Что такое социальные инстинкты

Социальные инстинкты человека

Что такое социальные инстинкты. Смотреть фото Что такое социальные инстинкты. Смотреть картинку Что такое социальные инстинкты. Картинка про Что такое социальные инстинкты. Фото Что такое социальные инстинкты

Бизнес-тренер Диана Кебас, специально для Forbes Woman Ukraine.

Социальные инстинкты – это заложенная в каждом из нас программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные выражены слабее. Из доминирования того или иного инстинкта складываются наше поведение и характер – то, кем мы являемся в глазах окружающих.

Ценности и приоритеты в жизни, выбор деятельности, то, во что человек инвестирует время и силы – все это основывается на его доминантных инстинктах. Чем больше мы узнаем, ценим, принимаем и любим сами себя, тем лучше принимаем сходства и различия между людьми. Когда научитесь читать себя и свое ближайшее окружение сквозь фильтр доминирующих инстинктов, станет ясна настоящая природа поведения человека, мотивы его поступков, ценностей и жизненных ориентиров.

Известны семь типов людей с доминированием того или иного социального инстинкта:

1. Эгофильный (самолюбивый) тип. Людьми этого типа движет чувство самосохранения. С раннего детства они склонны к повышенной осторожности, к обостренной связи с матерью, мнительны, нетерпимы к боли. Преобладает тревожность в отношении всего неизвестного, эгоцентричность. Жизненное кредо – «безопасность и здоровье превыше всего». Эволюционная целесообразность такого типа людей заключается в том, что сохраняя себя, они являются и хранителями генофонда рода.

2. Генофильный тип (от лат. genus – род, «Я» замещается понятием «Мы»). Им присуща сверхлюбовь к своим детям, семейственность, сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей. Отрицается собственное «Я» в пользу «Мы» (семьи). Доминирует инстинкт продолжения рода. С детства интересы фиксированы на семье. Ради детей и семьи готовы жертвовать собой.

3. Альтруистический тип. Доброта, заботливость к близким, способность отдать другим даже то, что необходимо самому. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, помощи больным, инвалидам, люди-альтруисты. Эволюционное значение такого типа людей очевидно.

4. Исследовательский тип. С детства наблюдается повышенная любознательность, стремление во всем докопаться до сути. Не довольствуются поверхностными ответами, много читают. Люди этого типа великие путешественники, изобретатели, ученые.

5. Доминантный тип. С детства проявляется умение организовать игру, поставить цель и сфокусировать все для ее достижения. Позднее специфика проявляется как приоритет статусных потребностей (карьеризм). Лидеры, руководители, политики, организаторы, но и «тяжелые характеры» самодуров, тиранов вырастают на основе этого типа.

6. Свободолюбивый тип. С колыбели протестует, когда его пеленают; и склонность к протесту против любого ограничения свободы растет вместе с ним. Преобладающие качества – стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям, предрасположенность к риску, нетерпимость к рутине, бюрократизму. Такие люди естественно ограничивают тенденции доминантного типа. Они – хранители свободы, интересов и индивидуальности каждого, а с этим – и хранители жизни.

7. Дигнитофильный тип (от лат. dignitas – достоинство). Доминирует инстинкт сохранения достоинства. Нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести над безопасностью, бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека. Уже с детства такой ребенок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любым формам унижения. Такой человек готов во имя сохранения чести и достоинства поступиться своей жизнью, свободой, карьерой, профессиональными интересами, семьей. Эволюционная целесообразность такого типа заключается в том, что они – хранители чести и достоинства личности, а с этим – жизни, достойной человека.

Основной социальный инстинкт указывает, какой путь выберет человек в жизни: доминантный тип будет стремиться к власти, престижу и комфорту. Если направить его энергию в нужное русло, он станет сильным лидером, независимо от того, женщина это или мужчина.

Свободолюбивый тип, скорее, будет фрилансером. Работая по найму, свободолюбивые люди могут быть бунтарями и подстрекателями либо нарушать нормы и правила, например, приходить на работу не вовремя, нарушать дресс-код. Женщина с доминирующим генофильным инстинктом будет счастлива заботиться о муже, детях и домашнем хозяйстве и отдаст супругу право зарабатывать и реализовываться в социуме. Мужчина с таким же инстинктом с удовольствием пойдет в декретный отпуск вместо жены, будет много времени проводить с детьми и помогать по дому.

Человек с комбинацией генофильного и доминантного типа будет стремиться усиливать себя, создавая собственное дело, и при этом максимум средств будет инвестировано в семью, дом, образование детей, семейные торжества и совместный отдых.

Комбинация свободолюбивого и эгофильного типа, скорее всего, приведет человека к отказу от семьи в пользу реализации своих амбиций и личных устремлений.

У каждого свой путь к счастью и самореализации – когда человек находит способ удовлетворения своего социального инстинкта или их комбинации, он чувствует радость и удовлетворение.

Диана Кебас, специально для Forbes Woman Ukraine

Источник

III. Социальные инстинкты

III. Социальные инстинкты

О консолидированности вообще…

Социальные инстинкты, как мало какие другие, служат решению долгосрочных задач процветания вида (точнее — его генофонда). На первый взгляд, концепция естественного отбора исключает возможность следования долгосрочным стратегиям [7], ибо не предполагает у субъектов эволюции способности прогнозировать будущее и осознавать цель своего существования. А без способности к прогнозу невозможно оценить целесообразность сиюминутных жертв «ради будущего». Но тем не менее, как мы показали в начале книги, достигнуть долгосрочных целей можно и серией краткосрочных шагов, хаотически отклоняющихся от точного оптимума, если их очень много, а шаг, случайно оказавшийся долгосрочно удачным, может запоминаться — несмотря на возможную краткосрочную невыгодность, и служить отправной точкой последующих шагов. Врождённое поведение, отражая логику эволюции, точно также веско склоняется к краткосрочным целям. И не только по причине невозможности далёкого прогноза абсолютным большинством субъектов эволюции — но также и потому, что краткосрочные цели гораздо более приоритетны и витальны. Если не спастись сейчас (возможно, жертвуя перспективами), то эти перспективы уже будут не нужны. Эта закономерность убедительно доказывается в математической теории принятия решений, и является одним из её базовых выводов: «упущенный выигрыш наносит меньше вреда, чем реализованный проигрыш». Проще говоря — рисковать мелкой сиюминутной выгодой в расчёте на будущий крупный выигрыш, в непредсказуемых условиях нецелесообразно — «синица в руках лучше журавля в небе». В этих условиях, жертва настоящим ради будущего не будет фатальна лишь тогда, когда «настоящего» имеется некоторый запас, убыль которого не катастрофична — если не для особи, то для генофонда. При удачной жертве «настоящим», оно возвращается в будущем сторицей, но первоначально этот запас всё-таки должен быть.

Итак, для успешного решения долгосрочных задач нужен «запас прочности». С одной стороны — тезис самоочевиден: запас — это надёжность. С другой — экономисты справедливо замечают, что, вопреки известной поговорке, запас «трёт карман», и должен быть по возможности уменьшен. К экономике живых организмов это относится в полной мере: за всё надо платить, и за запасы тоже; побеждает в конкуренции тот, кто достигает большего меньшей ценой. Применительно к известной нам жизни, можно предложить по крайней мере один способ создания запаса, при котором «генетический карман» «трётся» в минимальной степени. Это — то или иное группирование индивидов, та или иная их взаимосвязанность, которую мы будем в нашей книге называть консолидированностью.

Консолидированность, даже сугубо механическая, не предполагающая согласования усилий для решения общих задач, уже, тем не менее, суммирует «запасы прочности» входящих в объединение единиц, чем создаёт условия достижения нашей цели. Например, объединение травоядных в крупные стада очень часто предполагает лишь минимальную скоординированность; у них даже не всегда есть лидер. Тем не менее, даже такое, скорее механическое объединение, позволяет уже как-то защищать от хищников молодняк, да и не только его. Такую, скорее механическую консолидированность, мы рассмотрим ниже как «конформную». Эффективность консолидации резко возрастает, если её участники как-то согласовывают свою деятельность, например — практикуют разделение труда при решении общих задач.

Самый яркий пример такого объединения — взаимовыгодный симбиоз (мутуализм) срабатывающий на всех уровнях жизни, начиная с уже внутриклеточного. Согласно вполне уже общепринятым теориям, эукариоты (организмы со сложным, специфически неоднородным строением клеток; люди тоже относятся к эукариотам) изначально появились как тесный симбиотический союз нескольких видов прокариот (организмов с более простым и однородным строением клеток, например, бактерий). Взаимовыгодное существование может иметь место даже у, в принципе антагонистических групп живых существ, например, бактерий и грибов, союз которых известен как лишайник. Примеров симбиоза более высокого уровня можно привести неимоверное множество, даже не отходя далеко от человека: без симбиотических микроорганизмов в кишечнике человек не мог бы переваривать минимально грубую еду, а без домашних животных сильно затруднился бы со снабжением самого себя белковой пищей. Причём, это взаимовыгодно: не будь куры столь питательны для человека, они вряд ли бы смогли размножиться в таких астрономических количествах. Впрочем, взаимовыгодность вовсе не обязана сопутствовать группированию: паразиты тоже сожительствуют с хозяином, «группируясь» с ним. Неспроста термин «симбиоз» некогда означавший исключительно взаимовыгодное группирование, сейчас в основном трактуется просто как «совместная жизнь», в том числе и паразитическая. В отношении социальных инстинктов, это, увы, справедливо точно так же…

…и инстинктивных консолидациях в частности

Инстинкты — это врождённые поведенческие программы, побуждающие живое существо к тем или иным действиям, служащим как можно более длительному эволюционному процветанию его генов. Разумеется, речь не идёт, и не может идти о сознательном стремлении к эволюционному процветанию, но к процветанию как фактической цели. Видов, когда-то отклонившихся от этой цели — неважно, по каким причинам — сейчас просто нет среди нас.

Рассматриваемые в этом разделе социальные инстинкты важны и интересны тем, что они способствуют поддержке именно таких долгосрочных стратегий поведения (опять же, применительно к генофонду, но не обязательно — к данной особи) посредством реализации особого поведения, консолидирующего нескольких особей в одну социальную структуру. Главная особенность такого поведения — побуждение особи к тем или иным сиюминутным личным жертвам во имя «более высоких» целей. Как и всякое инстинктивное поведение, социальное поведение может быть объектом злоупотреблений и мошенничества, но об этом мы будем говорить особо. Будучи порождением, в общем случае, неразумных существ — в смысле, что наличие у них разума вовсе не обязательно для осуществления такого группирования, такая долгосрочность появляется как результат следования весьма краткосрочным ЭСС. Например — ЭСС «поддержи родича», или «поддержи лидера», и т. п. Но, будучи конкретизированным в соответствующих инстинктах, следование краткосрочным ЭСС позволяет решать долгосрочные задачи, о которых мы говорили в предыдущем разделе. Разумеется, ни одно живое существо (включая, по большому счёту, и людей), не заботится о групповом генофонде осознанно; но для эволюции это и не нужно. Нужно сконсолидироваться, а как, и каким образом — другой вопрос, на который существует несколько вариантов ответа.

Так или иначе, но поведение уже одноклеточных существ достаточно часто демонстрирует элементы долгосрочности [35]. Но не только; однако если поведенческая долгосрочность одноклеточных, как правило, не простирается далее одного цикла смены сезонов года, то многоклеточные могут «смотреть» дальше — ведь в их распоряжении имеются более продвинутые возможности обработки информации о внешней среде. Например, именно таково поведение родителя, заботящегося о своём потомстве.

Вышеупомянутые тактические жертвы, в лице конкретного поведения конкретных особей, выглядят как альтруизм, но альтруизм несколько специфический, отличный от того, что имеется в виду в обыденной жизни: мы приводили его определение при описании инстинкта самосохранения. Биологическое понимание альтруизма весьма далеко от бытового и идеалистического, однако описываемые в этом разделе социальные инстинкты оперируют именно таким, биологическим альтруизмом. Далеко не всегда и не во всех социальных инстинктах этот альтруизм выражен явно, но та или иная подчинённость особи группе (или её отдельным членам), обязательно присутствующая при социальном поведении, в биологическое определение альтруизма укладывается вполне.

К социальным инстинктам человека мы относим следующие:

родственной консолидации (РК)

конформизма (конформной консолидации) (КК)

вертикальной консолидации (иерархический) (ВК)

горизонтальной консолидации (ГК)

Вид консолидации реальных групп людей (да и не только людей) обычно бывает невозможно причислить только лишь к одному из вышеперечисленных типов. Все эти инстинкты обычно активны одновременно — конечно, в разных пропорциях и сочетаниях. Например, в любой группе так или иначе работают инстинкты конформной и родственной консолидаций; даже в резко «вертикальной» группе почти всегда имеется хотя бы небольшая горизонтальная компонента, в отчётливо «горизонтальной» — вертикальная; и так далее. Однако все они различаются по своему происхождению, механизмам реализации и адаптивной ценности, а главное — это существенно различные схемы поведения, и поэтому мы рассматриваем их отдельно. В построении всех видов групп играет важную роль также и инстинкт самосохранения, но он уже рассмотрен нами выше.

Под консолидированностью мы будем здесь понимать способность к совместной, и как-то согласованной деятельности на благо группы, включая, возможно, личную (и не обязательно — добровольную) самопожертвенность отдельных членов группы в пользу группы как целого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5. ИНСТИНКТЫ БЕЗ МОЗГА

5. ИНСТИНКТЫ БЕЗ МОЗГА После райского благополучия гоминиды прошли жестокий эволюционный фильтр, который привел к нескольким важнейшим приобретениям мозга. Мы научились делиться пищей, не съедать друг друга сразу после знакомства и жить большими группами. Эти

4.2. Социальные взаимоотношения

4.2. Социальные взаимоотношения Неотъемлемый атрибут закрытой социальной системы, который определяет ее структурированность, – это иерархия доминирования. Как филогенетическое наследие она является продуктом социальной эволюции, а как адаптация – своеобразным

9.3. Социальные вопросы пола

9.3. Социальные вопросы пола Наглядно демонстрирует значение филогенетических истоков анализ роли полового поведения в эволюции человека. Долгое детство и беспомощность человека в этот период явились причиной многих радикальных изменений в его анатомии, физиологии и

СОЦИАЛЬНЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ При исследовании парапсихологических способностей человека испытуемым, как правило, вскоре наскучивают однообразные эксперименты. Как только интерес пропадает, результаты исследований перестают быть достоверными. Совершенно иначе

Глава 4 Социальные аспекты животной любви

Глава 4 Социальные аспекты животной любви Осень жизни, как и осень года, Надо, не скорбя, благословить. Эльдар Рязанов — Дочь — отрезанный ломоть, — сказала моя супруга жене моего друга, когда те пришли к нам в гости и разговор между женами зашел об ихней тяжкой бабской

Инстинкты и ЭССП

Инстинкты и ЭССП Как по уже рассмотренным нами причинам, так и в силу драматических особенностей истории 20-го века, предположения о той или иной инстинктивности человеческого поведения вызывают резкое неприятие разнообразных групп общества, настаивающих на

Инстинкты и рассудок

Инстинкты и рассудок Между простейшими безусловными рефлексами, инстинктами (опять же — в нашей их трактовке), и полностью рассудочным поведением отсутствуют резкие границы: уровень сложности поведения, широта вовлечённости в него нервных структур и сложность

II. Репродуктивные инстинкты

II. Репродуктивные инстинкты Репродукция любого существа — процесс гораздо более значимый, чем пресловутое «выживание» — ведь только репродукция предоставляет генам этого существа возможность существования в эволюционных масштабах времени. Выживание — это, по сути,

V. Коммуникативные инстинкты

V. Коммуникативные инстинкты Коммуникативные инстинкты реализуют деятельность, по обмену той или иной информацией между особями вида. В этом смысле они примыкают к социальным инстинктам, но не являются их частью, так как, в общем случае, не обуславливают консолидацию

Социальные потребности

Социальные потребности К этой группе относятся все потребности и, соответственно, все формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего – с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее практически

Окситоцин и вазопрессин – социальные гормоны

Окситоцин и вазопрессин – социальные гормоны Интенсивное изучение роли гормонов в социальном поведении началось после обнаружения двух репродуктивных стратегий у полевок, рода мышевидных грызунов. Два вида полевок – степная (Microtus ochrogaster) и луговая (Microtus pennsylvanicus) –

Инстинкты

Инстинкты Наиболее характерной особенностью инстинктов является выполнение животным определенных стереотипных действий, которые имеют адаптивное значение. Эти действия выполняются спонтанно или в ответ на специфические внешние раздражители. В одних случаях

Низменные инстинкты

Низменные инстинкты Мы уже говорили о двух однояйцевых близнецах – пожарных, у которых было очень много общего. Об одном сходстве я умолчал. Они оба были чрезвычайно тучными. Вот это хорошая новость! Получается, полнота заложена в генах. Так значит, виновата не моя

Социальные отношения у обезьян: различия между полами

Социальные отношения у обезьян: различия между полами Гипотеза пресса хищников и гипотеза межгрупповой конкуренции за пищевые ресурсы сходятся в одном важном пункте: они признают, что виды существенно различаются, в первую очередь, по характеру внутригрупповых

Социальные отношения у обезьян: различия между полами

Социальные отношения у обезьян: различия между полами В настоящее время для объяснения социальности у приматов предлагаются две гипотезы: гипотеза пресса хищников и гипотеза межгрупповой конкуренции за пищевые ресурсы. Обе гипотезы сходятся в одном важном пункте: они

Источник

Социальный инстинкт

Все тонкости поведения в стае за миллионы лет сформировалась в программах, которые получили собирательное название «стадного инстинкта» или «общественного инстинкта». Взаимодействие в социальной группе под действием стадного инстинкта осуществляется путём различных способов неосознанного невербального общения. Изучению социальной группы посвящено много работ. Но объективно оценить взаимоотношения лидера и группы, можно только не будучи членом этой группы, со стороны. Для этого нужно постоянно быть в среде этой группы. А это неизбежно сразу приведёт к тому, что наблюдатель станет членом социальной группы и подвергнется её влиянию. УВИДЕТЬ истинное положение вещей может только ВСЕГДА ОСОЗНАННЫЙ человек, не подверженный влиянию группового процесса, и, кроме того, осознающий все виды невербального общения. Именно таким человеком я и являюсь.

ВЫБОР ЛИДЕР И ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Организация незнакомых людей в социальную группу происходит очень быстро, и тем быстрее, чем меньше людей. Но и в большой группе, например, более 50 человек, это происходит тоже достаточно быстро. Достаточно лишь чуть внимательнее приглядеться к людям со стороны, и можно увидеть, как это происходит.

2
РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ СРАЗУ ПОСЛЕ ЕЁ СОЗДАНИЯ

Нечто подобное происходит и в стае обезьян: » + сообщества этих обезьян (макак-резусов)
строятся по принципу иерархии, в которой каждая обезьяна занимает определённое положение, «почтительно» относится к тем, кто находится на более высокой ступени, и проявляет властность к нижестоящим». (Ф. Блум и др., «Мозг, разум и поведение»).

АГРЕССИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ (ритуальные оскорбления)

Очевидно, у людей появились такие инстинктивные программы стадного поведения, КОТОРОЫХ НЕТ У ЖИВОТНЫХ. А конкретные действия по воплощению этих программ мозг людей рассчитывает в соответствии с конкретными условиями.

Периодически для поддержания своего права на высокую ступеньку в стадной иерархии лидер и многие авторитетные члены социальной группы используют и ЯВНЫЕ оскорбления.
Например.
Врач, осмотрев рабочее место фельдшера, говорит ей спокойным тоном, пристально глядя в глаза: «Свинья». В ответ она посмотрела на него серьёзным, понимающим и преданным взглядом. Надо заметить, что её рабочее место было в идеальном порядке. Оба они были авторитетными членами социальной группы. Врача, занимающего низкую ступеньку в инстинктивной иерархии группы, эта же фельдшер не подпускала к своему рабочему месту (по ходу работы) и сама периодически «критиковала» похожим образом.

Несправедливая агрессия лидера не вызывает у членов его группы обиды или возмущения (страдания поражения), а сразу вызывает ВОСТОРГ и РАДОСТНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ (как в вышеописанном примере в детском саду). Такая реакция на агрессию лидера объясняется тем, что стадный инстинкт награждает человека, которого лидер только что ПРИЗНАЛ или ПОДТВЕРДИЛ членом своей социальной группы, КОМПЛЕКСОМ ОЩУЩЕНИЙ, КОТОРЫЙ МОЖНО НАЗВАТЬ СЧАСТЬЕМ! Этот комплекс включает максимальную для данного индивидуума энергетику и усиление его психической защиты.
Эту агрессию можно назвать РИТУАЛЬНОЙ, таким путём лидер инстинктивно проверяет преданность членов группы и подтверждает их членство в группе.
Аналогичным образом агрессия авторитетного члена группы вызывает у ниже стоящего чувство преданности или охотного послушания.

Перепечатка без согласования запрещена.

© Copyright: Лариса Светличная, 2009
Свидетельство о публикации №2903020469

А МОЖЕТ БЫТЬ, ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ?

Как бы ни отличались друг от друга люди, ставшие лидерами социальной группы, их ИНСТИНКТИВНОЕ поведение в роли лидера всегда ОДИНАКОВОЕ и отличается только способом и степенью воздействия на группу.

Таким образом, классификация лидеров выглядит следующим образом:

1.Инстинктивно объединяющий лидер.
1,1.Смешанный лидер (инстинктивно объединяющий лидер в роли ведущего лидера).
2.Ведущий лидер.
2,1.Ситуационный лидер (временный ведущий лидер).
2,2.Формальный лидер (ведущий лидер без наличия лидерского таланта).

Рассмотрим подробней каждый их этих видов лидеров.

ИНСТИНКТИВНО ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ЛИДЕР

ИОЛ объединяет людей в социальную группу инстинктивно и неосознанно, и неосознанно же ПРИЗНАЁТ ТОЛЬКО ИНСТИНКТИВНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. ОСОЗНАННОЕ подчинение, т.е. пропущенное через критику осознания, ИОЛ ИНСТИНКТИВНО и НЕОСОЗНАННО НЕ ПРИЕМЛЕТ.

В большой социальной группе (где, как правило, есть и ВЛ, и ИОЛ) инстинктивные лидеры, и объединяющий и ведущий, руководят вместе. При этом ИОЛ, обычно (но не всегда), уступает «трибуну» ведущему лидеру (даже в том случае, если сила инстинкта ВЛ значительно слабее, чем у него), а сам остаётся в тени. Если ВЕДУЩИЙ ЛИДЕР более сильный, чем ИОЛ (или равен ему по силе), он ОГРАНИЧИВАЕТ ВЛАСТЬ ИОЛ в отношении членов группы, его стремление к подавлению их воли и неоправданным санкциям.

Перепечатка без согласования запрещена.

© Copyright: Лариса Светличная, 2009
Свидетельство о публикации №2903140710

Источник

Социальный инстинкт и значение индивидуального опыта в инстинкте

Что касается так называемого социального инстинкта, то о нем мы не будем долго распространяться. Достаточно сказать, что мы его встречаем у животных самых различных тиной, от низших до высших, включая и человека. Некоторые насекомые, пчелы, муравьи и др. ведут исключительно социальную жизнь. Последняя хорошо развита у многих рыб, а также у пернатых и у многих млекопитающих.

На чем собственно основан этот так называемый социальный инстинкт, что побуждает животных держаться друг друга и что вызывает потребность сближения, эти вопросы могли бы составить предмет отдельного сочинения, но для нашей цели будет достаточно о граниться несколькими словами.

Что такое социальные инстинкты. Смотреть фото Что такое социальные инстинкты. Смотреть картинку Что такое социальные инстинкты. Картинка про Что такое социальные инстинкты. Фото Что такое социальные инстинкты

Однако хотя и нельзя отрицать, что в эволюции общественности играла известную роль семья, но нельзя забывать тот биологический факт, что гораздо ранее существования семьи мы встречаем в животном мире социальную жизнь и, во всяком случае, нельзя найти известного параллелизма в животном мире между развитием семейной жизни и жизни социальной. Отсюда ясно, что социальная жизнь возникла из биологической потребности лучшего обеспечения вида в условиях взаимопомощи и лишь нашла как бы особый стимул для своего развития в семейной жизни.

Биология доказывает, что стремление жить сообща во временных или постоянных группах обусловливается требованиями жизни и поддерживается борьбой за существование, а следовательно, инстинктом самосохранения. Биологически социальная жизнь начинается еще с агломерации низших животных и кончается социальными группами в жизни человека.

Вряд ли при этом нужно говорить, что речь идет здесь лишь первично об органической потребности, со временем же социальный инстинкт поддерживается привычкой к установившимся отношениям, в силу чего социальная жизнь не может быть рассматриваема как исключительное следствие одного инстинкта, а является лишь прямым следствием инстинкта и целого ряда иных причин, обусловленных жизненными условиями.

Этим объясняется тот факт что даже родственные между собою виды могут представлять собою различия в проявлениях социального инстинкта, так как одни могут жить группами, другие же не проявляют этой способности. Даже и представители одного и того же вида могут проявлять этот инстинкт при известных условиях; при других же он у них подавляется более или менее совершенно.

Должно иметь в виду, что инстинкт не есть нечто везде и всюду безошибочное. Как и рефлекс, в известных случаях инстинкт вводит в заблуждение и может даже оказаться вредным. Так, известно, что рыбы обманываются удочкой, имеющей вид мелкой рыбы или насекомых. Даже в материнском инстинкте низших животных возможны ошибки, благодаря тому именно, что он, руководясь органическими импульсами, направляется в значительной мере внешними впечатлениями.

Такие факты многочисленны, но мы приведем один факт из жизни пауков: случается иногда, что (вследствие каких-либо патологических причин, разумеется) паук, приготовив часть кокона, которая необходима к моменту кладки яиц, таковые не откладывает, в которой они откладываются, столько времени, сколько согласно инстинкту требуется, продолжает следующую по очереди работу, т. е. завершает, заделывает этот кокон до конца.

Самка относилась к пустому кокону совершенно так же, как к нормальному: носила его, берегла, не расставалась с ним, и сила ее материнской любви текла, развиваясь и повышаясь, как всегда течет период гнездовья». У пчел также отмечаются ошибки, основанные, на обмане воспринимающих органов, как можно читать у Berlepsch’a и других авторов. Пауки принимают иногда нитяной клубочек за яйцевой клубок и за ним ухаживают. Гуси и куры садятся на яйцеподобные камни и т. п.

С другой стороны, нельзя умалять и значения индивидуального опыта и привычек в проявлении инстинктов, о чем уже упоминалось ранее. Значение привычки, между прочим, легко иллюстрировать на том изменении, которое она вносит в половое влечение – этот несомненно наследственный акт.

Птицы одной породы, как известно, охотно спариваются и в неволе, но избегают спаривания с другими породами. Однако в известных случаях удается кенара побудить к спариванию с самкой другой но роды t ему родственной, что+ впрочем, требует много времени и особых мероприятий. Здесь, таким образом, половое влечение направляется необычным образом благодаря привычке двух пород оставаться вместе.
То же наблюдается иногда и с млекопитающими.

Равным образом между представителями отдаленных рас у людей не обнаруживается особых половых симпатий. Но при тесном общении различных рас становятся нередкими смешанные браки, что надо в значительной степени отнести на долю привычки. Известно также, что привычка приводит у людей к приобретенным половым извращениям (онанизм, гомосексуализм и проч.), отличающимся иногда поразительным упорством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *