Один из самых узнаваемых жилых комплексов мира спроектировал архитектор Моше Сафди в 1966-1967 годах к монреальской «Экспо-67». Дипломная работа талантливого начинающего архитектора уже не одно десятилетие является примером брутализма (причем сам автор считает Habitat, скорее, антибруталистской постройкой).
Mieres Social Housing. Мерьес, Испания
Авторы: Zigzag Arquitectura
Авторы: Bjarke Ingels, архитектор Jan Gehl
Жилой комплекс состоит из сборных модулей, уложенных друг на друга. BIG спроектировал пятиэтажное здание для датской некоммерческой жилищной ассоциации Lejerbo. Главный архитектор бюро Ян Гель представил 66 новых квартир для малоимущих жителей площадью от 60 до 115 квадратных метров. В каждом блоке потолки высотой 3,5 метра, окна в полный рост и балконы, выходящие на южную сторону.
Izola Social Housing. Изола, Словения
Авторы: OFIS arhitekti
Авторы: James Law Cybertecture
Гонконг в настоящее время сталкивается с серьезным жилищным кризисом из-за роста населения, высокого спроса на жилье, стремительного повышения цен на недвижимость и земли, ограниченной географией острова.
Гонконгская студия James Law Cybertecture разработала прототип недорогих микродомов в бетонных трубах, которые могут размещаться в промежутках между городскими зданиями. Проект, получивший название OPod Tube, представляет собой водопроводные трубы шириной 2,5 метра, преобразованные в дома площадью 9,29 квадратных метра, с дверями, которые можно открывать с помощью смартфонов.
Жилой комплекс La Valentina Station. Сакраменто, США
Авторы: бюро David Baker + Partners
Комплекс состоит из 63 квартир и предназначен для малообеспеченных жителей города. Под его постройку правительством был выделен пустырь рядом с линией скоростного трамвая, буквально пару десятков лет назад являвшийся центром криминальной активности. Проект по умолчанию улучшил ситуацию в районе, в том числе экологическую: токсичная почва пустыря перед строительством была полностью очищена. На крыше установлены солнечные батареи, обеспечивающие электричеством общественные зоны, а при строительстве дома использованы экологичные материалы. Со стороны фасада, обращенного к станции скоростного трамвая, появились коммерческие пространства и кафе. В здании предусмотрены охраняемая крытая и открытая парковки. Комплекс помог превратить неблагополучный район в привлекательное место для жизни и популярный пересадочный узел.
Unit`e d’Habitation. Марсель, Франция.
Огромные разрушения, которые принесла Вторая мировая война, вызвали острую потребность в жилье и правительство поручило Ле Корбюзье «продемонстрировать новое искусство строительства для преобразования жилья».
Архитектор, чьи авангардные проекты интерпретировали дом как» машину для жизни», с энтузиазмом принял вызов. Здание, которое он задумал, должно было представлять собой «вертикальный город», охватывающий все человеческие потребности.
В портфолио архитектора имелось уже немало разработанных других крупномасштабных жилищных схем, принципы которых он применил в марсельском проекте, а в качестве строительного материала Корбюзье использовал бетон. В результате, данный проект воплотил в себе все идеи архитектора о дизайне и стал примером новой типологии жилья. На основе данного «шаблона» было построено жилье в Нант-Резе, Берлине, Брие и Фирмини.
Les Choux de Creteil. Париж, Франция
Автор: Жерар Грандваль.
VM Houses. Копенгаген, Дания
Архбюро BIG, JDS и Plot
Необычное модульное жилое здание появилось в Йоханнесбурге, чтобы оживить район Мабоненг. Студия LOT-EK, следуя тренду современной архитектуры, предложила проект быстросборных домов из грузовых контейнеров. Многофункциональный комплекс Drivelines Studio состоит из 140 контейнеров для транспортировки, приспособленных для жилья и коммерческих нужд. Контейнеры расположились на существовавшей треугольной площадке одноэтажного здания автомастерской. На семи уровнях разместились квартиры-студии со свободной планировкой, оборудованные террасами, а во внутреннем дворе расположились бассейн и сад. Для удобства жителей в Drivelines Studio тщательно продумана навигация. Многочисленные переходы, лестницы и лифты делают передвижение по комплексу довольно удобным.
Рассмотрение тенденций в архитектуре социального жилья России. Оценка современной отечественной архитектурно–пространственной организации социальной жилой застройки. Выявление градостроительных особенностей застройки периферийных районов России.
Рубрика
Строительство и архитектура
Вид
статья
Язык
русский
Дата добавления
23.02.2017
Размер файла
15,0 K
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Говоря об особенностях архитектурно-пространственной организации современного социального жилья России, нужно отметить, что в отечественной социальной застройке не уделяется надлежащее внимание качественному уровню жилой среды.
Подобное «отставание» остро чувствуется в уровне исполнения социального жилья и организации жилой среды в России, по сравнению с Европой. С другой стороны, позволяет увидеть перспективу развития социального жилья в России при использовании европейского сценария. Очевидно, что России необходимо пройти долгий путь преобразования социальной архитектуры.
Проведенный в главе обзор развития социального жилья России позволяет говорить об наиболее важных тенденциях в архитектуре социального жилья России:
— Удовлетворение социальных потребностей. Начиная с 30-х годов (в соответствие с с постановлением СНК СССР 1928 г. о порядке самоуплотнения жителей больших квартир), жилище стало местом вынужденной коммуникации, ориентируя и стимулируя активные социальные процессы в коллективе (дома-коммуны, коммунальные квартиры).
Первое десятилетие XXI века охарактеризовалось высокими темпами частного жилищного строительства. Процент малогабаритных квартир на рынке жилья уменьшается за счет строительства квартир с большими площадями. Отказ от сборных элементов в пользу каркасно-монолитного строительства. В то же время развитие социальных программ для населения.
Уровень современной отечественной архитектурно-пространственной организации социальной жилой застройки позволяет говорить о новом этапе в эпохе социального жилья, который приходит на смену «панелькам». Однако, это жилище, предлагая потребителю комфортные квадратные метры площади и хорошие теплоизоляционные качества, еще не располагает пространственными решениями, позволяющими говорить об формировании комфортной жилой среды.
Говоря о градостроительных особенностях застройки периферийных районов России, можно отметить, что планировочные единицы российского города имеют «рыхлую» неоднородную структуру в срединных и периферийных районах. Застройка периферии типового российского города представляет собой пример упрощенной архитектуры социального строительства.
Анализируя особенности архитектурно-пространственной организации современного социального жилья в России стоит отметить, что жилища, возводимые для социального потребителя с конца 90-х годов и по настоящее время, это, как правило, монолитно-кирпичные дома или жилые комплексы повышенной этажности (9-19 этажей), располагающие собственной парковкой автомобилей (наземной или подземной) с достаточными по площади квартирами. При проектировании не учитывается состав и род деятельности будущих жильцов.
Рассматривая особенности архитектурно-пространственной организации современного социального жилья России, можно отметить, что в отечественной социальной застройке не уделяется внимание дворовой территории дома и повышению качества жилой среды. Застройка периферии российского города представляет собой пример упрощенной архитектуры
Проведённый анализ отечественного опыта возведения социального жилища позволяет выделить три архитектурно-градостроительных принципа формирования архитектурной среды социального жилья, которые необходимо учитывать при проектировании:
1. Создание пешеходной среды, благодаря детализации и зонированию территорий в застройке срединных и периферийных районов города.
2. Переход от высотного строительства в пользу увеличения доли жилых домов средней этажности в застройке срединных и периферийных районов города.
3. Уплотнение внутриквартального пространства срединных и периферийных районов города.
Следует выделить следующие необходимые меры:
— нормативное закрепление необходимости формирования архитектурной жилой среды и доли ее финансирования на стадии проектирования и строительства;
— регулирование нормами ПЗЗ высотности жилой застройки, создание зон регулирования высотного регламента для срединных и периферийных районов города;
— стимулирование освоения пустырей и заброшенных пространств.
Проанализировав исторический аспект, градостроительные и архитектурно-пространственные особенности социального жилища за в России, можно прийти к заключению, что архитектурная среда, основанная на идее гуманизации пространства для жизни, во многом зависит от принятого государством приоритетного направления развития конкретного города.
Данные принципы построения архитектурной среды социального жилья являются необходимыми для внедрения в документы рекомендательного характера для градостроителей и проектировщиков, а в дальнейшем при детальной проработке в нормативную базу, поскольку без решительных мер ситуацию с возведением социального жилья не изменить.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные ценности при создании образа дома. Место и роль субъекта творчества. Культурная среда для характеристики современного жилья. Способы выражения художественного образа. Анализ эстетико-художественных средств в жилом комплексе «Золотые ворота».
реферат [33,7 K], добавлен 22.04.2014
Аналитическое исследование истории формирования массового жилья в совокупности с градостроительными особенностями и организации массового жилья России с точки зрения архитектуры. Определение вектора последующего развития архитектуры массового жилья.
статья [17,9 K], добавлен 23.02.2017
Проектирование жилого дома, используемого для застройки периферийных районов малых и средних городов и поселков городского типа, а также в сельской местности. Для возведения дома предусматривается использование мелкоразмерных строительных конструкций.
методичка [5,4 M], добавлен 07.02.2011
Факторы и методы оценки городских земель. Основные принципы градостроительной оценки территории. Размещение жилой застройки. Ограничения в расположении домов по странам света. Территориальные единицы, обеспечивающие комплексность жилой застройки.
реферат [26,4 K], добавлен 29.08.2014
Проектирование жилой застройки микрорайона, порядок расчета потребной общей площади и необходимого количества построек. Транспортное обслуживание проектируемого микрорайона, его озеленение и инженерное обеспечение, планировочное решение территории.
Жилье для бедных: за что Алехандро Аравена получил Притцкеровскую премию
Обладателем 41-й Притцкеровской архитектурной премии 2016 года стал 48-летний чилиец Алехандро Аравена. Награды архитектор из Сантьяго удостоился за инновационные подходы. «Они [подходы] позволяют искать решения по ключевым проблемам XXI века, в частности создавать жилье для непривилегированных групп населения. Жюри выбрало архитектора, который углубляет наше понимание того, что такое действительно отличный дизайн. Его произведения социально ориентированы, энергоэффективны, обеспечивают уютное общественное пространство, предусматривают меры защиты от стихийных бедствий. Он демонстрирует, как архитектура в будущем может улучшить жизнь людей», — отметил председатель жюри, президент фонда Hyatt (спонсор премии) Том Притцкер.
Социальное жилье Алехандро Аравена
Алехандро Аравена известен профессионалам и общественности тем, что в основном создает архитектуру для неблагополучных районов, строительство жилья в которых субсидируется государством. В начале нулевых Аравена основал центр проектирования доступного жилья Elemental S.A. На сегодняшний день это архбюро создало более 2,5 тыс. проектов домов для бедных. Во многих своих работах авторы используют концепцию, которую характеризуют как «половина хорошего дома», или «инкрементальное [пошаговое] жилье». Ее суть заключается в том, что конструкция дома занимает только часть пространства, отведенного для строительства. Остальную площадь, по задумке архитекторов, жители должны освоить самостоятельно, использовать индивидуальные возможности для повышения уровня комфорта и престижности своего жилья.
Католический университет в Чили
Новому притцкеровскому лауреату также принадлежит ряд знаковых проектов в разных городах мира. В частности, он спроектировал здания нескольких факультетов Католического университета Чили, который сам окончил в 1992 году, а также Университета Святого Эдварда в Остине (Техас, США). Сейчас компания Алехандро Аравены работает над проектом штаб-квартиры фармацевтической компании «Новартис» в Шанхае.
Университет Святого Эдварда в Остине (Техас, США)
В Москве Аравена принимал участие в конкурсе на проект нового здания Государственного центра современного искусства на Ходынском поле, а в прошлом году приезжал в российскую столицу в качестве спикера форума «Открытые инновации». Среди многочисленных наград архитектора — «Серебряный лев» 11-й Венецианской архитектурной биеннале и Архитектурная медаль Эриха Шеллинга (Германия).
Российские архитекторы в целом положительно оценили факт получения архитектурной награды чилийским мастером, хотя не обошлось без доли критики некоторых его проектов.
Эрик Валеев, глава архитектурного бюро «IQ»:
— Когда смотришь на постройки Алехандро Аравены, появляется ощущение, что они всегда были на своем месте. Они настолько просты и логичны, что кажется, будто ничего другого там и не могло появиться.
Но это только на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении раскрывается целый пласт идей и обоснований, где нет ничего случайного. Такое умение работы со средой и контекстом доступно только большим мастерам, к коим, безусловно, относится Алехандро Аравена.
Возьмем, к примеру, здание Инновационного центра в Чили, напоминающее единый монолитный блок камня, где вся структура вывернута наизнанку — коммуникации расположены снаружи в толщине стены, а по центру вместо ядра — пустота. Такое решение защищает офисные пространства от жгучего солнца и позволяет в центре иметь проветриваемый и просматриваемый атриум, стимулирующий взаимодействие сотрудников.
Или знаменитые проекты социального жилья в Чили, Мексике, США, в которых, вместо того чтобы предоставлять семьям один «плохой» дом, архитектор предлагает строить половину хорошего — под общей крышей и на едином основании, — предложив семьям самим достраивать нужные части по мере появления возможностей. Насколько мне известно, на практике пустые ячейки заполняются в течение сравнительно короткого времени, и люди получают комфортное качественное жилье. Вместо безликого образа, стандартного для такого типа построек, каждый получает возможность выразить свою индивидуальность.
Подходы Алехандро Аравены всегда чисты, решение проблем — остроумно. Причем все это подкрепляется детальным экономическим обоснованием и сочетается с чутким и трепетным отношением к человеку.
Кира Шелманова, архитектор:
— Безусловно, работы Алехандро Аравены заслуживают всеобщего уважения. Архитектура социального жилья — доступная, удобная, качественная — вопрос актуальный и болезненный для многих стран.
Технология такого процесса проектирования понятна: готовые проекты, собранные как конструктор, недорогие местные материалы, архитектурный талант — и проект обречен на успех. Но преимущество работ Аравены в том, что, прежде чем начать проектирование объекта, архитектор получает информацию от сообщества, требования будущих жильцов, а заказчик, как ни странно, иногда вообще неизвестен.
Здесь Алехандро Аравена демонстрирует не только свои профессиональные качества, но и способности переговорщика и бизнесмена: найти партнеров, спонсоров, инвесторов, заинтересовать их и доказать перспективность проекта. Это не менее важный фактор, чем спроектировать социальное жилье. К тому же некоторые жители готовы сами вкладываться в строительство жилья, что демонстрирует высокий уровень доверия к проекту.
Столь слаженному симбиозу «архитектор — государство — инвестор — общество» стоит только позавидовать и пожелать успешного развития проекту. Во многих странах соответствующий опыт очень бы пригодился.
Ирина Фефелова, руководитель Студии дизайна и строительства:
— Социальное жилье во все времена считалось экономичным решением квартирного вопроса. Бюджет проектов такого жилья, как правило, очень мал. В проектах Аравены задача выполняется за счет легковозводимых конструкций. Однако к разным проектам архитектора мое отношение неоднозначное.
Социальное жилье хотелось бы видеть в красивых фасадах. Серые бетонные коробки усредняют положение всех жителей. Некоторые проекты Аравены представляют собой закрытый вид поселка, где дома стоят очень близко друг к другу. Считаю, что незаполненные площади можно было бы разместить перед «полудомами» или позади них — застройка стала бы более равномерной. В семьях есть дети, и у них должно быть не только место для сна и еды, но и яркость и свобода.
Деревянные каркасы, легкие конструкции стен созданы для теплого климата и без труда могут быть разобраны и перемещены. При грамотной организации домашнего быта 57 кв. м для проживания вполне достаточно. Террасы выглядят более защищенными, закрытыми от ветра и солнца, создается видимость уюта уже при подходе к дому. Линейное построение поселка понятно для планирования уличного движения, яркие фасады привлекательны, более продуманна архитектурная планировка.
АРХИТЕКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО МИНИМУМА
Актуальность. Доступное (социальное) жилье дает людям с низким достатком возможность быть полноценным членом общества, а «В контексте дальнейшей урбанизации, вызванной в наши дни миграцией населения из бедных стран в более благополучные, тема строительства социального жилья остается актуальной на неопределенный срок». [1]
Проблема. Жилье – одна из первичных жизненных потребностей человека и наличие его, актуальная социальная проблема. Сегодня значительное количество людей во всем мире не могут себе позволить приобрести жилье за счет собственных средств. Для незащищенных слоев населения (инвалиды, молодые семьи, малообеспеченные слои населения и т.д.) эта проблема остается особенно актуальной.
Цель: сформировать особенности подхода к проектированию социального жилья в ограниченных условиях минимума, для создания гармоничной среды.
Задачи:
Изучить особенности социального жилья.
Проанализировать и структурировать полученную информацию.
Показать на примерах возможности решения проблем в условиях ограниченного минимума.
Выявить ограничения, влияющие на архитектуру социального жилья.
Основная часть
В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости, собственниками и/или управляющими которой являются различные организации. Эти организации как правило преследуют некоммерческие цели, связанные с повышением доступности жилья для всех слоев населения. Для указания на государственную или муниципальную собственность используется более узкий термин «общественное жилье» (Public housing (англ.)[2]).
Предлагается классифицировать социальное жилье:
1. По времени использования:
общежития (для студентов, преподавателей, переселенцев);
служебное жилье (для рабочих на время работы);
временное жилье (для специальных нужд, к примеру переселение жильцов дома, на время реконструкции или иммиграция).
*Категория людей, которым предоставляется соц. жилье зависит от законов той или иной странны.
3. По форме собственности:
государственные и муниципальные учреждения;
комбинация государственной и некоммерческой организации [1]
государственные и муниципальные учреждения;
комбинация государственной и некоммерческой организации;[1]
жильцы которым предоставлено соц. жилье.
В работе мы рассмотрим социальное жилья – постоянного типа.
Как и обычное жилье, социальное жилье также включается в систему города, в его структуру. Архитектура социального жилья, по своей сути мало чем отличается от «обычной» архитектуры жилого строительства.
Главная, архи задача – создание комфортной, удобной, эстетичной среды, которая не диссонирует с существующей (застройкой) архитектурой. Которая без проблем для проживающих, включается в структуру города (гипер среду). Так как архитектура помогает в прочтении и понимании феноменов, исследование среды или средовой подход – вопрос изучения современной реальности.
В своей статье для журнала «BRICS» business magazine, архитектор Алехандро Аравена считает, что «планировка города – это важнейший инструмент для преодоления социального неравенства, позволяющий избегать малоэффективного перераспределения доходов в виде социальной помощи. Удачная планировка позволяет уйти от «унижающего снисхождения». Секрет успеха здесь, как и в других видах архитектурного дизайна, – в синтезе противоречивых элементов и в осознании того, что в конечном счете города должны строиться так, чтобы между правами и обязанностями людей было равновесие»[1]
Социальное жилье как и любой другой архитектурный объект, проектируется для людей, поэтому социальный, психологический аспекты не стоит упускать из виду даже при недостаточном финансировании. В своей книге «Архитектурно-дизайнерское проектирование» Шимко В.Т. описывал уровни восприятия среды, их социально-функциональные предпосылки и масштабные характеристики.
Уровни восприятия среды (на примере объектов и систем жилого назначения [9]):
a) Микро уровень (интерьер и их фрагменты);
b) Мезо уровень (комплекс жилых ячеек(дом) с принадлежащим ему участком);
c) Макро уровень ( планировочные системы, группа объектов разного назначения с их территориями);
d) Гипер уровень (градостроительный, система общегородских ансамблей и территорий) [9].
Нужно акцентировать внимание, при проектировании социального жилья на эти немало важные аспекты и ограничения, созданные недостаточным финансированием в какой-то мере поможет при создании универсального жилого пространства с учетом социально-функциональных предпосылок и масштабных характеристик.
Этот район города Сантьяго, ранее был трущобами и находился в непосредственной близости к центру. Со своей группой Аравена искал решение, которое могло бы компенсировать высокую стоимость участка и сохранить всю необходимую социальную структуру квартала. Они старались как можно рациональнее использовать территорию, чтобы функционально и компактно разместить строения. У них был и другой вариант, перенести социальное жилье на периферию города, но более финансово выигрышный вариант переноса жилья на периферию, оказался социально неприемлемым.
На каждую семью были выделены субсидии от государства, в размере 10 000 долларов. В эту стоимость входило: покупка земли, обеспечение инфраструктуры и строительство дома. Денег было не достаточно, поэтому Аравена со своей командой применили такой подход как «Совместное проектирование». Они искали способ, как более эффективно использовать данные средства с учетом всех ограничений. Поэтому они реализовали ту часть строительства, которую семья не смогла бы реализовать самостоятельно, а оставшуюся часть благоустройства дома и территории, дали возможность семьям реализовать самостоятельно. [8]
Аравена объясняет термин «совместное проектирование», что в первый день строительства, будущие жильцы указывают тот тип работ, которые они не смогут осилить и что смогут в будущем сделать сами. [8]
«А теперь вы только представьте, как на самом деле, при небольших вложениях, дизайн помог повысить свой социальный статус этих людей и хоть немного, но приблизится к среднему классу. Именно по этим критериям необходимо оценивать качество социальных проектов»
Часто в понимании, социальное жилье ограниченно необходимым минимумом, предоставляемым для жизни. Это жилье с ограничением, спланировано рационально и унифицировано для легкости построения и доступности.
Особенность или специфику проектирования социального жилья можно ограничить многими факторами. Главным фактором является экономический (сколько затрат на строительство и проектирование выделят
и нужно потратить, как быстро найдутся покупатели, будет ли возможность у них жить в нормальных условиях в предоставленном жилье, созданы ли с точки зрения эргономики, удобства, при малом бюджете).
Именно проблема финансирования, порождает другие проблемы:
качество (материала, самой архитектуры, строительства, среды в которой располагается объект и т.д.);
количество (мест жительства, площадь жилья, пространства и т.д.).
«Меня всегда интересовал вопрос дешевизны. Я считаю, что это невероятно дисциплинирует, установка на экономность и дает импульс к творчеству, еще большей изобретательности, воображению, что отнюдь не стимулирует большие денежные средства и гарантированный бюджет»
Именно ограничения являются иногда толчком к созданию совершенно новых подходов к решению вопроса, что показывает опыт Алехандро Аравена.
Предлагается классифицировать ограничения социального жилья:
искусственные ограничения (созданная человеком среда, ее особенности)
Стремительно меняющаяся жизнь и происходящие в обществе преобразования требуют отражения в архитектуре и прежде всего в формах жилья, доступного для самых разных слоев населения, отвечающего их потребностям. В отличие от типологизированного, безликого, поставленного на поток и лишенного индивидуальности массового жилья недавнего прошлого, сегодняшнее доступное (или «социальное») жилье ориентируется на людей разных возрастов — пожилых и молодых, одиноких и семейных, с разным уровнем доходов и социальным статусом. Ключевым словом тут является «разнообразие» [7].
Рельеф, климат, воды, грунты, осадки и другие природные явления и факторы, такие как ураганы, цунами, землетрясения и другие.
* Использование, необходимость прокладки инженерных и технических сетей, доступность к учреждениям. Включение объекта в систему города и его обеспечение функционирования. С точки зрения архитектуры, посадка объекта и т.д.
Рельеф, климат, воды, грунты, осадки и другие природные явления и факторы, такие как ураганы, цунами, землетрясения и другие.
* Влияние на инженерные сети города, эксплуатация здания, утилизация и вывоз производимого мусора, платежеспособность, налоги и т.д.