Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма

Понятие социального факта (Э. Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение культурного опыта.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.

Ряд идей Эмиля Дюркгейма легли в основу очень многих положений современной социологии, в частности в концепцию структурно-функционального анализа.

Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».

Формулы, которыми обычно резюмируют учение Дюркгейма:

1) Социальные факты следует рассматривать как вещи.
2) Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида.

Социальные факты всеобщи, т. к. носят коллективный характер. В них сосредотачивается коллективная энергия и коллективное действие. Дюркгейм считает, что социальным фактом является любой устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему воздействию, и оказывающий принудительное воздействие на человека.

Абсолютизация социального факта давала повод обвинить Дюркгейма в том, что его социальные факты существуют независимо от человеческой воли и имеют особое бытие, навязанное человеку извне.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основной принцип теории и методологии Дюркгейма выступает понятие «социологизм».

В этом понятии следует различать 2 аспекта:

1) Онтологический аспект (отвечает на вопрос «что исследуется?»).
2) Методологический аспект («как используется?»).

Касаясь первого аспекта, можно выделить несколько теоретических позиций, которые раскрывают специфику социологизма.

1) По Дюркгейму, социальная реальность в общественный порядок и так же реальна, как и другие – духовная, политическая сферы и т.д. Поэтому она развивается в соответствии с определенными законами.
2) Общество – реальность особого рода, не сводится к другим ее видам. Речь в данном случае идет о признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, индивидуальной биопсихической реальности отдельного индивида. При этом общество и индивид выступают в роли дихотомических пар.

Из леции:

Принятие обязательств, как себя вести в этом мире:

Понятие социального факта

Социальные роли и их присвоение.

Понятие «общество» возникло в начале 20 века. Особое значение имеет французкая социологическая школа. Основатель – Эмиль Дюркгейм.

Дюркгейм предложил иное понимание общества, иную единицу его анализа. Показал, что единицей анализа общества является не отдельный индивид, а, по крайней мере, взаимодействие хотя бы двух индивидов.

Общество (по Дюркгейму) есть совокупность разнообразных взаимодействий между его членами.

Коллективные представления о способах поведения: до Дюркгейма считалось, что есть договоренность между людьми, оттуда и коллективные представления.

Общественные (коллективные) представления не сводятся к сумме индивидуальных представлений. Эти коллективные представления обслуживают жизнь общества в целом. Они обеспечивают нормальную жизнь каждому из его членов (по Дюркгейму).

Система письменности – коллективное представление. Неграмотность письма – нарушение норм.

Дюркгейм назвал эти коллективные представления социальными фактами.

Социальные факты – коллективное сознательное представление, которое обеспечивает нормальное функционирование общества.

Характеристики социальных фактов:

Анализ общественных взаимодействий: теория социальных ролей. Суть: каждый человек – участник общественной жизни, жизни социума, и его можно сравнить с актером. Он как участник спектакля играет определенную роль – социальную роль.

Источник

Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть картинку Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Картинка про Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма

Это определение сформулировал один из основоположников социологии француз Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Примерами социальных фактов являются нормы сосуществования, ценности и условности, которые существуют независимо от воли и существования индивида, как объяснил Дюркгейм.

Характеристики социального факта

Согласно Дюркгейму, социальный факт находится в восприятии индивида. Следовательно, человеческое поведение будет обусловлено социальными реалиями, которые ограничивают отношения, принимаемые обществом.

Социальный факт должен соответствовать трем характеристикам: общность, внешность и принуждение.

Общее

Социальные факты влияют на все общество и поэтому носят коллективный, а не индивидуальный характер. Таким образом, мы говорим, что социальные факты случаются с большинством и достигают всех в целом.

Пример: во время футбольного матча болельщики поют, подбадривая свою команду, одеваются в форму своей команды и кричат, когда забивают гол. Все эти действия ожидаемы, и их не нужно объяснять заранее, так как они уже являются частью спортивного мероприятия.

Внешность

Социальные факты являются внешними по отношению к человеку, то есть они существуют до его рождения, а также происходят независимо от индивидуальных действий.

Пример: снова взять футбольный матч. Если бы кто-то хотел помешать болельщикам закричать гол, когда его команда забила, ему это вряд ли удастся, или его поведение будет сочтено странным. В конце концов, ожидается, что фанаты команды будут отмечать гол таким образом.

Коэрцитивность

Принуждение используется французским социологом в двух значениях.

Во-первых, принуждение связано с силой, с которой культурные стандарты общества навязываются его членам.

Эта характеристика обязывает людей соблюдать культурные и социальные стандарты, которые не всегда совпадают, но которые являются условностями и существуют независимо от того, согласен ли человек с ними или нет.

Второе значение слова принуждение используется для описания силы закона в жизни человека. Таким образом, человек может не соглашаться с тем, как работает общество, но он принимает его, опасаясь наказания по закону.

При культурном принуждении человек может испытывать стыд или смущение, если он не подчиняется социальному поведению, связанному с социальным фактом, в который он включен.

Принудительный характер закона носит карательный характер, в том смысле, что лицо может понести штраф и лишение свободы.

Примеры социальных фактов

Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть картинку Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Картинка про Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма

Все мы знаем, что мы должны принимать душ каждый день, чтобы поддерживать свое тело в чистоте, избегать болезней и неприятного запаха. Точно так же мы должны платить налоги, чтобы правительство могло поддерживать работу социальных служб.

Все эти действия организованы и следуют распорядку, уважаются и имеют реальную власть над человеком. Социальный факт, согласно Дюркгейму, влияет на все общество.

Дюркгейм так определил школу и ее влияние:

«Человек сможет действовать только в той степени, в какой он научится знать контекст, в который он включен, знать свое происхождение и условия, от которых он зависит. И он не может знать этого, не посещая школу, начиная с наблюдения за сырым материалом. что там представлено «.

Эмиль Дюркгейм

Француз Эмиль Дюркгейм считается отцом социологии. Он родился 15 апреля 1858 года в Эпинале и умер 15 ноября 1917 года в Париже. Его исследования позволили классифицировать социологию как науку.

Дюркгейм родился в традиционной еврейской семье, где его отец, дед и прадед были раввинами. Он решил не идти по стопам своих предков. Он бросил еврейскую школу, в которую пошел очень рано, и хотел изучать религию с агностической точки зрения.

Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть картинку Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Картинка про Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма

Дюркгейм считается отцом социологии

В 1879 году Дюркгейм поступил в Высшую нормальную школу, где проявил научный интерес к социологии, но эта область еще не существовала как самостоятельная дисциплина в университетах.

Он обратился к психологии, философии и этике и, благодаря своим исследованиям, помог реформировать французскую систему образования.

Источник

Э. Дюркгейм о социальных фактах и социологическом методе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальные факты

Эмиль Дюркгейм – это один из самых ярких представителей французской школы социологии. Он являлся приверженцем классического позитивизма, а его взгляды формировались под влиянием трудов и теорий таких исследователей, как Р. Декарт (рационалистская методология), Ш. Монтескье (идеи детерминизма) и И. Кант (учение об этике).

Дюркгейм одним из первых не просто теоретически обосновал предметное поле исследований в области социологии, но и разработал полноценную методологию исследований, которой пользуются по сей день. Социология у Дюркгейма была определена как один из ведущих научных методов познания. Им была разработана концепция органической и механической солидарности. Также Дюркгейм заложил основы социологии религии и осуществил анализ возникновения такого феномена, как самоубийство.

Социум, по мнению Дюркгейма, это относительно целостная система, которая состоит из взаимосвязанных социальных фактов. Между ними налажено множество отношений, благодаря которым общество функционирует.

Социальный факт в концепции Дюркгейма отождествлен с другим понятием – социальный институт. Он понимается в качестве консолидированного комплекса, который состоит из двух взаимосвязанных частей:

Этот дуализм выступает в качестве некоего фактора, которым и обусловлена человеческая сущность и сущность всего общества. Общество осуществляет свои функции в качестве системы, которая выражена через развитие коллективного сознания и коллективного представления. Без человека нет общества, но и без общества сложно представить, как индивид будет нормально функционировать, как он будет справляться с социализацией, адаптацией, принятием социальных норм и ценностей.

Таким образом, в работах Дюркгейма социология – это наука о социальных фактах. Социология как наука предполагает наличие собственного предмета. Это особая реальность, основу которой составляют социальные факты. Это могут быть как духовные, так и морфологические факты, которые видоизменяются со временем, поскольку меняется социальная реальность. Морфологические факты – это наличие путей сообщения между населенными пунктами и территориями, а также плотность населения. Пути сообщения реализуют взаимосвязь между жителями одной или нескольких территорий, гарантируют их возможность в любое удобное время преодолевать расстояния для осуществления совместной деятельности. Также к морфологическим фактам относится характер поселений, которые располагаются на различных территориях. У них есть своя культурная и национальная особенность, свое устройство быта. Если говорить о духовных фактах, то они включают в себя морально-нравственные установки и принципы, религию, ценности, право человека на то, чтобы свободно выражать свои идеи и собственные мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует сделать акцент на том, что Дюркгейм в своих научно-исследовательских наработках уделял особое внимание методологическим принципам, исходящим из теоретической социологии. По его мнению, во-первых,социальные факты можно и нужно рассматривать как вещи, ведь у каждого социального факта есть свои особенности, свои свойства. Во-вторых, социальная реальность всегда превалировала и будет превалировать над индивидуальной. Это значит, что человеку необходимо ориентироваться на общую деятельность и анализировать ее, а затем подстраивать свою индивидуальную реальность под общепризнанные тенденции и перспективы развития. Таким образом ему самому будет намного проще адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и не испытывать стресс, если вдруг его реальность не будет соответствовать общепринятой.

Социологический метод Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм опирался на собственное мнение о том, что социология предполагает высшую ступень познания человека и общества. Совсем скоро она встала на один уровень с другими естественными науками, и все благодаря Дюркгейму.

Им же была описана структура социологии. Она состояла из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых частей, а именно:

Общая социология также включает в свою структуру некоторые отраслевые дисциплины, а именно социологию семьи, социологию труда и молодежи и многие другие направления, которые очень активно развиваются в современном мире.

Что касается социологического метода Эмиля Дюркгейма, то он предполагает рассмотрение социальных фактов не в качестве абстрактных примеров социальной реальности, а в качестве самых настоящих вещей. Изучаться они должны эмпирическим путем, как в естественных науках. Дюркгейм выделил также несколько правил социологического метода. Эти правила регламентируют исследование социального процесса и явления, и исследователю необходимо брать их в расчет и даже постоянно ориентироваться на них, ведь благодаря этим правилам можно обозначить процесс исследования и регулировать его на каждом этапе. Так, рекомендовано использование косвенного наблюдения, сравнения с аналогиями. Исследователь должен искать общие закономерности, но посредством изучения единичного, частного процесса. Выявление причинно-следственных связей позволит изучить процесс от его зачатков до самого конца, обнаружить недостатки, найти сильные стороны процесса. Также в рамках исследования можно установить и проанализировать источники исторического развития.

Благодаря исследовательским разработкам Эмиля Дюркгейма социология приобрела четкие границы, и одновременно с этим были обозначены возможные и весьма перспективные направления дальнейшего развития этой науки.

Источник

Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть картинку Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Картинка про Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть картинку Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Картинка про Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть картинку Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Картинка про Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть картинку Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Картинка про Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма

Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть картинку Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Картинка про Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма

Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть картинку Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Картинка про Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По социологии

Вариант №3

Тема: «Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества»

Москва –2009

Содержание

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма………………………..….…. 5

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………….10

3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?………………………………. 12

Список использованной литературы………………………………………. 18

Введение

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX – XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

Дюркгейм считал, что общество – это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин «аномия» служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения. Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии. Целью данной контрольной работы является отражение сущности социологических взглядов Дюркгейма.

1. Раскрыть взгляд Дюркгейма на социологию как науку, ее предмет; Определить суть социологизма; Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.

2. Раскрыть содержание теории «социальной солидарности»; Охарактеризовать нормальное и патологическое в развитии общества.

3. Выявить, что такое парадигма в социальной интерпретации, и какие парадигмы можно выделить в социологии.

Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

Эмиля Дюркгейма можно называют одним из создателей социологии

как науки, основателем французской социологической школы, продолжателем позитивистской контовской традиции в социологии.

Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Смотреть картинку Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Картинка про Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма. Фото Что такое социальный факт в социологии э дюркгейма

Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

Философской основой методологии Э. Дюркгейма является так называемый «социологизм», представляющий из себя разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни.

Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. Под социальными фактами Дюркгейм понимал, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним суще­ствованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отно­шению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне и надындивидуальная реальность. Соответственно, была выделена типология социальных фактов:

В работе «Правила социологического метода» (1895г.) Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки [5,22].

Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Второе правило состоит в том, чтобы «систематические отмежевываться от всехврожденных идей». Это означает, что: а)социология, прежде всего, должна порвать свои связи с всякимиидеологиями и личностными пристрастиями; б) она так же должна освободится от всех предрассудков, которыми обладаютиндивиды в отношении социальных фактов. Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета)целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а)источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении иповедении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственнымизаконами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида. По мнению Э. Дюркгейма, социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе о того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний, потому что у него другое основание другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой – то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода по Э. Дюркгейму.

Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический [2,168].

Онтологическая сторона «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный по­рядок; она столь же устойчива, основательна и «реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

3. Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

Методологический аспект «социологизма»тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов

Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как «социологический империализм»). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *