Что такое социальные истоки
Социальные истоки теории МГО
Социальные истоки теорий «мирового», «глобального» или «транснационального гражданского общества» связаны с такими взаимопереплетающимися процессами, как усиление роли международных организаций, глобализация и выход на мировую арену в качестве автономных участников мировых политических процессов негосударственных действующих лиц. Во-первых, как уже говорилось выше, с принятой в 1948 г.
Всеобщей Декларацией защиты прав человека и гражданина было положено начало постепенному созданию международных институтов по защите прав личности.
Именно в этой логике были созданы Европейский суд по правам человека и Международный трибунал в Гааге, в которые могут обратиться граждане государств, например, Европейского сообщества.
При этом решение суда обладает высшей юридической силой по отношению к национальному законодательству соответствующих стран.
Во-вторых, глобализация положила конец «непроницаемости» национальных границ: в эпоху новейших средств коммуникации, миграционных потоков, спутникового телевидения, факсимильной связи, Интернета и т.п. возрождение какого-либо подобия «железного занавеса» и, следовательно, тотальное ограничение информации становится невозможно.
Наконец, в-третьих, происходит массовое вторжение в мировую политику транснациональных акторов (ТНА).
Их состав необычайно разнообразен и включает многонациональные предприятия, фирмы и корпорации; территориальные образования (типа мегаполисов и внутригосударственных регионов); различные неправительственные организации —от социальных и гуманитарных (правозащитного, медицинского или экологического характера) до финансовых (например, Фонд Сороса) и технических, таких как Международная организация радиологической защиты.
Международный совет аэропортов (АС1) и т.п.; социальные движения, например, занятые поиском альтернативы неолиберальной глобализации; международные преступные группировки и мафиозные образования и, наконец, террористические структуры и формирования.
Результатом совокупного воздействия трех указанных процессов становится ослабление роли государства как высшего суверена на своей территории.
Индивиды и свободно формируемые ими объединения сегодня легитимно преодолевают рамки государства и выходят на международный уровень в качестве автономных субъектов международного взаимодействия.
Глобализация ограничивает поле деятельности правительств отдельных стран, их национальный суверенитет с точки зрения возможности изолированно решать свои внутренние и тем более внешние проблемы, касаются ли они экономики, средств массовой информации, свободы передвижения и т.п. Транснациональные акторы проникают в сферы традиционной государственной деятельности.
Независимо от того, выступают ли ТНА в роли в соперников государства или ротрудничают с ним, такое проникновение способствует становящемуся все более очевидным взаимному переплетению внутренней и внешней политики.
Вышеуказанные процессы, вызовы и угрозы, связанные с глобализацией, ослабление функций государства — все это стало интерпретироваться многими исследователями как социальные истоки и основы МГО.
Доклад на МО «Социокультурные истоки»
Марина Лысаковская
Доклад на МО «Социокультурные истоки»
Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все,что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).
Сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры (это народный фольклор, мудрые пословицы и загадки, хороводные игры, песенки, картины наших выдающихся художников, народные игрушки, поучительные сказки).
Значительную часть программы «Истоки»составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Они являются основой духовно-нравственного воспитания.
Ещё одна группа – ценности деятельности человека и социокультурные ценности,которые помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, единение и радость в празднике.
В программе заложена идея воспитания на социокультурном опыте, т. е приобщение взрослых и детей к социокультурной традиции нашего народа.
В её реализации важным, ключевым моментом является работа с родителями.
Ведь решающую роль в духовно-нравственном развитии ребёнка играет его семья.
В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта была разработана концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.В этой концепции определена стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества».
Таким образом, программа «Социокультурные истоки», полностью соответствует требованиям ФГОС.
Программа «Социокультурные истоки» разработана и опробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы, внеурочной и внеклассной работы.
В дошкольном образовании предлагается система занятий с детьми и их родителями на основе игровой деятельности и активных форм развития.
По этой программе наш детский сад начал работать с этого учебного года, приобретена вся необходимая методическая литература. Благодаря ей дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь
призму главных ценностей, ребёнок понимает, что значимо, а что менее значимо в жизни.
Со 2 младшей и до подготовительной группы дети и их родители вместе с нами, с педагогами, учатся понимать, что есть Добро и Любовь в жизни человека, ценности внутреннего мира человека и социокультурные ценности. На сегодняшний день это лучшая программа, в которой активную роль играют родители.
Программа «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый, (педагог, родитель) становится в активную позицию в воспитании детей.
Программа «Социокультурные истоки» предусматривает нетрадиционные формы работы с родителями и детьми.
Данная работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Проведение занятий с родителями по программе «Моя семья»;
2. Организация и взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. Содержание книг носит интегративный характер.В них содержатся произведения разных жанров: стихи, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Благодаря книгам для развития, родители приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.
В нашем детском саду имеются комплекты книг для всех возрастных групп.
При успешном освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования и программы «Социокультурные истоки» к семи годам достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка:
— физически, психически и нравственно (в соответствии с возрастными особенностями) развитый, сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья.
— любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Бережно и созидательно относится к природе и к окружающему миру.
— эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции сверстников и взрослых. Сопереживает близким и окружающим его людям, персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально проявляет свои чувства при восприятии произведений изобразительного искусства, музыкальных, художественных произведений и мира природы;
— овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Имеет опыт позитивного и эффективного взаимодействия, умеет присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать, чувствовать другого человека. Терпимый к иному, отличному от своего, мнению;
— способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает общепринятые в семье, группе, обществе правила поведения на улице и в общественных местах;
— способный определять главное в жизни, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и социокультурный опыт в художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. ;
— имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям Российской цивилизации, уважает традиции своего народа;
— овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Умеет управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, работать в паре, микрогруппе, структуировать время, приходить к согласию.
— овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Умка»
Доклад
Социокультурные истоки (из опыта работы)
Выполнила воспитатель Лысаковская Марина Сергеевна
Что такое социальная экономика
Что такое социальная экономика
Социальная экономика — это экономика, ориентированная на развитие личности и достижение социального прогресса. Подобной экономической деятельностью занимаются организации — в основном кооперативы, объединения и ассоциации, — главная цель которых состоит не в получении прибыли, а в предоставлении обществу товаров и услуг.
С давних времен человечество осознавало преимущества совместного труда, позволявшего объединить усилия для достижения определенных целей, которые в равной степени приносили пользу целой группе людей.
На протяжении истории человеческой цивилизации коллективная организация труда принимала разные формы, но она по-прежнему составляет основу экономической системы в большинстве стран мира. Более того, в настоящее время так называемая социальная экономика, которая объединяет различные формы организации общества во всех экономических структурах, во многих государствах считается третьим звеном, расположенным между частным и общественным секторами экономики.
Социальная экономика охватывает широкий круг общественных, добровольных и некоммерческих видов деятельности. Она построена на основе таких учреждений и институтов, как кооперативы, объединения, ассоциации, а также другие организации подобного типа.
Социальная экономика состоит из ряда общественных проектов экономического плана, целью которых является предоставление услуг группе людей.
Истоки Социальной экономики
Экономисты — теоретики, такие как британец Джон Стюарт Милль и француз Леон Вальрас, считают, что первые формы социальной экономики возникли в XIX веке. Речь идет о тех организациях, которые были созданы в ответ на социальные проблемы, возникшие из-за предпринимательской деятельности зарождающегося капиталистического общества.
Экономисты-теоретики считают, что первые формы социальной экономики возникли в девятнадцатом столетии.
В наиболее развитых странах Европы экономическая деятельность претерпела кардинальные изменения уже во второй половине XVIII века в результате промышленной революции.
Зародившись в Британии, промышленная революция распространилась по всей Европе и оказала огромное воздействие на развитие экономики и общества. Механизация значительной части производства способствовала росту производительности труда и введению новых методов работы. Эти факторы, в свою очередь, видоизменили трудовые отношения. Преобразование семейных мастерских в фабрики привело к обезличиванию трудовых отношений и, как следствие, появлению нового социального класса — городского пролетариата, который возник в результате массового переселения крестьян в города для работы на возникающих фабриках.
Таким образом, бывшие земледельцы превратились в промышленных рабочих, у которых в большинстве случаев были совершенно невыносимые условия труда. Не имея какой-либо правовой защиты, рабочие трудились по 12-14 часов в день и при этом получали низкую заработную плату и жили в нищенских условиях. В отличие от пролетариата промышленная буржуазия (владельцы заводов) накапливала огромное состояние и увеличивала свое политическое и социальное влияние, тем самым способствуя укреплению капиталистической системы.
В этой ситуации зародилась социальная доктрина — философское течение, представители которого пытались решить проблемы бедности и незащищенности рабочих. Предлагались самые разные формулы: от утопического социализма до анархизма, включая также идеи научного социализма Карла Маркса и социальные энциклики католической церкви. Борьба за права трудящихся, в результате которой зародилось профсоюзное движение, дала свои плоды: еще в XX веке рабочие постепенно интегрировались в общество.
Роберт Оуэн
Этот свой опыт он описал в работе Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (1813), изложив в ней идею создания экономической системы (в противовес капитализму), которая основывалась бы на производственных кооперативах. Под влиянием философских идей Оуэна, которые являются идеями утопического социализма, возникли многие британские потребительские кооперативы.
промышленная революция
Основной принцип социальной экономики состоит в том, что интересы людей и общества должны стоять выше интересов капитала. Главные цели социальной экономики определились во время промышленной революции.
Пионеры
Принципы современной социальной экономики, однако, связаны с самоорганизацией самих рабочих, которая проходила без вмешательства владельцев фабрик. Первое организованное общественное объединение сформировала группа наемных работников текстильной промышленности из города Рочдейл (Великобритания) в 1844 году, то есть в разгар промышленной революции. Эта группа ткачей создала потребительский кооператив, основными принципами которого были: «Один человек — один голос; справедливое распределение прибыли». Рочдейльские пионеры заложили основы современной кооперации. Вскоре после основания кооператив в Рочдейле разнообразил свою деятельность: приобрел прядильные мастерские и даже открыл сберегательную и страховую кассы. По прошествии нескольких лет он стал одним из важных экономических сообществ в Англии. Рочдейльский кооператив превратился в образец для подражания, после него объединения подобного типа были созданы и в других странах Европы. Стоит отметить, что в Англии в 1832 году насчитывалось уже около 500 кооперативов, в которых состояли 20 000 трудящихся.
Рабочие из Рочдейла создали первое по-настоящему организованное кооперативное объединение в 1844 году.
Вдохновленный той же идеей, что легла в основу рочдейльского проекта, Фридрих Вильгельм Райффайзен в 1847 году открыл в Германии кооперативную пекарню. Его предприятие заложило основы системы кредитной кооперации, которая приобрела огромную популярность в Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.
Социально ответственные предприятия часто создают рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями.
Основные принципы
Фундаментальный принцип социальной экономики состоит в превосходстве человека и общественных целей над капиталом. Эта важная предпосылка лежит в основе демократического, долевого, прозрачного и автономного ведения хозяйства, характерного для таких предприятий. На так называемых предприятиях третьего звена, в отличие от частных, принятие решений отвечает демократическим принципам. При этом результаты производственной деятельности распределяются в зависимости от вложенного каждым работником труда, а не капитала, что означает следующее: распределение прибыли основывается на критериях коллективной работы, а рабочие места характеризуются как стабильные и хорошо оплачиваемые. Таким образом, на социальных предприятиях поощряется внутренняя солидарность и привлечение к труду людей, которые подвержены риску социальной изоляции. Кроме того, подобные предприятия стараются развивать местную экономику, выступают за равенство возможностей, согласование личных, семейных и трудовых интересов.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
С недавних пор экономисты стали говорить о четвертом секторе экономики, сформированном тремя F (family, friends and folks), где товарообмен осуществляется между членами семьи, друзьями и знакомыми.
Типы предприятий
В настоящее время выделяют два типа социальных предприятий, в зависимости от того, направлена ли их деятельность на извлечение прибыли или нет. К первому типу относятся кооперативы, объединения и общества с ограниченной ответственностью, продающие на рынке свою продукцию по высоким ценам и благодаря этому получающие большую часть прибыли. Деятельность предприятий второго типа, к которым относятся ассоциации и фонды, направлена на предоставление услуг третьим лицам, обычно членам семей. А если продукция и реализуется на рынке, то по умеренным ценам. Доходы таких предприятий формируются за счет добровольных пожертвований и членских взносов. Обе группы состоят из частных предприятий, которые имеют право принимать самостоятельные решения. Они осуществляют свою деятельность в рамках обязательства о социальной ответственности, под которым понимается новая форма управления предприятием.
Правовая база
Учитывая факт возрастания значимости социальной экономики, многие государства создали правовую и юридическую базу, в соответствии с которой различные организации предпринимают ряд мер по сохранению и продвижению этого вида экономической деятельности. Также установление законодательных рамок позволило определить понятие социальной экономики с юридической точки зрения. Так, в Испании под социальной экономикой понимается «совокупность хозяйственной и предпринимательской деятельности, которую в частном секторе осуществляют организации, действующие в интересах своих членов, общих экономических или социальных интересах либо же и первых, и вторых».
Виды объектов в структуре социальной экономики
Обычно выделяют несколько видов объектов, к которым можно применять понятие «социальная экономика». Их отличает не только организационно-правовая форма, но и управление в соответствии с демократическими принципами как в процессе принятия решений («один человек — один голос»), так и при распределении прибыли.
Социальные истоки гражданского правонарушения
Параскевова С.А., кандидат юридических наук.
Гражданское правонарушение можно рассматривать в двух аспектах: как социальное явление и как правовое понятие.
Научное познание предполагает переход от явления к сущности, следовательно, в идеальном варианте необходимо иметь перед собой какое-то явление, получить его в восприятиях, а затем рассмотреть в «понятии явления», чтобы затем уже переходить к «понятию сущности». В этом случае каждый человек должен был бы постигать мир в какой-то искусственной среде, в которой он наблюдает явление, а затем переходит к понятию. В действительности же этого не происходит, так как, родившись, человек получает в языке массу слов, терминов, в которых явление уже зафиксировано через понятие.
Современный философский словарь. С. 527.
См.: Там же.
Зарождение понятия «гражданское правонарушение», как и многих иных правовых понятий и категорий, состоялось в праве Древнего Рима, положения которого не утратили в ряде случаев своего теоретического и практического значения и, безусловно, сохранили свою историческую ценность. Причем история древнеримского права хорошо иллюстрирует тесную взаимосвязь категорий «право» и «правонарушение», значение последнего в становлении первого.
Нельзя не отметить, что правонарушения всегда оцениваются отрицательно, что вполне объяснимо, однако не следует сбрасывать со счетов роль, которую правонарушение как явление социальной жизни сыграло в появлении права, и, соответственно, значение понятия правонарушения, фиксирующего «правонарушительное явление», которое с социальной точки зрения представляет собой разногласия между двумя или более субъектами, принявшее острую, конфликтную форму.
См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 256.
Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм // Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. Т. 2. Право / Автор-составитель М.Н. Марченко. М., 2004. С. 683. Дж. Франчози указывает, что в древних обществах формирование правового порядка происходит тогда, когда «племенная или родовая (клановая) организация не в состоянии более разрешать внутри себя классовые конфликты, происходящие вследствие приватизации имущества (прежде всего средств производства) нарождающейся аристократией» (Франчози Дж. Институционный курс римского права / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2004. С. 13).
Пашуканис Е.Б. Указ. соч. С. 684.
В России, например, термин «собственность» ввела Екатерина II в «Жалованной грамоте дворянству» в 1785 г. (см.: Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. 1785 г., апреля 21 // ПСЗ. Т. XXII. N 16187), а кража была известна уже Русской Правде.
Пашуканис Е.Б. Указ. соч. С. 684.
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 171.
Пашуканис Е.Б. Указ. соч. С. 700.
Изложенное дает основание для утверждения, что понятие «правонарушение» было выработано юриспруденцией для фиксации «ненормального», противоречивого общения между лицами, фиксации разногласий между ними (социального конфликта), причем разногласий столь острых, что потребовалось вмешательство власти, государства. Это правовое понятие фиксировало конфликт, служило сигналом для органов, занятых охраной правопорядка, а также обусловливало необходимость законодательного урегулирования конфликтной ситуации и четкого определения прав и обязанностей сторон на случай повторения этой ситуации. В дальнейшем вновь возникающие отношения регламентируются закрепленными нормами и в случае их нормального развития (когда стороны исполняют обязанности в соответствии с требованиями правовой нормы), и в случае нового конфликта (когда стороны не исполняют обязанности либо исполняют их ненадлежащим образом).
См.: Дмитриев А.В. Социальный конфликт. М., 2002. С. 82.
Таким образом, социальные истоки гражданского правонарушения как явления кроются в конфликтном противоборстве сторон в имущественной сфере, в котором правонарушение является одним из элементов, а понятие «гражданское правонарушение» (приобретшее впоследствии статус научной категории) выработано наукой для фиксации социального конфликта с целью его последующего разрешения правовыми средствами.