Что такое социальный агрегат
СОЦИАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ» в других словарях:
АГРЕГАТ — (от лат. aggregatio присоединение, накопление) англ. aggregate; нем. Aggregat. 1. Совокупность соц. единиц (индивидов, семей, кланов и т. д.), к рая возникает путем их пространственного сближения, причем единицы эти не изменяются вследствие… … Энциклопедия социологии
АГРЕГАТ — (от лат. aggregatio присоединение, накопление) англ. aggregate; нем. Aggregat. 1. Совокупность соц. единиц (индивидов, семей, кланов и т. д.), к рая возникает путем их пространственного сближения, причем единицы эти не изменяются вследствие… … Толковый словарь по социологии
СОЦИОЛОГИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ — специальная социологическая теория, изучающая процессы воспроизводства населения всей Земли, отдельных стран, регионов, поселений, миграционные и социально демографические процессы; влияние социальных факторов на социально демографическую… … Социология: Энциклопедия
Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация — (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… … Энциклопедия инвестора
СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия
Российская федерация — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия
РФ — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия
Спенсер Герберт — (Spencer) один из величайших английских мыслителей. С. родился в 1820 г. (27 апреля) в Дерби. Его отец был учителем. Влияние его на сына было благотворно в том отношении, что он с ранних лет пробуждал в ребенке самодеятельность и независимость… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Спенсер, Герберт — I (Spencer) один из величайших английских мыслителей. С. родился в 1820 г. (27 апреля) в Дерби. Его отец был учителем. Влияние его на сына было благотворно в том отношении, что он с ранних лет пробуждал в ребенке самодеятельность и независимость… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Социальные агрегаты
Социальные агрегаты представляют собой случайное скопление людей. Чаще всего в качестве примера приводят публику и толпу.
Публика.Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XIX—XX вв. явился французский социолог Габриэль де Тард(1843— 1904). В книге «Мнение и толпа» (1901) он сравнивал два социальных образования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Тарда, публика — продукт Нового времени. Ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII в. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, обследование рынка, телевизионные компании в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.
Толпойназывают любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное число болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние.
Французский ученый Густав Лебон(1841— 1931) видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся водном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером. Особенно, если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (например, Гитлер). Отличительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и подчиняется низменным инстинктам. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее его восприимчивость ко всякому злу. Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример — давка.
Различают четыре основных типа толпы: случайную, конвенциональную, экспрессивную, активную.
Случайным называется такое скопление людей, когда каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.
Конвенциональная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители спектакля в театре, слушатели симфонического концерта или научной лекции, футбольные болельщики соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой. Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается кричать, разговаривать, вставать с места, плясать, обниматься и т.п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшем обычаем. Когда в 1980-е гг. в СССР чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость стадионов резко упала.
Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.
Активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляют собой активную, или агрессивную, толпу. Другой пример — штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать за событиями или выражать свои чувства.
Социальные агрегаты
Границы социальных групп. Социальные агрегаты: понятия и виды. Социальные классы и социальные слои, их характеристика. Специфика понятий аудитория и публика. Этимологические понятия. Образцы поведения и социальные нормы. Политическая публичная сфера.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.01.2009 |
Размер файла | 24,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии и социологии
по курсу «Социология»
Выполнил: студент Ф 181-п учебной группы
Экономического факультета заочного отделения
Специальности: «Финансы и кредит»
Хохлов Владимир Владимирович
Зачетная книжка № 081111
Домашний адрес: Проверил: _________________
303323, Орловская обл., __________________________
тел. 89066644541 Гуларян А.Б.
Социальные агрегаты: понятия и виды________________________________4
Специфика понятий аудитория и публика______________________________9
Границы социальных групп могут охватывать различные по размеру социальные общности. Мы очень четко определяем границы малых или больших групп, оформленных в организации. Каждый из нас знает о своем членстве в производственном коллективе, в партии или в спортивном обществе. Как мы видим, в этих случаях важно, чтобы групп была либо малого размера, т.е. в пределах охвата межличностных отношений, либо имела достаточно четкие формальные границы, которые контролируются определенными конституционными отношениями. В связи с этим члены общества, входя в некоторые группы, не могут идентифицировать свое групповое членство и связи с другими группами таких сообществ только на основе символического взаимодействия, или, образцов, мотивов и установок жизни и стандарта потребления.
Наиболее часто такой вид членства в группе заметен, когда люди воспринимают других по принципу принадлежности к определенному имущественному слою, по происхождению, по принадлежности, по должностному принципу.
Во всех этих случаях мы сталкиваемся с образованием групп, членство которых основано на совпадении или близости социального статуса.
Вместе с тем границы могут иметь не статусную природу, а определяться различиями в социальных позициях.
Такие группы формируются в обществе в результате процессов дифференциации и стратификации. Для того чтобы понять механизмы этих процессов, мы должны определить природу таких базовых характеристик общества, как гетерегонность и неравенство и выделить систему параметров составляющих основу этих характеристик.
Социальные агрегаты: понятия и виды
Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.
— Малая социальная группа
— Большая социальная группа
К большим социальным группам можно отнести:
Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.
Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни.
Малые группы, (в отличие от больших, таких как нации, народности, классы), отличают три признака:
1) социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной социальной системе;
2) численность группы (от 2-3 до 30-40 человек);
3) единство целостных ориентаций и целей;
4) наличие совместной деятельности;
5) наличие структуры;
6) наличие общих норм и мнений.
Существует большое количество определений для понятия группы Например, Мертон (1968) определяет группу как “. совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.” Наиболее универсальным определением малой группы, на мой взгляд, является следующее: ”Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов”.
К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы.
Выделяют несколько видов групп:
Которая отделена от других сущностной или формальной особенностью
Реальная группа создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности
Имеются в виду группы, которые специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях
Или организованные и спонтанные группы. В данном случае разделение идет по способу создания групп. Возникновение первых из них всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что задает группе собственную структуру и определяет координацию действий, способ руководства.
ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональной вовлеченности членов в дела группы.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.
Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.(чуть позже мы еще вернемся к рассмотрению референтных групп)
Это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)
Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)
Это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности.
Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими признаками, малые группы делят еще следующим образом:
По типу основной деятельности и основной функции (производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские (объединения в сфере досуга)).
По социальной направленности (социально-полезные, социально-небезопасные)
По мере организации (неорганизованые, случайные группы, целевые (внешне организованные, внутренне организованные)
По типу доминирующей структуры (формальные, неформальные)
По уровню непосредственного воздействия на личность (первично-вторичные, основные-неосновные, референтные)
По мере открытости связи с другими группами (открытые, закрытые)
По уровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные, малообъединенные, разъединенные)
По продолжительности существования (кратковременные, долговременные)
Индивид может быть гражданином какого-либо государства, жителем определённой территории, принадлежать к той или иной национальности, представлять профессию и т.д. И этот социальный набор будет определять его жизнедеятельность. Принадлежность к одной группе может определять поведение индивида и отношение в другой.
Специфика понятий аудитория и публика
Публика выполняет функцию распространения стереотипов восприятия и стандартов политического поведения среди членов общества. Выполняет свои функции с опорой на мотивационные состояния: симпатии и антипатии к искусственно спроектированным политическим образам и моделям поведения в произведениях театрального, изобразительного, литературного искусства.
Институционально публичная сфера опирается на: 1. разного рода негосударственные организации и институты, обеспечивающие выработку новых форм социальности (салоны, литературные и дружеские общества, клубы, масонские ложи и т. д.); 2. газеты, журналы, разного рода книжную продукцию, обеспечивающие коммуникацию внутри публичной сферы.
Политическая публичная сфера, как показывает Хабермас, выделяется из литературной публичной сферы. Этот тезис Хабермаса вполне убедительно подтверждается, в первую очередь, на материале французского Просвещения. В частности, сходное положение мы встречаем уже у Токвиля в книге «Старый порядок и революция» (1856). Более подробный анализ структуры и характера «публичной сферы», «общественного мнения» и «публичной политики» как новых аспектов социальной реальности, рождающихся в культуре французского Просвещения проделан в книге Р. Шартье.
При этом такие отношения рассматриваются и в более широкой системе социальных отношений.
Этимологически понятие «аудитория» связано с представлением о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно толкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологического анализа аудитории.
Для аудитории СМИ характерна черта, которую можно определить как устойчивость, ибо работа средств массовой информации рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому способствует система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию.
В групповое поведения также включают моду, слухи и т.п.
Мода и увлечения. Мы привыкли считать, что народные традиции и моральные устои очень долговечны, стабильны и с трудом поддаются изменениям. Однако человеку свойственно стремление к разнообразию и новизне. На первый взгляд может показаться невероятным, что подобное желание возможно удовлетворить с помощью норм, поскольку нормы предполагают соответствие им. Однако люди умудряются оставаться конформистами даже в своем стремлении к переменам. Такая странная аномалия наблюдается в отношении норм, которые требуют соответствия им, пока они находятся в действии, но это продолжается не очень долго. Подобные нормы называются модой и увлечениями.
В толпе, как и во всех иных формах массового стихийного поведения, мы встречаемся с проявлениями частичного исчезновения индивидуальных черт личности. Вследствие этого у людей сильно возрастает готовность к заражению и, одновременно, склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливают чувство общности со всей толпой. Это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности предпринимаемых действий. Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически. Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Особую силу толпе придает наличие конкретных оппонентов. «Нельзя понять историю, не имея в виду, что мораль и поведение отдельного человека сильно отличаются от морали и поведения того же человека, когда он представляет собой эту часть общества»
Можно выделить несколько видов определения «Толпы»:
Паническую толпу образуют люди, движимые чувством страха и стремлением избежать некой опасности (реальной или воображаемой);
Особым подвидом действующей толпы является мятежная (или повстанческая) толпа. Окончательное название зависит от результата ее действий. В случае успеха она будет не просто «повстанческой», а даже «революционной». В случае поражения она может даже потерять статус «мятежной толпы» и превратиться в «случайный сброд», «путчистов» и т. п.
Любой индивид, с самого рождения попадает в ту или иную ячейку общества, сначала это семья, потом детский сад, школа и т.п.
Он не сможет обойти стороной тот процесс, который происходит в той группе общества, в которой находиться человек.
С изменением общества менялась жизнь людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей. В одном и том же обществе положение человека зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе; классу, сословию.
На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы, т.е. правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества. Эти формы могут иметь форму дозволения, т.е. разрешения вести себя определенным образом; предписания, т.е. указания на требуемые действия; запрета, т.е. указания на действия, которых не следует совершать. Иными словами, социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет.
Общество через социальные нормы дает каждому человеку образцы поведения. Для каждого человека социальные нормы служат мерой его поведения, которой он руководствуется. А для общества нормы являются критерием оценки этого поведения.
— Радугин А.А., Радугин К.А. “Социология. Курс лекций” Москва “Владос”. 1995
— Н. Смелзер “Социология” М., 1994
— Штомпка П. Социология соц. Изменений. М., 1996 г.
— Введение в обществознание 8-9 класс общеобразовательных учереждений под ред. Л.Н. Боголюбова, М., «Просвещение» 2003 г.
Подобные документы
Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.
контрольная работа [27,5 K], добавлен 17.01.2009
Социальные нормы как официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения. Что такое социальное отклонение, их классификация и формы. Положения теории формирования девиантного поведения.
презентация [49,8 K], добавлен 12.06.2011
Социальные технологии, человек и социальные группы как субъекты и объекты их воздействия. Место и роль человека в концепции социальных технологий. Социальная технология как структура коммуникативных воздействий, меняющих социальные ситуации и системы.
контрольная работа [23,4 K], добавлен 28.12.2011
Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальные группы. Социальные общности и их виды. Социальные институты как формы организации общественной жизни.
презентация [908,0 K], добавлен 17.03.2012
Предписания, требования и пожелания общественно одобряемого поведения человека. Групповые привычки и общие правила как социальные нормы различных масштабов. Интеграция индивидов в группы, а групп в общество. Контроль над отклонениями от норм поведения.
курсовая работа [48,3 K], добавлен 26.05.2009
Социальные отношения: типология, ценностные и нормативные характеристики. Социальные отношения зависимости и власти. Виды власти в современном обществе. Социальные отношения на международном уровне: глобальный уровень общества, международные отношения.
дипломная работа [79,0 K], добавлен 14.06.2010
Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.
курсовая работа [41,2 K], добавлен 06.09.2012