Что такое социальное прогнозирование
Социальное прогнозирование
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности социального прогнозирования
Достаточно большое количество исследователей понятие «социальное прогнозирование» вывели непосредственно из термина «прогноз». Под прогнозом они понимают конкретное количественное предсказание, которое можно составить на основе имеющихся данных. Что касается социального прогнозирования, то (например, по мнению В.Э Бойковой) оно представляет собой логическую конкретизацию социального предвидения. Это значит, что исследователь предполагает наличие какой-либо цели, и предлагает несколько путей по ее достижению.
Безусловно, чаще всего прогнозирование строится на двух принципах:
По своей сути, социальное прогнозирование не обладает директивным характером. Это значит, что прогноз зависит от методов, которыми пользуется исследователь, а также от его решения по тому, какие именно результаты он хочет получить, и что им мотивирует в этом случае. К тому же, методы социального прогнозирования довольно-таки специфичны: они отличаются очень сложной экстраполяцией, возможностями моделирования и проведения эксперимента, если так решает исследователь.
Функции социального прогнозирования
Готовые работы на аналогичную тему
Изучая социальное прогнозирование, эксперты выделяют не только функции социального прогнозирования, но и его стадии. Для начала проанализируем широкий функционал. Во-первых, благодаря социальному прогнозированию исследователь выявляет основные тенденции и закономерности социальных явлений. Также, благодаря прогнозированию эксперт может выявить ключевые факторы, которые обуславливают возможные перемены в обществе и социальной реальности. Данная функция относится к исследовательской стадии социального прогнозирования.
Вторая функция – выявление альтернативных вариантов развития. Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что те или иные действия будут развиваться по одному и тому же сценарию и, как следствие, приведут к одному и тому же, типичному результату. Поэтому исследователь выделяет ключевой результат (желаемый прогноз), и второстепенные, чья вероятность мала, но исключать ее нельзя. Помимо этого, на данной стадии ученый рассматривает динамику вариантов развития в результате принятия тех или иных решений. Название этой стадии – стадия обоснования управленческого решения. Очень важно не только выделить пути развития, но и объяснить, почему исследователь выбрал именно их, и что движет им при определении именно этой проблематики.
Третьей функцией социального прогнозирования является оценочная. Она предполагает как раз оценку хода и дальнейших последствий реализации управленческих решений, о которых мы упомянули чуть ранее. В данном случае автор исследования анализирует непредвиденные изменения внешней среды в ходе моделирования и экспериментов. Эта стадия – стадия контроля и коррекции. Она позволяет достаточно быстро и эффективно выявлять отклонения от норм и корректировать их еще на стадии моделирования и реализации исследования.
Стоит отметить, что все эти функции тесно взаимосвязаны друг с другом, и могут пересекаться на любом этапе проведения социального прогнозирования. Крайне важно понимать, что если одна функция не будет выполняться, то это будет обозначать пропуск стадии, а без этого невозможно грамотное построение и реализация социального прогнозирования.
Методы социального прогнозирования
Существует очень большое количество методов социального прогнозирования, которые выявлялись и развивались в различных социологических школах. Но мы выделим именно те, которые в большей степени являются универсальными, и могут применяться для социального прогнозирования в практически любой социальной общности и в отношении любого явления или процесса:
Прогнозирование социальное
Предвидение будущих состояний общества есть результат исследования законов его развития, анализа прошлых и настоящих его состояний. В силу действия в обществе большого числа факторов, законы общественного развития приобретают характер тенденций. Отсюда предвидение имеет свои ограничения, предполагает определенную степень обобщения, за которой конкретность, детализация являются чрезмерными. Прогнозирование социальное должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может приводить к его “самореализации” (или “саморазрушению”). Эта особенность прогнозирования социального, как и вероятностный характер общественных закономерностей, требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения. Можно выделить два типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание: поисковый и нормативный. Первый призван описать возможное состояние исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий; второй связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения. Возможны др. классификации: по срокам упреждения — кратко‑, средне‑, долгосрочные прогнозы, по роли — например, прогнозы-предупреждения. Социологи ведут прогнозные разработки таких процессов, как развитие социальной структуры, изменение временной структуры жизнедеятельности общества, социальных проблем труда, семьи, образования и т. д. Одна из наиболее актуальных задач прогнозирования — анализ ближайших и более отдаленных социальных последствий принимаемых решений, направленных на перестройку различных сторон жизни общества. Прогнозирование социальное следует отличать от утопий и футурологических концепций, выполняющих соответствующие идеологические функции.
Полезное
Смотреть что такое «Прогнозирование социальное» в других словарях:
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — в широком смысле разработка прогнозов в обществ. науках (в отличие от научно технич. в естественных и технич. науках). П.с. охватывает прогнозы: соц. медицинские (здравоохранения, включая физич. культуру и спорт); соц. географические (перспективы … Российская социологическая энциклопедия
Прогнозирование социальное — (от греч. prognosis предвидение, предсказание) исследование динамики, перспектив развития социальных процессов и явлений с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального планирования, программирования, проектирования,… … Социологический справочник
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ — одно из направлений прогнозирования, охватывающее всю область социологич. исследований, т.е. прогнозы собственно соц. отношений (в отличие от экономич., нац., культурных, правовых, этич., политич. и др.). Наиболее важные поднаправления П. в с. по … Российская социологическая энциклопедия
прогнозирование — ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (от греч. prognosis предузнавание) рассуждение, направляемое вопросом: «Какое событие (явление, ситуация, свойство, процесс) возможно, если имеет место ситуация q?». Термин «П.» традиционно связывали с терминами… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Прогнозирование — разработка Прогноза; в узком значении специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого либо явления. П. как одна из форм конкретизации предвидения научного (См. Предвидение научное) в социальной сфере находится во… … Большая советская энциклопедия
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — (от греч. progno sis предвидение, предсказание), разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии к. л. явления в будущем Обычно подразделяется на науч. техническое, экономическое, политическое и социальное П. в образовании часть… … Российская педагогическая энциклопедия
Социальное прогнозирование — см. Предвидение научное. Социальное равенство см. Равенство социальное … Научный коммунизм: Словарь
СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ — метод исследования обществ. явлений и процессов посредством их воспроизведения в менее сложных формах и проведения необходимых операций с полученными таким образом аналогами или моделями реальных отношений в обществе. С. м. предполагает три этапа … Философская энциклопедия
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какового может выступать общество в целом и его отдельные сферы экономическая,… … Социология: Энциклопедия
прогнозирование — см. прогнозировать; я; ср. Социальное прогнози/рование. Научное прогнози/рование. Прогнози/рование времени выхода космического корабля на орбиту … Словарь многих выражений
IV. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Слово «прогнозирование» происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. Однако, социальное прогнозирование — не один из видов предвидения, а следующий этап, который связан с управлением процессом.
Всамом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.
В узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.
Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действии.
Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным является то, что прогнозирование исходит из многозначности развития.
Прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с определенными количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях — к категории предсказаний.
Социальное прогнозирование — определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование — это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений.
Вместе с этим необходимо отметить отличительные, специфические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.
Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования — на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.
Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером.
В заключение можно сказать, что качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.
Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой. Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности. Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пределах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия прогнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.).
Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный процесс, мы можем активно содействовать его развитию, способствовать его расширению по территории действия, охвату людей, длительности проявления и т. д.
Социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в научно-технической, экономической сферах смысл нововведения — достижение большей эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематично. Чем это определяется?
1. В социальной сфере улучшение положения одних людей может создавать напряженность (иногда — только психологическую) у других. Социальное нововведение оценивается через призму ценностно-нормативной системы.
2. Успешное решение одних социальных проблем может порождать другие проблемы или оказаться успехом не в том смысле, в котором понималась задача.
Существуют три основныхспецифических способа прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза.
Классификация прогнозирования на экстраполяцию, моделирование и экспертизу является достаточно условной, поскольку прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогнозов также используются методы аналогии, дедукции, индукции, различные статистические методы, экономические, социологические и др.
Электронная библиотека
Рассмотрение проблемы следует начать с основных понятий курса: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», принципы «социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике» и др.
Прогностика — наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего.
Прогностика как система научных знаний о будущем тесным образом связана и взаимодействует с историей и математикой, философией и социологией, психологией и правоведением.
Следует уточнить, что прогноз – это:
· вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления, объекта в будущем;
· предсказание о состоянии какого-либо явления, системы и их последствий;
· информация об альтернативных путях развития и сроках осуществления предсказаний.
В прежней традиции прогноз означал предсказание того будущего состояния, которое в соответствии с объективными законами общественного развития наступит неизбежно.
Прогноз — есть предвидение или провидение. Широко распространенная в обществе вера в провидцев свидетельствует о влиятельности такого, по сути, фаталистического представления об историческом процессе. И хотя, будучи проведенным последовательно, представление это внутренне противоречиво, тем не менее оно «живет», например, в оценках «качества прогнозов». Неисполнение прогнозов вовсе не свидетельствует о его недоброкачественности, как и наоборот.
Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т. д.).
Социальный прогноз – это научное обоснование (гипотеза) предполагаемых изменений социальных отношений и социальных процессов, структур и их элементов.
Например, при разработке прогноза деятельности социальных служб на уровне местного самоуправления по обеспечению адресной социальной защиты населения в качестве основных гипотез могут выступать:
а) экстенсивное развитие социальной инфраструктуры и соответствующее увеличение штатных социальных работников, имеющих данную профессиональную подготовку. Это наиболее вероятный путь обеспечения адресной социальной защиты населения;
б) создание необходимых условий для самообеспечения тех нуждающихся в социальной защите, которые имеют необходимый творческий и физический потенциал. Это может способствовать изменению динамики перехода данной категории граждан из нуждающихся на уровень социальной достаточности.
Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
Прогнозирование — это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.
Социологический энциклопедический словарь дает следующие определения этому понятию[1]:
— прогнозирование – это разработка прогнозов;
— прогнозирование – это научное исследование перспектив развития какого-либо объекта или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указаниями более или менее определенных сроков изменения;
— прогнозирование – это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.
Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.
Практическое назначение прогнозирования — подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
· в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);
· как действительно может протекать развитие;
· каков механизм преодоления негативных тенденций.
· В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач прогнозного исследования:
· — определение и мотивирование цели развития;
· — определение средств, способов, путей достижения целей.
· Полный цикл прогнозного исследования включает в себя:
· изучение проблемной ситуации в теории и на практике;
· анализ предпрогнозного и прогнозного фона;
· определение цели и задач;
· выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом;
· проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования;
· формулирование выводов и предложений.
Прогнозирование как одна из форм предвидения находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там, где объекты неуправляемы (особенно в естественных науках), имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к определенному состоянию объекта. Но нередко обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазвитию прогноза путем действий с учетом последнего. Так, предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.
[1] См.: Социологический энциклопедический словарь. Т. II / Под ред. Д. Джерри и Д. Джерри, М.: Вече-АСТ, 1999. — С. 86-87.
В основе методологии прогнозного исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными областями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.
Не менее важным принципом является четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозных исследований, предварительный теоретический анализ его сущности на основе имеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в категориально-понятийном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимально возможной объективности, достоверности и точности.
Основными принципами прогнозирования являются:
· непрерывность. Разработка прогнозов рассматривается как постоянный процесс, необходимый для уточнения прогнозных оценок в связи с возможными изменениями в реальной обстановке, с одной стороны, и для обеспечения связи между прогнозированием, планированием и регулированием, с другой стороны;
· сочетание перспективных и текущих прогнозов. Определяющим должен быть прогноз на длительную перспективу, выявляющий закономерности и тенденции развития, в рамках которых составляются и корректируются прогнозы на менее длительную перспективу;
· согласование. Обеспечение соответствия социального прогноза научно-техническому и иным видам прогноза;
· многовариантность. Необходимость наличия нескольких вариантов для адекватной оценки при выборе прогноза.
· Зарубежный опыт (в частности, США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимает ведущее место практически во всех важнейших областях исследования. Прогнозы классифицируются по разным критериям:
· по масштабам прогнозирования:
· структурные (межотраслевые и межрегиональные),
· по целям прогнозирования:
По временным параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5-10 лет – 52 %; на 5-25 лет – 64 %; на 10 — 25 и более лет — 26 %.
В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, прогнозы бывают:
— оперативные (до 1 года);
— краткосрочные (с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года);
— среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
— долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);
дальнесрочные (свыше 15 лет).
Процесс прогнозирования предполагает ряд последовательных этапов.
Первый этап — прогнозирование параметров прогноза:
— временного интервала прогнозирования тенденций развития объекта;
— целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез;
— методов, структуры и организации исследования.
По существу — это составление программы прогностического исследования.
Второй этап предполагает построение базовой (исходной) модели программируемого объекта. На основе базовой (исходной) модели разрабатываются поисковый и нормативный прогнозы.
Третий этап определяет прогнозируемый фон, то есть анализ факторов, воздействующих на состояние и динамику объекта, осуществление поискового прогнозирования.
Четвертый этап включает в себя осуществление расчетов возможных показателей поисковой модели, вероятностных их значений и конструирование «дерева возможных результатов».
Пятый этап – нормативное прогнозирование, оценка достоверности и точности прогнозных моделей.
Выделяют и такие этапы прогнозирования, как:
ретроспектива – изучение прошлого состояния процесса по совокупности показателей и выявление характера их изменений;
2. диагностика – установка начальных и допустимых значений показателей и выбор метода прогнозирования;
3. прогноз – включает в себя отдельные показатели и синтез единичных прогнозов.
Сам процесс прогнозирования предполагает:
· проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта;
· описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);
· выявление проблем уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;
· определение тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;
· оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.
Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Стратегия образования учитывает различные сценарии развития общества в целом.
Поэтому при прогнозном исследовании образования за основу берется принцип вариантности, многокритериальной оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления. В данном случае особую значимость имеет общественная экспертиза.
Сущность этих исследований в наиболее общем виде состоит в том, чтобы предвидеть:
· социально-экономические и научно-технические условия, в которых будет развиваться система образования в будущем;
· изменяющуюся роль и место человеческой личности в общественном прогрессе;
· динамику развития образовательных запросов населения, престижность соответствующих профессий и специальностей;
· содержательные и организационно-структурные изменения в образовании, их динамику и т. д.;
· межнациональные конфликты. Их исследование может быть осуществлено также с помощью целого ряда методов прогнозирования:
— широкое использование аналитических методов и ЭВМ,
— применение имитационного проигрывания моделей,
— глубокая ретроспекция и предпрогнозный фон,
— использование сценариев для вероятного представления поточной информации.
При проведении любого прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.
Каждое из положений можно конкретизировать. Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.
Неотъемлемой составной частью прогнозирования являются его организационные моменты, такие, как:
• создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;
• определение методов, объектов исследования;
• разработка методики прогнозирования;
• определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования.
Каждое прогнозное исследование имеет свои специфические характерные особенности. К ним могут относиться:
· наличие большого массива фактографического материала;
· формы представления исходной информации;
· использование набора сценариев перед прогнозированием;
· четкое наглядное представление прогнозной информации;
· широкое применение моделирования и возможности использования исходной модели при оценках в управленческой деятельности.
Большое значение в процессе социального управления имеет определение степени надежности прогнозов. Эффективность и надежность прогнозов определяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследований. К важнейшим из них относятся:
· выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;
· выявление на основе анализа основных тенденций («траекторий») развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и т.д.);
· экстраполяция этих тенденций на будущее;
· синтез будущих траекторий в настоящих процессах;
· интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;
· составление комплексного многоуровневого прогноза как целого, так и по отдельным процессам и направлениям;
· непрерывная корректировка прогноза.
К числу условий надежности прогнозов следует отнести:
· глубину и объективность анализа;
· знание конкретных условий;
· оперативность и быстроту в проведении и обработке материалов.
Негативные последствия могут иметь место из-за попыток перенести существующие модели на будущее без должного анализа возможных адаптаций и новых условий. Примером могут служить попытки перенести существующие модели западной экономики и демократии в России. Они приобретают извращенную форму, так как не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера.
Социальное прогнозирование («социальный» от лат. «общественный, связанный с обществом, с общественными отношениями») — прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек.
Социальное прогнозирование – это определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов времени и социальных сил, способных обеспечивать их реализацию.
Социальное прогнозирование – это работа с альтернативами, глубокий анализ вероятности и многовариантность возможных решений.
Основными функциями социального прогнозирования являются:
· ориентирующая: оптимизация выбора целей и средств её достижения, определение предпочтительных направлений деятельности;
· нормативная: определение важнейших тенденций динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем;
· предупредительная: описание и анализ возможных и вероятных негативных последствий, заключающихся в тенденциях социального развития.
Проблемами прогностических исследований могут быть самые разные аспекты социальной сферы, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека. Это – проблемы демографии, охраны здоровья, образования, экологии, жилья, сохранения и развития семьи, молодежные проблемы и т. д.
Различают множество видов социального прогнозирования:
· демографическое и многие другие.
Основные задачи, логика анализа ситуации и разработки прогнозов в социальных процессах в регионах состоят в следующем:
· способствовать оптимальному функционированию государственных структур;
· выработать прогнозное обеспечение управленческих решений в области социальной защиты населения;
· упреждать возникновение неблагоприятных событий и процессов;
· исследовать в развитии социальные последствия перехода к рынку семей разного типа (молодой, многодетной, полной, неполной, беженцев, военнослужащих, престарелых), способствовать развитию позитивных изменений;
· разработать сценарии и модели развития таких семей и рекомендации правительству России и администрациям субъектов Федерации по их социальной защите и поддержке;
· провести прогнозные исследования социально-демографического состава молодежи, социальных проблем подростков, социально-экономического положения работающей молодежи, межнациональных отношений в молодежной среде и выработать практические рекомендации по социальной защите молодежи;
· исследовать социальные последствия приватизации (в регионах Москвы, в ряде других городов России), разработать на этой основе прогнозы и рекомендации.
Создаваемые коллективом ученых Государственного Социального Университета и практиками социальной работы очаговые экспериментальные модели социальной защиты населения в условиях перехода общества к рыночным отношениям — одни из значительных находок научно-исследовательской и практико-внедренческой деятельности этого направления в моделировании и прогнозировании. В качестве примера может быть системное моделирование социальной защиты населения в отдельно взятых регионах, в частности в Юго-Западном округе Москвы — в микрорайоне Раменка с населением 54 тыс. человек, в Ханты-Мансийском автономном округе с населением 1,5 млн. человек, в Астрахани и других регионах. Созданию базовых моделей и разработке прогнозов предшествует гипотеза о возможности использования экспериментально проверенных моделей, их широкая экспертная оценка и апробация.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00