Что такое социальные причины
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА» в других словарях:
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА — – совокупность обстоятельств и факторов, действие которых приводит к возникновению конфликтов. П. к. являются первым (начальным) компонентом в генезисе конфликта. П. к. следует отличать от условий возникновения конфликта, которые создают… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА — – обоснование системы движущих сил развития конфликта. Результат анализа причин его актуального состояния, а также тенденций эволюции и динамики. Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Наркология — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Климов, Евгений Александрович — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ — отрасль социологии, изучающая С. ( Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука о взаимовлиянии индивидуального поведения и социального контекста. В подобном духе основной вопрос С.П. был сформулирован О. Контом : каким образом индивид может быть одновременно и причиной, и следствием социальных явлений? Индивидуальное… … Социология: Энциклопедия
Бродяжничество — 1) одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; 2) социально психологические проявления патохарактерологических и иных личностных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНФЛИКТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ — конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по… … Политология: словарь-справочник
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ — территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия
Виды социальных конфликтов
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие социального конфликта
Понятие социального конфликта значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться вместе!
По-латински конфликт переводится как «столкновение». В социологии конфликт — это высшая стадия противоречий, которая возникает между людьми или социальными группами. Причиной могут быть противоположно направленные цели или интересы. Есть даже отдельная наука, которая изучает этот вопрос — конфликтология.
В рамках предмета обществознания социальный конфликт — это форма социального взаимодействия людей и групп.
Функции социальных конфликтов:
Возможные стадии конфликта:
Предконфликтная ситуация — стороны ощущают эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.
Конфликт — ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.
Разрешение конфликта — выяснение причин конфликта и их устранение.
Продолжим узнавать, что такое социальный конфликт, и перейдем к теме причин и структуры.
Типология конфликтов
Структура любого конфликта:
Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.
Объект конфликта: ценности и интересы.
Фундамент: этнические, экономические, политические.
Конфликтный вид: соперничество, конкуренция, конфронтация.
Последствия: конструктивные и деструктивные.
Субъекты конфликтной ситуации:
свидетели — люди, которые наблюдают за развитием конфликта со стороны;
подстрекатели — люди, которые подталкивают других к конфликту;
пособники — люди, которые помогают (осознанно или нет) развитию конфликта разными путями (советы, техническая или организационная помощь и пр.);
посредники — люди, которые стараются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Предмет конфликта — обладание тем или иным ресурсом
Причина конфликта — обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.
Повод для конфликта — событие, после которого появляется противоречие. Поводы бывают стихийные и преднамеренные.
Противоречие — несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.
Поговорим подробнее про причины, а после рассмотрим типы социальных конфликтов.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Причины социальных конфликтов
Самые распространенные причины конфликтов:
Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании.
Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание.
Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами.
Виды социальных конфликтов
Перечислим основные виды социальных конфликтов.
По количеству участников конфликта:
По направленности конфликта:
По функции социального конфликта:
По длительности протекания:
По средствам разрешения:
По содержанию проблемы:
По характеру развития:
По объему:
Разрешение социальных конфликтов
Помочь разрешить и предотвратить социальный конфликт может социальная политика государства. Предотвратить все конфликты невозможно, зато можно предвидеть и предотвратить глобальные, локальные и региональные конфликты.
Способы решения социальных конфликтов:
Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:
Три пути выхода из конфликта:
Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.
Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, при этом не принимают никаких активных действий.
Обновление — активный выход из конфликта через отказ от старого и развития нового.
Социальные причины
1. Глухонемые родители или родители с явными дефектами речи.
2. Длительная госпитализация.
3. Ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний.
4. Отсутствие эмоционально положительного окружения (эмоциональная депривация).
5. Сверхшумное окружение.
6. Психотравмирующая ситуация в семье.
Кроме болезнетворных факторов, непосредственно вызывающих болезненные явления, называемых производящими причинами, действуют еще факторы, способствующие возникновению или развитию болезненных явлений в речи, предрасполагающие к ним. Они часто называются почвой болезни. Почва не оказывает решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи. Нарушение возникает и без нее, под воздействием одних производящих причин. Но она облегчает реализацию последних, усиливает их эффективность.
В качестве предрасполагающих факторов могут выступать следующие: остаточные явления раннего органического поражения ЦНС; соматическая ослабленность ребенка; невропатическая конституция ребенка (повышенная нервно-психическая возбудимость); незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной незрелостью; переутомление; недостаточное питание; длительное недосыпание; заболевания внутренних органов; критические периоды в развитии речевой функции; наследственные факторы.
Кроме того,нельзя не учитывать наличие критических периодов в развитии речевой функции. Критический период, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.
Первый критический период(1 – 2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом ее развития считается возраст ребенка 14 — 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
Второй критический период (3 года), когда, интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдаться отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
Третий критический период (6 — 7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.
Критические периоды развития речи могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т. д.
Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.
Важными проблемами этиологии речевых нарушений являются:
· изучение причин системных речевых расстройств коркового генеза (алалии, афазии) с учетом локализации, характера и времени поражения мозга;
· определение роли наследственного фактора в возникновении различных видов нарушений речи;
· детальное изучение причин и предрасполагающих условий к возникновению различных форм заикания;
· изучение статистических сведений о распространенности речевых нарушений и их причин.
Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или с сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях центральной нервной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 1987.
3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981.
4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.
5. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селиверстова. М. 1997.
6. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
ТЕСТ
1. Что означает термин «этиология»:
А. учение о причинах болезней;
Б. область медицины, изучающая патологические процессы и отдельные заболевания;
В. механизмы развития заболеваний и патологических процессов.
2. Кто из нижеперечисленных ученых не занимался проблемой этиологии речевых нарушений:
3. Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют:
А. эволюционно-динамический подход;
Б. марксистско-ленинская методология;
В. принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики.
4. Кто из отечественных ученых впервые разделил все причины речевых нарушений на внешние и внутренние:
5. Психоневрологические причины речевых нарушений – это:
А. нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС;
Б. умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и других психических функций;
В. неблагоприятные влияния окружающей среды.
6. Причинами периферических нарушений речи являются:
А. врожденные расщелины языка;
Б. интоксикация мозга;
7. К социальным причинам речевых нарушений не относится:
А. длительная госпитализация;
Б. невропатическая конституция ребенка;
В. влияние глухонемых родителей или родителей с явными дефектами речи.
8. Травматическая энцефалопатия относится к:
А. пренатальной патологии;
Б. натальной патологии;
В. постнатальной патологии.
9. Производящие причины нарушений:
А. непосредственно вызывают болезненные явления;
Б. способствуют возникновению или развитию болезненных явлений;
В. не оказывают решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи.
10. Сколько критических периодов выделяют логопеды в развитии речевой функции?
11. В каком возрасте заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций?
Ответы: 1 – А, 2-Б, 3-А, 4-В, 5-Б, 6-А, 7-Б, 8-Б, 9-Б, 9-А, 10-А, 11-Б.
Социальный конфликт. Причины, виды и примеры социальных конфликтов.
Понятие социального конфликта.
Понятие социального конфликта – гораздо более емкое, чем может показаться сначала. Давайте попробуем в нем разобраться.
По-латински конфликт означает «столкновение». В социологии конфликт – это высшая стадия противоречий, которая может возникнуть между людьми или социальными группами, как правило, это столкновение основано на противоположно направленных целях или интересов сторон конфликта. Есть даже отдельная наука, занимающаяся изучением этого вопроса – конфликтология. Для обществознания социальный конфликт – это еще одна форма социального взаимодействия людей и групп.
Причины социальных конфликтов.
Причины социальных конфликтов очевидны из определения социального конфликта – разногласия людей или групп, которые преследуют какие-то социально значимые интересы, при этом реализация этих интересов идет в ущерб интересам противоположной стороны. Особенность этих интересов в том, что они как-то связаны между собой каким-либо явлением, предметом и т.д. Когда муж хочет посмотреть футбол, а жена – сериал, связывающим предметом является телевизор, который один. Вот если бы было два телевизора, то и интересы не имели бы связующего элемента; конфликт бы не возник, или же возник, но по другой причине (разница в размере экрана, или более удобного кресла в спальне, чем стул на кухне).
Немецкий социолог Георг Зиммель в своей теории социального конфликта заявил, что конфликты в обществе неизбежны, потому что они обусловлены биологической природой человека и социальной структурой общества. Он также предложил, что частые и непродолжительные социальные конфликты полезны для общества, так как при положительном разрешении они помогают членам общества избавиться от враждебности друг к другу и достигнуть понимания.
Структура социального конфликта.
Структура социального конфликта состоит из трех элементов:
Кстати, развитие социального конфликта не обязательно протекает в открытой стадии: жена может молча обидеться и уйти гулять, но конфликт при этом останется. В политике такое явление называют «замороженным конфликтом».
Виды социальных конфликтов.
Разрешение социальных конфликтов.
Разрешением и предотвращением социальных конфликтов ведает социальная политика государства. Конечно же невозможно предотвратить все конфликты (в каждую семью – по два телевизора!), но предвидеть и предотвращать глобальные, локальные и региональные конфликты – первостепенная задача.
Способы разрешения социальных конфликтов:
Условия, необходимые для успешного разрешения конфликта:
Как видите, социальный конфликт многолик: это и взаимный обмен «любезностями» между фанатами «Спартака» и «ЦСКА», и семейные споры, и война на Донбассе, и события в Сирии, и спор начальника с подчиненным и т.д., и т.п. Изучив понятие социального конфликта и ранее понятие нации, в дальнейшем мы рассмотрим наиболее опасный вид конфликта – межнациональный (или межэтнический) конфликт.
Причины возникновения конфликтов
Виды причин возникновения конфликтов
Выделяют следующие причины появления конфликтов (рисунок 1):
Личностные причины конфликтов
Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.
Основными причинами возникновения конфликтов являются:
Объективные причины конфликтов
Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:
Организационно-управленческие причины конфликтов
Организационно-управленческими причинами конфликта являются обстоятельства, которые связаны с созданием, функционированием и развитием групп, коллективов, организаций. Можно выделить 4 вида таких групп:
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:
Есть 4 уровня психологической несовместимости:
Причины конфликтов в организации
В организациях причинами конфликтов могут выступать:
Причины межличностных конфликтов
Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рисунок 3).
Информационные факторы
Информационные факторы, которые вызывают конфликт – это та информация, которая является приемлемой для одной стороны и является неприемлемой для другой стороны. Данные факторы включают искажение информации, неточные факты, несвоевременную передачу информации, неточные акценты, ненадежные источники, противоречивую и обильную информация.
Наиболее частыми информационными факторами являются:
Поведенческие факторы
Поведенческие факторы дают бесконечный список частных примеров. В данную группу можно включить агрессивность, эгоизм, бестактность, грубость, невыполнение данного обещания, стремление к превосходству.
По отношению к конфликту нас интересует поведение, которое:
Факторы отношений
Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия между двумя и более сторонами, либо его отсутствием. Это любая неуравновешенность в отношениях, к примеру, разный уровень образования, классовые различия, манеры поведения, несовместимость интересов, разные ценностные ориентиры в жизни, низкий уровень авторитетности и доверия.
Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
Приведем пример дисбаланса в отношениях сторон.
Пример 1. Конфликт взаимоотношений
В одно из подразделений конструкторского бюро приняли нового сотрудника высокой квалификации – профессионала своего дела. Сотрудники данного подразделения зачастую нерабочее время проводили вместе. Лидером всегда являлся руководитель данного подразделения.
Новый принятый сотрудник в неформальной обстановке перенес центр внимания на себя и стал душой коллектива.
Это выступило причиной конфликта между руководителем подразделения и новым сотрудником, что отразилось на завышении требований к данному сотруднику и занижении уровня оценки результатов его деятельности.
Математик выявил метод оптимального раскроя материала и пришел на производство, чтобы экспериментальным путем проверить его.
Директор завода его выслушал, но предложение не принял.
Математик тогда пришел в цех завода, сел играть в домино с рабочими, обыграл рабочих и тем самым приобрел авторитет. Ему уже после этого не составило труда предложить рабочим завода раскроить материал по его разработанному методу.
Ценностные факторы
Ценностные факторы – это те принципы, которые мы отвергаем или провозглашаем, которых мы придерживаемся или пренебрегаем ими, о которых мы забываем либо нарушаем сознательно или даже намеренно; следования, которые другие люди от нас ожидают, а мы от них. Ценностные факторы в социальную группу вносят порядок, цель существования и сознательность. Они различны по силе действия (от цензуры до санкции) и по степени важности (от обычаев или общепринятых действий до мандата).
Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.
Ценности обычно описывают как:
Структурные факторы
Структурные факторы – это относительно постоянные обстоятельства, которые невозможно или трудно изменить. К данным факторам можно относить достаточно стабильные объективные обстоятельства, которые практически не поддаются изменению: система управления, нормы поведения, право собственности, социальная принадлежность и др.
Обычно они связаны с существованием неформальной или формальной организации социальной группы, к ним можно отнести:
Часто структурные факторы можно рассматривать в качестве структурных ограничений: формальные, организационные, законодательные. Факторы конфликта могут быть структурными в том случае, когда нужно изменить то, что зафиксировано. Структурный конфликт при этом не обязательно взаимосвязан с законом.
Рассмотрим примеры конфликтов, которые вызваны различными структурными факторами.
Пример1. Конфликт из-за противоречия в юридических положениях
После выхода закона об образовании имели место конфликты между налоговой инспекцией и частными школами. Согласно Закона об образовании школа освобождается от налогов, но налоговая инспекция в соответствии с инструкциями Министерства финансов требует их оплаты.
В детском доме девочку четырех лет, худенькую и маленькую, которая выглядела младше своих лет, перевели в группу младших трехлетних детей.
Девочка себя там чувствовала прекрасно, стала любимицей и лидером и воспитателей, и детей.
Согласно инструкции, через два года ее перевели в подготовительную группу, т.к. по возрасту на следующий год она должна была идти в школу. Так как она была в младшей группе до сих пор и занималась по ее программе, то выяснилось, что у нее нет навыков и знаний, которые есть у детей ее группы.
Ей не удалось занять лидерское положение. У девочки в результате произошел срыв, поведение ее стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала непослушной и капризной.
В здание штаба хотел войти Маршал Жуков. Часовой потребовал предъявить документы. Генерал, сопровождавший Жукова, стал отчитывать солдата: «Ты что, не видишь, кто это?» Но Жуков сказал, что часовой прав и действует в соответствии с уставом.