Что такое социальные группы в политическом контексте

Социальные группы как субъекты политики

Социальные группы как субъекты политики — это классы этнические, территориальные, религиозные и другие группы общества, в результате взаимодействия которых осуществляется политический процесс.

В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые серьезные политические последствия.

в качестве своего важнейшего ис­точника политика имеет реально существующее расслоение на­селения, которое характеризует неравенство общественного по­ложения групп.

Отношения общественного равенства и неравенства, а также права и обязанности групп, вытекающие из занимаемых ими об­щественных позиций (статусов), называются социальной страти­фикацией. Это понятие характеризует ту постоянно существую­щую асимметрию в отношениях групп, которая структурирует об­щество, но всегда является результатом воздействия конкрет­ных социально-экономических и иных общественных отноше­ний в конкретной стране.

Социальные группы участвуют в политической жизни не не­посредственно, а способствуя формированию для представитель­ства своих интересов специальных политических институтов.

Разновидности групповых различий:

— территориально-языковые (между жителями Приморья и Воркуты, Башкирии и Москвы и т.д.);

— поло-возрастные (между молодежью и пенсионерами, жен­щинами и мужчинами, родителями-одиночками и родителями из полных семей и т.д.);

— родственные и этнические (между теми или иными семей­ными группами, национальными и этническими общностями);

— конфессионально-религиозные (между верующими и ате­истами, представителями различных вероисповеданий);

— социокультурные (различия в стилях поведения, жизнен­ных ориентациях, доминирующих традициях и иных культурно значимых компонентах поведения граждан);

— социально-экономические (различия в доходах, уровне об­разования, профессиональной компетенции тех или иных групп работников);

— социальные различия по характеру оценки обществом важ­ности и значимости тех или иных сторон или форм поведения группы (престиж, уважение и честь разнообразных человеческих объединений в социуме);

— различия по степени властного могущества и влияния (по возможности прямого или косвенного воздействия на принятие управленческих решений).

22. Политические элиты: понятие, основные концепции. Осо­бенности современной политической элиты в России.

Под политической элитой понимается социальная группа, представляющая собой меньшинство, отделенное от основной массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, непосредственно участвующей в принятии и осуществлении решения, связанной с исполнением государственной власти или воздействием на нее.

Ту часть правящего класса, которая непосредственно включена в руководство обществом и можно именовать правящей политической элитой.

К политической элите можно отнести наиболее влиятельных и политически активных членов класса, включая функционеров политических организаций, интеллектуалов, вырабатывающих политическую идеологию, людей, принимающих политические решения, выражающие совокупную волю класса.

В отличии от политического класса, элиты никогда не имеют массового характера, поскольку не обладают достаточной численностью, не включает в себя всех лиц, связанных с выполнением какой-либо политической деятельности или занимающих общественные посты соответствующего ранга.

Элита в политике – это реальное политическое влияние, возможность воздействовать на все без исключения функции и политическую действительность данного общества.
Элиты присущи всем обществам и государствам, их существование обусловлено действием следующими факторами:

Особенности политической элиты в России.

Политическая культура российской элиты складывается веками, имеет исторические традиции и использует опыт своих предшественников. Однако в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.

В данный момент в России государственная власть характеризуется тремя основными признаками: власть неделимая и не смещаемая; автономность власти; связь российской власти с собственностью.

Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности.

В настоящее время, как и во времена СССР, происходит монополизация власти узким кругом лиц, существует формальное или неформальное «политбюро» как центр принятия политических решений. Формирование современной политической элиты происходит во многом на основе преемственности по отношению к старой.

В политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор: происходит группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.

Общие качественные характеристики элиты претерпели некоторые изменения:

Таким образом, особенностями правящей элиты России являются:

Источник

Контрольная работа по «Политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Политология как наука.
Социальные группы как субъекты политики.
Структура политической системы.

Файлы: 1 файл

политология.docx

При тоталитарном режиме политическое лидерство функционально обеспечивает абсолютную власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над гражданами, государства — над обществом. Функция вождя — центральная при тоталитаризме. Все остальные лидеры лишь подражают ему в организации функционирования системы: каждый под контролем выполняет свою работу, вольнодумцев изолируют, возмущающихся — уничтожают.

При демократическом режиме политические лидеры выполняют свои функциональные обязанности в правовом государстве на основе принципов плюрализма, открытости и гласности, с обязательным соблюдением прав человека и гражданина. В этих условиях ведущую роль играют инициативные лидеры, умеющие самостоятельно определять политические цели и указывать важнейшие направления действий своим сторонникам, давать им обоснованную программу и увлекать за собой. При этом лидеры должны быть красноречивыми, способными привлекать к себе внимание, уметь нравиться избирателям и всем политически активным гражданам, обладать чувством юмора и такта, быть интеллигентными и эрудированными, постоянно подчеркивать свою лидирующую роль в решении политических задач.

Характеризуя особенности политического лидера демократического типа, А.С. Панарин выделяет среди них главную: «В отличие от традиционного носителя наследственной авторитарно-патриархальной власти современный политик — это предприниматель, который не владеет властью по праву рождения, а вынужден непрерывно производить власть в условиях ожесточенной конкуренции. Современная политическая этика — это предпринимательская этика, ориентированная на конкурентную среду и связанная с готовностью «вступать в игру» вместо того, чтобы сторониться или запрещать ее, рассматривая власть как свою монопольную собственность».

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ( выполняется всеми студентами)

Источник

Социальные группы как субъекты политики.

Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть фото Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть картинку Что такое социальные группы в политическом контексте. Картинка про Что такое социальные группы в политическом контексте. Фото Что такое социальные группы в политическом контексте Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть фото Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть картинку Что такое социальные группы в политическом контексте. Картинка про Что такое социальные группы в политическом контексте. Фото Что такое социальные группы в политическом контексте Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть фото Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть картинку Что такое социальные группы в политическом контексте. Картинка про Что такое социальные группы в политическом контексте. Фото Что такое социальные группы в политическом контексте Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть фото Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть картинку Что такое социальные группы в политическом контексте. Картинка про Что такое социальные группы в политическом контексте. Фото Что такое социальные группы в политическом контексте

Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть фото Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть картинку Что такое социальные группы в политическом контексте. Картинка про Что такое социальные группы в политическом контексте. Фото Что такое социальные группы в политическом контексте

Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть фото Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть картинку Что такое социальные группы в политическом контексте. Картинка про Что такое социальные группы в политическом контексте. Фото Что такое социальные группы в политическом контексте

Политология как наука.

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

Политология и другие общественные науки. Политология и право.

Наряду с философскими и социологическими в политологии находят отражение понятия других общественных наук. Таковы, в частности, понятия: «политический строй», «политический статус», «политическая норма», «политическая этика», «политическая психология» и т. п. В политологии разрабатываются также понятия, которые отражают конкретные стороны и процессы политической жизни общества и личности и которые призваны способствовать успешному проведению конкретно-социологических исследований в этой области. К ним относятся: «политическая деятельность», «политическая активность» «политическое поведение», «электоральное поведение», «политическое решение», «политические установки и ориентации»; «политические ценности», «политическое лидерство», «легитимность», «политическая роль» и т. д.

Политология как комплексная и относительно самостоятельная область современного гуманитарного знания не ограничивается лишь переводом общих философских, социологических и частно-научных понятий в так называемые операциональные определения, облегчающие эмпирический анализ политической действительности.

Социальные группы как субъекты политики.

Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом, обладая одинаковыми чертами и качествами с другими людьми, каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам (например, в одно и то же время является отцом семейства, членом определенной профессиональной, а также национальной группы, жителем того или иного города и т.д.). В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.

Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть фото Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть картинку Что такое социальные группы в политическом контексте. Картинка про Что такое социальные группы в политическом контексте. Фото Что такое социальные группы в политическом контексте

Люди, живя и воспринимая действительность в соответствии с этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды на жизнь, возможности и ресурсы. Эти межгрупповые отношения, выражая различия между людьми по тем или иным признакам, фиксируют тот уровень общественной дифференциации, которая сложилась в каждом конкретном обществе. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов.

Однако не все конфликтные отношения между группами могут проявляться в политической сфере и оказывать влияние на институты власти. Далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения своих проблем, предпочитая строить свои отношения с оппонентами на идеях сотрудничества, взаимопонимания или заключения различного рода договоров и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.

Процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, обусловливающие формирование особых институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство в целях соответствующего общеколлективным потребностям перераспределения социальных статусов и ресурсов, составляют содержание системы социального представительства.

Основными элементами такой системы являются: источники и причины политического участия; процесс групповой самоорганизации; формирование представительных структур и их взаимодействие с властью.

Источник

Социальные группы в социальной политике

Политика есть взаимоотношение социальных групп (классов). Нет общества без политики. Нельзя жить в обществе и быть вне политики.

Социальные группы являются основными группами социальной политики.

Социальные группы – это элементы социальной структуры, типичные формы существования в обществе, множество субъектов, имеющих устойчиво свободное социальное положение. Сходство социального положения и сходство социальных проблем объективно формируют социальную группу, которые классифицируются:

— по глубине и устойчивости сходств и различий между ними;

— по значимости различий для характера общества;

— по полноте круга существенных различий в параметрах социального положения.

Социальные группы формируются в классы, в касты.

Классы – социальные группы, чье положение существенно различается по основным параметрам. Они характерны для гражданских обществ с выраженной демократичностью общественной и хозяйственной жизни (с реальной многосубъектностью). Общество же, где многосубъектность отсутствует, главным структурным делением является кастовое деление. В социальной структуре выделяют основные и неосновные классы. В капиталистическом обществе основными классами являются рабочий класс и класс капиталистов. Вместе с ними могут существовать классы землевладельцев, буржуазии (мелкой), крестьянства и среднего класса. Внутри классов выделяются слои по профессиональному признаку и престижности.

Признаками социальных групп являются социальные интересы (экономические, политические, духовные и другие).

Каста – это обособленная общественная группа, члены которой связаны происхождением и правовым положением, что передается по наследству.

К социальным общностям относятся: отдельные народы, нации, территориальные сообщества (уральцы, северяне, сибиряки), народы крайнего севера, землячества (кавказцы), религиозные сообщества (секты, конфессии), исторические социальные общности (российский народ, болгары). В настоящее время под воздействием глобализации сложилось мировое человечество.

Социальная общность – разновидность элементов социальной структуры, имеющих лишь частичное сходство: взгляды, связанные с этносом урегулирования.

К ним относятся: отдельные народы; нации; территориальные сообщества; региональные сообщества; исторические социальные общности; мировое человечество.

Социальные общности возникают стихийно, а социальные группы носят исторически устойчивый характер.

Социальные группы подразделяют на:

1) статистические: по полу, возрасту, месту жительства, социальному положению, образованию;

2) реальные: выступающие субъектами и объектами реальных отношений, которые подразделяются на господствующие и подчиненные, на эксплуатируемые и эксплуататоры.

Кроме того, используются следующие типы реальных социальных группировок:

-физико-генетический тип (дифференциация по социально-демографическим признакам и физическим: сила, красота, ловкость);

— рабовладельческий тип (дифференциация по правам гражданства и собственности);

— классовый тип (дифференциация по классам, по характеру и размерам собственности, доходам);

— кастовый тип (дифференциация по этническим различиям социальных групп);

— социально-профессиональный тип (дифференциация по содержанию и условиям труда);

— сословный тип (дифференциация по обязанностям перед государством: духовенство, мещане и т.д.);

— этакратический тип (дифференциация по положению во властно – хозяйственных иерархиях: политическая номенклатура, военная номенклатура, хозяйственно-советская партноменклатура);

— культурно-символический тип (дифференциация по различиям доступа к социально-значимой информации: служители церкви, ученые и т.д.);

— культурно-нормативный тип (дифференциация по различиям уважения и престижа: элита, аристократия, социальное дно).

Основные социальные группы российского общества, требующими адресной социальной помощи, являются:беженцы и вынужденные переселенцы; бездомные; женщины; инвалиды; молодежь; осужденные; старики и т.д.

Таким образом, социальная политика – деятельность государства, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по регулированию социальной сферы с целью создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, принципами которой являются:

— гуманизм, социальная справедливость;

— системность, непрерывность, преемственность;

— сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

— открытость (наличие «обратной связи» органов управления с населением);

— демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов важнейших социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам сферы социальных преобразований);

— действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

— адресность мер по социальной защите населения, усиление помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения [65, c. 23].

К функциям социальной политики относятся:

— обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества;

— обеспечение политической устойчивости власти;

— обеспечение распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел;

— налаживание системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта;

— обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

— обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп. [65, с. 74]

Основными направлениями социальной политики являются:

— регулирование занятости населения;

— политика государства в формировании доходов;

— социальная защита граждан;

— политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.

1.2. Экономические основы социальной политики

1.3. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики

1.4. Общественные условия, цели, задачи и принципы ГСП

1.5. Структура ГСП и социальных групп

1.6. Демографическая структура

1.7. Социальные группы в социальной политике

2.3 Категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях социального обслуживания населения

— оставшиеся без попечения родителей;

— нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства;

— дети из малообеспеченных семей;

— подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;

— проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав;

— имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии;

— проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных;

— дети семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении;

2) Семьи (отдельные граждане):

— имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;

— имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;

— с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;

— семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);

— семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.);

— семьи, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы или выполнения других заданий;

— семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы;

— молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;

— семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;

— находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;

— семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающих психическими заболеваниями;

— семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;

— семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любую доступную им работу с учетом состояния здоровья;

— семьи, состоящие из одних пенсионеров;

— семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии;

— семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;

— частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;

— граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;

— безработные граждане (в том числе и подростки);

— проживающие в одной квартире бывшие супруги;

— граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми;

— подвергшиеся психофизическому насилию;

— имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома;

— потерявшие родных и близких;

— одинокие матери с несовершеннолетними детьми;

— беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие);

— находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;

— одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными;

— находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов;

— находящиеся в конфликте с семьей;

— матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях.

4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности.

6) Граждане без определенного места жительства и занятий.

Лекция 5

Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть фото Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть картинку Что такое социальные группы в политическом контексте. Картинка про Что такое социальные группы в политическом контексте. Фото Что такое социальные группы в политическом контексте

Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть фото Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть картинку Что такое социальные группы в политическом контексте. Картинка про Что такое социальные группы в политическом контексте. Фото Что такое социальные группы в политическом контексте

Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть фото Что такое социальные группы в политическом контексте. Смотреть картинку Что такое социальные группы в политическом контексте. Картинка про Что такое социальные группы в политическом контексте. Фото Что такое социальные группы в политическом контексте

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Реферат: Социальные группы как субъекты политики

Министерство образования и науки украины

Донецкий национальный технический университет

Кафедра «Социологии и политологии»

«Социальные группы как субъекты политики»

студентка гр. ЭФ-06а

преподаватель Бочаров В.В.

1. Политическая субъективность:

1.1 Понятие и критерии политической субъективности

1.2 Уровни политических субъектов

2. Стратификационный подход к анализу социальной структуры общества:

2.1 Понятие социальной стратификации

2.2 Политическая активность групп

2.3 Стратифицированное ранжирование

2.4 Социальная мобильность

3. Классовый подход к анализу социальной структуры общества:

3.1 Основа марксистской дифференциации общества

3.2 Модель классовой структуры общества Гидденса

3.3 Социальная градация и проявление политической субъективности

3.4 Разновидности социальных групп

Список используемой литературы

Социальная структура обществасостоитиз совокупности социальных групп и отношений между ними. Существование различных социальных групп означает наличие разнообразных социальных интересов, в том числе связанных с политикой, функционированием государственной власти.

Рассмотрение социальных групп как субъектов политики проводилось на протяжении многих лет. Изучали данный вопрос такие выдающиеся ученые как В. Парето, Н. Мелзер, С. Липетс, Г. Моска, Ф. Бро, А. Токвиль, Р. Парк, Э. Богарадус, У. Уорнер, К. Маркс, М. Вебер, Б. Барбер и другие.

Актуальность темы заключается в том, что анализ социальной структуры общества с точки зрения политологии дает возможность определить, кто осуществляет политику и на что она направлена, то есть, определить субъекты и объекты политики в обществе. Такое определение позволяет выяснить сущности политических отношений между субъектами, субъектами и объектами политики, раскрыть формы их политического поведения, способы политической деятельности, средства преображения политической среды.

Цель исследования заключается в изучении социальной структуры общества, выделении в нем социальных групп и рассмотрение их в качестве субъектов политики.

Для достижения поставленной цели в реферате поставлены и решены следующие задачи:

1) определение политической субъективности и уровней политических субъектов;

2) анализ диалектики взаимодействия политических субъектов различных уровней;

3) рассмотрение стратификационного и классового подходов к анализу социальной структуры общества;

4) изучение разновидностей социальных групп.

Метод исследования – качественный анализ.

1. П олитическая субъективность

1.1 Понятие и критерии политической субъективности

Для развития социального субъекта в политический субъект необходимо, по крайней мере, три условия: политическое сознание, организация, активность. Осознание интересов целого и самосознание, т. е. сознание своего места, роли в системе политических отношений, возможностей и понимание последствий своих политических действий; организация себя как единого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих общих интересов.

Таким образом, можно сформулировать некоторые критерии политической субъективности:

— способность к политическому действию определенного уровня сознательности и организованности (что обеспечивается авангардом социальной группы), возможность участия в принятии решений и их реализации;

— воздействие (идеологическое, организационное, воспитательное) на другие группы;

— суверенность, самостоятельность политического действия, саморегуляции поведения и деятельности;

1.2 Уровни политических субъектов

Названные уровни политических субъектов могут быть представлены так: 1) народ (нации), большие социальные группы, 2) государство, партии и другие общественно-политические институты и организации, 3) политические элиты, индивидуальные лидеры, отдельные члены общества. В соответствии с отмеченными уровнями субъектов политики различают: социально-групповую политическую субъективность (национальная, классовая), а также организационную и индивидуальную.

Взаимодействие политических субъектов различных видов и уровней определяется типом политических систем и политических режимов.

Во-первых, политический субъект первичного уровня определяет другие уровни субъектов (вторичный и третичный), зависящие от него. Политические институты, организации, элиты, лидеры, отдельные личности выступают политическими субъектамитак, как представляют и выражают общие интересы народа, социальной группы. Государство обеспечивает интересы тех или иных социальных групп в общей форме. Партии интегрируют интересы вполне определенных слоев населенияи реально существуют, пока выражают и защищают их в своих политических программах и практической деятельности. Политические лидеры воспринимаются массами и партиями в качестве таковых при условии, если они осознают их стремления, интересы и волю и предлагают соответствующие решения [1, с.83].

Во-вторых, взаимодействие первичного и других уровней политических субъектов следует характеризовать в плане соотношения общего, особенного и единичного. Если свойства и роль первичного субъекта являются определяющими в политических отношениях, то, тем не менее, политические качества вторичных и третичных субъектов не могут быть полностью сведены к его определениям и поглощены им.

В-третьих, взаимодействие (народа) общества, социальных институтов, организаций и индивидуальных политических субъектов противоречиво. Противоречия связаны прежде всего с тем, что социально-групповой, организационный, индивидуальный субъекты никогда не выражают во всей полноте разнообразные интересы общества, многочисленных его слоев и прослоек. Всегда остается определенное несоответствие между требованиями власти и какими-то специфическими (корпоративными или частными) интересами [1, с.84]. Противоречие неизбежно и в силу тол что каждый из субъектов одновременно (по крайне мере, потенциально) выступает и объектом политического действия другого субъекта. Следовательно, речь идет о взаимозависимости субъектов.

2. Стратификационный подход к анализу социальной структуры общества

2.1 Понятие социальной стратификации

В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые серьезные политические последствия.

Разносторонность и многообразие социальной стратификации помимо фиксации групповых различий означает также и то, что человек одновременно принадлежит к разным социальным стратам. Таким образом, человек обладает различными социальными статусами, среди которых, конечно, есть «главный статус» (Н. Мелзер), обусловливающий наиболее важную для человека групповую характеристику.

Социальная стратификация в широком смысле включает в себя все группы, обладающие различными, в том числе политическими, статусами и ресурсами. Например, Г. Моска и В. Парето писали о властвующем меньшинстве (элите) и неэлитарных слоях общества, которые не выполняют в политике управленческих функций [2, с.123]. Однако в узком, более специальном смысле важно различать собственно социальные и политические виды стратификации.

2.2 Политическая активность групп

Первостепенным побудительным мотивом политической активности группы выступают, как правило, наиболее существенные, т.е. властно значимые, интересы, которые она не может реализовать без привлечения механизмов государственного управления.

Социальные интересы, воля групп подаются в виде требований или солидарной поддержки властей с целью оказать воздействие на принимаемые политические решения. Однако не все требования становятся содержанием политических решений. Эффективность воздействия непосредственно зависит от активности тех политических ассоциаций, которые озвучивают интересы групп в политическом пространстве.

Социальные группы участвуют в политической жизни не непосредственно, а способствуя формированию для представительства своих интересов специальных политических институтов. Сложное взаимодействие таких институтов, занимающих левые или правые, центристские, радикальные или иные политические позиции, и характеризует систему социального представительства. Эти политические посредники между гражданским обществом и государством информируют о существующих проблемах и противоречиях, способствуя тем самым консолидации и интеграции групп. Деятельность таких объединений может серьезно влиять на содержание интересов социальных групп, их ценности, на характер социального структурирования. В то же время, оказывая давление на государство, они предохраняют его от застоя, стремятся подчинить его интересам общества. Направленность и интенсивность деятельности этих политических субъектов зависит, прежде всего, от характера различий и противоречий между социальными группами.

2.3 Стратифицированное ранжирование

Стратифицированное ранжированиегрупп может производиться по разным основаниям, каждое из которых имеет неодинаковую политическую значимость. В науке сложились разнообразные способы определения социальных различий между группами.

В последнее десятилетие некоторые западные и отечественные ученые обратили внимание на ряд сравнительно новых социальных источников политических отношений. По их наблюдениям, в процессе интенсивного динамичного развития в позднеиндустриальных обществах наметились устойчивые тенденции к диверсификации и индивидуализации общественного положения людей.

Можно выделить следующие виды социальной стратификации, характеризующие социальную дистанцию между группами:

— территориально-языковые (между жителями Москвы и Киева и т.д.);

— поло-возрастные (между молодежью и пенсионерами, женщинами и мужчинами, родителями-одиночками и родителями из полных семей и т.д.);

— родственные и этнические (между теми или иными семейными группами, национальными и этническими общностями);

— конфессионально-религиозные (между верующими и атеистами, представителями различных вероисповеданий);

— социокультурные (различия в стилях поведения, жизненных ориентациях, доминирующих традициях и иных культурно значимых компонентах поведения граждан);

— социально-экономические (различия в доходах, уровне образования, профессиональной компетенции тех или иных групп работников);

— социальные различия по характеру оценки обществом важности и значимости тех или иных сторон или форм поведения группы (престиж, уважение и честь разнообразных человеческих объединений в социуме);

Каждая из этих разновидностей групповых различий обладает собственными источниками политической активности граждан.

2.4 Социальная мобильность

Политически значимым является не только характер социальной дифференциации, но и способы ее изменения, которые обусловливаются активностью групп и граждан, пытающихся преодолеть ограниченность собственных ресурсов и подняться вверх по социальной лестнице.

Динамика преодоления социальной дистанции, которая сопровождается повышением статуса (восходящая мобильность), всегда сопряжена с повышением политической напряженности, так как такие процессы нередко ведут к понижению статуса других групп (нисходящая мобильность).

В обществе всегда есть группы, чье социальное положение отличается большей устойчивостью. Однако и их «ведущее» положение в достаточной мере условно. Ведь усиление экономической конкуренции или структурная перестройка экономики, межнациональная напряженность или другие противоречия могут не только перестроить иерархические связи в социальной сфере, но и сказаться на характере политических отношений.

Негативные последствия социальной мобильности усиливаются в государствах, переживающих распад доминирующих социальных ценностей (аномию), особенно в тех случаях, когда социальная стратификация жестко ограничивает возможности овладения символами общественного успеха (Р. Мертон). Наибольшая политическая напряженность возникает, как правило, в тех странах, где власти создают искусственные возможности для изменения социальных иерархий [2, с.129].

Итак, обеспечение государством доступности ресурсов и статусов на основе открытой индивидуальной мобильности служит важнейшей предпосылкой политической стабильности общества. При таком условии в обществе действуют естественные механизмы образования социальных слоев, укореняются демократические ценности и идеалы. Противоположная стратегия неизбежно ведет к нарастанию политической напряженности, чреватой самыми непредвиденными трудностями для правящего режима.

3. Классовый подход к анализу социальной структуры общества

3.1 Основа марксистской дифференциации общества

Основой классовой дифференциации общества марксисты считают отличия в отношении больших групп людей к собственности на средства производства. Соответственно, общественный класспонимают как большую группу людей, которая характеризуется особенным отношением к собственности на средства производства, занимает определенное место в системе общественного разделения труда, имеет особенные средства получения и размер дохода [4, с.201].

В западной социологии нет однозначного понимания общественного класса; он может различаться на основе таких показателей, как профессия, уровень образования и дохода, характер имеющейся собственности и тому подобное (в зависимости от позиции того или другого исследователя). Такой подход дает возможность различать сколько угодно любых классов, однако характерным для него является выделение так называемых высшего, среднего и более низкого классов.

В соответствии с марксистским подходом классовую структуру общества с рыночной экономикой (капиталистического) составляют три общественных класса:

1) наемных рабочих, которые не имеют в собственности средств производства и живут за счет продажи своей рабочей силы (рабочий класс или пролетариат);

2) средние и большие владельцы средств производства, которые имеют главным источником дохода дополнительную стоимость, полученную в результате использования наемной рабочей силы (класс капиталистов или буржуазия);

3) мелкие владельцы средств производства, которые живут исключительно или главным образом собственным трудом (мелкая буржуазия). В классовой структуре общества этот класс занимает промежуточное положение между двумя другими классами, поскольку соединяет в себе признаки каждого из них, потому он считается средним и неосновным классом.

Наличие таких трех больших групп людей в обществе очевидно и не нуждается в специальных исследованиях. Другое дело, как толковать роль, особенно политическую, того или другого класса. Не стоит также стремиться избегать употребления немодных в настоящее время слов «пролетариат» и «буржуазия». Хотя они и имеют идеологический оттенок, но возникли задолго до появления самого марксизма. «Пролетариями» в Древнем Риме называли тех, кто принадлежал к свободному, но малоимущему состоянию, а «буржуа» в эпоху феодализма в странах Западной Европы называли свободных жителей городов [4, с.202].

Классы особенную активность обнаруживают во время завоевания и содержания власти в обществе, создания политических организаций, формирования политических сил. В экономически развитом обществе основными социальными группами являются такие, которые по численности и влиянию наибольшие. Они не принадлежат ни к самым богатым, ни к самым бедным. В таком обществе нет материальных полюсов, а наиболее влиятельным оказывается средний класс. В политике он является опорой демократического режима.

3.2 Модель классовой структуры общества Гидденса

Таким образом, предложенная таким известным социологом, как Э. Гидденс, модель классовой структуры общества принципиально не отличается от марксистской, что является еще одним подтверждением правомерности классового подхода к анализу социальной структуры и свидетельствует о том, что классовый и стратификационный подходы не исключают, а, напротив, дополняют друг друга.

3.3 Социальная градация и проявление политической субъективности

По своему социальному составу общественные классы не являются однородными общностями. Так, рабочий класс состоит из разных отраслевых, профессиональных, квалификационных и других слоев и групп. В составе класса средних и больших владельцев средств производства выделяются, например, промышленная, финансовая, торговая буржуазия. Своя социальная градация свойственная и классу мелкой буржуазии. В ее составе различают, например, городскую и сельскую (крестьянство) мелкую буржуазию, разные отраслевые группы.

В том случае, когда внутриклассовые и межклассовые социальные образования выделяются на основе особенностей их места в системе общественного разделения труда, мы говорим о социальных группах или слоях. Такими группами являются, например, промышленный и сельскохозяйственный отряды рабочего класса, высококвалифицированные и неквалифицированные рабочие, промышленная, торговая и финансовая буржуазия и тому подобное.

Политическая субъективность общественных классов больше всего проявляется в классовой борьбе, которая происходит в экономической, политической и идеологической формах. Экономическая борьба направлена на укрепление и улучшение экономического положения классов. Главной целью политической борьбы для каждого класса является завоевание, содержание и использование государственной власти, установление политического господства в обществе. Главной целью идеологической борьбы является теоретическое обоснование экономических и политических интересов общественных классов.

3.4 Разновидности социальных групп

Кроме классов, субъективность которых самая влиятельная в политике, ее субъектами стремятся стать и другие социальные группы.

В XX ст. в политической науке остро появилась проблема групп, которые руководят. В пределах их изучения появились такие теории: теория элит, у истоков которой стояли выдающиеся политологи В. Парето и Г. Моска, а также теория бюрократии, которую впервые всесторонне проанализировал Г. Вебер. Элита и бюрократия- две основных социальных группы, которая концентрирует в своих руках власть, и выступают субъектами политики [3, с.163]. Источник их силы и влияния заключается в том, что они в известной мере являются стойкими и стабильными группами.

Выделяют разные типы элит. По содержанию деятельности и функций выделяют такие виды элит: административная (объединяет высших государственных чиновников), партийная, военная, идеологическая и др.

Как субъект политики элита выполняет такие функции: принимает решение по важнейшим вопросам, определяет цели, ориентиры и приоритеты в политике, производит стратегию и тактику, создает идеологические концепции, которые обслуживают ее политический курс, консолидирует вокруг себя политические силы, руководит политическими структурами и организациями.

Посредником между элитой и обществом выступает такая социальная группа, как бюрократия. Бюрократия имеет двойную природу. Согласно с теорией Г. Вебера, бюрократия воплощает наиболее эффективные и рациональные способы управления [3, с.164]. Она компетентна, квалифицированная, построенная на принципе иерархии, имеет четко определенные права и обязанности, а, следовательно, наиболее дисциплинированная и законопослушная, получает фиксированную плату и не владеет теми ресурсами, которыми распоряжается, что способствует уменьшению коррупции.

В 40-е годы XX ст. американский социолог Р. Мертон показал, что те черты бюрократии, которые описывал Г. Вебер, размыты и дисфункциональны, что бюрократия служит не обществу, а себе, что ориентацию на общие интересы бюрократия подменивает ориентацией на собственные корпоративные интересы, что для нее являются характерными антиинтеллектуализм, враждебное отношение к науке, отсутствие объективного анализа, догматизм, секретность, что целесообразная иерархия подменяется культом начальства, неформальными связями.

В современной политологии эти концепции видят в бюрократии самостоятельную социальную группу, что имеет большое влияние на политику. И в отечественной, и в западной политологии распространенная точка зрения, согласно которой бюрократия является самостоятельным классом. Именно так рассматривали бюрократию российский философ Г. Бердяев, современный российский социолог С. Андреев, югославский политолог М. Джилас и др.

Бюрократия как субъект политики, выражая интересы народа, свою политическую деятельность направляет на самосохранение и развитие общества, его политической системы; обеспечивает сдерживание демократических принципов функционирования общества, предоставляет власть своему представителю, который избирается и наделяется необходимыми полномочиями, создает возможность переизбрания его или освобождения избранного руководства на основе реального, а не декларируемого волеизъявления снизу или по решению высшей государственной власти, сурово придерживается законодательства.

Политическая жизнь общества испытывает влияния и таких социальных групп, как люмпенство, маргиналы, которые стремятся проявить себя как субъекты политики.

Люмпенство- это ленивая, пассивно-завистливая часть населения, которая готова жить как-нибудь, неспособная хорошо работать ни при каких условиях [3, с.165]. Стремление реализовать свою политическую субъективность у люмпена оказывается в том, что он успешно эксплуатирует социально-политические «завоевания» (ликвидацию частной собственности на рабочую силу и талант, «безвозмездность» социальных благ и ресурсов, несправедливость зарплаты, распространения спекуляции и коррупции и тому подобное). Они больше, чем другие группы, стремятся к бунтам, митингам, легко поддаются провокациям, создают идолов для поклонения, жаждут тиранов.

Не способствует политической упорядоченности общества и такая социальная группа, как маргиналы.Они не способны к самостоятельной политической субъективности, однако своим деструктивным поведением влияют на политические процессы и как такие являются объектом политики.

Все указанные субъекты политики исторически предопределены.Влияя на объекты политической деятельности, они должны отвечать требованиям времени. Пока субъект способен влиять на объекты политики, а его влияние обеспечивает прогрессивное общественное развитие, до тех пор его политическое время не является исчерпанным, в другом же случае он должен сойти с политической арены, и тогда наступает время другого субъекта политики.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что субъект политики предусматривает наличие самих социумов и их организаций, способных к политической деятельности, цели их деятельности, активность, интерес, взаимосвязь и взаимодействие с объектом политики.

Рассмотренные выше классовый и стратификационный подходы к анализу социальной структуры общества не исключают, а, напротив, дополняют друг друга. В основе классового подхода лежит выделение в социальной структуре, прежде всего классов и признания классового деления главным социальным разграничением, которое определяет характер всех других отношений в обществе. Стратификационный подход акцентирует внимание на разнообразии социального деления общества, выделяя в нем самые разнообразные слои и не отмечая определяющую роль общественных классов.

Таким образом, задача политологии состоит в определении различающихся по определенным основаниям объединений людей с целью выявления их специфических интересов по отношению к власти, поняв при этом «политические ресурсы», которыми они располагают, чтобы заставить государство услышать свои требования.

Следовательно, взаимодействие многообразных социальных интересов определяет основное содержание политической жизни общества, а их столкновение порождает социально-политические конфликты.

С писок используемой литературы

1. Зернин Д.П. Основыполитологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 544 с.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И., Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 447 с.

3. Політологія: Підручник/ І.С. Дзюбко. К.: Вища шк. 2001. – 415 с.

4. Шляхтун П.П. Політологія (теорія та історія політичної науки). – К: Либідь, 2002. – 576 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Социальные группы как субъекты политики
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат Добавлен 08:02:43 23 ноября 2009 Похожие работы
Просмотров: 1380 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать