быстроменяющемуся миру экстравертов. Людям, как социально зависимым существам, важно открываться другим членам общества. Это помогает преодолеть стресс, зарядиться положительными эмоциями, лучше понять окружающих.
Но когда этого нет, когда человеку трудно открыться перед другими, начинается медленное отчуждение, которое может выливаться в достаточно серьёзные проблемы. Постепенно человек может превратиться в хикикомори. Этот термин обозначает людей, отказывающихся от социальной жизни и стремящихся к крайней степени социальной изоляции.
7. Ты излишне застенчив
Стесняться — это нормально, ведь не каждому нравится находиться в центре внимания. Но излишняя застенчивость может вызывать отчуждение, нарушать чувство принадлежности обществу. Ты просто не можешь ассоциировать других людей с собой, так как ставишь их выше себя, и начинаешь накручивать себя тем, что не можешь соответствовать их ожиданиям.
8. Ты думаешь, что очень хорошо знаешь людей
Возможно, твоё отчуждение связано с тем, что ты наивно считаешь себя экспертом в человеческих душах. Из-за завышенной самооценки или если человек уже обжёгся в жизни, он может начать судить о других членах общества как об общей массе с единым самосознанием. В таком случае, к примеру, все женщины у него могут стать меркантильными змеями, а мужчины — грубыми мужланами, которым нужно только одно. Но это не так. Каждый человек уникален, и своим образом мышления ты лишь усугубляешь отчуждённость от общества.
9. Ты недостаточно стараешься
Одной из распространённых причин отчуждённости от общества являются недостаточные старания, ощущение бесцельности и безразличия к окружающей тебя обстановке. Близкие люди могут пытаться вновь вовлечь тебя в общество, сделать его полноценным членом, вызвать у тебя чувство принадлежности, но ты подсознательно или осознанно сопротивляешься этому. Вместо сопротивления попробуй проявить немного инициативы и вылезти из своего мирка.
10. Ты слишком стараешься
В противовес предыдущему пункту: слишком большие старания так же ведут к отчуждению от общества. Своим чрезмерным старанием понравиться другим ты вызываешь у них вовсе не симпатию, а зачастую неприязнь (они думают, что ты подлизываешься) или желание воспользоваться тобой. Каждый раз, натыкаясь на такую реакцию, ты будешь чувствовать всё большее отчуждение из-за диссонанса: «Я добр и чуток со всеми, но меня используют в корыстных целях. Что с этим миром не так?»
Запомни: никто не любит тех, кто слишком старается всем понравиться. Нейтральная позиция по отношению к большинству поможет исключить чувство разочарования.
СОДЕРЖАНИЕ
История
17 век
В том же веке был введен закон об отчуждении привязанности, позволяющий мужчинам требовать компенсации от других мужчин, обвиненных в отъезде «их» женщины.
В истории литературы немецкие романтики оказываются первой группой писателей и поэтов, в творчестве которых регулярно встречается понятие отчуждения. Примерно в начале XIX века Гегель популяризировал христианскую ( лютеранскую ) и идеалистическую философию отчуждения. Он использовал немецкие термины в частично разных смыслах, имея в виду психологическое состояние и объективный процесс, и в целом утверждал, что самость была историческим и социальным творением, которое отчуждается от себя через воспринимаемый объективный мир, но может стать отчужденным. опять же, когда этот мир рассматривается как просто еще один аспект самосознания, который может быть достигнут самопожертвованием ради общего блага.
Маркса
В « Отчуждении человека» люди становятся отчужденными от самих себя в стремлении остаться в живых, где «они теряют свое истинное существование в борьбе за выживание» (Axelos, 1976: 111). Маркс фокусируется на двух аспектах человеческой природы, которые он называет «историческими условиями». Первый аспект касается потребности в пище, одежде, крове и многом другом. Во-вторых, Маркс считает, что после удовлетворения этих основных потребностей у людей появляется тенденция к развитию большего количества «потребностей» или желаний, которые они будут стремиться удовлетворить, следовательно, люди застревают в цикле бесконечных желаний, из-за чего они становятся чужими друг другу.
Конец 1800-1900-х годов
Эту важную программу можно противопоставить традициям, которые пытаются извлечь проблемы отчуждения из более широкого социально-экономического контекста или, по крайней мере, принимают более широкий контекст на своих собственных условиях и которые часто приписывают проблемы индивидуальной аномалии или неспособности приспособиться.
Бессилие
Отчуждение в смысле отсутствия власти было технически определено Симаном как «ожидание или вероятность того, что его собственное поведение не может определить возникновение результатов или подкреплений, которые он ищет». Симан утверждает, что это «понятие отчуждения, возникшее из марксистского взгляда на положение рабочего в капиталистическом обществе: рабочий отчужден в той мере, в какой прерогатива и средства принятия решения экспроприированы правящими предпринимателями». Более кратко Калекин-Фишман (1996: 97) говорит: «Человек страдает от отчуждения в форме« бессилия », когда он осознает разрыв между тем, что он хотел бы сделать, и тем, что он чувствует в состоянии сделать».
Совсем недавно Гейер замечает, что «появился новый тип бессилия, когда основная проблема больше не в несвободе, а в невозможности выбора из чрезмерного выбора альтернативных действий, последствия которого часто невозможно даже понять». Гейер адаптирует кибернетику к теории отчуждения и пишет (1996: xxiv), что бессилие является результатом отсроченной обратной связи : «Чем сложнее окружающая среда, тем позже человек сталкивается со скрытыми и часто непреднамеренными последствиями своих действий. Следовательно, ввиду этого запаздывания во времени, скрывающего причинно-следственные связи, и «награды», и «наказания» за действия человека все чаще рассматриваются как случайные, часто с апатией и отчуждением в результате ».
Бессмысленность
Чувство смысла было определено Симаном как «чувство индивидуального понимания событий, в которые он вовлечен». Seeman (1959: 786) пишет, что бессмысленность «характеризуется низким ожиданием того, что можно будет сделать удовлетворительные прогнозы относительно будущих результатов поведения». В то время как бессилие относится к ощущаемой способности контролировать результаты, это относится к ощущаемой способности предсказывать результаты. В этом отношении бессмысленность тесно связана с бессилием ; Симан (там же) утверждает, что «представление о том, что человек живет в понятном мире, может быть предпосылкой для ожидания контроля; а непонятность сложных дел, по-видимому, способствует развитию высоких ожиданий внешнего контроля (то есть высокой бессилия). ) «.
Нормальность
Neal & Collas (2000: 122) пишут: «Отсутствие норм отчасти происходит из условий сложности и конфликта, в которых люди не понимают состав и соблюдение социальных норм. В условиях жизни происходят внезапные и резкие изменения, и нормы, которые обычно действуют, могут больше не кажутся адекватными в качестве руководящих принципов поведения «. Это особая проблема после распада Советского Союза, массовой миграции из развивающихся в развитые страны и общего чувства разочарования, которое характеризовало 1990-е годы (Senekal, 2011). Традиционные ценности, которые уже подвергались сомнению (особенно в 1960-е годы), были встречены еще большим скептицизмом в 1990-х, что привело к ситуации, когда люди чаще полагались на собственное суждение, чем на институты власти: «Человек не только стал более независимым. церкви, но также и из других социальных институтов. Человек может сделать более личный выбор в гораздо большем количестве жизненных ситуаций, чем раньше »(Halman, 1998: 100). Этот выбор не обязательно является «негативным»: исследование Халмана показало, что европейцы остаются относительно консервативными в моральном плане, даже несмотря на то, что авторитет церкви и других институтов подорван.
Отношения
Семейное отчуждение между родителями и взрослыми детьми «объясняется рядом биологических, психологических, социальных и структурных факторов, влияющих на семью, включая расстройства привязанности, несовместимые ценности и убеждения, невыполненные ожидания, критические жизненные события и изменения, отчуждение родителей и неэффективность шаблоны общения «. Степень отчуждения положительно коррелирует со снижением эмоционального функционирования у родителя, который чувствует потерю идентичности и стигму.
Отношения привязанности у взрослых также могут включать в себя чувство отчуждения. Действительно, эмоциональное отчуждение считается обычным образом жизни для многих, независимо от того, переживается ли оно как подавляющее, непризнанное в разгар социально-экономической гонки или способствует возникновению, казалось бы, не связанных между собой проблем.
Социальная изоляция
Социальная изоляция означает «чувство изолированности от своего сообщества». Нил и Коллас (2000: 114) подчеркивают центральную роль социальной изоляции в современном мире: «Хотя социальная изоляция обычно воспринимается как форма личного стресса, ее источники глубоко укоренились в социальной организации современного мира. и атомизация, большая часть нашего повседневного взаимодействия связана с теми, кто нам незнаком и с кем у нас нет постоянных социальных отношений ».
После распада Советского Союза и окончания холодной войны мигранты из Восточной Европы и развивающихся стран стекались в развитые страны в поисках более высокого уровня жизни. Это привело к тому, что целые общины оказались оторванными от корней: они больше не были полностью частью своей родины, но не интегрировались в принятые ими общины. Литература диаспоры описывает тяжелое положение этих мигрантов, например Хафид Буазза в Паравионе. Сенекал (2010b: 41) утверждает: «Общины с низкими доходами или религиозные меньшинства могут чувствовать себя отделенными от основного общества, что приводит к негативной реакции, такой как гражданские беспорядки, которые произошли во французских городах в октябре 2005 года. Тот факт, что беспорядки впоследствии распространились на Бельгию, Дания, Германия, Нидерланды, Испания, Греция и Швейцария демонстрируют, что не только эти общины чувствовали себя изолированными от основного общества, но и что они нашли сообщество в своей изоляции; они считали себя родственными душами «.
Политическое отчуждение
Самоотчуждение
Психическое расстройство
Процесс « злокачественного отчуждения» наблюдался в отношении некоторых психиатрических пациентов, особенно в отделениях судебно-медицинской экспертизы, а также в отношении лиц, отмеченных как «трудные» или которых не любит хотя бы часть персонала, что предполагает нарушение терапевтических отношений между персоналом. и пациентов, что может закончиться самоубийством пациента. Лица с длительными психическими расстройствами, которые, возможно, изначально были вызваны социальным отчуждением, могут испытывать особое социальное и экзистенциальное отчуждение в своих сообществах из-за других людей и, возможно, их собственного негативного отношения к себе и «странного» поведения.
Инвалидность
Различия между людьми с ограниченными возможностями и людьми в относительных способностях или предполагаемых способностях могут быть причиной отчуждения. Одно исследование «Социальное отчуждение и идентификация сверстников: исследование социальной конструкции глухоты» показало, что среди глухих взрослых постоянно возникает одна тема во всех категориях жизненного опыта: социальное отторжение и отчуждение от более широкого слышащего сообщества. Только когда респонденты описали взаимодействия с глухими людьми, тема изоляции уступила место комментариям об участии и значимом взаимодействии. Оказалось, что это связано с конкретными потребностями, например, с реальным разговором, информацией, возможностью установить близкие дружеские отношения и чувство семьи. Было высказано предположение, что социальное значение глухоты определяется взаимодействием глухих и слышащих людей, что иногда приводит к маргинализации глухих, что иногда оспаривается. Это также привело к созданию альтернатив, и сообщество глухих описывается как одна из таких альтернатив.
Врачи и медсестры часто имеют дело с людьми, которые временно или навсегда изолированы от сообществ, что может быть результатом или причиной заболеваний и страданий, и поэтому было предложено уделять внимание изучению опыта особой боли, которая отчуждение может принести.
В искусстве
Социолог Гарри Дамс проанализировал «Матричную трилогию» фильмов в контексте теорий отчуждения в современном обществе. Он предполагает, что центральной темой «Матрицы» является «повсеместное, но все более и более невидимое преобладание отчуждения в современном мире и трудности, сопровождающие попытки преодолеть его».
Социальное отчуждение «состояние социальных отношений, отраженное низкой степенью интеграция или же общие ценности и большое расстояние или изоляция между людьми или между человеком и группой людей в сообществе или рабочей среде «. [1] Это социологический Концепция разработана несколькими классическими и современными теоретиками. [2] Эта концепция имеет множество применений в конкретных дисциплинах и может относиться как к личному психологическому состоянию (субъективно), так и к типу социальных отношений (объективно).
Содержание
История
Отчуждение также имело особую законный-политический значение, поскольку по крайней мере Древнеримский раз, куда отчуждать свойство (Alienato) заключается в передаче владение об этом кому-то другому. Сам термин отчуждение происходит от латинский пришелец что означало «другого места или человека», что, в свою очередь, пришло из Алиус, что означает «другой» или «другой». Чужой в древнеримские времена мог относиться к чужому рабу. Другое использование этого термина в древнегреко-римские времена было врачи относится к нарушенным, трудным или ненормальным состояниям ума, обычно приписываемым несбалансированному физиология. На латыни alienatio mentis (психическое отчуждение), это употребление датируется Асклепиады. [3] После того, как переводы таких работ снова появились на Западе в 17 веке, врачи снова начали использовать термин, который обычно приписывают Феликс Блюдо.
В средневековый раз, отношения между отчуждением и общественный строй был описан, частично опосредован мистика и монашество. В Крестовые походы и охота на ведьм были описаны как формы массового отчуждения. [4]
17-го века
В 17 веке Гуго Гроций выдвинуть концепцию, которая есть у всех »суверен власти над собой, но что они могут отчуждать это естественное право на общее благо, Социальный контракт теория. В 18 веке Hutcheson ввел различие между отчуждаемые и неотчуждаемые права в юридическом смысле этого слова. Руссо опубликовал влиятельные работы на ту же тему, а также популяризировал психологически-социальную концепцию отчуждения от состояние природы из-за расширения гражданское общество или состояние нации.
В том же веке закон отчуждение привязанности был введен, чтобы мужчины требовали компенсации от других мужчин, обвиняемых в похищении «их» женщины.
В истории литературы Немецкие романтики по-видимому, первая группа писателей и поэтов, в творчестве которых регулярно встречается понятие отчуждения. [5] Примерно в начале 19 века, Гегель популяризировал христианина (Лютеранский) и Идеалист философия отчуждения. [6] Он использовал немецкие термины в частично разных смыслах, имея в виду психологическое состояние и объективный процесс, и в целом утверждал, что себя был историческим и социальным творением, которое отчуждается от самого себя через воспринимаемое цель мир, но может снова стать отчужденным, когда этот мир будет рассматриваться как просто еще один аспект самосознания, который может быть достигнут самопожертвованием ради общего блага.
После Гегеля образовались два лагеря: «молодые» или «левые» гегельянцы который разработал свою философию для поддержки инноваций в политике или религии, и «старые» или «правильные» гегельянцы который взял свою философию в политически и религиозно консервативном направлении. Бывший лагерь имел более продолжительное влияние, и среди них Фейербах отличался от Гегеля тем, что утверждал, что поклонение Богу само по себе является формой отчуждения, потому что оно проецирует человеческие качества на внешнюю идею, а не реализует их как часть себя.
Маркса
Маркс изначально принадлежал к младогегелевскому лагерю и, подобно Фейербаху, отвергал духовную основу и адаптировал гегелевские теории. диалектика модель к теории (исторический) материализм. Теория отчуждения Маркса наиболее четко сформулировано в Экономические и философские рукописи 1844 г. и Немецкая идеология (1846). В ‘молодой’ Маркс писали об отчуждении чаще и прямо, чем «зрелый» Маркс, что некоторые считают идеологическим прорывом, в то время как другие утверждают, что эта концепция остается центральной. Обычно считается, что есть переход от философскогоантропологический (Марксистский гуманизм) концепции (например, внутреннее отчуждение от себя) структурный-историческая интерпретация (например, внешнее отчуждение путем присвоения труда), сопровождающаяся изменением терминологии с отчуждения на эксплуатация к товарный фетишизм и овеществление. [10] Марксовые концепции отчуждения были разделены на четыре типа Костас Акселос: экономическое и социальное отчуждение, политическое отчуждение, человеческое отчуждение и идеологическое отчуждение. [11]
В Человеческое отчуждениелюди становятся отчужденными от самих себя в стремлении остаться в живых, где «они теряют свое истинное существование в борьбе за выживание» (Axelos, 1976: 111). Маркс обращает внимание на два аспекта человеческой природы, которые он называет «историческими условиями». Первый аспект касается потребности в пище, одежде, убежище и многом другом. Во-вторых, Маркс считает, что после удовлетворения этих основных потребностей у людей появляется тенденция к развитию большего количества «потребностей» или желаний, которые они будут стремиться удовлетворить, следовательно, люди застревают в цикле бесконечных желаний, из-за чего они становятся чужими друг другу. [16]
При обращении к идеологическое отчуждениеАкселос предполагает, что Маркс считает, что все религии отвлекают людей от «их истинного счастья» и вместо этого обращают их к «иллюзорному счастью». [17]
Существует часто встречающаяся проблема перевода в борьбе с идеями отчуждения, заимствованными из немецкоязычных философских текстов: слово отчуждение, и подобные слова, такие как отчуждение, часто используются как синонимы для перевода двух разных немецких слов, Entfremdung и Entäußerung. Первое означает конкретно межличностное отчуждение, тогда как второе может иметь более широкое и активное значение, которое может относиться также к экстернализации, отказу от права собственности или продаже (отчуждению) собственности. В целом, в отличие от своих предшественников, Маркс, возможно, использовал эти термины как синонимы, хотя он также писал: «Entfremdung. составляет реальный интерес этого Entäußerung.» [18]
Конец 1800-1900-х годов
Американский социолог К. Райт Миллс провели серьезное исследование отчуждения в современном обществе с Белый воротничок в 1951 году, описывая, как современный капитализм потребления сформировал общество, в котором вы должны продавать свою личность в дополнение к своей работе. Мелвин Симан был одним из участников всплеска исследований отчуждения в середине 20-го века, когда он опубликовал свою статью «О значении отчуждения» в 1959 году (Senekal, 2010b: 7–8). Симан использовал идеи Маркса, Эмиля Дюркгейма и других, чтобы построить то, что часто считается моделью для распознавания пяти характерных черт отчуждения: бессилия, бессмысленности, отсутствия норм, изоляции и самоотчуждения (Seeman, 1959). [19] Позже Симан добавил шестой элемент (культурное отчуждение), хотя этот элемент не играет заметной роли в более поздних обсуждениях его работ.
В теории психоанализ разработан примерно в начале 20 века, Зигмунд Фрейд не рассматривал концепцию отчуждения в явной форме, но впоследствии это сделали другие аналитики. Это теория разделения и конфликтов между сознанием и бессознательный разум, между разными частями гипотетического психический аппарат, и между собой и цивилизация. Постулирует Защитные механизмы, включая расщепление, как при нормальном, так и при нарушенном функционировании. Концепция чего-либо подавление был описан как имеющий функционально эквивалентные эффекты, как идея ложное сознание связано с марксистской теорией. [20]
Форма Западный марксизм разработанные в течение столетия, которые включали в себя влиятельные анализы ложного сознания Дьёрдь Лукач. Критики бюрократия и Протестантская этика также опирался на работы Макс Вебер.
Цифры, связанные с критическая теория, в частности с Франкфуртская школа, Такие как Теодор Адорно и Эрих Фромм, также разработал теории отчуждения, опираясь на неомарксист идеи, а также другие влияния, включая неофрейдистский и социологические теории. Один подход применяет марксистские теории коммодификация культурным, образовательным и партийно-политический сферы. Проводятся связи между социально-экономическими структурами, психологическими состояниями отчуждения и личными человеческими отношениями. [21] В 1960-е годы революционная группа Situationist International приобрели известность, инсценировав «ситуации», призванные подчеркнуть альтернативный образ жизни развитый капитализм, последний концептуализирован как диффузныйзрелище’, фальшивая реальность, маскирующая деградацию человеческой жизни. Теория коммуникативного действия связана с Юрген Хабермас подчеркивает важную роль язык в публичная жизнь, предполагая, что отчуждение происходит из-за искажения аргументированных моральных дебатов стратегическим господством рынок силы и государственный мощность.
Эту важную программу можно противопоставить традициям, которые пытаются извлечь проблемы отчуждения из более широкого социально-экономического контекста или, по крайней мере, принимают более широкий контекст на своих собственных условиях и которые часто приписывают проблемы индивидуальным отклонениям или неспособности приспособиться. [22]
Бессилие
Отчуждение в смысле отсутствия мощность Технически был определен Симаном как «ожидание или вероятность, которой придерживается индивид, что его собственное поведение не может определять возникновение результатов или подкреплений, которые он ищет». Симан утверждает, что это «понятие отчуждения, возникшее из марксистского взгляда на положение рабочего в капиталистическом обществе: рабочий отчужден до такой степени, что прерогатива а средства принятия решений конфискованы правящими предпринимателями «. [23] Более кратко Калекин-Фишман (1996: 97) говорит: «Человек страдает от отчуждения в форме« бессилия », когда он осознает разрыв между тем, что он хотел бы сделать, и тем, что он чувствует в состоянии сделать».
Совсем недавно Гейер [25] отмечает, что «появился новый тип бессилия, при котором основная проблема больше не в несвободе, а в невозможности выбирать из чрезмерный выбор альтернативных действий, последствия которых часто даже невозможно представить ». Гейер адаптирует кибернетика теории отчуждения и пишет (1996: xxiv), что бессилие является результатом отсроченного Обратная связь: «Чем сложнее окружающая среда, тем позже человек сталкивается со скрытыми и часто непреднамеренными последствиями своих действий. Следовательно, ввиду этого запаздывания во времени, скрывающего причинно-следственные связи, как« награды », так и« наказания »за свои действия все чаще рассматриваются как случайные, часто с апатия и отчуждение в результате «.
Бессмысленность
Чувство чего-либо смысл был определен Симаном как «чувство индивидуального понимания событий, в которые он вовлечен». [26] Seeman (1959: 786) пишет, что бессмысленность «характеризуется низким ожиданием того, что можно будет сделать удовлетворительные прогнозы относительно будущих результатов поведения». В то время как бессилие относится к ощущаемой способности контролировать результаты, это относится к ощущаемой способности предсказывать результаты. В этом отношении бессмысленность тесно связана с бессилие; Симан (там же) утверждает, что «представление о том, что человек живет в понятном мире, может быть предпосылкой для ожидания контроля; а непонятность сложных дел, по-видимому, способствует развитию высоких ожиданий внешнего контроля (т. Е. Высокой бессилия). ) «.
Гейер (1996: xxiii) считает, что бессмысленность должна быть заново истолкована для постмодернистских времен: «С ускоряющимся потоком информации [. ] бессмысленность больше не в том, можно ли придавать значение входящей информации, а в том, можно ли разработать адекватную новые механизмы сканирования для сбора необходимой информации, имеющей отношение к цели, а также более эффективные процедуры отбора, позволяющие избежать перегрузки ненужной информацией, которая регулярно подвергается бомбардировке ». «Информационная перегрузка»или так называемое» информационное цунами «- хорошо известные информационные проблемы, с которыми сталкивается современный человек, и Гейер, таким образом, утверждает, что бессмысленность перевернута с ног на голову.
Нормальность
Neal & Collas (2000: 122) пишут: «Отсутствие норм отчасти происходит из условий сложности и конфликта, в которых люди не понимают состав и соблюдение социальных норм. В условиях жизни происходят внезапные и резкие изменения, и нормы, которые обычно действуют, могут больше не кажутся адекватными в качестве руководящих принципов поведения «. Это особая проблема после распада Советского Союза, массовой миграции из развивающихся в развитые страны и общего чувства разочарования, которое характеризовало 1990-е годы (Senekal, 2011). Традиционные ценности, которые уже подвергались сомнению (особенно в 1960-е годы), были встречены еще большим скептицизмом в 1990-х, что привело к ситуации, когда люди чаще полагались на собственное суждение, чем на институты власти: «Человек не только стал более независимым. церкви, но также и из других социальных институтов. Человек может сделать более личный выбор в гораздо большем количестве жизненных ситуаций, чем раньше »(Halman, 1998: 100). Этот выбор не обязательно является «негативным»: исследование Халмана показало, что европейцы остаются относительно консервативными в моральном плане, даже несмотря на то, что авторитет церкви и других институтов подорван.
Отношения
Семейное отчуждение между родителями и взрослыми детьми «объясняется рядом биологических, психологических, социальных и структурных факторов, влияющих на семью, включая расстройства привязанности, несовместимые ценности и убеждения, невыполненные ожидания, критические жизненные события и переходные периоды, отчуждение родителей и неэффективность шаблоны общения «. Степень отчуждения положительно коррелирует со снижением эмоционального функционирования у родителя, который чувствует потерю идентичности и стигму. [29] [30]
Отношения привязанности у взрослых может также включать чувство отчуждения. [31] В самом деле, эмоциональное отчуждение считается обычным образом жизни для многих, независимо от того, переживается ли оно как подавляющее или не допускается в разгар стресса. социально-экономическая раса, или способствует решению, казалось бы, не связанных между собой проблем. [32]
Социальная изоляция
Социальная изоляция относится к «Чувству изолированности от своего сообщества». [33] Нил и Коллас (2000: 114) подчеркивают центральную роль социальной изоляции в современном мире: «Хотя социальная изоляция обычно воспринимается как форма личного стресса, ее источники глубоко укоренились в социальной организации современного мира. и атомизация, большая часть нашего повседневного взаимодействия происходит с теми, кто нам незнаком и с кем у нас нет постоянных социальных отношений ».
После распада Советского Союза и конца Холодная война, мигранты из Восточная Европа а развивающиеся страны устремились в развитые страны в поисках более высокого уровня жизни. Это привело к искоренению целых сообществ: они больше не являются полностью частью своей родины, но и не интегрированы в принятые ими сообщества. Диаспора литература описывает тяжелое положение этих мигрантов, например Хафид Буазза в Паравионе. Сенекал (2010b: 41) утверждает: «Общины с низкими доходами или религиозные меньшинства могут чувствовать себя отделенными от основного общества, что приводит к негативной реакции, такой как гражданские беспорядки, которые произошли во французских городах в октябре 2005 года. Тот факт, что беспорядки впоследствии распространились на Бельгию, Данию, Германию, Нидерланды, Испанию, Грецию и Швейцарию, показывает, что эти общины не только чувствовали себя изолированными от основного общества, но и нашли сообщество в своей изоляции; они считали себя родственными душами «.
Политическое отчуждение
Одним из проявлений вышеупомянутых аспектов отчуждения может быть чувство отчуждения и непричастности к нему. политическая система. Такой политическое отчуждение может возникнуть из-за того, что не отождествляет себя с какой-либо конкретной политической партией или посланием, и может привести к революция, реформирование поведение, или воздержание от политического процесса, возможно, из-за апатия избирателя. [34]
Аналогичная концепция политическое отчуждение, где работники испытывают психологическое отключение от политика программа реализуется.
Самоотчуждение
Seeman (1959) признал проблемы, присущие определению «я», в то время как постмодернизм, в частности, подверг сомнению саму возможность точного определения того, что именно представляет собой «я». Герген (1996: 125) утверждает, что: «традиционный взгляд на« я »против общества глубоко проблематичен и должен быть заменен концепцией« я », которое всегда уже погружено в взаимосвязь. В этой связи жалоба индивида на« непринадлежность »является частично побочный продукт традиционных дискурсы сами ». Если« я »конституируется в отношениях, имеет ли смысл говорить о« самоотчуждении », а не о« социальной изоляции »? Костас и Флеминг (2009: 354) предполагают, что, хотя концепция самоотчуждения« не выдержала постмодернистская критика эссенциализм и экономический детерминизм хорошо «, концепция все еще имеет значение, если Лаканианский чтение себя принято. Это можно рассматривать как часть более широкой дискуссии о концепция себя между гуманизм и антигуманизм, структурализм и постструктурализм, или же природа и воспитывать.
Психическое расстройство
До начала 20 века психологические проблемы назывались в психиатрии состояниями психического отчуждения, подразумевая, что человек отделился от себя, своего разума или мира. С 1960-х годов отчуждение снова стало рассматриваться в отношении клинических состояний расстройства, обычно с использованием широкой концепции «шизоидного» («расщепляющего») процесса, взятой из психоаналитический теория. Утверждалось, что расщепление происходит в процессе обычного развития ребенка и в повседневной жизни, а также в более экстремальной или дисфункциональной форме в таких условиях, как шизоидная личность и шизофрения. Различные концепции отчуждения и самоотчуждения использовались, чтобы связать внутренние шизоидные состояния с наблюдаемыми симптомами и с внешними социально-экономическими разделениями без обязательного объяснения или доказательства лежащей в основе причинной связи. Р. Д. Лэнг был особенно влиятельным в утверждении, что неблагополучные семьи и социально-экономическое угнетение вызвало состояния отчуждения и онтологическая незащищенность у людей, что можно было бы считать адаптацией, но которые были диагностированы как расстройства основной психиатрией и обществом (Laing, [1967] 1959). [35] Конкретные теории, связанные с Лэйнгом и другими в то время, не получили широкого признания, но работы с других теоретических точек зрения иногда затрагивают ту же тему. [36] [37]
В аналогичном ключе для Ян Паркер, психология нормализует условия социального отчуждения. Хотя он может помочь группам людей эмансипировать себя, он выполняет роль воспроизводства существующих условий (Parker, 2007). Этот взгляд можно рассматривать как часть более широкой традиции, которую иногда называют критическая психология или же психология освобождения, который подчеркивает, что человек опутан социально-политическими рамками и, следовательно, является психологическими проблемами. Точно так же некоторые психоаналитики предполагают, что, хотя психоанализ подчеркивает причины и реакции окружающей среды, он также связывает проблемы людей с внутренними конфликтами, возникающими в результате раннего психосоциального развития, эффективно отделяя их от более широкого текущего контекста. [38] Славой Жижек (опираясь на Герберт Маркузе, Мишель Фуко, и Жака Лакана психоанализ) утверждает, что в сегодняшнем капиталистическом обществе человек отчужден от себя посредством репрессивного предписания «наслаждаться!» Такой запрет не оставляет места для признания отчуждения и, действительно, сам по себе может рассматриваться как выражение отчуждения (Zizek, 1994).
Франц Фанон, один из первых авторов постколониализм, изучал условия объективации и насильственного угнетения (отсутствие автономии), которые, как считается, привели к психические расстройства среди колонизированный в странах третьего мира (в частности, африканцы) (Fanon, ([2004] 1961).
Процесс ‘злокачественный отчуждение »наблюдалось в отношении некоторых психиатрических пациентов, особенно в отделениях судебной экспертизы, а также в отношении лиц, которых называли« трудными »или которые не нравились хотя бы некоторым сотрудникам, что влечет за собой разрыв терапевтических отношений между персоналом и пациентами и может закончиться самоубийство пациента. [39] [40] Лица с длительными психическими расстройствами, которые, возможно, изначально были вызваны социальным отчуждением, могут испытывать особую социальную и экзистенциальную отчужденность внутри своих сообществ из-за других людей и, возможно, их собственного негативного отношения к себе и «странного» поведения. [41]
Инвалидность
Различия между людьми с инвалидность а люди с относительными способностями или предполагаемыми способностями могут быть причиной отчуждения. Одно исследование «Социальное отчуждение и идентификация сверстников: исследование социальной конструкции глухоты», [42] обнаружили, что среди глухих взрослых одна тема постоянно возникает во всех категориях жизненного опыта: социальное неприятие и отчуждение от более широкого слушающего сообщества. Только когда респонденты описали взаимодействия с глухими людьми, тема изоляции уступила место комментариям об участии и значимом взаимодействии. Оказалось, что это связано с конкретными потребностями, например, с реальным разговором, информацией, возможностью установить близкие дружеские отношения и чувство семьи. Было высказано предположение, что социальное значение глухоты определяется взаимодействием глухих и слышащих людей, что иногда приводит к маргинализация глухих, что иногда вызывает затруднения. Это также привело к созданию альтернатив, и сообщество глухих описано как одна из таких альтернатив.
Врачи и медсестры часто имеют дело с людьми, которые временно или навсегда изолированы от сообществ, что может быть результатом или причиной заболеваний и страданий, и поэтому было предложено уделять внимание изучению опыта особой боли, которая отчуждение может принести. [43] [44]
В искусстве
Отчуждение чаще всего выражается в литература как психологическая изоляция человека от общества или сообщества. В сборнике «Литературные темы Блума» Шекспирс Гамлет описывается как «высший литературный портрет» отчуждения, отмечая при этом, что некоторые могут утверждать, что Ахиллес в Илиада. Кроме того, Бартлби, писатель вводится как прекрасный пример, потому что присутствует так много чувств отчуждения. К другим литературным произведениям, посвященным теме отчуждения, относятся: Колпак, Черный мальчик, Дивный новый мир, Ловец во ржи, Избранный, Дублинцы, Отелло, 451 градус по Фаренгейту, Человек невидимка, Миссис Дэллоуэй, Записки из подполья, Пролетая над гнездом кукушки, Странная история доктора Джекила и мистера Хайда, Незнакомец и Миф о Сизифе, Судебный процесс, Замок, В ожидании Годо, Пустошь, и Молодой Гудман Браун. [45] Современные британские работы, известные своим взглядом на отчуждение, включают: Ребенок во времени, Лондонские поля, Игрой на игле, и Регенерация (Сенекал, 2008 и 2010b: 102–123).
Социолог Гарри Дамс проанализировал Матричная трилогия фильмов в контексте теорий отчуждения в современном обществе. Он предполагает, что центральная тема Матрица представляет собой «повсеместное, но все более и более невидимое преобладание отчуждения в современном мире и трудности, сопровождающие попытки преодолеть его». [46]
Британский прогрессивный рок группа Пинк Флойдконцептуальный альбом Стена (1979) и британский альтернативный рок группа Radioheadальбом ОК Компьютер (1997), оба затрагивают тему отчуждения в своих текстах.