Что такое социальные технологии 5 класс
Урок на тему: «Социальные технологии» (5 класс)
Урок по теме: «Социальные технологии»
Социальная технология – это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем, для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические и/или социальные структуры, системы или ситуации.
Социальные технологии применяются в различных сферах деятельности. Формы коллективной коммуникации, в которых обычно происходит практическое применение социальных технологий – это стратегические сессии, моделирующие игры или совещания по вопросам развития.
В бизнесе они используются для управления групповой коммуникацией, имеющей определенную цель (например, решение бизнес-задачи). Для этого могут использоваться технологии брейн-сторминга, ролевые, деловые игры, рефлексивная игротехника.
В науке социальные технологии могут использоваться для разработки новых подходов к решению серьезных научных проблем и для активизации научного творчества и для всестороннего обсуждения научных подходов, что часто приводит к созданию новых научных направлений и школ.
Социальные технологии могут применяться и в других сферах, например, для решения общественно важных проблем.
Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию.
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
Рутинные социальные технологии предусматривают такие методы воздействия на социальные процессы, которые характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.
Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.
Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).
Информационные социальные технологии охватывают способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей. Исторические технологии предполагают технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования. Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т.д. Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности. Административно-управленческие технологии среди управленческих технологий имеют особую важность как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.
Объектом социальных технологий выступают люди и различные социальные группы, институты и организации, а также взаимосвязи и отношения, которые возникают между ними в процессе жизнедеятельности.
Трактовка социальных технологий близка к объяснению понятия «организация » в том смысле, в котором его употребляет часть социологов, имея в виду процесс практической реализации того, что проработано на предшествующих ступенях управления: при планировании, проектировании и программировании. Таким образом, в процессе управления наступает такая стадия, когда нужно претворить в жизнь, организовать процесс объективизации материальных или духовных идей.
Однако не все процессы организации подвергаются регламентации, алгоритмизации: в ходе управления в действиях руководителя и каждого причастного к управлению всегда присутствует элемент импровизации, творчества и интуиции. В связи с этим работу организатора-руководителя иногда сравнивают не только с наукой, но и с искусством. Однако это не отменяет того, что в этом широком поле поиска рациональной организации управления присутствует программа (алгоритм) осуществления последовательных операций с целью достижения заранее сформулированной цели. Именно социальная технология создает возможность тиражировать приемы и методы, многократно повторять их, применять в аналогичных обстоятельствах в другой социальной ситуации или другом процессе.
Вместе с тем алгоритмы управления, которые закрепляются в технологиях, имеют и негативный аспект: они способны консервировать методы и приемы, которые именно по этим обстоятельствам могут на новом этапе обречь их разработчиков на просчеты и неудачу.
Можно сделать вывод о том, что социальная технология – это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов и получения оптимального социального результата.
Подводя итоги, можно сказать, что социальная технология – это определенный способ достижения целей, состоящий из пооперационного осуществления деятельности ; операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно ; их разработка проводится на основе и с использованием научных знаний; учитывается специфика сферы общественной жизни , в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как организационная деятельность , построенная в соответствии с этим проектом.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 34. Социальные технологии
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Темперамент – это врожденное качество человека.
Социальная технология – это совокупность методов и средств, позволяющих добиватьсярезультатов при решении задач обеспечения эффективного взаимодействия между людьми.
Холерик – человек быстрый, резкий и бурно реагирующий на окружающих.
Флегматик – человек с замедленной реакцией и почти без эмоций.
Сангвиник – человек, подвижный, веселый, жизнерадостный.
Меланхолик – человек чувствительный, тревожный, ранимый, болезненно реагирующий на любые негативные ситуации в жизни.
Способности – это свойство человека выполнять какую-либо работу качественнее других. Способности зависят от предрасположенности и одаренности.
Поощрение – положительное воздействие на человека с целью закрепления достигнутых им результатов, например признание заслуг или награда.
Убеждение – способность донести до человека свои соображения, заставляющие поверить во что-то или побуждающие сделать что-то.
Подражание – следование какому-либо примеру поведения других групп или отдельных людей.
Наказание – воздействие, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Технология. 5 класс: учеб.пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все люди отличаются друг от друга характером и темпераментом.
Темперамент – это врожденное качество человека. Вместе характер и темперамент составляют личность человека, определяют его жизнь. Они постоянно помогают или мешают человеку.
Существуют четыре типа темперамента.
Холерик – человек быстрый, резкий и бурно реагирующий на окружающих.
Флегматик – человек с замедленной реакцией и почти без эмоций
Сангвиник – человек, подвижный, веселый, жизнерадостный.
Меланхолик – человек чувствительный, тревожный, ранимый, болезненно реагирующий на любые негативные ситуации в жизни.
Характер формируется под воздействием событий в жизни человека. Основные черты характера закладываются в детстве. Сам характер влияет на мысли, чувства и поступки.
Проявления характера связаны с особенностями поведения людей в обычных ситуациях.
Можно выделить четыре группы черт проявления характера
Важной чертой проявления личности во взаимоотношениях являются способности.
Способности – это свойство человека выполнять какую-либо работу качественнее других. Способности зависят от предрасположенности и одаренности.
Например, одаренность в музыке, живописи, спорте
Создавая людям условия в удовлетворение своих потребностей или лишая их этих условий можно управлять человеком или группой лиц.
Техносфера создается людьми для удовлетворения своих потребностей. В своей повседневной жизни человек нуждается в еде, воде, одежде, комфортной погоде, в общении с другими людьми и во многом другом. Чувство недостаточности чего либо в определенный момент жизни называют потребностью. Значимость тех или иных потребностей не одинаково. Они образуют пирамиду потребностей человека созданную американским психологом Абрахамом Маслоу.
В основании пирамиды лежат физиологические потребности. Потребности, без которых человек не может жить.
На втором уровне потребности человека в здоровье, безопасности и защищенности.
На третьем уровне потребности любви к близким людям, в общении с родными, близкими, домашними питомцами. К этому уровню потребностей относятся потребности быть членом какой либо группы, команды или общества, гражданином страны.
Социальная технология – это совокупность методов и средств, позволяющих добиваться результатов при решении задач обеспечения эффективного взаимодействия между людьми. Средства таких технологий определяются имеющимися ресурсами и их предназначением. Методы социальных технологий согласуются с целями воздействия, личными особенностями людей и их потребностями. По форме социальная технология представляет собой своеобразную инструкцию, в которой дается описание методов и средств воздействия на людей. Под этим воздействием у людей изменяется сознание или прививаются духовные ценности. Появляется возможность создавать те или иные формы объединения людей в различные группы и сообщества.
Таким образом, мы с вами узнали, что человек – это сложный объект для управления им с помощью технологий. Итог применения социальных технологий к человеку не всегда совпадает с тем, что запланировано. Его поведение после их применения и реакции на отдельные методы воздействия зависят от природных и приобретенных качеств его личности. Ими являются характер, темперамент, способность и одаренности в какой-то области. Технологии управления людьми должны учитывать главные потребности человека или группы людей. Все потребности людей можно представить в виде пирамиды. В основании которой физиологические потребности людей, а на вершине – высшие духовные потребности. Таким образом создавая условия для удовлетворения потребностей или формируя новые можно управлять человеком.
В социальных технологий существуют пять основных методов: стимулирование, поощрение, убеждение, подражание и наказание.
Методом стимулирования называется мера внешней поддержки, которая воздействует на активность человека.
Поощрение – это положительное воздействие на человека с целью закрепления достигнутых им результатов, например признание заслуг или награда.
Убеждением является способность донести до человека свои соображения, заставляющие поверить во что-то или побуждающие сделать что-то.
Подражание – это следование какому-либо примеру поведения других групп или отдельных людей.
Под методом наказания в социальных технологиях подразумевается воздействие, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Назовите свойство человека, благодаря которому он выполняет какую-либо работу качественнее других. Выберите один верный ответ.
Правильный вариант ответа:
Пояснение: Способность – это свойство человека, благодаря которому он выполняет какую-либо работу качественнее других
Задание 2. Подчеркните особенности поведения людей, не относящихся к положительным чертам характера.
Чувство собственного достоинства
Правильный вариант ответа:
Пояснение: Лень, эгоизм и замкнутость – отрицательные черты характера.
Презентация по технологии 5 класс «Содержание социальных технологий «
Описание презентации по отдельным слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Добавить изображение ЗАГОЛОВОК Подзаголовок
ПОЧЕМУ распоряжения одного человека исполняются молниеносно, а распоряжения другого человека остаются без внимания? Добавить изображение ЗАГОЛОВОК Подзаголовок
ТЕХНОЛОГИЯ – это строго упорядоченная последовательность (алгоритм) организационных мер и операций с целью воздействия на предмет труда. Добавить изображение ЗАГОЛОВОК Подзаголовок
Технология обеспечивает возможность многократного получения желаемых продуктов труда. Добавить изображение
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это совокупность методов и средств, позволяющих добиваться результатов при решении задач по обеспечению эффективного взаимодействия между людьми. Методы социальных технологий согласуются с целями воздействия, личностными особенностями людей и их потребностями. Добавить изображение
СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Семья и родственники Друзья и соседи Группы и объединения сторонних людей Детский сад, школа, колледж, институт, фирма или предприятие Государственные административные организации Средства массовой информации Добавить изображение
Социальные технологии существуют уже в течение долгих веков. Люди управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания из поколения в поколению. В большинстве случаев социальные технологии специально не разрабатывались. Технологии были достаточно простыми и осваивались интуитивно. Социальная технология представляет собой своеобразную инструкцию, в которой даётся описание методов и средств воздействия на людей. Добавить изображение
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ – ТЕСТ Одно из важнейших свойств личности человека – стремление к достижению поставленных целей. Оно необходимо для успехов в учёбе и работе. Для того чтобы оценить своё стремление к цели, вы должны отметить, согласны вы или не согласны с каждым из суждений. Для этого в тетради сделайте таблицу и, оценивая суждения, поставьте «+» или «-» напротив порядкового номера суждения: 1 7 13 19 2 8 14 20 3 9 15 21 4 10 16 22 5 11 17 6 12 18 Добавить изображение
СУЖДЕНИЯ: 1. Думаю, что успех чаще зависит от случая, чем от продуманности наших действий. 2. Если я лишусь любимого занятия, то мне станет не интересно вообще что-то делать. 3. Для меня в любом деле важно то, что получится, а не то, как я это делаю. 4. Считаю, что школьники больше страдают от неудач в учёбе, чем от плохих взаимоотношений с родителями. 5. По-моему, взрослые люди чаще заботятся о будущем, а не о том, что надо сделать сейчас или в ближайшее время. 6. У меня больше успехов, ем неудач. 7. Подвижные и весёлые троечники мне нравятся больше, чем усердные отличники. Добавить изображение
СУЖДЕНИЯ: 8. Даже в обычной работе по уборке дома я стараюсь придумать что-то новое. 9. Если я чем-то увлекаюсь и близок к успеху, то могу забыть о мерах предосторожности. 10. Мои близкие считают меня ленивым. 11. Думаю, что в моих неудачах виноваты, скорее, другие люди или обстоятельства, а не я сам. 12. Терпения и усидчивости во мне больше чем способностей. 13. Мои родители слишком строго контролируют меня. 14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждает меня отказываться сделать что-то нужное. 15. Считаю, что я уверенный в себе человек. Добавить изображение
СУЖДЕНИЯ: 16. Ради успеха и желания иметь что-то я могу рискнуть, даже если вероятность удачи невелика. 17. Я усердный и трудолюбивый человек. 18. Когда всё идёт гладко, я начинаю действовать ещё более энергично. 19. Если бы я был журналистом, я бы писал очерки о достижениях, успехах, оригинальных изобретениях людей, а не о разных неопрятных происшествиях. 20. Мои родители обычно не одобряют моих планов и начинаний. 21. У меня потребностей гораздо меньше, чем у моих товарищей в классе. Добавить изображение
Сложите оба результата сравнения и найдите общее число совпадений. От 2 до 11 совпадений – вы ленивы. Нужно избавляться от лени, укреплять свою волю и стремиться чего-либо достичь. От 12 до 15 совпадений – у вас средний уровень стремления к достижению поставленных целей. Вы будете «середнячком» и в учёбе, и в жизни. Чтобы быть успешным, вам надо больше упорства и настойчивости. От 16 до 19 совпадений – у вас высокий уровень стремления к достижению поставленных целей. Вам многое удается. Вы знаете, чего и как можно достичь, и часто добиваетесь этого. Добавить изображение
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1100606
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по технологии на тему «Социальные технологии» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Социальные технологии 5 класс
Вопрос Почему распоряжения одного человека исполняются молниеносно, а распоряжения другого остаются без внимания?
Понятие социальной технологии Социальная технология – это совокупность методов и средств, позволяющих добиваться результатов при решении задач по обеспечению эффективного взаимодействия между людьми.
Средства социальных технологий Семья и родственники Друзья и соседи Группы и объединения сторонних людей Средства массовой информации Государственные административные организации Детский сад, школа, колледж, институт, фирма или предприятие
Вывод Социальная технология по форме представляет собой своеобразную инструкцию, в которой дается описание методов и средств воздействия на людей. Социальная технология Изменение сознания Духовные ценности
Вопросы Что такое социальная технология? Назовите методы, применяемые в социальных технологиях Как вы понимаете такой метод управления людьми как «Кнут и пряник»?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1220694
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.