Что такое социальное питание детей
Организация социального питания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность социального питания
Сегодня спектр социальных услуг достаточно широк. Все они рассматриваются в качестве важнейшего показателя, который отражает качество современных рыночных отношений и выступает гарантом безопасности граждан сразу в нескольких отраслях:
Исследователи отмечают, что особое место при такой формулировке вопроса следует уделить предприятиям социального массового питания. Предприятия данного типа чаще всего являются самостоятельными хозяйственными субъектами. Для оценки деятельности ими сформировано само понимание и оценка следующих понятий:
С другой стороны предприятия социального питания понимаются как подразделения учреждений образования и медицины. Они входят в состав обязательных для жизнеобеспечения общества блоков в вооруженных силах, а также в пенитенциарной системе. Деятельность этих блоков взаимосвязана и взаимозависима, поэтому один практически невозможен без других. Совокупный результат деятельности учреждений также зависит от функционирования входящих в его структуру подразделений. По этой причине руководству следует обращать пристальное внимание на каждый отдельный элемент, контролировать связи, которые возникают между ними, и уметь грамотно прогнозировать возможные результаты.
Очень важную роль играет тот факт, что социальное питание сохранило свою значимость еще и в качестве рычага для выравнивания социального расслоения общества. Оно должно предоставить гарантии того, что пищевые ресурсы будут доступны каждому человеку, а их распределение может производиться на основании льготности, социального обеспечения и защиты некоторых категорий граждан (находящихся в зоне риска в связи с низким уровнем доходов, а также инвалидов, сирот, многодетных семей). Это включает в себя предоставление всех видов льготного или вовсе бесплатного питания в учреждениях образования, а также организациях социальной защиты населения.
Услуги социального питания
Социальное питание – это особая сфера, которая обладает своей спецификой. Любые взаимодействия между исполнителем и потребителем конкретной услуги организуются и контролируется со стороны заказчика. Заказчиком преимущественно выступает орган государственной власти. Он ставит перед собой задачу повышения эффективности, качества результативности деятельности социальных организаций и, конечно же, органов государственного управления в сфере предоставления услуг.
Готовые работы на аналогичную тему
Перед предприятиями социального питания также стоит несколько социальных задач, которые требуют своего осознания и последующего разрешения:
Данные задачи должны быть реализованы в отношении как отдельного индивида, так и более широких социальных групп. Неоднозначность задачи заключается в том, что нельзя выбрать один и тот же метод и применить его в отношении отдельного человека или в отношении более широких социальных категорий. Также здесь присутствуют различия по способам привлечения предприятий питания различных типов и организационно-правовых форм. Однако, все виды массового социального питания объединяет одна задача – обеспечить доступность питания. Это значит, что необходимо предоставить услуги питания абсолютно любым категориям населения, особенно социально-незащищенным слоям.
Для потребителей услуги питания она необходима, а некоторые исследователи акцентируют внимание на ее безальтернативности. Человек не может жить без еды и воды, его организм истощается, что приводит к смерти. Иные способы получения энергии есть, но они не настолько эффективны, и не могут полностью восполнить ту, которую человек расходует в течение дня. Некоторые категории граждан в силу своей несамостоятельности (сироты, инвалиды), из-за недостатка материальных средств не могут самостоятельно обеспечить себя полноценным питанием. По этой причине государственные органы власти развернули полноценную государственную политику по обеспечению социального питания различных категорий населения.
Главный фактор в социальной организации питания – управление им. В настоящее время исследователями выделяются два ключевых подхода к управлению в данной сфере:
Социальное питание очень зависит от качества продукции. В современном мире существует высокий уровень конкуренции, в связи с чем многие предприятия и фирмы больше заботятся о том, чтобы произвести больше товаров, иногда пренебрегая его качеством. Здесь будет эффективна иная политика: важно создавать качественную продукцию, которая будет пользоваться успехом у потребителей. Также любой человек, к какой бы категории граждан он не относился, нуждается в высококачественной продукции, особенно если речь идет о питании. От него зависит здоровье и его состояние человека, его физическая активность, умственный уровень, эмоциональное состояние. Все это влияет на его трудовую деятельность, эффективность его работы.
Организация питания в системе соцзащиты
Решение на практике вопросов организации профилактического и лечебного питания в системе социальной защиты до настоящего времени остается достаточно сложным процессом. Это связано с тем, что многие руководители учреждений соцзащиты по-разному интерпретируют содержание некоторых нормативных документов прямого действия, определяющих требования к организации питания. Чтобы не допустить возникновение спорных ситуаций и создать в своих учреждениях систему питания, отвечающую всем требованиям российского законодательства, достаточно воспользоваться представленной в этой статье системой взаимосвязи между федеральными законами, постановлениями, ведомственными приказами, СанПиНами, ГОСТами и методическими рекомендациями.
Основы социального обслуживания
Прежде чем рассказать об особенностях и нюансах работы в системе социального обслуживания, необходимо ознакомиться с действующей нормативной базой и используемыми специализированными терминами.
В соответствии со статьей 2 ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (см. табл. 1). Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
А также обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход с учетом требований законодательства, предъявляемых к социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов. Основные понятия, используемые в системе социального обслуживания граждан:
ФЗ № 195 статья 1 «Социальное обслуживание»
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Организация лечебного питания в системе соцобслуживания
Организация профилактического и лечебного питания в системе социального обслуживания граждан проводится в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами, методическими рекомендациями и информационными письмами (см. табл. 2) и с установленными законодательно принципами социального обслуживания: адресности, доступности, профилактической направленности.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 в разделе классификации социальных услуг введены:
В целях оказания методической помощи органам социальной защиты населения субъектов РФ в организации питания лиц, проживающих в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, Постановлением Минтруда России «Об утверждении Методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» от 15 февраля 2002 г. № 12 (Постановление) утверждены Методические рекомендации по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, действующие на территории РФ с 04.06.2007 в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.06.2007 № 397.
Также Постановлением определены основные принципы организации питания: рациональность, сбалансированное качество, разнообразие питания с учетом его особенностей для лиц, длительное время проживающих в организованных коллективах учреждений социального обслуживания, направленность на профилактику основных заболеваний, поддержание физической и психической активности граждан пожилого возраста и инвалидов. Установлены обязательные для исполнения требования к организации питания в учреждениях социального обслуживания:
Изменения в Постановлении
Необходимо помнить, что постановление Минтруда России от 15 февраля 2002 г. № 12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» в настоящее время на территории Российской Федерации в старой редакции окончило действие 03.06.2007. В настоящее время Постановление действует только в редакции от 04.06.2007, введенной приказом Минздравсоцразвития РФ № 397 «О внесении изменений в Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 февраля 2002 г. № 12 „Об утверждении Методических рекомендаций по организации питания в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов“». Новая редакция Постановления введена для того, чтобы привести документ в соответствие с действующим законодательством, а также для дальнейшего совершенствования организации питания, повышения его эффективности в комплексном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях (отделениях) социального обслуживания. Министерством здравоохранения и социального развития РФ представлены современные требования к номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также:
Руководителям учреждений необходимо обратить внимание на то, что специализированные продукты лечебного и профилактического питания смеси белковые композитные сухие закупаются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 января 2006 г. № 01/32-ЕЗ, приказ в государственной регистрации не нуждается), по статье 340 экономической классификации расходов бюджетов РФ «Увеличение стоимости материальных запасов» с отнесением готовых специализированных смесей для питания к разделу «Продукты питания (оплата продовольствия), в том числе продовольственных пайков военнослужащим и приравненным к ним лицам». В Постановлении представлены рекомендуемые для использования среднесуточные продуктовые наборы для организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с учетом требований к пищевой ценности рационов питания. В состав среднесуточных наборов введена смесь белковая композитная сухая (расчет смеси приведен на примере специализированного продукта питания, где в 100 г смеси содержится 40 г белка) ГОСТ Р 53861-2010 «Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие Технические условия». В правовом акте изменения коснулись и двух типов учреждений, учреждений [отделений] социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и психоневрологических интернатов) в части:
Первая группа учреждений — учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В новой редакции Постановления определен расчет соотношения натуральных продуктов питания и смесей белковых композитных сухих в суточном рационе пациентов в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по основному варианту стандартной диеты (см. табл. 3). В примерном 7-дневном меню реализации рекомендуемого продуктового набора для учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов уменьшены среднесуточные нормы на хлеб ржано-пшеничный, хлеб пшеничный, увеличена порция омлета, установлено снижение ежедневной калорийности меню от 200 до 300 ккал.
В раздел «Ингредиенты рецептурных блюд» пробного меню-раскладки включена смесь белковая композитная сухая (см. табл. 4).
Вторая группа учреждений — психоневрологические интернаты. В правовом акте расчет соотношения натуральных продуктов питания и смесей белковых композитных сухих в суточном рационе пациентов психоневрологических интернатов производится по основному варианту стандартной диеты (см. табл. 5). В примерном 7-дневном меню реализации рекомендуемого продуктового набора для психоневрологических интернатов уменьшены среднесуточные нормы на хлеб ржано-пшеничный, хлеб пшеничный, увеличена порция омлета, каши гречневой с молоком. Установлено снижение ежедневной калорийности меню от 200 до 300 ккал. В раздел «Ингредиенты рецептурных блюд» пробного меню-раскладки включена смесь белковая композитная сухая (см. табл. 6). В новой редакции Постановления внесены изменения в систему замены продуктов по белку и углеводам в связи с включением в состав среднесуточного набора специализированных продуктов питания — смеси белковой композитной сухой (см. табл. 7).
Важно знать!
Для того чтобы соблюсти пищевую ценность дневного рациона при самостоятельном составлении меню, руководителям учреждений социального обслуживания необходимо использовать (в соответствии с действующим законодательством) нормативы и расчеты для организации рационально сбалансированного питания в соответствии с Приложениями № 1–9 к настоящему Постановлению. Производить расчеты расхода сырья, выхода готовых изделий необходимо в соответствии со сборниками рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.
Необходимо обратить внимание на то, что при составлении меню для граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания необходимо ограничить потребление жира (общее потребление — не более 30 %; потребление насыщенных животных жиров — не более 10 % от общей суточной калорийности рациона) и холестерина (не более 300 мг/день). При этом следует обеспечить потребления овощей и фруктов не менее трех раз в день. Для данной категории клиентов системы социального обслуживания определены требования к химическому составу и калорийности пищевых рационов:
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!
Для предотвращения развития питательной (белково-энергетической) недостаточности у клиентов с низким индексом массы тела по решению создаваемой в учреждении социального обслуживания комиссии (в составе руководителя учреждения, заведующего медицинской частью, заведующего пищеблоком), учитывая медицинские показания граждан пожилого возраста и инвалидов, рекомендуется назначать дополнительное питание и увеличивать калорийность, пищевую ценность, количество продуктов и выход блюд на 10–15 %. А также допускается устанавливать индивидуальный объем выдаваемой пищи. Определение медицинских показаний для назначения дополнительного питания зависит от исходного состояния питательного статуса. В случае выявления недостаточности питания (см. табл. 8) необходимо произвести расчет фактической индивидуальной потребности клиента в пищевых веществах для дополнительной коррекции.
Расчет количества дополнительного питания проводится в соответствии с данными табл. 9 по потребности белка на 1 кг массы тела в соответствии со степенью нарушения питания.
В случае возникновения дефицита массы тела первые 5–7 дней расчет проводится на настоящую массу тела, в последующем при отсутствии у пациента диспепсических нарушений необходимо перейти к расчету на долженствующую массу тела. Введение дополнительного питания более рационально проводить непосредственно в пищевой рацион методом белковой коррекции диетического блюда смесями белковыми композитными сухими. Показаниями для назначения дополнительного питания помимо низкой массы тела (индекса массы тела менее 19,5–20,0 в зависимости от возраста) являются:
Отделения милосердия
Необходимо отдельно рассмотреть важные этапы организации профилактического и лечебного питания для наиболее уязвимой категории граждан, находящихся в отделениях милосердия. Процент этих подопечных с дефицитом массы тела I–II степеней, например, в Ставропольском крае составляет 8–10 %, а в Республике Башкортостан колеблется от 20 до 25 %. Финансово-хозяйственная деятельность дома-интерната милосердия ведется в соответствии с Приказом Минсоцзащиты РФ от 11.10.1993 № 180 «Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов» (вместе с «Временным положением о домеинтернате (отделении) милосердия для престарелых и инвалидов», «Примерными штатными нормативами медицинского персонала отделения милосердия») и направлена на рациональное и экономное расходование государственных средств на содержание проживающих в доме граждан, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей. В этих целях администрация осуществляет помимо остальных функций обеспечение проживающих продуктами питания. В соответствии с задачами доминтернат (отделение) милосердия осуществляет организацию рационального, в том числе диетического, питания проживающих с учетом состояния здоровья:
Организация лечебно-профилактической помощи в домах-интернатах (отделениях) милосердия должна быть направлена на обеспечение единства профилактических, лечебных, психологических и других воздействий, предупреждение обострений хронических заболеваний, проведение симптоматического лечения больных в терминальных стадиях, обеспечение динамического наблюдения за состоянием здоровья престарелых и инвалидов, организацию за ними квалифицированного ухода, рационального питания, в том числе диетического, в соответствии с врачебными рекомендациями. Медицинское обслуживание в домах-интернатах (отделениях) милосердия производится в соответствии с нормативными актами Министерства здравоохранения (Министерства здравоохранения и социального развития) РФ, а также нормативными актами по организации работы домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР (правопреемник — Министерство социальной защиты населения РФ). Оказание специализированной медицинской помощи и контроль над соблюдением санитарно-эпидемиологического режима осуществляются лечебно-профилактическими учреждениями и органами санитарно-эпидемиологического надзора, закрепленными за домом-интернатом в соответствии с действующими ведомственными нормативными актами.
В домах-интернатах (отделениях) милосердия могут предоставляться платные дополнительные услуги (индивидуальный пост по уходу, индивидуальное сопровождение на прогулки, приобретение отдельных видов продуктов и некоторых промышленных товаров и т. п.). Расценки на услуги устанавливаются органами исполнительной власти на местах по представлению органов социальной защиты населения. Порядок оплаты закрепляется в договоре между директором учреждения и гражданином, проживающим в отделении милосердия (или его родственником).
Особенности дополнительного питания
Дополнительное питание, как правило, составляется из продуктов с высоким уровнем содержания белка. Для наиболее эффективного назначения дополнительного питания конкретному пациенту в настоящее время используются специализированные продукты питания, имеющие высокий уровень биодоступности пищевых продуктов и достаточное для проведения коррекции количество белка в составе рациона питания. Дополнительное питание назначается до момента устранения медицинских показаний и восстановления индекса массы тела до средних нормативных показателей. В качестве коррекции пищевых рационов в соответствии с рекомендованными среднесуточными наборами продуктов питания и для дополнительного питания рекомендуется применение смесей белковых композитных сухих, представляющих собой порошкообразные смеси с содержанием белка от 40 до 75 %. Этот продукт состоит из белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) или изолята соевого белка или смеси белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) и изолята соевого белка с добавлением или без добавления одного, нескольких или всех из нижеследующих ингредиентов: мальтодекстрина, лецитина, концентрата полиненасыщенных жирных кислот, среднецепочечных триглицеридов, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, ароматизаторов, пробиотиков и пребиотиков. СБКС предназначена для диетического (лечебного и профилактического) питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
Основное условие для применения смесей белковых композитных сухих при организации питания в учреждениях социальной защиты это соответствие данных специализированных продуктов питания ГОСТ Р 53861-2010 (Национальному стандарту) «Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие Технические условия». СБКС должны иметь свойства, подтвержденные общепризнанными результатами научных исследований, которые позволяют использовать их в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания. Рекомендуемая порция смеси белковой композитной сухой — 20 г. Она вводится как составная часть рецептуры блюд с учетом ее пищевой и энергетической ценности на стадии их приготовления за 3–5 минут до готовности блюда. Требования, обеспечивающие безопасность и качество продуктов, изложены в ГОСТ Р 53861-2010.
Организация диетического питания больных с хроническими заболеваниями
При наличии у пациента хронического заболевания лечебно-профилактическое питание проводится в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями от 7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г.). Среднесуточные наборы продуктов питания для составления пищевых рационов для пациентов с такими заболеваниями, как сахарный диабет, сердечнососудистые заболевания и заболевания органов пищеварения в стадии стойкой ремиссии, рекомендуется использовать в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации диетического (лечебного) питания в государственных (муниципальных) учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 25.12.2003 № 90. Однако в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. № 330 рекомендуется проведение белковой коррекции в соответствии с табл. 1а Приложения № 4 к Приказу. В случае отсутствия противопоказаний и при стабильном состоянии пациента рекомендовано в основу питания положить пищевые рационы, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 15 февраля 2002 г. № 12 в редакции от 04.06.2007. Организация диетического (лечебного) питания в учреждениях социального обслуживания направлена на предупреждение обострений заболеваний и поддержание здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в указанных учреждениях. Для составления рационов диетического питания используются продуктовые наборы, рекомендуемые к применению в этих организациях Методическими рекомендациями по организации питания в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях данного типа, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 15 февраля 2002 г. № 12. Количество действующих диет в каждом учреждении социального обслуживания устанавливается в зависимости от наличия групп диспан- серного учета. Основными требованиям к организации питания больных с хроническими заболеваниями, находящихся в учреждениях социальной защиты, является обеспечение физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии с учетом характера заболевания и степени нарушения метаболических процессов. Изменение питания по химическому составу, соотношению основных пищевых веществ, набору продуктов, способу кулинарной обработки, технологии приготовления блюд, органолептическим показателям и его режиму с учетом характера заболевания, степени тяжести его проявлений должно проводиться в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении № 4 Приказа Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. № 330. В том числе индивидуализация химического состава и калорийности стандартных диет осуществляется путем подбора имеющихся в картотеке блюд, а также путем использования в лечебном и энтеральном питании биологически активных добавок к пище и готовых специализированных смесей. Для коррекции пищевого рациона может включаться 20–50 % белка готовых специализированных смесей. Для пациентов с хроническими заболеваниями необходимо соблюдать часы приема пищи: с 8 до 9 часов (завтрак); с 13 до 14 часов (обед); с 16 часов до 16 часов 30 минут (полдник); с 18 до 19 часов (ужин); 21 час (на ночь). Объем энергетической ценности суточного рациона диетического питания рекомендовано распределять следующим образом: завтрак — 25– 30 %, обед — 40 %, полдник — 5–10 %, ужин — 20–25 %, на ночь — 5–10 %.
Регламентированы способы приготовления пищи: варка, приготовление на пару, тушение, запекание. Рекомендуется также обогащать рацион диетического питания витаминами и минеральными веществами, используя традиционные продукты и витаминно-минеральные комплексы (C-витаминизацию третьих блюд, поливитаминные препараты и специализированные продукты питания, в том числе смеси белковые композитные сухие и биологически активные добавки). Обогащение рационов диетического питания проводится продуктами, богатыми солями калия (сухофруктами, тыквой, кабачками, гречневой и овсяной крупами), магния (морковью, свеклой, тыквой, красным перцем, черной смородиной, морской капустой, орехами) и кальция (молочными продуктами). Учреждениям социального обслуживания для самостоятельного составления меню с целью соблюдения пищевой ценности дневного рациона диетического питания рекомендуется использовать нормативы и расчеты для организации рационально сбалансированного питания в соответствии с представленными выше нормативно-правовыми актами.
В разработанных методических рекомендациях от 15 февраля 2002 г. № 12 представлены основные положения по организации профилактического и лечебного питания в зависимости от наличия хронических заболеваний:
Об административно бытовом обслуживании
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.11.2009 № 71 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09» (вместе с «СанПиН 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») при организации питания в учреждениях социальной защиты престарелым и инвалидам в местах их постоянного проживания должны быть обеспечены следующие виды обслуживания: проживание, питание, санитарно-гигиеническое обслуживание, обучение, культурно-массовое обслуживание, профессиональная подготовка (в зависимости от индивидуальных возможностей), медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию), административно-бытовое обслуживание. В то же время в соответствии с СанПиН 2.1.2.2564-09 разделом IV «Требования к объемно-планировочным решениям» в состав учреждений социального обслуживания должны входить помещения, обеспечивающие питание больных. Разделом VIII установлены требования корганизации питания:
Формы социального обслуживания граждан
В заключение необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» имеется четыре вида обслуживания граждан, в организацию которого включаются услуги питания:
Социальное обслуживание на дому. Данная форма обслуживания является одной из основных форм социального обслуживания, направленного на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде. При организации этого вида обслуживания необходимо предусмотреть исполнение надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, к которым относится организация питания, включая доставку продуктов на дом. Наиболее целесообразно использовать наряду с традиционными продуктами питания новые специализированные продукты, разработанные с целью повышения биологической ценности рациона в соответствии с ГОСТ Р 53861-2010.
Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Требования к организации питания соответствуют требованиям, предъявляемым при стационарном обслуживании за исключением применения полного объема услуг. Это означает, что при организации полустационарного обслуживания граждан необходимо определить рацион питания, состоящий из одного или двух приемов пищи с включением в него дополнительного питания, в зависимости от индекса массы тела, медицинских показаний.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Представленные выше рекомендации по организации питания в учреждениях социального обслуживания являются основой для оказания социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов. В системе социального обслуживания граждан имеется срочный вид социального обслуживания, который осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами.
Организация питания данной категории граждан осуществляется также в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 февраля 2002 г. № 12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» в редакции от 04.06.2007. Рассмотренные вопросы нормативно-правового и методического обеспечения питанием граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты, находятся под контролем законодательства РФ. Ответственность лиц, занятых в области социального обслуживания, в соответствии со статьей 26 ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством РФ.
Ответственность за неисполнение
М. А. Ковалевский, профессор НИУ «Высшая школа экономики», президент Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга — члена Всемирной ассоциации медицинского права:
За неисполнение федеральных требований специальная ответственность отсутствует. Но это не означает, что никакой ответственности вообще нет. Лицо, нарушавшее ряд норм права, регулирующих отношения, сопутствующие диетическому питанию, отвечает в соответствии с санкциями, установленными за нарушение этих норм. Например, лицо, нарушившее требования к этому питанию в части его санэпидрежима, несет ответственность по санитарному законодательству. Работник учреждения соцобслуживания, который не исполнил требования к диетпитанию, предусмотренные Постановлением Минтруда РФ № 12, несет, при условии что содержание этих требований донесено до него его работодателем, ответственность по нормам трудового права и т. д.
Методические рекомендации по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!