Что такое социальное предпринимательство примеры в россии
Как усидеть на двух стульях: бизнес, который улучшает жизни людей
Нужно ли бизнесмену выбирать между прибылью и пользой для общества? Или одно другому не мешает? Социальное предпринимательство — мировой тренд, который важен для миллениалов.
К 2025 году миллениалы будут составлять 75% рабочей силы. Из них 64% откажутся работать в компаниях, которые не практикуют корпоративную социальную ответственность. Поколение Z, наступающее миллениалам на пятки, еще больше озабочено социальными и экологическими проблемами. Перед покупкой 77% из них обязательно загуглит: помогает ваш бизнес обществу или же причиняет ему вред. Поколение Z уверено, что компании не могут закрывать глаза на социальные проблемы и обязаны их решать.
Привет! Меня зовут Виктория Салтыкова. Уже 5 лет я занимаюсь развитием проекта в сфере социального предпринимательства. «Проект Жизнь» в прошлом году привел меня в число номинантов рейтинга «30 до 30» Forbes в номинации «Социальные практики». Но в самом начале пути я даже не знала о том, что такое направление вообще существует. Социальное предпринимательство в России все еще поддернуто дымкой тайны. Давайте разбираться!
Есть вариант просто дать человеку то, в чем он нуждается (и повторить это N раз). А есть другой — научить человека ловить рыбу самому, т.е сфокусироваться на источнике проблемы, тогда полезный эффект будет гораздо выше. Отличие социального предпринимательства от благотворительности в наличии двойной цели: коммерческой и социальной. На этих двух стульях сидеть можно и нужно.
Зачатки социального предпринимательства появились в конце 19-ого — начале 20-ого века.
Например, Иван Михайлович Рукавишников вместе с братьями и сестрами открыл «Дом трудолюбия для занятия трудом бесприютных бедных и нищих», где люди находили убежище, получали оплачиваемую работу и пропитание. В основном он существовал на пожертвования, впрочем, как и другие такие дома.
Все «Дома трудолюбия» закрылись после Октябрьской революции. Советское государство стало монополистом в решении социальных проблем.
Социальное предпринимательство в России и в других странах побежденного социализма активно начало развиваться с 1990 года. Обычно оно поддерживает те сегменты, которые являются слепой зоной государства. «Денег нет, но вы держитесь».
Спектр формулировок этого понятия очень высок. Я приведу в пример определение Фонда Ашока, который первый начал системно поддерживать предпринимательские социальные инициативы:
Это личности с инновационным подходом к решению наиболее актуальных социальных проблем. Они одновременно и мечтатели, и «заядлые» реалисты, которых, прежде всего, беспокоит практическое применение их идей.
«Практичный мечтатель» — это стопроцентное попадание в яблочко (мое сердечко). Да и еще раз да! По моему мнению, социальный предприниматель именно такой человек.
💡 Идея для бизнес моделей должна быть инновационной. Очень важно попасть тренд, который подхватит вашу идею. Ведь много кто брался за решение проблемы и наверняка обжигался. Нельзя идти по тому же пути, нужен новый и более эффективный.
💻 Далее к идее применяем предпринимательский подход. Наш бизнес должен быть коммерческим со стратегическими целями на всех уровнях.
💴 Это обеспечивает экономическую устойчивость и самоокупаемость предприятия. Вы не будете зависеть от пожертвований и внешних грантов, а сможете обеспечивать ресурсами себя сами.
💞Хорошая бизнес модель социального предприятия — та, которая может тиражироваться и масштабироваться. Для её воспроизводства не нужны уникальные ресурсы, которые есть только в вашем регионе. Предприятие способно расти и расширяться с каждым годом.
👯♀️Благодаря всем этим факторам предприятие оказывает социальное воздействие — делает жизнь людей лучше, решает конкретную проблему.
На этом этапе пришлось прошерстить много исследований, потому что единого мнения насчет точного определения, видов социального предпринимательства и методов его оценки в мире нет. На эту тему заводятся дискуссии и ей же посвящаются многие ресерчи. В работе доктора экономических наук Елены Ванкевич есть вот такая табличка, которую я посчитала наиболее понятной и близкой к реальности.
В рейтинге стран с лучшими условиями для социального предпринимательства, составленного благотворительной организацией Thomson Reuters Foundation, Россия сейчас стоит на 23 месте после Филиппин.
Ребята из Москвы — Максим Каракулов и Анвар Кадыров создали сообщество, в котором незнакомые люди безвозмездно дарят вещи друг другу, либо предлагают бесплатную услугу, не требуя ничего взамен.
Миссия проекта — с помощью современных интернет-технологий создать повсеместную социальную практику дарения, сделать дарение каждодневным и повседневным поступком. Ребята хотят создать в мировом масштабе соизмеримую по масштабам экономику дарения. Одна из важнейших задач такой экономики — выравнивание возможностей каждого и достижение более справедливой организации общества.
Результат: 5 млн вещей и услуг подарено. Год основания 2008.
Центр социальных услуг, основанный Ахметгалиевой Мариной из северного города Нягань, Ханты-Мансийск.
Миссия — снижение отказов родственников и предотвращение определения тяжелобольных, инвалидов и граждан пожилого возраста в стационарные учреждения для пожизненного проживания. Центр предоставляет социально-бытовые/медицинские/психологические/педагогические/трудовые/правовые услуги. Форма предоставления услуг — бесплатная, платная, частично платная.
Результат: у 90 % получателей, прошедших реабилитацию, отмечаются позитивные изменения в физическом развитии, формировании навыков самообслуживания, коммуникативных навыков. Год основания 2018.
Производство крем-мёда в маленькой деревне Малый Турыш.
Миссия и небольшая предыстория: отец Гузели Санжаповой владеет пасекой на 69 ульев, но спроса на мёд не было и предприятие не приносило прибыли. Гузель придумала изменить продукт, выпускать крем-мёд с ягодами в стильной упаковке и открыть на месте небольшое производство. В деревне к этому отнеслись скептически: кто будет работать, зачем это вообще надо и т.д. На работу решили принимать бабушек, которые уже давно на пенсии. Но их доверие еще нужно было заслужить, плюс создать для них мотивацию. У них ведь пенсия, свой век доживают, зачем новому учиться, за всю жизнь что ль не наработались?
Результат: ситуация потихоньку начала меняться, когда бабушки и дедушки увидели, что работа эта им по силу, а с заработной платой как-то жить попроще и веселее, можно даже стиральную машину купить. Люди, которые 30 лет не общались и жили за своими заборами, начали создавать коллектив. На производстве даже есть традиция: в три часа дня бабушки собираются за одним столом, пьют чай с мёдом, беседуют и обсуждают совместные планы. Люди, которые доживали своё, начали наслаждаться каждым днём и даже планировать отдых.
Продукция из Малого Турыша продается онлайн и в магазинах ВкусВилл. Производство самоокупается и приносит доход, который вкладывается обратно в развитие предприятия и новых продуктов. У деревни появилась надежда жить и развиваться, а не доживать. Появилась детская площадка, своё производство. Поставка продуктов в деревню, чтобы вы понимали, осуществляется только раз в неделю. Приезжает машина, а бабушки на неделю закупают хлеб и хранят его в холодильнике. Жители мечтают построить клуб и магазин, в котором всегда можно будет найти свежую выпечку и продукты. Думаю, что у них все получится!
Миссия не падает на голову случайно, это закономерность: ты сталкиваешься с проблемой самостоятельно, либо это делает твой близкий человек. Если не первое и второе, то миссия обретается путем наблюдения за окружающим миром и за собой в том числе. Расскажу вам историю обретения миссии для своего проекта в сфере социального предпринимательства:
Когда ты ребенок, твой фокус направлен на весь мир. Потом взросление: выбор университета, первая любовь, установка связей, затем работа, достижения. В один момент ты понимаешь, что практически ничего не знаешь о людях, которые всегда были рядом на этом пути — мама, папа, бабушка, дедушка. На семью постоянно не хватает времени.
Я не знала ответов на банальный спектр вопросов о бабушке: «О чем ты мечтаешь? Как вы познакомились с дедушкой?»
Было сложно сформулировать, что именно внутри меня скребется и беспокоит. Я чувствовала, что упускаю нечто важное. Потом случился поворотный брейншторм, на котором было решено сделать консьерж-сервис для пожилых людей. Мы предлагали общение, помощь по хозяйству, организацию досуга, помогали поддерживать внимание со стороны родственников, знакомили с новыми технологиями и помогали в написании мемуаров.
Так родился «Проект Жизнь». Именно мемуары впоследствии сблизили нашу семью. Я научилась задавать правильные вопросы, слушать и записывать истории. Косьерж-сервис трансформировался в генеалогический центр по восстановлению истории семьи.
Миссия «Проекта Жизнь» — помогать семьям восстанавливать историю рода и сохранять фамильные ценности, инвестировать в развитие генеалогического рынка в России. Мы ищем забытых и пропавших людей, оцифровываем и систематизируем весь семейный архив. Благодаря созданию капсул времени у поколений появляется возможность коммуникации. Каждый человек получает материал для самоанализа. Он может взглянуть сверху на прошлое, проанализировать его и проработать личные вопросы, ответить на вопрос «Кто я?»
Однажды к нам пришел человек с чемоданом, где было 2000 различных документов и сказал: у меня умерли все родственники, я один, это все, что у меня есть. Мы занялись ювелирной работой: вычисляли людей по старым фотографиям, искали зацепки. Человек пришел один, а ушел с историей семьи за спиной. С этим знанием невозможно чувствовать себя одиноким: ты знаешь, что у тебя есть поддержка рода.
Результат: в прошлом году мы сдали более 140 проектов, работая в России и 13 странах. На вырученные деньги с проекта мы создали генеалогический Форум ГЕНТЕХ. На нем можно узнать, как самостоятельно изучать родословную, получить инсайты от самых крутых специалистов на рынке. Премию ГЕНТЕХ мы придумали в начале этого года. Она осветит лучшие российские проекты в области генеалогии. Для номинантов, спикеров и партнеров это хороший способ заявить о себе и найти свою аудиторию. Еще мы часто проводим бесплатные лекции. На сайте пополняем базу знаний по самостоятельному изучению родословной, а в инстаграме делимся лайфхаками и полезными подборками в помощь начинающим генеалогам.
💞 Бизнес может быть социальным и коммерческим одновременно
👍🏻 Миллениалы и поколение Z отдают предпочтение компаниям с социальной направленностью
💡 Социальное предпринимательство представляет собой такую модель организации бизнеса, которая направлена на одновременное достижение устойчивого экономического эффекта и приложения организационных инноваций к решению социальных проблем
💭 Условия для развития рынка социального предпринимательства все еще оставляют желать лучшего. Но, по сравнению с 2016 годом, поддержка государством социальных предприятий усилилась. Это хорошо, т.к взаимодействие социального бизнеса с государственными структурами в теории может оказать более масштабное влияние на решение проблем
🤔 Большая часть населения России не понимает сути социального бизнеса
📢 Из этого вытекает последний пункт: социальное предпринимательство нуждается в информационной поддержке. Простым языком и примерами следует донести его возможности и пользу широкой общественности
Я верю, что маленькие изменения рано или поздно приведут к большим переменам.
Кто такой социальный предприниматель по закону
Сегодня мы находимся в начале переломного момента — когда «социальное предпринимательство» — это не теория, а нормативно закрепленное понятие. С одной стороны, это значимый прорыв, возможности для регулирования нового формата бизнеса, где прибыль граничит с социальной ответственностью и добрым сердцем. С другой стороны, в эту категорию не попали явно общественно значимые и полезные проекты (субъекты хозяйственной деятельности).
Команда компании «Ортомода» более 20 лет меняет отношение общества к людям с инвалидностью и делает их мир лучше, через то, что умеет — производство ортопедической обуви и адаптивной одежды, которая будет не только функционально-реабилитационной, но модной и красивой. Вот только осознанное понимание, что это социальное предпринимательство, пришло к нам лет 8 назад, и то постоянно приходилось доказывать это, приводя разные аргументы перед инвесторами и государственными органами.
Когда я спрашиваю у людей из бизнеса и людей, работающих по найму: «Что такое социальное предпринимательство и кто этим может заниматься?». В ответ получаю: молчание, обрывки фраз: «Это благотворительность, это работа с инвалидам…. ». И еще все произносят как мантру: «Это деятельность, направленная на решение социальных проблем». С последним тезисом не поспоришь, и я бы так сказала. Однако остается много непонятного, давайте разбираться в деталях.
Понятие «социальное предпринимательство» установлено Федеральным законом № 209 от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства», как вы понимаете, в 2019 году в него внесли поправки, касающиеся определения «социального предпринимательства» и «социальное предприятие». Теперь мы не можем опираться на теорию, международный опыт – у нас началась своя история!
Разложим социальное предпринимательство как пирог, он состоит из нескольких начинок.
Критерий № 1. – Субъект Малого и среднего предпринимательства (далее МСП)
1) Ваша деятельность оформлена в виде: Индивидуального предпринимателя или Общества с ограниченной ответственностью (это самые распространённые формы, в законе перечень хозяйственных обществ шире). Кстати, МСП должно отвечать ряду признаков и имеет ограничения по составу участников Общества, размеру максимального дохода и количеству сотрудников. Чаще всего начинающий предприниматель подходит под эти критерии (например, максимальные значения малого предприятия: доход 800 млн. руб. в год, и не более 100 сотрудников).
Хорошая новость – вам не нужно никуда ходить, ничего специально заполнять, чтобы подтвердить статус субъекта МСП, это делает федеральная налоговая служба, если вы сдаете отчетность в контрольные органы в срок.
Не являются субъектами МСП некоммерческие организации и самозанятые. Распространенное явление, когда социальная деятельность реализуется некоммерческими организациями (далее СО НКО). Если работаете в такой организационной форме – под статус «социальное предприятие» вы не попадаете.
Если вы подходите под Критерий № 1, ставим галочку, идем дальше.
Критерий № 2. – Основной вид деятельности — достижение общественно полезных целей.
Давайте разберемся как законодатель предлагает определять «общественно полезные цели». Государство выделило некий пласт социальных проблем, и указало их в «лицах» и «проблемах». Одна из главных задач — сокращение напряженности в этих областях.
Первый вариант «общественной полезности»: трудоустройство граждан, которые находятся в неравных условиях в силу физического здоровья или жизненных обстоятельств; а вы создаете условия для их труда и получения заработка, тем самым внося существенный вклад в улучшение качества жизни людей, а именно:
а) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;
б) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
в) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
г) выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;
д) лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;
е) беженцы и вынужденные переселенцы;
ж) малоимущие граждане;
з) лица без определенного места жительства и занятий;
и) граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;
1.1. Количество трудоустроенных. Важно соблюдать условие — у вас должно быть трудоустроено более 50% таких людей. Сотрудники могут относиться, только к одной категории или к нескольким. Например, только инвалиды, или инвалиды, беженцы и выпускники детских домов.
1.2. Размер. Фонд оплаты труда, от этой категории сотрудников должен быть не менее 25%. Таким образом, ваше предприятие не обязательно должно состоять исключительно из работников указанных категорий, но в установленных пределах.
Если вы субъект МСП и ваша бизнес модель и миссия предполагает трудоустройство указанных категорий граждан – вы можете отнести себя к социальному предприятию. Однако, если вы будете клеить акцизные марки на алкогольную продукцию и соответствовать указанным требованиям, то это не социальное предприятие.
Примером бизнес модели может служить проект – швейной мастерская в Казани «Чудо Мамы» https://vk.com/chudo_mam. Мастерская трудоустраивает одиноких и многодетных мам, воспитывающих несовершеннолетних детей, проводит обучающие мастер классы для освоения новой специальности и предоставляет швейный коворкинг, куда можно придти с ребенком, занять его играми в детской комнате и сшить нужную вещь.
Второй вариант сферы социального предпринимательства: реализовывать товары и/или услуги (далее буду обобщать словом Товар), которые произведены категориями граждан, указанных выше.
И снова два дополнительных условия:
1.1. Условия про Товар. В общей доле Товаров, которые вы реализуете, должно быть не менее 50% Товаров, произведённых указанными выше категориями граждан. Например, вы реализуете свечи, произведенные слепоглухими и сумки, сшитые пенсионерами, а еще вы продаете тетради, произведенные на предприятии людьми, которые не входят в эту категорию. Продажа свечей и сумок должна составлять более 50% от общего объема продаж;
1.2. Условия про Прибыль. В следующем календарном году, когда вы посчитаете чистую прибыль от доходов за прошедший год – вы должны направить эту прибыль на осуществление (развитие, совершенствование) этой деятельности в размере — не мене 50%.
Интернет площадка Buy Social https://www.buysocial.ru/ является примером такой бизнес модели. Магазин представляет товары, произведенные людьми с инвалидностью, выпускниками детских домов, пенсионерами и продает его, способствуя расширению рынка сбыта товаров, произведенных уязвимой категорией граждан.
Если вы не можете отнести свою деятельность ни к первой, ни ко второй категории – идем дальше.
Третий вариант сферы социального предпринимательства: производство Товаров для лиц, указанных выше, которые позволяют преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможности участвовать наравне с другими гражданами в жизни по следующим направлениям деятельности:
1.1. Условие по видам Деятельности:
а) деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленная на поддержание жизнедеятельности в быту;
б) деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленная на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
в) деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающая оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;
г) деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленная на профилактику отклонений в поведении;
д) деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленная на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;
е) деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
ж) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;
з) деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;
и) деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования;
к) деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
Если вы нашли себе в этом перечне, изучаем вопрос дальше.
1.2. Условия по структуре Дохода. Доля дохода от производства/реализации таких товаров и услуг должна быть более 50%.
1.3. Условия про Прибыль. Не менее 50% полученной прибыли, должно быть направлено на осуществление (развитие, совершенствование) такой деятельности;
Как мы видим, три пункта «общественной полезности» привязаны к ядру категорий граждан, которые нуждаются в создании особых условий для организации достойной жизни. Вроде бы перечень деятельности широкий, и каждый пункт важен и актуален. Однако, жизнь более многогранна, и, если ваша деятельность действительно общественно полезная, но не касается напрямую указанных лиц, вам стоит обратить внимание на четвертый пункт.
Приведу несколько примеров бизнесов. Специализированная туристическая компания для инвалидов «Либерти» http://www.libertytour.ru/ — создает условия для организации отдыха и оздоровления инвалидов, делая объекты культуры и природного наследия доступными для посещения.
Компания «Ортомода» http://www.orthomoda.ru/ — производит технические средства реабилитации для инвалидов: ортопедическую обувь и адаптивную одежду для людей с инвалидностью. Вместе с тем, на предприятии работает 20% людей с инвалидностью и 20% людей пенсионного возраста, но по этому критерию «Ортомода» не проходит, так как нет 50%., но проходит по критерию – производитель ТСР для инвалидов.
Четвертый вариант сферы социального предпринимательства.
Чтобы не запутаться, стираем в памяти все что читали выше и вникаем заново.
1.1. Общественно полезной деятельностью признается достижение целей, способствующих решению социальных проблем общества по следующим видам:
а) оказание психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;
б) организации отдыха и оздоровления детей;
в) оказанию услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;
г) оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
д) обучению работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;
е) культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);
ж) услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
з) выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке десять процентов.
Если вы нашли себя в этих 8 пунктах – Отлично, проверяем критерии дальше.
1.2. Условия по структуре Дохода. Доля ваших доходов от осуществления такой деятельности составляет не менее 50% в общем объеме доходов.
1.3. Условия по Прибыли. В следующем календарном году, когда вы посчитаете чистую прибыль от доходов за прошедший год– вы должны направить эту прибыль на эту же деятельность в размере догадайтесь каком — не мене 50%.
Например, школа робототехники «ТехноКласс» http://technoklass.org/ организует дополнительное обучение детей, основная цель – это пробуждение интереса и развитие технического творчества. Или интересный пример «Альтуризм» https://altourism.ru/ проект восстанавливает сельские пространства и развивает туризм со смыслом. Перечень примеров на столько широк, что вы и сами сможете привести много примеров, главное направлять чистую прибыль на развитие деятельности.
Вот весь перечень, который позволяет вам получить статус социального предприятия. Однако и он не исчерпывающий. Субъекты РФ могут дополнять этот список и расширить как по лицам, кому требуется поддержка, так и по видам деятельности.
Частый вопрос: «Нужно ли соответствовать всем критериям: и трудоустраивать людей, и товары реализовыват…? ». Для признания вас социальным предприятием необходимо соответствовать только одному параметру, однако, если ваша деятельность закрывает несколько позиций, это может сыграть дополнительный плюс при получении мер поддержки от государства.
Возможно условия покажутся суровыми, но они вполне логичны и последовательны. А как показывает практика, большая часть малого бизнеса (тем более социально-ориентированного) – чаще всего работает в одной нише (занимается одним видом деятельности), а 99% прибыли направляет на развитие бизнеса. Кто не работал в такой системе координат – придется поменять парадигму или не претендовать на статус социального предприятия.
Вместе с тем, стоит поблагодарить законодателя, что он предусмотрели гибкие условия относительно соотношения видов деятельности, зачастую работа только в одном направлении не позволит бизнесу справится с финансовой нагрузкой.
Давайте еще раз сложить «пирог», чтобы понять подходите ли вы под статус «социальное предприятие» по формальным признакам.
А) Первый слой – Вы субъект МСП
Вы коммерческая организация или ИП, соответствуете требованиям к МСП согласно ст.4 ФЗ-209;
Б) Второй слой – Определяем и соотносим свою общественно полезную цель (ч.1ст.24.1 ФЗ-209);
В) Третий слой — Помним про магические условия не менее 50%;
Г) Изучаем нормативные акты в вашем регионе, возможно в вашей местности есть территориальная, национальная и т.д. особенности и список категорий граждан и\или деятельности расширен.
Вы поняли, что соответствуете критериям социального предприятия, все же одного понимания недостаточно, необходимо заявить о себе и войти в реестр социальных предприятий. О порядке вхождения можно написать целую статью. Вместе с тем, ответственные за формирование реестра органы, лояльно настроены и готовы помогать.
Второй самый часто задаваемый вопрос: «Зачем мне это?» Для социальных предприятий предусмотрены отдельные меры поддержки, согласно п.5 ст.24.1 ФЗ-209 это:
1) обеспечения наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий;
2) оказания финансовой поддержки;
3) оказания имущественной поддержки;
4) оказания информационной поддержки;
5) оказания консультационной и методической поддержки;
6) содействия в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;
7) организации профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) реализации иных мер (мероприятий).
В настоящий момент перечень не выглядит уникальным в отличии от общих мер поддержки для МСП. Но важно, что он закреплен, и со временем будет уточняться, адаптироваться под истинные нужды. Кроме того, при получении мер поддержки вам не надо конкурировать со всеми предприятиями МСП – только с аналогичными – социальными.
Вместе с тем, все понимают, что жизнь разносторонняя, социальные и техногенные явления происходят намного быстрее, чем на них реагирует законодатель. Даже закреплённый список общественно полезной деятельности, не отражает всех важных аспектов, которые актуальны для нашей жизни. Если ваш перечень деятельности выходит за эти рамки, это не должно вас остановить от ведения бизнеса «со смыслом». Если вы субъект МСП – государство так же активно поддерживает развитие данного направления (в настоящий момент времени эти меры поддержки и не отличаются). Работают программы корпоративной социальной ответственности (КСО) у крупных российский компаний и транснациональных холдингов. Если ваша социальная деятельность ведется от НКО – для вас так же открыты программы КСО и гранты для некоммерческого сектора, в дополнение – вы можете пересмотреть свою бизнес модель и открыть хозяйствующий субъект, советующий требованиям МСП.
В начале 2020 года «лицо» социального предприятия выглядит так, как описано выше. Его черты и характер мы сможем увидеть после формирования реестра социальных предпринимателей, к 4 кварталу 2020 года уж точно. Обязательно заявляйте о себе, вступайте в реестр и активно выражайте ваше мнение о мерах поддержки и корректировок в закон. Только ваша активная позиция может сделать условия ведения бизнеса более комфортными и направленными на его развитие.