Что такое социальный прогресс в обществознании
ЕГЭ. Общество. Тема 6. Прогресс. Регресс
Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?
Прогресс
Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.
Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности ( дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.
Виды прогресса в обществе
Социальный | Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию. |
Материальный | Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей. |
Научный | Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса. |
Научно- технический | Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация. |
Культурный (духовный) | Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности. |
Критерии прогресса
Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.
Мыслители | Точки зрения на критерии прогресса |
Ж.Кондорсе | Развитие разума человека |
Вольтер | Развитие просвещения, торжество разума человека. |
Ш.Монтескье | Улучшение законодательства стран |
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн | Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей. |
Г.Гегель | Зрелость свободы общества. |
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов | Распространение просвещения, развитие знаний. |
К.Маркс | Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой. |
Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.
Критерии общественного прогресса современных учёных:
Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.
Противоречивость общественного прогресса
Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.
Регресс
Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс ( от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.
Признаки регресса в обществе
Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Общественный прогресс
Общественным прогрессом считается тенденция общественного развития, которая заключается в качественном переходе от низкого уровня к более прогрессивному, совершенному.
Ещё в период античности древнегреческие философы выделяли три направления общественных изменений: прогрессивное (понятие исторического прогресса ввёл Демокрит), регрессивное (Сенека), циклическое (Платон). Только в XVII в. благодаря развитию науки и техники, которое сопровождалось признанием доминирующей власти разума, окончательно укоренилась идея прогресса общества. Разработчиками теории общественного прогресса считаются французские философы XVIII в. Анн Робер Тюрго и Жан Антуан Кондорсе.
Причинами общественного прогресса выступают потребности человека, которые являются выражением его природы как биологического и социального существа. Эти потребности разнообразны по своей сути, характеру, актуальности, но они так или иначе будут определять мотивы деятельности индивида. В процессе реализации своих потребностей люди изменяют условия своего существования, поскольку каждая удовлетворённая потребность вызывает следующую потребность, которую необходимо воплотить в жизнь, благодаря чему и происходит развитие общества.
К областям прогресса относят: экономический прогресс, социальный прогресс, научно-технический прогресс. Прогресс человеческого общества можно изобразить в виде ломаной линии. Следует отметить, что прогрессивные тенденции в различных областях наряду с положительным эффектом могут иметь и негативные последствия для социума.
Выделяют две формы социального прогресса: реформы и революции. Реформы подразумевают поэтапные преобразования разнообразных элементов общественной жизни. Революция, наоборот, предусматривает кардинальную реорганизацию жизни общества.
Вместе с тем у философов не существует единого подхода к такому явлению, как общественный прогресс. Одни считают, что благодаря ему возникают новые безграничные возможности общественного и, в первую очередь, экономического прогресса, который возможен из-за массы полезных веществ, содержащихся в природной среде. Другие придерживаются мнения о том, что у общественного прогресса есть некие пределы, выходить за которые не рекомендуется. Согласно их теории, следующее поколение людей достигнет пределов демографической и экономической экспансии, что приведёт систему к неконтролируемому кризису и краху.
В соответствии с теорией марксизма основным критерием общественного прогресса в конце XIX в. считали уровень производительных сил. Каждая новая общественно-экономическая формация поглощала предыдущую за счёт того, что открывала грандиозные возможности для развития производительных сил и достигала более высокого уровня продуктивности общественного труда.
На современном этапе развития общества основным критерием прогресса служит уровень гуманизации.
Основные понятия
Вопрос для самопроверки
Кто из учёных разработал теорию общественного прогресса?
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
К формам социального прогресса относится
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые надо вставить на место пропусков.
Общественный прогресс.
Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.
Впервые теорию прогресса описал известный французский публицист аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» в 1737 году. По его теории прогресс заложен Богом в каждого человека и этот процесс неизбежен, как природные явления. В дальнейшем исследование прогресса как общественного явления продолжилось и углубилось.
Критерии прогресса.
Критерии прогресса – это основные параметры его характеристики:
Социальный критерий – это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития – это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.
Экономический критерий – это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий – самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.
Духовный критерий – нравственное развитие – один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот – регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.
Научно-технический критерий — это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче – инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.
Альтернативные теории.
Понятие прогресса подвергается критике еще с XIX века. Ряд философов, историков отрицает прогресс как общественное явление полностью. Дж. Вико рассматривает историю общества как циклическое развитие со взлетами и падениями. А. Тойнби в качестве примера приводит историю различных цивилизаций, в каждой из которых есть фазы возникновения, роста, упадка и разложения (Майя, Римская империя и т.д.).
На мой взгляд эти споры связаны с различным пониманием самого определения прогресса как такового, а также с различным пониманием его социальной значимости.
Тем не менее, без общественного прогресса у нас не было бы общества в его современном виде с его достижениями и нравами.
Понятие общественного прогресса
Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Критерии прогресса:
— развитие человеческого разума;
— совершенствование нравственности людей;
— прогресс науки и техники;
— развитие производительных сил, включая самого человека;
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.
Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ:
— Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);
— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).
Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Признаки революции:
— это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
— носят общий, фундаментальный характер;
— как правило, опираются на насилие;
— организуются сознательно;
— вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Основные подходы к изучению развития общества:
— линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) —
развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.
Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.
Пять общественно-экономических формаций:
Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).
Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.
Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер).
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.
Характеристика основных типов цивилизаций
Критерии для сравнения | Традиционное (аграрное) общество |
Особенности исторического процесса | Длительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами. |
Отношения общества и природы | Гармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе. |
Особенности экономического развития | Ведущим является аграрный сектор, главное средство производства – земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель. |
Социальная структура общества | Жёсткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы. |
Положение личности в обществе | Личность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей. |
Критерии для сравнения | Индустриальное (западное) общество |
Особенности исторического процесса | Резкое, скачкообразное, революционное развитие, грани между эпохами очевидны. |
Отношения общества и природы | Стремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы. |
Особенности экономического развития | Преобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности. |
Социальная структура общества | Открытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право. |
Положение личности в обществе | Индивидуализм, свобода личности. |
Критерии для сравнения | Постиндустриальное (информационное) общество |
Особенности исторического процесса | Эволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни. |
Отношения общества и природы | Осознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки её решения, стремление создания ноосферы – «сферы разума». |
Особенности экономического развития | Преобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций. |
Социальная структура общества | Открытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право. |
Положение личности в обществе | Индивидуализм, свобода личности. |
Локально-цивилизационный подход (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев).
Сущность подхода заключается в отрицании единого однонаправленного процесса. Исторический процесс распадается на множество независимых, изолированных и равноценных по значимости путей развития, цивилизаций и культур.
Цивилизация — общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями, экономической, социальной, политической организацией), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом.
При выделении типов цивилизаций чаще всего используют религиозный критерий, так как считают религию концентратом культурных ценностей.
Классификация типов цивилизаций:
— западная христианская;
— православная христианская;
— исламская;
— индуистская;
— конфуцианская (дальневосточная);
— буддийская;
— иудаистская.