Что такое социальные свойства человека
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
Основные социальные качества личности:
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
ОГЭ. Обществознание.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
Особенности, свойственные только животному.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Биологическое и социальное в человеке — свойства, признаки и факторы развития
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
2.3. Социальные свойства
Социальные свойства личности проявляются в результате вклю чения ее в ту или иную социальную структуру, в тот или иной «социальный организм» (семья, классный коллектив, школа, пред приятие, учреждение, организация).
Социальная роль определяется положением, статусом челове ка в системе отношений людей внутри социального образования. Это положение (должность, профессия) определяет его задачи и полномочия, нормы поведения и способы действия. Иначе гово ря, определяет требования, которым он должен соответствовать, чтобы успешно играть свою роль. Требования, в свою очередь, предполагают наличие определенных свойств личности.
В качестве социальных могут выступать названные выше пси хические свойства личности, если оказывается, что они необхо димы для выполнения социальной роли и связанной с нею дея тельности. В этой деятельности на основе психических свойств формируются и новые свойства личности.
Социальные свойства личности принято разделять на три ос новные группы: нравственные свойства, деловые свойства и по литические свойства.
Нравственные свойства. Нравственные (или моральные) свой ства личности определяются ее отношением к распространенным в данной социальной организации, общепризнанным и, как пра вило, неписаным нормам и образцам поведения, принципам и обычаям. Нравственные свойства личности связаны с ее отноше нием к событиям, затрагивающим вопросы добра и зла, справед ливости и несправедливости, вопросы совести, чести, ответствен ности за свои поступки.
Следует иметь в виду, что нравственными являются не только положительные моральные качества личности, но и такие, кото рые принято называть безнравственными. Злость, мстительность,
злопамятство, безразличие к другим людям, эгоизм, жадность, тщеславие, лживость, наглость, несправедливость также являют ся нравственными свойствами личности. И хотя всем с детства, как правило, знакомы идеи добра, справедливости, чести, досто инства и чистой совести, которые представляются абсолютным благом, тем не менее в жизни наблюдается не только пестрота положительных и отрицательных нравственных качеств, представ ленных в различных личностях, но и не меньшая пестрота пред ставлений о том, какое поведение следует считать нравственным, а какое — безнравственным.
Формулировка морального кодекса строителя коммунизма в 60-х гг. XX в. не помешала процессу глубокого морального разло-жения, сопровождавшего общественное развитие в нашей стране в 70-х — начале 80-х гг. XX в. и явившегося не только следствием, но и причиной вначале застойных явлений, а затем развала Со-ветского государства. Это убедительно свидетельствует о том, что превращение неписаных норм нравственности в «писаные» не га-рантирует их повсеместного распространения. Необходимость нрав ственного очищения делает особенно важным изучение нравствен ных свойств личности и причин нравственной деформации, по разившей не только отдельные личности, но и целые коллективы и социальные группы, в том числе и в сфере образования.
Деловые свойства. Деловые свойства личности определяются отношением человека к работе, делу.
Некоторые деловые свойства личности представляют собой сложные образования, включающие комплекс органических и психических свойств. Такова компетентность, т.е. знание дела, умение решать возникающие вопросы в реальном масштабе вре мени, предполагающее определенный уровень знаний, навыков и умений, определяемый квалификацией и практическим опы том работы. 1. С одной стороны, учитель должен обладать особой компетен цией, которую принято называть социально-психологической: умением общаться с людьми, понимать и влиять на их поведение. С другой стороны, именно как учитель он должен уметь переда вать свой опыт учащимся. Другим деловым свойством личности, представляющим собой сложное образование, является автори тет, определяемый обычно степенью уважения со стороны других
людей, признанием заслуг, превосходства в знаниях, умениях, опыте, способности умело вести дело. Авторитет может основы-ваться не только на деловых, но и на нравственных или полити-ческих свойствах личности, т.е. можно говорить о деловом, нрав-ственном или политическом авторитете личности.
В настоящее время в новых социальных условиях на первое ме сто выдвигаются такие деловые свойства личности, как предпри имчивость, инициативность, самостоятельность, чувство нового. Однако важно, чтобы эти деловые свойства сочетались с такими деловыми свойствами, как ответственность за последствия при нимаемых решений и предпринимаемых действий.
Политические свойства личности. Политика в общепринятом смысле представляет собой действия, взгляды и намерения поли тических партий.
Однако политические свойства личности могут проявляться не только в делах государственной политики, но и в политике, свя занной с взаимоотношениями различных социальных групп и сло-ев, с борьбой их взглядов и интересов, стремлением к доминиро ванию.
Успешность деятельности любого человека, его карьера зави сят подчас от умения разобраться именно в политической обста новке, примкнуть к сильной группе и отмежеваться от опальной. Это иной уровень политики, не менее важный, чем уровень госу дарственной политики. Более того, успех государственной поли тики зависит от того, насколько она согласуется с политикой со циальных групп.
Наконец, политические свойства личности могут проявляться на уровне индивидуального общения, предполагают знание лю дей, умение пользоваться их слабостями или их достоинствами для достижения собственных целей, умение вовремя смолчать и вовремя заговорить, умение вести себя должным образом, соот ветственно ситуации общения.
В отечественной литературе принято сводить политические свойства личности исключительно к уровню государственной по литики и судить об этих свойствах личности по ее отношению к политике государства. Однако следует признать, что никакая убеж денность в правоте государственных политических принципов не будет достаточной для успешной реализации этих принципов, если будет отсутствовать способность разобраться во взаимоот ношениях социальных групп и отдельных людей, которые будут реализовывать эти принципы и использовать эти взаимоотноше ния, или если будет отсутствовать способность влиять на людей, вовлекать их в дело, используя необходимые средства воздей-
ствия. Короче говоря, к политическим свойствам следует отно сить весь комплекс свойств личности, определяющих ее способ ность ориентироваться в обстановке и действовать с учетом вза имоотношений отдельных людей, социальных групп и полити ческих партий. Школа является первичной естественной средой, в которой формируются политические свойства личности во всех отмеченных значениях.
Мировоззрение. Свойством, интегрирующим социальные свойст ва личности, подобно тому как темперамент интегрировал физио логические свойства, а характер — психические свойства лично сти, следует назвать мировоззрение. Мировоззрение — система взглядов, убеждений, принципов поведения, свойственных лич ности, определяющих ее поведение в решающих жизненных ситу ациях, ее отношения к окружающей действительности.
Характерная особенность мировоззрения заключается в том, что оно является не только представлением о существующей дей-ствительности, но и представлением о том, какой она должна быть. Несмотря на то что люди сталкиваются с одной и той же действительностью, их представления о ней, их мировоззрения могут значительно различаться — отсюда разногласия, конфликты.
Важным фактором, определяющим мировоззрение помимо соб ственных свойств личности, является образ жизни личности, свя занный с ее общественным положением, социальной ролью, кру-гом обязанностей. Вместе с образом жизни, который личность ве дет в силу своего положения, она усваивает свойственные этому образу жизни правила и нормы поведения, жизненные цели, нрав ственные ценности и идеалы, а вместе с ними и мировоззрение.
Различия в мировоззрении будут тем значительнее, чем более дифференцированно общество, чем более выражено различие социальных групп и их интересов, чем выше степень обществен ного разделения труда, наконец, чем меньше удовлетворенность личности тем образом жизни, который она ведет, и соответствен но тем мировоззрением, которое ей диктуется образом жизни.
Единство мировоззрения является условием объединения лю дей, сплоченности социальных групп, организаций и общества, государства в целом.
Презентация по дисциплине «Обществознание» Социальные качества человека
Описание презентации по отдельным слайдам:
Начала философских знаний о человеке и обществе Раздел 1
Социальные качества человека Тема 1
План Понятие и происхождение человека. Биологические и социальные начала в человеке Темперамент и характер Деятельность и её виды. Потребности, способности, интересы Социализация личности.
Человек живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда
Божественное происхождение человека
Выделение человека из животного мира
Космическое происхождение человека
Человек – существо биосоциальное Биологические начала качества человека, связанные с природой (что есть у животных) Физиологические потребности: Физиологические потребности (еда, питьё, сон, защита от холода) Свойства организма (инстинкты, рост, старость, болезни, смерть) Социальные начала качества, которые человек получает от общества, взаимодействуя с другими людьми
Человек Индивид Индивидуальность Личность каждый человек неповторимые свойства человека, чем отличается от других
Индивидуальность отличия 1.внешние. 2.психологические 3.социальные 4.духовно-культурные
Свойства личности: Воля – способность сознательно управлять своими поступками, преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого Разум – способность мышления Чувства – это оценочное отношение к действительности (любовь, ненависть, равнодушие, страх)
Свойства личности: Темпера́мент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») – свойства нервной системы человека, темп отдельных психологических процессов Характер – это индивидуальный склад личности, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности
Гиппократ – основатель учения о темпераменте
Характеристика холерика Быстрый Способен преодолевать трудности Раздражителен Резкая смена настроения
Характеристика флегматика: Медлительность Невозмутимость Спокойность Слабое выражение эмоций
Характеристика сангвиника: Подвижность Весёлость Бурная реакция на события Общительность
Характеристика меланхолика: Грустный Легко ранимый Требовательный к себе Усидчивый
Соотношение характера и темперамента Темперамент Характер
Взаимодействие темперамента и характера 1. Темперамент дан от природы – характер даётся воспитанием 2. Темперамент влияет на развитие черт характера. 3. Нет «плохого» или «хорошего» темперамента, но есть отрицательные или положительные черты характера
Структура деятельности Субъект деятельности Объект деятельности Тот, кто осуществляет деятельность То, на что направлена деятельность Человек, группа людей, организации, органы государственной власти Природные материалы, предметы или области жизни людей, человек
Структура деятельности цель средства достижения результат то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности то, что помогает в достижении цели то, что получилось
Деятельность состоит из действий
Что такое мышление?
Мышление – это решение какой-либо задачи, проблемы. Проблема – такое явление, когда цель не может быть достигнута имеющимися средствами
Деятельность: свойственна только людям; носит осознанный характер (не возможна без поставленной цели) происходит с помощью мышления
Виды деятельности Практическая Духовная Преобразование реальных объектов природы и общества Изменение сознания людей
Виды деятельности Созидательная Разрушительная
Прохожий, увидев трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, спросил, что они делают. «Не видишь разве, — сказал первый, — кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», — ответил второй. А третий сказал: «Собор строю». Была ли у них одна и та же деятельность? Или одинаковые действия в трех разных видах деятельности?
Потребности – это то, что необходимо человеку Интересы – это то, что значимо для человека, то, что его волнует
Пирамида потребностей А. Маслоу первичные вторичные
Потребности высшего порядка возникают только после удовлетворения потребностей низшего порядка
Виды способностей Исполнительские Творческие исполнение того, что предписано другими создание новых, ранее не существовавших предметов
Направления творчества: Художественное творчество – создание образов Научное творчество – создание новых теорий и гипотез Техническое творчество – создание новых предметов материального мира Бытовое творчество – создание нового в повседневности (например, создание нового рецепта торта)
Социализация (становление личности) — получение навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе индивид личность социализация
Помощники в социализации Агенты Институты Конкретные люди, помогающие социализации Учреждения, влияющие и направляющие на социализацию
Этапы становления личности: I: детство (0 – 12 лет) II: юность (13 – 21 год) III: зрелость (21 – 60) IV: старость (старше 60) Начальная Продолженная
Начальная социализация: усвоение первичных навыков поведения; агенты социализации – родственники (родители прежде всего), сверстники, учителя, врачи, тренеры; большая зависимость от агентов; институты – семья, школа, дворовая компания
Продолженная социализация приобретение «социального дома» (места, где человек чувствует себя в безопасности); обретение независимости; институты – предприятия, государство, СМИ, армия, суд, церковь и т.д.
Продолженная социализация Десоциализация Ресоциализация отучение от старых правил поведения обучение новым правилам поведения
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1427161
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.