Что такое социальный эффект

Социальный эффект

Социальный эффект – это существенные изменения в экономической, социальной, культурной, экологической и политической сферах, происходящие в результате конкретных действий и изменений моделей поведения отдельных лиц, сообществ и / или общества в целом целом.

Социальный эффект = влияние, которое оказывает организованная деятельность на участников этой деятельности и опосредованно через них на все общество.

«мерой ценности любого социального института экономического, хозяйственного, политического, правового или религиозного становится то влияние, которое этот институт оказывает на расширение и совершенствование опыта, обычно такое влияние не входит в его намерения, как правило, более узкие и утилитарные. Например, религиозные сообщества начинались с желания обеспечить благосклонность правящих миром сил и защититься от дурных влияний; семья – с желания удовлетворить плотские потребности и сохранить семейную собственность; общественный труд – с порабощения других людей и т.д. Лишь по прошествии времени выявлялись побочные результаты существования данного института, его влияние на характер и уровень сознания людей, и еще позднее это влияние определяло ведущее направление их деятельности. Даже сегодня, в индустриальном обществе, интеллектуальным и эмоциональным аспектам деятельности человеческих объединений, в рамках которых совершается человеческая деятельность, по сравнению с прямыми физическими результатами, уделяется очень мало внимания, за исключением разве что таких ценностей, как трудолюбие и бережливость»

память является не вещью, а процессом; внутри нас нет никакого твердого ядра, которое бы руководило этим процессом и которое мы могли бы называть нашим «духом» или даже нашим «эго»; процесс извлечения, хранения и передачи информации протекает через нас и включает не только существующее и прошлое общество, но и фактически все, что мы называем словом «мир»; мы – только узлы во всеобщей сети текущей информации, которые станут ничем, если взаимосвязи будут разорваны; мы существуем только как часть сообщества, и электронные средства делают существование этого сообщества более наглядным и доступным для понимания.

Часто социальный эффект измеряется в результате деления натуральных показателей, отражающих социальный результат, на затраты, требуемые для его достижения. Социальными результатами могут выступать улучшение физического здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, улучшение условий труда, поддержание экологического равновесия, сохранения памятников культуры, природных объектов и пр. И часто, когда социальный эффект в денежной форме измерить невозможно (поскольку многие социальные процессы не удается полностью формализовать), многие социальные результаты могут быть измерены с той или иной степенью верности, что позволяет компаниям оценить полезность или, напротив, вред своих действий социальной среде.

Социальный эффект природоохранных мероприятий определяется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда, сохранении природных ресурсов.

Если говорить про социальный эффект такого проекта как Летописи

Асмолов выделяет следующие системные социальные эффекты:

уменьшения рисков социального расслоения общества;

Источник

Инструкция: как НКО оценивать социальный эффект

Что такое социальный эффект и почему в основе всего лежит вопрос.

Что такое социальный эффект. Смотреть фото Что такое социальный эффект. Смотреть картинку Что такое социальный эффект. Картинка про Что такое социальный эффект. Фото Что такое социальный эффект

Как и зачем НКО оценивать социальный эффект, рассуждает Ольга Евдокимова, директор организации «Эволюция и филантропия».

Что такое социальный эффект?

Есть много трактовок термина «социальный эффект». Но у них есть общее:

социальный эффект — это те благоприятные изменения, которые в конечном счете ожидаются от реализации программы.

Он может показывать не только изменения в жизни благополучателей, но и в целом в обществе.

Что такое социальный эффект. Смотреть фото Что такое социальный эффект. Смотреть картинку Что такое социальный эффект. Картинка про Что такое социальный эффект. Фото Что такое социальный эффект

Например, конечным результатом могут быть:

Фото: Markus Spiske / Unsplash

В социальных эффектах не отражается подход, который использовался в программе. Например, благополучие семьи или ребенка в семье – социальный эффект, однако достигать его можно при реализации самых разных программ.

Важно разделять понятия социального эффекта и социального результата. Достижение социального эффекта можно представить в виде цепочки промежуточных социальных результатов (краткосрочных, среднесрочных), действий, которые нужны для их достижения, ресурсов.

Социальный эффект — конечный результат нескольких предшествующих ему социальных результатов.

«Например, чтобы у человека улучшалось материальное положение, он должен найти работу, нужны курсы по трудоустройству, работодатели, готовые его принять, и так далее. На достижение социального эффекта влияет много факторов внешней среды, и именно поэтому сложно его оценивать», – объясняет Ольга Евдокимова.

Каждая организация на основе своей миссии и целей формулирует для себя социальный эффект. Во многом он зависит от масштаба организаций. Например, небольшие НКО могут ограничиться изменениями на уровне своих сообществ.

Важно вовлечь в обсуждение социального эффекта заинтересованные стороны — доноров, подопечных, волонтеров, сотрудников. Нужно договориться об общем понимании социального эффекта или сформировать его из нескольких взглядов.

Что такое социальный эффект. Смотреть фото Что такое социальный эффект. Смотреть картинку Что такое социальный эффект. Картинка про Что такое социальный эффект. Фото Что такое социальный эффект

Как понять, достигает ли НКО социального эффекта?

После того, как НКО определила для себя социальный эффект, нужно понять, как программы организации помогают его достигать. Здесь будут полезны инструменты планирования и социального проектирования – логические модели программ, теория изменений, карты результатов.

Они помогают выстроить цепочки социальных результатов и определить границы своего социального воздействия. За какие социальные изменения НКО отвечает и отчитывается? На кого, на что программа влияет и в какой степени?

Нельзя оценивать социальный эффект без понимания границ воздействия НКО. Зона ответственности организации не безгранична. Нужно определить, что оценивать, а что – нет. Ответы на эти вопросы дают организации основу для понимания, какие данные необходимо собирать. Подробнее можно прочитать по ссылке.

Подобный подход к планированию социального эффекта помогает организациям увидеть необходимость расширения своих программ.

Например, приюты для бездомных могут начать оказывать юридическую и/или психологическую поддержку подопечным (кроме предоставления крова и еды); таким образом их влияние начнет усиливаться и изменится уровень оцениваемого воздействия.

Что такое социальный эффект. Смотреть фото Что такое социальный эффект. Смотреть картинку Что такое социальный эффект. Картинка про Что такое социальный эффект. Фото Что такое социальный эффект

Зачем оценивать социальный эффект?

Это первый вопрос, который НКО должна себе задать. Как и кем будут использованы результаты оценки? Какое новое знание будет получено?

Чаще всего организации оценивают социальный эффект либо по требованию грантодателя, либо из внутренних побуждений. Последнее встречается крайне редко, если речь идет именно об оценке социального эффекта, а не социальных результатов.

В первом случае сами грантодатели в идеале формулируют оценочные вопросы и выделяют средства на проведение подобной оценки. Часто для этого привлекаются независимые профессиональные организации или специалисты.

В России, как правило, грантодатели не очень опытны в оценке социального эффекта и их требования бывают не вполне корректны. Например, когда программа очень короткая, небольшая по масштабу и с малым бюджетом. Иногда доноры требуют применения специальных методик оценивания (например, SROI или LBG). Стандартизированные методики имеют свои преимущества, но и ограничения, они могут не дать ответы на ключевые вопросы заинтересованных лиц и, наоборот, могут приводить к сбору излишней информации, ненужной НКО.

Что делать в таком случае? Разбираться в оценке и объяснять свою позицию донорам.

Во втором случае оценка социального эффекта нужна как для внутреннего планирования, так и для внешнего взаимодействия: например, для работы со стейкхолдерами. Но организации редко замахиваются на оценку социального эффекта. Это дорого и требует профессионального подхода. НКО, как правило, не имеют достаточных финансовых или человеческих ресурсов для ее проведения.

Что такое социальный эффект. Смотреть фото Что такое социальный эффект. Смотреть картинку Что такое социальный эффект. Картинка про Что такое социальный эффект. Фото Что такое социальный эффект

Существует немало факторов, когда оценка социального эффекта не целесообразна. Например, когда программа некачественно реализуется; когда у нее нет теории изменений; когда программа закончилась и не будет ее продолжения; когда объем программы слишком мал, чтобы говорить о значимых эффектах.

Фото: Israel Andrade / Unsplash

Более целесообразным может быть использование уже проведенных исследований на соответствующую тему или/и проводить оценку не социального эффекта, а социальных результатов. То есть изменения, которые запланированы программой и за которые организация отчитывается и может измерить.

Как оценивать социальный эффект?

Ольга Евдокимова предлагает не столько фокусироваться на оценке социального эффекта, сколько предложить общий алгоритм для оценки социальных результатов.

Источник

Есть ли польза? Как оценить ваш социальный проект

Что такое социальный эффект. Смотреть фото Что такое социальный эффект. Смотреть картинку Что такое социальный эффект. Картинка про Что такое социальный эффект. Фото Что такое социальный эффект

Что такое социальный эффект. Смотреть фото Что такое социальный эффект. Смотреть картинку Что такое социальный эффект. Картинка про Что такое социальный эффект. Фото Что такое социальный эффект

Оценка социального эффекта (social impact) естественна для социальных и филтех-проектов. Ведь их социальная составляющая – это основное отличие от традиционного бизнеса. Если проекты, услуги, решения направлены на решение конкретной проблемы или снижение ее остроты, то важно оценить, действительно ли это происходит и в какой мере.

Речь, как правило, идет об изменении установок, физического или психологического состояния, моделей поведения, статуса клиентов. Например, количество малообеспеченных семей, у которых стабильно повысился доход. Или доля клиентов с инвалидностью, у которых зафиксирован рост самостоятельности и независимости благодаря использованию продуктов филтех-проекта.

Важно и изначальное определение, и планирование социальных целей – позитивных изменений в жизни конкретных групп благополучателей. А также понимание, как именно их достичь, какие факторы и для каких групп обеспечивают и препятствуют достижению социальных результатов.

Это построение логической модели, «теории изменений»: почему, за счет чего, что и в какой последовательности обеспечит изменения, кто вовлечен, какие и почему действия нужно предпринять.

На этом этапе оптимальной стратегией лично я считаю привлечение консультанта. Специалист в сфере оценки социальных программ поможет сформулировать или уточнить логику проекта, перечень ожидаемых социальных результатов и возможные способы для оценки их достижения.

Бывает и так, что запрос на оценку и получение дополнительных данных появляется после запуска проекта. Например, у команды возникает желание проверить, а туда ли они движутся, есть ли вообще какие-то изменения от их продукта, что можно делать иначе, чтобы изменений было больше, нет ли потенциального вреда. Это может быть как внутренний запрос, так и внешний – от доноров, инвесторов и партнеров.

Измерение социальных перемен

Обычно социальные результаты и цели, которые планируется достичь, формулируются в зависимости от той социальной проблемы, на решение которой направлен проект. А также подбираются адекватные показатели, которые бы свидетельствовали об их достижении. При этом важно измерять не только социальные результаты, но и всю цепочку по их достижению, которая состоит из следующих элементов.

Ресурсы (inputs) – то, что вам потребуется для реализации проекта, достижения социального результата. Ресурсы могут быть человеческие, материальные, производственные и другие.

Деятельность (activities) – то, что осуществляется, что вы будете делать для достижения ваших социальных целей, – оказание конкретных услуг, проведение мероприятий и пр. Например, обучающие занятия или поиск рабочих мест людям с инвалидностью.

Непосредственные результаты (outputs) – то, что изменится в процессе деятельности. Как правило, речь идет о количественных, производственных результатах – количестве мероприятий, услуг, клиентов. Например, количество малообеспеченных семей, которые получат услуги за год; количество проведенных консультаций, изготовленных изделий, скачанных приложений.

Социальные результаты (outcomes) – позитивные изменения в жизни целевых групп (клиентов, благополучателей), которые происходят благодаря проекту. Например, это количество людей с инвалидностью, у которых повысился доход благодаря прошедшему обучению или которые трудоустроились благодаря проекту.

Социальное воздействие / социальный эффект (impact) – положительные изменения, которые ожидаются от проекта. Обычно они отдалены по времени и показывают изменения не только в жизни благополучателей, но и в обществе в целом. Например, снижение уровня подростковой преступности в том районе, где запущен социальный проект. Граница между социальным результатом и социальным эффектом довольно зыбкая, многие используют эти понятия, как синонимы.

Одна из распространенных ошибок – измерение только вкладываемых ресурсов и объема предпринятых усилий.

Например, подсчета, сколько произведено продукции, сколько человек воспользовались услугами, обучились, установили мобильное приложение. Такие непосредственные результаты довольно просто измерить. Их учет и измерение также важны для понимания экономичности, результативности, масштабов проекта. Но, как правило, они ничего не говорят о том, решена ли проблема и есть ли какие-то изменения в жизни клиентов.

Виды эффективности

Одна из основных сложностей при измерении социальных результатов – они часто наступают не мгновенно. Также не всегда понятно, произошли ли изменения именно благодаря вашему проекту или за счет других факторов и игроков.

Например, участник программы по развитию каких-то навыков нашел работу, но параллельно он предпринимал массу иных усилий. Вполне возможно, что он бы и так трудоустроился, без нашей программы. Или, например, в «детских» программах ребенок естественным образом вырос и стал более самостоятельным, а не только за счет наших усилий. Поэтому оценка социального эффекта – непростая задача.

Также обычно проще собрать количественные показатели, но они не всегда отражают важные качественные изменения в жизни благополучателей. Иными словами, то, что проще измерить, – это не всегда именно то, что действительно отражает реальность.

Понять, какие именно результаты и показатели оценивать, также непростая задача, требующая знаний и практического опыта.

Я советую обращаться за консультацией к специалистам в этой сфере, к практическому опыту других команд с аналогичными продуктами и услугами и к всевозможным тематическим базам результатов и показателей, разработанных экспертами. На русском языке, например, это ресурс «Эволюция и филантропия».

Также не забывайте про конечную цель оценки социальных результатов и ваших ресурсных возможностях. Любая система измерения социальных результатов помогает принимать решения, достигать больших изменений в жизни клиентов, быстро и гибко реагировать на потребности рынка. Но она не должна становиться сложной и громоздкой, чтобы не забирать у проекта дефицитные ресурсы.

Довольно распространенными являются стоимостные оценки социальных результатов (например, SROI – Social return on investment). Как правило, речь идет о подсчете в денежном эквиваленте тех расходов, которые несет общество из-за той социальной проблемы, которую планирует решить проект. Например, из-за высокой преступности или содержания сирот в учреждениях. Либо, наоборот, вы будете оценивать доходы, которые создаются для общества. Такие как доходы от туризма за счет запуска культурного объекта на территории.

Стоимостные оценки проще проводить в отношении социальных результатов, которые максимально приближены к финансовым. Легче измерить социальный статус, связанный с трудоустройством и повышением уровня доходов, чем оценить результаты в сфере культуры. В последнем случае приходится подбирать аналоги, которые помогают выразить в финансовом эквиваленте, например, ценность полученных впечатлений от просмотра музейной экспозиции.

Еще один вариант – делать акцент не на жестких KPIs (key performance indicators), а на грамотном, осознанном управлении социальными изменениями. Это предполагает последовательное выполнение ряда шагов и постоянное к ним возвращение по мере накопления опыта и информации.

Повторюсь: самостоятельно проводить оценку социальных результатов довольно сложно и полезно советоваться с опытными специалистами по оценке. Однако не стоит и полностью делегировать эту задачу сторонним экспертам и действовать по принципу «отдали и забыли».

С вашей стороны так же потребуется довольно высокое вовлечение, иначе реален риск, что полученный отчет о результатах будет мало применим в вашей непосредственной практической деятельности, принятии управленческих решений.

Источник

Как измерить социальный эффект?

Что такое социальный эффект. Смотреть фото Что такое социальный эффект. Смотреть картинку Что такое социальный эффект. Картинка про Что такое социальный эффект. Фото Что такое социальный эффектБольшая часть бизнес-советов цикла «Школа социального предпринимательства» была посвящена материальным аспектам работы социального предприятия: от идеи до привлечения инвестиций. В этой статье речь пойдет о более тонких материях: как измерить социальное воздействие — то, что составляет миссию социального бизнеса?

Для того чтобы оценить успех традиционного бизнес-проекта, достаточно просто взглянуть на показатели прибыли, а как определить эффективность, например, усилий по сохранению культурных традиций или укреплению института семьи? Эксперты уверяют, что в любой социальной проблематике можно говорить об устойчивых и измеримых результатах деятельности социального предприятия. Для начала определимся с самим понятием результата в социальном бизнесе и перечислим, какими они могут быть.

Непосредственные результаты

Под этим термином подразумеваются товары или услуги, которые сами по себе способствуют решению социальных проблем. Например, некая организация предлагает образовательные курсы по различным профессиям, помогающие людям переучиваться на более востребованные специальности. Предположим, данной услугой воспользовалась тысяча человек, вышедших из мест лишения свободы, — выучились, получили сертификаты. Можно также посчитать количество академических часов, привлеченных преподавателей, количество специальностей, по которым происходит обучение и т.д.

Социальные результаты

Социальные результаты — это изменения в поведении или статусе людей, которые воспользовались данными услугами. Тысяча бывших заключенных прошла обучение, но у кого из них это вызвало положительные перемены в жизни? Например, в течение года 350 выпускников устроились на работу по той специальности, которой научились на курсах. Это можно было бы назвать тем конкретным социальным результатом работы социального предприятия, который мы можем измерить. Изменения могут касаться отношения, поведения, знаний, улучшения психологического состояния, материального положения, статуса в обществе, межличностных отношений и т.д.

Социальное воздействие

Если конкретные результаты могут носить разовый характер, то социальное воздействие — это накопленный во времени положительный социальный эффект от деятельности социального предприятия. Можно сказать и так: когда количество социальных результатов переходит в качественное изменение жизни общества (на локальном или общенациональном уровне). То есть что-то коренным образом и в лучшую сторону поменялось в жизни общества. Скажем, меры по борьбе с беспризорностью, принятые в начале 30-х годов ХХ века, в итоге оказали социальное воздействие и помогли в целом справиться с этой бедой. Если вернуться к примеру работы с людьми, вернувшимися из мест заключения, то долговременным социальным воздействием было бы снижение числа рецидивов — доли вернувшихся в течение периода времени в места не столь отдаленные или динамика уровня преступности в данном конкретном регионе. Можно было бы также сравнить со статистикой по освободившимся из тюрем, но не получившим своевременно профессию и шанс на новую жизнь.

Еще примеры…

Что такое социальный эффект. Смотреть фото Что такое социальный эффект. Смотреть картинку Что такое социальный эффект. Картинка про Что такое социальный эффект. Фото Что такое социальный эффектДругой пример. Родительский клуб бесплатно работает с семьями, которые взяты на карандаш службами опеки. Социальная миссия — стабилизировать семейную ситуацию и тем самым сохранить ребенка в кровной семье. Непосредственные результаты деятельности: за год проведена работа с пятью кризисными семьями, из которых органы опеки собирались забирать детей. Социальные результаты: родители смогли найти работу, укрепились детско-родительские отношения, инспекционные визиты представителей опеки фиксируют нормальное состояние детей, снижение отставания в развитии и т.д. Социальное воздействие: дети будут расти не в казенном учреждении, а в родной семье, а это — кардинально иная судьба. Теоретически можно подсчитать и некий экономический эффект, хотя, конечно, когда речь идет о человеческих судьбах, далеко не все измеряется финансовыми показателями. Тем не менее налицо и экономический эффект. Примерная стоимость одного года содержания ребенка в детском доме — 400 000 рублей, средней продолжительность пребывания — 5 лет. Итого лишь чисто материальная отдача от работы социального предприятия такова: 400 000 рублей х 5 лет х 6 детей = 12 000 000 рублей.

Стоимостные оценки социального воздействия

Перевод социальных эффектов в экономические показатели очень хорошо работает для демонстрации результатов деятельности социального предприятия органам власти, донорам и инвесторам. В большинстве случаев можно найти цифры издержек: сколько общество тратит на борьбу с бедностью, наркоманией, тяжелыми заболеваниями, содержание тюрем и т.д. Это помогает предельно конкретизировать вклад социального предприятия: в рост доходов благополучателей, экономию общественных ресурсов на поддержку отдельных категорий граждан, сокращение спроса на госуслуги, увеличение общественных доходов и т.д.

Сложность учета социального воздействия

Разумеется, далеко не все социальные эффекты переводятся на язык экономических цифр. Общественная проблематика и миссии социальных предприятий весьма разнообразны. Например, как и в чем измерять улучшение межличностного общения, развитие лидерских навыков, возрождение традиций, развитие гражданской культуры? Наверное, и в этих сферах можно нащупать измеримые (не только количественные, но и качественные) показатели, которые были бы достаточно убедительны. Однако столь нетривиальная задача требует от социальных предпринимателей нестандартных, творческих подходов к оценке результатов своей деятельности.

Ищите свои показатели

Оценка деятельности социального предприятия должна носить комплексный характер. Образно говоря, у каждого предпринимателя должна быть своя приборная панель, как в автомобиле, с помощью которой можно оценить успешность организации не только в бизнесе, но и в реализации социальной миссии. Постарайтесь максимально конкретно и измеримо описать свои социальные цели и объедините их в ежегодный социальный план. Не худо было бы подобрать для каждой цели по два-три легко измеряемых количественных показателей. Экспериментируйте с различными индикаторами, ищите аналоги в других отраслях. Варьируйте горизонт оценки: полгода, год, три, пять лет и т.д. Старайтесь регулярно информировать всех заинтересованных лиц о социальных эффектах от деятельности своей организации.

Создавайте шкалы социальной оценки

Что такое социальный эффект. Смотреть фото Что такое социальный эффект. Смотреть картинку Что такое социальный эффект. Картинка про Что такое социальный эффект. Фото Что такое социальный эффектНе забывайте, что социальные результаты могут быть и отрицательными. Например, модернизация производства и повышение эффективности деятельности на первом этапе нередко приводят к сокращению рабочих мест и росту социальной напряженности. Увеличение числа социальных программ порою приводит к росту иждивенческих настроений. Преувеличенный культ традиций может помешать приходу новой культурной волны и т.д. Поэтому каждый социальный эффект стоит оценивать по нескольким шкалам: направлению воздействия (положительное — отрицательное), силе воздействия (слабый, умеренный, значительный) и масштабу охвата целевых групп. Все эффекты можно оценивать по балльной шкале, суммировать и объединять в интегральную оценку социального эффекта.

Можно «не изобретать велосипед»

Конечно, столь скрупулезный учет социального воздействия — серьезная работа, подчас требующая профессиональных управленческих и социологических навыков. Если свою шкалу составить пока затруднительно, можно опереться на существующие международные системы оценки социальных результатов. В Рунете уже действует специальный портал socialvalue.ru с базой социальных показателей. Неплохие варианты измерения социальной эффективности можно найти в годовых отчетах крупных некоммерческих организаций, благотворительных фондов и коммерческих компаний (в той части, где речь идет о корпоративной социальной ответственности). Стоит присмотреться и к международному опыту. В 2015 году международная организация Acumen создала методологию Lean Data. Ее суть — в подборе индикаторов (на основе обратной связи от потребителей), которые свидетельствуют о достижении желаемых социальных показателей. Ведь большие социальные перемены начинаются с довольных клиентов социального предприятия. Также можно изучить «Стандарт по измерению социального воздействия», предложенный Европейской комиссией. Он основан на определенной последовательности этапов управления социальным воздействием. Наконец, есть методология оценки эффективности социальных инвестиций IRIS, разработанная Global Impact Investing Network.

Не стесняйтесь рассказывать заинтересованным лицам о достигнутых социальных результатах. Просите от них обратную связь, советуйтесь, постоянно улучшайте свою систему оценки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *