Что такое социальный факт какие правила изучения социального факта предложил э дюркгейм
Понятие социального факта (Э. Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение культурного опыта.
«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.
Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.
Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.
Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.
Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.
Ряд идей Эмиля Дюркгейма легли в основу очень многих положений современной социологии, в частности в концепцию структурно-функционального анализа.
Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».
Формулы, которыми обычно резюмируют учение Дюркгейма:
1) Социальные факты следует рассматривать как вещи.
2) Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида.
Социальные факты всеобщи, т. к. носят коллективный характер. В них сосредотачивается коллективная энергия и коллективное действие. Дюркгейм считает, что социальным фактом является любой устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему воздействию, и оказывающий принудительное воздействие на человека.
Абсолютизация социального факта давала повод обвинить Дюркгейма в том, что его социальные факты существуют независимо от человеческой воли и имеют особое бытие, навязанное человеку извне.
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основной принцип теории и методологии Дюркгейма выступает понятие «социологизм».
В этом понятии следует различать 2 аспекта:
1) Онтологический аспект (отвечает на вопрос «что исследуется?»).
2) Методологический аспект («как используется?»).
Касаясь первого аспекта, можно выделить несколько теоретических позиций, которые раскрывают специфику социологизма.
1) По Дюркгейму, социальная реальность в общественный порядок и так же реальна, как и другие – духовная, политическая сферы и т.д. Поэтому она развивается в соответствии с определенными законами.
2) Общество – реальность особого рода, не сводится к другим ее видам. Речь в данном случае идет о признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, индивидуальной биопсихической реальности отдельного индивида. При этом общество и индивид выступают в роли дихотомических пар.
Из леции:
Принятие обязательств, как себя вести в этом мире:
Понятие социального факта
Социальные роли и их присвоение.
Понятие «общество» возникло в начале 20 века. Особое значение имеет французкая социологическая школа. Основатель – Эмиль Дюркгейм.
Дюркгейм предложил иное понимание общества, иную единицу его анализа. Показал, что единицей анализа общества является не отдельный индивид, а, по крайней мере, взаимодействие хотя бы двух индивидов.
Общество (по Дюркгейму) есть совокупность разнообразных взаимодействий между его членами.
Коллективные представления о способах поведения: до Дюркгейма считалось, что есть договоренность между людьми, оттуда и коллективные представления.
Общественные (коллективные) представления не сводятся к сумме индивидуальных представлений. Эти коллективные представления обслуживают жизнь общества в целом. Они обеспечивают нормальную жизнь каждому из его членов (по Дюркгейму).
Система письменности – коллективное представление. Неграмотность письма – нарушение норм.
Дюркгейм назвал эти коллективные представления социальными фактами.
Социальные факты – коллективное сознательное представление, которое обеспечивает нормальное функционирование общества.
Характеристики социальных фактов:
Анализ общественных взаимодействий: теория социальных ролей. Суть: каждый человек – участник общественной жизни, жизни социума, и его можно сравнить с актером. Он как участник спектакля играет определенную роль – социальную роль.
Социальный факт: концепция, примеры и приложения
Содержание:
Известный как социальный факт к каждой идее или человеческому поведению, которое порождается жизнью в сообществе и является внешним по отношению к самому человеку. Эту концепцию придумал французский социолог Эмиль Дюркгейм в своей книге. Правила социологического метода (1895) и охватывает большинство явлений, происходящих в обществе.
Примером такого поведения являются аплодисменты, которые раздаются после исполнения песни на музыкальном концерте или в театральном представлении. Это коллективная реакция, усвоенная бессознательно, которая является частью культуры и существует вне индивидуального сознания.
Таким образом, социальные факты относятся к способам действий, мышления и чувств, присутствующим в сообществе и находящимся под влиянием этого сообщества и его контекста. Они формируют структуры, нормы и ценности, которые управляют жизнью в обществе.
Понятие социального факта у дюркгейма
Дюркгейм определял социальный факт как «любой способ действия, фиксированный или нет, который может оказывать внешнее принуждение к индивиду, и который является общим во всем масштабе данного общества и в то же время имеет собственное независимое существование. их индивидуальных проявлений ».
Для французского социолога эти идеи и поведение были внешними по отношению к человеку, но в то же время они формировали его и предрасполагали к определенным действиям.
По его словам, это произошло на основе культурных заповедей, которые каждый человек включил в процесс социализации и которые сознательно или бессознательно влияли на его поведение и мысли.
Основные понятия социального факта
Из определения Дюркгейма вытекают 3 основных характеристики социальных фактов:
1. Они являются внешними по отношению к человеку: эти мысли и поведение не являются частью биологической или психологической конституции человека. Напротив, они приходят извне и даются групповым путем по традиции, обычаю или повторению.
2- Они коллективны: это способы действий, которые разделяет подавляющее большинство членов сообщества, и их нельзя понимать как индивидуальные проявления.
3. Они являются принудительными: эти способы чувства, мышления и действия навязываются обществом, и, если бы это «обязательство» не существовало, люди не могли бы проявлять такой тип поведения.
Социальный факт в социологии
Для этого он постулировал их изучение с помощью эмпирического метода, основанного на наблюдении и экспериментировании, который был максимально приближен к тем, которые используются в точных науках.
Французский мыслитель определил эти идеи и поведение как «вещи», потому что они были внешними по отношению к каждому человеку и потому что их оценка не могла быть сведена к человеку, поскольку они были общими для всего общества.
В этом смысле для своего исследования он упомянул необходимость отбросить все предвзятые идеи, избегая предрассудков и субъективных ощущений.
Кроме того, он понимал, что этот метод должен проверять его гипотезы посредством логических рассуждений, использования статистики, наблюдения реальности и эмпирической проверки.
Типы социальных фактов
С социологической точки зрения социальные факты делятся на 3 группы:
-Морфологический: охватывает те виды поведения, которые определяют участие людей в различных условиях сообщества.
-Учреждения: состоят из действий, которые являются неотъемлемой частью жизни в обществе.
— Текущее мнение: состоит из мод, идей и, как правило, мимолетных тенденций, которые приводят к занятию субъективной позиции по определенной теме.
Социальный факт в законе
Его можно понимать как социальный факт, поскольку его правила и ценности являются коллективными, внешними по отношению к личности и навязываются принудительным образом.
Это неотъемлемая часть жизни общества, поскольку ее основы определяют и поддерживают порядок и преобладающую культуру в данном населении. Кроме того, закон отвечает за формирование членов сообщества и предрасполагает их действовать и думать определенным образом, связанным с группой.
Когда человек возражает против этого коллективного мандата, его обычно наказывают. В зависимости от серьезности поступка вы можете получить моральное неодобрение, подвергнуться цензуре, отстранению, изгнанию или наказанию в гражданском или уголовном порядке.
Короче говоря, социальная жизнь не мыслится без существования правовой системы, и, следовательно, закон присутствует в каждой группе людей. В свою очередь, когда люди принимают это как социальный факт, это означает, что они признают себя членами определенного сообщества.
Примеры социальных фактов
Все условности, юридические предписания и моральные обязательства являются примерами социальных фактов.
Большинство людей в детстве учат читать и писать на определенном языке, есть со столовыми приборами, уважительно относиться к старшим и ходить в школу для получения образования и обучения.
Позже они также узнают, что они должны работать, чтобы зарабатывать на жизнь, оплачивать покупки деньгами, одеваться определенным образом, платить налоги и выполнять контракты, а также супружеские и семейные обязанности.
Все эти виды поведения, которые человек выполняет почти естественно, являются социальными фактами, которые не являются его собственными, но были «навязаны» сообществом, в котором он живет.
Другими примерами являются определенные обычаи, являющиеся частью религии, такие как факт перекрещивания себя или крестное знамение католиков в определенных ситуациях.
Наконец, национальный пыл и демонстрация уважения к флагу и другим национальным символам, демонстрации как форма протеста, а также расистские и ксенофобские идеи против иностранцев, возникающие в определенных общинах, также являются социальными фактами.
Ссылки
11 Энергетическая пища для детей и взрослых
Теории и концепции Эмиля Дюркгейма
Исходя из заголовка статьи, становится понятно, что речь пойдёт о работе и идеях Эмиля Дюркгейма — французского философа и социолога, первого в мире профессора социологии, родоначальника французской социологической школы, а также основателя и издателя журнала «Социологический ежегодник», выпускавшегося с 1886 по 1913 годы. Эмиль Дюркгейм был преподавателем в университетах Парижа и Бордо, а вся его деятельность послужила институциализации социологии во Франции.
Дюркгейм был продолжателем идей французского философа Огюста Конта. Он разделял его точку зрения о месте, занимаемом социологией в системе наук, а также о том, что появиться она могла ещё в XIX веке, когда человечество осознало, что нуждается в самостоятельном управлении социальной жизнью. Дюркгейм активно позиционировал объект социологии — социальную реальность как несводимую к биопсихической сущности людей, а предметом социологии он считал социальные факты, которые могут существовать вне человека и оказывать на него «принудительное» воздействие. Будучи основным теоретиком в области позитивистски направленной социологии, он разработал теории социологии религии, разделения труда, функционального анализа, социальной сплочённости, социального познания, социального факта и даже самоубийства.
Социальный факт
Во всех работа Дюркгейма в явной или неявной форме, но всегда упоминается проблема социального факта – именно он был основой всех идей исследователя. Согласно его представлениям, социальные факты – это основа жизни общества, но они не могут быть сведены ни к физическим, ни к психологическим, ни к экономическим факторам реальности, и обладают своими самостоятельными характеристиками. Главными их признаками являются независимое от человека объективное существование и особая «принудительная сила», оказывающая на человека давление.
Дюркгейм подразделял все социальные факты на:
И исследовал Дюркгейм, главным образом, роль в развитии общества именно духовных социальных фактов, приписывая им решающее значение.
Социологизм
Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма. Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество. Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.
Социальная сплочённость
Социальная сплочённость – это ещё один теоретико-методологический принцип концепции Эмиля Дюркгейма. Социальной сплочённости отводится главная роль в его идеях об экономической власти социума, политической власти, становлении религиозных форм, разделении труда. Чем выше степень социальной сплочённости, тем прогрессивнее общество. А разделение труда – это естественный процесс, которому предшествует согласие всех членов общества. И согласие это может быть двух форм: оно может иметь механический или органический характер.
Механическое согласие (солидарность) преобладало в древнем обществе, где люди были социально равны, любое «несистемное» поведение жёстко пресекалось, и ни один отдельный человек не мог развивать свою индивидуальность. А органическое согласие (солидарность) свойственно современному обществу. В этом случае социальный обмен и его продукты обусловлены зависимостью людей друг от друга. Учитывая, что каждая форма социального согласия сама по себе несовершенна, главная функция разделения труда – это интегрирование людей, обеспечение единства социальной системы и воспитание чувства солидарности – наивысшего морально принципа и универсальной ценности.
В условиях современности, для того, чтобы солидарность вообще могла существовать и развиваться, необходимо создание профессиональных корпораций, которые должны выполнять множество социальных функций, начиная производственными и заканчивая моральными и культурными; вырабатывать и внедрять в жизнь всё новые нормы отношений между капиталом и трудом, способные развивать личность и преодолевать социальный кризис.
Религия
Религии в развитии социума Дюркгейм также предавал большое значение. Во всех своих работах он пишет, что религия является единственным продуктом развития социума. Изучив историю становления религий, от первобытной до буржуазной, он смог доказать, что действительным объектом любого религиозного культа можно считать социум, а главными социальными функциями этих культов – формирование сплочённости и представление идеалов, которые стимулируют социальное развитие. Дюркгейм считал, что религия серьёзно влияет на сохранение нравственных ценностей и становление человека, а также на утверждение позитивной солидарности. В подтверждение этого учёный доказывал, что в обществе нужна религия, причём, не божественная, а социальная.
Самоубийство
Однако наибольшая известность в мире пришла к Дюркгейму после выхода его книги «Самоубийство», в которой он отвергал мнение о том, что основой самоубийства служат исключительно психологические факторы, и доказывал, что истинной причиной является социальная жизнь с её ценностями и нормами, и особенности социальных связей. Само же самоубийство разделялось Дюркгеймом на три типа:
Изучив невероятное количество фактов, Дюркгейм смог доказать, к примеру, что летом самоубийств происходит больше, нежели зимой; в городах – больше, чем в сёлах; среди одиноких – больше, чем среди семейных и т.д. В настоящее время социологи, исследующие подобные проблемы, используют в своей деятельности методики и теории, разработанные Дюркгеймом.
Социологическая теория и социальная философия
Социологическая теория и социальная философия, созданные Дюркгеймом, основываются на категориальном аппарате. Благодаря его всесторонней разработке были выделены такие категории как «коллективные представления», «общественные противоречия», «функция», «структура», «историческая мысль», «время», «общественные классы», «пространство» и т.д. А по причине того, что категории представляют собой концепты, они есть результат коллективной деятельности социума. Но акцентируя внимание на субъективном аспекте категорий, учёный и не отрицал их объективного содержания.
Наследие
Упорный труд и активная исследовательская деятельность позволили Эмилю Дюркгейму оставить после себя не только огромное литературное наследие, но и уникальную социологическую теорию, а также крупную социологическую школу. Основанная Эмилем Дюркгеймом школа, которая группировалась, главным образом, вокруг созданного и выпускаемого им же журнала «Социологический ежегодник», очень успешно развивала и распространяла учение Дюркгейма даже в Первую и Вторую мировые войны.
Все ученики Дюркгейма (Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие) создавали каждый своё направление в социологической науке, основываясь на теориях своего учителя. Эти учёные, а также их последователи успешно защищали и продолжают защищать социологическую теорию Эмиля Дюркгейма от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.
Более подробно ознакомиться с теориями и концепциями Эмиля Дюркгейма вы можете в его работах «Элементы социологии», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни», «Социология и философия» и других.
Э. Дюркгейм о социальных фактах и социологическом методе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальные факты
Эмиль Дюркгейм – это один из самых ярких представителей французской школы социологии. Он являлся приверженцем классического позитивизма, а его взгляды формировались под влиянием трудов и теорий таких исследователей, как Р. Декарт (рационалистская методология), Ш. Монтескье (идеи детерминизма) и И. Кант (учение об этике).
Дюркгейм одним из первых не просто теоретически обосновал предметное поле исследований в области социологии, но и разработал полноценную методологию исследований, которой пользуются по сей день. Социология у Дюркгейма была определена как один из ведущих научных методов познания. Им была разработана концепция органической и механической солидарности. Также Дюркгейм заложил основы социологии религии и осуществил анализ возникновения такого феномена, как самоубийство.
Социум, по мнению Дюркгейма, это относительно целостная система, которая состоит из взаимосвязанных социальных фактов. Между ними налажено множество отношений, благодаря которым общество функционирует.
Социальный факт в концепции Дюркгейма отождествлен с другим понятием – социальный институт. Он понимается в качестве консолидированного комплекса, который состоит из двух взаимосвязанных частей:
Этот дуализм выступает в качестве некоего фактора, которым и обусловлена человеческая сущность и сущность всего общества. Общество осуществляет свои функции в качестве системы, которая выражена через развитие коллективного сознания и коллективного представления. Без человека нет общества, но и без общества сложно представить, как индивид будет нормально функционировать, как он будет справляться с социализацией, адаптацией, принятием социальных норм и ценностей.
Таким образом, в работах Дюркгейма социология – это наука о социальных фактах. Социология как наука предполагает наличие собственного предмета. Это особая реальность, основу которой составляют социальные факты. Это могут быть как духовные, так и морфологические факты, которые видоизменяются со временем, поскольку меняется социальная реальность. Морфологические факты – это наличие путей сообщения между населенными пунктами и территориями, а также плотность населения. Пути сообщения реализуют взаимосвязь между жителями одной или нескольких территорий, гарантируют их возможность в любое удобное время преодолевать расстояния для осуществления совместной деятельности. Также к морфологическим фактам относится характер поселений, которые располагаются на различных территориях. У них есть своя культурная и национальная особенность, свое устройство быта. Если говорить о духовных фактах, то они включают в себя морально-нравственные установки и принципы, религию, ценности, право человека на то, чтобы свободно выражать свои идеи и собственные мысли.
Готовые работы на аналогичную тему
Следует сделать акцент на том, что Дюркгейм в своих научно-исследовательских наработках уделял особое внимание методологическим принципам, исходящим из теоретической социологии. По его мнению, во-первых,социальные факты можно и нужно рассматривать как вещи, ведь у каждого социального факта есть свои особенности, свои свойства. Во-вторых, социальная реальность всегда превалировала и будет превалировать над индивидуальной. Это значит, что человеку необходимо ориентироваться на общую деятельность и анализировать ее, а затем подстраивать свою индивидуальную реальность под общепризнанные тенденции и перспективы развития. Таким образом ему самому будет намного проще адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и не испытывать стресс, если вдруг его реальность не будет соответствовать общепринятой.
Социологический метод Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм опирался на собственное мнение о том, что социология предполагает высшую ступень познания человека и общества. Совсем скоро она встала на один уровень с другими естественными науками, и все благодаря Дюркгейму.
Им же была описана структура социологии. Она состояла из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых частей, а именно:
Общая социология также включает в свою структуру некоторые отраслевые дисциплины, а именно социологию семьи, социологию труда и молодежи и многие другие направления, которые очень активно развиваются в современном мире.
Что касается социологического метода Эмиля Дюркгейма, то он предполагает рассмотрение социальных фактов не в качестве абстрактных примеров социальной реальности, а в качестве самых настоящих вещей. Изучаться они должны эмпирическим путем, как в естественных науках. Дюркгейм выделил также несколько правил социологического метода. Эти правила регламентируют исследование социального процесса и явления, и исследователю необходимо брать их в расчет и даже постоянно ориентироваться на них, ведь благодаря этим правилам можно обозначить процесс исследования и регулировать его на каждом этапе. Так, рекомендовано использование косвенного наблюдения, сравнения с аналогиями. Исследователь должен искать общие закономерности, но посредством изучения единичного, частного процесса. Выявление причинно-следственных связей позволит изучить процесс от его зачатков до самого конца, обнаружить недостатки, найти сильные стороны процесса. Также в рамках исследования можно установить и проанализировать источники исторического развития.
Благодаря исследовательским разработкам Эмиля Дюркгейма социология приобрела четкие границы, и одновременно с этим были обозначены возможные и весьма перспективные направления дальнейшего развития этой науки.