Что такое социальный признак
Социологический справочник (1990)
Признак социальный
Только проявленное, зафиксированное и идентифицированное свойство социального объекта становится его признаком. Как выразители свойств П. с. имеют разную способность, с точки зрения полноты и глубины, отражать те или иные стороны данного социального объекта. Наконец, свойства определяют качественную и количественную границу социального объекта, признаки свидетельствуют о ней. П. с. может быть как постоянной и неизменной, так и непостоянной, ситуативной характеристикой объекта, т. е. в изменившихся условиях одно и то же явление, свойство может быть представлено другими признаками. Кроме того, П. с. подразделяются на качественные и количественные, прямые и косвенные, простые и сложные, единичные, выражающие отдельные свойства явления, и совокупные, выражающие сводные свойства и группы объектов. Они могут быть присущи всем единичным явлениям группы в одинаковой степени или варьировать, принимая разное значение у отдельных явлений, единиц совокупности. П. с.-важное понятие в социологии, соединяющее в себе возможность онтологического, гносеологического, статистического, ценностно-нормативного и др. толкования. Онтологическая интерпретация этого понятия схватывает объективные основания П. с., она отождествляет признак с объективным явлением, которое выражает через себя определенное свойство другого явления.
В этом же плане отождествляются друг с другом П. с., показатель социальный к эмпирический индикатор. Гносеологическое толкование связано с выяснением возможностей формирования социального показателя на основе данного П. с. (или их набора). Речь идет о том, что в социологическом исследовании далеко не каждый признак изучаемого явления может быть взят в качестве объективной основы его социального показателя. Для этого производится отбор признаков под углом зрения того, какие из них с наибольшей полнотой выражают те или иные свойства исследуемого объекта и, следовательно, в какой мере могут стать содержательной основой показателя, который строится на базе определенных теоретических концепций и нормативных оценок этого объекта. Таким образом, гносеологическая интерпретация П. с. превращает его в социальный показатель как особую исследовательскую, познавательную конструкцию, позволяющую социологу сопоставить теоретические представления о свойствах изучаемого объекта с их эмпирическими выразителями-признаками, уточнить эти представления. Наконец, статистическая интерпретация понятия П. с. опирается на понимание признака как характеристики множества и связана с тем, что социология изучает по преимуществу массовые явления и, как и статистика, характеризует их по различным совокупным признакам. В русле этой интерпретации П. с. измеряется, возводится в числовые формы (индексы). При этом учитывается доступность признака для измерения, его значимость, вес в характеристике изучаемого явления и способность стать «элементом» индекса. Выявляя с помощью статистических средств интенсивность проявления рассматриваемого признака, исследователи судят об отраженном в нем свойстве объекта, о самом объекте.
Социальные признаки и социальные группы
Социология как наука.
Три уровня организации социологии:
фундаментальный, фундаментальный уровень изучает базовые, наиболее общие
теоретический социологические понятия и законы, имеющие своё выражение
уровень во всех социальных сферах, например,
общество, развитие личности, социальная группа и институт…
уровень специаль- специальное знание изучает отдельную социальную
ного, частного сферу – экономическая социология, социология политики,
знания социология религии, социология СМИ…
прикладной, эмпи- прикладной уровень содержит методологию, методику и
рический уровень методы социологического исследования. Уровень получения
Функции социологии как науки: познавательная, социализирующая, воспитательно-нормативная, управленческая, прогностическая.
| |
система формиров. система
личности общества
Это – объект исследования социологии – глобальная социальная система личность – общество. Любая наука стремится к своей системности. Для этого она должна изучать свой объект системно. Для социологии это значит, что она должна:
1) изучить все социальные объекты, которые входят в эту систему и определить логические связи между ними (особенно причинно-следственные). В свою очередь, социальные объекты наукой рассматриваются системно. То есть необходимо изучить рассмотреть элементы объекта, опреде-лить причинно-следственные и формальные (индуктивно-дедуктивные) связи между ними, выделив главные элементы по различным критериям, а также требуется установить факторы формирования объекта и его функцию, которая связана с качеством интеграции объекта в более глобальную систему;
2) изучить объект исследования с позиции всех уровней социального знания – фундаментального, специального, прикладного;
4) и, наконец, изучить объект исследования с позиции всех основных направлений социологической мысли, предварительно сформировав критерии по которым эти направления формируются. В социологии такие важнейшие критерии – философский и идеологический.
Социальные признаки и социальные группы.
Социальные признаки –признаки человеческого существования, которые возникают и функционируют становятся исключительно в процессе социального взаимодействия людей, формируют социальную иерархию и решающе влияют на развитие личности.
Социальная группа– группа людей, занимающих одинаковую позицию в социальной иерархии, сформированной социальным признаком.
Типологизация: по социальным сферам – экономические, политические, религиозные, этнические, профессиональные…; по численности – малые, средние, большие и сверхбольшие; по сложности – простые, сложные (состоящие из простых и образованные сложными признаками, например, олигархия или пролетариат – сложные группы в экономическом признаке СПО); по доступности – труднодоступные (например, сверхбогатые, олигархия), недоступные (образованные по объектив-ным признакам), легкодоступные. Контактные (дружба) и позиционные или ещё их называют общности (например, нация или класс). Контактные – небольшие, постоянного взаимодействия, где первична уже не одинаковая позиция, а социальный интерес и играют роль психологические качества человека.
Социальные группы: понятие, примеры, классификация, функции
Приветствую Вас, друзья!
Каждый человек является частью нескольких социальных групп, люди в которых объединены определенными признаками. Это утверждение справедливо даже по отношению к тем, кто практически ни с кем не общается и взаимодействует с миром только через интернет. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой социальные группы, как они формируются, какими признаками обладают и какую роль играют в нашей жизни.
Что такое социальная группа?
Социальная группа – это совокупность людей, так или иначе связанных между собой и объединенных определенными признаками. В роли таких признаков могут выступать возраст, религиозные и идеологические взгляды, принадлежность к субкультуре и прочие особенности. Социальная группа может определяться одним фактором или совокупностью нескольких факторов.
Минимальный размер социальной группы зависит от того, с какой целью она выделяется. В определенных ситуациях это может быть и 2 человека. Но в большинстве случаев речь идёт о группах, включающих хотя бы несколько человек. Максимальный размер социальной группы не ограничен и зависит от того, насколько распространен признак, по которому выделяется данная группа.
Примеры социальных групп:
Социальные группы могут выделяться по разным признакам, объединяться между собой или, наоборот, разделяться по какому-то дополнительному признаку. К примеру, студенты и студентки, обучающиеся на одном курсе вуза, могут рассматриваться как одна обобщенная или две отдельные социальные группы (в зависимости от задачи).
Сопоставление человека с определенной социальной группой позволяет понимать его потребности, интересы, особенности поведения и прочие личностные характеристики, ничего о нём не зная. Поэтому данное понятие так интересует маркетологов.
Признаки социальных групп
При объединении людей в социальные группы используется обобщение по следующим признакам:
Социальная группа – это объединение людей, которые сами как-то соотносят себя друг с другом. При этом они не обязательно взаимодействуют между собой напрямую (к примеру, прихожане церкви могут не быть знакомыми между собой, но признают, что являются частью объединения).
Классификация социальных групп
Для лучшего понимания того, что такое социальная группа, разберёмся с особенностями классификации различных групп. Американский социолог Чарльз Кули предложил разделить их на два типа:
Другой распространенный метод классификации основывается на способе внутренней организации и регулирования взаимодействия между членами группы. В рамках данной классификации социальные группы делятся на:
Ещё один признак, который часто используется – это степень принадлежности индивида к определенной группе. Данный подход применяется, когда нужно показать отношение конкретного человека к социальной группе. Здесь возможны три варианта:
Ещё один вполне очевидный признак для классификации – численность. По нему все социальные группы делятся на два типа:
Принадлежность к социальным группам может меняться либо сохраняться в течение жизни. К примеру, место рождения, цвет кожи, пол и некоторые особенности здоровья не меняются. Соответственно, по данным признакам человек всю жизнь принадлежит к определенным социальным группам. Но при этом у него меняется возраст, социальный и семейный статус, место жительства, уровень дохода и многие другие признаки, в связи с чем он переходит между разными группами.
Способы деления на социальные группы
Рассмотрим несколько наиболее важных признаков, используемых социологами, маркетологами и прочими исследователями для определения социальных групп.
Разумеется, один человек на основании перечисленных признаков может быть отнесён к нескольким социальным группам. К некоторым он будет относиться на протяжении всей жизни (пол, национальность), другие будут меняться (возраст), третьи он, возможно, поменяет сам (профессия, религиозная принадлежность, место проживания).
Правила поведения в социальной группе
Для многих социальных групп характерны определенные правила поведения, называемые «групповыми нормами». Чаще всего групповыми нормами являются:
В формальных социальных группах соблюдение групповых норм часто является требованием (к примеру, школьники должны носить форму и приходить в школу с рюкзаком или портфелем). В неформальных социальных группах нет официальных правил, требующих соблюдать групповые нормы, но их несоблюдение может привести к неуважению, непризнанию и прочим санкциям со стороны других участников.
Функции социальных групп
Ещё одним важным моментом в понимании того, что такое социальная группа, является знание её функциональной значимости (то есть, пользы, которую она может приносить своим участникам). Социологи называют следующие функции социальных групп:
Отличия социальной группы от социальной общности
Следует отличать понятия социальная группа и социальная общность. Социальная группа – это объединение людей, так или иначе взаимодействующих между собой или имеющих отношение друг к другу, даже если они не знакомы между собой (к примеру, коллектив большой корпорации является социальной группой).
Социальной общностью называется некоторая совокупность людей, не имеющих отношения друг к другу, но объединяемых каким-то общим признаком. Кроме того, в отличие от социальной группы, она может представлять собой временное объединение людей. К примеру, зрители, пришедшие в кинотеатр на просмотр фильма – это социальная общность, но не группа.
Социальные признаки, социальные группы и социальные сферы
КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СОЦИОЛОГИИ
И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Категория «социальное» и фундаментальные понятия
Социологии
Социальные признаки, социальные группы и социальные сферы
Раскрыть значение «социальное» можно только составлением механизма его формирования в контексте структурной логики образующих элементов и указания социальной специфики.
Категория «социальное» последовательно включает:
· область исключительно человеческого бытия;
· взаимодействие людей на фундаменте определённых потребностей;
· формирование и активизацию в результате этого взаимодействия социа- льных признаков, каждый из которых, принимая различные конкретные значения, создает таким образом позиционную иерархию;
· образование на месте каждой позиции групп людей, вступающих между собой в содержательные отношения;
· процесс институциональной организации этих групп как способ удовлетворения исходных социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной деятельности;
· создание и распределение социальных объектов как факторов социального удовлетворения.
Принципиально-связующую роль в данной логике выполняют социальные признаки и образуемые ими социальные группы.
Социальный признак – это фактор социальной активности, функционирующий исключительно в процессе социального взаимодействия людей и спо-собный формировать иерархию социальных групп.
Примеры: доход, собственность на средства производства, идеология, этничность, религиозная вера, образование. Кроме своих специфических прикладных функций все социальные признаки несут фундаментальную нагрузку – принимая различные значения, они позиционируют социальную иерархию (социально-групповое неравенство).
Типологизация социальных признаков проходит:
· по сферам социальной активности: экономические, политические, рели- гиозные и т.д.;
· по сложности – простые и сложные как интеграция простых;
· по критерию формирования социально-груповой иерархии: количествен- ные, качественные и смешанные – количественно-качественные;
· по философскому критерию: субъективные – составляющие социально-групповое неравенство, где сознание человека является фактором позиционного изменения, и объективные, в векторах которых движение или невозможно (этнос и пол), или не зависит от субъективной мысли (возраст).
Социальные группы обычно определяют единством социальных интере-сов, что не совсем точно в смысле вторичности социальных интересов по отношению к конкретной позиции социального признака. К тому же, у многих крупных социальных групп-общностей формальное единство интересов настолько нейтрализуется межличностным ценностно-идеологическим различием, что говорить о целемотивационной интегративности этих групп просто некорректно.
Таким образом, социальную группу первично следует трактовать как совокупность людей, занимающих одинаковую позицию-местоположение (статус) в социальной иерархии, сформированной определенным социальным призна-ком. Типологизация социальных групп проходит по сферам социальной дея-тельности (экономические, политические, религиозные и т.д.), численности, составу (простые и сложные), а также по критерию доступности (закрытые и открытые – легко- и труднодоступные).
Отметим наличие крупных социально-позиционных групп (именно их кон-текст присутствует в научном определении), которые в социологической литературе часто именуются социальными общностями – например, классы и нации, и микрогрупп с относительно постоянным и всеобщим межличностным контактом, где первичен узкий социальный интерес и некоторое значение получает пси-хологический фактор.
Важнейшим ролевым свойством социальных групп является их способность к организации для удовлетворения социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной активности. Юридические формы таких организаций именуются социальными институтами. Хотя институты несут в себе высшее организационное социальное качество, они вторичны в отношении социально-групповой деятельности и с точки зрения формирования, и в аспекте инструментальности.
Определенные социальные группы и соответствующие институты состав-ляют активное субъектное ядро каждой социальной сферы. Часто этим термином обозначается или область бюджетного распределения, или нижний уровень экономической иерархии по признаку дохода, требующий государственной поддержки и защиты. Это скорее обиходное и прикладное понимание неправомерно сводит категорию социальной сферы к узкому, исключительно экономическому значению. В данном исследовании предлагается определять социальной сферой все области социальной деятельности – экономику, политику, религию, искусство, педагогику и т.д. Общее между ними – один и тот же механизм формирования, а принципиальное различие состоит в их конкретном содержании – каждая сфера возникает на базе специфических социальных потребностей, содержит собственные социальные признаки и групповую иерархию субъектов, свои институты и социальные объекты как фактор социального удовлетворения и результат субъектной организационной активности.
Рассмотрим в этой логике важнейшие социальные сферы – экономику и политику. Именно в этих областях будет проходить значительная часть исследования и именно здесь находятся принципиальные элементы, определяющие качество всей социальности.
Признак социальный
Признак социальный эмпирически наблюдаемая характеристика изучаемого социального объекта, опосредованно (через собственную структуру и т. п.) раскрывающая его определенную сторону, свойство, связь, отношение, взаимодействие. Носителями этой характеристики выступают социальные явления, вещи, процессы, которые стоят объективно к раскрываемому ими объекту в отношении отражения, соответствия, обозначения, замещения, представления (репрезентации), измерения, показателя (индикатора). П. с.-проявитель свойства (совокупности свойств), трансформатор информации о нем. Через систему признаков социальный объект является вовне, предстает в виде фактов социальных. Таким образом, если свойство социальное характеризует явление непосредственно, то П. с.особенности его (свойства) проявления и через посредство всего этого тоже выражает те или иные стороны объекта. Свойство скрытно (латентно), непосредственно не наблюдаемо, признак же наблюдаем, он фиксируется средствами познания и может быть измерен и оценен.
Только проявленное, зафиксированное и идентифицированное свойство социального объекта становится его признаком. Как выразители свойств П. с. имеют разную способность, с точки зрения полноты и глубины, отражать те или иные стороны данного социального объекта. Наконец, свойства определяют качественную и количественную границу социального объекта, признаки свидетельствуют о ней. П. с. может быть как постоянной и неизменной, так и непостоянной, ситуативной характеристикой объекта, т. е. в изменившихся условиях одно и то же явление, свойство может быть представлено другими признаками. Кроме того, П. с. подразделяются на качественные и количественные, прямые и косвенные, простые и сложные, единичные, выражающие отдельные свойства явления, и совокупные, выражающие сводные свойства и группы объектов. Они могут быть присущи всем единичным явлениям группы в одинаковой степени или варьировать, принимая разное значение у отдельных явлений, единиц совокупности. П. с.-важное понятие в социологии, соединяющее в себе возможность онтологического, гносеологического, статистического, ценностно-нормативного и др. толкования. Онтологическая интерпретация этого понятия схватывает объективные основания П. с., она отождествляет признак с объективным явлением, которое выражает через себя определенное свойство другого явления.
В этом же плане отождествляются друг с другом П. с., показатель социальный к эмпирический индикатор. Гносеологическое толкование связано с выяснением возможностей формирования социального показателя на основе данного П. с. (или их набора). Речь идет о том, что в социологическом исследовании далеко не каждый признак изучаемого явления может быть взят в качестве объективной основы его социального показателя. Для этого производится отбор признаков под углом зрения того, какие из них с наибольшей полнотой выражают те или иные свойства исследуемого объекта и, следовательно, в какой мере могут стать содержательной основой показателя, который строится на базе определенных теоретических концепций и нормативных оценок этого объекта. Таким образом, гносеологическая интерпретация П. с. превращает его в социальный показатель как особую исследовательскую, познавательную конструкцию, позволяющую социологу сопоставить теоретические представления о свойствах изучаемого объекта с их эмпирическими выразителями-признаками, уточнить эти представления. Наконец, статистическая интерпретация понятия П. с. опирается на понимание признака как характеристики множества и связана с тем, что социология изучает по преимуществу массовые явления и, как и статистика, характеризует их по различным совокупным признакам. В русле этой интерпретации П. с. измеряется, возводится в числовые формы (индексы). При этом учитывается доступность признака для измерения, его значимость, вес в характеристике изучаемого явления и способность стать «элементом» индекса. Выявляя с помощью статистических средств интенсивность проявления рассматриваемого признака, исследователи судят об отраженном в нем свойстве объекта, о самом объекте.
Полезное
Смотреть что такое «Признак социальный» в других словарях:
Индикатор социальный — 1) то же, что показатель социальный, 2) доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого или управляемого социального объекта (см. Признак социальный). В исследовательской ситуации И. с. «замещают», обнаруживают другие… … Социологический справочник
Индикатор социальный — доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого или управляемого социального объекта. В исследовательской ситуации социальный индикатор «замещают», обнаруживают другие характеристики объекта, обычно недоступные наблюдению и… … Экология человека
Факт социальный — 1) состояние социальной действительности или свершившееся событие, не зависящее от исследователя; 2) элементарная компонента системы социального знания (единица обоснования, доказательства или опровержения в системе научной аргументации),… … Социологический справочник
Свойство социальное — имманентно (непосредственно, внутренне) присущая социальному явлению или процессу характеристика, раскрывающая его общественную природу и индивидуальную специфику. Благодаря собственным свойствам, каждое социальное явление сохраняет качественную… … Социологический справочник
Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия
НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия
Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия