Что такое социальные стандарты
Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека
Дата публикации: 12.10.2017 2017-10-12
Статья просмотрена: 15126 раз
Библиографическое описание:
Алёшина, И. В. Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека / И. В. Алёшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 99-103. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45899/ (дата обращения: 26.12.2021).
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Также, в Конституции Российской Федерации, закреплено множество социальных прав (ст. 35–44 Конституции РФ).
Таким образом, провозгласив в Конституции РФ социальные права человека, государство взяло на себя обязательство по их реализации.
Гарантиями социальных прав являются социальные стандарты жизнедеятельности.
Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. [10. с. 37].
Именно социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», провозглашенные в Конституции РФ в качестве целей общественного развития, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей. К социальным стандартам относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового контракта для молодежи и профессионалов. К сожалению, установленные на сегодняшний день в РФ социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни «достойную жизнь», ни «свободное развитие человека». [9. с. 2].
Определимся с понятием социальные стандарты, а также с их юридическим значением. В настоящее время единого понятия социальных стандартов нет. Также следует отметить, что и взгляды на их целевое назначение также разнообразны.
Итак, социальный стандарт — это уровень гарантий предоставления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг, пособий, и выплат, выражаемый в нормах и нормативах и обеспечиваемый за счет финансирования из консолидированного бюджета (федерального и других уровней бюджетов). [7. с. 528].
Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя, т. е. они отражают важнейшие потребности различных социально — демографических групп населения в жизненных благах и услугах.
Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:
2) пенсионного обеспечения;
6) социального обслуживания;
7) жилищно-коммунального обслуживания.
В сфере жилищно-коммунального обслуживания органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.
В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками. В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности услуг для населения в соответствии с Конституцией РФ гражданам страны гарантируется бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
В сфере образования Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении.
В области культуры — развитие сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры и т. д.
Охрана труда и окружающей среды предполагает улучшение условий труда и производственной среды, то есть содействие созданию условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, условий безопасности и здоровой производственной среды. [10. с. 37].
Социальный стандарт — пропорция между составными частями объекта стандартизации, выражающая уровень требований к показателям качества жизни населения и установленная нормативно — правовыми актами. [14. с. 156].
Социальные стандарты — это устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных конституцией социальных прав граждан, и порядок предоставления этих прав. [6. с. 18].
Совершенно другое определение социальных стандартов устанавливают эксперты в области муниципального управления и финансов. «Государственные минимальные социальные стандарты — это устанавливаемые и регламентируемые государством качественные и количественные характеристики важнейших социальных потребностей человека на минимально необходимом уровне, доступность которых гарантируется государством их бесплатностью или доступностью платы за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов, страховых фондов и иных средств или минимальные государственные стандарты — это «установленные законодательством РФ минимально необходимые гарантии социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение важнейших потребностей человека». [6. с. 18]
Таким образом, социальные стандарты выступают и как гарантии социальных прав, и как нормы и нормативы, закрепляющие минимальный уровень социальной защиты, и как безвозмездные социальные услуги, а также как мерило человеческих потребностей.
Рассмотрим мнения ученых относительно значения социальных стандартов для социальной политики социального государства.
Значение социальных стандартов для социальной политики государства достаточно велико. Опираясь на установленные законодательно социальные стандарты в области уровня жизни населения, государство, в лице федеральных и региональных органов управления, разрабатывает систему мер социальной защиты населения, принимает необходимые законодательные решения, регулирующие право на получение социальной помощи в виде пособий, дотаций, льгот и компенсационных выплат. Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются, во — первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах; во-вторых, для обеспечения единого социального пространства на территории страны и относительного выравнивания жизни на территории ее субъектов. [10. с. 38].
Построение системы государственных социальных стандартов является важнейшим направлением улучшения управления социальными процессами, преодоления негативных явлений в социальной сфере. Нормы предоставления услуг в количественном и стоимостном выражении позволяют более полно обеспечивать потребности человека, укреплять единое социальное пространство, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях социальной политики, объективно оценивать уровень социального развития в территориальном разрезе. [8. с.8].
Социальные стандарты являются средством обеспечения реализации социальных и экономических прав граждан, а также реализации конституционного права на достойную жизнь. Социальные стандарты являются частью социальной политики государства и частью системы реализации социальных прав граждан. Они должны выражать согласованные интересы и возможности личности, общества и государства. Основа социальных стандартов заключается в совокупности социально — экономических и правовых средств, которые призваны обеспечить условия жизнедеятельности человека, реализацию его интересов, взаимоотношений, функционирование и развитие общественной системы в целом. Их специфика заключается в том, что они могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, и соответственно источниками их финансирования могут являться федеральный бюджет, бюджетная система субъекта РФ и внебюджетные фонды. Социальные стандарты направлены на поддержание оптимального соотношения общественных и индивидуальных потребностей. В свою очередь реализация таких стандартов предполагает обеспечение минимально приемлемого уровня удовлетворения потребностей в жилье, здравоохранении, образовании. Этому прежде всего должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения. [12 с. 61].
Таким образом, социальные стандарты имеют огромное значение, цель которых обеспечить достойное существование (удовлетворить все потребности) человека. Так ли это?
Проанализируем два наиболее важных элемента системы социальных стандартов, а именно прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.
Главным элементом системы минимальных социальных стандартов является прожиточный минимум, который определяет минимальный уровень потребления важнейших товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека.
Сфера использования прожиточного минимума весьма широка — это и элемент системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, и база для расчетов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. [10. с. 38].
Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные налоги и сборы. Такое определение дано в Федеральном законе № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», являющемся основным документом, регламентирующим величину прожиточного минимума.
Ключевое значение приобретает понятие «потребительская корзина», представляющая собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Такой подход соответствует Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», предусматривающей, что при расчетах прожиточного минимума учитываются основные потребности семей (расходы на продукты питания с учетом их калорийности, жилище, одежду, медицинское обслуживание и образование).
Прожиточный минимум — довольно динамичная социально — экономическая категория, изменяющаяся вместе с общественным развитием, в том числе под влиянием цен и инфляции. Его уровень зависит от набора потребительских благ и услуг, принимаемого за минимум материальной обеспеченности и рассчитываемого в реальных ценах. На размер и динамику прожиточного минимума влияют различные факторы территориального характера, в частности потребительские цены на региональных рынках товаров и услуг, способные придать особую остроту противоречиям между уровнем социальных гарантий и стоимостью прожиточного минимума. На его величине и структуре сказываются также различия в материальных и культурных потребностях, экономическом развитии территорий, особенности природно-климатического характера, с учетом которых в России осуществлена дифференциация данного норматива по 16 природно-климатическим зонам. [11. с. 29].
Содержание минимальной потребительской корзины в перерасчете на денежный эквивалент есть прожиточный минимум — минимальная сумма денежного дохода гражданина. Предполагается, что гражданин, используя указанную сумму дохода, обеспечивает себе минимальный уровень жизни, который отражает допустимую границу физического существования человека. Если получаемые доходы гражданина ниже этой границы, то гражданин признается бедным и имеет право на государственную помощь. [13. с. 11].
Прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ, при этом для расчета его размера используются данные Росстата об уровне потребительских цен. Величина прожиточного минимума отдельно рассчитывается как по каждой из 3 категорий граждан: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, так и по каждому субъекту РФ. Данный показатель используется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Еще одним из важных социальных стандартов является минимальный размер оплаты труда (МРОТ). МРОТ считается утвержденный правительством минимум, который должен получать работник за выполненную работу. Данная величина устанавливается государством для всех регионов (впрочем, в каждом регионе существует возможность увеличить данную величину, но не уменьшить — ст. 133.1 ТК РФ). Зарплата работника не может быть ниже установленного предела (установленного на федеральном уровне, или, если в субъекте федерации установлен повышенный МРОТ — данной величины) — таким образом, МРОТ, в некоторой мере является гарантией прав работников.
Также согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. К сожалению, в реальности данная норма не работает. В России МРОТ с 1 июля 2016 года составляет 7500 рублей, а прожиточный минимум для трудоспособного населения 10722 рубля.
Так в своей статье Коновалова Л. К. отмечает, что ТК РФ (ст. 133) предполагает установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, однако, фактически первый из указанных показателей отстает от второго в течение всего последнего десятилетия. Можно ли считать данное несоответствие нарушением трудового законодательства? Однозначно ученые и общественность так и не могут до сих пор дать ответ на этот вопрос, при этом неоднозначность обусловлена уточнением, что доведение МРОТ до уровня прожиточного минимума, согласно ст. 421 ТК РФ, будет проводиться поэтапно.
Таким образом, минимальный размер оплаты труда, меньше прожиточного минимума. В планах довести его до уровня 1 к 1 только в 2020 году.
Подводя итог, следует отметить, что до сих пор многие вопросы, связанные с прожиточным минимумом, остаются неразрешенными. В первую очередь, это касается состава российской потребительской корзины. В настоящее время состав и стоимость корзины, установленной государством, в разы отличается от реальной. Что в свою очередь, ведет к сознательному занижению прожиточного минимума. По мнению экспертов, это занижение составляет более чем трехкратную величину. Данное утверждение подтверждается таким показателем, как минимальный потребительский бюджет, который отражает реальную сумму, минимально необходимую для жизнедеятельности человека, и в России он более чем в два с половиной раза превышает прожиточный минимум.
Остается также нерешенный вопрос соотношения прожиточного минимума и МРОТ. Необходимо:
– овести МРОТ до прожиточного минимума и сохранить это равновесие;
– изменить состав потребительской корзины, т. к. она не соответствует реальному потреблению россиян. Большая часть осуществляемых расходов приходится на продукты питания, но помимо этого есть и иные не менее значимые расходы необходимые для нормального существования человека.
Так как остальные многие социальные стандарты находятся в прямой зависимости от размера прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, то становится ясным, что и все иные социальные стандарты, рассчитанные в денежном и натуральном выражении, не соответствуют действительности и ничтожно малы.
Также как было отмечено выше, минимальные социальные стандарты должны предусматривать: норму жилья по России — в размерах, обеспечивающих достойное проживание человека; в области здравоохранения — набор бесплатных и общедоступных услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, а также услуг санитарно-профилактического характера, систему льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными и зубными протезами (в настоящее время в городских больницах наблюдается дефицит лекарственных препаратов, и зачастую для получения полноценного лечения в стационаре пациент приобретает лекарственные препараты за свой счет); в области образования — бесплатные и общедоступные образовательные услуги.
Таким образом, действующая в настоящее время система социальных гарантий и стандартов имеет множество недостатков, важнейший из которых недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами. Социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни достойную жизнь, ни свободное развитие человека. В настоящее время социальные стандарты носят формальный характер (чтобы было), но с другой стороны, например, МРОТ, препятствует произволу работодателей. Также отсутствует их систематизация и закрепление в едином нормативно-правовом акте, что позволило бы выстроить цепочку зависимости одних социальных стандартов от других, избежать противоречий.
Понятие и значение социальных стандартов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:44, доклад
Краткое описание
Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.
В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.
Вложенные файлы: 1 файл
Социальные стандарты.docx
Понятие и значение социальных стандартов
Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.
В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.
Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения [15, c. 201].
Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.
наряду с качественными характеристиками социального государства существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств. К ним относятся различного рода индексы и стандарты. Количественные социальные показатели имеют не только сравнительное значение и несут функцию нормативов социальной политики, но и являются ориентирами качественного развития и задающими уровни структуры факторами.
Одним из наиболее используемых интегральных количественных показателей является принятый в системе ООН индекс развития человеческого потенциала.
Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Report, ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.
При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
· Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) – оценивает долголетие.
· Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).
· Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.
Помимо интегральных показателей качества жизни, в практике социального управления важное значение имеют конкретные индикаторы развития отдельных составляющих социальной сферы. К таким индикаторам прежде всего следует отнести:
– размеры социальных выплат, пенсий, стипендий, заработной платы;
– индекс потребительских цен;
– коэффициент Джини (соотношение децилей наиболее и наименее обеспеченного населения);
– минимальная заработная плата;
– первый разряд единой тарифной сетки (ЕТС);
– ставка единого социального налога или суммарные платежи в государственные социальные фонды;
– доля коммунальных платежей по отношению к суммарным доходам.
Этот перечень можно было бы существенно расширить, поскольку, с одной стороны, каждое направление социальной политики может быть конкретизировано более частными нормативами, а с другой, существует тенденция, еще со времен СССР, подменять принципиальные, характеризующие реальную социальную политику, определяющие и позволяющие контролировать ответственность государства показатели на технические индикаторы.
Примечательно, что тактику подмены реальных социальных параметров среднестатистическими техническими показателями с начала 90-х годов и до сегодняшнего дня успешно использует Правительство Российской Федерации, всячески блокируя закон «О государственных минимальных социальных стандартах», внося в его проект в случае усиливающихся требований к его принятию чисто технические нормативы.
С позиции социального государства существует принципиальная разница, используются ли в качестве стандартов технические характеристики или сущностные социальные показатели.
В первом случае отсутствуют реальные критерии успешности социальной политики и исчезают ориентиры социальной деятельности государства. Во втором случае социальная деятельность государства приобретает конкретную направленность и становится доступной для контроля со стороны общества.
В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая – это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:
– прожиточный минимум различных категорий населения;
– минимальный размер оплаты труда;
– ставка первого разряда единой тарифной сетки;
– минимальный размер пенсий;
– минимальные значения ряда социальных пособий;
– нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами;
– нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения.
Ко второй группе относятся «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. К этой группе стандартов относятся, например:
– средняя заработная плата;
– средний размер пенсий;
– средняя обеспеченность жильем;
– средние значения показателей качества жизни.
В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.
Различия между стандартами первой и второй групп заключаются в их разном предназначении.
Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятый в 1997 г., определяет, что прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнеспособности. Другими словами, потребительская корзина, лежащая в основе прожиточного минимума (закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» принят в 1999 г.), является минимальной критической нормой жизнеобеспечения человека, она обеспечивает не достойную жизнь, а физическое выживание. Очевидно, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку, если этот уровень обеспечения не достигнут, физическое существование невозможно.
Особо необходимо отметить парадоксальность продолжающееся борьбы в течение всего последнего десятилетия за минимальный размер оплаты труда, равный прожиточному минимуму. Прожиточный минимум не может обеспечить воспроизводство рабочей силы – по своему значению он изначально ниже. И этот лозунг левых сил и профсоюзов выглядит достаточно кощунственно. Хотя еще более кощунственной является государственная политика в области оплаты труда, которая и не стремится к приведению минимальной оплаты труда, минимальных пенсий и минимальных пособий к прожиточному минимуму.
В Советском Союзе социальные стандарты были, причем советские нормы здравоохране-
ния и обслуживания материнства и детства были приняты за ориентиры во всем мире («скорая
помощь», диспансеризация, вакцинация, реабилитация, лекарственное обеспечение).
В середине 1990-х годов Б. Ельцин издал указ о необходимости разработки и принятия
таких норм – стандартов.
В 2003 году Государственной Думой законопроект «О минимальных социальных стандар-
тах» был принят в первом чтении, но направлен на доработку и до сих пор не вернулся в Думу.
Затягивание принятия федерального закона, то есть отсутствие соответствующих
единых правовых основ, заставило некоторые субъекты РФ самостоятельно формировать соци-
альные нормы и финансовые нормативы. В том или ином виде социально-экономическая стандар-
тизация применяется в Самарской, Тульской областях, республиках Карелия, Татарстан, в Ямало-
Ненецком автономном округе.
ü Председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития, сопредседатель Городского общественного консультативного совета по взаимодействию органов власти г. Москвы с негосударственными, президент Международной общественной благотворительной организации «Международный женский центр «Будущее женщины» Александра Очирова.
«У нас до сих пор нет даже действующего закона о минимальных социальных стандартах. Соответствующий законопроект был принят Государственной думой в первом чтении, потом направлен в одно из министерств на доработку и находится там, поскольку нет средств на его реализацию. Я думаю, с его принятием не спешат еще и потому, что как только стандарты начнут действовать, сразу окажется, что до них не дотягивает полстраны – и в части медицинского обслуживания, и образования, и социальных льгот. К тому же я назвала бы эти нормы стандартами качества, а не минимальными социальными стандартами. Потому что, на мой взгляд, качество не может быть минимальным. В Общественной палате мы создали группу по разработке стандартов.».
ü Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Независимого Института Социальной Политики (НИСП) Сергей Сурков.
«Идея введения неких минимальных социальных стандартов, которые государство должно будет обеспечить на всей территории страны, существует уже несколько лет, поэтому выход в свет проекта Федерального закона «О минимальных государственных стандартах» во многом закономерен. Однако первое, что бросается в глаза при анализе данного законопроекта, это несоответствие цели и даже названия документа его содержанию. Собственно сами социальные стандарты в законе практически не прописаны, а лишь определены сферы, в которых эти социальные стандарты должны утверждаться. В некоторых случаях социальные стандарты все же определены, но крайне отрывочно и расплывчато.
Принятие проекта закона прошло практически без обсуждения. Такое единодушие депутатов во многом может объясняться как социальной, на первый взгляд, направленностью законопроекта, и, одновременно, его популистским, а не нормоустанавливающим характером.»
Президент отметил, что если сравнивать с кризисом 1998 г., нынешняя «стартовая предкризисная ситуация» в России была намного лучше, потому что за последние годы удалось «заложить неплохую основу для социального развития, нормального функционирования банковской системы, работы предприятий».
ü В социальной сфере необходимо принятие закона о минимальном социальном стандарте. Такое мнение, как передает БИА, высказал в среду, 14 февраля, на встрече со студентами и преподавателями Северо-Западного филиала российской правовой академии Министерства юстиции РФ председатель совета Федерации РФ Сергей Миронов. «Любой гражданин России вправе рассчитывать на социальное обеспечение от государства в сумме N рублей», – заявил он. При этом, по мнению главы Совета Федерации, сумма должна включать в себя расходы на медицинскую помощь, обеспечение безопасности, дороги и транспорт, и ежегодно индексироваться.
Вторым шагом в обеспечении социальной стабильности страны Миронов считает закон о минимальном бюджетном обеспечении регионов, которое будет рассчитываться путем умножения суммы минимального социального стандарта на количество жителей региона. В том случае, если доходы региона не покрывают его же расходов на бюджетное обеспечение, в обязанность государства должно входить предоставление специальных дотаций.
По его словам, в планах властей России – «повышение качества социальной среды и здоровья нации, увеличение доступности и комфортности жилья, создание эффективной системы обеспечения личной безопасности граждан, их защиты от преступных посягательств и чрезвычайных ситуаций».