Что такое социальный проект
Социальный проект
Субъекты социального проектирования: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы. Неотъемлемая черта субъекта проектирования — социальная активность субъекта.
Объекты социального проектирования:
Современное социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Участие населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений представителей власти или частных лиц — одно из фундаментальных основ практики социального проектирования во многих странах. Включение общества в разных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов значительно повышает гражданскую активность населения.
Содержание
Типы проектов
По характеру проектируемых изменений
По направлению деятельности
По особенностям финансирования
По масштабам
По срокам реализации
«Псевдопроекты»
«Псевдопроекты» — это форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в псевдопроекте.
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Социальный проект» в других словарях:
Социальный проект «ВТБ — России» … Википедия
Социальный проект банка «Огни Москвы» — – специальный пакет предложений для студентов, преподавателей вузов, пенсионеров и семей, имеющих детей до 18 лет. Целями данного проекта банк определяет: построение доверительных отношений с клиентами; помощь высшим учебным заведениям в… … Банковская энциклопедия
Подари свет (социальный проект) — Подари свет Начало проекта 2009 год Город Санкт Петербург Сфера реализации Инклюзивное образование Сайт проекта givelight.spb.ru Подари свет социальный проект, направленный на создание среды для равноправного творческого общения детей с… … Википедия
Социальный анархизм — Социальный анархизм, социалистический анархизм[1], анархо социализм, анархистский социализм или коммунитаристский анархизм[2] (эти понятия взаимозаменямы относительно либертарного социализма[1], левого либертарианства[3] или же левого… … Википедия
Проект закона об ответственной власти — Проект Закона об ответственности власти Российским оппозиционным политиком и публицистом Юрием Мухиным на основании теории делократического управления впервые в 1993 году был предложен механизм практической реализации ответственности власти в… … Википедия
Проект «Дом ответственности» — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Социальный интервенционизм — Фашизм … Википедия
Проект «Венера» — Жак Фреско Jacque Fresco Жак Фреско (справа) и Roxanne Meadows Дата рождения: 13 марта, 1916 … Википедия
Проект «Гражданская смена» — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… … Википедия
Социальный PR — Связи с общественностью (PR) в социальной сфере это деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных)отношений к людям, организациям, объектам, событиям, идеям и т. д., формирование у… … Википедия
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
Социальный проект: от идеи к воплощению
Сегодня мы затронем тему, которая волнует многих активистов: как создать успешный социальный проект?
Экспертом рубрики выступает Асет Клышбаев. Асет — главный менеджер Фонда развития социальных проектов «Samruk—Kazyna Trust», он работает в фонде с 2016 года. Асет ведет такие проекты, как «Разные-Равные» и проекты по установке спортивных площадок.
В своей статье Асет Клышбаев ответил на самые часто задаваемые вопросы и разъяснил читателям, какой проект может стать социальным и что нужно сделать для того, чтобы добиться хорошего результата.
Что такое социальный проект?
Для начала нужно разобраться, что такое социальный проект и что нужно учитывать при его создании.
Социальный проект – это комплексная деятельность человека, но чаще группы людей – общественных фондов, объединений, сообществ – которая направлена на решение определенных проблем социума, его трансформации и повышение качества жизни. Проблемы могут быть самыми разными: от развития инфраструктуры до поддержки людей с инвалидностью. И все же главной целью создания социального проекта является развитие общества.
В наш Фонд ежедневно поступает большое количество запросов и проектов, но я столкнулся с таким явлением – большинство заявителей не включаются в свои же проекты. Некоторые не прорабатывают структуру, кто-то не может определить конечный результат, а третьи просто не имеют плана реализации.
Начиная проект, нужно учитывать сразу несколько факторов:
— нацеленность на решение конкретной проблемы – необходимо четко понимать, какую проблему вы хотите решить и что готовы предпринять для этого.
— наличие конечного бенефициара – определите свою аудиторию: для кого вы это делаете.
— наличие партнеров – создание проекта подразумевает привлечение партнеров – социальных, коммерческих, государственные и местные исполнительные органы. Одни могут направить вас, поделиться опытом, другие – оказать спонсорскую поддержку, третьи – помочь, к примеру, в вопросах законодательства, предоставления площадки и прочее.
— измеримый конечный результат – необходимо добиваться ощутимых результатов – чтобы понять, какую пользу вы принесете, например, сколько людей получат реальную помощь от вашего проекта.
— инновационность – вы вряд ли привлечете внимание к проблеме, если будете повторять за кем-то. Лучше будет, если придумаете свое уникальное решение проблемы, примените другой подход в реализации проекта, нежели другие общественники.
— мультипликативность – предусмотреть возможность масштабирования проекта – возможно, кому-то будет полезен ваш опыт и он в будущем сможет применить его в своих начинаниях.
Кто может заниматься социальным проектом?
Социальный проект может создать каждый человек, неравнодушный к проблемам общества и его дальнейшего развития. Здесь даже не нужно иметь специального образования – главное – понимать, что вы делаете, для кого и к чему хотите прийти в итоге.
Опыт показывает, что одному человеку сложно реализовать проект, поэтому привлекайте единомышленников, партнеров, наставников. Ведь проект – это не статичная картинка – это процесс, где нужно одновременно решать несколько задач.
В своей работе необходимо использовать лучшие практики, при этом адаптируя их к условиям казахстанского рынка. Реализовывать свою идею так, чтобы в будущем стать бенчмарком социальной сферы как в пределах нашей страны, так и в мировом сообществе.
Что нужно сделать, чтобы создать свой социальный проект?
Как я уже говорил выше, сначала определите – для чего вам это нужно, какую проблему вы хотите решить и какие ресурсы у вас есть. Если вы смогли ответить на эти вопросы, и преисполнены энтузиазма, действуйте.
Сразу оговорюсь, создание проекта – это не приготовление блюда, здесь нет четких рецептов, в результате которого получится вкусный шедевр. Однако все же, если придерживаться определенных рекомендаций, вы сможете реализовать свою идею.
В своей работе можно применить следующую формулу: исследование – проблема – цель – задачи – методы – шаги – бюджет – оценка.
Для социального проекта нужно определить нишу, после чего человек или организация начинает проводить исследование, собирать информацию, мнения экспертов, какими способами можно решить данную проблему и улучшить ситуацию. Проблема должна быть обоснована объективными данными, которые можно выяснить, проведя исследование. Цифры и факты дадут вам понять, в каком направлении двигаться и как лучше решить проблему, где существуют реальные пробелы, которые в дальнейшем и сможет закрыть ваш проект. Во время проведения исследования, обязательно оцените актуальность проекта в разрезе своего региона, страны и мира, чтобы иметь полное и разностороннее представление о проблеме.
Из проблемы вытекает цель. То есть, вы должны понять, что имеете на данный момент и к чему придете, воплотив в жизнь проект.
После этого определите, какие задачи вам нужно решить, чтобы достигнуть цели. Это своеобразные этапы на пути к конечному результату.
Решить задачи поможет применение определенных инструментов – методов. Это, пожалуй, один из самых объемных и подробных разделов проекта. Нужно описать то, каким образом будет осуществляться проект, прописать стратегию, механизм реализации проекта. Важно ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы.
Шаги. Чтобы реализовать социальный проект и прийти к цели, нужно разбить процесс на шаги. Не нужно пытаться сделать все и сразу. Хаотичное выполнение только помешает вам эффективно выстроить работу, и в итоге вы ничего не добьетесь. Поэтому определите последовательность своих действий, структурируйте их. Для удобства в работе разработайте план мероприятий, с указанием конкретных сроков, исполнителей, инструментов.
Конечно, для реализации любого проекта необходим бюджет. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать, сколько будет стоить каждый этап вашего проекта. После составления и описания бюджета, поясните, на что будет расходоваться та или иная сумма.
Ну и завершающий момент — шкала оценки. Оценка – это способ достижения качества. Она необходима для того, чтобы оценить конечный результат. Иначе, невозможно будет оценить эффективность проекта – принес ли он пользу, какие ошибки были допущены, и как их избежать в дальнейшем.
В качестве примера успешного проекта я бы привел проект «Разные-Равные: создание в Казахстане инклюзивного общества». Он реализуется частным фондом «Дара» совместно с Фондом «Samruk-Kazyna Trust» с 2014 года.
Проект предусматривает открытие Кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) и Ресурсных центров (РЦ) инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями, а также повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с опозиционно-вызывающими расстройствами (ОВР).
За 4 года при поддержке нашего фонда открыто уже 9 КППК и 6 РЦ по всему Казахстану. Проект охватил более 4000 детей с особенностями развития и их семьям.
Системность и устойчивость данного проекта обусловлена тем, что в целом в развитии сети КППК и РЦ по Казахстану был задан определённый уровень качества, которого далее придерживаются местные органы власти при открытии подобных центров в регионах. Все открытые КППК и РЦ в рамках проекта полностью адаптированы под нужды детей с особыми потребностями, оснащены необходимым современным оборудованием и материалами, специалисты прошли обучение по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
С момента открытия данные учреждения живут самостоятельно и финансируются из местных государственных бюджетов.
Необходимо отметить и мультипликативный эффект реализации проекта, так как за счет государства и бизнеса по данной модели дополнительно открыто более 15 КППК и РЦ по Казахстану.
Хочу стать партнером Фонда развития социальных проектов «Samruk—Kazyna Trust». Что мне нужно учесть?
Помимо всех тех факторов, что я озвучил выше, нужно уделить внимание следующим аспектам.
— Социальный проект должен быть системным. Одноразовые акции – это как капля в море, которую не заметит ни общество, ни ваша целевая аудитория, ни конечный получатель. Другими словами, эффекта вы не добьетесь.
— Продумайте возможность продолжения вашей деятельности после окончания финансирования, работайте над увеличением экономической активности целевых групп населения в результате реализации проекта, к примеру, вы можете привлечь дополнительных доноров посредством краудфандинга.
— Используйте инновационные подходы, применяйте лучшие мировые и локальные практики для реализации мероприятий в рамках социального проекта.
— Определите ожидаемые результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. Это соответствие результатов цели, задачам проекта, измеримость, реалистичность, выполнимость.
— Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались.
Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.
— Опишите категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.
— Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.
Что такое социальный проект?
Что такое социальный проект?
Под социальным проектированием понимается деятельность:
Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.
Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:
Цель социального проектирования:
Основные задачи социального проектирования:
Признаки проекта
Установленные сроки начала и завершения
Измеряемый продукт или результат
Типология проектов
В разных сферах нашей жизни люди создают проекты, которые помогают им в их деятельности. В соответствии с типом деятельности создается типология проектов:
Управление проектом
Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.
Управление включает три основных вида деятельности:
Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)
Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.
Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:
Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.
Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
2. Структура социального проектирования
Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.
Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.
3. Технология разработки социального проекта
План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.
ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.
ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
ШАГ №5. Составление детального плана работы.
ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.
Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.
ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.
ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта
4. Основные требования к проекту
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
— этапы и конкретные сроки их реализации;
— четкие и измеряемые задачи;
— конкретные и измеряемые результаты;
— планы и графики выполнения работ;
— конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Ожидаемые результаты.
1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
3. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.
4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.
5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
5. Типичные ошибки социального проектирования
— отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;
— переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;
-провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;
— отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
6. Роль педагога в социальном проектировании
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку.
Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.
Электронные адреса :
http :// deptno. lipetsk. ru / eduportal / files / socproekt _ rukovod. doc
Литература:
• Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. – М., 1996.
• Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. – Минск, 1986.
• Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. – М., 1984.
• Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.
• Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.
• Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. – М., 1975.
• Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв.ред. Т.М.Дридзе. – М.,1994.
• Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. – М-Белгород, 1995.
• Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.