Что такое социальный кризис

Общество

Социальный кризис

не способны изменить отрицательные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающиеся в институциональных форм, определяющие режим накопления материального достатка. Результатом социального кризиса является нежизнеспособность закономерностей.

Социальный кризис прослеживается по факторам проявления. По этому показателю можно выявить противоречия в системе, определить параметры функционирования, показывающие наличие разбалансированности. Симптомы социального кризиса – это показатель приближающейся проблемы. Он показывает слабые, наиболее уязвимые стороны в функционировании системы.
Социальный кризис является историческим взаимодействием предопределенного развертывания, при котором выстраиваются комбинации социального фактора в ограничительную структуру. Нормативность социального кризиса представляет собой результат деятельности структуры, которая должна опережать реакцию иных структур, тем самым их подавлять. Социальный кризис всегда приходит к логическому завершению, при котором возможность действий «подавленной» стороны неизбежно попадает в «абсолютную» зависимость от поддержания необходимых условий «комфортности». Итог кризиса один и тот же: необратимые изменения вторичных качеств у социальных агентов, претерпевающих кризис. Выход из кризиса возможен в том случае, когда стороны разделяются на две и более структуры и заменяют подавленные качества.
Основа социального кризиса – это выбывание функционирующего социального агента, подверженного кризису. При этом социальный кризис все равно будет назревать и реализуется. В дальнейшем кризис будет длиться какой-то промежуток времени. На этом промежутке будут реально ощущаться его последствия. Опасность криза сохраняется на протяжении как короткого, так и продолжительного периода. Итогом этих процессов является то, что «подчиняющая» группа не оставляет права выбора «подчиненной» группе.
Социальные кризисы разнообразны. Они отличаются по масштабам и распространенности. Но единственное их сходство состоит в том, что они оказывают огромное влияние на обширные социальные слои.
Любые фазы развития человека, традиции и уклад жизни, религия и сознание – способны претерпевать социальный кризис. Смысловая нагрузка кризиса заключается в том, что не важно, к чему и кем он прилагается, а в том, какие изменения социальных характеристик он несет. Чем сильнее эти изменения, тем сильнее степень влияния кризиса. Например, в обществе существует некий запрет. Подчиниться ему можно следуя нормам закона, либо путем насильственного подчинения. К таким кризисам можно отнести: установление над государством внешнего управление, завоевания территории государства противником, банкротство, разоблачение ложного учения.
На пустом месте развитие кризиса невозможно. Этому предшествует развитие кризисного «фона». Для кризисного «порыва» должна сложиться такая ситуация, при которой «подчиняющиеся» структуры будут иметь относительное преимущество над «подчиняющими».
Назреванию кризиса предшествует возникновение предкризисной ситуации. Социальный кризис является необратимым процессом, который с максимальной скоростью способен распространиться на доступное историческое пространство. Основой смысловых оценок, следовательно, будет не количество охваченной территории или периода, а качество «подчиняющихся» структур. Например, из-за отсутствия собственной активности, одна из структур будет входить в кризис, используя цели деятельности другой, тем самым она начнет переживать кризис приспособления. Итогом кризиса станет невозможность самостоятельно действовать в каком-либо взаимодействии. Структура не способна будет найти свой собственный исторический образ жизни. Такими примерами являются: хозяйственная разруха, и поражение в войне.
Кризис подается оценке востребованности некими структурами социального развития. Послекризисная ситуация общества приносит выгоду организаторам и участникам, но их нельзя рассматривать как «потребителей» складывающейся ситуации. Возможность назревающего социального кризиса нельзя остановить, рассматривая его участников и следуя их цели. На первый план выступает понятие социального «пространства». В нем должны развиваться такие условия, которые подталкивают социальных агентов к нестабильным взаимодействиям. Стремление окончить бессмысленные процессы, дает начало развитию кризиса.
Исторический анализ социального кризиса заключается в том, что социальное развитие не происходит без нарушений. Многие историки рассматривают кризис, как свершившийся факт и не уделяют должного внимания предшествующим событиям, которые привели к возникновению кризиса.
Таким образом, в широком смысле слова понятие «социальный кризис» рассматривается как, всякий кризис, который связанный с развитием общества. В более узком понимании – это понятие связано с разграничением сфер жизни общества.
В прямом смысле слова кризис надо понимать, как нарушения работы функционирования общества и государства в целом. При высокой активности недовольных масс людей, кризис способен перерасти в гражданскую войну. Поскольку экономическая сфера в государстве является решающей, то причина социального кризиса находиться именно в ней. В здоровой экономике социальные трудности переживаются безболезненно, но они могут быть усилены начавшимися стихийными бедствиями, войнами, ошибками правительства.
Причина социального кризиса в капиталистическом обществе заключается в нарастании разрушительности экономических кризисов, которые подрывающих устои всех сфер деятельности общества и начинающих угрожать самому существованию людей.
В частности, нарастание кризисных ситуаций происходит при существовании стихийного рыночного регулирования экономики. Показателями деятельности отрасли, является полученная прибыль от продаж. При прекращении продаж, происходит накапливания товаров и прекращается товарооборот. Из такой отрасли изымается капитал, и она прекращает свою деятельность, приводя к остановке другие взаимосвязанные с ней отраслей. При таких условиях возникает экономический кризис.
Рост обобществления производства позволяет все глубже проникнуть кризису в сферы экономики. Конкуренция и погоня за прибылью приводит к выпуску большому количеству товаров по более низким ценам и внедрению новых технологий. Все это способствует специализации производства, дальнейшему разделению труда и кооперации возросшего числа отраслей. Все эти показатели превращают хозяйство в структуру взаимозависимых отраслей, тем самым повышая уровень обобществления. Чем выше этот уровень, тем больше отраслей затрагивает кризис. Рано или поздно он достигает верхней планки, при которой закрывается производство, происходит увольнение работников, ухудшается уровень жизни населения. Наряду с этим, растут противоречия внутри общества, появляется недоверие к власти, повышается рост преступности. Как следствие, возникает социальный кризис.
Такая кризисная ситуация сложилась в первые десятилетия XX века и достигла своей кульминации в экономическом кризисе мирового масштаба 1929-1933 годах. В эти годы, в результате экономического кризиса, в Америке разразился острый социальный кризис. Поэтому, президентом Рузвельтом, были проведены первые реформы, изменившие общественное устройство. Смысл реформ заключался в том, что государство начало вмешательство в экономику с целью регулирования, стала проводиться социальная политика, направленная на создание достойного образ жизни своих граждан. Меры этих реформ должны быть направлены на предотвращение экономического краха и создание условий для высокообобществленного производства, а также предотвращение народных волнений и забастовок.
Аналогичные методы использовались рядом стран после окончания второй мировой войны. Такая политика привела к тому, что до середины 70-х годов серьезных экономических кризисов не происходило. Появление мощного государственного сектора, взаимодействующего с частным, привело к использованию эффективных мер регулирования экономики. Весомая часть ВНП стала распределяться через государство. Доля государственных расходов в ВНП В США и Японии достигает 30-40%, в Англии и Франции она превышает 50%.
Государство превратилось из наблюдателя в умелого регулятора экономических процессов. Это привело к изменениям в общественном устройстве, которое позволяет исключить возможность возникновения экономических кризисов и снизить тенденцию к экономическому спаду. Таким образом, была ликвидирована причина социального кризиса
Проведение государством социальной политики играет важную роль в предотвращении последствий кризиса. Целью государственной социальной политики является целенаправленная деятельность государства, направленная на ослабление дифференциации доходов, предотвращение социальных конфликтов и снижение противоречий между участниками рыночной экономики. С помощью государственной социальной политики реализуется принцип социальной справедливости, который подразумевает создание системы социальных гарантий, выравнивание благосостояния граждан.
Государственная социальная политика включает в себя комплекс социально-экономических мер, направленных на защиту населения и реализацию конституционных прав граждан.
На этапе преодоления социального кризиса разрабатывается целостная и единая социальная система, которая рассчитана на поддержку населения и восстановления доверия к государственной власти. Социальная политика разрабатывается на долгосрочный, ориентированный на длительную перспективу период. Поэтому главной задачей является разработка эффективной и перспективной модели социально-экономического устройства общества.
Первоочередной целью социальной политики выделяют ликвидацию и дальнейшее предотвращение задолженности по заработной плате, пособий и пенсий; установление порядка определения величины прожиточного минимума; повышение государственных гарантий для социально беззащитных слоев населения, реформирование налоговой системы.
Социальная политика должна быть ориентирована на экономическое стимулирование граждан, создание условий, при которых проявятся личные качества способности человека. Реализация планов социальной политики требует изменения в общественном сознании населения, сложившихся ценностей и многолетних стереотипов.
Таким образом, разработка стратегии социальной политики государства является одним из первоочередных вопросов, без разрешения которого невозможно достичь благополучия общества. Социальная сфера не должна оказаться без внимания и финансирования. Особенно это важно в условиях переходной экономики, так как затруднено решение социальных вопросов в ходе проводимых реформ, и интересы граждан оттесняются на второй план. История уже не раз приводила примеры, к чему может привести такое пренебрежение интересами граждан.

Источник

Что такое социальный кризис

В этой статье раскрывается сущность и типология социальных кризисов. Предлагается подход, согласно которому под социальными кризисами понимаются разрывы социальных связей на мега-, макро-, мезо — и микроуровнях.

Ключевые слова: социология, социальный кризис, сущность и типология социальных кризисов.

Развитие общества сопровождается множеством социальных процессов, нередко трудно предсказуемых. В ряду таких явлений следует особо выделить социальные кризисы.

Применение полипарадигмального подхода к изучению социального кризиса позволяет рассматривать данное явление с точки зрения различных социологических школ, течений, обобщая и систематизируя знания, накопленные этими направлениями. Вполне естественно, что проблема кризисов не является центральной для каждого из них, но в то же время это не означает, что они вообще отрицают существование социальных кризисов. Анализ кризисов через различные социологические парадигмы помогает выявить их различные характеристики и оценки.

Можно выделить следующие основные подходы к раскрытию понятия «социальный кризис» [3]:

1. Функционалистский подход (О. Конт, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Нисбет и др.) к социальным кризисам заключается в выявлении условий или видов поведения, которые мешают реализации целей общества, препятствуют его функционированию или приводят общество в неустойчивое, неравновесное состояние, грозящее существованию общества как целостной системы. Центральное место в ряду концептуальных средств этого подхода занимает понятие дисфункции как последствия какой-либо социально-экономической деятельности, идущей вразрез с функциональными требованиями общественной системы и разрушающей институциональные связи. В результате кризисов происходит резкое ослабление саморегуляции системы или ее приспособление к среде.

2. Конфликтологический подход (Р. Миллс, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Маркс, К. Боулдинг и др.), согласно которому, кризис – это универсальный и позитивный фактор, ускоряющий социальный прогресс и поддающийся рациональному регулированию.

3. Модернизационно-трансформационный подход (В. Н. Кудрявцева, А. Г. Здравомыслова, Т. И. Заславская, Н. И. Лапина, Ю. А. Левада, Ю. В. Яковец и др.), согласно которому, социально кризис – это поворотный пункт, перелом в развитии общества или какой-то отдельной его сферы. С их точки зрения системный кризис российского социума стал логическим следствием сложнейшего перехода от тоталитарных отношений к демократическим.

4. Циклический подход (Н. Д. Кондратьев, П. А. Сорокин, А. А.Богданов и др.), согласно которому, социальный кризис – это одна из фаз в развитии общества.

Анализ научных знаний о кризисах позволяет выделить следующие их характеристики:

— препятствие в процессе развития;

— разрушение или распад какого-то явления или процесса;

— неуправляемость, неконтролируемость функционирования какого-то процесса;

— высшая степень развития социальной «болезни», за которой может последовать

«выздоровление» или распад социума, хаос;

— возможная утрата перспектив развития системы, социального действия.

Следовательно, социальный кризис – это сложнейшее общественное явление, которое имеет самые разнообразные проявления. Не случайно существует множество определений дефиниции «социальный кризис», каждое из которых зависит от того, с позиции какой науки оно рассматривается и какому его аспекту исследователи отдают предпочтение.

Анализ различных подходов к определению данного понятия показывает, что «за скобками» многих существующих в литературе определений остается такая его сущностная характеристика, как социальная связь. А между тем, любой кризис – это процесс разрыва устоявшихся социальных связей различного уровня – микро-, мезо-, макро — и др. Поэтому есть все основания подойти к определению социального кризиса через призму разрыва связей в обществе.

Социальный кризис – это процесс крайнего обострения противоречий в обществе, резкое нарастание критической массы конфликтов до такой точки, за которой следует разрыв социальных связей, утеря способности общественными образованиями выполнять свои функции, дестабилизация общества как целостной системы.

Разрыв социальных связей не всегда имеет своим последствием кризис. Общество как саморегулирующаяся система имеет «страховочные механизмы», которые не позволяют ему утратить целостность. Но если процесс разрыва жизненно важных социальных связей достигает критического предела, за которым компенсационные механизмы перестают работать, то в обществе начинается кризис.

Несмотря на уникальность и неповторимость отдельно взятого социального кризиса, каждый из них имеет некоторые общие черты и параметры, дающие возможность их типологизировать [1]. Одним из оснований для классификации кризисов является уровень их проявления. По этому критерию можно выделить следующие кризисы:

Мегауровневые кризисы носят глобальный характер и происходят на уровне мирового сообщества.

Довольно широко мегауровневые кризисные ситуации раскрыл С. Хантингтон [5]. Он говорит о надвигающемся кризисе цивилизации, который связан с тем, что ранее доминирующие цивилизации исчерпывают свои ресурсы, требуемые для поддержания лидирующего положения в мире.

Кризисы, происходящие на данном социумном уровне, рассматривал и американский социолог Ф. Фукуяма [4]. Он охарактеризовал конец 60-х и начало 90-х годов как период ощутимого ухудшения социальных условий в большей части постиндустриального мира, роста социальной дезорганизации. Указанные негативные общественные тенденции есть показатель распада тех социальных связей, которые некогда объединяли людей Запада. Разрыв этих связей (который он называет «великим разрывом») носил драматический характер и будет еще более трагичным для будущих поколений.

Сегодня большое влияние на кризисы оказывает процесс глобализации, характеризуемый увеличивающимся воздействием факторов международного значения на общественно — экономическую жизнь в отдельных странах.

Глобализация имеет не только позитивные, но и негативные последствия. Она сопровождается мега — и макроуровневыми конфликтами, кризисами.

Макроуровневые кризисы охватывают отдельные общества, государства и т. д. Примером может служить всеобъемлющий кризис советского, а ныне и нашего российского общества. Он представляет собой многомерное явление, охватившее или оказавшее воздействие на все сферы жизнедеятельности социума. «Именно на основе отчуждения человека стало

неизбежным самоотчуждение общества от развития, обусловившее всеобщий его кризис. В конце 80-х годов он рос лавинообразно, так что к 1991 году не осталось ни одной сферы общественной жизни, в которой не наблюдалось бы его разрушительное действие» [2].

В связи с наметившимися стабилизационными моментами и ростом экономики в нашем обществе до начала рецессии в 2008 г. кризисы приобретали скорее мезоуровневый характер.

Мезоуровневые кризисы протекают на уровне средних групп, сообществ, ассоциаций и т. д. Примерами могут служить кризисы, характерные для большинства дотационных регионов нашей страны. Бюджетное выравнивание путем дотирования отстающих регионов не стимулирует их к саморазвитию, достижению ими самодостаточных бюджетов для решения их собственных социально-экономических проблем. В таких регионах наблюдается неустойчивость существующих связей, неэффективность функционирования социально — экономических институтов, преобладание психологии иждивенчества.

Таким образом, под социальными кризисами можно понимать разрывы социальных связей на мега-, макро-, мезо — и микроуровнях.

Источник

Неизбежный социальный кризис, который ты застанешь

Что такое социальный кризис. Смотреть фото Что такое социальный кризис. Смотреть картинку Что такое социальный кризис. Картинка про Что такое социальный кризис. Фото Что такое социальный кризис

В мире уже сейчас слишком много лишних людей. Есть такой анекдот:

Приезжает турист погостить у друга в Германии.
— Ну, говорит, Ганс, показывай Берлин. Что у вас тут за мультикультурализм?
— Нет проблем, — отвечает Ганс и начинает рассказывать: — Вон, видишь ребят на углу? Это ливийцы. А вон из гостиницы вышли колумбийцы. Центральную улицу перекрыли турки — у них какой-то свой праздник.
— Постой, Ганс, а где немцы? — интересуется турист.
— На работе, — отвечает Ганс.

Анекдот несмешной, ситуация — тоже. Проблема, в общем-то, не в беженцах, а в стороне, их принимающей. Выходит, что коренное население реально вкалывает ради пособий и беззаботной жизни приезжих. Кому такое может понравиться, кроме поехавших борцов за какие-то там мульти-культи-идеалы. Мультикультурализм хорош в случае, когда это реальный обмен культурой, взаимный. А не когда это просто орды беженцев, которые не только не желают встраиваться в современное общество, так ещё и не несут никакой культуры. Они бегут именно в Германию и Францию, а не в Латвию и Эстонию, даже не в Грецию, которая намного ближе. Это неспроста. В Германии и Франции самые большие социальные пособия — за ними эти люди и бегут. Больше им ничего ни от Европы, ни от новой жизни не нужно.

Есть и другие, не менее острые проблемы, которые либо уже обозначились, либо откроются в самом ближайшем будущем. Мирового социального кризиса избежать, скорее всего, не удастся; его последствий предугадать невозможно, но мы попробуем порассуждать об этом.

1. Чрезмерно высокая конкуренция

Одна из острейших проблем, которая существует уже сегодня и в будущем будет только обостряться, — это чрезмерно завышенная конкуренция. Уже сегодня слишком много людей с высшим образованием, уже сейчас они конкурируют за копеечные зарплаты. Тренд восходящий, и бакалавров с магистрами будет становиться всё больше. Таким образом, вскоре мы столкнёмся с ситуацией, когда даже дворников и кондукторов на работу будут брать только с вышкой, высокими коммуникативными навыками, стрессоустойчивостью и умением работать в команде. Зачем всё это дворнику? Да абсолютно незачем, но если есть вариант выбрать между человеком с вышкой и просто парнем после школы, то возьмут первого. В итоге те, кто не сможет получить высшее образование, вообще останутся за бортом. Даже в «Магнит» менеджером по продажам не возьмут, ведь таких специалистов пачками готовят вузы в любых городах.

Кроме самой по себе конкуренции за деградацию и вырождение начнётся процесс статусного расслоения. В целом это подвид социального расслоения, просто люди без высшего образования вообще не будут за людей считаться. Возможно, общество треснет и разделится на две огромные группы — неофициально, конечно. Во всяком случае, вначале. Почему ты думаешь, что такое невозможно? В некоторых странах прямо сейчас действует кастовая система, и речь не только об Индии, хотя о ней в первую очередь. Почему всё человеческое общество не может быть выстроено подобным образом? Вполне может, вот увидишь.

Что такое социальный кризис. Смотреть фото Что такое социальный кризис. Смотреть картинку Что такое социальный кризис. Картинка про Что такое социальный кризис. Фото Что такое социальный кризис

2. Конфликты на национальной почве

Неизбежны конфликты на национальной почве. Наиболее остра проблема в Европе, но и нам всё это грозит с небольшим отставанием. У нас очень много трудовых мигрантов — нелегалов. Они часто совершают преступления, они не встраиваются в общество, зачастую продолжая жить в небольших коммунах со своими земляками. А как им встроиться? Приехал человек нелегально, вечером на улицу лишний раз боится выйти, работает где-то на стройке за копейки, там же и живёт в подсобке или вагончике. Условия можно себе представить. Человек не имеет вообще никакого досуга и живёт постоянно в адских условиях. Уровень преступности нисколько не удивляет. Мало просто навезти дешёвой рабочей силы — её необходимо интегрировать в общество, а это уже денег стоит.

3. Роботизация и автоматизация

Ещё один фактор, который плеснёт масла в огонь, — это роботизация и автоматизация. Всевозможные продавцы, консультанты, страховые агенты, риелторы, даже таксисты и большая часть обслуживающего персонала вскоре станут просто не нужны. Слышал, наверное, о Жаке Фреско? Этот дедушка — радикальный мечтатель, он топил за проект «Венера», настаивая на том, что всю рутинную и физически тяжелую работу должны делать роботы, а люди, они как бы существа высшего порядка и должны заниматься другими вещами. «Венера» — классическая утопия, упустившая из вида наличие огромного количества бесполезных людей, которых станет ещё больше с повсеместным внедрением роботов и автоматизации за счёт развития интернета. Есть подозрение, что мир уже вполне готов к роботизации, во всяком случае многие развитые страны. Не переходят на неё именно из-за непонимания, куда людей-то девать.

4. Сценарий

Кризис неизбежен, и произойдёт он в этом веке. Каковы будут последствия — никто не знает, но можно потыкать пальцем в небо. Этим сейчас мы и займёмся.

Вскоре мир увидит феномен интеллектуального терроризма — это когда большое количество IT-специалистов, людей культуры и просто свободных интеллектуалов окажется невостребованными. Кажется нелепым, но такая смесь может быть очень горючей. Представь: вот есть группа хакеров, они могут взломать что-то или взять под контроль; есть группа, разрабатывающая всевозможный вирусный контент и офлайн-акции; есть группа, которая разрабатывает всякие концепции мироустройства, владеет популистскими методами воздействия на общество. Представь, что эти группы соединились и идут вместе, а мотивация у них одна: скука. Погрузить весь мир в хаос — чем не цель? Просто потому что скучно — чем не повод?

Однажды система рухнет: в ней кончится топливо в виде всё тех же лишних людей, хватка разожмётся. Отпадёт необходимость и даже логическая обоснованность принятых ранее норм и порядков. Происходить это будет быстро, но неравномерно. Поэтому глобальное государство тоже обречено на крах. Потом будут новые тёмные века, смута, первые орбитальные теракты и борьба Луны за независимость. Появятся новые герои, оказавшиеся в нужное время в нужном месте, и все вернётся на круги своя, только в большем масштабе. Хеппи-энд.

Источник

Социальный кризис

Социальный кризис как сложный этап в жизни индивида и общества. Проблема возникновения кризиса. Организация социальной политики и ее значение для разрешения социальных кризисов. Социальная политика как мощный инструмент для помощи в период кризиса.

РубрикаСоциология и обществознание
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления13.03.2011
Размер файла37,7 K

Что такое социальный кризис. Смотреть фото Что такое социальный кризис. Смотреть картинку Что такое социальный кризис. Картинка про Что такое социальный кризис. Фото Что такое социальный кризис

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рубеж нового, XXI века человечество перешагнуло в условиях сложных противоречий, затрагивающих исторические судьбы многих стран и народов, также большое влияние это оказало на социальную сферу. С одной стороны, благодаря научно-техническому прогрессу совокупный человеческий интеллект достиг ныне такой мощи, которая стала сравнима с силой природных процессов планетарного масштаба.

Изучением проблемы социальных кризисов занимались ученые: Р. Нейпир, А. Здравомыслов, Э. Тоффлер, П. Сорокин, Г. Мур, Г. Шмелдерс, А. Афтальон, Д. Кейнс, А. Пигу.

Цель курсовой работы заключается в изучении понятия «социальный кризис» и его разрешение с помощью механизмов социальной политики.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

— Провести анализ литературы по данной теме;

— Раскрыть понятие «социальный кризис»;

— Исследовать проблему возникновения кризиса;

— Разобраться в организации социальной политики и ее значение для разрешения социальных кризисов;

— Рассмотреть стратегию социальной политики по преодолению кризисов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что она может быть применена в дальнейшем студентами, как теоретический материал в изучении проблемы социальных кризисов.

1. Социальный кризис как сложный этап в жизни индивида и общества

1.2 Социальный кризис в условиях капитализма

Социальный кризис разные авторы понимают по-разному: и как глобальный кризис, и как общенациональный кризис, и как кризис отдельной сферы общества, например, социальной сферы в узком смысле. В прямом и точном смысле слова социальный кризис следует понимать как резкое нарушение нормального функционирования общественного устройства государства в целом, поскольку именно оно является основной целостной конкретной формой существования общественного устройства государства в столь же резком ухудшении жизни большинства населения. Социальный кризис при повышении активности массы людей может перерасти в революционную ситуацию [5]. Социальный кризис затрагивает все сферы общества, но причина его коренится в экономике, поскольку в сложном общественном устройстве государства экономическая сфера является решающей. Социальные трудности могут быть усилены или даже вызваны войной, стихийным бедствием, ошибками руководства. Однако при здоровой экономике они обычно более или менее безболезненно преодолеваются в рамках существующего общества. Выход же из социального кризиса, как правило, связан со значительными изменениями общественного устройствах [6].

Причина социального кризиса при капитализме коренится в нарастании разрушительности экономических кризисов, подрывающих все сферы общества и начинающих рано или поздно угрожать самому существованию людей. Нарастание разрушительности экономических кризисов закономерно происходит в условиях раннего капитализма, в котором господствует чисто рыночное (стихийное) регулирование экономики. Хорошо известно, что стихийному регулированию хозяйственной деятельности присущи экономические кризисы. В условиях рынка возможность продолжить или необходимость прекратить деятельность той или иной отрасли обнаруживается путем продажи или непродажи произведенной продукции. Естественно, что из затоварившихся отраслей капитал изымается, и они останавливаются. Это в свою очередь ведет к остановке связанных с ними других отраслей. Возникает более или менее обширный экономический кризис [7].

С ростом обобществления производства кризисы становятся все более разрушительными и приобретают тенденцию к экономическому краху. Обобществление же производства в ходе предпринимательской деятельности постоянно возрастает. В погоне за прибылью предприниматели в конкурентной борьбе, стремясь выпустить больше продукции по более низким ценам, внедряют новые технику и технологии. Это ведет к дальнейшей специализации производства, углублению разделения труда и последующей кооперации возрастающих в числе отраслей, что превращает все хозяйство в единый организм взаимозависимых отраслей, т.е. высокому уровню обобществления. Чем выше этот уровень, тем большее число отраслей захватывает кризис, становясь все более разрушительным. Рано или поздно он достигает такой точки, когда масса предприятий останавливаются, люди теряют работу, резко ухудшается жизнь широких слоев населения. Наряду с ростом необеспеченности большей части населения растут противоречия внутри общества, растет недоверие к власти, неспособной выправить положение, растут преступность, коррупция, падает мораль, рушатся ценности и идеалы. Возникает социальный кризис [8].

Позднее аналогичные меры были приняты в других капиталистических странах, особенно после второй мировой войны. Это привело к тому, что после войны до середины 70-х гг. серьезных экономических кризисов в западных странах не было. За это время там сложился механизм экономического регулирования, возникли структуры, обеспечивающие такую возможность. В экономике появился мощный государственный сектор, тесно связанный с частным сектором, позволяющий государству проводить регулирующие меры. Значительная часть ВНП стала перераспределяться через государство. В Японии и США доля государственных расходов в ВНП составляет 35-40%, в ФРГ, Англии и Франции она превышает 50%. «Государство из «ночного сторожа» превратилось в эффективного регулятора всех сторон жизни общества» [10].

Появление развития регулирующего начала с соответствующими структурами привело к существенным изменениям общественного устройства развитых капиталистических стран, позволившим исключить нарастание разрушительности экономических кризисов и тенденцию к экономическому краху. Тем самым была ликвидирована эта причина социального кризиса. Самый значительный после кризиса 1929-1933 гг. экономический кризис 1974-1975 гг. не привел к социальному кризису. Современный капитализм довольно успешно справляется с возникающими экономическими и прочими трудностями. Разумеется, было бы большой ошибкой считать, что отныне в условиях капитализма социальные кризисы навсегда исключены. Но если они возникнут, то будут порождены уже другими причинами, о которых пока что-либо определенное сказать трудно.

Подводя итог нужно отметить, что социальный кризис следует понимать как резкое нарушение нормального функционирования общественного устройства государства в целом, поскольку именно оно является основной целостной конкретной формой существования общественного устройства государства в столь же резком ухудшении жизни большинства населения. Социальный кризис при повышении активности массы людей может перерасти в революционную ситуацию. Социальный кризис затрагивает все сферы общества, но причина его коренится в экономике, поскольку в сложном общественном устройстве государства экономическая сфера является решающей. Причина социального кризиса при капитализме коренится в нарастании разрушительности экономических кризисов, подрывающих все сферы общества и начинающих рано или поздно угрожать самому существованию людей. Нарастание разрушительности экономических кризисов закономерно происходит в условиях раннего капитализма, в котором господствует чисто рыночное (стихийное) регулирование экономики.

2. Социальная политика как инструмент помощи в период кризиса

2.1 Сущность социальной политики

социальный кризис политика помощь

Типы социальной политики государства. Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы.

— Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами. Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная.

Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социально-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития [14].

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.

1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу степени вмешательства государства в социальную сферу и претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.

Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

— Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

— Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

2.2 Стратегия социальной политики по преодолению социального кризиса

В переходный период для преодоления социального кризиса необходима разработка единой и целостной социальной стратегии, ясной и понятной населению, рассчитанной на его поддержку, способной восстановить доверие к государственной власти. Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей [15].

Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие рычаги государственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:

— нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные (величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);

— социальные трансферты, т.е. различные способы перераспределения доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);

— налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест; введение прогрессивной шкалы для сверхвысоких доходов; индексация доходов; регулирование занятости [16].

Широкое развитие должно получить территориальное самоуправление. Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения социального согласия.

Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания, своевременная выплата заработной платы и пенсий, замедление расширения зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социальной сферы. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни, здравоохранения, образования, культуры, экологии [17]. Для их определения необходимо установить соотношение бюджетных и не бюджетных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.

Ныне общепризнанно, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

— достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

— обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

— гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

— нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.

Эти цели социальной политики следует реализовывать поэтапно. Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства [18].

В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производство экономика больше будет ориентироваться на эффективное удовлетворение потребностей человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого социального развития, заметного улучшения материального положения населения и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.

В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития, поэтому при разработке социальных приоритетов следует учесть потребности регионов в бюджетных трансфертах [19].

Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.

В региональной социальной политике основное внимание должно быть уделено следующим проблемам:

— выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

поддержке социальных реформ и социального развития проблемных регионов;

адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной поддержки безработных [20].

Одной из особенностей переходной экономики, как указывалось, является резкая дифференциация доходов населения, разделение общества на бедных и богатых; кроме того существенно изменилась структура бедных слоев населения.

Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Проводимая в России жилищно-коммунальная реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. В ходе проведения социальных реформ необходимо делать упор на преодоление уравнительно-распределительных отношений, повышение роли трудового вклада каждого человека, усилить адресный характер социальной помощи. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. человек. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. с. 640. Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области. Плохо обстоит дело и в госсекторе, где резко растет производственный травматизм. Основы законодательства РФ об охране труда не дают необходимых гарантий работающим. Этот документ не предусматривает социальной защиты от профессиональных рисков, не обязывает работодателей соблюдать правила техники безопасности и гигиены труда [21].

Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении ответственности работодателей за улучшение условий и охрану труда. Должен быть предусмотрен поэтапный переход от системы льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные условия труда к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопасности. Внедряемый при этом экономический механизм будет выполнять две функции: наказания работодателя за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда и поощрения его при существенном улучшении этих показателей.

Социальная защита работников не может ограничиваться только регулированием рынка труда. Следовало бы предоставить гарантию занятости хотя бы одного человека в семье, а взносы в фонд занятости установить с учетом демографической нагрузки увольняемого. Это относится и к системе социальных выплат; в частности пенсионерам, ухаживающим за внуками, необходимо установить надбавку к пенсии на уровне надбавки по уходу за престарелыми и инвалидами.

В настоящее время обращается внимание на то, что социальные пособия, выполняющие функции социальной помощи, назначаются и выплачиваются безадресно, без учета доходов семьи. Для обеспеченных слоев населения эти пособия не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не гарантируют необходимой социальной защиты.

В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.

Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах).

Реформирование системы социальных выплат осуществляется по нескольким направлениям. При определении размеров социальных пособий целесообразно отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда и учитывать при назначении пособий, выплачиваемых в порядке социальной помощи, среднедушевой совокупный семейный доход. Следует законодательно закрепить право на получение только одного вида социальной помощи, наиболее выгодного для получателя. В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, будет развиваться система денежной и натуральной помощи малообеспеченным на уровне субъектов РФ.

Размеры такой помощи намечается определять, учитывая сложившийся в регионе среднедушевой доход семьи, прожиточный минимум и демографическую ситуацию. Предусмотрено также поэтапно ввести в практику систему пособий по нуждаемости, предварительно опробовав ее в трех субъектах Российской Федерации, где высок уровень бедности.

Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования играет социальная защита основных прав человека в сфере труда. Переход к рыночной экономике требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций [22].

В рамках социальной политики особое место занимает политика в области образования. Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России. В то же время реформы в сфере образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

Для достижения этой цели намечается обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное, образование в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законодательством; содействовать раз-витию сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем); повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержания обучения и воспитательной работы, научной и финансово-хозяйственной деятельности. Особого внимания заслуживают вопросы дальнейшего развития высшего и послевузовского образования, что связано в первую очередь с введением платы за обучение при равном доступе граждан к этим формам образования. В России в ближайшие годы возможности применения платы за обучение как источника внебюджетного финансирования будут ограничены продолжающимся снижением жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством подготовки специалистов, которое будет зависеть от конвертируемости диплома. Корпоративное кредитование оправдано в системе краткосрочного обучения в центрах и на курсах повышения квалификации, а возможности кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в условиях экономического кризиса. Поэтому разработана новая модель финансирования высшей школы.

Крупные преобразования необходимы и в сфере здравоохранения в связи с осуществляемой в ней реформой. Основными принципами этой реформы являются: децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы отрасли; открытость информации о состоянии здоровья населения; отказ от жесткой регламентации деятельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских услуг; введение многоканальности финансирования; финансирование основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством осуществляемых медицинских услуг; внедрение социальных и экономических стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг; государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения требует структурных и функциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих:

— устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;

— приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности, угрозы возникновения эпидемий, по формированию здорового образа жизни;

— повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения;

— защиту права пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи.

Введение медицинского страхования граждан является одним из аспектов усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения. Кроме того, предприятия, учреждения и организации, оказывающие лечебно-профилактические, оздоровительные услуги и осуществляющие научные исследования в области здравоохранения, освобождены от налогов, сборов, пошлин при использовании собственных средств на развитие их материально-технической базы. Важным направлением реформы здравоохранения является разграничение функций центра и регионов. Целесообразно, чтобы и в дальнейшем на федеральном уровне решались многие вопросы организации и финансирования здравоохранения. Но федеральным органам следует сосредоточить усилия на выполнении функций государственного заказчика по федеральным программам здравоохранения, координатора всех федеральных программ, касающихся охраны здоровья населения. Эти функции особенно важны для обеспечения рационального взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учреждений в деле охраны здоровья населения [23].

Развиваясь как медико-индустриальный комплекс, система охраны здоровья требует проведения единой научно-технической политики в производстве оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения. В связи с этим центр должен играть особую роль в обеспечении развития медицинских технологий, подготовке кадров. Таким образом, деятельность федеральных государственных служб сосредоточится на стратегических направлениях развития медико-индустриального комплекса и финансирования федеральных программ.

Достижение долговременной стратегической цели связано с формированием среднего класса, обеспечением высоких жизненных стандартов, высокого уровня качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих понятий, ключевое для выработки социальной стратегии. К качеству жизни относится широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия труда, уровень образования и грамотности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система социального обеспечения, экологические условия жизни. К показателям качества жизни тесно примыкают параметры качества самого населения, состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения (мотивация к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).

Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. В переходный период государство должно создать условия для реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.

Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в равной мере способствуют утверждению социальной справедливости.

Таким образом, стратегия социальной политики государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

Социальный кризис далеко не редкость в нашем современном и высокотехнологичном мире, а даже наоборот. В период кризиса социальную помощь нуждающимся оказывают социальные работники в соответствии с социальной политикой, проводимой государством.

На сегодняшний день в социальной сфере существует масса проблем связанных с не стабильностью и проявлении кризисных ситуаций.

3. Проблема аномального (или девиантного) социального поведения. Аномальное поведение представляет не сознательный выбор человека. Оно является как реакцией человека на условия жизни, так и следствием влияния условий жизни на его гражданскую позицию. К числу девиаций относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания и многое другое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *