Что такое социальные реалии в обществознании

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В настоящее время употребляют термин «С.Р.» в двух смыслах: онтологическом, отражающим все объективно существующие социальные процессы и явления; и эпистомологическом, являющимся предметом конкретных социально-гуманитарных наук и теорий.

В последние годы получили распространение теории, рассматривающие С.Р. во всем многообразии субъектно-объектных отношений, включающих как индивида со своими смыслами и значениями, так и социальные структуры, организации и институты.

Общество, следовательно, обеспечивает необходимые условия для целенаправленного (интенционального) человеческого действия, и целенаправленное человеческое действие есть необходимое условие жизни общества. Общество существует только в человеческом действии, но человеческое действие всегда выражает и использует ту или иную социальную форму. Эта концепция связи личности и общества вносит радикальное изменение в понимание С.Р.: 1. С.Р. есть субъективно-объективная реальность; 2. С.Р. не существует независимо от идей и представлений субъектов о сути своей деятельности; 3. С.Р. не может быть познана методами естественных наук (гипотетико-дедуктивными) как «бессловесная» вещь, а предполагает иные методы, направленные на постижение смыслов и значений «человеческого» мира.

Онтологический смысл понятия «С.Р.» в обществознании связан прежде всего с объектом научного познания. Когда же ученый, социолог рассматривает С.Р. как предмет исследования, то в данном случае говорят о С.Р. в эпистемологическом смысле. С.Р. как объект познания обозначает духовно и практически освоенный человеком мир общественных взаимосвязей как со стороны объективного, закономерного, сущностного, так и случайного, субъективного, уникального в нем. В этом смысле С.Р. есть сама жизнь, смысл и существование которой лежит в основе человеческого существования.

Эпистемологический смысл понятия «С.Р.» заключается в использовании данного термина для определения сфер С.Р., являющихся предметом конкретных социально-гуманитарных теорий и наук.

Такое разноаспектное понимание С.Р. позволяет, во-первых, понять возникновение и возможность существования многообразия социальных теорий (даже альтернативных), объясняющих онтологическую С.Р. и подкрепляющихся эмпирическими данными; во-вторых, избегать онтологизации объяснений конкретно-научных теорий; в-третьих, пересмотреть свои представления об истине, допуская возможность отхода от «жесткого» линейного ее понимания к более лояльному, «мягкому» и моральному значению.

Источник

Общество как социальная реальность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общество как социальная реальность

Общество – это в первую очередь совместная жизнь большого количества людей, которые активно взаимодействуют между собой с целью удовлетворить свои жизненно необходимые потребности. В результате между ними формируется определенный тип отношений, затрагивающих средства и способы удовлетворения потребностей, основываясь на существующих условиях жизни.

Публичная власть, представленная законодательными, исполнительными, судебными органами, а также нормами права, способными обеспечивать упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, а также защищают население от внешней угрозы.

Общество является социокультурной системой. Регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в едином обществе невозможны без общей системы ценностей, который назван культура.

Иными словами, общество представляет устойчивое саморазвивающееся объединение людей, которые связаны между собой общими интересами и взаимодействующие между собой на основании общеобязательных норм и ценностей с целью удовлетворить индивидуальные потребности.

Социальная реальность – это сфера бытия человека, то есть действительность, которая была сотворена человеком на основании преобразования им природы и включения в нее предметов и свойств социального содержательного функционирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная реальность рассматривается в качестве двух групп социальных факторов:

При этом внимание акцентируется на природе и взаимодействии людей. Так, Дюркгейм считал, что социальные факты характеризуются рядом специфических свойств, представленных образцами мыслей, действий и чувствований, которые могут существовать вне индивида и имеющие принудительную силу, в связи с чем, человек вынужден их присвоить. При этом он выделял морфологические факты из которых выстраивается «материальный субстрат» общества, а также духовные, нематериальные факты, так называемые коллективные представления, которые в совокупности составляют коллективные или общие сознания.

Реализм и номинализм

Разнообразные концепции определения природы и сущности социальной реальности рассматриваются в рамках таких концепций как реализм и номинализм.

Представители реализма уверены, что общество и отдельные его институты выступают в качестве самостоятельной реальности, не сводимой только к взаимодействию отдельных индивидов.

Представители номинализма уверены, что самостоятельной социальной реальности нет ни у общества, ни у социальных институтов. Они утверждают, что такая реальность характерна только для отдельных индивидов.

Иными словами, социальная реальность создается при социальном взаимодействии между субъектами, являясь результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном пространстве. Она может быть зафиксирована в человеческом поведении, а также в характере их ценностных ориентаций, формах организации жизни и ролевого поведения. То есть социальной реальности свойственны и субъективные (оценочные) и объективные, материализованные показатели, такие как разделение труда, национальные и демографические общности.

Обобщенным показателем социальной реальности выступает культура, подразумевающая систему ценностей, социальных жизненных норм, образцов поведения, язык, характер коммуникаций, обычаи и традиции, материальную культуру и пр.

Социальная структура общества

В обществе взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Они могут быть представлены относительно устойчивыми и самостоятельными связями индивидов и социальными группами.

Понятие социальной структуры и социальной системы в социологии тесно взаимосвязаны.

Социальная система – это сумма социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связях между собой и образуют некоторый целостный социальный объект. Отдельные процессы и явления выступают элементами системы.

Социальный состав – это набор элементов, из которых состоит данная структура.

Второй компонент – набор связей между этими элементами. Иными словами, понятие социальной структуры состоит из социального состава, или совокупности разных видов социальных общностей в качестве системообразующих социальных элементов общества, а с другой стороны – социальные связи составляющих элементов, которые отличаются широтой распространения их действия, значением их в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура общества подразумевает объективное подразделение общества на несколько отдельных слоев и групп, отличающихся социальным положением, отношением к средствам производства. Это устойчивая связь элементов внутри социальной системы. Основными элементами социальной структуры выступают социальные общности, представленные классами и классоподобными группами, этническими, профессиональными, социально-демографическими группами, социально-территориальными общностями (города, села, регионы). Каждый элемент также является сложной социальной системой, которой характерны подсистемы и связи. Социальной структурой общества отражаются особенности социальных отношений между классами, профессиональными, культурными, национально-этническими и демографическими группами, определяемыми местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений.

Источник

Что такое социальные реалии в обществознании

Используют ли, по мнению автора, учёные-обществоведы понятие «общество» для описания природных реалий? Приведите фразу из текста, которая помогает ответить на данный вопрос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных реалий.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов — порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

Источник

Что такое социальные реалии в обществознании

Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

2) принятие закона об охране природы

3) организация биосферного заповедника

4) повышение квалификации работников лесного хозяйства

Природные условия определяют сельскохозяйственную специализацию отдельных регионов, например, занятие оленеводством в районах Крайнего Севера.

Правильный ответ указан под номером 1.

В настоящее время происходит разрушение озонового слоя, появление озоновых дыр. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?

Глобальные экологические проблемы современности: потепление климата; озоновые дыры; гибель и вырубка лесов; опустынивание; наличие чистой воды.

Правильный ответ указан под номером 2.

В результате хозяйственной деятельности человека увеличилось поступление в атмосферу вредных веществ. Всё это негативно влияет на состояние природы и здоровье людей. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?

Экологические глобальные проблемы: предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; снижение биоразнообразия; глобальное потепление; озоновые дыры.

Правильный ответ указан под номером 4.

Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Работник — лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку предприятия (учреждения).

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.

Источник

Понятие социальной реальности и основные проблемы обществознания

Общество (лат. societas – социум) – это совокупность способов взаимодействия и форм объединения между людьми, в которых выражается их взаимная зависимость и заинтересованность друг в друге.

Основные способы взаимодействия между людьми реализуются в таких специфически-типовых отношениях, как семейно-бытовые, производственно-экономические (сюда входит сфера образования) и политические. Кроме этого существуют отношения, связанные с удовлетворением других, в том числе, эстетических и нравственных потребностей. Основные формы объединения людей возникают в результате устойчивого и повторяющегося функционирования соответствующих отношений и в дальнейшем служат для их поддержания. Основные формы объединения людей выражаются в таких социальных институтах, как семья, производственный (учебный) коллектив, политические и гражданские организации, а также государство и его органы. Кроме основных существуют также и другие, менее устойчивые формы объединения людей, например, различные сообщества, связанные с совместным проведением досуга.

Общество людей отличается от любых сообществ животных (колоний общественных насекомых, стай млекопитающих, рыб и птиц) тем, что в основе образования последних лежит действие исключительно биологических, наследственно-инстинктивных факторов (программ поведения), тогда как сообщество людей, кроме этого, основывается также на культуре как системе внегенетической информации, которая сохраняется, обогащается и передается следующим поколениям посредством языка. Благодаря тому, что культурный (символически-внегенетический) способ аккумуляции и трансляции информации по своей скорости значительно превосходит способ генетический, человеческое общество по сравнению с животным сообществом характеризуется, во-первых, гораздо большим разнообразием (речь идет о сравнении разных культур состоящих из представителей вида homo sapiens с определенным видом животных) и, во-вторых, гораздо большей скоростью своего развития.

Социальная реальность – это сложное образование, в структуре которого можно выделить как материальные составляющие, так и идеальные. Что касается первых, то здесь речь идет о том, что любое человеческое общество состоит из людей, которые обладают телом и которые имеют, поэтому определенные материальные потребности (потребность в питании и размножении), в связи с удовлетворением которых они и вступают в соответствующие отношения друг с другом. Кроме этого общество в целом существует в природе, материальной стихии, которая оказывает на него существенное воздействие, препятствуя или способствуя его развитию.

Об идеальных составляющих говорят в связи с тем, что люди обладают сознанием и благодаря этому способны вырабатывать проекты и планы еще не существующих состояний и отношений, тех, которые они хотели бы достигнуть и в соответствии с которыми они организуют свою деятельность и оценивают текущее состояние. Людьми движут не только материальные потребности, но также и, например, стремление к справедливости, истине и красоте, что оказывает влияние на общественные отношения и соответствующие им институты.

В силу двойственности, т.е. наличия в составе социальной реальности как материальных, так и идеальных составляющих, достаточно трудно однозначно ответить на вопрос о том, какие именно факторы или их сочетания приводят к образованию тех или иных обществ, и, тем более, трудно прогнозировать варианты изменения этих обществ в будущем.

Вследствие того, что облик и, в особенности, проект социальной реальности в значительной мере зависит от идеальных факторов, знания об обществе, культивируемые в некотором социуме, не могут рассматриваться как простое отражение существующих независимо от них социальных отношений. Знание о социальном относится к своему объекту совершенно по-другому, чем, например, знание о естественном к природе. Природа – атомы и молекулы, горы и планеты – совершенно безразличны в отношении наших знаний о них, независимо от того, истинны они или нет. Знание об обществе (обществознание) не только отражает, описывает общество, но также в значительной степени определяет, легитимирует и проектирует его. Например, существующие в обществе представления о справедливости – что все люди равны между собой, в силу того, что они в одинаковой степени обладают сознанием или что они не равны между собой, так как обладают разными духовно-психическими способностями – явно не только отражают определенное положение дел, но также и обосновывает, убеждает, т.е. легитимируют то или иное положение дел. Поэтому социальное знание в принципе не может быть объективным в том смысле, какой вкладывается в понятие объективности в случае естественных наук.

Содержание знаний об обществе зависит, в частности, от такого фактора, как конкретное положение носителей этого знания в системе социальных отношений общества. Если некоторая социальная группа, класс, нация удовлетворены своим положением в существующей системе социальных, классовых, межнациональных и межгосударственных отношений, то выразители знаний этих социальных общностей будут стараться легитимировать существующее status quo, объявляя его «естественным» и «справедливым». Если же они не удовлетворены, то существующее положение будет описываться как «неестественное» и «несправедливое» и вместо этого будут предлагаться проекты социальной модернизации. Например, возникшая на рубеже XVIII – XIX веков либерально-гуманистическая идея политико-юридического равенства всех людей, которая призывала к «правильному» рациональному переустройству общества и критиковала неразумные, «дурные» порядки феодально-сословного устройства общества, которые достались от средневековья, отражала, в первую очередь, практические интересы нарождавшейся буржуазии. Представители же старой сословной аристократии в противовес этой идеи сформулировали свою, романтически-консервативную доктрину. Согласно этой доктрине облик общества и его изменения должны определяться не на основе мгновенных субъективных импульсов и псевдорациональных прожектов, а с учетом его прошлого, истории, того «духа» и «культуры», которые с течением времени сложились в каждом обществе и которые в качестве иррациональных, но объективных сил определяют его состояние и возможные направления изменения. Представителями этого «духа» аристократы, естественно, видели себя.

Негативно-разоблачительный оттенок понятия «идеология» связан с тем, что этот термин часто используется в ходе политической борьбы для характеристики взглядов противников как заведомо «неадекватных», являющихся примером «ложности» их сознания и маскировки ими собственных интересов под видом «естественных», «объективных» и «общечеловеческих» знаний.

В философии XX века существуют разные подходы к интерпретации феномена идеологии и её места в обществе. Большинство теоретиков политической мысли отмечает, что начиная со второй половины XX века имеет место кризис идеологий как частных, классово-обусловленных форм знания и утверждение либеральной доктрины как фактически надклассовой фирмы общественного сознания, отражающего интересы большинства населения Западного мира. Даже мыслители левой политической ориентации (например, представители Франкфуртской школы) хотя и понимают либеральную идеологию в духе марксизма как легитимацию буржуазных общественных отношений, но и они отмечают кризис и неработоспособность пролетарской идеологии в западном обществе после II мировой войны. Представители либеральной мысли после распада СССР и вовсе заявляют о завершении идеологической эволюции человечества и, в этом смысле, о конце истории, так как в современном мире больше не осталось ни одной доктрины, способной что-либо противопоставить принципам либерализма (позиция Ф. Фукуямы). По мнению же других, конец идеологии – это лишь конец борьбы в виде специфически-классовой формы противостояния людей друг другу, но не конец борьбы вообще. В частности, по мнению американского политолога Самюэля Хантингтона (1927 – 2008), изложенному им в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», грядущая мировая политическая история станет историей борьбы цивилизаций и в особенности борьбы между Западом и остальным миром.

Дата добавления: 2018-05-10 ; просмотров: 997 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *