Что такое социальный оптимизм

Что такое социальный оптимизм

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Социальный оптимизм как тенденция появляется со стабилизацией социальной реальности и ростом качества жизни людей. Однако глобальная трансформация российского общества, продолжающаяся более двух десятилетий и сопровождаемая хроническим экономическим кризисом и духовными изменениями, затронувшими всю систему базовых ценностей, а также санкции стран Евросоюза провоцируют социальную деструкцию, дезорганизацию в деятельности людей, чувство неуверенности в завтрашнем дне, кардинальное изменение мировоззрения всех членов общества.

Эта ситуация несет угрозу жизнедеятельности людей, порой вызывая невосполнимые потери. Она ограничивает активность человека, предъявляет ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы. В этой ситуации адаптивный потенциал индивида пропорционален степени его оптимизма, а совокупный потенциал оптимизма в трансформирующемся обществе определяет необратимость социальных изменений [6]. Ситуацию, сложившуюся в современном российском обществе, можно охарактеризовать как стрессовое жизненное событие, которое предъявляет к гражданам требования, превышающие их обычный адаптивный потенциал. Понятие «стресс» обозначает комплекс ответных реакций человека при столкновении с ситуацией, подвергающей опасности его благополучие [7]. Таким образом, стресс «нарушает жизненные функции общества. Он влияет на систему биологического выживания (питание, кровь, здоровье, воспроизводство), систему порядка (разделение труда, модели власти, культурные нормы, социальные роли), систему значений (ценности, общее определение реальности, механизмы коммуникации) и на мотивацию людей в пределах всех этих систем» [1]. Отсюда следует тот вывод, что если объективно произошедшее событие уже не зависит от нас, то необходимо принять его как факт. Человек, не способный принять неизбежное, вопящий, бьющийся и проклинающий, все равно ничего не меняет, он только делает самого себя несчастным. Чтобы позитивно принять те внешние объективные обстоятельства, против которых внутренне протестует душа индивида, можно в определенной степени изменить свою точку зрения на них и найти в них некие положительные стороны, способные мобилизовать наши силы для дальнейшей жизни и самореализации [5].

Актуальность социологического анализа роли оптимизма в изменении социальной стратификации связана с тем, что за период экономических реформ и рыночных отношений произошло усиление социального расслоения общества, увеличились масштабы бедности, в категорию бедных перешли новые группы людей. Между «новыми бедными» и традиционно малоимущими группами людей имеются различия в установках, стратегиях поведения, личностных характеристиках, социальном происхождении. Новые и традиционно бедные близки по своим личностным качествам и формам атрибуции ответственности за бедность. Незначительное отличие связано с сохранением несколько большего самоуважения и большей диспозиционной надежды у новых бедных по сравнению с людьми, жившими бедно всегда[8].

Анализ феномена бедности и учет ее географической специфики исключительно важны, и уже имеются по данной проблеме достаточно основательные исследования [7; 8]. В этих условиях на первый план выдвигается проблема поиска механизмов достижения социальной гармонии и сохранения социального порядка. Современная парадигма развития Российской Федерации, основанная на инновационном развитии, зависит от многих факторов, но ключевым является человеческий потенциал. В связи с этим сокращение уровня бедности и снижение ее влияния на развитие общества являются одним из современных экономических приоритетов российского правительства. Эффективная политика преодоления бедности должна строиться на четком понимании вызывающих ее факторов и использовании разных инструментов профилактики.

Сегодня весьма опасным и дестабилизирующим фактором, имеющим глобальное значение, является все возрастающий разрыв между богатыми и бедными. Пока не удалось создать «стомиллионный» средний класс, хотя ряд ученых выдают желаемое за действительное, показывая больший процент. У нас состоялись лишь два слоя: бедные и богатые, а средние, так необходимые обществу, составляют незначительный процент.

Бедным свойствен целый ряд черт, парализующих их активность: низкое чувство возможного (низкая надежда), ожидание негативных результатов и пессимистический стиль поведения, неверие в справедливость, низкая самооценка личности, влияющая на уровень притязаний и мотивации. Все это, возможно, является результатом постоянных лишений и частых неудач в попытках преодолеть бедность. Так или иначе, социальный опыт и навыки преодоления материальных трудностей у бедных неэффективны и ориентированы на выживание, а не на преодоление бедности. Использование целого ряда методик показывает, что бедным свойственно воспринимать себя как не имеющих власти над обстоятельствами своей жизни [8].

Оптимистам же больше сопутствовала удача, многие из них повысили социальное и материальное положение, укрепили взаимоотношения с окружающими, в итоге качество их жизни преимущественно улучшалось [8].

По данным исследования, меняются не только материальные, но и духовные ценности бедных. Низкая способность контролировать события своей жизни, низкая вера в справедливый мир и низкий уровень диспозиционной надежды и оптимизма, перманентно скудные материальные возможности у бедных способствуют образованию негативной самоконцепции личности [8].

Сегодня наиболее популярны индивидуалистическое и структурное объяснения бедности. Индивидуалистическое объяснение возлагает ответственность за бедность на самого индивида. И действительно, социальный опыт и навыки преодоления материальных трудностей у бедных неэффективны и ориентированы на выживание, а не на преодоление бедности. Структурное объяснение основано на убеждении, что бедность порождается несовершенством экономической, социальной и политической систем. Считается, что экономическая система не обеспечивает в достаточной мере работой всех желающих; конкурентная социальная структура неизбежно должна порождать неблагополучные группы людей. Не вызывает сомнения тот факт, что бедные больше выражают неудовлетворенность всеми аспектами жизни, они ощущают себя несчастливыми, чаще чувствуют усталость, менее довольны состоянием своего здоровья, им кажется, что они никому не нужны и отвергнуты обществом, у них зачастую подавленное, угнетенное настроение [8].

В России основой всех преобразований всегда была великая цель, идеальный образ того общества, к которому необходимо стремиться. Это во многом определяло успех тех или иных перемен и устойчивость таких целевых скрепов, объединяющих общество [6].

В настоящее время в России наиболее невостребованными и ослабленными оказались ресурсы территорий, прежде всего социально-экономические, научно-технические, духовно-культурные. Отсюда вполне понятно, что для выхода из кризиса первоочередной задачей российского общества является подъем территорий, максимальное включение «регионального фактора». Принципы корпоратизма позволяют поднять управленческий статус территорий, правильно распределить ресурсы, властные полномочия. На их основе может быть разработана эффективная федеральная политика регионального развития [6].

Социальные навыки, позитивно ориентированный тип личности формируются только в условиях социального порядка и возрожденной экономики, обеспечивающих мотивацию созидания и достижения [8].

Одним из направлений социальной политики могло бы стать общественное и государственное поощрение профессионализма с целью его развития как наиболее перспективного типа успешности и борьбы с бедностью [9].

Успех является результатом совместного приложения таланта, желания и оптимизма.

Все это приведет человека из существа, неуверенного в завтрашнем дне, в хозяина своей судьбы.

Рецензенты:

Режеп С.В., д.филос.н., профессор, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского гуманитарно-технического института, г. Ставрополь;

Барсукова Т.И., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой «Государственное и муниципальное управление», филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики», г. Ставрополь.

Источник

Социальная инфраструктура организации

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Социальный оптимизм работников.

Нравственно – психологическая совместимость— это обычно степень совпадения мнений относительно важнейших материальных и духовных ценностей, схожесть эмоциональной настроенности коллег по общему делу. Она отражает ту или иную грань моральной защищенности при общении друг с другом. Ведь нравственность (мораль) есть социально необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, не минуя, естественно, труд и деловые отношения.

Деловой настрой работника зависит от ряда условий:

· активный интерес к труду;

· привычный ритм жизни и выполняемой работы;

· хорошие санитарно – гигиенические условия;

· морально – психологическая атмосфера в организации.

Положительно влияют на деловой настрой сотрудников трудовые традиции – исторически сложившиеся и передаваемые в порядке преемственности от одного поколения к другому взгляды на труд и отношение к нему, ставшие привычными для данного коллектива и общества в целом, а также социальные ритуалы – ставший обычаем или установленный регламентом организации порядок взаимодействия.

Социальный оптимизм – это положительное восприятие действительности, уверенность в возможностях улучшения жизни, осознание себя общественно значимой силой. Формирование и поддержание такого настроя – важная задача в работе с персоналом.

Оптимизм питают прежде всего социальные интересы, те важнейшие стимулы, которые побуждают отдельного человека, социальную общность к деятельности, являются непосредственными причинами социального взаимодействия, ориентируют личность, группу, социальный слой на возможность получения определенного блага, пользы, удовлетворения определенных потребностей. Социальный оптимизм не может возникнуть на пустом месте, без положительных оценок людьми, как своего личного благополучия, так и положения дел в стране, перспектив на будущее.

Социальная инфраструктура организации представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей.

На примере различных крупных организаций перечень таких объектов включает:

· Жилищный фонд и коммунальное хозяйство;

· Медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, санатории и т.п.);

· Объекты образования и культуры (школы, детские учреждения, клубы, библиотеки и т.п.);

· Объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны и т.п.);

· Объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны);

· Спортивные сооружения (стадионы, бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

· Коллективные дачные хозяйства и садово-огородные хозяйства.

Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, отраслевой принадлежности, месторасположения и иных условий может располагать целиком собственной инфраструктурой либо иметь набор только отдельных элементов, перечисленных выше.

При любом варианте забота о социальном обслуживании работников и их семей является важнейшим требованием к совершенствованию социальной политики.

Источник

Это очень хорошо, что пока нам плохо, или маркетинг социального оптимизма

У нас есть два пути:

1. Поменять профессию или
2. Поменяться самим.

Этот разговор для тех, кто готов пойти вторым путем и меняться в соответствии с вызовами нового времени и условиями, которые диктует нам всем экономической кризис.

То, что я хочу показать вам сейчас – другой взгляд на причины и следствия экономического кризиса; поиск неоднозначных ответов на наболевшие вопросы: кто виноват и что делать?

1. Generation “П”

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Но для начала напомню, как это было.

Агрессивный сбытовой маркетинг требовал от профессионалов коммуникации все новых и новых идей позиционирования товаров и услуг. Но полем сражения за потребителя служил уже не рынок, а его сознание.

И битва за разум началась. Во что вы одеты? Что вы едите? На чем вы ездите? Куда вы ездите? Какая у вас машина? Мерседес С класса? Пора менять на ML. У вас ML? Пора менять на GL! У вас GL? Но все уже ездят на Бентли. Вы все еще на бентли?! Тогда мы идем к вам…

И мы учили людей не останавливаться в потребительском ажиотаже, мы утверждали? что «жажда ничто, а имидж – все!». Виктор Пелевин первым назвал новое поколение, рожденное волной потребительского спроса – Generation «П», разучившимся адекватно воспринимать действительность.

2. Битва за сознание

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

В погоне за имиджем и брендом производитель перестал ориентироваться на базовые определения эффективного производства, такие как: производительность труда, качество товара, цена, прибыль, стоимость…

Маркетологи уверяли – производить надо не товар, а информацию о нем, имидж, бренд! Потребитель ориентируется на образ жизни, а не качество товаров и услуг. Лучшими стали те, кто шил платье для короля, который всегда оставался голым.

3. Кризис потребительского спроса

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

В формуле» «деньги-товар-деньги» отсутствовал товар с качественными показателями. Да и сами деньги перестали быть эквивалентом труда, став средством коммуникации. Эквивалентом стоимости стала цена минуты рекламного времени или стоимость затрат на продвижение товаров и услуг.

Маркетологи убеждали: стоимость – рождается не в процессе производства, а на этапе передачи информации потребителю. Значит, производитель вторичен. Первично, то, что узнает о товаре и услуге потребитель посредством маркетинговых коммуникаций.

Но потребитель не платил из своего кармана. Он просто не зарабатывал средств, достаточных для удовлетворения своих космических потребностей. Ему давали в долг даже тогда, когда он не брал кредита в банке. В виде неоправданно высокой зарплаты несоответствующей производительности труда (нарушая тем самым базовый принцип экономики), в виде премий и бонусов. Не хватает зарплаты – бери кредит. Все для того, чтобы поддержать виртуальную экономику договорных цен. Так появились деривативы (перепроданные кредиты) в девятой степени, не обеспеченные реальными деньгами. Так появилась виртуальная стоимость, цена IPO, имевшая значение только для спекулянтов на рынке акций.

4. Порочный круг кризиса

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Порочный круг кризиса замкнулся: производитель, околдованный шаманскими заклинаниями маркетологов и профессионалов коммуникаций, окончательно оторвался от потребителя. Суперсимволическая экономика по Тофлеру столкнулась с промышленной экономикой Маркса, где производство товаров считалось основным. Тофлер писал: «Стоимость зависит от чего-то большего, чем сумма земли, труда и капитала». «…Производитель и потребитель, разделенные промышленной революцией, воссоединены в цикле создания изобилия». Потребительское изобилие, неограниченный спрос стали еще одной вожделенной целью маркетологов. Искусство обольщения, умения продать – важнее умения производить, считали они.

Новый маркетинг уверял: балансовая стоимость не имеет значения. До 90% товара состоит из нематериальных факторов: имиджа и бренда. Но вдруг все случилось как в сказке о Золушке: карета превратилась в тыкву, а кучер в крысу. Спрос действительно оказался безграничен, но ресурсы остались ограниченными. Произошел кризис потребительских иллюзий.

По данным многочисленных социологических исследований сейчас в России происходит спад социального и экономического оптимизма, особенно в тех общественных группах, которые кризис затронул в большей степени.

5. Спад социального и экономического оптимизма

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

6. Экономика социального оптимизма

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Кризис агрессивного потребительского маркетинга, вызвал необходимость поиска новых маркетинговых стратегий и коммуникаций.

Маркетинг социального оптимизма – это ориентация на удовлетворение не потребительского спроса, а возможностей и ресурсов потребителя. Актуальным становится производство товаров и услуг, отвечающих базовым потребностям: цене и качеству, соотношению цены и качества. В основу развития бизнеса должны быть положены не маркетинговые цели роста потребительского спроса, а актуальные и потенциальные ресурсы и возможности потребителей.

7. Маркетинг социального оптимизма

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Неудовлетворенный потребительский спрос породил крушение потребительских иллюзий и остановил лавину перепроизводства товаров и услуг, необеспеченных ресурсами и возможностями потребителей. Общество изобилия превратилось в очередной миф. Человек только в качестве потребителя оказался несостоятельным и в нравственном смысле. Отход от базовых общечеловеческих ценностей завел человека-потребителя в тупик социального пессимизма и апатии. Альтернативой могло быть только возвращение к социально-экономическому удовлетворению, в основе которого лежат потребительские возможности или формула: «потребности минус ресурсы равно возможности».

8. Основные принципы маркетинга социального оптимизма

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Это означает, что расти должен не спрос, а возможности и ресурсы. Чтобы лучше жить – надо больше зарабатывать; чтобы больше зарабатывать – надо больше работать, повышать производительность труда, наращивать производственные мощности, повышать качество товаров, поднимать сектор реальной экономики.

9. Культ разумной достаточности

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Культ разумной достаточности и ориентация на собственные ресурсы и возможности (которые никто не собирается ограничивать) должен быть положен в основу новой концепции маркетинга и стратегии коммуникаций: рекламы и PR.

10. Идеология маркетинга социального оптимизма

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Основной задачей маркетинга становится разработка стратегии развития для производителя, построенной на анализе потребительских ресурсов и возможностей. Маркетинговые коммуникации перестают быть «игрой в бисер», результатом «креативных поисков смыслов» и манипулирования сознанием потребителей, а становятся объектом взаимовыгодных двухсторонних контактов между производителем и потребителем. Для производителя – это означает возможность планирования и стабильного развития. А для потребителя – поиск новых возможностей для роста личных ресурсов. И, наконец, для экономики в целом – возможность выйти из пике кризиса и грядущей депрессии.

11. Философия социального оптимизма

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Если признать, что в основе экономического кризиса – кризис неудовлетворенного потребительского спроса, то выход лежит в оптимизации удовлетворения. Иначе говоря, в балансе экономических и социальных возможностей и ресурсов потребителей (материальных, личностных, ценностных, гуманитарных). В этом и состоит философия социального оптимизма, которую необходимо привить для оздоровления всей сферы производственных отношений, включая, прежде всего, маркетинг.

12. Портрет нового поколения потребителей

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Разумеется, я далек от иллюзий в отношении человека и адекватности оценки им своих возможностей. Но страх перед будущим хороший врачеватель человеческой жадности. Кризис в головах вселяет панику и страх, неуверенность, пессимизм и апатию.

Кризис — это эпоха осознанного потребления. Люди начинают оценивать свои ресурсы, стараются ими рационально распорядиться. Станет совсем не модно идентифицировать себя с помощью продуктов потребления. Возникнут новые культы и стереотипы. Какими они будут, зависит не только от выбора человека, но и от конкретного государства, и от развития глобальных мировых процессов.

Культ социального оптимизма – это не «общество потребления», а «общество возможностей»; гармония между ресурсами и возможностями человека, выбирающего в качестве основного приоритета – достижение удовлетворения своих социально-экономических возможностей. Разумеется, неограниченных только сферой материального благополучия и потребления.

Источник

Определение социального оптимизма и методы его измерения

Изучение показателя «Всемирного индекса счастья». Индекс развития человеческого потенциала и процветания Legatum. Подходы к оцениванию социального оптимизма жителей Европы: кластерный анализ, построение регрессионной модели и функции полезности.

РубрикаСоциология и обществознание
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления31.05.2016
Размер файла106,6 K

Что такое социальный оптимизм. Смотреть фото Что такое социальный оптимизм. Смотреть картинку Что такое социальный оптимизм. Картинка про Что такое социальный оптимизм. Фото Что такое социальный оптимизм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В наше время все более актуальным становится вопрос о том, что подразумевается под понятием «социальный оптимизм». Ответ на него хотели бы знать политики: что необходимо дать избирателям, для того чтобы они проголосовали именно так, а не иначе. Его исследуют психологи: почему люди, обладающие значительными финансовыми накоплениями, чувствуют себя несчастными. Данный вопрос исследуется с различных точек зрения. Мы рассмотрим его экономический аспект.

В данной работе мы изучаем, какие параметры оказывают наибольшее влияние на уровень социального оптимизма в разных странах мира. Выбранная тема активно обсуждается не только в СМИ, но и в научных кругах. Существуют два принципиально разных подхода к рассматриваемой проблеме. В данной работе производится попытка оценить уровень социального оптимизма, используя оба подхода, а затем сравнить результаты. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Объектом исследования нашей работы является социальный оптимизм европейцев. социальный оптимизм счастье процветание

Целью работы является выявление факторов, виляющих на дифференциацию социального оптимизма.

В связи с поставленной целью работы, нам необходимо решить следующие задачи:

· Рассмотрение и систематизация основных подходов, представленных в современной литературе.

· Выявление факторов, влияющих на дифференциацию социального оптимизма жителей Европы.

· Построение системы обобщенных интегральных показателей, описывающих поведение респондентов.

· Исследование факторов, влияющих на социальный оптимизм.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе вводится определение «социального оптимизма», его сопоставление с такими понятиями как «счастье» и «благополучие». Приводится обзор принципиально важных для темы показателей, как Всемирный индекс счастья, Индекс развития человеческого потенциала, Индекс процветания. В первой главе находится описание индексов, сравнение их между собой, а также выявление положительных и отрицательных сторон каждого из показателей.

Во второй главе данной работы приводится обзор различных подходов к оценке социального оптимизма индивидов. Рассматриваются как классические концепции (начиная с работ 1974 года), так и недавние разработки (по 2013 год включительно). Описываются показатели, которые мы будем использовать в следующей главе.

В третьей главе проводится факторный анализ, по результатам которого выделяется 9 факторов, на основе которых применяется кластерный анализ. Далее, на основе другой группы данных, строится несколько регрессионных моделей, которые пытаются объяснить уровень социального оптимизма европейцев. Эмпирической основой исследования послужили данные, отобранные из Европейского Социального Исследования. Информация по показателям брались с 2001 по 2010 годы. В данном исследовании использовались факторный, кластерный и регрессионный анализы. Полученные в этой работе результаты могут быть полезны в различных сферах. Например, при описании «социального оптимизма» европейцев социологами, экономистами и представителями других специальностей, конечной целью которых является количественное выражение данного показателя.

Глава 1. Определение социального оптимизма и методы его измерения

Для определения значения социального оптимизма не введено специальных единиц измерения. Исследователей зачастую не интересует абстрактное значение показателя. Важно, как данная величина соотносится с аналогичными показателями других стран или различных групп.

Для определения уровня социального оптимизма достаточно будет использовать индексы. Все они находятся на стыке исследований экономических и социальных процессов, происходящих в современном мире. И позволяют перейти к рассмотрению ситуации, которая получилась в результате слияния этих областей.

Согласно толковому словарю [4], социум определяется как «общество», а понятие оптимизма определяется как «склонность во всем в жизни видеть хорошие стороны, верить в успех, в благополучный исход чего-нибудь».

Получается, что социальный оптимизм можно определить, как склонность видеть в общественной жизни успешные стороны. Верить, что оно движется к процветанию.

Исходя из представленного выше определения, можно заметить, что понятия социального оптимизма, счастья, процветания и благополучия можно считать синонимами. Так как исследование всех перечисленных процессов направлено на выявление общих положительных настроений, которые бытуют в современном обществе.

В рамках недавних исследований можно найти большое количество показателей, измеряющих социальный оптимизм. В данном исследовании мы рассмотрим некоторые из них.

1.1 Рассмотрение показателя «Всемирного индекса счастья»

Начнем с такого показателя, как «Всемирный индекс счастья» (The Happy Planet Index) [43]. Также можно встретить такой перевод как «Международный индекс счастья». Обычно используют аббревиатуру HPI. Он был предложен британскими исследователями из организации New Economic Foundation в 2006 году. Данный показатель направлен на то, чтобы оценить, насколько счастлив житель конкретной страны и как достигнутый им уровень счастья зависит от экономического и экологического положения страны.

Важно отметить, что данное авторы данного исследования активно сотрудничают с организацией Friends of the Earth, которая занимается проблемами экологии. Авторы HPI хотели также учесть, насколько уровень счастья человека зависит от уровня экологического загрязнения и доступности природных ресурсов.

Перейдем к рассмотрению методики вычисления показателя Всемирного индекса счастья. Он рассчитывается следующим образом:

Каждая ступень отражает уровень удовлетворённости жизнью респондента. Чем выше ступень, тем больше индивидам нравится их жизнь. Они могут занять только одну ступень, либо вообще не подниматься (тогда респондент считает свою жизнь самой неудовлетворительной, которая только может быть).

Life expectancy (продолжительность жизни). Авторы считают, что продолжительность жизни напрямую связана с тем, насколько человек счастлив. Возможно, тут имеется и обратная зависимость. Данные об этом показателе берутся из ежегодных публикаций докладов о развитии человечества (Human Development Report) организации UNDP [44].

Ecological footprint (влияние на экологию). Этот показатель одновременно учитывает, отношение потреблённых экологических ресурсов к ВВП страны и количество оставшихся ресурсов. Данные берутся из издания Всемирная среда обитания (Global Footprint Networks).

Значения HPI варьируются от 0 до 100. Показатель публикуется раз в несколько лет. В анализ включается 151 страны (по данным за 2012 год). В Приложении 1 приведены 10 стран, получивших самые низкие и высокие баллы. Для сопоставления приведены данные для России.

Наименьшее значение индекса из списка стран, вошедших в анализ, получила Ботсвана она получила 22,691 балла. Стоит отметить, что в списке аутсайдеров нет ни одной экономически развитой страны. Россия же находится на 122 месте. То есть почти в конце списка. Со значением показателя 34, 518. До лидера нам не хватает 20 баллов, от аутсайдера отрываемся на 12.

1.2 Индекс развития человеческого потенциала

Следующим показателем, который мы рассмотрим, будет Индекс развития человеческого потенциала, или Индекс человеческого развития, как его ещё называют (Human Development Index) [44]. Данный индекс рассчитывается по инициативе ООН в рамках Программы Развития Организации Объединенных Наций (United Nations Development Program) [47].

Это один из самых первых индексов, который посвящен проблеме социального оптимизма. Он рассчитывается с 1990 года. Главной идеей данного показателя является тот факт, что под развитием понимается не только развитие в экономическом аспекте.

Авторы данного подхода предполагают, что развитие, безусловно, зависит от обеспеченности индивида экономическими благами, но не может рассматриваться отдельно от продолжительности жизни, доступности образовательных услуг и других факторов, которые будут нами рассмотрены далее.

То есть, если раньше исследователей интересовал вопрос, как человек может воздействовать на производства различных благ, то теперь важно было понять, насколько наличие различных благ и возможность получения услуг, способны повлиять на состояние человека.

Всегда ли есть прямая связь между объемами потребления и состоянием оптимизма человека. Порождает ли потребление большего количества услуг скачек в оптимизме жителей страны и, как следствие, порождает больший экономический рост?

Ранее предполагалось, что помимо наличия материальных благ, на уровень счастья человека влияет наличие у него свободы выбора. В 2010 году также в этот список пополнили таким важным аспектом как «возможность развития».

Возможность развития включает в себя не только свободы выбора, важность которой подчеркивалась ранее, но также и возможность открыто противостоять всем формам угнетения и неравенства. Индекс человеческого развития базируется на анализе здоровья, образования и стандартов жизни. Рассмотрим каждый из аспектов более детально.

Начнем с анализа состояния здоровья граждан. Основным источником данных для данного раздела является информация о продолжительности жизни в стране.

Уровень стандартов жизни в каждой конкретной стране определяется исходя из значения Валового национального дохода.

Все значения показателей стандартизуются в диапазоне [0;1], берется их среднее геометрическое. Это и будет Индексом человеческого развития. В анализ включается 186 стран мира. Все страны ранжируются в зависимости от значения ИЧР и делятся на следующие группы [46]:

· Страны с очень высоким уровнем ИЧР.

· Страны с высоким уровнем ИЧР.

· Страны со средним уровнем ИЧР.

· Страны с низким уровнем ИЧР.

1.3 Индекс процветания Legatum

Следующим индексом, который мы рассмотрим, будет Индекс процветания Legatum (The Legatum Prosperity Index), названный таким образом в честь британского аналитического центра, в котором был разработан [43]. Индекс, как следует из названия, изучает благополучие и изобилие каждой страны. В анализ не вошли только страны, которые отмечены белым. Мы можем увидеть, что их немного. В анализ включается 142 страны мира.

Авторы делают акцент на том, что благополучие человека зависит не только от количества благ, которые он потребляет, но также и то того, получает ли он удовольствие от своей повседневной жизни, может ли он добиться каких- либо улучшений в будущем. Отдельно оговаривается, что термину «благополучие» и «удовлетворенность жизнью» понимаются авторами как синонимы.

Авторы применяют систему оценивания, при которой чем меньше абсолютное значение вспомогательных индексов, тем «выше» оценка, в следовательно, тем выше в рейтинге располагается страна. То есть наилучшей оценкой является 1.

Исследование проводится с 2006 года. Значение индекса публикуется каждый год на официальном сайте компании и в ежегодном докладе.

Мы видим, что Россия находится на 66 месте (из 142-х возможных). То есть почти в середине списка. У нас высокий бал по образовательному блоку, и очень низкие баллы по таким блокам, как государственное управление и частные свободы. Чуть ниже среднего значения находится показатель безопасности и защищенности (97). Остальные показатели располагаются в пределах средних значений.

Далее перейдем к более детальному рассмотрению составляющих, входящих в состав каждого из восьми блоков в отдельности.

В первый блок входят показатели, которые отражают экономическую ситуацию в стране. Для чего нужно принимать это в расчет и как конкретно измеряется финансовое благополучие государства?

Обычно, когда говорят об экономической ситуации, подразумевают величину ВВП, потребляемого на одного гражданина. В данном исследовании, авторы определяют эту величину другим способом, который будет изложен ниже.

Авторы индекса указывают на то, что даже высокий уровень ВВП не всегда отражает экономическое благополучие страны. Например, если индивид обладает большой суммой денег, но не может приобрести товары, которые хочет купить, это может повлиять на уровень его внутреннего благополучия. Необходимо учитывать, что человек также должен иметь возможность получать стабильный доход.

В данном разделе нас будет интересовать только описание переменных, входящих в общий индекс. Описание механизма производимых подсчётов, а также того, с каким знаком каждый фактор учитывается и на что влияет, будет представлено далее, в Главе 2.

В целом, что касается экономического блока, специалисты из Legatium, делают акцент на 4-х сферах экономики:

· Ключевые сферы макроэкономической политики. Основные аспекты, которые затрагивает государственное регулирование, степень вмешательство государства в рыночный механизм. В данном разделе делается акцент на том, какой в стране уровень безработицы и инфляции. Также включается в рассмотрение величина валовых накоплений населения.

· Эффективность работы финансового сектора. А именно, рассматривается величина просроченных кредитов. Это, с одной стороны показывает нам, насколько платежеспособным является население каждой конкретной страны, с другой стороны говорит нам о способности банков к реструктуризации долгов клиентов. Также, зная количество заключенных сделок с банками, мы можем оценить уровень доверия населения к банковской системе в целом. Если таких сделок на рынке заключается немного, значит, люди ищут другие, возможно нелегальные, способы получения денежных средств на свои нужды.

· Перспективы роста экономики. Заявленный раздел является достаточно обширным и, безусловно, важным для понимания деталей экономического положения в стране. В Индексе процветания учитывается, во-первых, насколько иностранные инвесторы заинтересованы в данной стране. Для этого рассчитывается объем иностранных инвестиций.

· Степень удовлетворения экономикой и потребительские ожидания. Важными факторами, по имению специалистов Legatim Institute, являются удовлетворенность стандартами жизни в данной стране, адекватные и комфортные пища и жилье в данной стране, возможность трудоустройства и ожидания индивида по поводу экономической ситуации в стране в целом.

Необходимо отметить, что важно понимать не только, какие параметры влияют на изменение социального оптимизма, но и в какой степени каждый показатель может варьировать уровень социального оптимизма.

Например, специалисты из Legatim Institute выяснили, что значительный, пусть даже и в сторону увеличения, скачек в потребляемом ВВП, приводит к резкому падению уровня счастья в обществе. Хотя, если рассуждать интуитивно, эффект должен быть прямо противоположным.

Данный показатель может значительно меняться во времени. Например, в течение 4-х лет для Китая значение изменилось с 1.39 до 2.59. Для некоторых стран этот показатель оказывает отрицательное влияние на итоговый показатель уровня благополучия в обществе.

Ко второму блоку показателей мы относим оценки предпринимательских и частных возможностей. Чем больше у человека возможностей к самореализации, тем более счастливым человеком он себя ощущает. Так как человек рассуждает следующим образом: если он приложит больше усилий, то может улучить благополучие себя и своих близких, увеличив свой доход.

В противоположной ситуации индивид осознает, что, сколько бы усилий он не прилагал, его благосостояние останется примерно на одном уровне. В этой ситуации стимулом являются нематериальные поощрения.

Перейдем к более детальному рассмотрению показателей, входящих в состав данного блока. Необходимо также отметить, что все 3 показателя получаются путем анализа данных социологических опросов. Итак, рассматривается отдельно:

· Доступность к различным возможностям развития. А именно, возможность развития идеи на уровне старт-апа. Респондентов спрашивают, насколько реально построить бизнес «с нуля». Реальной ли является затея претворить в жизнь какое-либо новшество и начать получать прибыль в обозримом будущем.

· Активность в инновационной сфере. В данном разделе рассматривается, насколько активно в обществе применяются новшества технического прогресса. Есть ли возможность бизнесу и жителям страны идти в ногу со временем. И насколько данный процесс поощряется государством.

· Состояние предпринимательской среды. Насколько соотносится существующий в обществе строй с понятием меритократии. Есть ли у достойного человека, по мнению респондента, пробиться в высшие слои власти и бизнеса. Либо все структуры поглощены «кумовством».

В следующем блоке учитывается влияние власти на результирующий индекс. Считается, что чем больше человек доволен правительством своей страны, тем более позитивно он оценивает свою жизнь в целом. В данном блоке рассматривается влияние таких показателей, как

· Эффективность и прозрачность действий правительства. Чем больше человек доверяет власти в данной стране, тем более защищенным он себя чувствует. Тем меньше он беспокоится о политическом аспекте жизни, и, как следствие, увеличивается его благополучие.

· Честность проведения процедуры выборов и доступность участия в них граждан страны. Чем более честными являются выборы, тем более защищённым чувствует себя человек. Также рассматривается, насколько граждане страны доверяют судебной системе. Считают ли они достаточным то количество военной силы, которое имеется в распоряжении страны.

· Адекватность буквы закона. Респонденты высказывали свое мнение по поводу принятых в последнее время законов.

К четвертому блоку относится состояние в образовательной системе страны. Положение дел в образовательной системе оказывает большое влияние на будущее страны. Если у человека не возможности получить хорошее образование, это может оказать негативное влияние на его оценку собственное благополучия.

В рамках данного подхода, рассматривается:

· Доступность образования для рядовых граждан стран. Почему важно учитывать именно доступность, а не просто наличие качественного образования? Человеку важно осознавать, что при желании либо он, либо его потомки могут получить достойный уровень образования. Это положительно влияет на оценку ими своего состояния, так как у него всегда есть возможность улучшить свои навыки и применить их в последствии в жизни. Этот показатель рассчитывался исходя из количества принятых в учебные заведения по отношению к общему количеству жителей.

· Качество образования. Из имеющихся открытых источников берется информация об учебных заведениях, которые находятся на территории данной страны.

· Человеческий капитал. В данном разделе рассматривается, насколько образован и академически успешен среднестатистический житель страны.

Чем больше значения каждого из отдельных показателей данного блока, тем больше будет значения среднедушевого ВВП, который потребляет житель данной страны. И, следовательно, тем более счастливым и успешным будет себя ощущать гражданин.

В пятом блоке показателей рассматривается состояние системы здравоохранения в стране. Потребность в медицинских услугах является одной из базовых потребностей, наряду с потребностью в пище, жилище и так далее.

Для наиболее разностороннего анализа отрасли используются следующие вспомогательные показатели:

· Количество предприятий отрасли и наличие превентивных мер борьбы с заболеваемостью населения. В рамках данного показателя рассматривается количество больничных кроватей на душу населения, расходы на здравоохранение на одного больного, качество воды, уровень санитарии, количество умерших от респираторных заболеваний.

· Общее физическое и психологическое здоровье нации. В этот раздел входят удовлетворённость людей своей физической формой, наличие раздражающих факторов, возможность отдыха, наличие проблем со здоровьем.

Исследователи выявили сильную корреляцию между тем, как человек оценивает состояние своего здоровья и свое благополучие. Также, состояние здоровья сильно влияет на человеческий капитал.

Следующим блоком показателей, который мы рассмотрим, будет блок, повещенный безопасности и защищенности. Здесь выделяют две основные составляющие:

· Персональная безопасность. Сюда входят: возможность ходить в одиночку по ночам, возможность открыто высказывать свое мнение по политическим опросам без боязни дальнейших репрессий, убежденность в том, что без причины на человека не нападут.

В целом, люди отрицательно реагируют на все формы проявление открытого насилия. И чем более защищенным чувствует себя человек, тем более позитивно он оценивает свое состояние благополучия.

Самыми защищенными чувствуют себя жители Исландии (значение показателя защищенности 3.77). Самыми незащищенными ощущают себя жители Чада (-5.18). Видим, что разброс показателей здесь самый значительный из всех, рассмотренных нами ранее. Россия находится в конце списка, на 97 позиции. Значение показателя-1.30.

Ещё одним показателем, который влияет на процветание той или иной страны, является наличие личной свободы у граждан.

Сюда входит, прежде всего, наличие гражданских свобод (таких, как свобода выбора) и присутствие в обществе толерантности (как к представителям другой расы, так и к представителям различного рода меньшинств).

В последний блок показателей входят составляющие социальный капитал величины. Тут мы рассмотрим следующие показатели:

· Показатель сплоченности и участия к другим. Тут важно понимать, насколько человек доверяет другим людям, количество волонтеров в обществе, готовность помочь незнакомцу, сумма пожертвований на душу населения.

· Крепость социальных и семейных уз в обществе. Респондентов спрашивали, чувствуют ли они поддержку со стороны общества. Учитывалось количество браков на душу взрослого населения. Также очень важным аспектом в данном показателе является возможность человека посетить религиозное учреждение, если у него есть такая потребность.

В литературе можно найти большое количество принципиально разных подходов к оцениванию социального оптимизма. В данной работе мы рассматриваем 3 наиболее известных индекса, которые используются при оценивании такого показателя, как счастье.

Первым индексом является «Всемирный индекс счастья». В нем, наряду с учетом макроэкономических показателей, берется в расчет так называемый «экологический след». Это показатель, отражающий, ущерб, который человек наносит окружающей среде. Что позволяет оценивать, насколько ощущение комфорта связано с экологической ситуацией в мире.

Вторым индексом, который был рассмотрен в рамках данной работы, был Индекс развития человеческого потенциала. Он рассчитывается с 1990 года по инициативе Организации Объединенных Наций. В анализ включается более 180 стран.

Главной идеей данного показателя является тот факт, что человек не может быть счастлив, обладая только материальными благами. Ему также необходимы возможность развиваться в выбранном направлении.

Третьим показателем, включенным в анализ, стал Индекс процветания стран. Здесь учитывается, насколько человек может улучшить свою жизнь в будущем. То есть, как он сам оценивает свои перспективы, насколько индивид удовлетворен повседневной жизнью и что он может с этим сделать.

Далее приводится сравнение показателей по таким параметрам, как количество стран, включенных в анализ, количество промежуточных показателей и уровень доверия к индексу со стороны общества. Мы приходим к выводу, что Индекс развития человеческого потенциала лучше остальных (из числа рассмотренных) отражает ситуацию в обществе.

Другим важным аспектом сравнения компаний является масштабность исследования. Самым масштабным по числу стран, входящих в исследование, является Индекс человеческого развития (186 стран- участниц). Затем идет Индекс счастья (151 страна включена в анализ). И, наконец, Индекс процветания (142 страны).

Единственным индексом, в котором делается корректировка на специфику стран, является Индекс человеческого развития. Отдельно высчитывается Индекс, скорректированный с учетом неравенства.

Если сравнивать индексы по количеству промежуточных показателей, используемых затем в агрегированном индексе, лидером будет Индекс процветания стран мира. Там используется максимальное (89) количество показателей.

Индекс развития человеческого потенциала появился первым. Расчет этого индекса ведется с 1990 года. Поэтому это единственный показатель, из рассмотренных нами ранее, который подвергся значительным изменениям. Был добавлен новый блок, который относится к анализу угнетения личности.

Из- за этих трансформаций, невозможно сравнение индексов, которые были рассчитаны с 1990 года по 2010 и индексами, которые были рассчитаны после 2011 года.

Глава 2. Подходы к оцениванию социального оптимизма

В данной главе мы кратко рассмотрим основные подходы, применяемые современными исследователями для оценки социального оптимизма жителей разных стран мира.

2.1 Подходы к сопоставлению индекса счастья и функции полезности

Начнем мы с рассмотрения такого показателя, как индекс Джини. Авторы ряда исследований, например Gandelman, Porzecanski [13], используют его для изучения проблемы неравенства распределения уровня счастья по миру. В данной работе рассматривается вопрос, насколько неравенство в доходах зависит от неравенства в социальном оптимизме. То есть если есть значительный разрыв в обществе по доходу, может ли это привести к значительному разрыву в ощущении счастья в обществе.

Так как в микроэкономике мы понимаем под функцией полезности некую функцию, которая отражает реакцию агента на потребление товаров, авторы исследования понимают под этим понятием ощущение счастья, которое испытывает человек. Таким образом, у нас есть некая функция полезности, значения которой известны в определенных точках (мы берем данные из опросов, которые есть в открытом доступе) и также у нас имеются данные о потреблении.

Функция полезности в данном случае берется в следующем виде:

, k- параметры модели

Получается, что разница между двумя показателями: индекса Джини по доходам и индекса Джини по счастью даст нам значение полезности, которые объясняются другими факторами, нежели потреблением материальных благ.

Таким образом, авторы выделяют 4 группы стран:

1. Страны, где совпадают значения индекса счастья по доходу и по полезности (это значит, что ситуация очень близка к распространённым теоретическим подходам). И значение индекса Джини по счастью меньше. Эта ситуация говорит нам о том, что скорее всего данные, полученные по уровню счастья, не могут быть использованы как функция полезности.

2. Индекс Джини по счастью совпадает с индексом по полезности. И эти величины меньше индекса по доходам. То есть разница в уровне счастья точно совпадает с разницей в доходах.

3. Индекс счастья меньше индекса по полезности, и меньше индекса по доходам. В этом случае неравенство доходов и ощущаемого счастья как раз и объясняется потреблением нематериальных благ.

4. Индекс полезности меньше индекса счастья, и меньше индекса доходов. В это случае зависимость между доходом и счастьем есть, но она не полностью «охватывается» функцией полезности.

2.2 Рассмотрение подходов, использующих регрессионные модели

В работе голландских ученых Pouwels, Siegers, Jan [29], в анализ помимо значения уровня дохода, которым располагает индивид, включается также количество часов в неделю, которые человек работает. Авторы обращают внимание на тот факт, что зависимость между уровнем счастья и доходом остается положительной только до достижения определенного значения. Однако после некоторой величины, зависимость будет либо нулевой, либо отрицательной. Таким образом, доход становится антиблагом.

Добавление в анализ количества часов работы в неделю как раз и позволит отследить тот переломный момент, когда дополнительная единица дохода начинает приносить человеку дискомфорт. Однако чтобы отделить те случаи, когда человек изначально обладает большим капиталом и его доход слабо связан с получаемой по результатам работы зарплате, оговаривается, что доход, рассматриваемый в модели, совпадает с величиной зарплаты индивида.

Существует также и обратный подход к проблеме рассмотрения взаимосвязи счастья и дохода: как ощущение счастья влияет на доходы. И если ощущение счастья оказывает влияние на доходы, то можно ли эту величину выразить в деньгах? В 1956 году нобелевский лауреат Albert Scheitzer в своей речи, посвященной вручении ему премии говорит о том, что «не успех является ключом к счастью, а счастье является ключом в успеху». Данный подход рассматривался в статье Graham, Eggers, Sukhtankar[15].

Однако ряд исследователей считают включение большого количества параметров нецелесообразным. Например, Mookerjee, Beron [25] в своей статье “Gender, Religion and Happiness”, говорят о том, что для объяснения того, насколько человек ощущает себя счастливым, достаточно включить в анализ следующие параметры: качество жизни (quality of life), религиозные убеждения человека и его пол.

Для проверки основной гипотезы о том, что уровень счастья определяется изложенными выше параметрами, авторами применяется ОМНК оценивание.

Тема того, может ли человек исповедовать свою религию, неразрывно связана со свободой. И в следующем исследовании, которое мы рассмотрим, будет более пристально рассматриваться данный вопрос.

Verme [40] в своей статье “Happiness, freedom and control” 2009 года, рассматривает регрессионную зависимость между субъективной оценкой индивидом своего уровня счастья и такими параметрами, как:

1. свободой выбора и контроля над собственной жизнью. Значения данного параметра получались путем социологического опроса жителей разных стран. Их просили оценить по шкале от 1 до 10 свою степень свободы. Минусом данной формы получения данных является тот факт, что 2 индивида, которые по объективным характеристикам должны ощущать себя одинаково свободными, могут оценить свою свободу по-разному, т.к. они привыкли к разному уровню свободы как к норме, от которой отталкиваются при оценивании;

2. набором характеристик, отражающих макроэкономическую ситуацию в стране. В этом показателе учитывается уровень безработицы, то есть доля от общего населения, которая активно ищет, но не может найти работу. Также в анализ макроэкономических показателей, которые отражают ситуацию в стране, входит показатель ВВП на душу населения;

В заключение рассмотрения набора макроэкономических характеристик, включенных в данной работе в анализ, хотелось бы отметить определенное его сходство с макроэкономическим блоком показателя Индекса счастья, который детально рассматривался в первой главе;

3. статусом, достигнутым в обществе. Под статусом авторы понимали достигнутый уровень финансовой успешности человека. Доходы всех граждан, взятые из налоговых деклараций, ранжировались. Затем разбивались на 10 групп. И далее, каждому присваивался номер группы;

4. индивидуальным характеристикам. Таким, как пол, возраст, образование;

5. семейным положением. Замужем или женат респондент. И если замужем, то, как долго состоит в браке;

6. индивидуальными ценностями. Таким, как религия (относит респондент себя к верующим или нет), работа (является ли трудоголиком), как относится к институту семьи, принимает ли участие в общественной жизни;

7. социальной ответственностью индивида. Респонденты оценивали по шкале от 1 до 10 честность ситуации, которую им предлагали. Спрашивали, например, насколько они считают честным не платить налоги. Также по шкале от 1 до 10 их просили оценить, насколько сильно граждане доверяют общественным институтам. Насколько сильно они уверенны в армии государства, правоохранительной системе, судах, парламенте, прессе, частных кампаниях, крупных государственных структурах, банковской системе страны.

Авторы использовали логистическую регрессию, и путем разбиения на несколько интервалов, получили робастные оценки.

Ещё одним голландским исследователем Guven в статье “Reversing he question: Does happiness affect consumption and savings behavior?” [16] был затронут вопрос, насколько счастье, которое ощущает человек, может оказывать воздействие на то, сколько он потребляет и сберегает. Автор исследует гипотезу о том, что более счастливые люди тратят меньше, экономят больше. Так как счастливые люди интуитивно предполагают, что будут жить дольше, чем живут люди в среднем в их стране. И учитывают этот факт при планировании своих расходов. Они в среднем более склонны к неспешному тщательному анализу своих действий и ожидают, что уровень инфляции в перспективе уменьшится. У них реже возникают долги и просрочки по банковским платежам.

Новшеством работы Guven является подход к оценке счастья, которое испытывает человек. Автор предполагает, что данный параметр тесно связан с данными о погоде. Человек более склонен чувствовать себя счастливым, если погода солнечная. И в анализ был включен так называемый «индекс хорошей погоды».

Необходимо отметить также, что выборка на основе данных по опросам жителей Голландии была смещена в сторону анализа в целом счастливых людей. Так как 90% опрошенных ответили, что они ощущают себя либо «очень счастливыми», либо просто «счастливыми». Ответы «мы скорее несчастливы» или «мы несчастливы», выбрали лишь 10% опрошенных.

Также интересным фактом является то, что 12% опрошенных работающих людей, которые за свою работу не получают денежное вознаграждение, ответили, что они ощущают себя «очень счастливыми».

Guven использует для выявления взаимосвязи линейную регрессию. И так как предполагается наличие взаимосвязи между факторами и ошибками в модели, то вводится Инструментальная переменная. В противном случае, если не вводить инструментальные переменные, мы получили бы смещенные оценки.

Также в анализ вводятся 2 прокси переменные:

1. если индекс массы тела респондента больше 30, то считается, что у него есть проблемы со здоровьем. В модели это учитывается с помощью бинарной переменной;

2. если у родственника респондента есть проблемы со здоровьем, у него также в перспективе могут появиться проблемы со здоровьем. Для учета этой предпосылки в анализ также вводится дополнительная переменная с двумя значениями: «0» и «1».

Принципиально другим подходом, является например, изложенный в статье “A Happiness Study Using Age-Period-Cohort Framework” [12] подход. Автор исследования утверждает, что наибольшее воздействие на социальный оптимизм оказывает только то, в каком возрасте в данный период времени находится человек.

Исследователи для подтверждения своей теории, используют ряд методов. В одном из подходов они используют регрессионную модель с ортогональными во времени эффектами:

где среднее воздействие на ситуацию равно нулю. Оно либо приводит к ухудшению в один период времени, либо к улучшению в другой период времени

Аналогичного подхода придерживаются и Kalwij, Alessie, и Jianakoplos, Bernasek. Однако они использовали этот подход для моделирования поведения во времени финансовых рисков, а не для оценки уровня счастья на протяжении жизни человека.

Также в статье “A Happiness Study Using Age-Period-Cohort Framework” используется метод главных компонент. Эта мера позволила перейти от наблюдаемых переменных к рассмотрению линейной модели.

В качестве главных компонент авторы взяли возраст, временной промежуток и количество групп, на которое осуществлялось разбиение. Далее строилась матрица ковариации, для того, чтобы убедиться, что среднее равно нулю. Первой главной компонентой оказался доход. Далее авторы вычитали из оставшихся данных проекцию на первую компоненту. И так алгоритм продолжался до третьего шага.

Также метод главных компонент применяется для анализа зависимости социального оптимизма от степени самоконтроля человека, поддержки, оказываемой со стороны общества на рядового гражданина в работе “Self-efficacy, social support and well-being: The mediating role of optimism” [18].

В качестве первой главной компоненты выступает самоконтроль человека (в данной работе это определяется, как способность оставаться спокойным в любой ситуации, способность достичь компромисса с собеседником).

Вторым фактором является способность найти выход из сложной ситуации (авторы вкладывают в это понятие способность составить план, придумать альтернативное решение). Третьей главной компонентой стала уверенность в само эффективности индивида.

Следующий подход, который мы рассмотрим в рамках данного исследования, использует для анализа взаимосвязей факторный анализ. Это особо актуально для исследования таких явлений, как социальный оптимизм, так как он может зависеть от большого количества параметров, которые, в свою очередь могут коррелировать между собой.

В то время, как использование факторного анализа способствует сокращению рассматриваемых переменных и выявлению связей между ними. Такой подход используется, например, в статье “Measuring Optimism in Organizations: Development of a Workplace Explanatory Style Questionnaire” [35]. Авторы исследовали вопрос, насколько оптимизм человека влияет на его восприятие событий.

Чтобы получить данные для этого исследования, у добровольцев спрашивали, как бы они себя повели в гипотетических ситуациях, насколько они эти ситуации оптимистично или пессимистично оценивают.

Чтобы учесть как влияние оптимизма, так и влияние пессимизма, добровольцев просили предположить, как бы они себя повели в негативных и позитивных ситуациях. Далее, по результатам обработки ответов на задаваемые вопросы, делался вывод о том, насколько изначальный жизненный настрой респондента повлиял на его ответы.

В данной главе рассмотрены некоторые подходы, которые используются при оценке уровня оптимизма в обществе.

Можно выделить 2 принципиальных подхода к оценке уровня влияния оптимизма и доходов индивида. Часть исследователей предполагает, что чем больше доход индивида, тем более счастливым он себя ощущает. Другие исследователи предполагают, что влияние происходит в обратном направлении. То есть чем счастливее человек, тем больше он зарабатывает.

Однако в анализ также можно включить некоторые показатели макроэкономической ситуации в стране, или ситуацию в финансовом секторе страны. Также можно учесть ожидания индивида относительно перспектив экономики страны в целом.

Также существуют различные точки зрения на то, какие модели можно использовать при анализе данных. Одна группа исследователей утверждает, что в данном случае применимы только логит и пробит модели. Другая группа исследователей расширяет спектр используемых моделей. Например, используют линейные, показательные, степенные, экспоненциальные модели.

Глава 3. Расчет показателей дифференцирования социального оптимизма европейцев

3.1 Определение интегральных показателей социального оптимизма с помощью факторного анализа

Для расчета необходимых в исследовании показателей, были взяты данные из Европейского Социального Исследования [31]. Для анализа была взята выборка из 300 элементов из 5-ой волны исследования (то есть информация за 2010 год). Данные собирались на территории 30 стран, большинство из которых входит в Евросоюз.

Нам важно понять, какие переменные оказывают наибольшее влияние на уровень социального оптимизма граждан. Мы выбираем те показатели, которые позволяют проверить выдвинутые в Главе 2 гипотезы. Всего мы отобрали 31 показатель. Список переменных, включенных в анализ помещен в Приложение 2. В качестве зависимой переменной выбирается показатель «Насколько Вы счастливы?». Он измеряется по шкале от 0 до 10, где 0- абсолютно несчастным, 10- абсолютно счастливым.

Нам важно понять, есть ли взаимосвязь между выбранными показателями. Также целесообразным представляется группировка исходных показателей в интегрированные показатели. Которые получаются путем группировки исходных данных, чтобы достичь поставленных перед нами целей, мы можем применить факторный анализ.

Для того чтобы понять, целесообразно ли в данном случае применение факторного анализа, нам необходимо посмотреть на матрицу корреляций. Она определяется следующим образом:

n- количество элементов в выборке,

— элемент i- ой строки, j-го столбца,

— среднее значение по всем j.

Требуется, чтобы данная матрица не совпадала с единичной матрицей. Это можно отследить при помощи теста Бартлетта, который проверяет равенства дисперсий нескольких выборок.

Нулевая гипотеза в данном случае заключается в том, что корреляционная матрица значительно отличается от единичной матрицы. Она принимается, если высокое значение критерия Бартлета совпадает с низким значением уровня значимости. В нашем случае это так. Соответственно, матрицы значительно отличаются друг от друга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *