Что такое социальное здоровье обж
Социальное здоровье человека
Социальное здоровье человека – это такое состояние души, которое в полной мере характеризует контакт человека с социумом. Все это складывается в соответствии с влиянием семьи, коллег по работе, а также всех остальных людей, которые каким-либо образом влияют на нас.
Здоровье в психическом плане не может существовать отдельно от социума. Именно поэтому, это в сильно затрагивает здоровье человека. Конечно же, здесь нужно сразу обозначить, что влияние может быть, как позитивного характера, так и негативного. Вот, к примеру, человек может испытывать некоторые трудности в семье. В следствии этого факта он мучает себя, что приводит к деградации. В дальнейшем отношение к обществу будет также изменено не в лучшую сторону.
Социальное здоровье – это так называемый навык, который приходит с опытом. Человек учится находить контакт с любыми людьми, а также развивает навыки, которые могут понадобиться во время общения. Не редко случается так, что из-за семейных проблем страдает сама личность, которая принимает в них участие. В результате этого человек просто-напросто замыкается в себе и изолирует себя от всех окружающих людей. В таком случае, многие люди отдают предпочтение разнообразным социальным сетям, которые, по их мнению, способны заменить им реальную жизнь. Таким образом, социальное здоровье данной личности не поддается полноценному развитию.
Социальное здоровье человека
Само социальное здоровье состоит из таких известных компонентов:
• Человеческая нравственность. Сюда можно отнести идеалы, ценности.
• Компонент соцадаптации. Другими словами, это так называемая способность человека приспосабливаться условиям окружающей среды различной сложности. Также развивается способность выдерживать разнообразные стрессовые ситуации.
Не редко в наше время можно услышать различного рода жалобы окружающих людей касательно того, что моральные устои сильно испортились, люди просто-напросто разучились приспосабливаться к всевозможным экстремальным ситуациям мира. Нужно сразу обозначить, что на самом деле дела обстоят немного иначе. Каждый век без исключения отличался своими бунтарями и гениями, которых не смог признать народ. Сейчас же восприятие немного изменилось и на людей, их достижения смотрят совершенно иначе.
Действительно, социальное здоровье очень сильно страдает от того, что происходит вокруг. Но, люди просто забыли о том, что подобные проблемы возникали постоянно в любую эпоху. Нужно мыслить позитивно и верить в перемены. Скорее всего, разнообразные проблемы обостряются только из-за человеческой лени и нежелания что-либо изменить для лучшего будущего.
Для того чтобы избавиться от проблем социального здоровья, каждый человек без исключения должен начать именно с себя. Только при таком раскладе мы сможем сформировать социальное здоровье с самого начала. Каждый человек должен отдать предпочтение каким-либо идеалам и исключить такое понятие, как безразличие.
Презентация по ОБЖ «Социальное здоровье человека» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Социальное здоровье человека Выполнил ученик 8 «Г» класса Первов Борис
– это состояние физического, психического, духовно-нравственного благополучия, определенный уровень личностного развития, отсутствие поведенческих девиаций, социально-значимых заболеваний и способность к полноценному выполнению социальных функций в обществе. Социальное (личностное) здоровье
социальная активность Социальное здоровье личное отношение к миру
умение жить и общаться с другими людьми Социальное здоровье поведение в обществе
Социальное здоровье это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Наша способность создавать и поддерживать положительные отношения с семьей, друзьями и коллегами способствует нашему социальному оздоровлению.
Социальное здоровье — умение контактировать с окружающими, развитие навыков, необходимых в общении.
адаптация в референтных общностях (семья, класс, группа); овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная); овладение нормативным поведением; наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств Критерии социального здоровья:
сформированность социально-значимых личностных качеств; способность к самоконтролю; самоопределение; социально приемлемые ценностные ориентации и отношения; ценностное отношение к собственному здоровью; активная жизненная позиция; социальная адаптивность; отсутствие социальных девиаций в поведении; отсутствие поведенческих расстройств; отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей; позитивные взаимоотношения с окружающими. Основные критерии оценивания социального здоровья:
укрепление и развитие физического здоровья; формирование системы ценностей и установок; формирование нравственной культуры; развитие социальной активности; повышение уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья; формирование благоприятного психологического микроклимата в классе, школе, дома; Основные направления в сохранении и укреплении социального здоровья:
Условием, без которого невозможно сохранение и укрепление социального здоровья человека, является формирование здоровьесберегающего пространства школы, класса, урока, где обеспечивается защита здоровья обучающихся и педагогов, где формируется и укрепляется социальное здоровье, воспитывается культура здоровьесбережения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-549243
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Социальное здоровье человека
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:26, контрольная работа
Описание работы
Здоровье человека можно считать самой большой ценностью жизни. Ведь его нельзя купить ни за какие деньги. Оно является бесценным достоянием не только отдельного человека, но и достоянием всего общества. Встречая близких людей и прощаясь с ними, мы желаем им крепкого здоровья, потому что здоровье является основным условием счастливой жизни. Имея здоровье, мы можем осуществлять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевая все трудности. По своей структуре здоровье, как ценность, включает два основных компонента.
Файлы: 1 файл
Валеология.docx
Здоровье человека можно считать самой большой ценностью жизни. Ведь его нельзя купить ни за какие деньги. Оно является бесценным достоянием не только отдельного человека, но и достоянием всего общества. Встречая близких людей и прощаясь с ними, мы желаем им крепкого здоровья, потому что здоровье является основным условием счастливой жизни. Имея здоровье, мы можем осуществлять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевая все трудности. По своей структуре здоровье, как ценность, включает два основных компонента. Объективный компонент – это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Это статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т. п. Субъективный компонент здоровья как ценности – это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации по отношению к здоровью.
Социальное здоровье человека.
1.Понятие о социальном здоровье.
Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.
Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.
Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.
Компонентами социального здоровья можно считать:
Нравственное здоровье отражается в нравственно-духовных качествах человека, основными из которых являются способности:
— осознавать свободу воли или свободу выбора;
— испытывать чувство любви;
— осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;
— осознавать различия между добром и злом;
— способность к самооценке;
— осознавать качества собственной воли;
— испытывать чувство веры;
— испытывать чувство достоинства;
— осознавать присущее ему чувство стыда;
4
— способность к прогнозированию событий и оценок;
-способность помнить события и связанные с ними переживания; чувство времени;
-способность понимания красоты и стремление к ней;
— способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);
— способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;
— чувство смешного, чувство юмора;
— способность радоваться, чувствовать себя счастливым;
— способность испытывать горе (свое и чужое);
— способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.
Социальная адаптация ( от лат. adaptatio –приспособление) – способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.
2.Что есть социализация
Формирование социального здоровья человека связано с процессом социализации.
Социализация (лат. socialis – общественный)– это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок,
образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация – это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.
Результат социализации – это
а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе ( социализированность);
б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;
в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.
При формирования психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности. Самооценка – важный регулятор поведения, влияет на развитие личности и на эффективность деятельности.
Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.
Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Если оценка выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту (а тем самым и к нарушению здоровья). Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем,
какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других. Для воспитания положительной самооценки у детей необходима доброжелательность, разумная требовательность и одобрение даже в тех случаях, когда их поведение или выполненная работа вам не нравится. При этом ребенку важно объяснить, что осуждение (плохая оценка) направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность).
Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества – пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.
3.Влияние социальных сетей на человека.
Постоянные «обновления статуса» и «записи на стене» в социальных сетях (Facebook и Twitter), которые делают люди, стремясь стать частью интернет-сообщества, могут свидетельствовать о тревожной склонности к эгоцентричному поведению. Такие выводы сделали американские ученые, опираясь на результаты сразу нескольких исследований.
Они изучали, насколько нарциссизм влияет на ежедневное количество публикаций в социальных сетях и частоту их посещения. В исследовании принимали участие 486 студентов и 93 взрослых. Средний возраст студентов составил 19 лет, 75% из них – девушки. Средний возраст взрослых – 35 лет, большинство – белые женщины.
Оказалось, что студенты, имевшие один или несколько видов нарциссизма, показывали более высокую активность публикаций в Twitter, в то время как взрослые эгоцентрики предпочитали многократно обновлять статусы в Facebook. Именно эта социальная сеть зеркально отображает самовлюбленные склонности взрослых людей. Все дело в создании собственного желаемого имиджа и проверке общественной реакции на него. Обычно взрослые люди среднего возраста уже сформировали свое «социальное Я». Социальные сети нужны им для получения одобрения от тех, кто уже находится в их окружении (проще говоря «в друзьях»).
Twitter наиболее популярен среди молодых людей, склонных к нарциссизму. Они часто переоценивают важность своего мнения. С помощью Twitter они стараются расширить свой круг общения и продемонстрировать свои взгляды по различным темам и проблемам.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что студенты и взрослые используют социальные сети по-разному, но с одинаковой целью – удовлетворить свое эго и контролировать восприятие себя окружающими. Однако ученые не получили достоверной информации, подтверждающей теорию о повышенном использовании социальных сетей эгоцентричными людьми, а также о том, что социальные сети вызывают развитие нарциссизма.
4.Проблемы развития социального здоровья.
Многие жалуются на социальное нездоровье, так как считают, что моральные устои человечества пошатнулись, а люди всё меньше умеют приспосабливаться к экстремальным ситуациям. Но на самом деле это не так. В каждом веке были свои непризнанные гении, свои бунтари и личности, которые просто, как тогда всем казалось, не шли в ногу со своим временем. Но сейчас таких индивидуумов воспринимают если не как гениев, то хотя бы как ярких представителей своего столетия.
Борьбу с этими негативными факторами, которые портят социальное здоровье, необходимо начинать с каждого человека по отдельности. Когда каждый из нас выберет свои идеалы и то, как он будет их добиваться – формируя здоровые связи с обществом, или же деградируя и выбирая добровольное изгнание из социума, – тогда и изменится ситуация в сфере социального здоровья.
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек является членом семьи как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое положение, придя в спортивное общество, будет находиться
там на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.
Васильева О.С. Современные проблемы психологии и культуры здоровья
Тема 4. Социальное здоровье. Духовное здоровье.
Понятие о социальном здоровье
Социальное здоровье – это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде.
Согласно классификации А.А. Ковалевой, можно выделить 5 групп социального здоровья: 1) социально здоровые – это идеал, к которому стремится наше общество. Это люди творческие, имеющие духовно-нравственные ценности и не склонные к девиантному поведению; 2) обыватели (социально-конформные) – это самая многочисленная группа, которая характеризуется склонностью к нарушению социальных норм в корыстных целях. Толерантны ко всему, что не касается личного; 3) социальные невротики – это люди, зацикленные на карьере. Вся их жизнь состоит из стремления к высокой должности. Склонны к алкоголю, наркотикам, что подрывает социальное здоровье личности; 4) социальные психопаты – это лица, имеющие «перевернутые» ценности, т.е. нарушенные социальные нормы они считают нормой в своей жизни. В эту группу входят мошенники и т.д.; 5) социальные идиоты – это люди, обладающие большими финансовыми ресурсами, однако они их не используют на решение проблем других людей и мира. Им присуща главная (порой единственная) цель – накопление денежных средств.
Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.
Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.
Компонентами социального здоровья можно считать: нравственность индивида и социальную адаптацию индивида.
Нравственность индивида – совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам. В нравственности человека отражается преимущественно гуманистический аспект здоровья. Основоположник валеологии И.И. Брехман выделяет нравственность не просто как составную часть здоровья, а рассматривает ее как основополагающий аспект в «валеологической структуре личности».
Нравственное здоровье отражается в нравственно-духовных качествах человека, основными из которых являются способности:
— осознавать свободу воли или свободу выбора;
— испытывать чувство любви;
— осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;
— осознавать различия между добром и злом;
— способность к самооценке;
— осознавать качества собственной воли;
— испытывать чувство веры;
— испытывать чувство достоинства;
— осознавать присущее ему чувство стыда;
— способность к прогнозированию событий и оценок;
— способность помнить события и связанные с ними переживания, чувство времени;
— способность понимания красоты и стремление к ней;
— способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);
— способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;
— чувство смешного, чувство юмора;
— способность радоваться, чувствовать себя счастливым;
— способность испытывать горе (свое и чужое);
— способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.
Социальная адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) – способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.
Социализация и социальное здоровье личности
Формирование социального здоровья человека неразрывно связано с процессом социализации.
Социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация – это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.
Результат социализации – это:
а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе (социализированность);
б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;
в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.
При формировании психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности.
Самооценка – важный регулятор поведения, который влияет на развитие личности и на эффективность деятельности. Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.
И здесь уместно привести открытие, о котором доложил профессор Геттингенской клиники (Германия) Геральд Хютер, чей доклад вызвал большой резонанс на Всемирном конгрессе психиатров в мае 2014 г. в Петербурге. Сообщение об этом в свое время обсуждалось на научном форуме под заголовком «Ученые выявили факторы, способствующие восстановлению нервных клеток в любом возрасте». Другими словами, доказана ошибочность утверждения того, что нервные клетки не восстанавливаются.
Г. Хютер уверен, что о том же самом говорит и эксперимент, проведенный в петербургском Физико-техническом институте им. Иоффе, в ходе которого было доказано, что «чем продуктивнее работает ученый, тем дольше он живет».
В работе В. М. Карлышева, В. Е. Панькина (2018г.) предпринята попытка, определить ведущие факторы, влияющие на социальное благополучие студенческой молодёжи, и определяющие их критерии. Сравнительный анализ статистических данных показал, что наибольшая удовлетворённость, как у девушек, так и у юношей, является «удовлетворённость родителями», «родительской семьёй» (от 8,3 до 10 баллов), «родными» (от 7,6 до 9,4 балла) и «друзьями» (от 8 до 8,7 балла). Эти показатели можно принять за ведущие характеристики в формировании социального благополучия. Данные показатели служат основанием психологической защищённости и социальной адаптации студентов. У здоровых девушек и юношей выделяются дополнительно «удовлетворённость любимым» и «удовлетворённость жизнью», что свидетельствует о более качественной адаптации в жизни [1].
Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества – пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.
Проблемы развития социального здоровья.
Общий обзор адаптационных концепций позволяет выделить три основных аспекта адаптационной проблематики здоровья:
Таким образом, определение здоровья как способности организма адаптироваться к условиям окружающей среды отводит теории адаптации одно из ключевых мест в учении о здоровье и болезни. Знание фундаментальных закономерностей теории адаптации является необходимым для сохранения здоровья индивида в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды, поскольку резервные возможности организма должны быть достаточны для того, чтобы поддерживать основные жизненно важные константы в нормальных пределах.
Отношение к здоровью с позиции теории адаптации делает реальной проблему его прогнозирования. При этом имеет значение достаточно раннее выявление ухудшений общего состояния или работоспособности с таким временем упреждения, которое было бы достаточным для проведения соответствующих профилактических или корректирующих защитных мероприятий.
Многие жалуются на социальное нездоровье, так как считают, что моральные устои человечества пошатнулись, а люди всё меньше умеют приспосабливаться к экстремальным ситуациям. Но на самом деле это не так. В каждом веке были свои непризнанные гении, свои бунтари и личности, которые просто, как тогда всем казалось, не шли в ногу со своим временем. Но сейчас таких индивидуумов воспринимают если не как гениев, то хотя бы как ярких представителей своего столетия.
Борьбу с этими негативными факторами, которые портят социальное здоровье, необходимо начинать с каждого человека по отдельности. Когда каждый из нас выберет свои идеалы и то, как он будет их добиваться – формируя здоровые связи с обществом, или же деградируя и выбирая добровольное изгнание из социума, – тогда и изменится ситуация в сфере социального здоровья.
Понятие духовного здоровья
Под Духовностью понимается, прежде всего, ориентация человека в своем существовании на идеалы абсолютного бытия, проявляющаяся в его конкретном существовании как свобода от витальной и социальной детерминации и ответственность за свои действия в свете абсолютного бытия, проявляющаяся в реальных поступках, прежде всего в ситуациях выбора и принятия решения (Летуновский В.В.).
Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей, характеризующихся устойчивостью к девальвации (А.И. Зеличенко) Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.д. (Братусь Б.С.). Духовное как таковое начинается там, где возникает возможность свободного выбора человека. В конкретной жизненной ситуации Духовность всегда проявляется не благодаря чему бы то ни было, а вопреки.
Оригинальный подход к пониманию духовного здоровья личности был предложен Виктором Франклом. Основатель логотерапии В. Франкл полагал, что полноценное развитие и духовное здоровье человека тесно связаны с осмысленностью его существования, а стремление к обретению смысла выступает в качестве одного из центральных побудительных мотивов. Главным условием здоровья является «наполненная смыслом жизнь». Ибо «лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он может осуществить и себя, а без самоосуществления здоровье невозможно: в ситуациях смыслоутраты здоровое состояние тела и духа сменяется ощущением абсурдности существования, пустоты, «экзистенциальноrо вакуума». Франкл афористично заметил, что тот, кто считает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен (Франкл, 1990).
Духовное здоровье — это интегративная характеристика личности, обеспечивающая ее внутреннюю согласованность и саморегуляцию, успешную адаптацию и самореализацию в конкретных условиях социального существования. Эта характеристика включает аксиологический, инструментальный и мотивационный компоненты.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на собственном внутреннем мире и своей роли во взаимоотношениях с другими людьми. Мотивационный: компонент определяет наличие у личности потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, осмысленно выбирает путь своего развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии».
Критерии духовного здоровья
Любовь. О.С. Васильева считает, что основным критерием духовного здоровья является любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение к миру, ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире (7). Осмысленность и наполненность бытия, осознанное, ответственное, творческое отноешение к своей жизни, понимание или попытки понять свой путь, свое предназначение. Вера в Бога, в природу, осмысленность Вселенной. Позитивное, радостное состояние человека (Радость – здоровье духа, как пишет Рерих в учении «Живой этики»). Критериями духовного здоровья, по мнению автора, могут служить оптимистический взгляд в будущее, наличие временной перспективы, гармоничность в отношении с собой и окружающим миром, умение не осуждать, не обижаться, не обижать, отсутствие страхов и нравственность. К критериям духовного здоровья относятся также уровень самоактуализации, ответственность за свою жизнь и здоровье, определенная иерархия ценностей.
На духовное здоровье влияют:
— повышение степени осознанности бытия человека;
— расширение его сознания за пределы человеческого тела, за пределы Я;
— формирование определенного мировоззрения, когда человек воспринимает себя как микрокосм, а свой жизненный путь – как часть высшего замысла, связывая его с жизнью всей Вселенной;
— стремление к самосовершенствованию;
— приоритет духовных потребностей;
— нахождение оптимального баланса между сиюминутным и вечным, материальным и духовным, земным и небесным.
Нельзя стремиться к духовному совершенству иначе, чем через совершенство в земных проявлениях, через совершенствование своего тела, своих отношений, своих качеств, осознание своего предназначения, своих высших ценностей и смыслов. Духовное здоровье, закладываясь от рождения, наивысших степеней развития достигает у взрослой, зрелой личности, сознательно работающей над своей душой.
Учение А. Маслоу о самоактуализации. Одним из признаков духовного здоровья, безусловно, можно считать способность личности к самоактуализации. Теория самоактуализации описывается восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. Самоактуализация ‑ это постоянный процесс развития своего потенциала. Это означает использование своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать». Самоактуализация — это не «вещь», которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.
Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен: 1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении; 2) социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; 3) внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя. К традиционному психоаналитическому перечню помех самоактуализации Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и «комплекс Ионы».
Десакрализация — это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. «Комплекс Ионы» — это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития.
Психологические потребности. Оригинальная теория потребностей Сальваторе Мадди (1971) выделяет три группы потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим относятся потребности в символизации, суждении и воображении. Мадди описывает 2 типа развития личности. Человек, у которого доминируют биологические и социальные потребности, воспринимает себя как воплощение биологических нужд и социальных ролей, отождествляет себя с ними и соответствующим образом себя ведет, плывя по течению, что Мадди обозначает как конформистский путь развития личности.
Когда у человека доминируют психологические потребности, он начинает иначе относиться к своему биологическому и социальному, строит образ будущего, он ставит цели, у него возникает временная перспектива, опора на культурные символы и т. д. Возникает тип человека, который сам строит свою жизнь. Можно сказать, что человек есть личность в той мере, в какой он преобразует свою индивидуальность.
Трансцендентность. Способность, характерная только для человека – направлять свои усилия на преодоление себя. Делание себя большим, чем ты есть, попытка все время повышать планку, описывается психологами как способность к трансценденции и также имеет прямое отношение к духовному здоровью. Амадео Джорджи пишет, что единственная, главная, универсальная характеристика человека, человеческой природы — это способность человека к трансценденции, что связано с его интенциональностью, то есть направленностью на что-то вне себя (Giorgi, 1992).
А.И. Зеличенко выделяет 4 формы высших переживаний: творчество, любовь, религиозная жизнь, развитие. Творчество отражает непрогнозируемое изменение внутренних условий человека – появление некоего нового внутреннего содержания: изменения мыслей, ценностей, связанное с возникновением новых форм самовыражения Центральный момент творчества – появление внутреннего содержания, стремящегося обрести форму. Терапия творчеством, арт-терапия – одна из признанных современных форм преодоления психиатрических заболеваний.
Большая часть высших переживаний, по А.И. Зеличенко, относится к явлениям религиозного сознания. Религия как система мировоззрения задает идеологию, оформляет картину мира, структурирует представления о добре и зле, позволяет получать ответы на неразрешимые вопросы, избавляет от страха смерти, придает силы в трудных ситуациях. В. Гюго говорил, что религия – это общение человека с Небом. И как любое общение, оно включает две фазы – слушание и говорение. Слушание ‑ состояние, в котором человек видит, слышит, чувствует, внимает Богу (озарения, откровения, сновидения, просветление). В результате таких контактов исчезают сомнения, укрепляется вера, человек получает поддержку. Говорением с богом являются молитва и практики служения. Молитвы о внутренних изменениях обладают психотерапевтическим потенциалом, т.к. являются формой самоубеждения, самоизменения своих качеств. Важно также и то, что религиозное мировоззрение априори обращает человека к более здоровому, аскетичному образу жизни. Отсутствие высших переживаний интерпретируется как оставленность Богом.
Самодетерминация. Д.А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни. Одна из специфических форм проявления личностного потенциала — это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут – внешними неблагоприятными условиями. Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др.
Моральное сознание личности. Важнейшим критерием духовного здоровья является уровень развития морального сознания личности. В философской и психологической литературе общепринято выделять три главных уровня развития морального сознания личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями, 2) уровень конвенциональной морали, для которого характерна ориентация на заданные извне нормы и требования, и, наконец, 3) уровень автономной морали, т. е. ориентации на интернализованную внутреннюю систему принципов..
Теория морального развития, предложенная американским психологом Л. Колбергом, развивает высказанную Ж. Пиаже и поддержанную Л.С. Выготским идею о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию. Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, соответствующих разным уровням морального сознания. Л. Колберг показывает, как связано развитие нравственного сознания личности с ее поведением. На когнитивном уровне показателями морального развития личности служит степень осознанности и обобщенности ее суждений, на поведенческом — реальные поступки, последовательность поведения, способность противостоять искушениям, не поддаваться ситуативным влияниям и т. д.
Свобода выбора. Еще одним ресурсом духовности, по Д.А. Леонтьеву, является альтернативность, свобода выбора. Оказалось, что в отличие от терминальных и инструментальных ценностей, бытийные ценности не поддаются ранжированию, иерархизации. Ранее Ф.Е. Василюк (1984) указывал, что принцип иерархии противоречит идее свободы выбора, поскольку он предопределяет выбор иерархически более высокого мотива или ценности. Поскольку бытийные ценности не ранжируемы, значит, именно на этом уровне возникает реальная свобода, отсутствующая на более низких уровнях. На уровне духовности поведение определяется высшими ценностями, но не одной или несколькими, а полем ценностей, оставляющим возможности выбора. Поскольку они не иерархичны по отношению друг к другу, поведение оказывается не предопределенным, свободным, альтернативным: все ценности одинаково значимы, а выбор остается за человеком. Духовный человек ориентируется на интегральные ценности человечества, а не на узко социальные, местечковые ценности.
Осознание своего жизненного пути. А.А. Крылов считает важнейшим элементом личностной зрелости осознание человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути – еще один критерий духовного здоровья. Социальный опыт многих поколений людей, показывает, что у каждого человека при всем разнообразии возможных направлений движения по жизни есть одно направление, предназначенное именно для него, т. е. «свой» путь. И у каждого соответственно есть собственный потенциал развития. Этот жизненный путь может совпасть с максимальной самореализацией, и тогда его можно считать «Субъективно-оптимальным». На прагматическом уровне субъективно-оптимальный – это такой жизненный путь, который по своим условиям и требованиям к человеку полностью соответствует его потенциалу развития. На метафорическом уровне он есть не что иное, как глубинно-психологическая предуготованность к некоей сугубо индивидуальной миссии, для реализации которой данный человек пришел в этот мир.
А. А. Крылов рекомендует для самодиагностики несколько чувственных (т. е. формируемых подсознанием) индикаторов, обнаруживающих факт следования по жизни «не своим» путем:
1) чувство устойчивого невезения, «все складывается против. »;
2) утомительность достижений, неприятная усталость в качестве постоянного переживания. Утомительность «не своего» действия объясняется тем, что подсознание отказывает ему в непосредственном интересе как наиболее эффективном стимуляторе работоспособности, а деятельность, выполняемая преимущественно благодаря волевому напряжению, является в высшей степени энергозатратной и потому утомительной;
3) отсутствие полноценного удовлетворения (радости, гордости, ликования) при достижении успеха, безрадостность долгожданных событий или побед.
Глубинный смысл перечисленных индикаторов заключается в том, что они ненавязчиво создают субъективные условия, подталкивающие человека к отказу от деятельности, являющейся по своим требованиям и вероятным результатам «не своей».