Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

ОГЭ. Обществознание.

1.4 Биологическое и социальное в человеке.

План.

Человек — биосоциальное существо.

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.

Социальное в человеке.

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек и животное.

Особенности, свойственные только человеку.

Особенности, свойственные только животному.

Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

Человек, индивид, личность.

Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.

В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:

Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.

Отличия социальной сущности от биологической

Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:

Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.

Становление социальной сущности человека

Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.

Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.

Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.

Социальные качества личности

Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:

Основные социальные качества личности:

С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:

Самосознание и самореализация

Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.

Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.

Заключение

Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.

Источник

ГДЗ Параграф 1. Человек — личность Обществознание 6 класс Боголюбов, Иванова

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Проверим себя (стр.16-17).

Он растет и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — все, что окружает ребенка, влияет на него, воспитывает в нем определенные качества личности.

Как этот человек трудится, как относится к окружающему миру, как оценивает самого себя, каковы его способности к различной деятельности.

Мне стоит поработать над силой воли.

В классе и дома.

Смелость, отвага, храбрость — это положительные качества человека, которые мне также хотелось бы развить. Эгоизм, малодушие — это отрицательные качества.

Сильная личность — волевой человек, крепкие нервы, чудовищная внутренняя энергия, убийственный потенциал; широкие возможности. Он может сделать то, что показалось бы на первый взгляд бредовым, но если он решил, то без достигнутой цели его не ждите. Обычно умеет ждать и выжидать, правильно распоряжается временем.

а) Нет, это не сильная личность, потому что Петр силен физически, а не морально;

б) Нет, это не сильная личность, т.к. сильная личность должна уметь признавать свою вину и не врать, а Оксана не способна сделать это;

в) Да, это сильная личность, поскольку только сильная личность может выносить сложные жизненные ситуации без чужой помощи, и при этом не жаловаться;

г) Да, это сильная личность, ибо сильная личность может взять чужую вину на себя (принять удар);

Мое мнение в связи с поведением Алексея негативное.

У Алексея правильное желание стать сильной личностью. Однако не правильные методы достижения этой цели. Причина — не знание и отсутствие воспитания, именно поэтому взрослые люди называют его невоспитанным и некультурным человеком. Алексею надо объяснить и показать способы как стать сильной личностью. Сила личность в умении помочь слабым и защитить их. Ведь только сильная личность способна противостоять злу и стоять на стороне добра и истины. Сила дана человеку, чтобы помочь тому, у когда не хватает сил.

Алексей прирожденный лидер. И если бы ему смог кто-то рассказать по-доброму, по-дружески, я уверен, он бы понял и смог стать лучшим в классе и звездой всей школы.

Источник

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);

усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;

особая структура мозга и строение черепа;

умение прямо стоять и ходить;

отсутствие плотного шерстяного покрова;

развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;

логическое и аналитическое мышление;

потребность в социальном взаимодействии;

культурное и духовное развитие;

умение строить и создавать инструменты для труда;

способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Единство биологического и социального в становлении человека

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Источник

Человек в социальном измерении

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦

Человек (6 класс)

Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Смотреть картинку Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Картинка про Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс. Фото Что такое социальное существо по обществознанию 6 класс

Родители — первое окружение ребенка, которое влияет на становление личности.

Человек — является существом социальным (общественным). Он взрослеет и развивается между людей, в обществе. В детстве – это детский сад, школа, семья, позже – взрослое общество. Окружение ребенка, в котором ему приходится жить, играть, развиваться, все это откладывает на нем свой отпечаток, благодаря которому воспитывается личность.

Человеком он рождается, а вот уже личностью – становится.

Личность (6 класс, 10 класс)

Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

То, в какую личность превратиться человек, зависит от множества факторов. На становление личности влияет в первую очередь окружение, воспитание, интересы. Родители с самых первых дней начинают воспитывать личность в своем ребенке. Только у одних вырастает умный, целеустремленный, добрый и отзывчивый человек, а у других – злой, не сдержанный, агрессивный. Почему так происходит? Все дело в том, что одним ребенком в детстве занимались, показывали правильное поведение своим примером. А второму ребенку не уделяли внимания вовсе, поэтому он брал пример с не самых благополучных сверстников.

Так же немаловажную роль в становлении личности играет генетика, с которой бороться, увы, очень сложно.

Психологи называют личность вершиной всех качеств человека потому, что только личность обладает сознанием.

Сознание (6 класс)

А что такое сознание? Человек со знанием относится к миру, не только знает, но и умеет применять приобретённые знания. Так же он продолжает учиться, узнавая новую информацию. Другими словами, сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

Сознание – качество, характерное только для человека. Именно поэтому и личностью способен стать только человек.

Зачем человеку трудиться? (6 класс)

Труд занимает самое важное место в жизни человека. Это двигатель жизни. Для каждого труд — это разные категории. Те, кто нашли себя в жизни, могут считать труд призванием. А те, кто не нашел профессию по душе — долгом. Труд это и внутренняя потребность, и вынужденная необходимость. Человек должен трудиться для того, чтобы удовлетворять свои потребности, но с другой стороны, человек должен трудиться для того, чтобы активизироваться.

Чтобы труд проходил намного легче и не был в тягость, от своей работы необходимо испытывать радость. Только в таком случае труд будет в удовольствие.

Так же необходимыми сопутствующими труда должны стать признание и вознаграждение. Признание играет важную роль для истории, вознаграждение — это для жизни. Люди, которые не заняты трудом, возможно, получили хорошее наследство, или создали свой бизнес, который не требует физического труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *