Что такое социальное сиротство
Социальное сиротство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальное сиротство: понятие и признаки
Социальное сиротство – это особое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, которые по тем или иным причинам остались без попечения родителей. Как правило это происходит из-за того, что родители были лишены своих прав, признаны недееспособными или пропавшими без вести.
Таким образом, в условиях социального сиротства дети остаются без опеки родителей и оказываются в категории социально незащищенных слоев населения. Даже если биологические родители живы, они в силу обстоятельств не могут оказывать поддержку детям, воспитывать их и нести ответственность и за них, и за самих себя. Социальное сиротство – относительно новое явление, которое приобретает в нашей стране все большее распространение. Родители могут сами отказываться от своих прав, а могут и быть лишены родительских прав, поскольку оказываются недееспособными, ведут ненормальный образ жизни или имеют условия, при которых не могут дать ребенку все, в чем он нуждается.
Несмотря на расширение применения этого понятия, большое количество социальных сирот все еще не выявлено. Их называют «домашними» или скрытыми сиротами, о чьих проблемах в обществе даже не догадываются. Эта форма сиротства признается и в научной литературе. Обычно это происходит в тех случаях, когда дети остаются без заботы родителей, без их опеки. Все чаще это становится причиной другого серьезного и даже опасного социального явления – беспризорности, асоциального, девиантного поведения, выявляемого у детей и подростков.
Социальное сиротство в России сегодня обретает новые масштабы. Оно становится даже обширнее, чем биологическое сиротство, когда родители по естественным причинам умирают, а дети остаются без их попечения. Социальное сиротство охватывает практически 85% тех детей, которые остались без попечения родителей. В целом причины не ограничиваются только этими обстоятельствами, они включают в себя также духовно-нравственное падение отдельных категорий граждан, распространение таких вредных привычек, как алкоголизм, наркомания, отсутствие поддержки со стороны государства.
Готовые работы на аналогичную тему
Игнорировать социальное сиротство ни в коем случае нельзя. Отсутствие должного внимания к проблеме может привести к тому, что рост социального сиротства в обществе будет только возрастать, что приведет к негативным последствиям. Усилится преступность, снизится уровень духовно-нравственного воспитания в обществе, сместятся ориентации в сторону преступности и асоциального поведения. Это в особой степени опасно для молодого поколения, которого непосредственно касается социальное сиротство, ведь снижение уровня нравственности в раннем возрасте ведет к неотвратимым изменениям в психике.
Причины возникновения социального сиротства в обществе
Исследователи подчеркивают, что причин социального сиротство сегодня очень много. Их можно объединить в несколько крупных категорий, которые отражают те или иные социальные изменений. Первая наиболее общая группа причин – это причины, которые спровоцированы снижением роли семьи и семейных ценностей в воспитании детей. Эти причины имеют свои истоки, например:
Вторая группа причин – это причины, которые вызваны нравственной безответственностью молодых людей по отношению к деторождению и воспитанию нового члена общества. Рождение ребенка и последующее оставление его в роддоме не является чем-то предосудительным. К числу таких людей относятся девушки, которые не успели сделать аборт, были вынуждены родить ребенка, но не имеют возможности и средств далее воспитывать его.
Далее – причины, вызванные разрушением нравственных ценностей и идеалов, которые когда-то являлись значимыми для общества. Это выражается в активной пропаганде безнаказанности, стремлении нарушать законы и не получать за это совершенно никакого наказания. Совершение аморальных поступков также не наказывается и кажется скорее нормой. Следует обратить внимание на некоторые другие причины – это причины в следствии деградации взрослого населения. Алкоголизация и наркомания – это плохой пример для любого человека, а внутри семьи подобные явления могут стать разрушительными. Если ребенок и воспитывается пьющими детьми, то он все равно не получит должного внимания, будет искать его в других местах – в плохих компаниях, где его научат только всему самому плохому.
Социальное сиротство может быть вызвано и негативным влиянием средств массовой информации. Регулярно в новостях и на просторах интернета публикую не благоприятные примеры, новости о нападениях, преступлениях. Все это впитывается детской психикой как губкой, что в результате приводит к тому, что ребенок считает это абсолютной нормой. А без присмотра со стороны родителей все становится дозволенным. Изложенные причины обуславливают формирование социального сиротства, а также повышение уровня преступности безнадзорности и беспризорности.
Социальное сиротство в России
Причины социального сиротства
У социального сиротства нет единой причины, устранив которую можно было бы решить проблему. Если говорить о тех детях, которые оказываются в детском учреждении, то среди них много детей выпускников тех же учреждений. Как это получается?
Сироты, дети сирот
В государственном учреждении ребенок будет одет, умыт, накормлен, но никогда не получит тот важный опыт, который он получает дома — опыт жизни в семье, ответственности за близких, опыт распоряжения деньгами. Спонсоры и жертвователи часто жалеют воспитанников детских домов и стараются одарить их тем, что кажется им доступным — материальными благами, но, получив в подарок очередной телефон или планшет, подросток-сирота не научится ценить эти вещи, зарабатывать своим трудом, нести ответственность за свои слова и дела и, главное, что он нуждается совсем не в этом. Лучшей помощью было бы общение, возможность бывать в семье хотя бы на гостевом режиме или, по крайней мере, переписываться с близким взрослым, куратором, иметь возможность обсудить свои проблемы, выбрать профессию, получить образование.
После выхода из детского дома бывший ребенок зачастую совершенно не приспособлен к жизни, где почти все решали за него, а подарки сыпались как из рога изобилия, не заменяя душевное тепло. Подросток не привык думать о последствиях и, оказавшись на руках с ребенком, просто не знает, что с ним делать. При должной поддержке, курировании, психологической помощи молодые родители могут справиться. И службы, способные оказать эту поддержку, могли бы решить проблему. Хотя ее первопричина по-прежнему остается актуальной.
«Вы себе еще родите»
Еще одна ситуация, которая ведет к социальному сиротству — недостаточное информирование, поддержка и помощь родителям детей с особенности развития. Ребенок, который больше других нуждается в родительской поддержке и любви часто оказывается в государственном учреждении, потому что в больнице родителям сказали «вы себе еще здорового родите». Часто ярлыки «необучаемый», «агрессивный», «не сможет вас узнавать» навешиваются на ребенка, который может и должен воспитываться в семье. Более того, именно в семье будет иметь хорошие перспективы.
Не получив должной поддержке на самом первом этапе пути, родители пугаются возможного диагноза ребенка и оставляют его в «системе», где медицинская помощь оказывается в недостаточном объеме или не оказывается совсем, если речь идет о дальних регионах.
За чертой бедности
Социальными сиротами часто становятся дети родителей, которые не могут обеспечить ребенка, так как сами социально не защищены. Речь идет о трудовых мигрантах, но не только о них. Оказавшись в трудном положении одинокой матери, не имея возможности вернуться домой так, чтобы не получить осуждение родственников и не попасть в социальную изоляцию, матери решаются отдать своих детей. Одиночество, незнание языка, законов, традиций, плохие условия труда приводят к тому, что ребенок оказывается в базе данных детей сирот.
Поместить ребенка временно по заявлению родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, можно и сейчас. Этого можно было бы избежать, если бы семье предоставили помощь, именно этим занимаются кризисные центры для женщин с детьми, но спрос, к сожалению, превышает предложение.
Что происходит с социальным сиротой?
В государственном учреждении даже с лучшими игрушками и воспитателями, ребенок не получит самых главных навыков, которые необходимы человеку в жизни.
Профилактика социального сиротства
Помогать решить проблему социального сиротства или хотя бы сократить количество детей-сирот при живых родителях могут простые меры:
Читайте также
Консультация «Социальное сиротство, как социальная проблема»
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
В современном российском обществе социальное сиротство является одной из самых печальных реалий жизни нашего общества. Множество людей по долгу службы работают сегодня над решением этой острой проблемы. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас.
Последние годы проблема сиротства в России стала наиболее актуальной. Это связано с ростом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака. С изменением социального состава сиротства, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению. (1)
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли. Сиротство, как социальное явление, существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. (6)
Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. (1,2)
Причины социального сиротства
1. Общая характеристика социального сиротства в России
– принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. (4,5)
2. Формы устройства социальных сирот в Российской Федерации
Опека или попечительство необходимы для того, чтобы содержать, воспитывать и заниматься образованием детей, оставшихся без попечения родителей, а так же чтобы защищать их права и интересы. После устройства детей в приемную семью между приемными родителями и воспитанниками не возникает алиментных и наследственных правоотношений.
При передаче ребенка в приемную семью обязательно учитывается его мнение, а если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо получить его согласие.
Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью. Исключение составляют случаи, когда они не могут воспитываться вместе или если раздельное воспитание отвечает интересам детей.
Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.
Устройство в государственные учреждения – устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.Такие учреждения создаются различными министерствами Российской Федерации: Министерством здравоохранения и социального развития (социальные учреждения, оздоровительные учреждения, Министерством образования и науки Российской Федерации (специальные образовательные учреждения, Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения) по инициативе и при поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К государственным социальнымучреждениям для несовершеннолетних относятся:
– центры временного содержания детей. (7)
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.
Пути преодоления этого трагического, ставшего социальным явлением это
прежде всего, создание различных фондов, которые в свою очередь будут разрабатывать, и внедрять региональные и муниципальные модели профилактики социального сиротства; разрабатывать и внедрять профилактические услуги для семьи и детей; реализовать образовательные программы; оказывать экспертные и консультационные услуги; осуществлять проекты, направленные на остановку роста социального сиротства в России. Только такими способами Россия сможет преодолеть такое кризисное состояние, как социальное сиротство.
Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать.
2. Смагина Л. И. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов, Минск, 1999.
3. «Семейный кодекс Российской Федерации»
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации»
5. Болотников И. Ю. «Комплексное медико–социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей» Москва, 2008.
7. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Консультация «Агрессивность, как психолого-педагогическая проблема» В современном мире наблюдается опасная тенденция к росту агрессивности. Особое внимание ученых всего мира привлекает то, что агрессивными.
Консультация для родителей «Мусор проблема номер 1» Консультация для родителей «Мусор проблема №1» Все чаще и чаще в современном обществе поднимаются.
Консультация для родителей «Влияние телевидения и компьютера на социальное здоровье дошкольника» Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление.
Консультация «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие» Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на: • формирование положительного.
Консультация «Ребенок-инвалид — не проблема, а личность» Детей, которых я хотела бы сегодня выделить, называют детьми-инвалидами. Они не такие как все, они особенные. У них все по-другому. И развитие,.
Социальная безопасность ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Елашкина Е. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад.
Социальное взаимодействие дошкольников как психолого-педагогическая проблема Умение общаться, строить и поддерживать дружеские отношения и взаимодействовать, сотрудничать и уживаться с людьми, это нужные элементы.
Консультация для родителей «У вас гиперактивный ребенок? Это не проблема!» Что делать с ребенком, если он у вас гиперактивен? Автор- разработчик : Ольга Михайловна Жигач, воспитатель ГБДОУ Детского сада №23 приморского.
Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.
Статья «Понятие сиротства и социального сиротства»
Понятие сиротства и социального сиротства
лишены родительских прав;
ограничены в родительских правах;
признаны безвестно отсутствующими;
недееспособны (ограниченно дееспособны);
отбывают наказание в исправительных колониях;
обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
уклоняются от воспитания детей;
отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.
Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.
Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Но стоит обратить внимание, что в последние годы возникло так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространялось под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением их нравственных устоев. Следствием чего стало изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.
Когда социальное сиротство связано с невыполнением семьей (ближайшим окружением) функций по воспитанию и образованию ребенка, тогда у него возникают проблемы в реализации его гражданских прав на жизнеобеспечение.
Вторая группа причин связана с отсутствием ясного видения социальных групп детей и проблем их социальной жизни.
Выделяются дети, имеющие проблемы медико-психологической, социально-педагогической и психолого-педагогической дезадаптации.
Последствия социального сиротства заключаются в отчуждении, разрыве связей между миром детей и миром взрослых. Его дефицит уважения к ребенку, его личности, индивидуальности, игнорирование прав на индивидуальное свободное развитие. Это низкий духовный уровень образования личности при возросшей социальной требовательности к духовности человека, в связи с обострением социально-экономических и политических проблем в обществе. Это незащищенность детей от деструктивных влияний среды, общества, родителей и, как следствие, деформация личности ребенка, неуверенность в себе, дезориентация, дезадаптация и десоциализация.
Ярким проявлением данного феномена является миграция населения как следствие разрушения СССР и последовавших за ним вооруженных конфликтов.
Так, на 1 января 1997 года в Российской Федерации официально было зарегистрировано свыше 1,1 млн. вынужденных беженцев переселенцев и беженцев, из них в возрасте от 6 до 15 лет 233,0 тыс. человек. Из общего числа вынужденных переселенцев (данные за 1996 год) около 13 % составили многодетные и неполные семьи.
Таким образом, в связи с дезорганизацией жизни семьи, ее материальными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака в России наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы ощутить масштабы сиротства, сопоставим их со статистикой начала XX века (1922) — 540,0 тыс. осиротевших детей — и послевоенных лет (1945) — 678,0 тыс. сирот. В настоящее время (на 1 января 2006 г.) в России насчитывается 685,1 тыс. таких детей. При этом более 80% из них — социальные сироты, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим причинам, то есть дети-сироты при живых родителях. Практика показывает, что именно они составляют основной контингент детских домов.
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отмечается постоянное увеличение численности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитанников в них. В настоящее время только в системе Минобразования РФ функционирует более 1700 подобных образовательных учреждений (детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья). К сожалению, реальность такова, что традиционные детские дома еще долго будут наиболее распространенной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. было открыто 1347 детских домов (в 1995 г. — 820).
Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.
Принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.).
В настоящее время создана сеть специализированных учреждений: детские дома, социальные приюты, центры психолого-педагогической службы, центры социальной реабилитации, которые призваны устранять различные причины социального сиротства: несоблюдение на местном и региональном уровне нормативных актов государства, направленных на помощь детству; отсутствие достаточной финансово-экономической базы социальной защиты и поддержки детства; отсутствие должной помощи семье.
Что такое социальное сиротство и откуда оно берется
Впервые за много лет в России происходит не сокращение количества детей-сирот, а его рост.
Почему так происходит? Оказывается, все просто и сложно одновременно. О причинах социального сиротства «Летидору» рассказала Диана Машкова, писатель, журналист, руководитель направления «Просвещение» фонда «Арифметика добра», мама 5 детей, 4 из которых приемные.
Сегодня, когда большинство осознанных людей в мире добровольно выбирают самоизоляцию, важно вспомнить о детях, которые живут так всю свою жизнь или значительный ее период. Только это не их решение — ни один ребенок в нашей стране не выбирал детский дом. Ни один не пришел туда добровольно.
И сегодня, когда они закрыты в учреждениях без возможности посещать школу, общаться с родными и близкими, им сложнее всего.
В федеральном банке данных о детях-сиротах России сейчас 44 303 ребенка. Это те ребята, которых можно усыновить или принять под опеку, но они все еще ждут приемных родителей (80% из них — подростки, что осложняет подбор семей).
Еще несколько месяцев назад число этих детей было примерно на 2000 меньше.
Сейчас, впервые за много лет происходит не сокращение количества детей-сирот в нашей стране, а его рост. И дело не в том, что люди больше не желают усыновлять (хотя карантин по-своему осложнит положение дел — во многих учреждениях визиты, конечно, будут запрещены).
Все намного проще и сложнее одновременно.
Каждый год в России усыновляют и принимают под опеку около 60 000 детей. Это немало. Но весь ужас ситуации состоит в том, что ежегодно примерно то же число ребят, а то и больше теряет свои семьи.
В 2018 году, например, 48 290 детей остались без родителей и были помещены в учреждения. Кроме того, в том же году 27 803 ребенка попали в детдома «по заявлению родителей» (этих детей нельзя принять в семью, но они прямые кандидаты в социальные сироты). Помимо того определенное число детей уже было в детдомах (40-50 000).
В семьи в 2018 году приняли 73 074 ребенка. Внушительная цифра.
Но простая математика подсказывает, что семейное устройство при всем желании и старании не успевает за отказами и изъятиями.
Цифры 2019 года похожие. Входящий поток не убывает. Откуда он?
От кого-то из детей отказываются сразу после рождения. Кого-то отдают в детский дом в подростковом возрасте, потому что перестают справляться (часто это кровные бабушки и дедушки, которые взяли внуков под опеку). Кого-то изымают из семьи по причине угрозы жизни и здоровью ребенка.
А есть родители, которые сами помещают детей в учреждения, потому что не справляются.
Если считать вместе с этой категорией детей — тот самый способ попадания в учреждение «по заявлению», то в детдомах России сегодня примерно 70 000 детей, а не 44 303, как показывает официальная база данных. Причем, у 90% детей, содержащихся там, жив как минимум один родитель.
Рассмотрим подробнее основные причины социального сиротства в нашей стране.
Начну с самой неожиданной цифры. 17 339 детей в 2018 году были помещены в детские дома исключительно ради получения разного рода услуг: медицинских, социальных, образовательных.
Их мамы и папы не сознают очевидного: сдавая ребенка в сиротское учреждение, они наносят ему непоправимый ущерб.
Это тяжелая психологическая травма, глубокая депривация и состояние горя, которое неизбежно испытывает маленький человек в отрыве от семьи. Никакое лечение, никакие специалисты не в состоянии нивелировать вреда, который наносит институциональное воспитание.
И при этом нельзя огульно винить родителей. Государство по сути не оставляет им выбора: 31% из 17 339 — это дети с инвалидностью, а 43,5% — дети с заболеваниями. Их негде учить, поскольку инклюзия работает в стране только на бумаге. Их негде лечить — банально не хватает поликлиник, больниц и прочих медицинских учреждений.
Социальные службы не предлагают семьям с особыми детьми услуги на дом: сиделку, тьютора, педагога.
И уж тем более нет доступных центров реабилитации, куда каждый житель страны может обратиться, если в семье родился ребенок с особенностями здоровья.
Получается, что отсутствие инфраструктуры — один из главных источников сиротства.
Да, я предвижу контраргументы: такую инфраструктуру дорого и сложно построить. Но каждый ребенок, которого переместили из семьи в учреждение, с первой минуты в детдоме начинает «потреблять» огромные деньги: по официальным данным Министерства просвещения — от 1 000 000 до 1 328 000 рублей в год (суммы на 1 декабря 2018 года). И это тоже отнюдь не дешево.
А если говорить не только языком цифр, но и морали, то детдома слишком дорого обходятся обществу, поскольку ломают психику детей. Только 10% сирот после выпуска справляются с адаптацией и самостоятельной жизнью в обществе.
Анализ 25,9 тысячи случаев помещения детей в учреждения 76 регионов РФ («Аналитический центр при Правительстве РФ») показывает, что второй серьезный источник социального сиротства — это бедность.
14,1% детей попадают в учреждения из-за тяжелого материального положения семьи.
Поддержать родителей — дать им более востребованное образование или навыки, чтобы они могли зарабатывать на жизнь, помочь справиться с временным кризисом, повысить осознанность и адаптивность — в сотни раз дешевле, чем поместить ребенка из бедной семьи, а зачастую двоих, троих и четверых в детский дом.
Но в настоящее время в обществе отсутствует структура, которая могла бы оказывать кровным семьям такую поддержку. С одной стороны, она должны быть создана государством. А с другой — само общество через некоммерческие организации и объединения неравнодушных способно многое сделать.
По крайней мере, так это организовано в цивилизованных странах (ответственность государства и общества), которые еще в прошлом веке перешли от детских домов к воспитанию в семьях.
24,5% детей попадают в детдома вследствие уклонения родителей от выполнения своих обязанностей, а значит, тотального непонимания потребностей ребенка, отсутствия осознанности как таковой. И эту проблему тоже необходимо решать.
Но самая большая и трудноразрешимая задача в сфере сиротства в России — причина попадания 40,4% детей в детдома — это злоупотребление родителями алкоголем. Здесь уже не может быть простых механизмов помощи, и единственная действенная мера — это профилактика алкоголизма и наркомании, раннее вмешательство в поддержку семьи, включая реабилитацию и лечение.
Все это делает жизнь ребенка в семье невыносимой. Однако и в этом случае институциональное воспитание не единственное и не лучшее решение.
Когда нет возможности сохранить кровную семью ради ребенка, необходимо подобрать для него хорошую замещающую — усыновителей или приемных родителей. И чем выше компетенции последних, их подготовка и качество сопровождения, тем больше шансов на счастливое и успешное будущее детей.
Каждый ребенок, однажды оказавшийся в учреждении, — это очевидная группа риска.
Как показывает практика и статистика сегодня, подавляющее большинство детей, переступив порог детского дома, уже не могут вернуться в родные семьи.
И к сожалению, проблему сиротства в России невозможно решить без работы с кровными семьями, без профилактики распада семьи, алкоголизации населения и помощи тем мамам, которые хотят, но не могут или не умеют воспитывать своих детей.
Пока государство и общество не придут к осознанию этого, дети и дальше будут прибывать в детдома. Будут жить в вынужденной и вечной изоляции, которую они не выбирали.