Что такое социальные пороки в литературе

В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки и в чём эти произведения можно сопоставить с щедринским «Премудрым пискарем»?

Вопрос «В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки и в чём эти произведения можно сопоставить с щедринским «Премудрым пискарем?» часто появляется в бланках ЕГЭ по литературе. А потому, потренироваться в написании сочинения на эту тему, будет только полезно.

В таких произведениях отечественной литературы, как «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Обломов» И. А. Гончарова, объектом изображения являются социальные пороки.

В рассказе «Человек в футляре» Антона Павловича Чехова главный герой решает отгородиться от общества, создав вокруг себя «футляр». Он боится взаимодействовать с окружающими людьми, так как только одиночество даёт ему ощущение комфорта и безопасности. Так и в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина пискарь, боясь умереть, все время сидит в норе, что является для него единственным местом, где он может быть спокоен. Оба героя прячутся от остального мира, так как лишь изоляция приносит им покой.

В романе Ивана Андреевича Гончарова главный герой ленив, пассивен и не приспособлен к жизни из-за родителей, которые слишком опекали Его. Писатель рассказывает о трудностях героя из-за «Обломовщины» и искренне сочувствует ему, так как понимает, что это вина воспитания. Пискарь из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина также не готов жить самостоятельно, боится всего окружающего, из-за чего автор насмехается над слабостью героя. Отличие этих произведений состоит в том, что И. А. Гончаров жалеет человека, не способного полноценно жить, а М. Е. Салтыков-Щедрин осмеивает его из-за трусости.

Во всех приведённых произведениях из-за социальных пороков главные герои не могут жить как остальные люди.

Источник

9. В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки и в чём эти произведения можно сопоставить с щедринским «Премудрым пискарем»? (ЕГЭ по литературе)

В произведении Салтыкова-Щедрина изображены социальные пороки. Главный герой прожил долгую скучную жизнь в страхе, но так ничего и не добился.

Произведение можно сопоставить с рассказом А. П. Чехова “Человек в футляре”. В нем через главного героя показано такое социальное явление, как “футлярность”, то есть стереотипность мышления, стремление к полному порядку во всем.

Постоянной репликой Беликова является фраза “Как бы ничего не вышло”, что созвучно с решением пискаря: ”Надо так прожить, чтоб никто не заметил”. Как и у Салтыкова-Щедрина, главный герой у Чехова прожил скучную жизнь, побоявшись выйти за рамки своего обывательского существования и попробовать что-то необычное.

Также произведение можно сопоставить с пьесой Н. В. Гоголя “Ревизор”. В комедии показаны пороки вышестоящих людей, то есть взятничество, лицемерие и безответственность. Все эти недостатки обличаются из-за страха за свою должность, которой чиновники города могли лишиться из-за ревизора. В отличие от героя Салтыкова-Щедрина, боязнь за собственное благополучие толкает обывателей из комедии Гоголя на какие-то действия, когда пискарь из-за трусости зарывается в нору и прячется от своих проблем.

Таким образом, все три автора изображают социальные пороки, но делают это по-разному.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки и в чём эти произведения можно сопоставить с щедринским «Премудрым пискарем? (ЕГЭ по литературе)

М. Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пискарь» высмеивает такие социальные пороки, как приспособленчество, пассивное принятие господствующего порядка, иными словами конформизм.

Пескарь жил под девизом: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил». Целые дни он прятался в норе ото всех (от людей, зверей, птиц, рыб) и дрожал. Герой ждал ночи, чтобы найти пищу, а после — снова занимал выжидательную позицию. «Он не женился и детей не имел». И лишь перед смертью пескарь осознал, что жизнь прошла зря. Герой «жил — дрожал, и умирал — дрожал».

Автор, высмеивая позицию героя, иронично называет его «премудрым». С помощью аллегории

Е. Салтыков-Щедрин высказывает мысль о «пискарях» — запуганных обывателях, конформистах, которые в годы реакции занимают выжидательную позицию. Мнение автора звучит в «морали» истории: «Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари».

В романе И. А. Гончарова «Обломов» в центре внимания автора иной социальный порок. «Обломовщина» — характерная черта российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда крепостных, а также идеал беззаботной, ленивой, праздной жизни. Подобно герою Салтыкова-Щедрина, Илья Ильич Обломов не жил полной жизнью, но не из-за страха смерти, а из-за лени, тяги к покою. Большую её часть он проводил лежа на диване, погружаясь в мечты о «высоком». Основную работу за него выполнял слуга Захар. К такой жизни он привык с детства. Даже любовь не смогла изменить героя. Однако в отличие от Героя Салтыкова-Щедрина, герой Гончарова создал семью, но продолжил вести прежний образ жизни.

Что такое социальные пороки в литературе. Смотреть фото Что такое социальные пороки в литературе. Смотреть картинку Что такое социальные пороки в литературе. Картинка про Что такое социальные пороки в литературе. Фото Что такое социальные пороки в литературе

Его поведение пугало коллег. Также как и Салтыков-Щедрин (в рассказе «Премудрый пискарь»), Чехов с иронией изображает образ Беликова — излишне осторожного человека-конформиста, который слепо следует нормам поведения, лишая себя возможности быть счастливым.

Итак, в произведениях Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова и А. П. Чехова объектом изображения служат пороки российского общества. Если Салтыков-Щедрин и Чехов в произведениях высмеивают такое общественное явление, как конформизм, то Гончаров посвящает роман обличению другого социального порока — «обломовщина».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

Источник

Как социальные пороки влияют на личность? (Направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»)

Любая цивилизованная страна декларирует права человека на достойную жизнь. Однако практически ни одно государство не может избежать социальной напряжённости по ряду причин, чаще всего это наличие таких пороков, как бедность и неустроенность людей, безработица, преступность. Эти беды усугубляются коррумпированностью и взяточничеством отдельных чиновников. В нездоровом обществе у людей сбиваются ориентиры, калечатся души людей. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Давайте вспомним и комедию Фонвизина «Недоросль», в которой драматург показывает таких дворян, как Простаковы и Скотинин, нарущающих не только нормы морали, но и уголовного права. Корыстолюбивые родители юного Митрофана хотят завладеть имуществом сироты, их воспитанницы Софьи. Для этого они собираются насильно выдать её замуж за своего сына. Приданое девушки настолько соблазняет юношу, что он выполняет указания матери, хотя равнодушен к Софье. Этот бездельник благодаря деньгам будущей жены планировал нигде не служить, не учиться арифметике и грамматике, в которых не запомнил ни одного правила, а жить безбедно и беспечно. Родительская слепая любовь, владение крепостными слугами сформировали грубого, наглого и ленивого недоросля, идущего по стопам алчных и беспринципных отца и матери. Фонвизин акцентирует внимание читателей на то, что вседозволенность и безнаказанность дворян порождены законами самодержавного строя.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *