Что такое социальное творчество

Социология творчества

Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения, факторы его возникновения и развития в структуре личности, подходы к исследованию. Классификация и виды социального творчества, его отличительные особенности, анализ и оценка значения.

РубрикаСоциология и обществознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления31.03.2014
Размер файла27,8 K

Что такое социальное творчество. Смотреть фото Что такое социальное творчество. Смотреть картинку Что такое социальное творчество. Картинка про Что такое социальное творчество. Фото Что такое социальное творчество

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

творчество социальный девиация личность

Непривычно для многих из нас видеть нечто общее в социальном (научном, техническом, художественном) творчестве и социальной «патологии» (преступности, наркотизме, пьянстве, коррупции и т.п.), рассматривать то и другое как следствие неких общих социальных причин. Социальная норма, определяя исторически сложившуюся в конкретном обществе меру допустимого поведения, может либо соответствовать законам общественного развития, либо отражать их недостаточно адекватно, а то и находиться с ними в противоречии, будучи продуктом искаженного отражения объективных закономерностей. И тогда социальная «норма» оказывается сама «анормальной». Именно поэтому девиантное поведение может быть позитивным, ломающим устаревшие нормы и объективно способствующим прогрессу (социальное творчество), и негативным, объективно препятствующим развитию или существованию.

Творчество как создание чего-то нового принципиально не планируемо. Можно предвидеть «точки роста», предсказывать направления будущих открытий, но нельзя предугадать (а, следовательно, и планировать), кто, когда, где и как создаст или откроет неизвестное. Весь опыт нашей истории свидетельствует о вреде жесткого планирования, заорганизованности, занормированности деятельности, приводящей к социальному склерозу и параличу. Хорошо, когда общество поддерживает творческую деятельность, финансируя ее, обеспечивая технически.

Далее. Эмпирические социологические исследования последних лет, свидетельствуют о вполне определенных и относительно устойчивых взаимосвязях между различными проявлениями негативной девиантности и социальным творчеством.

Думается, поэтому, что рассмотрение социального творчества как одного из элементов (подсистем) девиантности не является лишь абстрактной схемой, а таит эвристические возможности комплексного социологического исследования закономерностей распространенности, а также характера взаимосвязей позитивных и негативных проявлений социальной активности в пространственно-временном континууме социума, построения математических моделей девиантности как системы, с выходом на управленческие проблемы развития социального творчества «в ущерб» негативным девиациям. Так, «наиболее эффективное предупреждение преступлений… достигается не просто временным подавлением нежелательных форм поведения, а их постоянным вытеснением, заменой их на социально одобряемые, полезные обществу и индивиду формы и виды поведения».

1. Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение творческой личности, гения, героя, лидера, избранника народа являют собой пример позитивных девиаций в поведении, т.е. культурно одобряемых отклонений.

Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Можно выделить характерные качества и способы поведения, которые способствуют формированию позитивных девиаций в поведении индивида.

Прежде всего, это качества личности. Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивида в определенных областях деятельности.

Определяющим для творческой личности является направление сознания и бессознательного, заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания и бессознательного. Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой мысленной действительности и нового Я.

Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей.

Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире.

Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер.

Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности.

Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.

Сверхмотивация. Одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Очень интересна гипотеза некоторых русских ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например, с солнечной активностью.

Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Известно, например, что воинственность часто появляется из-за сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения.

В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.

— когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);

— эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);

— мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости); коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Творчество как один из видов деятельности и креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность действительно рассматривается как эвристический способ жизнедеятельности, но на уровне социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид деятельности, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данном сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы [12, с. 165-210]. Таким образом, творчество и креативность можно рассматривать как позитивные девиации поведения.

— весьма многозначно. Отнюдь не все его проявления могут быть оценены в качестве позитивных с точки зрения интересов и потребностей общества, системы его норм и ценностей.

Сегодня понятие творчества может быть достаточно полно и адекватно описано на основе идеи смыслового пространства, опорными точками которого являются родственные, генетически связанные с ним категории и понятия, принадлежащие различным областям философского и научного знания. Таковыми являются, прежде всего: свобода и необходимость, различие и тождество, дифференциация и интеграция, противоречие и гармония, хаос и порядок, информация и новизна, потребность и мотивация, ценность, благо и др.

Творческую личность можно рассматривать с двух сторон.

Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Согласно второй точке зрения, не всякого человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь, помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни. Она характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Такая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Целью любого нормально функционирующего общества является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности, способной быть субъектом мировых и общественных преобразований.

В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, согласно которой у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами.

Следовательно, необходимо внимательно разобраться в указанной многозначности, особенно с учетом изменившихся российских реалий, с тем чтобы максимально содействовать именно позитивным проявлениям творческой активности и по возможности блокировать, минимизировать негативные. Кроме того, различные компоненты творческого потенциала личности неравнозначны по интенсивности своего влияния на всю ее творческую сферу. Разработка намеченной темы поможет учесть и это обстоятельство для повышения творческой активности, креативных возможностей общества.

Профессор Салахутдинов Р.Г. в своей книге «Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды» классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

1. Общественно-политическое творчество:

· религиозное и экстремистское;

· историко-культурное и экологическое и другие.

Источник

«Социальное творчество в кружках дополнительного образования и во внеурочной деятельности»

«Социальное творчество в кружках дополнительного образования

и во внеурочной деятельности»

из опыта работы Нестеренко Н. М.

педагога дополнительного образования,

руководителя Образцовой шоу-группы

г. Джанкой, Республика Крым

Социальное творчество — высшая форма социальной дея­тельности; созидательный процесс, направленный на преоб­разование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество детей — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, склады­вающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой ребенко, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, об­щественностью.
Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) обще­ственной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной под­держки представителей социально незащищённых слоев насе­ления, защиты и развития культурной и природной среды су­ществования общества и т. д.
Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уров­ня (приобретение кружковцами социальных знаний, понима­ния социальной реальности и повседневной жизни) обеспе­чивается формой социальной пробы.

На достижение в социальном творчестве детей формирования позитивных отношений ребенка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелена фор­ма коллективного творческого дела (сокращённо — КТД).

В условиях общеобразовательного учреждения социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями, увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание.

Еще одна отличительная черта социальной направленности детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в кружках, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Социальная направленность создаст «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

В контексте социального творчества социальная проба — это инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми. Концерт для ветеранов, новогодний концерт для воспитанников детс­кого дома, выпуск газеты кружка для родителей, подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров ( к различным праздникам, в том числе- «День Победы»), экологическая экспедиция по очистке территории двора, 2 корпуса школы, кабинета, поздравление и изготовление открыток для пожилых людей к их празднику, поиск героев, чьи имена и подвиги не известны в нашем городе («Мы наследники Победы»)— любое общественно полезное дело может стать пространством социальной пробы ребёнка. Разумеется, при одном условии — юный человек сам, добровольно захочет принять в нём участие. Взрослый, педагог не может принудить, навязать ребёнку участие в деле, у него есть возмож­ность только мотивировать ребёнка. При этом приоритет остаётся за методами морального мотивирования, экономическое стимулирование существенно ограничено, а в своём прямом виде («сделай дело вместе с нами и получишь за это деньги») — запрещено.

Добиваться того, чтобы КТД ( коллективные творческие дела ) превратилось в традицию кружка, педагог начинает постепенно, шаг за шагом.

й шаг. Делаем жизнь интереснее. Сначала руководитель кружка придумывает и организовывает интересные для ребят дела. Тем самым она формирует у них мнение, что вне­урочная жизнь детей может быть чрезвычайно привлекатель­ной, а кроме того, формирует привычку к тому, что в кружке должно всегда происходить что-то интересное.

й шаг. Ищем помощников. Время от времени для орга­низации того или иного дела педагог просит кого-то из ре­бят ей помочь, мотивируя это тем, что у неё не хватает или сил, или времени, или фантазии. Сначала она обращается персонально, втайне от ребят, и приглашает, как правило, дружащих между собой одноклассников. После блестяще про­ведённого мероприятия педагог раскрывает «тайну» и при всех благодарит своих помощников. Она про­сит всех поблагодарить этих ребят. Им аплодируют, они смущаются, но им это, безусловно, нравится. Затем она всё чаще открыто обращается к детям за помощью — и. её помощники «выстраиваются в очередь». Занимаясь совмест­ной с кружковцами подготовкой того или иного дела, педа­гог старается отдавать им творческую или организационную часть работы: придумать вопросы к викторине, раздавать пособие…. Затем, если требуется, вместе с ними дово­дит всё до ума. И обязательно после каждого проведённого дела руководитель собирает своих помощников для того, чтобы вместе с ними обсудить: что у них получились, что не получилось, как и каких ошибок можно было избе­жать.

й шаг. Привлекаем ребят к планированию. На следу­ющий год педагог уже привлекает свой кружок к планирова­нию основных внутрикружковых дел на год. Теперь ребята зна­ют: то, что происходит в кружке, происходит во многом по их инициативе. Это, в свою очередь, даёт руководи­телю кружка возможность предложить организовать наиболее инте­ресные для ребят дела их главным инициаторам.

Очень хорошо, если руководители кружков, педагоги дополнительного образования проводили бы беседы и диспуты на такие темы:

Как я помогаю дома близким?

Нужна ли помощь твоим близким от тебя?

Мои обязанности дома.

Хороший ли я помощник по дому?

Хороший ли я хозяин в своем доме?\

Сколько стоит хлеб?

Что можно купить на 50 рублей?

Что же является надёжным результатом грамотного осу­ществления коллективных творческих дел? Это позитивная активность детей, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством кол­лективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).

Творчество рассмотрено как деятельность включенная в социокультурную среду ребенка, в которой он самореализуется на основании общественных и личностных установок, где результатом становится как созданный продукт, так и развитие самого субъекта творчества.

Источник

Социальное творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Задачи моей работы заключаются в следующем:
1. Рассмотреть возникновение и сущность социального творчества, его типы и уровни.
2. Выделить наиболее важные черты творческой личности в соответствии с книгой А.Матейко «Условия творческого труда».
3. Также рассмотреть воздействие научно-технического прогресса на творчество, возможные пути решения проблемы творческого характера труда.
4. Проанализировать роль социальных инноваций в современной творческой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие социального творчества…………………………………….5
1.1.Возникновение и сущность социального творчества……………………. 5
1.2. Типы и уровни творчества………………………………………………. 11
Глава 2. Черты творческой личности по А. Матейко………………………. 15
Глава 3. Научно-технический прогресс в социальном творчестве…………..19
3.1. Пути решения проблемы творческого характера труда………………….19
3.2. Социальные инновации как генератор развития трудового
потенциала……………………………………………………………….……..21
Заключение…………………………………………………………………. ….23 Список использованной литературы…………………………………….…….25

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

студентки 2 курса отделения

кандидат социологических наук, доцент

Глава 1. Понятие социального творчества…………………………………….5

1.1.Возникновение и сущность социального творчества……………………. 5

1.2. Типы и уровни творчества………………………………… ……………. 11

Глава 2. Черты творческой личности по А. Матейко………………………. 15

Глава 3. Научно-технический прогресс в социальном творчестве…………..19

3.1. Пути решения проблемы творческого характера труда………………….19

3.2. Социальные инновации как генератор развития трудового

Заключение…………………………………………………… ……………. ….23 Список использованной литературы…………………………………….…….25

На сегодняшний день проблема творчества человека приобрела особую актуальность и значимость. Это продиктовано, с одной стороны, необходимостью пересмотра прежней и создания новой концепции социального прогресса, определения места и роли в нём каждого человека и различных общественных групп; с другой – потребностями, активизации деятельности человека в качественном преобразовании всех сфер жизнедеятельности и трансформирующихся обществ: экономической, политической и духовно-нравственной. Особую остроту проблеме творчества работников производства придаёт современная научно-техническая революция, вступившая в этап интенсивного преобразования материально-технического базиса производства переходных обществ с использованием новых технологий и сложных информационных систем, микроэлектроники. Становится всё более очевидным, что в социальном, научно-техническом и духовном прогрессе будет преуспевать то общество, которое найдёт наиболее рациональные пути творческого формирования не только отдельных личностей или социальных групп, а всего народа. Человечеству уже не достаточно полагаться только на естественную вероятность появления талантов, стихийное пополнение интеллектуального потенциала общества. Нужна стройная научная система как можно более раннего выявления и развития способностей индивидов, воспитания личностей с оригинальным мышлением, чувством обострённого восприятия действительности, готовностью к риску, смелости и самостоятельности в принятии решений и высокой социальной ответственностью.

Задачи моей работы заключаются в следующем:

1. Рассмотреть возникновение и сущность социального творчества, его типы и уровни.

2. Выделить наиболее важные черты творческой личности в соответствии с книгой А.Матейко «Условия творческого труда».

3. Также рассмотреть воздействие научно-технического прогресса на творчество, возможные пути решения проблемы творческого характера труда.

4. Проанализировать роль социальных инноваций в современной творческой деятельности.

Основной целью моей работы являлось: проанализировать развитие инновационной деятельности в социальном творчестве в ходе формирования творческого трудового потенциала современного общества.

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

«Творческой является всякая деятельность, – писал Рубинштейн, – создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.» В сущности, такое понимание творчества закреплено в большинстве отечественных философских, социологических и психологических словарях.

Достижения талантливых и гениальных людей всегда имеют огромное общественно-историческое значение для всего человечества. Гений открывает новую эпоху, создаёт новое направление в науке, искусстве, производстве. Однако учёные посчитали, что на всю историю развития человечества приходится не более 400 гениев. А это значит, что на каждое десятилетие жизни всего мирового сообщества приходится только один гений. Определена и вероятность появления на свет незаурядных личностей. Так, среди появившихся на свет индивидов, примерно 10% имеют способность выше средних, 2% из них можно отнести к талантливым, а 0,05% – к гениальным. В этом исследовании авторы ограничили творчество рамками названных сфер общественной жизни, в центре их внимания оказались личности только гениальные, талантливые, то есть неординарные. А неординарных личностей в составе населения любого общества, как известно, меньшинство.[2, с.11]

При подобном методологическом подходе к трактовке творчества, во-первых, значительно сужается сфера его действия; она ограничивается только рамками науки и искусства. «Творить», получается, можно только ценности логические, этические, эстетические, духовные. Производство, социальные отношения, отношения людей к природе, наконец, совершенствование самого человека выходят за пределы творчества субъекта. Во-вторых, из творческого процесса, по существу, исключается значительная часть трудящихся, прежде всего занятых в сфере материального производства, а это противоречит реальной практике общественного развития и с нравственной точки зрения просто несправедливо. Отсюда очевидно, что с помощью такой узкой трактовки творчества невозможно понять роль в этом процессе такого важного субъекта общественного развития, как работники производства. Деятельность индивида может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политической и других – там, где создаётся, изобретается нечто новое. Исходя из этого, можно обозначить ещё одну, третью точку зрения в трактовке сущности творчества, которая в последнее время обозначилась в зарубежной и отечественной философской и социологической литературе. Творчество всё больше начинает связываться с духовными мотивами деятельности человека, удовлетворением, получаемым непосредственно от самой деятельности, возможностью самовыражения и самосовершенствования личности. По мнению В. Иноземцева, А. Маршалла и других представителей этой точки зрения, такой над элитарно мотивированный тип деятельности индивида следует рассматривать не как труд, а как творчество. Исходя из этого, творчество может быть определено как осознанная деятельность, направленная преимущественно на самореализацию и саморазвитие личности. Материальные блага при этом вполне могут становиться результатами творчества, но представляются скорее его побочными продуктами, нежели основной целью. [2, с.12]

К сожалению, пока, на нашем этапе развития постсоциалистических обществ, такое понимание творчества мы можем рассматривать лишь как теоретически идеальное, но не реально существующее явление. Не имея, порой, элементарных материальных условий для нормального человеческого развития, человек вряд ли может сосредоточить свои усилия и социальную деятельность на собственной внутренней духовной сущности. Его помыслы, чувства и поступки сосредоточены на решении первоочередных жизненных проблем – обеспечении пищей, жильём, сохранении своего рабочего места и т.д. Творчество как процесс саморазвития и самореализации личности при таких обстоятельствах, наоборот, может выступить лишь как побочный продукт, а не основная цель его активной прагматической деятельности.

Диалектико- материалистическое учение об общественно-историческом развитии свидетельствует, что возникновение творчества было связано с переходом непосредственных предшественников человека от приспособления к внешней природе при помощи органов тела и предметов-посредников к деятельности, направленной на создание искусственных средств для изготовления и совершенствования орудий труда. Став целесообразной, деятельность человека утратила чисто биологический характер и обрела социальные признаки и черты. В ней возникли элементы сознательного приспособления индивидов к силам внешней природы, ростки активного, творчески-преобразующего воздействия на него. Это была уже деятельность, имеющая признаки рациональности и творчества: воображение – способность формировать альтернативные возможности и проекты; информативность – способность определять, что можно осуществить, и что нельзя; оценка – способность определять полезность тех или иных целей; отбор – способность осуществлять выбор между альтернативами; предметная деятельность – способность к достижению поставленных целей. Это была уже деятельность, при помощи которой не только усваивается и воспроизводится определённый социальный опыт, но и обогащается, развивается на качественно новой основе. В образе мышления индивида, в способах и приёмах его труда, в продуктах социальной деятельности стало обретать своё реальное бытие творчество.[2]

Разворачиваясь как процесс восхождения от простых форм человеческой деятельности к более сложным, творчество в своём развитии проходит ряд последовательных фаз, отражающих характер взаимодействия субъекта с окружающим миром. На первой фазе оно проявляется в виде творческого потенциала, представляющего собой способность субъекта к активным и целенаправленным созидательным действиям. Творческий потенциал выступает лишь в качестве возможности активного и результативного взаимодействия с окружающим миром. Своё реальное бытие в деятельности, имеющей признаки творчества, он получает лишь при определённых объективных и субъективных условиях. Творчество в процессе деятельности обнаруживает себя в первую очередь в особенностях перцепции индивида – необыкновенных напряжённости внимания и душевных сил, в выдумке, оригинальности действий, инициативе, высокой самоорганизации и работоспособности, в непреодолимом стремлении человека к осуществлению своих творческих замыслов.[7]

Исходная точка всякого творчества субъекта – это творческая фантазия, которая проявляется в лёгкости образования неожиданных ассоциаций. Сама сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося социального и личного опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество приводит к созданию чего-то нового, поскольку оно представляет собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности, поэтому подлинным творцом является тот индивид, который своими действиями достигает чего-то нового и ценного. Чтобы увидеть перспективу развития того или иного явления, нужно уметь оторваться от существующей реальности, спрогнозировать перспективу и наметить путь движения к ней, а это, в свою очередь, предполагает наличие у индивида способности к синтезу и обобщению. Завершающей фазой социального творчества является реальный продукт деятельности субъекта. Он может быть представлен созданными как материально-вещественными элементами социального бытия, так и новыми формами человеческого общения и поведения. На социологическом уровне исследования только конечный общественно и личностно значимый результат деятельности субъекта, а не его помыслы и чувства, позволяет констатировать факт состоявшегося социального творчества. Реальность творческого субъекта, таким образом, проявляется в его творческой деятельности, приводящей к социально значимым результатам.[2, 7]

Степень развития созидательных, творческих возможностей человека является мерилом и условием поступательного социального прогресса. Именно творческие личности определяют направленность и результаты совокупной социальной деятельности, создают те материальные и духовные ценности, которые входят в сокровищницу мировой цивилизации, двигают её вперёд. Творчество создает новый мир, который радикальным образом меняет предметную среду жизнедеятельности человека. Создание качественно новых, уникальных, иногда не имеющих аналога в прошлом, результатов деятельности, разумеется, определяющая черта творчества [2].

Наряду с преобразованием природы, творчество включает в себя изменение социальных отношений, способов и приёмов человеческой деятельности, сущности самого индивида. Творчество концентрирует и отражает совокупность связей и отношений человека во всех сферах жизни как общественного существа. Оно проявляется в материально-трудовой, политической и духовной сферах жизни, в деятельности самодеятельных образований и движений, других социальных институтов, порождаемых многообразием потребностей общества и богатством действительных отношений индивида.

1.2.ТИПЫ И УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА

Мир творчества удивительно многообразен, и классифицировать его можно по различным параметрам. Нас интересует главный признак – новизна. А конкретнее, новизна постановки задач и новизна их решения. Решение задач тоже называют творчеством, точнее, поиск решения, его процесс. Но если путь к ответу четко обговорен, если он обрисован конкретными правилами и примечаниями, если свернуть на этом пути некуда, если задана жесткая программа действий – это не творчество. Творческий путь к решению полон неожиданностей и неопределенностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *