Что такое социальное социология
2. Понятие «социальное». Основные подходы к социальному анализу
2. Понятие «социальное». Основные подходы к социальному анализу
Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.
Во-первых, это общее свойство, которое присуще различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.
Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места, и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.
В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.
Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.
Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) и считает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
От логики к массовому социальному действию
От логики к массовому социальному действию Конструктивная напряженность, будучи движущей силой воспроизводства, тем самым выступает не только как культурный, но и как социальный феномен, не только как логика, но и как воспроизводственный процесс. Дуальные оппозиции
Бытовое и социальное поведение
Бытовое и социальное поведение Прежде чем отправляться работать в Россию, постарайтесь овладеть хотя бы базовыми знаниями русского языка. В такой «серьезной» и во многом непривычной вам стране невозможно жить и работать, не общаясь с местным населением, не понимая
Социальное явление
Социальное явление § 1. Природа социального явленияКак бы разнообразны ни были те определения, посредством которых социологи характеризуют сущность социального или надорганического явления, — все они имеют нечто общее, а именно, что социальное явление — объект
5. Подходы к определению структуры социологии. Понятие общей социологической теории
5. Подходы к определению структуры социологии. Понятие общей социологической теории В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.Содержательный – предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:1) эмпирии,
40. Основные теоретические подходы в определении классов. Немарксистские подходы
40. Основные теоретические подходы в определении классов. Немарксистские подходы Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.По суждениям Маркса, класс – это
1. Гендерный подход к анализу культуры
1. Гендерный подход к анализу культуры Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и задаются символические значения вещей и явлений.Миф – одна
Подходы
Подходы Исследователи русского модернизма часто настаивают на существовании отчетливых границ между декадентами, символистами и реалистами, которых не существовало. С одной стороны, в этом проявлялся научный интерес к литературной таксономии, с другой — явные
6. Подходы и выводы
6. Подходы и выводы Опыт полемики с друзьямиТЕКСТ
Социальное положение
Социальное положение Ульрико из большого семейного клана Аосталли[248] пользовался большим успехом и спросом в различных областях. Его удачная профессиональная карьера показательна для пути многих итальянских архитекторов, работавших в Богемии. Вероятно, Аосталли
Трансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу
Трансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу Трансмедиа сторителлинг (трансмедийное рассказывание истории или повествование) представляет собой специфический вид нарратива, в котором создателями сюжета изначально заложены «белые пятна» для
СОЦИАЛЬНОЕ
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНОЕ» в других словарях:
СОЦИАЛЬНОЕ Я — См. Я, социальное … Толковый словарь по психологии
СОЦИАЛЬНОЕ — 1) в широком смысле слова – имеющее отношение к обществу в целом (тождественно понятию «общественное»); 2) в узком смысле – имеющее отношение лишь к социальной сфере общественной жизни, в которой осуществляется сохранение и воспроизводство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Социальное обеспечение — Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия
Социальное пространство — – один из видов пространства (наряду с физическим и другими); многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой. Философы и… … Википедия
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. Кроме того, система охватывает также инвалидов и семьи с одним родителем. С 1988 г. ответственность за… … Финансовый словарь
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — одна из форм социального обеспечения; госу дарственная система материального обеспечения граждан в старости в слу чае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны ихздоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из … Финансовый словарь
Социальное поведение — (англ. Social behavior) поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально экономических факторов и господствующих норм[1][2]. Изучением социального поведения человека… … Википедия
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию… … Философская энциклопедия
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как … Большая медицинская энциклопедия
Понятие «социального» в системе социологического знания
1.2 Понятие «социального» в системе социологического знания
Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального. Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений. Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах. В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.
Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.
1.3 Социальные действия, социальные взаимодействия, социальные связи и отношения
Любое социальное действие представляет из себя систему, в которой можно выделить следующие элементы:
— субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;
— объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;
— средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;
Социальное взаимодействие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.» Социальное взаимодействие родственно понятию «социальное действие».
Механизм социального взаимодействия включает участников и их действия, изменения, вызванные этими действиями, влияние этих перемен на людей и окружение, и обратную реакцию.
Социальная связь – вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей, связи, которые устанавливаются между индивидами, между индивидами и явлениями и процессами окружающего мира, между социальными группами.
Социальная связь – это совокупность отношений, которые возникают между людьми.
Предпосылками социальных связей являются контакты:
1) пространственные (непосредственный, или опосредованный, который не всегда приводит к возникновению тесных связей, но являются лишь определенной предпосылкой к установлению социальных связей (заинтересованность).
2) психологические контакты предполагают взаимную заинтересованность и является необходимым условием для возникновения устойчивой связи (односторонней или двухсторонней).
3) социальные – это контакт в случае взаимодействия субъектов, обмениваться ценностями, которые представляют интерес для субъектов.
Под социальными отношениями в науке понимают:
1) определенное состояние А и В в состоянии взаимозависимости, возникшее без участия их сознательного стремления и субъективных намерений. 2) сознательное и субъективно определенное действие А по отношению к В, вытекающее из осознанной субъективно определенной зависимости.
Из предложенного понимания социальных отношений, в социологии можно выделить две методологических тенденции:
1) социология должна изучать, прежде всего, объективные отношения (Д. Маркович);
2) задача социологии – изучение тех отношений, которые складываются посредством субъективных определений партнера, личности, группы и той ситуации, в которой складываются эти отношения.
В современной социологии под социальными отношениями понимаются относительно устойчивые и относительно самостоятельные связи между индивидами (вследствие которых они объединяются в социальные группы) и социальными группами, как носителями качественно различных видов деятельности, отличающимися своими статусами и ролями.
В социологии выделяют отношения между индивидами и социальными группами и отношения между сходными индивидами (по полу, возрасту, социальному положению) к явлениям и процессам окружающего мира. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, который сплачивают людей в социальные общности, таким образом, не отдельные социальные действия, не взаимодействия, а устойчивые, поддающиеся регулированию отношения, являются основным компонентом социальной общности. Таким образом, социальные действия, социальные взаимодействия служат основой социальных отношений, и их совокупность служит формированию социальных общностей.
1.4 Структура социологии, ее функции и методы социологического познания
Современное социологическое знание имеет сложную разветвленную и многоуровневую структуру. Собственно говоря, представление о ней можно получить, сопоставляя ее с объектом этой науки – обществом. Все великое многообразие проявлений общественной жизни находит свое отражение в структуре социологии.
Исследователи подходят к рассмотрению данной проблемы с разных позиций. Рассмотрим некоторые из них.
1. Структура социологии по сферам общественной жизни:
2. Структура социологии по масштабам:
2. Структура социологии по задачам исследования:
4. Структура социологии по уровням социологического знания:
Необходимо иметь в виду, что разделение социологического знания на уровни носит сугубо методологический характер. В действительности и теоретический, и эмпирический уровни существуют в органичном единстве, которое прослеживается в двух аспектах: функциональном и генетическом. Функциональный аспект предполагает движение исследователя от теоретического уровня к эмпирическому (проверка теории практикой); генетический – восхождение от эмпирического уровня к теоретическому (обобщение опыта и формулирование новой теории).
«Что такое социальное?» или «Что делал Г-сподь до сотворения мира?»
1. Я начну с тезиса, уже однажды озвученного ранее: оптика социологического исследования дает наблюдателю-социологу возможность увидеть свой объект как реальный, познаваемый и социальный. Независимо от того, является ли этим объектом неравенство жизненных шансов, ландшафт юго-западного округа Москвы, уровень самоубийств, запуск северокорейских ракет или публичные выступления самих социологов. Это означает, что классический социологический способ описания априорно (т.е. независимо от объекта описания) содержит в себе ответы на три вопроса:
Подчеркну — существует множество различных ответов на эти вопросы. А также комбинаций таких ответов. Хотя они взаимосвязаны, ответ на один вопрос не диктует с необходимостью ответы на два других.
Классики социологии вопросы о демаркации социального, реальности и познании задавали в открытой и эксплицитной форме. Они искренне пытались доказать, что у нашей дисциплины есть свой предмет, отличный от предмета других дисциплин [1], он существует реально и для его познания требуется особая социологическая методология.
Вот, например, социальные факты Дюркгейма. Они в силу своей особой природы отличны от фактов биологических и психологических. Эта природа — залог онтологии социального sui generis. (Т.е., социальное обладает особым онтологическим статусом.) Она познаваема, но лишь при особом, социологическом рассмотрении социальных фактов — факты нужно рассматривать «как вещи», однако они не суть вещи (потому что тогда не было бы нужды в социологии, хватило бы физики.) Есть различие социального и не-социального, есть ответ на вопрос об онтологическом статусе социального и есть ответ на вопрос об эпистемологическом статусе социального. Полный джентльменский набор.
В неокантианском проекте социальное определяется через смысловое. У социального нет своей онтологии – ибо социолог не изучает то, что вещи суть, он изучает то, что они значат. (Что не делает социальное менее реальным — просто теперь это особая реальность: реальность смысла, а нереальность вещи [2]. Этот шаг, кстати, означает, что социология не рядоположна физике или химии, потому что социальное определяется не по аналогии с физическим или химическим, у него иной онтологический статус.) Однако именно смысловое измерение вещей делает их социально познаваемыми. И вновь у нас три ответа: что такое социальное, каково его отношение к миру и каково его отношение к познанию.
Если вопрос об онтологическом статусе — это вопрос о существовании, то вопрос об эпистемологическом статусе – это вопрос об объяснении и сомнении. Реальность общества — это единственная реальность, в которой я не могу усомниться, говорит Шелер. Никто не создает общество, но все застают его уже готовым, говорит Дюркгейм. В онтологическом плане социальное непросто утверждалось в качестве реальности особого рода («существуют социальные факты», «существуют социальные системы», «существуют социальные поля»), оно утверждалось в качестве верховной реальности (контовское «Общество как Высшее Существо»). Этот привилегированный онтологический статус социального конвертировался в его привилегированный эпистемологический статус («в нем нельзя усомниться», «через него нужно объяснять»): теперь при помощи социального можно объяснить даже то, что на первый взгляд социальным не является.
Найденные классиками ответы вошли в канон дисциплины, были пущены в оборот их законными наследниками и со временем принесли социологам солидные дивиденды: эксперт-социолог стал «королем индустрии объяснений» в том же смысле, в каком советская пресса писала о «стальных королях», «мыльных королях» и «алмазных королях» капиталистического мира. Расплатой за «аксиоматизацию» классических решений стала нерефлексивность — то, что оставалось проблематичным для классиков уже не составляет проблемы для наследников. «Пустить в оборот» значит сделать из проблемы аксиому, из найденного некогда ответа — невопрошаемую данность.
2. Вадим Валерьевич Радаев решился на проблематизацию аксиом. Шаг, за который тут же был раскритикован коллегами-эмпириками. Дело в том, что эмпирику сегодня (в отличие от эмпирика современника Дюркгейма) вовсе не нужно задаваться всеми тремя вопросами о социальном — его границах, существовании и познаваемости. Ему в принципе не нужно задаваться вопросами. Это вредит эмпирической работе, которая подобна айсбергу: на поверхности небольшая ледяная шапка массивов и транскриптов, а под водой — гора незаданных вопросов и забытых ответов. Потому что эмпирическая работа социолога-исследователя, как и действия того же социолога в нерабочее время имеют под собой единственное основание — здравый смысл.
Повседневный здравый смысл говорит вам: «не надо ехать домой по третьему кольцу в час пик», социологический здравый смысл говорит: «посмотри здесь распределения по образованию, а здесь – по семейному положению». Здравый смысл социолога-эмпирика и здравый смысл обывателя похожи. Они оба покоятся на некотором «неявном знании» и «приостановке сомнения». Можно говорить об epoché социологической установки [3], которая и определяет границы социального для исследователя. Сделать неявное знание явным — значит, лишить себя возможности операционально им пользоваться. Рассказывают, что Мартина Лютера после одной из проповедей спросили: «Если Г-сподь изначален и мир был им создан, то что делал он до создания мира?». «Он сидел и резал розги для тех, кто задает такие вопросы» — ответил великий реформатор.
Его ответ вдохновил многих. Устав искать определение интеллекта, психологи решили пойти путем конвенции и признать интеллектом все, что измеряют тесты интеллекта. Аналогичным образом с точки зрения «здравого смысла социолога», социальным следует признать все, что поддается социологическому описанию и может быть объяснено через социальное. То есть все. Вообще все.
3. Хуже, если социолог вдруг решает проблематизировать свой собственный социологический здравый смысл. Для коллег-эмпириков он автоматически становится нарушителем конвенции. Проблема втом, что сделать это sub specie empeiria — то есть по-человечески, эмпирически и «без зауми» — не удастся. Можно, конечно, вопрос «Что такое социальное?» операционально переформулировать в вопрос «Какие переменные мы будем считать социальными?». Таковых, если верить «Sociological Abstracts » и Г. С. Батыгину, около 3700. Увы, этот ход ничего не дает — переменные фиксируют лишь параметры описания, но не категории «конечного словаря» (Р. Рорти).
Социальность изучаемых объектов принимается социологом так же аксиоматически, как их реальность и познаваемость. Утверждение «Х — социально» не носит операционального и эмпирически верифицируемого / фальсифицируемого характера. Оно является условием возможности самих процедур верификации и фальсификации.
4. Аналогично: утверждение «Социология есть эмпирическая наука», по-видимому, верно, но само оно не является эмпирически проверяемым [4].
5. Позволю себе небольшую иллюстрацию. Преамбула к Конституции США звучит так: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Аналогичные формулировки мы найдем в преамбулах многих европейских конституций. Имеет ли преамбула ценность для самого текста конституции? Огромную! Она определяет его предназначение и местов мире. Может ли преамбула быть определена «операционально» юридически — т.е. на основании «языка» самой конституции и действий, в ней закрепленных? Вряд ли. Она обосновывает основной закон, не будучи обоснованной им, не являясь его органической частью, оставаясь и «внутри», и «снаружи» его текста. Ее невозможно вывести из знания самих статей конституции, поскольку преамбула отвечает на предельные, конечные вопросы существования основного закона.
Ответ на вопрос «Что такое социальное?» невозможно вывести из стихии исследовательских практик, выпарить его из кипящей эмпирии посредством операциональных процедур – кастрюля крайне плохо выпаривается из супа.
6. Означает ли это, что подобным вопросом не следует задаваться? Отнюдь нет! Просто нужно помнить, что ответ на него потребует иных («не операциональных») процедур. И ответов будет ровно столько, сколько действует в социологии когнитивных стилей. У каждого из них своя оптика и свои ответы на вопросы о демаркации социального, его реальности и познаваемости. (Ответить на вопрос о демаркации, проигнорировав два других вопроса, крайне сложно.) То, что социально для Гарфинкеля — не социально для Вебера, то, что социально для Вебера — не социально для Латура, то, что социально для Латура — не социально для подавляющего большинства нормальных людей.
Кроме того, ответы на эти вопросы автоматически выведут нас из области эмпирической социальной науки, основанной на социологическом здравом смысле и устоявшихся конвенциях.
Куда именно выведут?
7. В область фундаментальной социологии и эпистемологии социальных наук — туда, где исследование пределов социологического познания позволяет осмысленно отвечать на «предельные вопросы».
[1] Г. Зиммель, пожалуй, не в счет.
[2] Я здесь уклонюсь от различений «реального» и «существующего». Мне нечего добавить к тому, что написал по этому поводу Э. Гуссерль, проведший в «Суждении и опыте» тонкое различение «предикатов реальности» и «предикатовсуществования».
[3] По аналогии с epoché естественной и трансцендентальной установок у А. Шюца (см. «О множественности реальностей»).
[4] О чем нам не преминули напомнить манчестерские этнометодологии. См.: Hutchinson P., Read R., Sharrock W. There is no such thing as social science. Aldershot, 2008.
Понятие «социальное» и его изучение в социологии
Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
Понятие «социальное» и его отличие от понятия «общественное»
В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два понятия — «общественный» и «социальный». Маркс и Энгельс использовали понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической. Когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» и соответственно говорили о «социальных отношениях».
В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.
Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.
Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.
Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.
9. Структурно-функциональная теория (Парсонс, Мертон)
Основные положения теории
1. Общество рассматривается как система;
2. Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей;
3. Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).
Толкотт Парсонс (р.1902 г.) считается основателем теории структурного функционализма. Он опирался на работы Спенсера, Конта.
В 1951 году Парсонс опубликовал труд под названием «Социальная система», в котором внимание было уделено анализу 5 проблем:
1. Социального порядка,
2. Социальной структуры,
3. Социальной интеграции,
4. Социальной стабильности,
5. Социального взаимодействия.
По его мнению, в любом обществе существуют некие механизмы, которые обеспечивают коллективную солидарность и социальную стабильность. Любое обществе склонно поддерживать стабильность при помощи двух механизмов: самоподдержания и саморегуляции.
Достижение стабильности обусловлено тем, что люди в своих действиях имеют одни мотивы и придерживаются одним и тем же ценностям.
Т.е. любое общество должно выполнять 4 функции:
Адаптация | Наличие общих целей |
Иметь общие нормы и механизмы разрешения конфликтов | Интеграция |
Для реализации этих функций в обществе складывается соответственные механизмы:
Экономика | Политика |
Система родства | Культура |
Роберт Мертон (1910 р.) продолжал мысли Парсонса, но только по своему.
В отличии от Парсонса от считал, что стабильность общества весьма проблематична и, главное, заранее не задана.
Теория структурно-функционального анализа, разрабатываемая Мертоном, существенно отличалась по уровню абстрактности от того, что делал в этой области социологического анализа Парсонс. По существу, Мертон стремился конкретизировать абстрактные теоретические размышления его старшего коллеги, «спустить» их с высоких «теоретических небес» на более низкий и приземленный уровень. Мертона постоянно тянуло к теоретизированию иного характера, более тесно связанного с эмпирическими исследованиями. Решению этой задачи была посвящена разработка теорий среднего уровня.