Что такое социальный фактор в истории
Фактор социальный
Фактор социальный движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения Ф. с. лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с необходимостью порождают другие социальные объекты или их свойства (следствия). В качестве Ф. с. выступает прежде всего деятельность людей, обусловливающая в конечном итоге все многообразие социальной жизни общества. Кроме того, роль Ф. с. выполняют различные материальные и духовные образования: производство, социальные институты, организации, вещная среда, потребности, интересы, ценности, мнения, ориентации, установки людей и т. д. В качестве Ф. с. выступает также взаимодействие сфер жизни общества, когда одна из них оказывает определяющее влияние на другие. Например, экономическая сфера в значительной степени определяет развитие социальной, политической и духовной сфер, она фактор для них, а эти последние, в свою очередь воздействуя на нее, тоже выступают ее факторами, хотя и не определяющими. Поэтому в совокупности Ф. с. следует различать те, которые движут глубинными изменениями в обществе, определяя его существенные характеристики, направление и уровень развития, и те, которые обусловливают лишь отдельные изменения в обществе или в явлениях и процессах.
Следует также распознавать Ф. с., постоянно действующие и случайные, непосредственно и опосредствованно влияющие на объект. Так, к общим Ф. с. относят социально-экономические и другие условия функционирования социальной жизни общества: например, отношения собственности, уровень общественного разделения труда, социальные институты и организации и т. д. Они являются также и постоянно действующими причинами. К специфическим Ф. с. можно отнести определенные особенности тех или иных объектов, от которых зависят такие же характеристики других объектов. Действие прямых Ф. с. может непосредственно фиксироваться и подвергаться контролю в процессе исследования, влияние же косвенных Ф. с. на изучаемый объект прямому контролю не поддается. Его надо специально устанавливать. Познание Ф. с. в социологии связано с разработкой содержательных теорий для объяснения изменений, происходящих в обществе и отдельных его подсистемах, с позиции действия определенных причин. Социологические исследования всегда опираются на определенные методологические и методические подходы к изучению обусловленности одних процессов социальной действительности другими. Цель этих исследований определять и прогнозировать следствия из действия тех или иных факторов на основе предварительного эмпирического анализа взаимоотношения между ними (т. е. действия фактора и следствия). Как известно, проявление причинно-следственных связей в социальных процессах многофакторно и многомерно. Однако в зависимости от целей исследования задача может сводиться к выявлению влияния одного или совокупности факторов, вызывающих соответствующие изменения в социальных объектах. За совокупным действием различных факторов, в том числе и случайного характера, исследование вскрывает нечто устойчивое, необходимое и повторяющееся. И все же, поскольку социальное изменение многофакторное, то прогнозы и выводы из полученных данных носят вероятностный характер. Установление меры проявления причинных связей в социологии осуществляется посредством методов многомерного статистического анализа корреляционного, регрессионного, факторного и др.
Полезное
Смотреть что такое «Фактор социальный» в других словарях:
ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. factor, social; нем. Faktor, sozialer. Движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные соц. изменения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Фактор социальный — движущая сила развития общества; явление или процесс, устанавливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения фактора социального лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с… … Экология человека
ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. factor, social; нем. Faktor, sozialer. Движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные соц. изменения … Толковый словарь по социологии
Социальный фактор — (см. Фактор социальный) … Экология человека
Социальный анархизм — Социальный анархизм, социалистический анархизм[1], анархо социализм, анархистский социализм или коммунитаристский анархизм[2] (эти понятия взаимозаменямы относительно либертарного социализма[1], левого либертарианства[3] или же левого… … Википедия
Социальный дарвинизм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия
Социальный класс — (social class), страта, или слой об ва. Мн. исследователи указывали на разницу, существующую между системами социальной стратификации в доиндустриальных об вах (где социальные различия зависят преимущ. от обществ, положения и основаны на… … Народы и культуры
СОЦИАЛЬНЫЙ АКТОР — человек, занимающийся социальной деятельностью (ср. человеческий фактор в марксизме) … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Социальный фактор — – любая переменная в социальном окружении, которая оказывает значительное влияние на поведение, самочувствие и состояние здоровья индивида … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР — Широкое значение – любая переменная, оказывающая влияние на поведение в социальных условиях … Толковый словарь по психологии
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике
ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
Предмет, структура и социокультурные функции философии.Ф-ции:
Мировозренческая (фил. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир)
Методологическая (фил. участвует в разработке общей научной картины мира)
Социально-критическая(фил. осуществляет теоретический анализ причин возникающих социальных проблем)
Предметом фил являются наиболее общие законы природной, социальной и духовной реальности.
Структура фил:Социальная философия (исследует взаимоотношение личности и общества, поиска идеальной модели общественного устройства)
Этика (изучает проблемы норм и идеалов поведения человека)
Гносеология (исследует проблемы познавательной деятельности человека, форм познания)
Логика (исследует законы и формы правильного мышления)
Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества.
Общество как развивающаяся система представляет собой сложный и противоречивый исторический процесс. Общество развивается по собственным законам. В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов в историческом процессе сливаются в поток действий масс, классов, партий, общественных движений.
Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, не сводимых друг к другу.
Во-первых, это мир природы и вещей, существующих независимо от воли и сознания человека, т.е. объективный, и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и процессов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир – человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.
48.ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ Проблема источника исторического развития связана с решением вопроса о том что движет историю т.е о тех глубинных причинах которые определяют качественное измерение общества и его переход к новому состоянию. Для решения этой проблемы выделяют три модели: теории социального противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта. Теории социального противоречия исходят из общедиалектических установок, в соответствии с которыми именно единство и борьба противоположностей являются источниками развития как в природе так и в обществе.
Солидаризм- делает акцент на социальной сплочённости как гаранте сбалансированного развития общества. Основанием солидарнасти является разделение труда и стратификационная структура общества, что определяет универсальную взаимозависимость индивидов.
Теории конфликта выступают как синтетические по отношению к вышеназванным моделям. По сравнению с социальным противаречием конфликт является более узким понятием и определяется как осознанное противостояние двух или более сторон.
Проблема движущих сил и субъекта истории это вопрос о том кто ее движет.в этом плане под субъектом исторического развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. Движущие силы истории- это слои населения посредством которых осуществляется воля субъекта. В качестве субъекта выделяют: личность,народные массы, элиту. Под движущими силами истории понимали: народ,народные массы, массы.
49.НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ЛИНЕЙНЫЕ И НЕЛИНЕЙНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ.
Для философского анализа истории общества важно определить общую траекторию развития исторического процесса. Существует множество подходов к определению характера исторического процесса, однако все подходы могут быть отнесены к двум основным: линейному (стадильно-поступателыюму) и нелинейному (культурологическому и цивилизационному). Первый подход предполагает, что развитие всех социоисторических организмов идет по одним и тем же законам. Второй допускает, что развитие разных обществ может идти совершенно по-разному, что существуют совершенно различные линии развития.
Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. К линейному подходу к истории можно отнести различные варианты прогрессизма (Г. Гегель. К. Маркс) или регрессизма (философия Древнего Востока, экологический пессимизм). Для этого подхода характерно акцентирование внимания на стадильно общие для всего человечества этапы.
Среди современных вариаций линейного подхода к периодизации социальной истории можно выделить концепции постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и т.д.). В основе данных концепций лежит выделение в истории развития человечества трех этапов:
1) доиндустриалыюго (традиционного) общества;
2) индустриального общества;
3) постиндустриального общества.
1) как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, О. Тоффлер);
2) как синоним культуры (А. Тойнби);
3) как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер).
Идеи нелинейного подхода к истории развивали такие мыслители как Н.А. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, К. Ясперс.
А. Тойнби, исследуя закономерности исторического процесса и его факторы, разработал концепцию локальных цивилизаций. Согласно этой концепции, история человечества рассматривается как совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций, каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения через расцвет к упадку и умиранию. В качестве движущих сил истории Тойнби рассматривает:
1) «вызов», брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение; военная агрессия и т.п.);
2) творческий «ответ» цивилизации на вызов;
3) деятельность талантливых людей («творческого меньшинства», элиты).
Что означает термин социальные факторы: какие виды понятия сильно влияют на общество
О таком понятии, как социальные факторы слышали многие граждане страны, термин может использоваться в различных сферах деятельности населения. При знакомстве со значением возникают самые разнообразные вопросы, как понимать данное выражение, что оно дает людям и где применяется, для подробного рассмотрения предусмотрены наглядные примеры, которые помогут выделить важные моменты. Интереснее всего в первую очередь рассмотреть социальные факторы, максимально влияющие на российскую реальность начиная с финансовой обстановки и заканчивая здравоохранением. Термин воспринимается по большей части как экономическая составляющая, благодаря ему получится намного лучше ориентироваться в происходящем, чтобы правильно вести бизнес, а также получать большую прибыль.
Подробное описание понятия
Эксперты в один голос твердят, что социальный фактор – это процесс или явление, которое впоследствии станет причиной возникновения изменений в социальной среде и способно влиять на разнообразные сферы деятельности. Своего рода движущая сила общества изучается очень пристально с одной целью, чтобы иметь представление о реальной обстановке в государстве, причем учитываются масштабы города и всей необъятной страны. Для знакомства с термином стоит отдать предпочтение не только разновидностям понятия, но и тем областям, которые на данный момент способны отразиться на состоянии Российской Федерации. Некоторые социальные факторы в зависимости от времени создают большее влияние на общество страны, а также на взаимоотношение отраслей или экономики с общественностью.
Фактор старения населения
Этот показатель сильно влияет на общее развитие государства, поэтому эксперты составляют целые пирамиды с учетом исследований и проверок, помогающих проследить тенденцию возрастов. Термин, по сути, из области демографических особенностей РФ, но отношение к социальным факторам отвергать глупо, ведь данные, собранные по людям, оказывают влияние на развитие общества.
Если в стране наблюдается прирост более зрелых личностей, такие особенности вызывают спрос на постройки, характерные возрастному составу населения, а также выпуску соответствующих продуктов для пожилых людей в больших, оптовых поставках. Нельзя не отметить спрос на услуги здравоохранения, влияние на общество стоит назвать внушительным и разносторонним, отличный пример для того, чтобы понять суть термина.
Уровень доходов граждан
Этот социальный фактор не менее значимый для России, дифференциация по уровню зарплат означает то, что пропасть образовавшаяся между богатыми слоями населения и бедными людьми максимально растет. В свою очередь, такой показатель будет оказывать влияние на некоторые сферы деятельности, востребованные в данный момент. Повсеместно открываются компании, способные предложить отдых по низким ценам, бюджетные товары или предоставление услуг по доступной стоимости, что упрощает жизнь и открывает возможность для формирования нового бизнеса.
Принимая во внимание дифференциацию, стоит помнить, что вкусы у разных слоев граждан приблизительно будут одинаковыми, также дело обстоит и с интересами людей. Деятельность компании зачастую ориентируют как на высший класс, так и на средний для получения максимальной выгоды.
Безработица и частные фирмы
Социально-экономический фактор способен существенно повлиять на общество, являясь главной движущей силой в развитии народа, в понятие входят два важных элемента, такие как:
Беря во внимание РФ, показатели страны будут сильно зависеть от наличия частных предпринимателей. Вспомнив времена 10-15 лет назад, все моменты станут намного понятней, не так давно попытки начать самостоятельную деятельность моментально пресекались, сегодня дело обстоит иначе. При желании любой человек без проблем сможет попробовать себя в бизнесе, достаточно лишь накопить стартовый капитал.
Безработица менее приятный фактор, но его не следует отбрасывать в сторону, данные такого плана неустанно растут, оказывая огромное влияние на общественность. Семьи неспособны получать достаточно средств, чтобы иметь все для счастливого существования, учащаются приступы паники, стресса, итогом которых становятся заболевания. Безработица плотно связана с дифференциацией уровня доходов, хотя заработные платы продолжают расти, некоторые личности попросту не могут найти рабочее место. Важно вовремя отреагировать на проявление этого социального фактора и создать достаточное количество рабочих мест, прибегая к открытию новых вакансий на заводах или фабриках.
Изменения в семьях
По мнению людей, в семейной жизни нет ничего особенного, способного существенно повлиять на общественность, но эти суждения опровергает наличие социального фактора. Увеличение количества разводов никак не подталкивает граждан заводить новую семью, отчего страдает рождаемость в стране. Одиноких людей становится больше, эта группа общества помимо личных переживаний вызывает беспокойство у родственников, друзей и коллег по работе.
Популярность гражданских браков не осталась в стороне, стиль жизни людей отличается от приянтой молодежью, которая видит создание семьи только после посещения ЗАГСа, что оказывает моральное воздействие на общество. Пара с неузаконенными отношениями может запросто заводить детей и снимать жилье, а после нескольких сор просто разойтись, увеличивая тем самым число одиноких людей.
Факторы исторического развития
Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества
Занятие 1-2. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и ее последствия. Древнейшие государства. Великие державы Древнего Востока.
Отцом истории как науки считается Геродот, написавший трактат «История», описывающий греко-персидские войны.
История повествует нам о прошлом и о том, какую роль в определенных событиях сыграл один человек или группа людей. История позволяет проследить, как в результате тех или иных действий людей меняются события, эпохи приходят одна на смену другой, как совершаются революции, начинаются войны, или заключаются перемирия. Изучая историю можно попытаться понять, почему людей действуют определенным образом в каких-либо ситуациях, как на чужих ошибках научиться поменьше совершать своих. История – одна из самых объемных наук, т.к. включает в себя не только изложение конкретных событий, но и всевозможные их интерпретации.
История – наука гуманитарная. Следовательно, большую роль в ней играет человеческий фактор. Следовательно, история склонна к субъективизму более, чем какая либо другая наука.
Достоверность и источники исторического знания
История – наука о прошлом, следовательно, нет возможности наблюдать объект своего изучения. В большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, благодаря которому он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.
Все исторические источники можно разделить на 6 групп:
Кинофотодокументы.
В качестве наук, дающих большую часть информации можно назвать следующие 4 науки:
Цивилизации. Варианты их типологии
n Экономическую организацию
n Социальную организацию
n Политическую организацию
n Систему образования и воспитания
Признаки цивилизации
n Высокий уровень развития производящего хозяйства
n Наличие политических структур
n Использование письменности
n Монументальные сооружения
Природное сообщество-исторические сообщества, живущие в рамках природного цикла. Для цивилизации Природное сообщество характерно обожествление природы, традиционализм в культуре и коллективизм в социальной жизни, власть опирается на традиции или кровное родство
Восточная цивилизация. Традиционализм, низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности, представление о полной несвободе человека, установка на созерцательность, политическая организация – деспотия, коллективизм
Западная цивилизация. Признаками западной цивилизации можно считать: динамизм, ориентация на новизну, уважение к человеческой личности, ндивидуализм, рациональность, свобода, равенство, терпимость, уважение к частной собственности, демократия. Подвидом западной цивилизации является техногенная цивилизация, начавшая формироваться в начале 15 века и распространившаяся по всей территории Земли.
Современная (глобальная) цивилизация. В современном мире появился новый глобальный тип цивилизации, в котором невозможно существование изолированно одной цивилизации от другой. Народы и культуры постоянно влияют друг на друга, обмениваются новейшими достижениями во всех областях жизнедеятельности.
Факторы исторического развития
Природно-климатический –определяет тип хозяйствования на данной территории, деятельность, которой преимущественно будут заниматься люди. Природа определяет не только вид деятельности, которым будут заниматься люди в данной местности, но и взаимоотношения их друг с другом, а также форму государственного устройства. Если условия климата суровые больше вероятность возникновения коллективных форм хозяйствования, а чем легче условия жизни. В более мягких условиях жизни правление будет более демократичным. Жесткий климат требует и достаточно авторитарного руководства, способного собрать налоги в условиях нехватки ресурсов.
Экономический фактор.К мысли о том, что экономика играет важнейшую роль в истории, пришли во второй половины XIX в. многие историки. Это направление, которое принято называть историко-экономическим, или просто экономическим («экономиизмом»), получило самое широкое распространение в исторической науке Германии, Франции, Великобритании, России. Более того, на рубеже XIX и XX веков оно стало ведущим, что признавали как его поборники, так и его противники.
Социальный фактор в истории («Государь», глава IX).
Человек и судьба («Государь», глава XXV).
КАКОВА ВЛАСТЬ СУДЬБЫ НАД ДЕЛАМИ ЛЮДЕЙ И КАК МОЖНО ЕЙ ПРОТИВОСТОЯТЬ
Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что всем в мире правят судьба и Бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда делается вывод, что незачем
утруждать себя заботами, а лучше примириться со своим жребием. Особенно многие уверовали в это за последние годы, когда на наших глазах происходят перемены столь внезапные, что всякое человеческое предвидение оказывается
перед ними бессильно. Иной раз и я склоняюсь к общему мнению, задумываясь о происходящем.
И, однако, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям. Я уподобил бы судьбу бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь, все отступают перед ее напором, бессильные его сдержать. Но хотя бы и так,—
разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?
То же и судьба: она являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений. Взгляните на Италию, захлестнутую ею же вызванным бурным разливом событий, и вы увидите, что она подобна ровной местности, где нет ни плотин, ни заграждений. А ведь если бы она была защищена доблестью, как Германия, Испания и Франция, этот разлив мог бы не наступить или по крайней мере не причинить столь значительных разрушений. Этим, я полагаю, сказано достаточно о противостоянии судьбе вообще.
Что же касается, в частности, государей, то нам приходится видеть, как некоторые из них, еще вчера благоденствовавшие, сегодня лишаются власти, хотя, как кажется, не изменился ни весь склад их характера, ни какое-либо отдельное свойство. Объясняется это, я полагаю, теми причинами, которые были
подробно разобраны выше, а именно тем, что если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов. Я думаю также, что сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени,
и утрачивают благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени.
От того же зависят и превратности благополучия: пока для того, кто действует осторожностью и терпением, время и обстоятельства складываются благоприятно, он процветает, но стоит времени и обстоятельствам
перемениться, как процветанию его приходит конец, ибо он не переменил своего образа действий. И нет людей, которые умели бы к этому приспособиться, как бы они ни были благоразумны. Во-первых, берут верх природные склонности,
во-вторых, человек не может заставить себя свернуть с пути, на котором он до того времени неизменно преуспевал. Вот почему осторожный государь, когда настает время применить натиск; не умеет этого сделать и оттого гибнет, а
если бы его характер менялся в лад с временем и обстоятельствами, благополучие его было бы постоянно.
Папа Юлий всегда шел напролом, время же и обстоятельства
Итак, в заключение скажу, что фортуна непостоянна, а человек упорствует в своем образе действий, поэтому, пока между ними согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его
Поэтому она, как женщина,— подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают.
Социальный фактор в истории («Государь», глава IX).
О ГРАЖДАНСКОМ ЕДИНОВЛАСТИИ
народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении; столкновение же этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо беззаконием, либо свободой.
Единовластие учреждается либо знатью, либо народом, в зависимости от того, кому первому представится удобный случай. Знать, видя, что она не может противостоять народу, возвышает кого-нибудь из своих и провозглашает ег государем, чтобы за его спиной утолить свои вожделения. Так же и народ, видя, что он не может сопротивляться знати, возвышает кого либо одного, чтобы в его власти обрести для себя защиту. Поэтому тому, кто приходит к
власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий.
— можно, ибо она малочисленна. Народ, на худой конец, отвернется от государя, тогда как от враждебной знати можно ждать не только того, что она отвернется от государя, но даже пойдет против него, ибо она дальновидней, хитрее, загодя ищет путей к спасению и заискивает перед тем, кто сильнее. И ще добавлю, что государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале.
Эту последнюю часть разъясню подробней. С людьми знатными надлежит поступать так, как поступают они. С их же стороны возможны два образа действий: либо они показывают, что готовы разделить судьбу государя, либо
нет. Первых, если они не корыстны, надо почитать и ласкать, что до вторых, то здесь следует различать два рода побуждений. Если эти люди ведут себя таким образом по малодушию и природному отсутствию решимости, ими следует воспользоваться, в особенности теми, кто сведущ в каком-либо деле. Если же они ведут себя так умышленно, из честолюбия, то это означает, что они думают о себе больше, нежели о государе. И тогда их надо остерегаться и бояться не
меньше, чем явных противников, ибо в трудное время они всегда помогут погубить государя.
Так что если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать
меняются от случая к случаю и не могут быть подведены под какое-либо определенное правило.
Скажу лишь в заключение, что государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут. Набид, правитель Спарты, выдержал осаду со стороны всей Греции и победоносного римского войска и отстоял
власть и отечество; между тем с приближением опасности ему пришлось устранить всего несколько лиц, тогда как если бы он враждовал со всем народом, он не мог бы ограничиться столь малым. И пусть мне не возражают на
как обманулись Гракхи в Риме или мессер Джорджо Скали во Флоренции. Но если в народе ищет опоры государь, который не просит, а приказывает, к тому же бесстрашен, не падает духом в несчастье, не упускает нужных приготовлений для обороны и умеет распоряжениями своими и мужеством вселить бодрость в тех, кто его окружает, он никогда не обманется в народе и убедится в прочности подобной опоры.
слабее и уязвимее, ибо он всецело зависит от воли граждан, из которых состоит магистрат, они же могут лишить его власти в любое, а тем более в трудное, время, то есть могут либо выступить против него, либо уклониться от
выполнения его распоряжений. И тут, перед лицом опасности, поздно
4.Религиозный фактор в истории («Рассуждения…», Книга первая, глава XI – XII; Книга вторая, глава II).
Случилось так, что первым своим устроителем Рим имел Ромула и от него, как если бы он был ему сыном, получил жизнь и воспитание. Однако, решив, что порядки, учрежденные Ромулом, не достаточны для столь великой державы, небеса внушили римскому Сенату решение избрать преемником Ромула Нуму Помпилия, дабы он упорядочил все то, что Ромул оставил после себя недоделанным.
Найдя римский народ до крайности диким и желая заставить его подчиняться нормам общественной жизни посредством мирных средств, Нума обратился к религии как к вещи совершенно необходимой для поддержания цивилизованности и так укоренил ее в народе, что потом в течение многих веков не было республики, в которой наблюдалось бы большее благочестие; оно то и облегчило как римскому Сенату, так и отдельным великим римлянам осуществление всех задумываемых ими предприятий. Всякий, кто рассмотрит бесчисленные действия всего народа Рима в целом, а также отдельных римлян, увидит, что римские граждане гораздо больше страшились нарушить клятву, нежели закон, как те, кто почитают могущество бога превыше могущества людей. Это ясно видно на примере Сципиона и Манлия Торквата.
После разгрома, учиненного римлянам при Каннах Ганнибалом, многие римские граждане собрались вместе и, отчаявшись в спасении родины, решили покинуть Италию и уехать в Сицилию. Прослышав про то, Сципион разыскал их и, обнажив меч, заставил их поклясться не покидать родину.
Так вот, те самые граждане, которых не могли удержать в Италии ни любовь к родине, ни отеческие законы, были удержаны насильно данною клятвой. А упомянутый Трибун пренебрег ненавистью, обидой, нанесенной ему сыном Луция Манлия, собственной честью, чтобы только никак не нарушить данной им клятвы. Порождалось же это не чем иным, как тою религией, которую Нума насадил в Риме.
Кто хорошо изучит римскую историю, увидит, насколько религия помогала командовать войсками, воодушевлять Плебс, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных. Так что, если бы зашел спор о том, какому государю Рим обязан больше — Ромулу или же Нуме, то, как мне кажется, предпочтение следовало бы отдать Нуме, ибо там, где существует религия, легко создать армию, там же, где имеется армия, но нет религии, насадить последнюю чрезвычайно сложно. Известно, что для основания Сената и для установления других гражданских и военных учреждений Ромулу не понадобилось авторитета бога. Однако авторитет сей весьма пригодился Нуме; он делал вид, будто завел дружбу с Нимфой и что именно она советовала ему все то, что он потом рекомендовал народу. Проистекало это из того, что Нума хотел ввести новые, невиданные дотоле порядки и не был уверен, хватит ли для этого его собственного авторитета.
В самом деле, ни у одного народа не было никогда учредителя чрезвычайных законов, который не прибегал бы к Богу, ибо в противном случае законы их не были бы приняты; ибо много есть благ, познанных человеком рассудительным, которые сами по себе не столь очевидны, чтобы и все прочие люди могли сразу же оценить их достоинства. Вот почему мудрецы, желая устранить подобную трудность, прибегают к богам. Так поступал Солон, и так же поступали многие другие законодатели, преследовавшие те же самые цели, что были у Ликурга и у Солона.
Так вот, восхищаясь добротой и мудростью Нумы, римский Народ подчинялся всем его решениям. Правда, времена тогда были весьма религиозные, а люди, над которыми ему приходилось трудиться, были совсем неотесанные. Это сильно облегчало Нуме исполнение его замыслов, ибо он мог лепить из таких людей все, что хотел. Кто захотел бы в наши дни создать республику, нашел бы для нее более подходящий материал среди горцев, которых еще не коснулась культура, а не среди людей, привыкших жить в городах, где культура пришла в упадок. Так скульптору легче извлечь прекрасную статую из неотесанного куска мрамора, нежели из плохо обработанного кем нибудь другим.
Итак, рассмотрев все сказанное, я прихожу к выводу, что введенная Нумой религия была одной из первейших причин счастия Рима, ибо религия эта обусловила добрые порядки, добрые же порядки породили удачу, а удача приводила к счастливому завершению всякое предприятие. Подобно тому как соблюдение культа божества является причиной величия государств, точно так же пренебрежение этим культом является причиною их гибели. Ибо там, где отсутствует страх перед Богом, неизбежно случается, что царство либо погибает, либо страх перед государем восполняет в нем недостаток религии. Но поскольку жизнь государей коротка, то и случается, что такое царство существует лишь до тех пор, пока существует доблесть его царя. Вот почему царства, зависящие только от доблести одного человека, недолговечны, ибо доблесть эта исчезает с его смертью и весьма не часто воскресает в его наследниках, как о том мудро говорит Данте:
Не часто доблесть, данная владыкам,
Нисходит в ветви; тот ее дарит,
Кто может все в могуществе великом.
Поэтому благо республики или царства состоит вовсе не в том, чтобы обладать государем, который бы мудро правил ими в течение всей жизни, а в том, чтобы иметь такого государя, который установил бы в них такие порядки, чтобы названное благо не исчезло с его смертью. И хотя грубых людей легче убедить принять какой либо новый порядок или согласиться с каким нибудь новым мнением, из этого никак не следует, будто вовсе невозможно убедить в том же самом граждан цивилизованных и почитающих себя людьми отнюдь не неотесанными. Народ Флоренции не кажется ведь ни невежественным, ни грубым; тем не менее брат Джироламо Савонарола убедил его в том, что он беседовал с Богом. Я не хочу разбирать, правда ли то или нет, ибо о такого рода людях надлежит говорить с почтением. Я говорю лишь, что весьма многие ему верили, без того чтобы какое либо из ряда вон выходящее знаменье вынудило их к этому; для того, чтобы вызвать к его словам доверие, достаточно было его образа жизни, его учения, предмета, о котором он толковал. Поэтому пусть никто не опасается, что ему не удастся достичь того же, что прежде удавалось достигнуть другим; ведь люди, как было говорено в нашем предисловии, рождаются, живут и умирают, всегда следуя одному и тому же порядку вещей.
О том, сколь важно считаться с религией и как, пренебрегая этим, по вине римской церкви Италия пришла в полный упадок
Государи или республики, желающие остаться неразвращенными, должны прежде всего уберечь от порчи обряды своей религии и непрестанно поддерживать к ним благоговение, ибо не может быть более очевидного признака гибели страны, нежели явное пренебрежение божественным культом. Это легко уразуметь, зная, на чем основана религия, рождающаяся вместе с людьми; ведь жизнь всякой религии поддерживается каким нибудь ее главным принципом. Жизнь языческой религии держалась на ответах оракулов и на секте прорицателей и гаруспиков: из этого проистекали все прочие церемонии язычников, их жертвоприношения и их обряды. Ведь нетрудно поверить тому, что бог, который способен предсказать тебе твое грядущее благо или же твое грядущее зло, может также и даровать тебе оные. Отсюда рождались храмы, отсюда — жертвоприношения, отсюда — молитвы и весь прочий ритуал богопочитания. Вот почему оракул Делоса, храм Юпитера Амона и другие прославленные оракулы преисполняли мир восхищением и благоговением. Когда же впоследствии они начали вещать угодное власть имущим и весь этот обман стал явен народу, люди сделались неверующими и готовыми нарушить любой добрый порядок. Поэтому главам республики или царства надобно сохранять основы поддерживающей их религии. Поступая так, им будет легко сохранить государство свое религиозным, а следовательно, добрым и единым. Им надлежит поощрять и умножать все, что возникает на благо религии, даже если сами они считают явления эти обманом и ложью. И им следует поступать так тем ревностнее, чем более рассудительными людьми они являются и чем более они сильны в познании природы. Именно поэтому, что подобного образа действий придерживались мудрецы, возникла вера в чудеса, которые почитаются всеми религиями, даже ложными. Ведь люди знающие раздувают их, какими бы причинами чудеса сии ни порождались. В Древнем Риме такого рода чудес было предостаточно. Вот одно из них. В то время, как римские солдаты предавали разграблению город вейентов, некоторые из них вошли в храм Юноны и, приблизившись к статуе богини, спросили у нее: «Vis venire Romam?» После этого какому то из солдат показалось, будто статуя кивнула, другому же, — что она ответила: «Да». Ведь будучи людьми глубоко религиозными (согласно Титу Ливию, они вступили в храм чинно, преисполненные почтения и благочестия), солдаты сочли, будто услышали тот самый ответ, каковой, как им представлялось, предполагал их вопрос. Мнение это и суеверие солдат было полностью одобрено и поддержано Камиллом и прочими начальниками города.
Если бы князья христианской республики сохраняли религию в соответствии с предписаниями, установленными ее основателем, то христианские государства и республики были бы гораздо целостнее и намного счастливее, чем они оказались в наше время. Невозможно представить большего свидетельства упадка религии, нежели указание на то, что народ, находящийся ближе всех к римской Церкви, являющейся главой нашей религии, наименее религиозен. Тот, кто рассмотрит основы нашей религии и посмотрит, насколько отличны ее нынешние обычаи от стародавних, первоначальных, придет к выводу, что она, несомненно, близка либо к своей гибели, либо к мучительным испытаниям.
Так как многие придерживаются мнения, будто благо городов Италии проистекает от римской Церкви, я хочу выдвинуть против этого мнения ряд необходимых для меня доводов. Приведу два из них, чрезвычайно сильных и, как мне представляется, неотразимых. Первый: дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии, что повлекло за собой бесчисленные неудобства и бесконечные беспорядки, ибо там, где существует религия, предполагается всякое благо, там же, где ее нет, надо ждать обратного. Так вот, мы, итальянцы, обязаны Церкви и священникам прежде всего тем, что остались без религии и погрязли во зле.
Но мы обязаны им еще и гораздо большим, и сие — вторая причина нашей погибели. Церковь держала и держит нашу страну раздробленной. В самом деле, ни одна страна никогда не бывала единой и счастливой, если она не подчинялась какой нибудь одной республике или же какому нибудь одному государю, как то случилось во Франции и в Испании. Причина, почему Италия не достигла того же самого, почему в ней нет ни республики, ни государя, которые бы ею управляли, — одна лишь Церковь. Укоренившись в Италии и присвоив себе светскую власть, римская Церковь не оказалась ни столь сильной, ни столь доблестной, чтобы суметь установить собственную тиранию надо всей Италией и сделаться ее государем; с другой стороны, она не была настолько слаба, чтобы, боясь утратить светскую власть над своими владениями, не быть в состоянии призывать себе на подмогу могущественных союзников, которые защищали бы ее против всякого народа и государства, становящегося в Италии чрезмерно сильным. В давние времена тому бывало немало примеров. Так, при помощи Карла Великого Церковь прогнала лангобардов, бывших чуть ли не королями всей Италии. В наше время она подорвала мощь венецианцев с помощью французов, а потом прогнала французов с помощью швейцарцев. Таким образом, не будучи в силах овладеть всей Италией и не позволяя, чтобы ею овладел кто нибудь другой, Церковь была виновницей того, что Италия не смогла оказаться под властью одного владыки, но находилась под игом множества господ и государей. Это породило столь великую ее раздробленность и такую ее слабость, что она делалась добычей не только могущественных варваров, но всякого, кто только ни желал на нее напасть. Всем этим мы, итальянцы, обязаны Церкви, и никому иному. А если кто пожелал бы на опыте проверить истинность вышесказанного, ему следовало бы обладать такой силой, чтобы иметь возможность переселить папскую курию, со всей тою властью, какой она располагает в Италии, на земли швейцарцев, каковые ныне являются единственным народом, живущим на манер древних, касается ли это их религии или же порядков в их армии; он увидел бы, что порочные нравы означенной курии за короткое время внесли бы больший разлад в эту страну, нежели любое другое несчастие, которое могло бы когда либо выпасть на ее долю.
Глава II
С какими народами римлянам приходилось вести войну и как названные народы отстаивали свою свободу
Ничто так не затрудняло римлянам покорение народов соседних стран, не говоря уж о далеких землях, как любовь, которую в те времена многие народы питали к своей свободе. Они защищали ее столь упорно, что никогда не были бы порабощены, если бы не исключительная доблесть их завоевателей. Многие примеры свидетельствуют о том, каким опасностям подвергали себя тогдашние народы, дабы сохранить или вернуть утраченную свободу, как мстили они тем, кто лишал их независимости.
Уроки истории учат также, какой вред наносит народам и городам рабство. Там, где теперь имеется всего лишь одна страна, о которой можно сказать, что она обладает свободными городами, в древности во всех странах жило множество совершенно свободных народов.
В те далекие времена, о которых мы сейчас говорим, в Италии, начиная от Альп, отделяющих ныне Тоскану от Ломбардии, и до ее оконечности на юге, жило много свободных народов. Это были тосканцы, римляне, самниты и многие другие народы, населявшие остальную Италию. Нет никаких указаний на то, что в Италии тогда имелись какие либо цари за исключением тех, что правили в Риме, да еще Порсены, царя Тосканы, род которого угас, но как и когда — история о том умалчивает. Тем не менее совершенно очевидно, что в пору, когда римляне осаждали Вейи, Тоскана была уже свободной и так радовалась свободе, до такой степени ненавидела само имя государя, что когда вейенты для своей защиты избрали в Вейях царя, а затем обратились к тосканцам за помощью против римлян, тосканцы после долгих совещаний решили не помогать вейентам, пока те будут жить под властью царя, полагая, что нехорошо защищать родину тех, кто уже подчинил ее чужой воле.
Нетрудно понять, почему у народа возникает такая любовь к свободной жизни. Ведь опыт показывает, что города увеличивают свои владения и умножают богатства, только будучи свободными. В самом деле, диву даешься, когда подумаешь, какого величия достигли Афины в течение ста лет, после того как они освободились от тирании Писистрата. Еще больше поражает величие, достигнутое Римом, освободившимся от царей. Причину сего уразуметь несложно: великими города делает забота не о личном, а об общем благе. А общее благо принимается в расчет, бесспорно, только в республиках. Ибо все то, что имеет его своей целью, в республиках проводится в жизнь, даже если это наносит урон тому или иному частному лицу; граждане, ради которых делается сказанное благо, столь многочисленны, что общего блага можно достигнуть там вопреки немногим, интересы которых при этом ущемляются.
Не удивительно также, что народ жестоко мстит тем, кто отнимает у него свободу. Примеров тому достаточно, я хочу указать лишь на события, имевшие место в Керкире, греческом городе, во время Пелопоннесской войны. Тогда вся Греция разделилась на две партии, одна из которых была на стороне афинян, другая — спартанцев; следствием сего было то, что из многих городов, разделенных на партии, одни стремились к дружбе со Спартой, а другие — с Афинами. Случилось так, что когда в упомянутом городе верх одержали нобили и отняли у народа свободу, народная партия с помощью афинян собралась с силами, захватила всю знать и заперла нобилей в тюрьму, способную вместить их всех. Затем их начали выводить оттуда по восемь десять человек зараз под предлогом отправки в изгнание и убивать, проявляя при этом большую жестокость. Проведав про то, оставшиеся в тюрьме решили по возможности избежать столь позорной смерти и, вооружившись чем попало, принялись защищать дверь в тюрьму, отбиваясь от тех, кто хотел в нее ворваться. Сбежавшийся на шум народ сломал крышу тюрьмы и похоронил заключенных в ней нобилей под ее обломками.
Потом в Греции было много других не менее ужасных и примечательных событий. Из всего этого явствует, что за похищенную свободу люди мстят более энергично, чем за ту, которую у них еще только собираются отнять.