Что такое социальные учения

III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

Что такое социальные учения. Смотреть фото Что такое социальные учения. Смотреть картинку Что такое социальные учения. Картинка про Что такое социальные учения. Фото Что такое социальные учения Что такое социальные учения. Смотреть фото Что такое социальные учения. Смотреть картинку Что такое социальные учения. Картинка про Что такое социальные учения. Фото Что такое социальные учения Что такое социальные учения. Смотреть фото Что такое социальные учения. Смотреть картинку Что такое социальные учения. Картинка про Что такое социальные учения. Фото Что такое социальные учения Что такое социальные учения. Смотреть фото Что такое социальные учения. Смотреть картинку Что такое социальные учения. Картинка про Что такое социальные учения. Фото Что такое социальные учения

Что такое социальные учения. Смотреть фото Что такое социальные учения. Смотреть картинку Что такое социальные учения. Картинка про Что такое социальные учения. Фото Что такое социальные учения

Что такое социальные учения. Смотреть фото Что такое социальные учения. Смотреть картинку Что такое социальные учения. Картинка про Что такое социальные учения. Фото Что такое социальные учения

ВЫВОДЫ

Необходимость социальных перемен

Именно там, где разделение труда доходит до своего предела, своего пика достигает и его дегуманизация индивида. Самая же вершина достигается в условиях капиталистического способа производства. Но именно потому, что дальнейшее восхождение по уже сложившейся траектории оказывается невозможным (ибо за этим пределом субъект истории вообще теряет способность к развитию), капиталистическое производство и предстает как переломный момент. Словом, само продолжение мировой истории оказывается возможным только в том случае, если в действие будут включаться какие-то новые механизмы общественного развития.

Таким образом, вовсе не отчуждение прибавочного продукта — отчуждение человеком своей собственной природы, своей собственной сущности является подлинным обоснованием необходимости социалистической революции. В свою очередь, и действительное назначение последней состоит не столько в обобществлении средств производства, сколько в устранении уродующих человека результатов всеобщего разделения труда, в преодоление отчуждения. Обобществление частной собственности — это только предпосылка такого преодоления и не более того. Кстати, если марксистская атака на частную собственность и оказалась (временно?) отбитой, то эта — самая глубокая (и, без преувеличения, самая красивая) — составляющая марксизма так до сих пор никем и не опровергнута. Поэтому вовсе не исключено возобновление общественной дискуссии о природе собственности.

Коммунистическое общество в представлении Маркса — это вовсе не идиллическое устройство, при котором каждому достается «по потребностям», но общество, в котором полностью исчезают уродующие последствия всеобщего разделения труда и вытеснения из него творческого начала. В философском плане преодоление именно этого отчуждения и является подлинной целью всемирной истории, восстановлением высшей социальной справедливости. Основное же обвинение, которое предъявляется без исключения всем классово антагонистическим формациям — и в особенности капитализму, состоит вовсе не в господстве частной собственности на средства производства и не в эксплуатации человека человеком, но в том, что частная собственность и эксплуатация препятствуют такому преодолению. Даже там, где предприниматель утрачивает свою первобытную дикость и превращается в филантропа и мецената.

1. Основание отчуждения лежит в разделении труда и специализации индивида. В результате разделения труда (общего, частного, единичного) от человека отчуждается предмет, средство и, наконец, результат труда. Вместе с ними от него отчуждается его собственная сущность, его собственная жизнь, которая начинает противостоять труду («человек работает, чтобы жить»). А следовательно, происходит отчуждение человека от человека и общества от индивида.

Общество и порождаемые им формы труда становятся внешней, порабощающей индивида силой.

2. На уровне индивида результат отчуждения проявляется в том, что человек становится подобием математической дроби, когда в числителе стоит единица, которая объединяет в себе узкий круг знаний, умений, навыков, освоенных индивидом в процессе его социализации, в знаменателе — вся (теперь уже недоступная ему) культура, которая порождается обществом в целом.

3. На уровне социума результат отчуждения проявляется в

— расслоении общества и формировании развитой системы социальных институтов, ключевым из которых, становится контролирующий действие всех остальных институт власти,

— становлении частной собственности,

отчуждении творчества.

4. Отделение умственной деятельности от физической и организационно-распорядительной от исполнительской в конечном счете влечет за собой:

— выделение творчества в самостоятельный класс деятельности,

— закрепление преимущественного права на творчество за социальным слоем, не вовлеченным в процессы непосредственного жизнеобеспечения общества.

5. Исполнительский труд редуцируется к предельно узкому набору операций, доступных индивиду. В результате отчуждение достижений цивилизации и культуры достигает своего предела.

Что такое социальные учения. Смотреть фото Что такое социальные учения. Смотреть картинку Что такое социальные учения. Картинка про Что такое социальные учения. Фото Что такое социальные учения

6.Все это диктует необходимость качественных социальных перемен, которые могли бы вернуть человеку возможность полноценного развития его личности. В теории марксизма формой этих перемен является социалистическая революция.

Литература:

Аристотель. Никомахова этика

Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат. 1968

Маркс К. Капитал, т. I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 42

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов

Современная экономика труда. Монография. Рук. авторского коллектива В.В. Куликов. Институт Труда Минтруда РФ, Москва, 2001.

Форд Генри. Моя жизнь, мои достижения. Серия Воспоминания. Мемуары. Харвест, 2005

Содержание:

1. ЭТНОГЕНЕЗ. УЧЕНИЕ Л.ГУМИЛЕВА

1.1.1. Динамическое состояние этнической системы

1.1.3. Пассионарный толчок

1.2. Фазы этногенеза:

1.2.2. Акматическая фаза

1.2.5. Фаза обскурации

1.2.6. Фаза регенерации

2. УЧЕНИЕ ОГЮСТА КОНТА

2.1. Классификация наук

2.2. Стадии развития общества

2.3. Общество третьей стадии

2.4. Первая социально-научная концепция

2.4.1. Социальная статика

2.4.2. Социальная динамика

2.5. Государство и право

2.6. Четыре силы в социократии:

3. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820—1903)

3.1. Социологические взгляды

3.1.1. Труды по социологии

3.1.2. Общество как продукт мировой эволюции

3.1.3. Общество как организм

3.2. Концепция социальных институтов

3.2 1. Домашние институты.

3.2.2. Обрядовые (церемониальные)

3.3.2. Промышленный тип

4. КАРЛ МАРКС. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

4.1.Основные категории исторического материализма:

4.2. Важнейшие принципы исторического материализма:

4.3. Способ производства

4.4. Общественно-экономическая формация

4.4.3. Дифференциация общества

4.5. Закон соответствия производственных отношений производительным силам

4.6. Этапы развития общества

4.6.1. Первобытно-общинный строй

Тема раздела:

Человеку в отчужденном обществе остается только мечтать о том, чтобы стать личностью. Индивид — это существо, пытающееся вырваться за пределы узкой сферы самореализации, в которой, как в тюремной клетке, замыкает его общество. Чем талантливей он, тем острее его конфликт с обществом и его институтами; с распределением социальных ролей; с навязыванием ему норм, образцов поведения, ритуалов.

В условиях, когда общество предстает как враждебное индивиду, порабощающее его начало, противостояние разрешается только там, где полюса меняются на противоположные. То есть там, где сам индивид начинает диктовать обществу свою волю, свои вкусы, свои правила взаимоотношений. До сих пор сохранилась терминология войны. Молодой талантливый человек отправляется из родительского дома «завоевывать», покорять столицу. Стихийный бунт индивида против слепого подчинения внешнему диктату общества проявляется в форме своеобразной экспансии на внешний социальный мир, распространения своего господства на как можно большую часть того, что расположено за пределами его кожного покрова. Человек «простирает» себя:

— на членов семьи и домочадцев (исключительные права pater familias),

— на соплеменников (статус главы рода, вождя племени, царька, политического лидера. словом, начальника «вообще»),

— на иноплеменника (экзогенное рабство, колониальный захват, все формы религиозной нетерпимости, расизма, национализма, шовинизма). Кстати, одним из наиболее ярких примеров последнего был советский шовинизм, объявлявший советского человека — «самым свободным и прогрессивным», другим — т.н. «американский образ жизни», который прокламировал то же самое;

— на вещный мир, создаваемый ими («священная и неприкосновенная» частная собственность, объявление одним из самых тяжких преступлений все формы посягательств на нее).

Подводя итог историческому становлению и развитию личности, можно резюмировать:Масштаб личности, степень свободы, мера успеха определяется только одним — мерой господства человека над другими людьми и создаваемыми ими ценностями.

Но в действительности установление господства не ведет к победе. Уже хотя бы потому, что успеха достигают только немногие (при этом успех не всегда заслужен). Поэтому остальные обречены на поражение. Но остальные — это и есть человек «вообще», поэтому поражение, в конечном счете, терпит именно человек.

Парадокс заключается в том, что такая парадигма освобождения ни в коем случае не предполагает устранение внешнего диктата социума и раскрепощения человека. Напротив, диктат обязан оставаться, — но только для всех остальных. Цель отчужденного человека состоит прежде всего в том, чтобы выделиться из общего ряда, поэтому если, рядом с ним, свободными станут все, это будет его поражением.

Поэтому подлинное освобождение личности от подчинения обществу и гармоническое всестороннее ее развитие не может осуществиться в форме установления господства над ним. Становление действительно свободной личности невозможно без преобразования самого общества. Развитие человека и развитие общества — это разные стороны одной медали. Поэтому понять одно без другого нельзя.

Источник

Шпаргалка: Ответы по истории социальных учений

2. Характеристика общественного строя и государства в учениях Платона.

Полагал, что существует мир идей и мир вещей. Мир идей главный, вечный, совершенный, идеальный, а вещи – просто слепки с идей.

Проецирует идею о двух мирах на Государственное устройство. Есть идеальное гос., и реальное гос.(имеет недостатки). Реальное. Тимократия – власть честолюбивцев, гос. постоянно ведет войны →обогащение; часть людей богатеет→ к власти приходят богатые. Олигархия – власть богатых. Демократия – власть большинства, черни, появл. слой людей, кот.образуют особые касты→подрываются основы существующего строя→ появляются люди-трутни, нежелающие работать→борьба за власть→строй рушится→анархия→приход к власти одного человека→тирания – власть подлеца, что в конечном счете приводит к тимократии.

Односторонность приводит к краху существующего строя.

Общественный строй. Общество должно быть разделено на три класса: 1- философы – мудрецы – управленцы; 2 – воины – защита; 3 – ремесленники – обеспечивают экономику.

Т.О. формируется идеологическое государство. Типы людей действуют как система, существует согласованность, но дружбы между представителями слоев не может быть. В антич. время внимание было приковано к человеку-гражд, но без особой идеол. Когда идет деление общества, ч-к становится частичным, забывает главное и не понимает куда идем. Развитие мира и познание идет от синкритичности, затем процесс дифференциации. Проблема закл. в том, чтобы вернуться к общности (целостности) путем дифференц. анализа отдельных частей.

3. Базовые ценности античной культуры и их отражение в концепциях Платона и Аристотеля.

4. Принципиальное различие концепций наилучшего государственного устройства Платона и Аристотеля

5. Идея Августина Блаженного о противопоставлении града земного и града небесного

Августин Блаженный (354 – 430) «Град Божий», «Град Человеческий»

6. Жизнь Томаса Мора и обстоятельства создания «Утопии».

Томас Мор (1478-1535)

Обстоятельства создания «Утопии»

Обстоятельства создания «Утопии» известны мало. По словам Эразма Роттердамского, Т.Мор сначала написал ее вторую часть, а потом уже первую. Параллельно он работал над другим своим произведением – хроникой «История Ричарда 3»

7. Экономическое, политическое устройство и повседневная жизнь на на острове Утопия по Т.Мору.

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия ».

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга. Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

— Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.

— Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.

— Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет

— Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

— В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.

— Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.

— Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

8. Баланс четырех политических сил по Макиавелли, определяющих ситуацию в государстве.

Николо Макиавелли (1469-1527).

Правители должны управлять оперируя законами необходимости и судьбы. Сила правителя заключается в том, что он знает привычки, обычаи, достоинства, недостатки своих людей.

Четыре политические силы:

1. Стремление к власти (таит в себе опасность, борьба за власть, правитель должен укрощать это)

2. Стремление к свободе как ценность – мотив к деятельности людей. Свободу пытаются не потерять. Свободу нельзя доверять дворянству, т.к. оно честолюбиво.

4. Стремление быть честнее чем есть. Честный правитель – плох.

9. Основные идеи трактата Макиавелли «Государь» (1513)

Учебник для начинающих политиков. • человек обладает изначально злой природой;• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

Заслуга М. в том, что он отделил политику от морали и религии, сделал ее автономной дисциплиной. Государство формируется благодаря великим людям.

10. Соотношение понятий «естественное право», «естественное состояние» и «естественный закон» по Т. Гоббсу.

11. Переход от естественного состояния к состоянию гражданскому в концепции Т. Гоббса

12. Принципиальные различия представления Т. Гоббса и Дж. Локка о происхождении государства

13. Принцип географического детерминизма Ш. Монтескье

Монтескье (1689 – 1755). Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер. Интерес Монтескье был прикован прежде всего к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством. Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом, полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии». Раздвоение между природой как разумом и природой как детерминирующей принудительной силой может считаться главной темой его мышления. Он не урегулировал этот внутренний конфликт и не смог последовательно и органично провести учение о климате.

14. Основные причины социального неравенства и пути его преодоления по Ж-Ж. Руссо.

15. Идея прогресса общества в концепциях А.Тюрго и Ж. Кондорсе

Анри Тюрго (1727 – 1781).

Весь пафос его трудов направлен на то, чтобы доказать, что прогресс есть, он неизбежен. Отдельные страны и народы представляют собой единое целое.

Два основных постулата:

1) Прогресс захватывает различные сферы, реализуется в конечном итоге.

2) Прогресс осуществляется неравномерно.

Тюрго верит в большее, чем в субъектные силы.

Прогресс откладывается в духовной жизни. Делит прогресс в сфере духа, наук.

Тюрго отдает предпочтение прогрессу материальной культуры. Да, он признает важность прогресса в моральном плане, но в торговле, производстве важнее, чем в «изящной словености».

Ж. Кондорсе (1743-1794)

«Эскиз». Основные положения. Аксиоматическая ясность.

Прогресс человечества, общества видится Кондорсе как прогресс человеческого разума. Разум, знания, науки, просвещение являются для него критерием общественного развития. Они захватывают и покоряют своим динамизмом все элементы человеческого бытия, все подсистемы, институты, события и связи общественной жизни людей. Любое препятствие преодолевается при помощи знаний и разума.

В конечном счете разум является основанием исторического единства истины, счастья, добродетели. «Природа неразрывно связала прогресс просвещения с прогрессом свободы, добродетели, уважения к естественным правам человека» [46. C. 12]. Разум – лучшее средство борьбы с предрассудками и суевериями, в частности с теми, которые возводят все правила поведения, все истины к воззрениям древних, к опыту прошедших веков.

Конечно, не всегда прогресс разума ведет общество к счастью и добродетели. Результатом активности разума могут быть и заблуждения. Причины последних следует искать в диспропорции между тем, что разум узнает и желает и между тем, что он считает необходимым знать.

Прогресс разума обусловливает прогресс промышленности, который, в свою очередь ведет к развитию наук и просвещению. Разум – это двигатель общественного прогресса.

Прогресс, согласно Кондорсе, закономерен, подчинен общим законам развития. Фактически это законы развития человеческих способностей. В результате законом развития становится сам прогресс. И частью этого закона становится отсутствие предела в развитии человеческих способностей. Прогресс может иметь разную скорость, но никогда не пойдет вспять.

Линию исторического прогресса Кондорсе разделяет на 10 этапов. В основу классификации этих этапов Кондорсе кладет степень развития науки и уровень знаний. И очевидно, что с развитием наук развиваются представления людей о свободе, правах, улучшаются нравы и изменяются политические системы. Кондорсе горячо верил, что настанет время, «когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума»

16. Новый поворот в понимании общественной жизни в теориях Д. Юма и А. Смита

Д. Юм (1711-1776). Люди в течение некоторого времени могли жить и без государства, но они вскоре осознали, что гос-во явл. средством для умножения сил. Из гос-ва нужно извлекать выгоду, но всякие институты гос.и пол. направления являются второстепенными по отношению к обществу. Общество предписывает гос-ву его функции. Хозяйство, сфера труда – средства, удовлетворяющие потребности людей.

А. Смит (1727-1790) «Исследование о причинах и богатстве народов» Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния. Необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Критика меркантилизма. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости товара. При этом, однако, Смит ( в отличие К. Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.

Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию. Чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Нужно отменить монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве и т. п.

17. Взгляды И. Канта на всемирную историю как целенаправленный процесс.

Имануил Кант 1724-1804)

Проблемы творчества не ограничиваются у Канта областью искусства. По существу он говорит о создании человеком целого искусственного мира, мира культуры. Законы развития культуры и цивилизации обсуждаются Кантом в ряде его поздних работ. Истоками прогресса человеческого сообщества Кант признает естественную конкуренцию людей в их стремлении к самоутверждению. При этом человеческая история являет собой поступательное движение в направлении полного признания свободы и ценности личности, к «вечному миру» и созданию всемирного федеративного государства.

19. Основные взгляды А. Сен-Симона на общество и процесс его развития.

А. Сен-Симон (1760-1825) • близко подошел к диалектическому пониманию мира (единство и борьба противоположностей); • выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; • в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все — политику, социальные отношения, мировоззрение) — экономический детерминизм; • выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени — к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса); • целью философии видел создание лучшего, разумного общества; • лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей; • в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключительно способности человека (так называемая «иерархия способностей»), будет запрещено право наследования (чтобы уровнять всех в возможностях, предотвратить праздность и тунеядство, дать каждому «начать с нуля» и добиться того положения в обществе, которое отвечает его способностям), будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану (чтобы избежать перепроизводства или дефицита и были удовлетворены потребности всех членов общества); • руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса» (то есть буржуазия), но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма.

Шарль Фурье (1772-1837). Социалист утопист.

Задачу своей жизни видел в разработке социальной науки, основанной на склонности человека к коллективному труду.

Основные положения его философии:• буржуазная мораль лжива; • атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее; • человек, история, общество развиваются по законам природы;• буржуазное общество имеет три основных вида противоречий — между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис производства), моральные (буржуазный брак и т. д.);

• идеальное общество — «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.

21. Р. Оуэн: основные вехи биографии, теоретические взгляды и практическая деятельность.

Роберт Оуэн (1771 – 1858) – один из великих социалистов-утопистов, учитель Уильяма Томпсона. Долгое время он был крупным фабрикантом. Роберт Оуэн составил рациональную конституцию, состоящую из 26 законов. Известен Роберт Оуэн еще по таким работам, как «Об образовании человеческого характера» (1813 – 1814), «Доклад графству Нью-Ланарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836 – 1844).

По своим взглядам на экономику он во многом соглашается с представителями классической школы. Роберт Оуэн считал, что взгляды классиков несправедливы лишь относительно того, что ценность товара должна включать в себя прибыль. Это, по мнению Оуэна, являлось вопиющей несправедливостью по отношению к простым рабочим, и именно эта несправедливость – причина экономических кризисов и постоянного обнищания рабочего класса. Также Роберт Оуэн являлся рьяным противником теории Томаса Мальтуса о народонаселении. Он высказывал предположение, что если правительство будет правильно руководить физическими работами, то можно будет прокормить бесконечно возрастающее число жителей.

Роберт Оуэн одним из первых стал заботиться о рабочих на своих фабриках. Он построил для них столовую, торговую лавку, сберкассу, ясли, детский сад, улучшил жилищные условия. ЕщеОуэн велел ввести на его фабриках такие изменения, как:

1) 10-часовой рабочий день для взрослых;

2) отмена использования детского труда, т. е. тех, кому нет 18;

3) школы для детей рабочих;

4) отмена системы штрафов, которые были очень распространены в то время.

Роберт Оуэн никогда не являлся сторонником революции или другого насильственного переворота. Он полагал, что несправедливый строй будет изменяться постепенно и правильно, с использованием «научных начал». Оуэн считал, что лишь мудрое правительство способно начать такие изменения, создавая при этом подходящие условия, поэтому главная роль в его работах отведена правительству. К подходящим условиям он относил следующие:

1) повсеместное применение машинного труда, а не человеческого, даже в домашнем хозяйстве;

2) труд должен стать единственным измерителем ценности;

3) у денег должна быть собственная стоимость, которая не превышала бы стоимости стали и железа;

4) население следует просвещать, особенно используя печатную продукцию: книги, газеты, журналы.

22. Характерные черты утопического социализма XIX века.

К представителям западноевропейского социализма-утопизма можно отнести таких ученых, как Клод Анри де Рубруа Сен-Симон, Роберт Оуэна, Шарль Фурье.

Эти ученые во многом согласны с классиками, например в том, что следует как можно больше развивать производство, а также новые изобретения, стремясь к научно-техническому прогрессу. Они старались выстроить модель идеального общества в своих произведениях. У каждого из них было свое представление об идеальном обществе. Главное их отличие от классиков в том, что они не признавали, а порой и критиковали частную собственность. Также они осуждали свободную конкуренцию, потому что именно в этом, по их мнению, проявляется эксплуатация, имеющая цель снизить издержки производства. Они отрицали возможность каких-либо экономических преобразований, которые приведут к лучшей жизни. Однако они все же опираются в своих трудах на идеи социальной справедливости.

Взгляды этих ученых во многом схожи, но при этом сильно отличаются друг от друга. Сен-Симон и его сторонники предлагали объединить всех в один большой коллектив. Оуэн и его последователи утверждали обратное. По их словам, человек не должен терять своей индивидуальности в громадном коллективе.

23. Сравнительный анализ науки об обществе и утопических доктрин.

24. Сравнительный анализ «закона трех стадий» Сен-Симона-Конта и «законы смены формаций» К. Маркса

Первую главу своей книги «Дух позитивной философии» Конт назвал «Закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий»

Для Конта прогресс – развитие порядка. Четыре вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный, моральный.

Отличие: Конт – накопление знаний, Маркс – конфликт между производительными силами и производственными отношениями →революции и прогресс.

25. Понятие общественно-экономической формации в марксизме.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе —производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

• первобытнообщинная; • рабовладельческая; • феодальная; • капиталистическая; • коммунистическая (социалистическая).

26. Марксизм о классах и социальных революциях как движущей силе истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Ответы по истории социальных учений
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: шпаргалка Добавлен 04:43:19 05 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 164 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать